Научная статья на тему 'Правовая природа решений Европейского Суда по правам человека'

Правовая природа решений Европейского Суда по правам человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1889
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА / SOURCES OF CONSTITUTIONAL LAW / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД / EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS / ОРДИНАРНОЕ (ПРЕЦЕДЕНТНОЕ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ / ORDINARY (PRECEDENT) JUDGMENT / НЕОРДИНАРНОЕ (ПИЛОТНОЕ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ / UNORDINARY (PILOT) JUDGMENT / EUROPEAN CONVENTION ON HUMAN RIGHTS AND LIBERTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасименко Тамара Юрьевна

В статье исследуется правовая природа решений Европейского Суда по правам человека, их строение, свойства и специфика реализации, выделяются ординарные (прецедентные) и неординарные (пилотные) постановления данной судебной инстанции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Character of European Court of Human Rights' Decisions

The article examines the legal character of European Court of Human Rights' decisions, their structure, properties and peculiarities of enforcing. The author reveals European Court of Human Rights' ordinary (precedent) and unordinary (pilot) judgments.

Текст научной работы на тему «Правовая природа решений Европейского Суда по правам человека»

УДК 341 © Т. Ю. Герасименко, 2014

Правовая природа решений Европейского Суда по правам человека

Т. Ю. Герасименко

В статье исследуется правовая природа решений Европейского Суда по правам человека, их строение, свойства и специфика реализации, выделяются ординарные (прецедентные) и неординарные (пилотные) постановления данной судебной инстанции.

Ключевые слова: источники конституционного права, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейский Суд по правам человека, ординарное (прецедентное) постановление, неординарное (пилотное) постановление.

Традиционно источниками российского конституционного права как отрасли права являются нормативные юридические акты, регулирующие политические отношения и содержащие нормы конституционного права Между тем в доктрину источников конституционного права в последние годы внесены определенные коррективы, обусловленные масштабными изменениями, которые произошли в различных сферах российского и международного права. Это касается всех уровней источников конституционного права и входящих в них нормативных юридических актов.

Так, к числу самостоятельного уровня источников конституционного права относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации они являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

При известном технико-юридическом несовершенстве этого положения, по единодушному мнению многих российских ученых, Конституция России 1993 г. заложила важные политико-правовые основы для осуществления коренных перемен в характере взаимодействия России с внешним миром 2. Ведь до принятия новой Конституции России в большинстве своем отрицалась возможность включения норм международного права в правовую систему Российской Федерации.

Следует признать справедливым, что включение норм международного права в правовую систему нашей страны изменяет ее содержание и структуру, пополняя нормативный массив правовой системы Российской Федерации, оказывает существенное влияние на взаимодействие ее элементов, превращает правовую систему России из суверенно-замкнутой,

изолированной «объективными границами», в сосуществующую и взаимодействующую с международной правовой системой 3.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция) относится к числу важнейших региональных международно-правовых документов. Она была подписана 4 ноября 1950 г. в Риме и вступила в силу 3 сентября 1953 г. Но для Российской Федерации данная Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 г. 4

Конвенция о защите прав человека и основных свобод является международным договором, но международным договором особого рода, так как большинство ее положений сформулировано способом, предполагающим их прямое действие внутри национальных правовых систем.

Международные органы, учрежденные в соответствии с Конвенцией (такие, в частности, как Европейский Суд по правам человека (далее — ЕСПЧ)), изначально должны были играть вспомогательную роль, осуществляя надзор и вмешиваясь лишь в том случае, если внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод окажутся недостаточными.

Конвенция содержит перечень неотъемлемых прав человека: право на жизнь, на защиту от пыток и бесчеловечного обращения, на свободу и безопасность, на справедливое судебное разбирательство, на уважение частной и семейной жизни и корреспонденции, право на свободу выражения мнений, мысли, совести, религии и некоторые другие.

