Научная статья на тему 'Правовое государство и повышение его роли в обеспечении защиты экологических прав граждан России'

Правовое государство и повышение его роли в обеспечении защиты экологических прав граждан России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ENVIRONMENTAL PROBLEMS / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН / GUARANTEES OF ECOLOGICAL RIGHTS OF CITIZENS / ECOLOGICAL FUNCTION OF A RULE-OF-IAW STATE / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ENVIRONMENTAL POLICY / КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ / CONSTITUTIONAL SETTLEMENT OF ENVIRONMENTAL PROBLEMS / БЛАГОПРИЯТНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / FRIENDLY ENVIRONMENT / A RIGHT FOR FRIENDLY ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габитов Р.Х.

Обеспечение благоприятной среды в настоящее время приобретает особую значимость как одно из основных направлений деятельности современного правового государства. В статье рассматривается необходимость повышения роли российского государства в области обеспечения и защиты экологических прав граждан. Проводится анализ положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих содержание государственной экологической функции. Проблемы исследуются в духе современной теории государства и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RULE-OF-LAW STATE AND ITS INCREASING ROLE IN PROTECTION OF ENVIRONMENTAL RIGHTS OF THE RUSSIAN CITIZENS

Currently ensuring a friendly environment takes on special significance as one of the main activities of the modern rule-of-law state. The paper discusses the necessity of the increase of role of the Russian state as the guarantor of security and protection of environmental rights of the Russian citizens. The analysis of the provisions of the Constitution which include the state ecological functions is also provided. The problems are analysed in the context of present-day theory of state and law.

Текст научной работы на тему «Правовое государство и повышение его роли в обеспечении защиты экологических прав граждан России»

дан на государственную или муниципальную службу, сведения о вакантных должностях, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей и условия конкурсов на замещение вакантных должностей.

Собирательный характер носит информация о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от чрезвычайных ситуаций, которые обеспечивают жизнь и безопасность граждан. Такая информация является одновременно контактной, информационной, контрольной и т.д.

Особой разновидностью функциональной информации является информация о деятельности органов публичной власти по информационному взаимодействию. Она отражает акты, формы и методы информационного взаимодействия органов публичной власти с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, физическими лицами и иными пользователями информации.

Федеральный закон о доступе к информации содержит очень важную отсылку. Органы публич-

ной власти могут самостоятельно, с учетом требований этого федерального закона, размещать в сети «Интернет» любую иную информацию о своей деятельности.

Именно здесь в полной мере реализуется конституционное право на информацию самих органов публичной власти в виде возможности самостоятельно создавать и определять виды и объем информации, которые он может распространять для неопределенного круга пользователей.

Таким образом, конституционное право на информацию - это двусторонний взаимосвязанный процесс, который включает, с одной стороны - право всех пользователей на поиск, доступ (получение и использование) и участие в создании информации о деятельности органов публичной власти,

с другой стороны - это конституционное право органов публичной власти и других пользователей на формирование, передачу и распространение информации об органах публичной власти, в том числе и информации о деятельности органов публичной власти.

Пристатейный библиографический список:

1. Афанасьева О.В. Доступ к информации. Мировой тренд в реформировании государства // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 3.

2. Гавришов Д. В. Гарантии реализации субъективного права на информацию: Автореф. дисс. ... к.ю.н. -Белгород, 2010.

3. Жаров А. С. Конституционно-правовое регулирование информационной безопасности личности в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... к.ю.н. - Москва, 2006.

4. Иззатов Т. Ш. Механизм реализации конституционного права граждан на информацию в Российской Федерации: Автореф. дисс. .к.ю.н. - Москва, 2002.

5. Кротов А. В.Конституционное право граждан на информацию и свободу информации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2007.

6. Кудряшова О. А. Ограничение свободы распространения информации в целях противодействия экстремистской деятельности: конституционно-правовой аспект: Автореф. дисс. ... к.ю.н. - Санкт-Петербург, 2012.

7. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (в

Р.Х. Габитов

ред. от 27 марта 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 31. Ст. 3233.

8. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 6 сентября 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 4. Ст. 305.

9. Разуваев В. Э. Правовые средства противостояния информационным войнам: Автореф. дисс. ... к.ю.н. - Москва, 2007.

