Научная статья на тему 'Правовая защита от негативной информации'

Правовая защита от негативной информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
612
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ И ПРАВО / СОЦИ-АЛЬНЫЕ СЕТИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПРАВОМ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / information and law / social networks / regulation of information law / information society.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головкин Роман Борисович

В статье рассматриваются особенности правово-го регулирования оборота информации в Интернете. Приводится анализ источников, регулирующих про-цессы обмена информации в телекоммуникационной сфере. Предлагаются к рассмотрению и обсуждению проблемы, существующие в области правового регу-лирования распространения информации в социаль-ных сетях и иных телекоммуникационных платфор-мах. Сформулированы конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Головкин Роман Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal protection against negative information

The article deals with the peculiarities of legal regulation of information turnover on the Internet. The analysis of the sources regulating the processes of information exchange in the telecommunications sphere is presented. The problems existing in the field of legal regulation of information dissemination in social networks and other telecommunication platforms are proposed for consideration and discussion. Concrete proposals on improvement of the current legislation are formulated.

Текст научной работы на тему «Правовая защита от негативной информации»

УДК 340.1

DOI 10.24411/2078-5356-2018-10016

Головкин Роман Борисович Roman B. Golovkin

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирский юридический институт ФСИН России (600020, Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е)

doctor of sciences (law), professor, professor of the chair of state and legal disciplines Vladimir law institute of the Federal penitentiary service (67e Bol'shaya Nizhegorodskaya st., Vladimir, Russian Federation, 600020)

E-mail: golovkinrombor@mail.ru

Правовая защита от негативной информации Legal protection against negative information

В статье рассматриваются особенности правового регулирования оборота информации в Интернете. Приводится анализ источников, регулирующих процессы обмена информации в телекоммуникационной сфере. Предлагаются к рассмотрению и обсуждению проблемы, существующие в области правового регулирования распространения информации в социальных сетях и иных телекоммуникационных платформах. Сформулированы конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова: информация и право, социальные сети, регулирование информации правом, информационное общество.

The article deals with the peculiarities of legal regulation of information turnover on the Internet. The analysis of the sources regulating the processes of information exchange in the telecommunications sphere is presented. The problems existing in the field of legal regulation of information dissemination in social networks and other telecommunication platforms are proposed for consideration and discussion. Concrete proposals on improvement of the current legislation are formulated.

Keywords: information and law, social networks, regulation of information law, information society.

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется все более широким применением IT-технологий, в том числе и сфере общественных отношений, в которых используются различные технические средства межличностного общения через глобальную сеть «Интернет», где активность коммуникационных процессов неуклонно возрастает. Так, по данным аналитического агентства We Are Social к началу 2018 года в мире используют Интернет для общения более 4 миллиардов человек, и около четверти миллиарда из них вышли в Сеть впервые в 2017 году [1]. В мире четко прослеживается обозначенная в науке еще в 70-е годы тенденция развития постиндустриальной цивилизации - формирование так называемого «информационного общества».

Основной составляющей данного типа общественной системы, как считают разработчи-

© Головкин Р.Б., 2018

ки данной парадигмы, выступает принципиально новая шкала ценностей, в которой главным ресурсом становятся информация и знания [2]. В отечественном законодательстве уже имеется легальная дефиниция данного явления. Так, согласно пункту «г» статьи 3 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы информационное общество - это общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан [3].

Думается, что названный постулат можно расширить: не только информация и знания основные ценности информационного общества, но и обращение, скорость обращения информации и знаний, расширение границ человеческого общения. Иными словами, создание информационного общества позволяет интегрировать,

консолидировать население планеты Земля, сближает (конвергирует) народы и страны, а также их правовые системы.

Во многих странах принимаются специализированные правовые акты, узаконивающие и гармонизирующие указанные процессы. Международно-правовые принципы создания информационного общества и подходы к его созданию определены Окинавской хартией глобального информационного общества (2000 год), Декларацией принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» (2003 год), Планом действий Тунисского обязательства (2005 год) и рядом других международных документов.

