Научная статья на тему 'Правовая социализация студенческой молодежи: прикладные исследования'

Правовая социализация студенческой молодежи: прикладные исследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
315
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВО / СТУДЕНЧЕСТВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВООТНОШЕНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / SOCIALIZATION / LAW / STUDENTSHIP / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL RELATION / LAW VIOLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казурова О. Ю., Панкратов С. А., Борзилова О. Е.

В целом уровень правовой социализации студентов волгоградских вузов можно оценить как средний, причем система высшего образования как агент правовой социализации недостаточно эффективна. Необходимо более интенсивное внедрение правовых и патриотических программ, системы правового воспитания и более глубокого правового образования во время обучения студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal socialization of the student youth: the applied researches

On the whole the rate of the legal socialization of the students of the Volgograd higher educational institutions is estimated as average, besides, the system of higher education as a legal socialization agent is insufficiently effective. The introduction of social, legal and patriotic programs and the system of qualitative legal education at studentship are necessary.

Текст научной работы на тему «Правовая социализация студенческой молодежи: прикладные исследования»

(18)

дя из своего жизненного опыта. Наибольшее значение для дальнейшего развития методики обучения иностранным языкам имело утверждение, что креативная модель обучения базируется не на пошаговом усвоении языкового материала, а на требовании формирования креативной компетенции уже с первых уроков. Но, несмотря на большой интерес немецких методистов к основным положениям конструктивистской дидактики, на которых базируется креативное обучение, конструктивизм имеет как своих сторонников, так и противников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современная западная философия: Словарь. -2-е изд., перераб. и доп. / Сост. и ред. B.C. Малахов,

В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2000. - 544 с.

2. Huneke Hans-Werner. Deutsch als Fremdsprache: eine Einfuhrung. - 2, uberarb. und erw. Aufl.-Berlin: Erich Schmidt Verl., 2000. - 252 s.

3. Konig Eckard / Zedler Peter. Theorie der Erziehungswissenschaft. Einfuhrung in Grundlagen, Methoden und praktische Konsequenzen. 2 Auflage. - Weinheim und Basel: Beltz Verlag, 2002. - 262 s.

4. Miiller K. // Jahrbuch Deutsch als Fremdsprache Intercultural German Stadies (Wierlacher A., Eggers D., Ehlich K.,Engel U., Kelletat A., Krumm H.-J., Bohrer K.-F. Hrsg.) Band 23. - München: iudicium verlag,

1997. - S. 77-112.

5. Siebert H. Konstruktivismus. - Frankfurt: Suhrkamp,

1998.

6. Wendt Michael: Konstruktivistische Fremdsprachendidaktik: Lerner- und handlungsorientierter Fremdsprachenunterricht aus neuer Sicht. - Tubingen: Narr, 1996. - S. 120.

УДК 378.4:34

ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

О.Ю. Казурова, С.А. Панкратов, О.Е. Борзилова

Волгоградский государственный университет

В целом уровень правовой социализации студентов волгоградских вузов можно оценить как средний, причем система высшего образования как агент правовой социализации недостаточно эффективна. Необходимо более интенсивное внедрение правовых и патриотических программ, системы правового воспитания и более глубокого правового образования во время обучения студенческой молодежи.

Ключевые слова: социализация, право, студенчество, правосознание, правоотношение, правонарушение.

THE LEGAL SOCIALIZATION OF THE STUDENT YOUTH: THE APPLIED RESEARCHES

O.Yu. Kazurova, S.A. Pankratov, O.E. Borzilova

Abstract. On the whole the rate of the legal socialization of the students of the Volgograd higher educational institutions is estimated as average, besides, the system of higher education as a legal socialization agent is insufficiently effective. The introduction of social, legal and patriotic programs and the system of qualitative legal education at studentship are necessary.

Key words: socialization, law, studentship, legal consciousness, legal relation, law violation.

В условиях трансформации российского общества изучение проблем правовой социализации во время получения образования имеет важное значение для уяснения возникающих противоречий в правовой культуре, правовом сознании и поведении молодежи для нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения.

В проводимом исследовании в качестве генеральной совокупности выступают студенты дневной формы обучения волгоградских вузов (Волгоградский государственный университет, Волгоградская академия государственной службы, Волгоградский институт экономики политики и права, Волгоградский педагогический университет).

Для формирования репрезентативной выборочной совокупности методом гнездовой выборки [1] было опрошено 396 человек. Распределение по полу: 94 человека (23,74 %) - мужской, 298 (75,25 %) - женский, 4 (1,01 %) - не указан. Распределение по специальностям: 90 человек (22,73 %) - юриспруденция, 84 (21,21 %) - социология, 64 (16,16 %) - экономика, 48 (12,12 %) -математика, 38 (9,60 %) - журналистика, 21 (5,30 %) - психология, 19 (4,80 %) - политология, 19 (4,80 %) - социальная работа, 13 (3,28 %) - не указано.

