2.8. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В ПРАВОСОЗНАНИИ ФРАНЦУЗСКИХ ЮРИСТОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Хабалаева Инга Анзориевна. Должность: главный юрист. Место работы: ООО «Газпроммедсервис». Email: [email protected]
Rule-of-law state in the legal conscience of French lawyers in the second half of the XX century Khabalaeva Inga Anzorievna. Position: senior advisor. Place of employment: «Gazprommedservis» LLC. E-mail: [email protected]
During the greater part of the XX century the concept of rule-of-law state was hugely theorized and was not a real criterion of state activities for French lawyers but starting from 1980 the situation started changing and the relevance of the rule-of-law state topic started growing even beyond the lawyer community which promoted the transfer of the rule-of-law category from a purely legal to the political scope thus becoming first a way of legitimization of au-torities and then an obligatory component of the political discourse.
Анализ общемировых тенденций в области правовой культуры свидетельствует о том, что конец XX - начало XXI вв. характеризуются противоречивыми сдвигами в правопонимании. С одной стороны, становятся актуальными проблемы «естественного права», утверждения международных стандартов в области гарантирования и соблюдения прав человека; институционализируется государственная жизнь на основе Конституции, придаётся правовой характер отношениям государства и личности, государства и экономической сферы и т.д. С другой стороны, возросло внимание и уважение к региональным и национальным особенностям правовой культуры, которые играют возрастающую роль в образовании национальных государств, региональных государственных объединений как субъектов формирующегося монополярного мира.
По мнению Ж. Шевалье, с которым мы соглашаемся, теория правового государства во Франции стала прививаться на традиционную политику и институциональную специфику, унаследованную со времен Революции 1789 года. Приобретая все большее значение, она продолжала развиваться, привнося все новые аргументы в критику конституционных законов III Респуб-1
лики .
Многие фундаментальные элементы формальной теории правового государства, которые были переняты у немецкой доктрины, легко вписались во французское позитивное право. По мнению многих французских юристов, в том числе и Р. Карре де Мальберга, немецкая теория все же несла на себе слишком сильный отпечаток политической обстановки, сложившейся в то время в Германии, чего они категорически не желали для Франции.
Как утверждает Ж. Шевалье: «Гегемония правового государства является следствием двойного процесса: обязательства и сглаживания различий»2. Далее он
1 Chevallier J. L'etat de droit. 4 edition. - Paris: Montchrestien, 2003. - P.25.
2 Chevallier J. Op. cit. - P.116.
упоминает о правовом государстве, как о самодовлеющей ценности, обязательной к рассмотрению при любой возможной дискуссии как нечто само собой разумеющееся. По нашему мнению, нет никаких оснований оспаривать эти утверждения Ж. Шевалье, а, наоборот, стоит с ними согласиться.
Это понятие стало обязательным как для государств, которые стремятся сохранять свою власть, так и для политических деятелей, которые склонны приносить в жертву своим убеждениям и интересам интересы общества. Ведь, правовое государство выступает в современном обществе в роли ценностного ограничения, определяющего любую политическую легитимность. Все происходит, таким образом, как если бы политический дискурс правового государства смог обратить себе на пользу нормативную власть, которой понятие правового государства обладает в силу своего юридического происхождения. С другой стороны, правовое государство стремится к сплочению и объединению различных участников государственно-правовых отношений. В качестве примера можно привести сближение с британской концепцией Rule of Law посредством выработки синкретической модели, вплоть до взаимной заменяемости двух концепций (понятие «правовое государство» в международных документах переводится на английский язык как «rule of Law»)3.
Построение владычества правового государства было поэтапным и опосредованным. Вначале, вновь появившаяся доктрина правового государства в Западной Европе и, в первую очередь, во Франции. Затем, признание концепции правового государства на мировом уровне. И, наконец, распространение концепции на Восток и на Юг.
Внимание, уделяемое французскими юристами понятию правового государства, неотделимо от кризиса, постигшего концепцию «государства всеобщего благоденствия». Этот кризис не просто дал отпор процессу роста роли государства, но также и проявился в изменении традиционных представлений о государстве, экспансия которого стала представляться как существенная угроза личным свободам. Как пишет Ж. Шевалье, теория правового государства удачно вписалось в идеологические схемы, вышедшие на первый план в 1970-е годы: усиление понятия рынка, считавшегося наиболее эффективным, рациональным и справедливым способом гармонизации взаимоотношений между субъектами; высокая оценка гражданского общества, представленного как обладателя всех возможных добродетелей и воспринимаемого как наилучшая площадка для проявления творчества и инноваций; оправдание индивидуальности, борющейся с инфантилизаци-ей и с униформизацией, которые породило развитие современных государств4. Продлевая эти представления, концепция правового государства образовывала вместе с вышеперечисленными ценностями устойчивый и единый идеологический союз. Все больше исследователей стали разделять мнение о том, что именно правовым путем можно гарантировать наличие рыночных отношений, обеспечить автономию общественных институтов и охрану личных свобод.
