Научная статья на тему 'Правовое государство и образование в России: взаимосвязь, основные проблемы и их последствия'

Правовое государство и образование в России: взаимосвязь, основные проблемы и их последствия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СТАТИСТИКА / ПРАВА ГРАЖДАН / МОДЕРНИЗАЦИЯ / A LAWFUL STATE / EDUCATION SYSTEM / STATISTICS / CIVIL RIGHTS / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бачмага О. П.

данной статье рассматривается проблема образования в современной России, ее связь с правовым государством. Анализируется реформа образования в целом, выявляются ее сильные и слабые стороны. Автор сравнивает систему образования в России с опытом зарубежных стран, приводятся конкретные примеры. В заключение предлагаются пути решения выявленной проблемы с учетом современной российской действительности, делаются выводы по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое государство и образование в России: взаимосвязь, основные проблемы и их последствия»

Бачмага О.П.

Соискатель кафедры дисциплин гражданско-правового цикла Университета российской

академии образования

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема образования в современной России, ее связь с правовым государством. Анализируется реформа образования в целом, выявляются ее сильные и слабые стороны. Автор сравнивает систему образования в России с опытом зарубежных стран, приводятся конкретные примеры. В заключение предлагаются пути решения выявленной проблемы с учетом современной российской действительности, делаются выводы по данному вопросу.

Ключевые слова: правовое государство, система образования, статистика, права граждан, модернизация.

Keywords: a lawful state, Education system, statistics, civil rights, modernization.

Исследуя природу правового государства, следует отметить, что всё сходится на правах и свободах личности, их соблюдении и реализации. Своеобразной ступенью на пути реализации этой идеи является построение гражданского общества, которое возможно лишь при условии повышения образованности личности. Поэтому проблема образования является одной первостепенных задач, одним из необходимых кирпичиков, без которого, в итоге, невозможно достроить здание до конца, а, в нашем случае, построить правовое государство.

В связи с этим, отдельно хочется упомянуть о реформе образования, которая является в этом вопросе ключевым моментом. В целом, проанализировав основные положения данной реформы, ее результаты, а также мнение и оценку специалистов, мы пришли к следующим выводам: результаты пока отрицательные, мнение преобладает негативное. Дабы было понятнее о чем далее пойдет речь, скажем, что основные положения образовательной реформы сводятся к следующему. Введение Единого Госэкзамена. Частичная коммерциализация среднего образования. В рамках реформы, которая готовится в недрах Министерства образования и науки РФ, Госдума 23 апреля 2010 года приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который вылился в Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ. Согласно реформе учебные заведения смогут выбирать свой правовой статус и, в соответствие с ним, изменится схема финансирования учебных заведений. Далее, введение и развитие многоуровневого высшего образования, в соответствии с Болонским процессом. В рамках данного направления высшее профессиональное образование разделяется на два цикла — бакалавриат и магистратура. Бакалавриат призван удовлетворять массовый спрос на высшее образование, магистратура — способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня. Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости и мобильности рабочей силы. В то же время, введение двухуровневой системы не отменяет классических традиций российской (советской) высшей школы. По ряду специальностей будет сохранена моноуровневая подготовка,

ведущая к присвоению степени «дипломированный специалист». Сокращение числа учителей и преподавателей.

Согласно концепции, ЕГЭ должен служить одновременно нескольким целям:

1.Выровнять шансы молодых людей из разных школ и регионов.

2.Стандартизировать требования к выпускникам, исключить возможность

З.произвола экзаменатора и прочих дискриминаций.

4.Упростить процедуру поступления в ВУЗы.

5.Исключить коррупцию при приеме в ВУЗы.

Однако, если обратиться к практике, мы видим в корне противоположное. Например, директор Института проблем глобализации, кандидат политических наук Борис Юльевич Кагарлицкий отзывается об изменениях в сфере образования следующим образом. «Во-первых, в результате этой реформы население должно получить навыки вместо знаний, технические навыки, которые превратят людей в узких специалистов, исключительно удобных для использования в качестве дешевого инструмента, максимально зависящего от работодателя. Во-вторых, нужно свести к минимуму способность к критическому мышлению и - очень важное обстоятельство - свести к минимуму способность людей к самоорганизации, то есть сделать невозможным гражданское общество. Это одна из главных задач реформы образования. Люди, у которых нет знаний, а есть только навыки, не могут стать дееспособными гражданами, но зато они - очень дешевые работники».