В Российской Федерации существует государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы), в соответствии с которой основные приоритеты России в сфере информационного общества: повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления - являются основными целями развития отрасли информационных и телекоммуникационных технологий [4]. 9 мая 2017 года Указом Президента РФ № 203 была утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, где в пункте 1 информационное общество обозначается как общество знаний, а сама Стратегия направлена на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов [3].

Вместе с тем, как и всякий сложный процесс, формирование информационного общества с неизбежностью порождает целый ряд проблем, в том числе связанных с безопасностью личности, государства и общества в целом. Не случайно в приведенных выше нормативных правовых актах обращается особое внимание на необходимость противодействия использованию информационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем [4].

Для обеспечения безопасности в информационной сфере российское государство предпринимает различные, в том числе правовые, меры обеспечения в виде установления правовых запретов на определенное поведение

в данной сфере общественных отношений и юридической ответственности за нарушение этих запретов. Прежде всего следует отметить административно-правовую и уголовно-правовую охрану и защиту информационной сферы общественных отношений.

Меры административно-правовой охраны и защиты информационной сферы определены главой 13 КоАП РФ «Административные правонарушения в области связи и информации», где статья 13.11 предусматривает ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Еще ряд статей КоАП РФ устанавливают ответственность за нарушение правил защиты информации (ст. 13.12); за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13); за разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14) и др.

Российским государством установлена уголовная ответственность, за преступления в сфере компьютерной информации. В УК РФ посвящена целая глава (гл. 28) данному виду преступлений, где предусмотрены три типа преступлений: неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273), нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274).

Кроме того, отельные элементы правовой охраны и защиты информационной сферы общественных отношений отражаются в гражданском, законодательстве, в федеральных законах об информации, информационных технологиях и защите информации, о персональных данных, о связи, об электронной цифровой подписи и некоторых других, ведомственных правовых актах [5].

С развитием компьютерных технологий, Интернета, увеличения числа пользователей неуклонно растет и количество правонарушений. Так, если в 2006 году было зарегистрировано 8889 преступлений в сфере компьютерной информации, то уже в 2017 их число увеличилось до 82 440 [6].

Безусловно, рост правонарушений в данной области свидетельствует не только и не столько об увеличении преступности с использованием информационных технологий, сколько о распространении самих информационных технологий. Как показывает анализ действующего законодательства, оно сориентировано в основном на защиту информации государственного, личного

или общественного значения. Законодательство анализировалось на основе справочной правовой системы «КонсультантПлюс». Всего выявлено более пятидесяти правовых актов федерального уровня, так или иначе затрагивающих регулирование информационной сферы общественных отношений с использованием компьютеров, сети «Интернет» и различных социальных сетей.

Между тем на сегодняшнем этапе развития общества появилась настоятельная потребность в защите общества, государства и личности от определенного типа информации.

Конечно, в данном случае защита от информации все равно все то же ограничение доступа и трансляции определенных сведений. Например, в последние годы получило публичное распространение информации признание известных политиков, актеров, бизнесменов об их гомосексуальной ориентации [7], что, как представляется, противоречит нормам общественной нравственности. Безусловно, абстрагируясь от гомофобии, можно резюмировать, что в рамках частной жизни человек вправе исповедовать и реализовывать любую ориентацию, но при этом не стоит смешивать частную и публичную сферу. Ведь, например, за убеждения (даже террористические), если они не выражены в публичных действиях, государство не может привлечь человека к ответственности. Уголовная ответственность при реализации террористических убеждений может наступить лишь за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганду терроризма, в том числе с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» (ст. 2052 УК РФ). Следовательно, государство признает опасность данной информации и ее запрещает, то же самое целесообразно было бы сделать с публичной демонстрацией насилия, гомосексуализма, то есть ввести законодательные запреты на публичную информацию о данных видах деятельности.

