Научная статья на тему 'Правовая сущность прохождения государственной гражданской службы'

Правовая сущность прохождения государственной гражданской службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
957
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ / ГАРАНТИИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ / ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ / CIVIL SERVICE / LABOR RELATIONS / PROFESSIONAL ACTIVITIES / CONSTITUTIONAL NORMS / GUARANTEES / LEGAL STATUS OF CIVIL SERVANTS / PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS ON THE CIVIL SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ведерникова М.А.

В статье рассмотрена правовая сущность прохождения гражданской службы исходя из соотношения общих норм трудового права и специальных норм, определяющих правовое положение гражданских служащих. Представлены различные подходы, связанные с определением правовой сущности гражданской службы. К ним относятся признание гражданской службы особой государственной деятельностью, указание на ее административный характер, также ее признание особым родом трудовых правоотношений. На основе анализа конституционно-правовых норм, регулирующих гарантии в сфере трудовой деятельности и определяющих равное право всех граждан на доступ к гражданской службе, а также специальных норм, регулирующих прохождение гражданской службы, сделан вывод, что это особая профессиональная деятельность, но прохождение гражданской службы относится к сфере трудовых отношений. Это положение позволяет сделать вывод о недопустимости ограничения трудовых прав гражданских служащих сверх необходимого в силу особого характера их профессиональной деятельности.The article considers the legal essence of civil service on the basis of the ratio of general labor law and special norms that determine the legal status of civil servants. Various approaches related to the determination of the legal nature of the civil service are presented. These include recognition of the civil service as a special state activity, an indication of its administrative nature, as well as its recognition as a special kind of labor relations. Based on an analysis of the constitutional legal norms governing guarantees in the field of labor and determining the equal right of all citizens to access the civil service, as well as special rules governing civil service, it is concluded that this is a special professional activity, but civil service is to the sphere of labor relations. This provision allows us to conclude that the restriction of the labor rights of civil servants beyond the necessary due to the special nature of their professional activities is inadmissible.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ведерникова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая сущность прохождения государственной гражданской службы»

ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

М.А. Ведерникова, магистрант

Сибирский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Россия, г. Новосибирск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10366

Аннотация. В статье рассмотрена правовая сущность прохождения гражданской службы исходя из соотношения общих норм трудового права и специальных норм, определяющих правовое положение гражданских служащих. Представлены различные подходы, связанные с определением правовой сущности гражданской службы. К ним относятся признание гражданской службы особой государственной деятельностью, указание на ее административный характер, также ее признание особым родом трудовых правоотношений. На основе анализа конституционно-правовых норм, регулирующих гарантии в сфере трудовой деятельности и определяющих равное право всех граждан на доступ к гражданской службе, а также специальных норм, регулирующих прохождение гражданской службы, сделан вывод, что это особая профессиональная деятельность, но прохождение гражданской службы относится к сфере трудовых отношений. Это положение позволяет сделать вывод о недопустимости ограничения трудовых прав гражданских служащих сверх необходимого в силу особого характера их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: гражданская служба, трудовые отношения, профессиональная деятельность, конституционные нормы, гарантии, правовой статус гражданских служащих, запреты и ограничения на гражданской службе.

Гражданская служба выступает особым институтом трудового права, в рамках которого сочетаются как общие нормы, регулирующие правоотношения, складывающиеся между сотрудниками и работодателем во всех трудовых отношениях, так и специальные нормы, отражающие специфику прохождения гражданской службы. Сочетание этих норм является, в целом, оправданным, поскольку гражданские служащие, как и другие работники, выполняют определенные возложенные на них в силу должности обязанности. Одновременно прохождение гражданской службы предполагает наделение субъекта правоотношений особыми полномочиями, которых у сотрудников, выполняющих профессиональные обязанности по трудовому договору, отсутствуют. В связи с этим имеет не только теоретическую, но и практическую значимость содержательный аспект правоотношений в сфере прохождения гражданский службы.

С точки зрения теории права он определяется необходимость обособления или, напротив, включения института гражданской службы в трудовые отношения. Это предполагает развитие правовых норм о прохождении гражданской службы как специальных либо их сближение с общими нормами трудового права и придания им специальных черт только в связи со спецификой профессиональной деятельности гражданских служащих.

