ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья УДК 34.05 EDN: EENKUU
doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-2-7
ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ: ОПЫТ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Екатерина Константиновна Попова
Пензенский государственный университет, Пенза, Россия [email protected]
Аннотация. Актуальность и цели. В китайском законодательстве за последнее десятилетие произошло много изменений, касающихся защиты личных прав и личной информации. Активное развитие технологий и меняющиеся общественные отношения обусловливают необходимость изучения зарубежного опыта в данной сфере. Цель работы - выделить особенности правовой защиты личной информации в Китае в аспекте достижения баланса между частными и публичными интересами. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения научных статей отечественных и китайских специалистов, посвященных вопросу защиты личных данных. Особое внимание уделено нормативно-правовым актам КНР. Методологический потенциал включает метод анализа и сравнительно-правовой метод, позволяющие изучить отдельные нормы китайского законодательства и увидеть новые возможности совершенствования отечественного законодательства. Результаты. Исследованы нормы нового Гражданского кодекса КНР, посвященные защите личной информации, и Закон о защите персональных данных КНР. Рассмотрены изменения, произошедшие в уголовном законодательстве в данной области. Проанализированы особенности обеспечения безопасности личных данных, обрабатываемых с помощью современных технологий. Выводы. Изучение особенностей нормативно-правовых актов в области защиты личной информации в Китае позволяет выделить современные тенденции развития законодательства: поиск баланса между личными, общественными и государственными интересами, ужесточение требований и наказаний в данной области, появление новых прав (право на голос, право на изображение), требующих защиты, разработка стандартов безопасности личных данных, обрабатываемых с помощью современных технологий. Анализ преимуществ и проблемных аспектов данных законов позволит выработать предложения по совершенствованию российской правовой системы.
Ключевые слова: личная информация, защита персональных данных, право на неприкосновенность частной жизни, гарантии права, безопасность данных, Китай
Для цитирования: Попова Е. К. Правовая защита личной информации: опыт Китайской Народной Республики // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2024. Т. 12, № 2. С. 66-75. doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-2-7 EDN: EENKUU
© Попова Е. К., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(2). http://esj.pnzgu.ru
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Original article
LEGAL PROTECTION OF PERSONAL INFORMATION: PRACTICE OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINAI
Ekaterina K. Popova
Penza State University, Penza, Russia [email protected]
Abstract. Background. Over the past decade Chinese law has witnessed many changes regarding the protection of personal rights and personal information. The active technological development and changing social relations necessitate the study of foreign practices in this field. The aim of the study is to highlight the features of the legal protection of personal information in the People's Republic of China in terms of achieving a balance between private and public interests. Materials and methods. The tasks of the study are fulfilled through examining the research articles by Russian and Chinese experts devoted to the protection of the right to privacy. Special attention is given to the regulatory legal acts of the People's Republic of China. The methodological potential includes the method of analysis and the comparative legal method that allow exploring certain norms of Chinese legislation and finding opportunities to improve Russian legislation. Results. The norms of the new Civil Code of the People's Republic of China on the protection of personal information and the Law on the Protection of Personal Data in the People's Republic of China are analysed. The article considers the changes in criminal legislation in this field. The researcher examines the features of ensuring the protection of personal data processed using modern technologies. Conclusions. Studying the features of regulatory legal acts on the protection of personal information in the People's Republic of China enables identifying the current trends in the development of legislation, namely searching for a balance between personal, public and state interests, tightening the requirements and penalties in this field, enforcing new rights (right to voice, right to portrait) that require protection, developing the security standards for personal data processed using modern technologies. An analysis of the benefits and challenges of these regulatory legal acts will help to formulate the proposals for improving the Russian legal system. Keywords: personal information, protection of personal information, right to privacy, guarantees of the right, data security, China
For citation: Popova E.K. Legal protection of personal information: practice of the People's Republic of China. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(2):66-75. (In Russ.). doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-2-7
Введение
C появлением и развитием новых технологий формируются и новые отношения между людьми, между личностью, обществом и государством. Это требует новых форм реагирования и новых способов защиты прав, гарантированных конституцией. В этой связи научный интерес представляет изучение опыта КНР. Законодательство Китая стремительно обновляется в сфере обеспечения безопасности личных данных. Целью такого обновления является нахождение баланса между частными и государственными интересами, а также внесение изменений, отвечающих актуальным вызовам современного мира и новым видам общественных отношений.
