Научная статья на тему 'Правовая регламентация эмиссии и обращения криптовалют как фактор экономической безопасности'

Правовая регламентация эмиссии и обращения криптовалют как фактор экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
524
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
криптовалюта / правовое регулирование криптовалют / валюта / саморегулирование рынка криптовалют / cryptocurrency / legislative regulation of cryptocurrency / currency / self-regulation of cryptocurrency market

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трофименко Андрей Валериевич

В статье анализируются правовые аспекты эмиссии и обращения криптовалют как фактор экономической безопасности. Особое внимание уделяется проблеме правовой природы криптовалюты и выявлению оптимального подхода к правовой регламентации общественных отношений, связанных с эмиссией и обращением криптовалют. На основании проведенного анализа сделан вывод о необходимости срочного совершенствования нормативно-правовой базы в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE REGULATION OF ISSUANCE AND CIRCULATION OF CRYPTOCURRENCIES AS A FACTOR OF ECONOMIC SECURITY

The article analyzes legal aspects of emission and circulation of cryptocurrency as a factor of economic security. Particular attention is paid to the legal status of the cryptocurrency and to the development of an optimal approach to legislative regulation of public relations involved in the issuance and circulation of cryptocurrencies. Having conducted the research the author concludes that improvement of the regulatory framework in the sphere of cryptocurrencies is urgently needed.

Текст научной работы на тему «Правовая регламентация эмиссии и обращения криптовалют как фактор экономической безопасности»

УДК 347.73

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЭМИССИИ И ОБРАЩЕНИЯ КРИПТОВАЛЮТ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

LEGISLATIVE REGULATION OF ISSUANCE AND CIRCULATION OF CRYPTOCURRENCIES AS A FACTOR OF ECONOMIC SECURITY

<4/

1

Трофименко Андрей Валериевич

Trofimenko Andrey Valerievich

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой частного права и экологической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, Саратов

Cand. Sc. (Law), associate professor, head of the department of private law and economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: an111@mail.ru

В статье анализируются правовые аспекты эмиссии и обращения криптовалют как фактор экономической безопасности. Особое внимание уделяется проблеме правовой природы криптовалюты и выявлению оптимального подхода к правовой регламентации общественных отношений, связанных с эмиссией и обращением криптовалют. На основании проведенного анализа сделан вывод о необходимости срочного совершенствования нормативно-правовой базы в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: криптовалюта, правовое регулирование криптовалют, валюта, саморегулирование рынка криптовалют.

The article analyzes legal aspects of emission and circulation of cryptocurrency as a factor of economic security. Particular attention is paid to the legal status of the crypto-currency and to the development of an optimal approach to legislative regulation of public relations involved in the issuance and circulation of cryptocurrencies. Having conducted the research the author concludes that improvement of the regulatory framework in the sphere of cryptocurrencies is urgently needed.

Keywords: cryptocurrency, legislative regulation of cryptocurrency, currency, self-regulation of cryptocurrency market.

С течением времени становится все более очевидной значимость правовой регламентации эмиссии и обращения так называемых «криптовалют» в качестве одного из факторов обеспечения экономической безопасности РФ. Рассмотрим некоторые теоретические и практические аспекты данной проблемы.

Прежде всего, отметим, что сам термин «криптовалюта» представляется спорным, поскольку степень его соответствия ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» [10] требует дополнительного обоснования.

Согласно положениям указанной статьи, к иностранной валюте, в частности, относятся «средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах». Таким образом, вопрос о кор-

ректности использования термина «криптова-люта» сводится к вопросу о возможности ее квалификации в качестве международной расчетной единицы. В настоящее время какие-либо правовые основания для признания «криптова-лют» «международными расчетными единицами», на наш взгляд, отсутствуют. В то же время, несмотря на отмеченную дискуссионность термина «криптовалюта», далее в целях удобства изложения он будет использоваться без кавычек.