В целом можно резюмировать, что отечественное государство уже предпринимает определенные правовые шаги по защите населения страны от вредной информации. Например, уже с 2012 года в России существует законодательный запрет на информацию в виде рекламы алкогольной продукции в Интернете и на телевидении [8]. Тем не менее несмотря на определенные шаги в деле правовой защиты от вредной информации, их недостаточно, так как опасность информации, транслируемой из Интернета, возрастает.

Представляется, что правовая защита от информации должна быть расширена, так как возникает все больше способов причинения вреда личности обществу и государству через Интернет. Случаи вредоносных информационных атак на различные слои населения России постоянно растут. Особенно уязвимы дети. По результатам социологических исследований, около 90% детей в России выходят в Интернет, более 80% подростков имеют свой профиль в социальных сетях. Исследования показали, что 90% детей сталкивались в Сети с порнографией, а 65% искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в Сети сексуальным домогательствам [9].

Кроме того, в последние годы появились вредоносные программы, побуждающие детей к противоправным действиям, суицидам и другой социально негативной деятельности. Так, например, девочка из Чебоксар в июне 2016 года, насмотревшись мультфильма «Винкс», получила пятьдесят процентов ожога своего тела, совершив самоподжог, потому что хотела «летать, как фея» в вышеназванном мультфильме. По интернет-рассылке приходила информация подросткам из Владимира, где предлагалось включить газ на ночь. В группах смерти реально описывались различные способы суицида и т. д. [10]. Конечная цель подобных вредоносных программ - разрушение формирующейся личности ребенка, подрыв социальной основы будущего России.

Не безобидна информация из Интернета и для состоявшихся личностей, как свидетельствуют специалисты в области 1Т-технологий, Интернет - наиболее мощная (по сравнению с иными ныне существующими) и гибкая система передачи информации. И потому через Сеть можно убеждать, внушать и зомбировать гораздо эффективнее, чем по телевизору [11].

Уже в глубоком прошлом было известно сильное влияние звуков и образов на сознание людей. Данное знание широко применялось и применяется по сей день в шаманских практиках. По своей эффективности цвето-звуковые образы могут намного превосходить, например, медикаментозное воздействие на человека, непосредственно воздействуя на сознание и психику [12].

Современные 1Т-технологии позволят сформировать практически любые цвето-звуковые конфигурации, поэтому их воздействие на сознание может превышать шаманские практики в десятки, а может быть, и в сотни раз. Следовательно, Интернет как проводник определенных цвето-звуковых сигналов может быть ис-

пользован для программирования в том числе и «взрослого» населения. Как свидетельствует статистика, сегодня до 80% случаев вербовки в террористические организации происходит через сеть «Интернет» (социальные сети и форумы), он не имеет границ и национальностей. Террористы действуют на территории всего мира [13].

Отдельно следует сказать об информационной опасности социальных сетей. Социальные сети как элемент информационных технологий, получивший в последние годы особое развитие, оказывает на свою аудиторию огромное влияние, и это влияние часто весьма деструктивно. Так, по мнению некоторых исследователей, социальные сети наносят существенных вред личности. Этот вред проявляется в формировании зависимости от социальных сетей, потере концентрации внимания, ухудшении памяти, ослаблении критического мышления, отуплении, равнодушии, быстрой утомляемости и проблем со зрением [14]. Безусловно, изложенные умозаключения не бесспорны, но весьма правдоподобны.

Не случайно многие государственные орга-ныи частные компании озаботились информацией в социальных сетях, которой делятся сотрудники и работники. Так, по разным оценкам, в настоящее время в России более 50% компаний контролируют аккаунты сотрудников в социальных сетях. Около 20% работодателей фиксируют моральный облик работников в Интернете, следят за матерной лексикой и эротическими фотографиями. Более 15% фирм запрещают сотрудникам публиковать отрицательные отзывы о работодателе и другую информацию, порочащую компанию или ее клиентов [15].

