Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ В РОССИИ'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
433
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
бизнес-идея / авторское право / интеллектуальная собственность / законодательство / защита авторских прав / business idea / copyright / intellectual property / legislation / copyright protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бадалян Карина Арменовна

Непрерывное развитие бизнес-процессов и авторских идей во всех сферах жизнедеятельности общества предопределило развитие правового регулирования и защиты интеллектуальной собственности. Автором предпринята попытка отнести бизнес-идеи, бизнес-проекта к объектам интеллектуальной собственности. Дается анализ роли бизнес-проектов в современной жизни российского общества, выделяются специфические черты и характеристики, их законодательная защищенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT OF BUSINESS PROJECTS IN RUSSIA

The continuous development of business processes and copyright ideas in all spheres of society's life predetermined the development of legal regulation and protection of intellectual property. The author made an attempt to classify business ideas as objects of intellectual property. An analysis of the role of business projects in the modern life of Russian society is given, specific features and characteristics, their legislative protection are highlighted.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ В РОССИИ»

УДК 346.26 ББК 67.4

Карина Арменовна Бадалян

студентка

Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

karina_badalyan@inbox.ru

125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д.51/1

Научный руководитель: Алена Николаевна Приженникова

доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент

alenaprizhen@mail.ru

125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д.51/1

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ В РОССИИ

Аннотация. Непрерывное развитие бизнес-процессов и авторских идей во всех сферах жизнедеятельности общества предопределило развитие правового регулирования и защиты интеллектуальной собственности. Автором предпринята попытка отнести бизнес-идеи, бизнес-проекта к объектам интеллектуальной

собственности. Дается анализ роли бизнес-проектов в современной жизни российского общества, выделяются специфические черты и

характеристики, их законодательная защищенность.

Ключевые слова: бизнес-идея, авторское право, интеллектуальная собственность, законодательство, защита авторских прав.

K.A. BADALYAN,

Student of the Faculty of Social Sciences and mass communications, Financial University under the Government of the Russian Federation

karina_badalyan@inbox.ru 51/1 Leningradsky Ave., Moscow, 125993

SCIENTIFIC DIRECTOR A.N. PRIZHENNIKOVA,

Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic activity,

Faculty of Law

Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

alenaprizhen@mail.ru 51/1 Leningradsky Ave., Moscow, 125993

LEGAL SUPPORT OF BUSINESS PROJECTS IN RUSSIA

Annotation. The continuous development of business processes and copyright ideas in all spheres of society's life predetermined the development of legal regulation and protection of intellectual property. The author made an attempt to classify business ideas as objects of intellectual property. An analysis of the role of business projects in the modern life of Russian society is given, specific features and characteristics, their legislative protection are highlighted.

Key words: business idea, copyright, intellectual property, legislation, copyright protection.

В современном мире все чаще и чаще встает вопрос авторского права на интеллектуальную собственность. Стоит отметить, что в настоящее время распространение данного вида собственности продолжается во всех сферах жизнедеятельности общества. Это предопределило закономерный вопрос о том, как защитить бизнес-идею с точки зрения авторского права и можно ли в целом сегодня как-либо оградить бизнес-идею от хищения?

Как известно, создание и озвучивание бизнес-идеи не дает права исключительного пользования, а, следовательно, идея может быть воплощена в жизнь конкурентами или злоумышленниками.

По мнению профессора В.А. Дозорцева понятие «интеллектуальная собственность» может трактоваться достаточно широко. Ученый отмечает, что в общем смысле данного термина используется закрепленное законом право, обладающее исключительными свойствами, а также обосновывающее личные неимущественные права авторов на результат их собственной, творческой и индивидуальной и креативной интеллектуальной деятельности [3].

Более того, законом устанавливается монополия автора не только на само произведение, но и на использование результатов своего творчества, т.е. совершение какого-либо действия с произведенными автором творениями могут быть только после получения от него разрешения.

Согласно ст. 1225 ГК РФ, к интеллектуальной собственности относятся произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования;

товарные знаки и знаки обслуживания; географические указания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения1.

Вместе с тем представляется, что на сегодня информация, несмотря на отсутствие упоминания данного понятия в обозначенном перечне и в целом в Гражданском кодексе РФ также представляет собой определенный объект гражданских прав. Однако Гражданским кодексом РФ предусматривается защита информации, составляющей служебную и коммерческую тайны, как узких направлений информационного блока.