10. Смирнова А. А. Диффамация как правонарушение и злоупотребление правом: конституционно-правовой аспект: Автореф. дисс. ... к.ю.н. - Тверь, 2008.

11.Тимербаев Т. А. Конституционное право граждан Российской Федерации на доступ к информации региональный аспект: Автореф. дисс. ... к.ю.н. - Волгоград, 2007.

12.Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОВЫШЕНИЕ ЕГО РОЛИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЩИТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИИ

Обеспечение благоприятной среды в настоящее время приобретает особую значимость как одно из основных направлений деятельности современного правового государства. В статье рас-

29

сматривается необходимость повышения роли российского государства в области обеспечения и защиты экологических прав граждан. Проводится анализ положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих содержание государственной экологической функции. Проблемы исследуются в духе современной теории государства и права.

Ключевые слова: экологические проблемы, обеспечение экологических прав граждан, экологическая функция правового государства, экологическая политика, конституционное решение экологических проблем, благоприятная окружающая среда, право на благоприятную окружающую среду.

ЯЛ. Gabitov

RULE-OF-LOW STATE IS THE GUARANTOR OF SECURITY AND PROTECTION OF ENVIRONMENTAL RIGHTS OF RUSSIA'S CITIZENS Currently ensuring a friendly environment takes on special significance as one of the main activities of the modern rule-of-iaw state. The paper discusses the essence and content of the environmental functions of the rule-of-iaw state as the guarantor of security and protection of environmental rights of Russia's citizens. Also there is an analysis of the provisions of the Constitution which include the state ecological functions. The problems are analyzed in the context of present-day theory of state and law.

Key words; environmental problems, guarantees of ecological rights of citizens, ecological function of a rule-of-iaw state, environmental policy, constitutional settlement of environmental problems, friendly environment, a right for friendly environment.

В современных условиях невозможно не отметить ухудшение экологической ситуации как во всем мире, так и в Российской Федерации. Поэтому в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., отмечается, что в 40 субъектах Российской Федерации более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объём сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. гектаров. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности. Поскольку масштабы загрязнения окружающей среды сегодня столь велики, ее оздоровление под силу только государству. Назрела острая необходимость усовершенствования государственной политики, направленной не только на модернизацию экономики, но и на обеспечение эффективного функционирования существующих механизмов защиты экологических прав граждан. В условиях все большего ухудшения состояния окружающей природной среды право граждан пить чистую воду,

дышать чистым воздухом и т.д. становится одним из жизненно важных прав, которые государство должно гарантировать.

Своевременность основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, по нашему мнению, объясняется еще тем, что в современном мире происходит фундаментальное переосмысление пока еще господствующего технооптимизма и перевода его в русло экобезопасности. Если сторонники технооптимизма все еще рисуют радужный научно-технический прогресс, то экопессимисты предсказывают тотальную глобальную катастрофу уже к 2030 г., если человечество не предпримет меры к прекращению загрязнения окружающей среды, разрушения биосферы Земли. В этих условиях государственно-правовая политика в области сохранения биосферы Земли должна быть существенно переосмыслена. Представляется, что такое переосмысление государственной политики в области охраны окружающей среды не может не вывести нас к параметрам правового государства.

Тем более Основной Закон (Конституция РФ) характеризует Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1, п. 1). Отсюда дальнейшее решение экологических проблем должно осуществляться в условиях правового государства, а поэтому, по нашему мнению, значительно повышается значение вопроса об экологической функции государства.

Известно, что в теории государства и права под функциями государства понимаются основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в зависимости от общего

уровня политического, экономического, социального и духовного развития общества в целом. В то же время «функции государства - это направления деятельности, но не сама деятельность. Деятельность по осуществлению функций наполняется конкретно-историческим содержанием, причем в процессе реализации складывается их конкретное соотношение (удельный вес, значимость каждой функции в системе других)»1.

Экологическая функция государства в теории экологического права рассматривается как деятельность государства:

по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства;

деятельность, направленная на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения;

на охрану окружающей среды от деградации ее состояния;

соблюдение, охрану и защиту экологических

прав и законных интересов физических и юридиче-

2

ских лиц .