Вместе с тем, самозащита работодателей от информации, проникающей через сотрудников в социальные сети, носит в большей степени моральный, а не правовой порядок указанной защиты от вредоносных сведений. В связи с данным обстоятельством представляется, что грань между законностью, целесообразностью и моральной обоснованностью принимаемых работодателем решений весьма иллюзорна. Велика вероятность нарушения прав человека и гражданина. Приведем лишь несколько примеров.

В Самарской области Федеральной палатой адвокатов РФ был привлечен к корпоративной ответственности адвокат А. Соколов, который в социальной сети «Фейсбук» сделал репост публикации А. Гутина. Публикация содержала сведения о дорогах Самарской области и была обильно насыщена ненормативной лексикой [16; 17].

Из-за фотографий в социальных сетях своего поста лишилась судья из Улан-Удэ И. Ле-

вандовская, которая позировала с бутылками водки [18]. В результате комиссия по судебной этике приняла решение о том, данный факт порочит судейское сообщество, и отправила женщину в отставку [19].

В программе Первого канала российского телевидения «Доброе уро» в информации «Соцсе-ти до увольнения доведут!» прозвучала информация о том, что уволили мировую судью за вполне невинное фото на фоне здания суда. Причиной увольнения, по свидетельству пострадавшей, называется тот факт, что она сфотографировалась на фоне суда в коротком платье. В этом же выпуске телепрограммы приводится ряд случаев увольнения или попыток увольнения работодателем своих сотрудников за фотографии, которые они выкладывали в социальные сети [20].

Представленный перечень примеров можно продолжать и дальше, но уже приведенные примеры явно свидетельствуют о проблеме, связанной с обращением информации в социальных сетях, и необходимости четкой правовой регламентации защиты от вредной информации, преимущественно личной, но, возможно, затрагивающей интересы организации и транслируемой работниками в социальные сети.

Определенные шаги по правовому урегулированию возникающих проблем с социальными сетями уже предпринимаются за рубежом. Например, в Соединенных Штатах Америки разрешением проблем в социальных сетях занимается специализированная государственная организация, так называемый «Национальный совет по трудовым спорам США». Этот орган осуществляет защиту прав работников при увольнении сотрудников за обнародование информации в социальных сетях. Как правило, если работник сообщает о незаконных, негативных условиях труда в компании или осуществляет справедливую критику работодателя, то Совет по трудовым спорам, как правило, встает на защиту работника. Сторону компании Совет, как правило, принимает, в случаях нанесения вреда коммерческой тайне, тайне частной жизни и т. д. [15].

Руководство некоторых зарубежных компаний и их кадровые службы сегодня ставят вопрос о создании отдельной статьи в законодательстве, позволяющей рассматривать информацию в социальных сетях как основание для увольнения работника, так как через социальные сети нередко вскрываются случаи, например, незаконных больничных, отпусков и т. д. [19].

Российское законодательство, по некоторым оценкам, еще далеко от урегулирования защиты информации и защиты от информации в со-

циальных сетях [19]. Однако определенные шаги в этом направлении уже предприняты и касаются прежде всего правоохранительных органов. Так, например, в начале 2018 года внесен ряд изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральной службе безопасности», где установлено, что военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности могут размещать свои персональные данные в социальных сетях, блогах (микро-блогах) и иных сетевых сообществах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности [21].