Общественные отношения, связанные с выпуском и обращением криптовалют, стали предметом правовой регламентации во многих странах [3]. Несмотря на наличие посвященных данной проблематике отечественных экономических исследований [2], юридическая сторона вопроса остается более чем дискуссионной, учитывая практически полное отсутствие внятной позиции законодателя.

Рассмотрим вопрос о соотношении права и технологии блокчейн (Ыоскскат), на которой основана концепция современных криптовалют.

Блокчейн - это распределенная база данных о транзакциях, которая формируется на основе консенсуса между участниками распределенной сети [3]. Вне конкретного применения, сама по себе технология блокчейн, предполагающая наличие распределенного реестра проводимых операций, не способна являться предметом правовой регламентации, как не являются предметом правовой регламентации любые технологические процессы в технической и информационной сфере.

Возможно и необходимо исследование проблемы правовой регламентации общественных отношений, складывающихся в процессе практического применения технологии блокчейн в тех или иных конкретных областях, в частности, в сфере выпуска и обращения криптовалют. При этом решение данной проблемы, включающее вывод о целесообразности правовой регламентации соответствующих общественных отношений, а также о ее принципах и пределах, требует дополнительного исследования.

Принципиально здесь возможны четыре подхода со стороны законодателя.

Первый из возможных подходов предполагает полный отказ от правовой регламентации данной сферы. Данный подход не представляется оптимальным, поскольку фактически означает отказ государства от защиты определенных имущественных интересов участников оборота.

Во-вторых, принципиально возможна детальная правовая регламентация выпуска и обращения криптовалют. Исходя из необходимости охраны и защиты прав и законных интересов как отдельных лиц, так и самого государства, данный подход является предпочтительным, однако его практическая реализация, к сожалению, крайне затруднительна, если вообще возможна.

Третий подход предполагает полный законодательный запрет обращения криптовалют в РФ с введением соответствующих мер юридической ответственности за его нарушение. Введение подобного запрета вряд ли будет эффективным, поскольку, с одной стороны, соответствующие технологии уже получили достаточно широкое распространение, с другой -технически обход такого запрета реализуем достаточно легко (использование средств ано-нимизации, подставных лиц, притворных сде-

лок, специального программного обеспечения и т. п.).

Наконец, четвертый подход означает «рамочное» правовое регулирование соответствующих общественных отношений с оставлением достаточной свободы для саморегулирования. Данный подход представляется нам оптимальным, поэтому отрадно, что именно его, судя по имеющейся информации, предполагает использовать законодатель. По словам А. Моисеева, заместителя министра финансов, в законопроекте о выпуске и обращении криптовалют в РФ разработчики постарались использовать мягкие подходы и «избежать соблазна отрегулировать оборот цифровых активов и привлечение средств с применением цифровых активов так, как мы регулируем финансовые рынки» [1].

Рассмотрим наиболее существенные для целей правовой регламентации соответствующих общественных отношений характеристики криптовалюты и рынка криптовалют как объективно существующего феномена.

Наиболее распространенные криптовалюты эмитируются не государством (или межгосударственным объединением), а частными лицами или их объединениями, в том числе никак не оформленными юридически [12]. Данное свойство не является присущим криптовалюте имманентно, но характеризует сложившееся положение вещей. Любое государство или международная организация также может выпустить свою криптовалюту, однако при этом, на наш взгляд, должно иметь место четкое понимание целей и условий ее создания.

Прежде всего, следует выяснить, в чем именно будет состоять отличие эмитируемой государством криптовалюты от «традиционной» безналичной денежной единицы данного государства. Если обращение криптовалюты предполагается четко отслеживать, а на ее курс государство способно эффективно влиять, целесообразность ее выпуска вызывает сомнения. Если же государство планирует эмитировать «анонимную» криптовалюту, мы не находим обстоятельств, обосновывающих целесообразность такого подхода. Иными словами, государству нужно ясно себе представлять цель эмиссии государством криптовалюты, понимать, зачем оно это делает.