Учитывая, что бизнес-идея в каком-то роде это тоже информация, рассмотрим определение данного понятия и проанализируем необходимость отнесения бизнес-идеи к объектам интеллектуальной собственности.

Так, бизнес-идея представляет собой четко выраженную и определенную концепцию коммерческих способов и целей, реализация которых позволит компании или отдельному предпринимателю получить прибыль от продажи продукта (услуги) конечным группам стейкхолдеров (целевой и заинтересованной аудитории). Соответственно, иными словами, это креативный ответ на основные вопросы предпринимательства: «как выйти на рынок, выделиться на нем, привлечь потребителей и получить прибыль». Здесь важно учесть, что главная цель любого бизнеса — это получение прибыли. В таком случае, бизнес-идея представляет собой составленный порядок действий или план по разработке, продвижению и реализации товара или услуги, ведущие к основной цели (получению прибыли). Ключевое отличие бизнес-идеи от других проектов экономической направленности и не только — наличие конечной цели в виде получения прибыли. Это позволяет заключить, что в основе любого вида предпринимательской деятельности всегда лежит первоначальный креатив, выделяющий компанию среди конкурентов, привлекающий аудиторию и, соответственно, приток финансов. Однако не следует смешивать такие понятия, как «бизнес-идея», «предпринимательство» и «бизнес-план», как это ошибочно делают некоторые теоретики и практики.

Необходимо учесть, что сама по себе задумка или креативное решение предпринимателя еще не может называться бизнес-идеей. Возникновение идеи для бизнеса — это лишь генерация ряда желаемых образов и конечных целей, которая ложится в основу дальнейшей разработки концепции. Следовательно, до тех пор, пока идея представляет собой набор мыслей ее автора-создателя и не сформирована до конца — ее реальная стоимость (и возможность реализации здесь и сейчас) приравнивается к нулю. Соответственно, для того, чтобы замысел

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

автора воплотился в реальную бизнес-идею и мог считаться таковым, мысли должны быть обличены в подобие плана или модели, что позволит представить идею более наглядно.

Кроме того, можно сказать, что бизнес-идея обладает следующими характерными признаками:

— оригинальностью и уникальным характером (идея не должна копировать уже существующую бизнес-концепцию и обязана привносить новизну в мир бизнеса);

— нацеленность на получение прибыли. Это одна из самых главных характеристик, поскольку основа бизнеса — доход;

— ориентированность на четко структурированные группы (или группу) потребителей (отбор целевой аудитории для ведения бизнеса, оценка ее потенциала, как основного перспективного источника дохода компании);

— направленность на создание нового продукта (услуги), способного его создателям при продаже принести прибыль;

— доступность к реализации (ее воплощение в жизнь не должно требовать еще не существующих технологий или методик работы);

— инновационность. Бизнес-идея должна предлагать возможности, связанные с улучшением жизни, ее темпа, а также выгоды для конечного потребителя продукции;

— конкретность (наличие четко сформулированных цели, задач, очерченных границ);

— адекватность сроков реализации.

Необходимо также отметить, что на сегодняшний день законодательное регулирование отношений, связанных с интеллектуальной собственностью продолжает вызывать дискуссии и до сих пор находится в стадии формирования. Кроме того, актуальные вопросы процессуального характера, возникающие в сфере интеллектуальной собственности, нашли отражение в Постановлении Пленума ВС РФ от 23.04.2019 №10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» 1. Рост числа споров, связанных с интеллектуальной собственностью вызывает определенный интерес у правоприменителей, одновременно отмечено увеличение количества исковых заявлений в Суд по Интеллектуальным правам (далее — СИП). По данным экспертов этот показатель на 18% выше числа заявлений на аналогичный период 2018 года. Анализ статистических данных позволяет утверждать о стабильно растущих показателях. Так, в 2018 г. СИП получил на 7% больше исковых

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 №10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

заявлений по сравнению с 2017 г. Следует также учитывать факт, что в данной среде есть разграничение на публичные и гражданские правоотношения. Согласно отчетами СИП из 904 дел, находящихся в судопроизводстве, приходящихся на период 2019 г. 534 спора относилось к публичной, а 370 — к гражданской сфере1.