Основной гипотезой исследования выступает тезис о неудовлетворительной правовой социализации молодых людей в нашей стране, что

выражается: 1) в пренебрежительном отношении к существующим правовым нормам в целом, 2) достаточно толерантном отношении к правонарушителям и 3) негативном или как минимум недоверчивом отношении к работникам правоохранительных органов. В соответствии с приведенной логической структурой анкеты представлены одномерные распределения ответов на вопросы.

Распределение ответов на вопрос "Хорошо ли Вы, на Ваш взгляд, разбираетесь в действующем законодательстве Российской Федерации?":

- "да, хорошо" - 31 человек (7,83 %);

- "скорее да, чем нет" - 80 (20,20 %);

- "разбираюсь в наиболее важных для меня вопросах" - 154 (38,89 %);

- "скорее нет, чем да" - 114 (28,79 %);

- "нет" - 15 (3,79 %);

- не указано - 2 (0,51 %).

Таким образом, субъективную оценку респондентами собственной юридической грамотности в целом можно обозначить как среднюю (66,92 % опрошенных).

Распределение ответов на вопрос "Насколько подробным, по Вашему мнению, должно быть знание обычного человека существующих законов государства?":

- "необходимо максимально подробное знание каждым гражданином всех отраслей права" -38 человек (9,60 %);

- "необходима общая юридическая грамотность с углубленным знанием только наиболее важных с практической точки зрения отраслей права (трудового, жилищного, семейного и т. д.)" -189 (47,73 %);

- "важно знать свои основные права и обязанности" - 140 (35,35 %);

- «необходимо знание только отдельных нормативных актов, которые могут пригодиться в повседневной жизни, таких как, например, "Закон о защите прав потребителей"» - 27 (6,82 %);

- "сколько-нибудь подробное знание действующего законодательства обычному человеку не требуется, этим должны заниматься специалисты" - 2 (0,51 %).

Очевидно, что респонденты разбираются (по их же собственным оценкам) в действующем законодательстве заметно хуже, чем, как они сами считают, этого требует повседневная жизнь.

Распределение ответов на вопрос «Если хороший знакомый попросит у Вас в долг крупную (по Вашим представлениям) сумму денег, будете ли Вы оформлять это юридически или поверите "на слово"?»:

- "потребую оформить юридически" - 80 человек (20,20 %);

- "поверю на слово" - 112 (28,28 %);

- "это будет зависеть от обстоятельств" -128 (32,32 %);

- "большую сумму не дам в долг ни при каких обстоятельствах" - 76 (19,19 %).

Данный вопрос наиболее ярко показывает уровень правового сознания граждан в нашей стране, а точнее практически полное его отсутствие, поскольку лишь 20 % респондентов поступили бы в данном случае грамотно с юридической точки зрения.

Распределение ответов на вопрос "Если бы Вы стали свидетелем преступления, но об этом никто не узнал, то пошли бы Вы в милицию рассказать об увиденном?":

- "да, однозначно" - 60 человек (15,15 %);

- "скорее да, чем нет" - 106 (26,77 %);

- "только если бы мне лично ничего при этом не угрожало" - 125 (31,57 %);

- "скорее нет, чем да" - 72 (18,18 %);

- "нет" - 25 (6,31 %);

- не указано - 8 (2,02 %).

Лишь 41,92 % респондентов выполнили ли бы свой гражданский долг и обратились в милицию.

Распределение ответов на вопрос «Нравится ли Вам смотреть так называемые "бандитские" фильмы и телесериалы?»:

- "да, очень" - 44 человека (11,11 %);

- "скорее да, чем нет" - 31 (7,83 %);

- "только некоторые" - 157 (39,65 %);

- "скорее нет, чем да" - 58 (14,65 %);

- "нет" - 96 (24,24 %).

Распределение ответов на вопрос "Если бы Вам стало известно о готовящемся преступлении, то Вы бы сообщили об этом работникам правоохранительных органов?":

- "да, конечно" - 121 человек (30,56 %);

- "скорее да, чем нет" - 105 (26,52 %);

- "в зависимости от ситуации и характера преступления" - 128 (32,32 %);

- "скорее нет, чем да" - 24 (6,06 %);

- "нет" - 8 (2,02 %);

- не указано - 10 (2,53 %).

Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы смотрите телепередачи на криминальные темы ("Человек и закон", "Чрезвычайное происшествие", "Независимое расследование" и т. д.)?»:

- "смотрю постоянно, стараюсь не пропустить ни одну" - 31 человек (7,83 %);

- "смотрю по мере возможности" - 131 (33,08 %);

- "специально не ищу, но если попадается, смотрю с интересом" - 114 (28,79 %);

- "смотрю достаточно редко" - 77 (19,44 %);

- "вообще не смотрю" - 36 (9,09 %);

- не указано - 7 (1,77 %).

Далее представляем сводную таблицу распределения ответов по вопросам, выступавшим в качестве эмпирических индикаторов уровня правовой социализации студентов по такому критерию, как отношение к закону и праву вообще. В большинстве указанных вопросов ответы располагались в виде симметричной оценочной порядковой шкалы с пятью позициями, что дало возможность привести их к единому основанию.

Это вопросы № 2 ("Хорошо ли Вы, на Ваш взгляд, разбираетесь в действующем законодательстве РФ?"), № 3 ("Насколько подробным, по Вашему мнению, должно быть знание обычного человека существующих законов государства"), № 14 ("Если бы Вы стали свидетелем преступления, но об этом никто не узнал, то пошли бы Вы в милицию рассказать об увиденном?"), № 17 («Нравится ли Вам смотреть так называемые "бандитские" фильмы и телесериалы?»), № 19 ("Если бы Вам стало известно о готовящемся преступлении, то Вы бы сообщили об этом работникам правоохранительных органов?"), № 22 («Как часто Вы смотрите телепередачи на криминальные темы ("Человек и закон", "Чрезвычайное происшествие" и т. д. ?») (табл. 1).

Варианты ответов от "1" до "5" даны в порядке убывания интенсивности проявления качественного признака. Из этого следует, что уровень правовой социализации студентов вузов в рассматриваемом компоненте в целом средний или чуть выше среднего. Правда, эти данные существенно опровергают распределение ответов на вопрос № 9 («Если хороший знакомый попросит у Вас в долг крупную (по Вашим представлениям) сумму денег, будете ли Вы оформлять это юридически или поверите "на слово"?»), которое говорит о том, что только 20 % респондентов однозначно поступят в соответствии с законом.

Распределение ответов на вопрос "Допустимо ли, на Ваш взгляд, нарушать закон?":

- "совершенно не допустимо" - 69 человек (17,42 %);

- "допустимо в крайних случаях, когда соблюдение закона причинит больший вред, чем его нарушение" - 190 (47,98 %);

- "допустимо в тех случаях, когда нарушение закона заведомо не повлечет серьезных последствий как для самого нарушителя, так и для окружающих людей" - 91 (22,98 %);

- "допустимо во многих случаях, так как большинство законов в нашей стране все равно не действует либо они несправедливы" - 36 (9,09 %);

- "допустимо в любом случае" - 1 (0,25 %);

- "не указано" - 9 (2,27 %).

Распределение ответов на вопрос "Совершали ли Вы когда-нибудь хотя бы мелкие правонарушения, наподобие безбилетного проезда или использования "пиратской" видеопродукции?":

- "да" - 355 человек (89,65 %);

- "нет" - 40 (10,10 %);

- не указано - 1 (0,25 %).

Обращаем внимание, что мелкие правонарушения совершали почти 90 % респондентов, тогда как считают допустимым нарушение закона в тех случаях, когда это заведомо не повлечет серьезных последствий для самого нарушителя или для окружающих людей, только 23 % рес-

2006

пондентов. Налицо явное противоречие либо мелкие правонарушения большинство опрошенных не считают нарушением закона, что само по себе уже свидетельствует о низком уровне правовой социализации.

Распределение ответов на вопрос "Если бы Вы узнали, что кто-то из Ваших родственников, друзей или хороших знакомых совершил серьезное правонарушение, то изменилось ли бы у Вас отношение к этому человеку в худшую сторону?":

- "да, изменилось бы" - 55 человек (13,89 % опрошенных);

- "это зависело бы от характера и обстоятельств правонарушения" - 272 (68,69 %)

- "нет" - 36 (9,09 %);

- "изменилось бы в лучшую сторону" - 5 (1,26 %);

-"затрудняюсь ответить" - 22 (5,56 %);

- не указано" - 6 (1,52 %).

Распределение ответов на вопрос "Есть ли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в Вашем ближайшем окружении (родственники, друзья, знакомые), люди, способные, на Ваш взгляд, совершить преступление?":

- "ни одного" - 168 человек (42,42 %);

- "отдельные люди могли бы" - 190 (47,98 %);

- "таких примерно половина" - 15 (3,79 %);

- "таких большинство" - 1 (0,25 %);

- "все могли бы" - 9 (2,27 %);

- не указано - 13 (3,28 %).