Для большинства современных криптова-лют характерна относительная анонимность владельца. Именно относительная, поскольку абсолютной анонимности современные инфор-

мационные технологии обеспечить не в состоянии. Наличие данного признака обусловливает как плюсы рассматриваемой системы крипто-валют (оперативность платежей, возможность преодоления с помощью использования крип-товалют экономических санкций), так и очевидные риски (возможность использования в противоправных целях, сложность налогового администрирования и др.).

Доверие к современным криптовалютам обусловлено надежностью используемой системы распределенного реестра (технологии блокчейн). Впервые в истории сложилась ситуация, при которой обращение объекта, обладающего признаками средства платежа, не должно подкрепляться доверием к государству-эмитенту, поскольку от него не зависит.

Ценность любой современной криптовалю-ты обусловлена исключительно спросом и степенью доверия к ней. Никакое государство не способно административно регламентировать курс криптовалюты (хотя и способно на него повлиять, в частности, запретив или ограничив ее оборот).

Спрос на криптовалюты в их современном виде, как представляется, во многом обусловлен потребностью в осуществлении анонимных расчетов. Данное обстоятельство является весьма существенным и оказывает самое непосредственное влияние на правовую регламентацию соответствующих общественных отношений. Деанонимизация оборота крипто-валют, рассматриваемая в качестве важнейшей задачи в ряде государств, в частности, Южной Корее [13], в масштабах мировой экономики способна привести к резкому уменьшению их популярности. Законодателю, в том числе отечественному, следует выяснить, является ли данная цель желательной и не превысят ли негативные последствия ее достижения (резкое снижение объема и падение стоимости на рынке криптовалют) позитивных (роста налоговых сборов, укрепления безопасности государства и т. п.).

Наконец, в качестве существенной для целей правовой регламентации характеристики рынка криптовалют необходимо отметить широкую сферу их возможного применения в качестве не только средства платежа как по правомерным, так и по противоправным сделкам, но и средства инвестирования, биржевого товара.

Перейдем теперь к анализу юридического аспекта эмиссии и обращения криптовалют.

В отсутствие специального правового регулирования, к отношениям, складывающимся в процессе эмиссии и обращения криптовалют, в полной мере применимы все действующие правовые нормы, включая запрет денежных суррогатов, антикоррупционное законодательство, законодательство о противодействии финансированию терроризма и т. п. Таким образом, рынок криптовалют в РФ регулируется (по крайней мере, частично), что, впрочем, не предполагает позитивного ответа на вопрос о достаточности и эффективности такого регулирования. Специальное регулирование в данной сфере вне всяких сомнений необходимо, и соответствующие правовые нормы будут приняты в самое ближайшее время. Вопрос лишь в том, на каких принципах указанное регулирование будет строиться.

В данном аспекте важнейшей и требующей безотлагательного осмысления и решения является проблема определения правовой природы криптовалюты. Здесь возможны три подхода.

Во-первых, криптовалюту возможно рассматривать в качестве платёжного средства. В этом случае, однако, потребуется вносить существенные изменения в законодательство, например, в ст. 317 ГК РФ, согласно которой денежные обязательства по общему правилу должны быть выражены в рублях.

Кроме того, с учетом неподконтрольности государству эмиссии и обращения криптова-лют последние, рассматриваемые в аспекте средства платежа, должны квалифицироваться как денежные суррогаты. К сожалению, их легальная дефиниция отсутствует. Обычно их определяют как заменители законного платежного средства или денег вообще, которые выполняют все или часть функций, таких как средство обращения, платежа или сбережения.

Несмотря на то, что юридическая ответственность за введение в оборот денежных суррогатов в настоящее время не предусмотрена (хотя Министерство финансов РФ и выступило с предложением о ее введении [5]), их оборот на территории РФ запрещен ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [9]. Таким образом, с точки зрения действующего законодательства криптовалюты ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться в качестве средства платежа.