Однако проводимую работу по защите прав интеллектуальной собственности нельзя признать безупречной. Так, ряд решений федеральных антимонопольных органов, касающихся недобросовестной конкуренции по правам на средства индивидуализации была отменена СИПом. Такое положение позволяет предположить о низком качестве работы антимонопольных органов по данному направлению и требует исправления ситуации. Это в полной мере относится и к деятельности по выявлению дел о краже и присвоении бизнес-идей.

По итогам отчета за 2019 г. отмечено, что СИП на 40% чаще стал направлять запросы специалистам с целью дачи разъяснений по конкретному кругу вопросов материалов делу. Представляется, дополнительного разъяснения со стороны специалистов потребуется ситуация, когда речь пойдет о бизнес-идее. При этом вновь встает вопрос о том, как защищать бизнес-идею с точки зрения интеллектуальной собственностш?

В соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ в случаях, предусмотренных законодателем для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом.

В случае, если права на соответствующие результаты или средства индивидуализации принадлежат одному правообладателю, общий размер

1 Коробка Е. Статистика деятельности СИПа за 2019 год // Адвокатская газета. 20.04.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.intellectpro.ru/press/commenters/statistika_deyatel_nosti_sipa_za_2019_god/источни к: https://www.intellectpro.ru/press/commenters/statistika_deyatel_nosti_sipa_za_2019_god/ (дата обращения 18.03.2021).

2 Отчет о работе суда по интеллектуальным правам (первая инстанция) за шесть месяцев 2019 г. Форма 4. // Суд по интеллектуальным правам. — 2019. — 9 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ipc.arbitr.ru/files/pdf/otchet_1instanc_1p_2019.pdf (дата обращения: 18.03.2021).

компенсации за нарушение прав на них с учетом характера и последствий нарушения может быть снижен судом ниже пределов, установленных ГК РФ, но не может составлять менее 50% суммы минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.

В научных источниках отмечается, что «охота за проектами, кража проектов — это отдельный бизнес, и особенно данные вопросы актуальны в конкурентной среде, когда для получения новых конкурентных преимуществ владельцы и сотрудники компаний делают все, чтобы заполучить каким-то образом новые идеи и разработки» [1, 2]. Исходя из этого, на сегодняшний день остро встает вопрос о способах защиты авторов бизнес-проектов и бизнес-идей при помощи законодательной базы. Вместе с тем, в п. 5 ст. 1259 ГК РФ закреплен перечень объектов, на которые авторские права не распространяются (в частности, на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия). По мнению многих юристов защитить модель бизнеса в России очень сложно, поскольку как это зачастую бывает, человек придумывает модель, но не имеет на нее по сути никаких прав, поскольку проект воплощают в жизнь другие люди (создают сайт, приложение, дают имя или «звездное» лицо проекту, производят контент) и именно с медийным лицом как правило ассоциируется такой бизнеса

Представляется, бизнес-проектом может быть «любая идея, направленная на получение потенциально положительного экономического результата» и учитывая, что в п. 3 ст. 1259 ГК РФ указано, что объектами авторского права могут быть произведения (как обнародованные, так и необнародованные), выраженные объективной форме, стоит понимать, что бизнес-проект, должен быть выражен в объективном виде, и быть итогом (результатом) творческого самовыражения автора.

В заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день бизнес-идеи и бизнес-проекты — это результат творческой деятельности человека. Как иные объекты интеллектуальной собственности они нуждаются в законодательном регулировании. Обладая полным набором признаков, которые присущи объектам авторского права бизнес-идеи / бизнес-проекты вполне могут претендовать на включение их перечень объектов интеллектуальной собственности, закрепленных в ст. 1259 ГК РФ и возможностью реализации механизма защиты при нарушении авторских прав.

1 Миткевич А. Закон не писан: что делать, если кто-то украл модель вашего бизнеса // Forbes от 04.05.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.ru/forbes-woman/360811-zakon-ne-pisan-chto-delat-esli-kto-ukral-model-vashego-biznesa (дата обращения 17.03.2021).

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Белая О.В. Бизнес-идея как объект интеллектуальной собственности // Гражданское право. — 2018. — №4 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Волков А.С. Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации. — М.: Вершина, 2006. — 255 с.

3. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей. / В.А. Дозорцев; Исслед. центр част. права. — М.: Статут, 2005. — 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.