Одновременно Китай представляет собой государство, которое последовательно отстаивает идею цифрового суверенитета, опирающуюся на построение технологической самостоятельности, а также верховенство права в рамках не только собственной территории, но и
© Popova E.K., 2024. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(2). http://esj.pnzgu.ru
киберпространства, в которое вовлекаются его собственные граждане [1]. На правотворческую политику оказывает влияние стремление КНР построить инновационную цифровую экономику (что отражено в Стратегии «Сделано в Китае - 2025») [2], которая предполагает включение в глобальный мир конкуренции, действующий во многом по правилам, устанавливаемым технологическими гигантами [3].
Изучение особенностей данных законодательных актов позволяет выделить нормы, которые могут быть восприняты отечественным законодателем.
Конституция Китайской Народной Республики в ст. 37-39 устанавливает неприкосновенность свободы личности, чести и достоинства, а также защищает жилище граждан от незаконного обыска и незаконного вторжения. Статья 40 Конституции КНР гарантирует охрану свободы и тайны переписки граждан.
В последнее десятилетие в Китае активно принимались новые законодательные акты, направленные на охрану неприкосновенности частной жизни. Среди них стоит отметить новый Гражданский кодекс КНР, Закон о защите персональных данных и поправки в Уголовный кодекс КНР.
Основное исследование
Новый Гражданский кодекс КНР вступил в силу с 1 января 2021 г. Его принципиальным отличием от предыдущего закона стало то, что он уделяет большое внимание личным правам человека, в том числе и праву на неприкосновенность частной жизни, а также защите персональных данных. Подтверждает важность данных прав отдельная глава, отведенная им в кодексе.
Данная глава открывается ст. 1032 ГК КНР, гарантирующей личные права в области частных интересов. В соответствии с ней физические лица обладают правом на личную жизнь [4]. Запрет на вторжение в частную жизнь устанавливается абсолютно для любого лица, как физического, так и юридического. Под вторжением понимаются шпионаж и преследование, а также любые способы разглашения подобной информации.
Статья 1033 ГК КНР дает перечень действий, которые могут быть признаны нарушением неприкосновенности частной жизни. Среди них:
- действия, нарушающие личный покой с использованием технологий связи;
- действия, связанные с осуществлением вторжения, слежения или фотографирования чужого жилого помещения;
- действия, направленные на разглашение частной деятельности других лиц посредством фото-, аудио- и видеозаписи, а также подслушивания и подглядывания;
- действия, связанные с вторжением в интимную жизнь личности, а также фотографирование интимных частей тела другого человека;
- действия, нарушающие право на неприкосновенность частной жизни другими способами [5, с. 6].
Китайское законодательство не использует понятие «персональные данные», вместо него применяется термин «личная информация». Новый кодекс конкретизирует и законодательно закрепляет данное понятие. Статья 1034 ГК КНР раскрывает содержание такой информации: фамилия и имя физического лица, дата рождения, номер удостоверения личности, биометрическая информация, адрес проживания, номер телефона, адрес электронной почты, информация о здоровье, информация о местонахождении и т.д. [6, с. 8]. Кроме того, обозначена направленность ст. 1034 ГК КНР на защиту биометрической информации. Такие данные в современном мире нередко становятся объектом сбора и хранения в различных интернет-приложениях и другом информационном оборудовании. Защита биометрических данных граждан России - актуальная тема исследований российских ученых-юристов [7-9], однако российское законодательство еще имеет определенные пробелы в отраслевом регулировании наиболее спорных вопросов (в частности, порядка трансграничной передачи) [10].