Вряд ли можно найти достаточную аргументацию и для придания криптовалютам статуса

платежного средства de lege ferenda. Анонимность и неподконтрольность государству подобных расчетов, возможность проведения платежей с противоправными целями, легкость ухода от налогообложения - уже этих факторов, на наш взгляд, вполне достаточно, чтобы отказать криптовалютам в их современном понимании в статусе платежного средства в РФ.

С другой стороны, в реальности расчеты с использованием криптовалют имеют место, в том числе, на территории РФ, а практическая реализация предложений об их запрете сталкивается со значительными организационными и техническими трудностями [11].

Таким образом, следует констатировать, что юридически противоправное фактическое использование криптовалют в качестве средства платежа на территории РФ является вызовом, на который ни законодатель, ни правоохранительные органы, ни правоприменитель достойного ответа пока не нашли. На наш взгляд, решение данной проблемы состоит в сочетании юридических и технических средств противодействия противоправному использованию криптовалют.

Второй теоретически мыслимый подход - рассмотрение криптовалюты в качестве собственно валюты sui generis либо валютной ценности. Данный подход, как уже отмечалось, не соответствует ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно указанной норме, иностранная валюта - это средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Криптова-люта не обладает таким статусом, поскольку ее эмиссия - результат волеизъявления отдельного физического или юридического лица либо группы таких лиц.

Под валютными ценностями в указанной норме понимаются иностранная валюта и внешние ценные бумаги. К числу последних относятся ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к внутренним ценным бумагам.

В соответствии со ст. 142 ГК РФ, под ценной бумагой понимается документ, соответствующий установленным законом требованиям и удостоверяющий обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении такого документа (документарные ценные бумаги)

либо обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав в соответствии со ст. 149 ГК РФ (бездокументарные ценные бумаги). Таким образом, и в первом и во втором случае соотнесение с каким-либо объектом гражданских прав в РФ правового режима ценной бумаги предполагает необходимость соответствия данного объекта требованиям закона, то есть, легальным основаниям отнесения к числу документарных либо бездокументарных ценных бумаг. В отношении криптовалют в данное время такие основания законодательством не предусмотрены, соответственно, с точки зрения действующего законодательства РФ к числу ценных бумаг они отнесены быть не могут. Сомнительна и возможность их отнесения к числу ценных бумаг de lege ferenda, поскольку никаких субъективных гражданских прав криптовалюты не удостоверяют.

Общепринятое экономическое понимание ценных бумаг предполагает, что это - денежные или товарные документы, дающие их обладателю имущественные права и право на получение определенных денежных сумм, доходов [7]. Никаких определенных имущественных прав криптовалюты не удостоверяют, а значит и в качестве ценных бумаг (в том числе внешних) рассматриваться не могут.

Итак, признание криптовалют валютными ценностями должно предполагать необходимость внесения соответствующих корректировок в валютное законодательство РФ с учетом положений п. 3 ст. 317 ГК РФ, согласно которому использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории РФ по обязательствам допускается исключительно в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом, или в установленном им порядке. Ответ на вопрос о том, имеются ли для этого достаточные основания, должен дать законодатель, руководствуясь экономическими, политическими соображениями, а также соображениями государственной безопасности.

Наконец, третий подход, представляющийся нам наиболее логичным, предполагает рассмотрение криптовалют как имущества особого рода, способного к участию в гражданском обо-

роте и имеющего определенную ценность. Заслуживает безусловной поддержки предлагаемое в подготовленном Министерством финансов РФ законопроекте, регламентирующем выпуск и обращение криптовалют, отнесение их к «иному имуществу» [6] в рамках ст. 128 ГК РФ. Практическая реализация данного подхода не требует немедленного внесения изменений в законодательства, но вместе с тем позволяет приступить к разработке нормативно-правовой основы эмиссии и обращения криптовалют как имущественной ценности особого рода.

Впрочем, и в этом, оптимальном, варианте существуют свои «подводные камни». В частности, требует глубокого теоретического осмысления правовая природа криптовалют, их свойства, основания «владения» криптовалю-той, порядок ее передачи (соответствующие фактические составы) и т. п.