В своей работе, посвященной правовому государству, Ж. Шевалье делает важный вывод, с которым невозможно не согласиться: возрождение понятия «правовое государство» во Франции является результатом
3 Mockle D. L'etat de droit et la theorie de la Rule of law. Montreal, Cahiers de droit. Vol. 35 , №4, 1994. - P. 823.
4 Chevallier J. Op. cit. - P.117.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Хабалаева И.А.
внутренних процессов, которые меняются в зависимости от ситуации в стране. Однако, есть и некое всеобщее движение, которое стоит над национальными особенностями и которое особенно хорошо проявляется не только во Франции, но и в большинстве европейских стран5.
Во Франции процесс обращения к «правовому государству», безусловно, имел свои особенности. Дело в том, что всю первую половину XX века концепция правового государства была для французских юристов скорее общепринятым и ритуальным авторитетом, чем настоящим критерием государственной деятельности. Начиная же с 1980-х гг. наблюдается своего рода высвобождение темы правового государства для обсуждения, о чем свидетельствуют новые способы интерпретации, новые схемы объяснения, причем даже вне сообщества юристов. Так, философы вновь обратились к этой теме и представили ее в терминах, свойственных именно философии и менее имеющих отношение к привычной для юристов проблематике. Таким образом, категория «правовое государство» перешла в политическую плоскость, став сначала способом легитимации власти, а затем и вовсе обязательным составляющим элементом политического дискурса. Тем не менее, юристы, лишенные исконно находившегося в их ведении термина, стали искать способы вернуть его себе, постепенно придавая ему и юридический смысл. Таким образом «реанимирование» концепции правового государства явилось результатом взаимодействия разных действующих лиц.
Философы сыграли важнейшую роль в этой метаморфозе понятия правового государства. Критическое видение государственного устройства, развивавшееся с середины 1960-х в рамках философии, привело к всплеску интереса к праву, как будто бы философы осознавали важность юридических гарантий для политической организации; власть права стала основным способом противостояния государственному всевластию. Концепция правового государства позволила обобщить и закрепить подобное отношение: обладая большой побудительной силой, она, по мнению философов, представляет собой образ государства, подчиняющегося закону, организует общество в рамках законности и охраняет права человека. «Правовое государство является «анти-Левиафаном», в котором могущество государственных структур лимитируется требованием соблюдать права личности»6.
Обращение к теме правового государства происходит с трех разных точек зрения.
Первая из них, развивает противостояние права и государства. По мнению представителей этой точки зрения, государство будет двигаться в направлении установления контроля над обществом, полного контроля над жизнью и чувствами людей. В таком представлении государство стремится стать полновластным хозяином общества, владельцем всякого знания и власти. Поэтому, во имя защиты прав человека, нужно противиться расширению государственного влияния, угрожающего современному обществу7. Труды философов, к числу которых относился Б. Леви, были направлены против юридического формализма и право воспринималось, как одно из направлений развития государственного доминирования8. Но эта тенденция быстро сменилась реабилитацией права, которое ста-
5 Op. cit. - P.117.
6 Chevallier J. Op. cit. - P.118.
7 См.: Levy B.H. Le testament de Dieu. - Grasset, 1979.
8 Op. cit.
ло восприниматься, как главный инструмент защиты личных свобод.
Противоположную первой концепции - концепцию права без государства, продвигали неолибералы9. Это видение опирается на труд Фридриха Августа Хайе-ка1 . Для Хайека рынок не просто более эффективен в силу своей способности использовать гораздо больше информации, чем любая организация, но и потому, что он сам по себе гарантирует свободу. Превосходство такого рынка состоит в том, что создаваемый им порядок, с одной стороны, не подчиняется воле человека, возможному произволу, и, с другой стороны, не подчиняется никакой специально установленной иерархии целей. По мнению Хайека, порядок рынка представляет собой «спонтанный порядок» (или каталаксию). Этот рыночный закон предполагает существование «постоянной опорной конструкции законов», т.е. установленных a priori, твердых, безличных, одинаковых для всех, определяющих «условия, в которых можно использовать существующие ресурсы», «спектр вариантов выбора для участников»11. С другой стороны, он принципиально исключает любое законодательство, любую форму вмешательства форму «вмешательства» или «регулирования», направленного на достижение конкретного результата.