В отдельных правоохранительных органах вопрос защиты государственного органа от негативной информации, транслируемой сотрудниками в социальных сетях, регламентируется пока на уровне внутриведомственных указаний, как правило, рекомендательного характера. Например, Указание ФСИН России от 29 июня 2017 года начальникам территориальных органов и образовательных организаций учреждений ФСИН России, где указывается на недопустимость размещения сотрудниками фотографий и иной информации, порочащих честь и достоинство сотрудников УИС. Полный текст письма ФСИН весьма лаконичен: «В связи с негативным резонансом, вызванным размещением в личных социальных сетях, сотрудниками уголовно-исполнительной системы фото некорректного содержания, предлагаю довести до всего личного состава органов и учреждений ФСИН России, что недопустимо размещение в социальных сетях, мессенджерах (Viber, Skype, Instagram, Twitter, Facebook, WhatsApp, «Вкон-такте», «Одноклассники» и т. д.), в аккаунтах электронной почты фотографий сотрудников в форме, а также информации, фото и видео, порочащих честь и достоинство сотрудников УИС.

В целом же государственные органы и другие организации ведут борьбу с негативной информацией в социальных сетях, основываясь на собственных представлениях руководства органов и учреждений о степени негативности информации для имиджа организации и опираются на разовые индивидуально-правовые акты, ссылаясь на нормы обычаев и деонто-логические нормы, определяющие моральный облик работка и организации. Иными словами, четкое и развернутое правовое регулирование данного вопроса фактически отсутствует, между тем количество спорных правоотношений, связанных с данной проблемой, неуклонно растет.

Таким образом, представляется целесообразным урегулировать защиту от вредной информации, оборот информации в социальных сетях на уровне федерального закона. Думается, что целесообразно создать специальный Федеральный закон или ввести изменения и дополнения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [22].

Предлагаем следующие изменения и дополнения.

Во-первых, необходимо дополнить статью 1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» пунктом 4 части первой данной статьи следующего содержания: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие: 4) при обеспечении защиты от негативной информации общества государства и личности».

Во-вторых, целесообразно дополнить закон статьей 10.1 «Ограничения и запреты на распространение информации», изложить ее в следующей редакции:

1. «Информация о частной жизни лица, которую оно лично распространяет, в том числе в средствах массовой информации и сети «Интернет», и которая может причинить вред общественной нравственности и воспитанию детей, ограничивается в соответствии с действующим законодательством.

2. Запрещается распространение информации, которая причиняет или может причинить вред охраняемым законом интересам государства общества, организации или личности.

3. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой, религиозной или иной ненависти и вражды, если она причиняет или может причинить вред».

Пункт 6 статьи 10 Закона исключить.

В-третьих, изложить пункт 4 статьи 12 «Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий» в следующей редакции: «Обеспечение защиты личности от вредной информации».

В-четвертых, внести дополнения в часть 1 статьи 15.3 «Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона» и изложить ее в следующей редакции: «В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», аккаунтах электронной почты, социальных сетях, информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с наруше-

нием установленного порядка, информационных материалов иностранной ил международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, а также иной, в том числе и информации отражающей частную жизнь, несущей вред общественной нравственности, законным интересам государства, общества, организации и личности, уполномоченные законом органы и должностные лица обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию».

В-пятых, ввести в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дополнительную главу, которую можно обозначить как «Защита от информации, причиняющей или могущей причинить вред обществу государству, организации или личности». В данной главе предусмотреть, установить характеристики вредной информации, а также порядок защиты от нее правила и обращения информации в социальных сетях с установлением критериев запрещенного и дозволенного поведения участников социальных сетей, критерии и порядок ответственности за нарушения в данной сфере общественных отношений.

В-шестых, внести соответствующие изменения и дополнения в иные законодательные акты Российской Федерации, так или иначе затрагивающие оборот информации.

Примечания

1. Сергеева Ю. Интернет 2017-2018 в мире и в России: статистика и тренды. URL: https://www. web-canape.ru/business/internet-2017-2018-v-mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/ (дата обращения: 13.03.2018).

2. Погорелый Д.Е., Фесенко В.Ю., Филиппов К.В. Информационное общество. Политологический словарь-справочник. Ростов-на-Дону: Наука-Спектр, 2008.

3. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента РФ от 9 мая 2017 года № 203 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20, ст. 2901.