Помимо специальной главы в ГК КНР есть отдельные статьи, которые содержат нормы, охраняющие право на неприкосновенность частной жизни. В современном мире становится
все более актуальной охрана права на изображение. Статья 1019 ГК КНР устанавливает ограничения, связанные с изменениями в изображении лица. Так, запрещается использование технологий с целью очернения, обезображивания и подделки изображения. Иные способы подделки изображения также запрещены. Кроме того, любые публикации изображения и иное использование могут осуществляться только с согласия лица, которому оно принадлежит. Нельзя недооценивать важность этой нормы, так как в последнее время получили большое развитие технологии, позволяющие свободно изменять лицо на фото- и видеоизображении.
Широкое распространение получили и технологии, способные изменять голос человека. В связи с этим в ГК КНР предусмотрена ст. 1023, определяющая, что право на голос подлежит защите в той же степени, что и право на изображение.
В обязательном порядке ГК КНР закрепляет статьи, содержащие меры предупреждения и меры ответственности за нарушения в области неприкосновенности частной жизни, личных данных и личного пространства. Меры предупреждения нарушений права на личную жизнь представляют особую важность, так как зачастую такие нарушения могут носить необратимый характер из-за распространения с помощью цифровых технологий и в сети Интернет. Так, ст. 997 ГК КНР дает возможность обратиться в народный суд, даже если есть основания подозревать намерения совершения таких правонарушений, которые могут повлечь непоправимый вред без их своевременного пресечения.
Если же ущерб уже нанесен, то ст. 995 ГК КНР устанавливает возможность потребовать привлечения лица, совершившего правонарушения, к гражданской ответственности. На требование устранения последствий такого нарушения исковая давность не распространяется [11, с. 138].
В ст. 998 ГК КНР регламентируется, что при нарушении личных прав и назначении мер ответственности виновному учитываются его род занятий, объем влияния, оказанного правонарушением, степень вины, а также цель, способ и последствия деяния.
Статьи 1035-1039 ГК КНР тесно связаны с Законом о защите персональных данных и посвящены защите личной информации при ее обработке. Закон о защите персональных данных в Китае был принят в августе 2021 г. и вступил в силу 1 ноября 2021 г. Он конкретизирует положения и нормы ГК. Его положения унифицируют правила в сфере защиты личных данных, а также помогают в систематизации и успешном взаимодействии различных нормативно-правовых актов, затрагивающих область защиты персональных данных [12, с. 6].
Закон о защите персональных данных является одним из трех основных законов, регулирующих сферу обеспечения безопасности информации. Наряду с ним действуют Закон о кибербезопасности и Закон о безопасности данных. Отчасти Закон о защите персональных данных дублирует их положения. Однако китайский законодатель идет по пути преемственности нормативно-правовых актов, поэтому новые законы не отменяют действующие ранее, а лишь развивают и конкретизируют их положения в определенной сфере. Законодатель придерживается позиции, что таким образом реализация законов будет более эффективной, а существующие отношения будут формироваться в условиях регулирования, предусмотренного новыми законами. Закон о кибербезопасности представляет собой ключевую формулу соединения личных интересов (кибербезопасности отдельного субъекта) и интересов государства (выраженных в общих требованиях ко всем субъектам информационного обмена в онлайн-пространстве) [13].
Закон о защите персональных данных проводит различия между личной информацией и конфиденциальной личной информацией, отличительной чертой которой является то, что ее разглашение и незаконное использование ведет к нанесению крупного морального или имущественного вреда, а также к посягательству на достоинство личности. К конфиденциальной личной информации закон относит биометрические данные, данные о финансовом положении, данные о здоровье, отслеживание местоположения. Под ней понимается также любая информация, касающаяся несовершеннолетних до 14 лет.