Работы Б. Барре-Крижель о правовом государстве находятся в иной плоскости, имея другую основу и совсем другой угол обзора12. Выступая против антиэтатизма предыдущих течений, особенно упомянутых выше, автор предполагает реабилитацию государства через призму истории. По мнению Б. Барре-Крижель, правовое государство можно отнести к особой форме государства, возникшей в Западной Европе в эпоху абсолютной монархии. В тот момент, по всей видимости, выделились два очень контрастных типа государств, характеризующихся полностью противоречащими концепциями социальных связей и политического устройства. С одной стороны, есть правовое государство, функционирующее в рамках закона и имеющее целью защищать личные свободы и ограничивать власть. С другой стороны, есть деспотичное государство, основанное на принципе полного подчинения власти, обладающей неограниченными полномочиями. Таким образом, возможно существование не одного, а двух государств с разными принципами функционирования. Абсолютистское государство, олицетворяя себя с законом, вывело на сцену новый вид власти, который принял свою подчиненность закону13.
По нашему мнению, правовое государство будет укреплять свои основы и в дальнейшем, с развитием либерализма и движения к демократическому идеалу. Постепенно начала вырисовываться совершенно новая доктрина правового государства - доктрина, которая, стала использовать концепцию правового государства для построения нового государства, ставящего во главе своих задач обеспечение и защиту прав личности и укрепление гражданского общества. Концепция правового государства является еще и существенной идеологической основой. Правовое государство становится залогом и гарантией легитимности государственной власти.
9 Valentin V. Les conceptions neo-liberales du droit. Economica, 2002.
10 Hayek F.A. Droit, legislation et liberte, tom 2. - Paris, 1976.
11 Hayek F.A. Op. cit.
12 Cm.: Barret-Kriegel B. L'etat et les esclaves. Calman-Levy. -Paris, 1979.
13 Op. cit.
Поставленные в невыгодное положение столь резким поднятием проблемы правового государства юристы стремятся вернуть это понятие под свою юрисдикцию, однако это стремление достаточно рискованно. Ведь, теперь они должны учитывать новые определения этого термина, появившиеся вне юридического поля. В то время как все чаще в юридических публикациях фигурирует вопрос о природе правового государства как необходимого фундамента, вырисовывается более глубокий уровень анализа взаимоотношений прав человека и государства.
Концепция правового государства была мобилизована юридической доктриной, сначала для того, чтобы поддержать развитие контроля над конституционностью законов. Ведь, правовое государство предполагает превосходство Конституции над законами и существование судебного контрольного механизма, призванного обеспечить соблюдение этого превосходства. Конституционное правосудие является «необходимым условием реализации и поддержания правового государства»14. Но употребление понятия «правовое государство» также позволит наделить новым, важнейшим смыслом вопрос о фундаментальных правах человека. Правовое государство должно быть основано на идее гарантии всем людям некоторых существенных прав, и иерархия норм сама по себе есть только способ обеспечить эту защиту прав. Проблематика основных прав позволяет вернуть концепции правового государства ее правовое содержание.
Резюмируя, необходимо отметить, что в настоящем параграфе автором установлено, что во Франции процесс обращения к «правовому государству» имел свои особенности: французская политико-правовая модель в рамках концепции правового государства первая предложила идеи предотвращения поляризации в обществе, воплотившиеся в виде теорий общественного договора (Руссо) и солидаризма (Дюги). Создание же правового государства во Франции рассматривалось правоведами в качестве одного из условий формирования гражданского общества, развития демократических институтов и преодоления политического отчуждения, что позволяет сделать вывод о специфике концепции правового государства во Франции, которая заключается в особой роли прав и свобод человека, в рассмотрении возможности реализация прав и свобод личности в качестве одного из основополагающих принципов правового государства, на основании которого возможно оценить состояние и уровень развития гражданского общества и правовой государственности. И важной вехой на этом пути явилась Декларация прав человека и гражданина 1789 г., где впервые были провозглашены фундаментальные политические и гражданские права личности, ставшие ориентиром для политико-правовой мысли последующих эпох. Но, тем не менее, концепция правового государства большую часть XX века была сильно теоретизирована и не являлась для французских юристов рельным критерием государственной деятельности, но начиная с 1980 года, ситуация стала меняться и актуальность темы правового государства начинает расти, причем, даже вне сообщества юристов, что способствовало переходу категории «правовое государство» из чисто юридической в политическую плоскость, став сначала способом легитимации власти, а затем и вовсе обязательным составляющим элементом политического дискурса. Данный опыт французского государства так-
14 Favoreu L. La politique saisie par le droit. Economica, 1988.
же может быть полезным для России, которая находится лишь на начальной стадии становления правового государства и нуждается в положительном примере.