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. 313 (ред. от 17.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18, ч. 2, ст. 2159.

5. Письмо ФСИН России от 29 июня 2017 г Исх.-07-41665.

6. URL: https:/Av^^/reports/item/11830347 (дата обращения: 16.03.2018).

7. Круглова Д. Каминг-аут: что это и зачем его совершать? URL: https://informburo.kz/cards/chto-takoe-kaming-aut-i-dlya-chego-nuzhno-ego-sovershat.html (дата обращения: 16.03.2018).

8. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»: федеральный закон от 18 июля 2011 г № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2011. 22 июля.

9. Дети Интернета - исследования и статистика. URL: https://sites.google.com/site/kyrsbez/26-1 (дата обращения: 14.03.2018).

10. Как через Интернет зомбируют детей. URL: https://skeptimist.livejournal.com/1719831.html (дата обращения: 14.03.2018).

11. Дубинский А. Эксперты рассказали про эффективность зомбирования интернета. URL: http:// www.iarex.ru/interviews/28605.html (дата обращения: 15.03.2018).

12. Клепов А. Интернет-зомбирование. URL: http://www.proza.ru/2009/05/13/757 (дата обращения: 15.03.2018).

13. Вербовка в террористические организации или как попадают в ИГ. URL: http:/^met/verbovka-v-terroristicheskie-organizacii-ili-kak-popadayut-v-ig/ (дата обращения: 15.03.2018).

14. Перов Н. Вред социальных сетей: влияние на психику. URL: http://nperov.ru/soznanie/vred-socialnyx-setej-vliyanie-na-psixiku// (дата обращения: 15.03.2018).

15. Толмачева А. Как наказывать сотрудников за посты в соцсетях. URL: https://secretmag.ru/business/ management/social-media-bastards.htm. (дата обращения: 13.03.2018).

16. Решение совета Палаты адвокатов Самарской области по дисциплинарному производству в отношении адвоката Соколова Андрея Сергеевича. URL: http:// www.paso.ru/images/docs/news/Reschenie_PASO_ ot_31.03.2016.pdf (дата обращения: 14.03.2018).

17. Мельниченко РГ. Этическо-правовое регулирование поведения адвокатов // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 16.03.2018).

18. Судья Ирина Левандовская была уволена за эти фотографии. URL: http://trinixy.ru/53859-sudya-irina-levandovskaya-byla-uvolena-za-yeti.html. (дата обращения: 17.03.2018).

19. Питунова И., Иванов А. Можно ли уволить работника за излишнюю активность в соцсетях? URL: http://www.top-personal.ru/lawissue.html?2301 (дата обращения: 17.03.2018).

20. Программа Первого канала «Доброе утро» «Соцсети до увольнения доведут!» Доброе утро. Фрагмент выпуска от 13.03.2018. URL: https://www.1tv. ru/shows/dobroe-utro/reportazh/socseti-do-uvolneniya-dovedut-dobroe-utro-fragment-vypuska-ot-13-03-2018 (дата обращения: 20.03.2018).

21. О федеральной службе безопасности: федеральный закон от 3 апреля 1995 г № 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Российская газета. 1995. 12 апреля.

22. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Российская газета. 2006. 29 июля.

Notes

1. Sergeeva Yu. Internet 2017-2018 in the world and in Russia: statistics and trends. URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2017-2018-v-mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/ (accessed 13.03.2018). (In Russ.)

2. Pogorelov D.E., Fesenko V.Yu., Filippov K.V. Information society. Political science dictionary-reference. Rostov-on-Don: Science Spectrum Pabl., 2008. (In Russ.)

3. On the Strategy of the information society in the Russian Federation for 2017-2030: decree of the President of the Russian Federation dated May 9, 2017 no. 203. Collection of legislative acts of the RF, 2017, no. 20, art. 2901. (In Russ.)