Актуальность принятого закона определяется дифференцированным подходом к отношениям, связанным с применением автоматизированных алгоритмов при сборе и обработке личной информации. Так, указывается, что данные алгоритмы могут применяться только на условиях понятности, прозрачности, справедливости и беспристрастности. Например, разрешенной формой применения таких алгоритмов является обработка данных о финансовом положении потребителей с целью предоставления им рекомендаций товаров и услуг из разных ценовых групп. Однако запрещается использование их финансовых данных, полученных с помощью автоматизированных алгоритмов, для установления любых форм дискриминации по ценовому признаку (установление различных цен на идентичный товар для разных категорий лиц).
Однако остаются проблемные аспекты в применении данных положений на практике. Одной из обсуждаемых тем в последнее время стала система социального кредитования и предоставление кредитов гражданам на основе данных, собранных о них в цифровом пространстве, что породило новое явление - скоринг (социальный рейтинг, ранжирование) [14, 15]. Данные о личности из социальных сетей могут оказывать влияние на получение не только кредита, но и работы и каких-либо других льгот или привилегий. В данных действиях существует угроза нарушения права на личную информацию. Развитие технологий иногда происходит быстрее, чем развитие законодательства, поэтому нормам в области защиты личной информации важно успевать адаптироваться к реальным условиям и находить баланс между интересами отдельных личностей, крупных компаний и государства. В данном аспекте законодательство нуждается в доработке.
Для обработки конфиденциальных персональных данных разработаны специальные правила, согласно которым они могут обрабатываться только исходя из принципа строгой необходимости и только при наличии отдельного письменного согласия. Причем такое согласие не может быть дано в абстрактной форме, в письменном документе должны быть четко указаны те данные, которые будут подвергаться обработке.
Лицо, чьи данные будут обрабатываться, должно быть уведомлено об обработке, а также ему должно быть разъяснено, какие личные права и интересы затронет обработка и как может повлиять на них.
Статья 13 Закона о защите персональных данных устанавливает только семь оснований, когда обработка персональной информации считается законной. Первым из таких оснований является добровольное согласие субъекта. Также предусмотрено, что заключение трудового договора и другие действия, связанные с устройством на работу по трудовому законодательству, могут рассматриваться как основание для обработки данных. В число иных оснований закон включает, например, крайнюю необходимость и чрезвычайные обстоятельства, а также разглашение информации самим лицом.
Обратим внимание на основание, которое «опирается на общественное мнение и публичный интерес»: информация может быть раскрыта посредством журналистской деятельности, если она соответствует данным интересам. Последним называется основание, которое оставляет этот перечень открытым, т.е. могут существовать и другие обстоятельства, если они предусмотрены нормативными актами.
Право на удаление персональной информации гарантируется Законом. Также лицо, чьи данные обрабатываются, вправе исправлять и дополнять их, запрашивать объяснения о цели их использования и требовать передачи своих данных на обработку другому обработчику.
Закон устанавливает конкретные обязанности обработчика. К общим требованиям, помимо получения согласия и соблюдения надлежащих мер защиты личной информации, относятся разработка специального локального нормативного акта «Политика конфиденциальности», назначение лица, ответственного за обеспечение безопасности персональных данных, предоставление отчетности. Хранение таких данных должно осуществляться только на территории Китая.
Уникальной нормой, не имеющей аналогов в законодательстве других стран, является ст. 58 Закона. Она направлена на защиту персональной информации, обрабатываемой с помощью платформенных интернет-сервисов. Такая обработка считается законной, если операторами создана система контроля, сформирован независимый орган надзора, сформулированы четкие правила, стандарты и обязательства платформы, регулярно публикуются отчеты и допускается общественный контроль.
Новыми для законодательства о защите личной информации в КНР являются положения о защите прав умерших лиц. Родственникам предоставляется право на распоряжение личной информацией от имени умершего лица. Однако в законе не раскрыты такие аспекты реализации права, как 1) порядок определения уполномоченного родственника умершего и 2) механизм его реализации обработчиком личной информации, включая порядок подтверждения личности родственников и факта смерти лица [16, с. 26].