Профессор МГУ и РГГУ Олег Андершанович Лекманов: «Что же касается ситуации в образовании (сразу оговорюсь, что я здесь предельно субъективен), мне она кажется довольно печальной. Как почти во всех областях современной жизни, происходит больше имитация бурной деятельности, чем сама деятельность. Парадоксальным образом те новшества, которые в последние годы предлагаются, скорее, ухудшают образовательную ситуацию, чем улучшают».

Кандидат исторических наук Михайлов Д. А. вспоминает слова Л.Н. Толстого: «Всякая власть чует, что она существует только благодаря невежеству народа, и потому инстинктивно и верно боится просвещения и ненавидит его. Есть, однако, условия, при которых власть волей-неволей должна делать уступки просвещению; тогда она делает вид, что покровительствует ему, берет в свои руки и извращает». А впоследствии задается вопросом «Имеет ли государство основания требовать нового уровня от средней школы, не создав при этом элементарных условий для благоприятного образовательного процесса? В том числе низких зарплатах и нехватке преподавательских кадров. Можно ссылаться на то, что реформа только развивается, однако, очевидно, что бесконечные корректировки в угоду административной системе губят саму идею ЕГЭ. А за следующими из этого «казусами» стоят судьбы многих тысяч молодых россиян, которые вступая во взрослую жизнь, сразу сталкиваются с несправедливостью и лицемерием». Автор убежден в правильности проекта ЕГЭ, но показывает вопиющую абсурдность его воплощения.

Негативное мнение преобладает и среди простого населения.

Обратимся к статистике. Проследим общее число организаций, выполнявших исследования и разработки [1, 227] за период 1992-2003 гг. В 1992 г. таких организаций было 4555, в 1995г. - 4059, в 1996 - 4122, в 1997 - 4137, в 1998 - 4019, в 1999 - 4089, в 2000 - 4099, в 2001 - 4037, в 2002 - 3906, в 2003 - 3797. Явно прослеживается тенденция к уменьшению числа таких заведений, равно как и персонала, занятого исследованиями и разработками с 1 532 618 в 1992 году, до 887 729 в 2000 году и до 858 470 в 2003 году [2,264].

Тарасов А.Н. экономист и историк, социолог и политолог директор Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» в своей статье «Назад, к

неграмотной России?» очень резко критикует образовательную реформу, а также изобличает некоторых видных деятелей культуры и политики, что, собственно, и подтверждают эти самые политики.

Например, Министр образования и науки Российской Федерации Фурсенко Андрей Александрович высказывался за сокращение числа ВУЗов. «Сейчас в России вместе с филиалами 3200 вузов. Из них негосударственных - 1200. Если исходить из потребностей общества, их должно остаться не больше тысячи. В Союзе ректоров многие вставали на дыбы, когда я говорил, что требования к образованию должен определять не сам вуз, а будущий работодатель. Теперь это стало избитой истиной». Это высказывание прокомментировал кандидат исторических наук Михайлов Д.А., мнение которого по этому вопросу мы разделяем. «У нас имеется мощнейший работодатель - эфирные СМИ (ТВ и радио). Платёжеспособность идеальная (деньги некуда девать). “Требования к образованию” более-менее известны. “Штрафбат”, “Дом 2”, “биологически активные” сушёные лопухи в качестве панацеи от всех болезней, а вместо музыки убогая попсня, которая вообще не поёт, а разевает рот под фонограмму. По логике господина министра, именно под этот уровень должно подстраиваться преподавание музыки в консерватории». Иными словами, государство считает, что потребность в образовании у населения падает, что образование не нужно, поэтому число ВУЗов необходимо сокращать. Однако, это составит еще большую конкуренцию и коррумпированность, а количество кандидатов на одно место увеличится еще больше, хотя и на сегодняшний день конкуренция абитуриентов на одно место не малая.