На сегодняшний день проводимая российским государством экономическая политика, к сожалению, все еще направлена, главным образом, на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, в то время как экологические потребности продолжают отходить на второй план. Излишне говорить, что продолжающая функционировать в подобном ключе экономика создает угрозу не только для ныне живущего здесь населения, но и для последующих поколений граждан России. Поэтому на уровне Основного Закона страны следовало бы определить заботу о рациональном использовании природных ресурсов как главнейшую государственную функцию. Это соответствовало бы и требованиям Концепции устойчивого развития, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро. К тому же, как показывает мировая практика, в современном мире эффективное оздоровление окружающей среды можно провести только в рамках оптимальной государственной политики. Так, проф. Ф.М. Раянов считает, что наряду с оптимизацией экономической политики государства3, сегодня весьма актуальна экологическая политика. Однако ни Конституция РФ, ни Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации подобных положений не содержат.

1 Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб: Питер. 2005.

2 Бринчук М.М. Экологическое право. - М.: Юристъ. 2003.

3 Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юрис-

пруденция). - М.: Издательский дом «Право и государство». 2003.

Учитывая то, что государственная политика в области экологического развития Российской Федерации должна основываться в первую очередь на Конституции Российской Федерации, предлагаем провести сравнительный анализ положений Основного закона Российской Федерации и Конституции развитых стран с точки зрения закрепления в них экологической функции правового государства.

В частности, по нашему мнению, экологическая функция российского государства в Конституции Российской Федерации еще четко не расписана. Так, например, в ст. 58 Конституции РФ записано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Безусловно, закрепление всеобщей обязанности населения охранять окружающую природную среду не является излишним, а может быть даже очень важно. Однако о конкретных обязанностях самого государства в этой сфере в Конституции Российской Федерации ничего не говорится. Конечно, экологически значимые положения, дающие основания предполагать о наличии природоохранительной функции российского государства, содержатся уже в преамбуле Конституции России и в некоторых других статьях Конституции Российской Федерации. В частности, в пользу наличия экологической функции государства свидетельствуют и положения ст. 9 Конституции РФ, в которой закреплено:

«1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

Однако все это еще мало характеризует экологическую функцию именно правового государства. Конституция правового государства, по нашему мнению, должна более подробно определять не только права и обязанности граждан России в области охраны окружающей природной среды, но и четкие обязанности государства и его органов по обеспечению благоприятной природной среды для успешной жизнедеятельности граждан.

К тому же в Российском природоохранном законодательстве все еще продолжается совмещение прав государственных органов по использованию, с одной стороны, природных ресурсов и их обязанностей охраны этих же природных ресурсов - с другой. На неэффективность такого совмещения обращалось внимание и в литературе по экологическому праву. Так, проф. К.Х. Ибрагимов отмечает противоречивость задач - с одной стороны, охранять природу и окружающую среду в целом, с другой же -управлять эксплуатацией природных ресурсов. При 31

этом именно функции обеспечения экологической безопасности населения, по его мнению, не отводится должного внимания 4. На наш взгляд, такая точка зрения на размежевание функций государства должна быть поддержана.

Действительно, в Конституции РФ речь должна идти о выработке целостной государственной экологической политики, которая представляла бы собой эффективный механизм, сочетающий как «зеленую экономику», так и гарантии обеспечения и защиты экологических прав граждан. Только в этом случае государство, функционирующее как единая система, учитывающая все группы интересов, и в первую очередь, права граждан на благоприятную окружающую среду, может считаться правовым, как и заявлено в Основном Законе Российской Федерации. Конечно, оптимальное сочетание экологических и экономических потребностей с каждым годом и в нашей стране будет актуализироваться. Однако уже сегодня мы должны быть подготовлены к встрече с обостряющимися потребностями об официальном признании приоритетности экологических потребностей перед экономическими. Соответственно этому должно совершенствоваться и экологическое законодательство Российской Федерации, а также экологическая функция Российского правового государства.

В соответствии со ст. 42 Конституции России, «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

В связи с этим мы согласны с проф. Л.А. Морозовой, которая отмечает, что каждый человек должен иметь возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права. Государственные же гарантии прав человека на благоприятную окружающую среду состоят в обязанности государства обеспечивать:

- планирование и государственное нормирование качества окружающей среды;

- принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф;

- государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий;

4 Ибрагимов К.Х. Правовая ответственность государства, органов и должностных лиц исполнительной власти России за экологические правонарушения // Административное право и процесс. 2013. № 8. СПС КонсультантПлюс.

- государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства;

- привлечение к ответственности лиц и организаций, виновных в нарушении экологических требований 5.