За последние годы в законодательстве КНР ужесточились правила доступа к персональным данным для транснациональных технологических компаний. Чрезмерные обязанности, налагаемые на компании, и возможность свободного толкования отдельных положений Закона привели к уходу с китайского рынка таких сервисов, как Linkedln и Yahoo. Однако для конкретизации отдельных положений и исключения множественного толкования Закона о защите персональных данных в скором времени планируется принятие подзаконных актов, так как данный нормативно-правовой акт носит рамочный характер. В разработке находятся руководства в сфере трансграничной передачи личных данных и в сфере обработки данных в публичных «облаках». Развитие законодательства в области защиты личной информации должно осуществляться под руководством специального государственного органа - Администрации по киберпространству Китая.
Одной из особенностей Закона о защите персональных данных в КНР является сочетание мер административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности. Самой мягкой и основной мерой является предписание об устранении нарушений. При неисполнении предписания и отказе устранять допущенные нарушения могут применяться более суровые наказания. Самыми строгими среди них являются штрафы в крупных размерах, приостановление и прекращение деятельности, запрет занимать руководящие должности в данной сфере на определенный срок. Особая строгость мер наказания обусловлена в первую очередь характером ущерба, который может быть нанесен вследствие нарушений в данной области. Ущерб, причиняемый нарушениями прав в области личной информации, зачастую носит необратимый характер и не может быть устранен в полной мере. Исходя из этого для данной категории правонарушений установлена презумпция вины.
Закон о защите персональных данных расширяет круг лиц, которые могут обратиться с иском для привлечения нарушителя к ответственности. Так, предусмотрено, что не только лицо, чьи права нарушены, может обратиться в суд, в целях защиты общественных интересов в области персональных данных право на подачу иска имеют также Народная прокуратура, организации по защите прав и интересов потребителей и организации, созданные по разрешению органа власти по контролю за информацией в интернете. Такой подход помогает преодолеть трудности доказывания и высокую стоимость обращения с иском на практике [17, с. 170].
Уголовное законодательство тоже претерпело изменения в связи с развитием новых технологий и необходимостью защиты личной информации. В 2009 г. была внесена поправка в Уголовный кодекс КНР, добавляющая новый состав преступления - за посягательства на персональную информацию граждан (ст. 253.1 УК КНР). В 2015 г. была принята новая поправка, расширяющая круг субъектов преступления, а также ужесточающая наказание [18, с. 131].
Данная статья предусматривает ответственность за продажу или незаконное предоставление личной информации другим лицам при отягчающих обстоятельствах, а также за кражу или незаконное приобретение этих сведений. Среди отягчающих обстоятельств закон называет, например, предоставление информации с целью осуществления преступной деятельности
или информации о широком круге лиц. Также в законодательстве указывают особо отягчающие обстоятельства. Главным среди них законодатель выделяет ущерб, который повлек тяжкие последствия в виде смерти человека или иного тяжкого вреда здоровью. В качестве особо отягчающего обстоятельства может рассматриваться и крупный имущественный ущерб. К таким обстоятельствам также можно отнести количество единиц разглашенной информации в особо крупных размерах. Особо крупным размером признается, если разглашенная информация превышает показатели, установленные в законе, более чем в 10 раз [19, с. 199].
В качестве специального субъекта статья выделяет лиц, получивших доступ к личной информации в связи с исполнением служебных обязанностей. Уголовный кодекс предусматривает привлечение к уголовной ответственности и юридических лиц. В таком случае организации назначается штраф, а руководители и ответственные лица привлекаются по общему правилу. Максимальное наказание за преступление, нарушающее персональную информацию граждан, - лишение свободы сроком от трех до семи лет со штрафом [20, с. 124].
Заключение
Законодательство КНР в последнее десятилетие стремится конкретизировать и устранить пробелы в области защиты личной информации. С этой целью в 2021 г. было принято два основополагающих акта - Гражданский кодекс КНР и Закон о защите персональных данных в КНР.