«Настораживает новое коренное реформирование, замаскированное на этот раз под модернизацию. За разговорами о повышении качества скрывается ускоренный переход к платному образованию. Массовое введение в школах «платных образовательных услуг» с одной стороны отражает глубокое расслоение общества, с другой - делает школу средством социального отбора, деформирует идею социальной справедливости, равенства и общедоступности образования, порождает лукавый вопрос: «А нужно ли давать высокое образование всем?» Тут и до «теории золотого миллиарда» недалеко. Наша современная культура - это разбитое зеркало. И тут подворачиваются проблемы образования, которые неумеренно раздуваются заинтересованными силами. Причины общественных неудач ищутся именно в них. Для начала создан миф о безнадёжной отсталости российского образования. И опять нас принуждают к использованию иноземных моделей и шаблонов образования, большей частью устаревших, неоправдавших себя, разрушающих наш менталитет. Агрессия информационной среды, пропагандирующая культ силы, вызывающая презрение к слабым, неудачникам, проигрывающим в конкурентной борьбе. Средства массовой информации продолжают настраивать общественное мнение против школы и учителе», заключает В. Караковский в своей статье «Тревоги Российского образования».

Отметим, что сделанные нами выводы не беспочвенны. Своими высказываниями их подтверждают сами реформаторы. «Кроме того, в вузы необходимо принимать только тех, кто может и хочет учиться. Но я знаю случаи, когда человека, который пишет "малако", принимают в вуз и когда учительницу начальной школы назначают доцентом! Без сомнения, ЕГЭ позволяет поставить барьер на пути "двоечников», прояснил ситуацию Министра образования и науки РФ Фурсенко А.А. По каким критериям будут отсеивать нежелательные ВУЗы и нежелательных людей не ясно.

И пока наши политики пытаются разрешить, по их мнению, сложную и, складывается впечатление, что неразрешимую проблему нашего «устаревшего советского образования», обратимся к опыту зарубежных стран.

Возьмем, к примеру, Норвегию, где образование характеризует слоган «Образование для всех». Каждый ребенок получает как минимум 13-летнее образование, независимо от его

социального происхождения или культурного окружения и возможных особых потребностей. В Норвегии дети в возрасте 6 лет идут в школу получать обязательный 10-летний курс. обучения. Каждый норвежский гражданин 16-19-летнего возраста имеет право на получение 3-х летнего среднего образования верхней ступени, за которым следует высшее, профессиональное или неполное высшее образование. В Норвегии среднее образование верхней ступени включает как общие теоретические, так и специальные практические курсы, уделяя равное внимание теории и профессиональному обучению. Общее теоретическое и специальное образование преподается в комплексе. На первом году обучения студентам преподают один из 15 фундаментальных курсов. Специальные курсы начинают преподаваться на втором и третьем году обучения и в течение периода профессионального обучения. Система высшего образования состоит из всех аккредитованных учреждений и/или программ. За исключением небольшого числа частных колледжей при университетах, все учреждения высшего образования являются государственными. Государственные университетские колледжи созданы для децентрализации высшего образования в Норвегии, а также с целью повышения его доступности. В Норвегии введена система научных степеней, со структурой: бакалавр, магистр, доктор наук. Она соответствует европейским стандартам. Благодаря такой системе научных степеней, для студентов, которые получают образование в Норвегии, упрощена процедура признания их диплома в других странах.

Теперь посмотрим, что у нас. Те реформы, которые мы видим у нас являются в корне противоположными. И вывод здесь только один, у нас сознательно искусственно создается проблема, потом она раздувается до абсурда, убеждая таким образом народ в ее реальности, и в качестве ее решения предлагаются способы и средства, которые на самом деле призваны прикрыть собственные корыстные цели определенного круга лиц. На самом деле проблему никто решить не пытается, наоборот разваливая то, что есть и усугубляя ситуацию до предела.

Или, например Финляндия. Эта страна уже не первый год возглавляет список европейских стран с наиболее конкурентоспособной экономикой, наименее коррумпированной властью, и наиболее эффективной системой образования. Учиться там не только престижно, но еще и дешево, т.к. высшее образование обойдется бесплатно, а сопутствующие расходы достаточно малы по сравнению с другими европейскими странами. Дошкольное образование в Финляндии является бесплатным и необязательным. Выбор остается за родителями, однако, когда ребенку исполняется 6 лет, он должен пройти подготовительное обучение на базе детских садов или школ. В течение года ребенка в игровой форме обучают всем необходимым знаниям и навыкам, которые потребуются ему для усвоения школьной программы на первом этапе.