И этот перечень является далеко не исчерпывающим. Поэтому трудно не согласиться с проф. К.Х. Ибрагимовым, который отмечает, что в отечественной юридической науке недостаточно разработана теория юридической ответственности государства перед обществом за экологические правонарушения, совершаемые его государственными органами, должностными лицами и служащими. Также отсутствует эффективный механизм возмещения вреда, причиненного организациям неправомерными действиями государства и органов местного самоуправления, хотя ст.ст. 2, 42, 53 Конституции РФ предполагают это.

В целом, на наш взгляд, становится очевидной необходимость существенной оптимизации осуществления экологической функции государства в современной России. Главным инструментом для выполнения этой оптимизации должно послужить, конечно же, современное экологическое право. Именно право как социальная категория является основным регулятором общественных отношений, и государство поддерживает его силой принуждения. Сегодня граждане все требовательнее предъявляют свое право на благоприятную окружающую среду -первостепенная задача правового государства -предоставить гарантии соблюдения и защиты этих прав, используя потенциал многих правовых отраслей. Только в этом случае бережное и рациональное отношение к природе и к ее ресурсам может стать не только составной частью государственной политики, но и неотъемлемой частью экономической, политической и правовой культуры.

Таким образом, проведение в жизнь современной экологической функции правового государства должно являться дополнительным гарантом обеспечения и защиты экологических прав граждан России. Только в этом случае возможно достижение и стратегической цели государственной политики в области экологического развития. Именно такая политика будет являться гарантом решения социально-экономических задач, и одновременно обеспечивать экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической

5 Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: Эксмо. 2007.

безопасности (п. 7 Основ государственной политики дерации на период до 2030 года от 30.04.2012). в области экологического развития Российской Фе-

Пристатейный библиографический список:

1. Комаров С.А. Общая теория государства и права. -СПб.: Питер. 2005.

2. Бринчук М.М. Экологическое право. - М.: Юристъ. 2003.

3. Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденция). - М.: Издательский дом «Право и государство». 2003.

4. Ибрагимов К.Х. Правовая ответственность государства, органов и должностных лиц исполнительной власти России за экологические правонарушения // Административное право и процесс. 2013. № 8. СПС Кон-сультантПлюс.

5. Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: Эксмо. 2007

Э.Х. Грипп,

Ю.Х. Яхина

ОРГАНИЗАЦИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Статья посвящена анализу деятельности органов местного самоуправления в сфере организации благоустройства территории муниципального образования. Авторы исследуют содержание, особенности организации благоустройства территории муниципального образования органами местного самоуправления. Особое внимание уделяется основным проблемам реализации функций органов местного самоуправления в сфере благоустройства территории муниципального образования.

Ключевые слова: местное самоуправление, население, благоустройство, местный бюджет, муниципальное образование.

E.H.Gripp,

J.H.Yakhina

ORGANIZATION OF AN ACCOMPLISHMENT OF THE TERRITORY OF THE MUNICIPALITY OF LOCAL GOVERNMENTS:CONTENTS AND PECULIARITIES

The article provides brief characteristics of means of conducting illegal enterprise activities, it is pointed out what may be the target of these activities, the circumstances in which it is carried out, criminal personality peculiarities as well as the type of income received from the entrepreneur activities and character of damage inflicted by these activities are marked.

Key words: local self-government, population, accomplishment, local budget, territory of the municipality.

Местное самоуправление в современной России гарантируется Конституцией Российской Федерации и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно представляет собой децентрализованную форму организации власти на местах. Именно этот уровень власти наиболее приближен к населению, формируется населением, непосредственно подконтролен ему, и решает вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения1.

1 См. Ишмуратов М.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: приоритеты развития // Правовое государство: теория и практика № 2 (24) 2011. С. 35-40.

С развитием местного самоуправления в Российской Федерации все больше внимания уделяется складывающейся практике решения органами местного самоуправления отдельных вопросов местного значения. Благоустройство территории муниципального образования является одной из важнейших задач, которая стоит перед органами местного самоуправления. Под благоустройством понимается наличие всех необходимых удобств, обслуживающих население какой-нибудь местности2. Именно в

2Большой толковый словарь современного русского языка // под. редакцией Д.Н. Ушакова . - Издательство: Дом Славянской Книги. 2011. С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.