Гражданский кодекс КНР подробно прописывает запрещенные действия, признаваемые вторжением в частную жизнь, а также, учитывая современное развитие технологий, отдельно защищает право на изображение и голос.
Закон о защите персональных данных в КНР главным основанием для обработки личных данных устанавливает согласие. Он подробно регламентирует права лиц, чьи данные обрабатываются, и обязанности операторов обработки. Актуальность Закона подчеркивает то, что он содержит отдельные нормы, посвященные обработке данных через интернет-приложения.
Однако строгие условия, предъявляемые к обработчикам, и размытые формулировки, оставляющие многие положения на усмотрение правоприменителя, приводят к ущемлению прав крупных компаний. Рамочный характер Закона предполагает, что данные положения получат более подробное развитие в подзаконных актах.
Уголовное законодательство идет по пути ужесточения наказаний в области нарушений права на личную информацию.
Развитие искусственного интеллекта и новых технологий порождает все новые формы преступлений, облегчает сбор и распространение личной информации, дает возможность нанести масштабный и необратимый ущерб, поэтому важно, чтобы новые виды отношений регулировались на всех уровнях, а их незаконные формы своевременно пресекались. Главное при формировании новых норм законодательства - соблюсти баланс между интересами государства, общества и каждой отдельной личности.
Таким образом, защита личной информации и в Китае, и во всем мире остается важным вопросом, который требует внимания и обсуждения со стороны как государства, так и общества. Необходимо найти баланс между использованием технологий, соблюдением прав личности и интересов государства для повышения безопасности и удобства жизни отдельных граждан и всего общества, защиты неприкосновенности их личной жизни и свободы.
Список литературы
1. Й^Й. ^«^ФШШШЮЙ // ФШП^Щ^Ш. 2021. т ft 2316. URL: http://sscp.cssn.cn/xkpd/tbch/tebiecehuaneirong/202112/t20211224_5384895.html
2. Strategie Plan of «Made in China - 2025» and Its Implementations (with) / H. Ma, X. Wu, L. Yan, H. Huang, H. Wub, J. Xiong, J. Zhang // Analysing the Impacts of Industry 4.0 in Modern Business Environments. 2018. P. 1-23. doi: 10.4018/978-1-5225-3468-6.ch001
3. Экономическое право : учебник / Н. Бондарь, Р. Амелин, Д. Артемова, Д. Велиева [и др.] ; под науч. ред. Н. С. Бондаря. М. : Проспект, 2021. 352 с. doi: 10.31085/9785392336791-2021-352 EDN: IYMONQ
4. Алексеенко А. П. Характерные черты Гражданского кодекса КНР // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16, № 12 (133). С. 199-211. doi: 10.17803/1994-1471.2021.133.12.199211 EDN: FFSOXS
5. г^вд.2022. . «ш ¥» *Ш№: Ж3-14Ж
6. ФНЙЙАШШШ ,Ш1ШШ!> 2020^т 4«, Ж8Ж
7. Афанасьев С. Д., Терещенко И. А., Яцкевич Д. А. Биометрическая идентификация и права человека: демаркационная линия // Закон. 2022. № 3. С. 33-46. doi: 10.37239/0869-4400-2022-18-333-46 EDN: CYFIWK
8. Бочков Е. С. К вопросу о правовом регулировании биометрической идентификации в банковской деятельности // Банковское право. 2019. № 4. С. 7-14. doi 10.18572/1812-3945-2019-4-7-14 EDN: GEIWXM
9. Рассолов И. М., Чубукова С. Г., Микурова И. В. Биометрия в контексте персональных данных и генетической информации: правовые проблемы // Lex russica (Русский закон). 2019. № 1. С. 108-118. doi: 10.17803/1729-5920.2019.146.1.108-118 EDN: YVPCZF
10. Смирнова Я. В. Проблемы обеспечения права на охрану частной жизни при обработке биометрических данных в Европейском союзе // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17, № 10 (143). С. 183-192. doi: 10.17803/1994-1471.2022.143.10.183-192 EDN: IMXCOH