В сводную оценку по данному блоку пойдут вопросы № 4 ("Допустимо ли, на Ваш взгляд, нарушать закон?"), № 6 ("Как много людей в нашей стране, на Ваш взгляд, время от времени совершает хотя бы незначительные правонарушения?"), № 7 ("Как много людей в нашем обществе способны, по Вашему мнению, на совершение серьезного преступления против жизни, здоровья или имущества граждан?"), № 16 ("Есть ли в Вашем ближайшем окружении (родственники, друзья, знакомые) люди, способные, на Ваш взгляд, совершить преступление?") с ответами в виде симметричных ранговых шкал с пятью позициями (табл. 2).

Варианты ответов от "1" до "5" даны в порядке убывания интенсивности проявления качественного признака. Это означает, что уровень правовой социализации студентов вузов в рассматриваемом компоненте в целом выше среднего.

Распределение ответов на вопрос "Как Вы думаете, берут ли взятки работники правоохранительных органов?":

- "не берут, это клевета на наши органы правопорядка" - 3 человека (0,75 %);

- "берут отдельные сотрудники, но это неизбежно заканчивается их разоблачением" - 15 (3,79 %);

- "берут многие, но есть и много честных сотрудников" - 150 (37,88 %);

- "берет большинство и с этим бесполезно бороться" - 178 (44,95 %);

- "берут все, поэтому честному человеку

бессмысленно туда обращаться" - 42 (10,61 %); - не указано - 8 (2,02 %). Таким образом, более 90 % респондентов

(93,44) разделяют мнение о распространенности коррупции среди работников правоохранительных органов.

Таблица 1

Сводная оценка отношения респондентов к закону и праву вообще, %

Порядковый номер ответа Вопросы Средняя арифметическая

№ 2 № 3 № 14 № 17 № 19 № 22

1 (max) 7,83 9,60 15,15 24,24 30,56 7,83 15,87

2 20,20 47,73 26,77 14,65 26,52 33,08 28,16

3 38,89 35,35 31,57 39,65 32,32 28,79 34,43

4 28,79 6,82 18,18 7,83 6,06 19,44 14,52

5 (min) 3,79 0,51 6,31 11,11 2,02 9,09 5,47

Таблица 2

Сводная оценка отношения респондентов к правонарушениям и правонарушителям, %

Порядковый номер ответа Вопросы Средняя арифметическая

№ 4 № 6 № 7 № 16

1 (max) 17,42 0,76 24,49 42,42 21,27

2 47,98 8,08 38,64 47,98 35,67

3 22,98 19,70 29,29 3,79 18,94

4 9,09 41,16 5,56 0,25 14,02

5 (min) 0,25 30,30 1,52 2,27 8,59

Таблица 3

Сводная оценка отношения респондентов к правоохранительным органам и их сотрудникам, %

Порядковый номер Вопросы Средняя

ответа № 8 № 13 № 20 арифметическая

1 (max) 1,52 5,30 0,75 2,52

2 3,28 19,19 3,79 8,75

3 40,91 54,29 37,88 44,36

4 39,14 12,63 44,95 32,24

5 (min) 15,15 7,58 10,61 11,11

Сводная оценка по блоку эмпирических индикаторов отношения к правоохранительным органам и их сотрудникам базируется на вопросах № 8 ("Как бы Вы оценили работу правоохранительных органов в нашей стране?"), № 13 ("Считаете ли Вы, что правоохранительные органы в нашей стране действительно способны защитить человека в случае серьезной угрозы, исходящей от других людей?"), № 20 ("Как Вы думаете, берут ли взятки работники правоохранительных органов?").

Как и в предыдущих случаях это - симметричные порядковые шкалы с пятью позициями (табл. 3).

В табл. 1, 2, 3 выделены наиболее популярные варианты ответов: серым цветом - не менее 10 % ответивших, остальные - не менее 25 % ответивших. Варианты ответов от "1" до "5" даны в порядке убывания интенсивности проявления качественного признака. Таким образом, уровень

правовой социализации студентов вузов в рассматриваемом компоненте в целом существенно ниже среднего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Не подтверждается достаточно распространенное мнение о пренебрежительном в целом отношении современной вузовской молодежи в нашей стране к существующим правовым нормам, закону и праву как регуляторам поведения человека в обществе.

2. Не подтверждается тезис о достаточно толерантном отношении вузовской молодежи в современной России к правонарушениям и правонарушителям, кроме самых незначительных проступков, наподобие безбилетного проезда или использования "пиратской" видеопродукции.

3. Подтверждается мнение о негативном или как минимум недоверчивом отношении к работникам правоохранительных органов на современном этапе развития российского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика

(социологический анализ). - М.: ЦСП, 2003. - 600 с.

2. Российская молодежь: проблемы и решения. -М.: ЦСП, 2005. - 648 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.