Следует также отметить, что даже в случае эффективной правовой регламентации эмиссии и оборота криптовалют в отдельных государствах (в том числе в РФ) нерешенными останутся вопросы трансграничного взаимодействия с использованием данных объектов гражданских прав. Существующие нормы международного частного права если и могут быть применены к данным отношениям, то лишь с использованием аналогии закона, применимость которой к отношениям с иностранным элементом является дискуссионной. Заключение же соответствующих международных соглашений (либо корректировка существующих договоров с целью учета в них возможности использования криптовалют) потребует значительного времени в силу наличия различных, зачастую противоположных, подходов к регулированию отношений, складывающихся по поводу крип-товалют у разных государств.

Равным образом применительно к рассматриваемым общественным отношениям возможно возникновение трудностей процессуального характера, в частности, связанных с признанием приведением в исполнение иностранных судебных решений, в силу значительных отличий внутреннего законодательства и отсутствия международно-правовых норм.

Подробное рассмотрение отмеченных проблем выходит далеко за рамки данной публикации.

Даже в случае принятия законодательства, регулирующего эмиссию и обращение крипто-валют в РФ, эффективность реализации его норм вызывает сомнения в связи с относитель-

ной анонимностью участников соответствующих общественных отношений.

Надлежащее функционирование механизма правового регулирования в рассматриваемом случае с неизбежностью предполагает деанони-мизацию эмиссии и обращения криптовалют [4]. Последняя эффективна лишь при условии, что она осуществлятся на основе международного договора, предполагающего наличие согласованной позиции нескольких государств. Законодательно деанонимизировать эмиссию и обращение криптовалют в рамках одного государства в принципе возможно, но труднореализуемо в силу технических особенностей технологии блокчейн. К тому же такая «односторонняя» деанонимизация вряд ли эффективна, поскольку предусмотренные законом соответствующие ограничительные меры будет легко обойти (например, с использованием подставных лиц, относящихся к другой юрисдикции). Заключение же международного соглашения в данной сфере вряд ли является делом ближайшего будущего в силу сложности согласования позиций отдельных государств.

По аналогичным соображениям вызывает сомнения эффективность налогообложения в сфере обращения криптовалют в их современном понимании. Сложно, например, доказать принадлежность конкретного относительно анонимного криптовалютного «кошелька» данному лицу. Еще сложнее доказать, что именно указанное лицо совершило ту или иную операцию. И тем более сомнительна техническая возможность «тотального» отслеживания налоговыми органами операций с крип-товалютой и успешного выделения из их числа операций, совершаемых российскими лицами. Подчеркнем, указанные проблемы носят не столько юридический, сколько технический характер. Принять соответствующие правовые нормы в РФ вполне возможно, но их практическая реализация неизбежно столкнется с труднопреодолимыми трудностями. Впрочем, на наш взгляд, принятие соответствующих норм все же целесообразно в качестве «первого шага», за которым (а возможно, и одновременно с ним) должно последовать решение соответствующих технических проблем.

Итак, следует констатировать отсутствие в РФ внятного, согласованного подхода по проблемам эмиссии и обращения криптовалют как на уровне законодательства, так и на уровне доктрины. Поэтому принимать законодательство, регламентирующее весь комплекс

общественных отношений, связанных с эмиссией и обращением криптовалют, к сожалению, представляется преждевременным. Эффективность подобных актов вряд ли будет высокой. Сказанное, однако, не исключает целесообразности правовой регламентации отдельных аспектов рассматриваемых отношений (налогового, антикоррупционного, уголовно-правового и т. п.).