11. Яо Л. Правовое обеспечение прав человека в Гражданском кодексе КНР в условиях развития новых технологий // Lex russica (Русский закон). 2021. Т. 74, № 4 (173). С. 130-141. doi: 10.17803/1729-5920.2021.173.4.130-141 EDN: COCACI
12. шт. 2021. . ^Ж3«:Ш6-24Ж
13. Романовский В. Г., Абубекерова Д. А. Права человека, кибербезопасность, борьба с терроризмом (опыт Китая) // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2021. Т. 9, № 3. С. 57-67. doi: 10.21685/2307-9525-2021-9-3-6 EDN: PGIKQC
14. Харитонова Ю. С., Сунь Ц. Цифровизация общественных отношений и верховенство закона: опыт переосмысления в России и Китае // Гражданское право. 2022. № 2. С. 3-8. doi: 10.18572/2070-2140-2022-2-3-8 EDN: NPXOHQ
15. Никитина Е. Е. Информационная безопасность как элемент конституционного статуса личности // Журнал российского права. 2024. № 1. С. 81-94. doi: 10.61205/jrp.2024.1.4 EDN: QJRWYU
16. Горян Э. В. Безопасность персональных данных в КНР: тенденции совершенствования правового регулирования в финансово-банковском секторе // Административное и муниципальное право. 2021. № 5. С. 15-32. doi: 10.7256/2454-0595.2021.5.36237 EDN: UCDMZB
17. Гун Н. Защита персональных данных в Китае: законодательство в цифровую эпоху // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2023. № 1. С. 159-172. doi: 10.21638/spbu14.2023.110 EDN: MSOSXQ
18. Лун Ч. Состав преступления в уголовно-правовой доктрине Китая // Lex russica (Русский закон). 2016. № 9. С. 129-135. doi: 10.17803/1729-5920.2016.118.9.129-135 EDN: XQWVMP
19. Озерова А. С. Уголовно-правовая защита личной информации в Китае в условиях построения системы социального кредитования // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17, № 5 (138). С. 196-206. doi: 10.17803/1994-1471.2022.138.5.196-206 EDN: WJVYRC
20. Пан Д., Фу С. Уголовно-правовая защита персональной информации граждан в Китае: доктрина, законодательная регламентация, правоприменение // Всероссийский криминологический журнал. 2022. Т. 16, № 1. С. 122-134. doi: 10.17150/2500-4255.2022.16(1).122-134 EDN: VMWDHU
References
1. Gao Qiqi. The construction of national sovereignty in the digital revolution. China Social Sciences Journal .2021;2316. (In Chinese) Available at: http://sscp.cssn.cn/xkpd/tbch/tebiecehuaneirong/ 202112/t20211224 5384895.html
2. Ma H., Wu X., Yan L., Huang H., Wub H., Xiong J., Zhang J. Strategic Plan of «Made in China 2025» and Its Implementations (with). Analysing the Impacts of Industry 4.0 in Modern Business Environments. 2018:1-23. doi: 10.4018/978-1-5225-3468-6.ch001
3. Bondar N.S., Amelin R.V., Artemova D.I. et al. Ekonomicheskoe pravo: uchebnik = Economic Law: Textbook. Moscow: Prospekt, 2021:352. (In Russ.). (In Russ.). doi: 10.31085/9785392336791-2021-352
4. Alekseenko A.P. Characteristic Features of the Civil Code of the People's Republic of China. Ak-tual'nye problemy rossijskogo prava = Actual Problems of Russian Law. 2021;(12): 199-211. (In Russ). doi: 10.17803/1994-1471.2021.133.12.199-211
5. Wang, Li Ming. Basic data protection issues. Prerequisites for the interpretation of the Civil Code and the Law on the Protection of Personal Data. Dang dai fä xue = Modern right. 2022;(1):3-14. (In Chinese)
6. Wang, Li Ming. The Spirit of the Era: Features of the Civil Code of the People's Republic of China. Eastern Jurisprudence. 2020;4:8. (In Chinese)