4. On approval of the state program of the Russian Federation «Information society (2011-2020): resolution of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 313 (ed.of 17.02.2018). Collection of legislative acts of the RF, 2014, no. 18, part 2, art. 2159. (In Russ.)

5. Letter of the Federal penitentiary service of Russia of 29 June 2017 Ref.-07-41665. (In Russ.)

6. URL: https:/Av^^/reports/item/11830347 (accessed 16.03.2018). (In Russ.)

7. Kruglova D. Coming out: what is it and why to make it? URL: https://informburo.kz/cards/chto-takoe-kaming-aut-i-dlya-chego-nuzhno-ego-sovershat.html (accessed 16.03.2018). (In Russ.)

8. On amendments to the Federal law «On state regulation of production and turnover of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products» and certain legislative acts of the Russian Federation and a recognition become invalid for the Federal law «About restrictions of retail and consumption (drinking) of beer and beverages, manufactured on its basis»: the federal law of July 18, 2011 no. 218-FZ (as amended on 03.07.2016). Rossiys-kaya gazeta, 2011, July 22. (In Russ.)

9. Children of the Internet-research and statistics. URL: https://sites.google.com/site/kyrsbez/26-1 (accessed 14.03.2018). (In Russ.)

10. As through the Internet zombify children. URL: https://skeptimist.livejournal.com/1719831.html (accessed 14.03.2018). (In Russ.)

11. Dubinsky A. Experts told about the effectiveness of the zombie Internet. URL: http://www.iarex.ru/inter-views/28605.html (accessed 15.03.2018). (In Russ.)

12. Klepov A. Internet zombie. URL: http://www.pro-za.ru/2009/05/13/757 (accessed 15.03.2018). (In Russ.)

13. Recruitment to terrorist organizations or how to get into the IG. URL: http://Mr.net/verbovka-v-terroris-ticheskie-organizacii-ili-kak-popadayut-v-ig/ (accessed 15.03.2018). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Perov N. Harm of social networks: impact on the psyche. URL: http://nperov.ru/soznanie/vred-socialnyx-setej-vliyanie-na-psixiku// (accessed 15.03.2018). (In Russ.)

15. Tolmacheva A. how to punish employees for posts in social networks. URL: https://secretmag.ru/ business/management/social-media-bastards.htm. (accessed 13.03.2018). (In Russ.)

16. Decision of the Council of the chamber of lawyers of the Samara region on disciplinary proceedings against lawyer Andrei Sokolov. URL: http://www.paso.ru/images/ docs/news/Reschenie_PAS0_ot_31.03.2016.pdf (accessed 14.03.2018). (In Russ.)

17. Melnichenko R.G. Ethical and legal regulation of the behavior of lawyers. ATP «ConsultantPlus» (accessed 16.03.2018). (In Russ.)

18. Judge Irina levandovskaya was fired for these photos. URL: http://trinixy.ru/53859-sudya-irina-levandovskaya-byla-uvolena-za-yeti.html (accessed: 17.03.2018). (In Russ.)

19. Petunova I., Ivanov A. Can I fire an employee for excessive activity in social networks? URL: http:// www.top-personal.ru/lawissue.htmP2301 (accessed 17.03.2018). (In Russ.)

20. The program of the first channel «Good morning» «Social Networks will bring to dismissal!» Good morning. Fragment release from 13.03.2018. URL: https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/reportazh/socseti-do-uvolneniya-dovedut-dobroe-utro-fragment-vypuska-ot-13-03-2018 (accessed 20.03.2018). (In Russ.)

21. About Federal security service: Federal law of April 3, 1995 no. 40-FZ (ed. from 07.03.2018). Rossiys-kaya gazeta, 1995, April 12. (In Russ.)

22. About information, information technologies and protection of information: Federal law of July 27, 2006 № 149-FZ (as amended on 25.11.2017, with changes and additions entered into force on 01.01.2018). Ros-siyskaya gazeta, 2006, July 29. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.