Общее образование в Финляндии обязательно и предоставляется бесплатно. Этапы школьного образования в Финляндии:

Младшая общеобразовательная школа — с 1 по 6 класс Старшая общеобразовательная школа — с 7 по 9 класс Средняя школа (гимназия) — 3 года

В младших классах преподавание всех предметов входит в обязанности одного учителя, причем в одном и том же кабинете, в то время как в старших классах учеников обучают различные учителя. Зачастую младшая и старшая общеобразовательные школы — это два совершенно разных здания. Кроме государственных школ, функционируют и частные. Интересным фактом является то, что им запрещено взимать плату за обучение. Для основания частной школы в Финляндии требуется решение Государственного совета. Частные школы, как и государственные, финансируются правительством в равном объеме, но за это от них требуется предоставление того же пакета услуг: питания, медицинского обслуживания, бесплатных учебных материалов и школьного транспорта. После

общеобразовательной школы учащиеся имеют возможность продолжить трехлетнее образование в гимназии, дающей законченное среднее общее образование.

В финских школах принята 10-балльная система оценок. Школьные учебники, принадлежности и горячие обеды предоставляются бесплатно. Кроме того, если расстояние от дома до школы ученика превышает 5 км, транспортные расходы также оплачиваются муниципалитетом. Выделение «элитных» классов из общего потока запрещено. Политика выравнивания качества школьного обучения выражает главный приоритет. Министерства образования Финляндии — обеспечение равной доступности и качества образования. Школы распределены географически равномерно, в соответствии с плотностью населения. В средней школе (гимназии) нет бесплатного питания и учебников, хотя плата за обучение по-прежнему не взимается. Обучение в гимназии заканчивается сдачей государственных письменных экзаменов, которые дают право поступать в любое высшее учебное заведение. Альтернативой учебе в гимназии, являются профессионально-технические школы. По окончании 2-3-летнего курса, после сдачи экзаменов, выпускники получают аттестат о среднем профессиональном образовании, после чего они принимают решение: либо выйти на рынок труда, либо продолжить специализированное обучение в политехникуме.

Профессиональную квалификацию можно получить путем сдачи экзаменов экстерном. Также для выпускников профессионально-технических школ имеется возможность поступить в университет, но лишь после прохождения курсов дополнительного образования и сдачи экзаменов, необходимых для получения аттестата зрелости.

Система высшего образования в Финляндии представлена двумя самостоятельными направлениями: Университеты и Высшие профессиональные школы. Университеты по роду своей деятельности больше сориентированы на научно-исследовательскую работу. В них можно получить как первоначальную ученую степень бакалавра (3 года), так и высшую степень магистра (5-6 лет)с последующей защитой диссертации и присвоением степеней лицензиата или доктора наук. Высшие профессиональные школы основывают свою работу на тесной связи с деловой и хозяйственной жизнью конкретного региона. Учебные программы обязательно включают в себя практику на фирмах и предприятиях. Обучение в университетах доступно всем, и никакой платы за учебный семестр не взимается, хотя правительство планирует ввести плату за обучения для студентов из стран, не входящих в Евросоюз. В Финляндии высокого уровня достигла система обучения взрослых, к которой относятся: народные и рабочие училища, «летние университеты», «открытые университеты» и учебные центры для безработных.