Важнейшей задачей на сегодня представляется активизация научных исследований, имеющих целью выработку доктринальных подходов к криптовалютам и их обращению как новому юридико-техническому феномену. Такая работа, на наш взгляд, должна осуществляться преимущественно на междисциплинарной основе с привлечением как цивилистов и юристов-теоретиков, так и экономистов, специалистов по информационным технологиям, по сравнительному правоведению и международному праву. В отсутствие подобного «широкого формата» обсуждения принимаемые решения и вырабатываемые принципы вряд ли успешно пройдут проверку практикой. Необходимы как научные мероприятия (конференции, круглые столы и т. п.), так и финансируемые государством НИР по указанной тематике.

Бурное развитие и широкое распространение блокчейн-технологий, в частности, криптовалют, ставят юридическую науку перед неизбежно-

стью не просто возможно скорейшего разрешения комплекса возникших проблем, но и оперативной адаптации к непрерывным изменениям системы общественных отношений. У науки нет, как это было еще в XX в., десятилетий на осмысление юридической природы криптовалют. Все решения, в том числе предполагающие внесение изменений в законодательство, необходимо принимать максимально оперативно. В противном случае мы рискуем оказаться в ситуации не просто потери контроля со стороны государства, но фактической неурегулированности правом значительной доли гражданского оборота, усиления угроз экономической и политической безопасности государства.

Краткий анализ проблем, связанных с правовой регламентацией эмиссии и обращения криптовалют уместно закончить цитатой из выступления Президента РФ В.В. Путина на совещании по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере и внедрения инновационных финансовых инструментов 10 октября 2017 г. Президент сказал: «...мы должны использовать преимущества, которые дают новые технологические решения в банковской сфере. При этом важно не нагородить лишних барьеров, разумеется, а создать необходимые условия для дальнейшего развития и совершенствования национальной финансовой системы» [8].

Библиографический список (References)

1. В России представили законопроект о криптова-люте. URL: https://www.ferra.ru/ru/techlife/news/2017/12/28/ bitcoin-cryptocurrency-ru-zakon/ (дата обращения: 10.01.2018).

2. Зеленюк А.Н., Орлова Г.А., Тарановская Е.В.

Новые криптовалюты в мировой экономике // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 8. С. 65-79.

3. Лихута В., Каплан А., Гадомский Д. и др. Правовое регулирование криптовалютного бизнеса. URL: http://axon.partners/wp-content/uploads/2017/02/Global-Issues-of-Bitcoin-Businesses-Regulation.pdf (дата обращения: 10.01.2018).

4. Минфин задумался об обязательной идентификации биткоин-пользователей. URL: http://www.coinfox.ru/ novosti/7080-minfin-zadumalsya-ob-obyazatelnoj-identifikatsii-bitkoin-polzovatelej (дата обращения: 10.01.2018).

5. Минфин предлагает ввести уголовную ответственность за организацию расчетов криптовалютами. URL: https://rns.online/finance/Minfin-predlagaet-vvesti-ugolovnuyu-otvetstvennost-za-organizatsiyu-raschetov-denezhnimi-surrogatami-2017-12-06/ (дата обращения: 10.01.2018).

1. V Rossii predstavili zakonoproyekt o kriptovalyute [A bill on crypto currency is presented in Russia]. URL: https:// www.ferra.ru/ru/techlife/news/2017/12/28/bitcoin-crypto-currency-ru-zakon/ (date of access: 10.01.2018).

2. Zelenyuk A.N., Orlova G.A., Taranovskaya Ye.V (2017) Novyye kriptovalyuty v mirovoy ekonomike [New crypto-currencies in the world economy] // Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. № 8. P. 65-79.

3. Likhuta V., Kaplan A., Gadomskiy D. et al. Pravo-voye regulirovaniye kriptovalyutnogo biznesa [Legal regulation of the crypto-currency business]. URL: http://axon.part-ners/wp-content/uploads/2017/02/Global-Issues-of-Bitcoin-Businesses-Regulation.pdf (date of access: 10.01.2018).

4. Minfin zadumalsya ob obyazatel'noy identifikatsii bit-koin-pol'zovateley [The Ministry of Finance of the Russian Federation is considering mandatory identification of bitcoin users]. URL: http://www.coinfox.ru/novosti/7080-minfin-zadumalsya-ob-obyazatelnoj-identifikatsii-bitkoin-polzovat-elej (date of access: 10.01.2018).