Практическая сторона необходимости исследования сущности правоотношений, складывающихся в ходе прохождения гражданской службы, определяется, прежде всего, возможным возникновением служебных споров и неопределенностью применимых к подобному спору принципов, в случае отсутствия специальных правовых норм.

Существуют и другие причины, в силу которых обоснование соотношения прохождения гражданской службы с выполнением трудовых обязанностей является

значимым в практическом аспекте. Тем не менее, именно признание гражданского служащего специальным субъектом служебных отношений либо, напротив, сотрудником, пусть и выполняющим работу особого рода, определяет общее положение гражданских служащих не только в системе служебных отношений, но и во всей системе государственного управления. Связано такое разделение с признанием гражданского служащего лицом, только выполняющим профессиональные обязанности либо наделенным особым статусом.

С правовой точки зрения обоснованными являются обе позиции, поскольку, в соответствии с ч. 1 ст. 37 Конституции РФ [1] свободный труд и возможность распоряжения личными способностями к определенной профессиональной деятельности гарантированы государством.

Помимо прочего, это положения может рассматриваться и как признание равенства трудовых прав граждан, распространяющееся, в том числе, и на условиях прохождения гражданской службы. Это может пониматься как признание прохождения гражданской службы как особого рода трудовых правоотношений, поскольку профессиональная деятельность гражданских служащих не может проходить на условиях, отличных от условий выполнения обязанностей в рамках трудового договора.

Положениями ч. 4 ст. 31 Конституции РФ [1] также гарантирован равный доступ к государственной службе, что также может пониматься с позиций равенства правового положения участников правоотношений, складывающихся в ходе прохождения гражданской службы и в ходе трудовой деятельности. Пользуясь возможностью выбора, лицо, с учетом личных предпочтений и трудовых навыков, исходя при этом из полученного уровня образования и других факторов, вправе выбрать сферу профессиональной деятельности, в том числе, гражданскую службу. В силу гарантий равенства трудовых прав, положение гражданского служащего при этом не может принципиально отличаться от статуса работников.

Отличия в условиях прохождения гражданской службы сами по себе не свидетельствуют о возможности отнесения данной профессиональной деятельности к особой сфере отношений, поскольку ТК РФ [1] также устанавливает специфику труда отдельных категорий лиц.

Представленные положения позволяют ряду исследователей прийти к выводу о возможности признания гражданской службы особым видом трудовых отношений, прохождение которых должно регулироваться нормами трудового права. Например, К.П. Елистратова и А.В. Родионов проводят сравнительный анализ правовых норм, регулирующих мотивационные механизмы при прохождении гражданской службы и в сфере трудовых отношений. Исследователи, в целом, вполне обоснованно указывают на гражданскую службу как особый род профессиональной деятельности, складывающийся, тем не менее, в рамках трудовых отношений [3].

Напротив, М.А. Сидорова рассматривает гражданскую службу, в первую очередь, с позиций административной составляющей данных отношений [4]. Близкой позиции придерживается И.В. Седая, по мнению которой гражданская служба сводится к государственной деятельности, при этом исследователь указывает на политическую составляющую государственной службы [5].

Представленные позиции свидетельствуют о разнообразии позиций относительно правовой сущности прохождения гражданской службы, причем различия состоят не только в источниках, но и в методе правового регулирования отношений, связанных с гражданской службой.

Например, М.Н. Бокова относит правовое регулирование прохождения гражданской службы к сфере административных правоотношений [6].

С подобной позицией нельзя согласиться, поскольку, хотя гражданская служба, в силу ч. 7 ст. 11 ТК РФ [2], регулируется специальными нормами, это Закон «О системе государственной службы» [7] и Закон «О гражданской службе» [8], отношения связаны с профессиональной деятельностью.

Гражданская служба признается, в первую очередь, профессиональной деятельностью, пусть и особого рода. Гражданские служащие наделены особым правовым статусом с точки зрения полномочий, не свойственных другим лицам, но реализация этих полномочий определяется только кругом профессиональных обязанностей, допустима только в пределах достижения целей органа власти, служащими которого они являются. С учетом положений ст. 18 Конституции РФ [1], использоваться особый правовой статус гражданского служащего может исключительно в интересах граждан.