Или Австралия. Все школы Австралии разделяются на: государственные, частные и независимые. Государственные школы лидируют (70% школьников). Остальные предпочитают частные учебные заведения, среди которых часто встречаются школы-пансионы, принимающие детей из-за рубежа. Существуют также отдельные школы для детей с выдающимися способностями (Selective) и церковно-приходские школы. Для поступления в них нужно выдержать вступительный экзамен. Колледжи Австралии, как и школы, делятся на государственные и частные. Более престижными считаются государственные колледжи. Особенность австралийских колледжей заключается в том, что студенты переходят с одной программы на другую без экзаменов

В итоге, обратим внимание на то, что страны с высоким уровнем образованности предполагают высокий уровень доступности, который заключается в бесплатном предоставлении образовательных услуг и даже в запрете взимания платы за них. Однако, у нас, притом, что мы всеми силами пытаемся бороться с коррупцией, даже после введения «антикоррупционной программы», вводится плата за все, и вместо того, чтобы сделать образование общедоступным, мы делаем образование платным. И министр

образования говорит нам о том, что «в вузы необходимо принимать только тех, кто может учиться. Без сомнения, ЕГЭ позволяет поставить барьер на пути «двоечников». От себя дополним, что барьер на пути «богатых двоечников» вряд ли возникнет, а вот для обычных людей и даже не «двоечников» вовсе, но с ограниченной платежеспособностью, этот барьер, действительно, будет создан, и не многие смогут его преодолеть.

Вывод из всего вышеизложенного напрашивается сам. Российскому государству не нужны образованные люди. Материальные средства, выделяемые на образовательную сферу должны идти, в первую очередь, на материальное обеспечение учебных заведений, обеспечение учебной литературой, повышение квалификации и уровня образованности преподавателей, увеличение численности молодых специалистов. Не последнее место занимает и стремление в получении знаний путем повышения квалификации и самообразования, повышения своего профессионального уровня после получения основного образования.

Анализируя реформу образования, выводы о ее полезности, целесообразности и качестве реализации не являются положительными, выявляются ее недостатки, также и в результате параллелей, проводимых для сравнения с образовательными системами других стран.

Анализируя положения реформы, приходим к выводу о том, что, несмотря на федеральную антикоррупционную программу, это будет способствовать еще большей конкуренции и коррумпированности в сфере образования.

Обращаем внимание на то, что страны с высоким уровнем образованности предполагают высокий уровень доступности, который заключается в бесплатном предоставлении образовательных услуг и даже в запрете взимания платы за них. В нашей стране происходят в корне противоположные процессы, мы делаем образование платным.

«В наше время все как бы чревато своей противоположностью. Мы видим, что машины, обладающие чудесной силой сокращать и делать плодотворнее человеческий труд, приносят людям голод и изнурение. Новые, до сих пор неизвестные источники богатства благодаря каким-то странным, непонятным чарам, превращаются в источники нищеты. Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что, по мере того, как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости. Даже чистый свет наука не может, по-видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества. Все наши открытия и весь наш прогресс приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь, лишенная свое интеллектуальной стороны, низводится до степени простой материальной силы». [3,4]

Литература

1. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2004. С.227,283,537-549; Образование в России: стат. сб. М.: Госкомстат России, 2003.

2. Симчера В.М. Развитие экономики России за 100 лет: 1900-2000. Исторические ряды, вековые тренды, периодические циклы. - М.:ЗАО «Издательство Экономика», 2007. -683с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.12. - С.4.

4. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 N 83-ФЗ// «Российская газета", N 100, 12.05.2010, "Собрание законодательства РФ", 10.05.2010, N 19, ст. 2291, "Парламентская газета", N 24, 1420.05.2010.

5. Кагарлицкий Б. Ю. «Мы слишком много знаем...» //«Скепсис» № %, 2005.

[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_378.html

6. Издание Домового Храма СВ.МЦ. Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова «Татьянин День». 29.05.2008// [Электронный ресурс] - http://www.taday.ru/text/117880.html

7. Тарасов А.Н. «Назад, к неграмотной России?» //«Скепсис» № %,2005.

8. Интервью Министра образования и науки Р Ф Фурсенко А.А. газете «Известия»,

09.09.2008 // [Электронный ресурс] - http://nauka.izvestia.ru/education/article85738.html

9. В. Караковский. Тревоги Российского образования. //Народное образование, 2006.-№ 9.

10. Интервью Министра образования и науки РФ Фурсенко А.А. газете «Известия»,

09.09.2008 // [Электронный ресурс] - http://nauka.izvestia.ru/education/article85738.html

11. Образование. Справочные материалы.// [Электронный ресурс] -http://gl avsprav.ru/т sk/edu/spravka/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.