5. Minfin predlagayet vvesti ugolovnuyu otvetstvennost' za organizatsiyu raschetov kriptovalyutami [The Ministry of Finance of the Russian Federation is proposing to introduce criminal liability for organizing payments by crypto-currencies]. URL: https://rns.online/finance/Minfin-predlagaet-vvesti-ugo-lovnuyu-otvetstvennost-za-organizatsiyu-raschetov-denezhni-mi-surrogatami-2017-12-06/ (date of access: 10.01.2018).

6. Работать с криптовалютами должны профессионалы, считает Силуанов. URL: https://ria.ru/economy/ 20171225/1511668833.html (дата обращения: 10.01.2018).

7. Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.

Современный экономический словарь. М. : ИНФРА-М. 2017. С. 476.

8. Совещание по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере. 10 октября 2017 года. Сочи. URL: http://special.kremlin.ru/events/president/transcrip1s/ 55813 (дата обращения: 10.01.2018).

9. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

10. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в ред. от 29.12.2017 // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

11. Эксперты прокомментировали предложение запретить расчеты в биткоинах. URL: https://ria.ru/ society/20171207/1510382685 .html (дата обращения: 10.01.2018).

12. Янковский Р. Государство и криптовалюты: проблемы регулирования. URL: http://msu.edu.ru/papers/ yankovskiy/blockchain.pdf (дата обращения: 10.01.2018).

13. Bitcoin курс: общий обзор. URL: http://foreck.info/ kriptovalyuty/78525.html (дата обращения: 10.01.2018).

6. Rabotat' s kriptovalyutami dolzhny professionaly, schitayet Siluanov [Crypto-currencies are for experts, says Si-luanov]. URL: https://ria.ru/economy/20171225/1511668833. html (date of access: 10.01.2018).

7. Rayzberg B.A., Lozovskiy L.Sh., Starodubtseva Ye.B. (2017) Sovremennyy ekonomicheskiy slovar [Modern economic dictionary]. Moscow: INFRA-M. p. 476.

8. Soveshchaniye po voprosu ispol'zovaniya tsifrovykh tekhnologiy v finansovoy sfere. 10 oktyabrya 2017 goda, Sochi. [Conference on the use of digital technologies in the financial sector. October 10, 2017, Sochi.]. URL: http://spe-cial.kremlin.ru/events/president/transcripts/55813 (date of access: 10.01.2018).

9. Federal'nyy zakon ot 10.07.2002 № 86-FZ «O Tsentral'nom banke Rossiyskoy Federatsii (Banke Ros-sii)» (red. ot 31.12.2017) [Federal Law of 10.07.2002 № 86-FZ "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" (as amended on December 31, 2017)] // SZ RF. 2002. № 28. St. 2790.

10. Federal'nyy zakon ot 10.12.2003 № 173-FZ «O valy-utnom regulirovanii i valyutnom kontrole» v red. ot 29.12.2017 [Federal Law of 10.12.2003 № 173-FZ "On currency regulation and currency control" as amended 29.12.2017] // SZ RF. 2003. № 50. St. 4859.

11. Eksperty prokommentirovali predlozheniye zapretit' raschety v bitkoinakh [Experts commented on the proposal to ban payments in bitcoins]. URL: https://ria.ru/soci-ety/20171207/1510382685.html (date of access: 10.01.2018).

12. Yankovskiy R. Gosudarstvo i kriptovalyuty: proble-my regulirovaniya [The state and crypto-currencies: problems of regulation]. URL: http://msu.edu.ru/papers/yankovs-kiy/blockchain.pdf (date of access: 10.01.2018).

13. Bitcoin kurs: obshchiy obzor [Bitcoin exchange rate: an overview]. URL: http://foreck.info/kriptovalyuty/78525. html (date of access: 10.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.