7. Afanasev S.D., Tereshchenko I.A., Yatskevich D.A. Biometric identification and human rights: the line of demarcation. Zakon = Law. 2022;(3):33-46. (In Russ). doi: 10.37239/0869-4400-2022-18-3-33-46
8. Bochkov E.S. On the legal regulation of biometric identification in banking. Bankovskoe parvo = Banking Law. 2019;(4):7-14. (In Russ). doi: 10.18572/1812-3945-2019-4-7-14
9. Rassolov I.M., Chubukova S.G., Mikurova I.V. Biometrics in the Context of Personal Data and Genetic Information: Legal Issues. Lex Russica. 2019;(1): 108-118. (In Russ). doi: 10.17803/17295920.2019.146.1.108-118
10. Smirnova Ya.V. Ensuring the Right to Privacy in Biometric Data Processing in the European Union. Aktual'nye problemy rossijskogo prava = Actual Problems of Russian Law. 2022;17(10): 183-192. (In Russ.) doi: 10.17803/1994-1471.2022.143.10.183-192
11. Li Yao. Human rights legal support in the Civil Code of the People's Republic of China in the context of the development of new technologies. Lex Russica. 2021;74(4):130-141. (In Russ). doi: 10.17803/1729-5920.2021.173.4.130-141
12. Wang, Хiхin, Peng, Kun. Constitutional foundation of personal data protection law in China. Qmg hua fä xue = Tsinghua University Law. 2021;(3):6-24. (In Chinese)
13. Romanovsky V.G., Abubekerova D.A. Human rights, cybersecurity, counterterrorism (practices in China). Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo = Science. Society. State. 2021;9(3):57-67. (In Russ). doi: 10.21685/2307-9525-2021-9-3-6
14. Kharitonova Y.S., Sun Qi Digitalization of Public Relations and Supremacy of Law: Reinterpretation Experience in Russia and China. Grazhdanskoe parvo = Civil law. 2022;(2):3-8. (In Russ). doi: 10.18572/2070-2140-2022-2-3-8
15. Nikitina E.E. Information security as an element of the constitutional status of a person. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law. 2024;(1):81-94. (In Russ). doi: 10.61205/jrp.2024.1.4
16. Goryan E.V. Personal data security in PRC: trends in improving legal regulation in the financial and banking sector. Administrativnoe i municipal'noe parvo = Administrative and municipal law. 2021;(5): 15-32. (In Russ). doi: 10.7256/2454-0595.2021.5.36237
17. Gong Nan. Protection of personal data in China: Legislation in the digital age. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo = Bulletin of St. Petersburg University. Law. 2023;(1): 159-172. (In Russ). doi: 10.21638/spbu14.2023.110
18. Loon Chаnghаi. Elements of a crime in the criminal law doctrine of China. Lex Russica. 2016;(9): 129-135. (In Russ). doi: 10.17803/1729-5920.2016.118.9.129-135
19. Ozerova A.S. Criminal Law Protection of Personal Information in China in the context of Social Credit System Formation. Aktual'nye problemy rossijskogo prava = Actual Problems of Russian Law. 2022;17(5): 196-206. (In Russ). doi: 10.17803/1994-1471.2022.138.5.196-206
20. Pan Dongmei, Fu Siansian. Criminal law protection of personal information of citizens in China: doctrine, legislative regulation, enforcement. Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal = Russian Journal of Criminology. 2022;16(1): 122-134. (In Russ). doi: 10.17150/2500-4255.2022.16(1).122-134
Информация об авторе / Information about the author
Е. К. Попова - аспирант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.
E.K. Popova - Postgraduate student, Penza State University, 40 Krasnaya street, Penza, 440026.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests
Поступила в редакцию / Received 06.04.2024
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 24.04.2024 Принята к публикации / Accepted 30.05.2024