Все это не означает признания правоотношений, складывающихся в ходе прохождения гражданской службы правоотношениями, по своей правовой природе близкими к трудовым отношениям, пусть и особого рода. Гражданская служба предполагает особую профессиональную деятельность, гражданские служащие имеют специальный правовой статус, но они наделены большинством тех же прав, что и работники по трудовому договору. Поскольку правоотношения при прохождении гражданской службы связаны с профессиональной деятельностью, более верным было бы рассматривать их в рамках трудовых правоотношений особого рода, но не как особые государственные отношения или административные правоотношения.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ также признается «особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях» [9].

Подобная же позиция представлена и в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 [10]. Прохождение гражданской службы регулируется специальными правовыми нормами, но это

рактер определяет только необходимость установления особых правил профессиональной деятельности гражданских служащих, но не означает их исключения из круга отношений, регулируемых нормами трудового права.

Подводя итог, наиболее обоснованным было бы признать правоотношения, складывающиеся в рамках прохождения гражданской службы, особым видом правоотношений, имеющих, тем не менее, характер трудовых правоотношений. Во взаимосвязи с конституционными нормами данное положение наиболее обоснованным было бы рассматривать следующим образом. Каждый гражданин вправе свободно распоряжаться профессиональными навыками, руководствуясь при этом личными предпочтениями. Возможность поступления на гражданскую службу гарантирована всем гражданам в равной мере, поэтому выбор гражданина может быть сделан и в пользу гражданской службы, наравне с другими сферами профессиональной деятельности. Тем не менее, выбирая гражданскую службу, а не иной вариант профессиональной деятельности, гражданин осознает необходимость нести дополнительные обязанности, в том числе, соблюдать специальные запреты по гражданской службе, но эти запреты и ограничения обусловлены особым правовым статусом, как следствие, находятся во взаимосвязи со спецификой профессиональной деятельности. Это, помимо прочего, означает, что предъявляемые к гражданским служащим специальные требования не могут ограничивать их права сверх обусловленных особым характером профессиональной деятельности условий. Связаны они с особыми полномочиями, которыми данные лица обладают в силу занимаемой должности.

трудовые правоотношения, их особый ха-

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // СЗ РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.

3. Елистратова, К.П. Государственная гражданская служба в России: сущность и особенности мотивационных механизмов / К.П. Елистратова, А.В. Родионов // Социально-экономическое развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов: проблемы и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. -2019. - С. 58-61.

4. Сидорова, М.А. Сущность государственной гражданской службы в Российской Федерации // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: сборник материалов IV Внутривузовского Круглого стола. - 2018. - С. 232-235.

5. Седая, И.В. Понятие и сущность государственной гражданской службы // Академическая публицистика. - 2020. - № 3. - С. 157-165.

6. Бокова, М.Н. К вопросу о субсидиарном применении права: пределы регулирования государственной гражданской службы нормами трудового права // Право, общество, государство: проблемы теории и истории: Сборник материалов. Международной студенческой научной конференции. - 2018. - С. 9-12.

7. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СЗ РФ. - 02.06.2003. - № 22. - Ст. 2063.

8. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // СЗ РФ. - 02.08.2004. - № 31. - Ст. 3215.

9. По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 25 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», статьи 43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 14 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и статьи 20.1 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 03.10.2002 № 233-О // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 3. - 2003.

10. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 3. - март. - 2007.

LEGAL ESSENCE OF PASSING A PUBLIC CIVIL SERVICE M.A. Vedernikova, Graduate Student

Siberian Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public

Administration

(Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article considers the legal essence of civil service on the basis of the ratio of general labor law and special norms that determine the legal status of civil servants. Various approaches related to the determination of the legal nature of the civil service are presented. These include recognition of the civil service as a special state activity, an indication of its administrative nature, as well as its recognition as a special kind of labor relations. Based on an analysis of the constitutional legal norms governing guarantees in the field of labor and determining the equal right of all citizens to access the civil service, as well as special rules governing civil service, it is concluded that this is a special professional activity, but civil service is to the sphere of labor relations. This provision allows us to conclude that the restriction of the labor rights of civil servants beyond the necessary due to the special nature of their professional activities is inadmissible.

Keywords: civil service, labor relations, professional activities, constitutional norms, guarantees, legal status of civil servants, prohibitions and restrictions on the civil service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.