В дальнейшем Конвенция была дополнена 14 протоколами. Так, протоколы № 1, 4, 6, 7, 12 и 13 расширили перечень прав человека и основных свобод, провозглашенных Конвенцией. Протокол № 2 наделил Европейский Суд по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения.

Протокол № 9 предоставил индивидуальным заявителям право самим передавать дела в Суд. Протокол № 11 кардинально преобразовал контрольный механизм Конвенции. Иные протоколы касались процедурных вопросов деятельности органов, учрежденных Конвенцией.

Таким образом, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является самостоятельным источником конституционного права среди международных договоров Российской Федерации. При этом обязательства стран-участников Конвенции предусматривают обеспечение прав и свобод, как правило, во многом дублирующих национальные (конституционные) права и свободы человека и гражданина.

Анализ общетеоретической и отраслевой юридической литературы свидетельствует о том, что вопрос о судебной практике как особом источнике отечественного права активно обсуждается в последнее время соответствующими специалистами 5.

Между тем вопросами определения юридического значения решений Европейского Суда по правам человека и их месту среди иных источников конституционного права все же не уделяется должного внимания. Недостаточно работ, в которых рассматривается соотношение решений ЕСПЧ с другими источниками права в англосаксонской и романо-германской правовых системах, раскрываются специфические особенности применения этих решений в практике национальных судов.

Решения ЕСПЧ по существу принимаются в форме соответствующего постановления. Постановления представляют собой итоговый акт суда, результат правосудной деятельности. Данные акты отличаются от национальных итоговых судебных постановлений по характеру, форме и содержанию. Кроме того, им присущи некоторые особые специфические свойства.

Постановления ЕСПЧ имеют надгосударствен-ный характер, так как принимаются особым органом, не входящим в национальную систему органов государственной власти.

Стоит отметить, что влияние постановлений ЕСПЧ распространяется не только на государство-ответчика по жалобе, но и на другие государства, в которых обнаруживается сходная проблема.

Постановление ЕСПЧ имеет особую структуру и состоит из трех частей:

1) процедуры (где указываются общие сведения о рассматриваемом деле);

2) фактов (где подробно излагаются фактические обстоятельства дела, имеющие отношение к делу нормы национального законодательства, выдержки из судебных решений и административных органов государства-ответчика по жалобе);

3) вопросов права (где детально исследуются все правовые вопросы, существенные для окончательных выводов суда).

Отличительная черта содержания постановлений ЕСПЧ от национальных судебных решений — наличие декларации (предписания). Постановления ЕСПЧ всегда выносятся в декларативной форме, т. е. ограничиваются объявлением того, в чем состоит нарушение Конвенции. Однако они не содержат конкретных указаний на меры, которые должно принять государство-ответчик для ликвидации выявленного нарушения.

Если же самой констатации нарушения Конвенции недостаточно, то принимаются специальные, так называемые пилотные постановления. Целью подобной процедуры является содействие скорейшему и наиболее эффективному устранению сбоев, затрагивающих права человека, а также побуждение государства-ответчика к разрешению большого количества индивидуальных дел, вытекающих из той же структурной проблемы на национальном уровне.

Знаковая и важная особенность пилотных постановлений состоит в том, что в них используются возможности нормативного предписания. Таким образом, ЕСПЧ выдает предписание законодателю об обязанности внесения изменений в закон 6.

В первом пилотном постановлении ЕСПЧ от 7 мая 2002 г. «Бурдов против России» (№ 2) указано, что власти государства-ответчика обязаны ввести в течение 6 месяцев со дня вступления постановления в силу в соответствии с п. 2 ст. 44 эффективное внутреннее средство правовой защиты или комбинацию таких средств, которые обеспечат адекватное и достаточное возмещение в связи с неисполнением или несвоевременным исполнением решений национальных судов с учетом ряда конвенционных принципов, установленных в прецедентной практике ЕСПЧ.

Учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что ЕСПЧ имеет полномочие принимать два вида окончательных постановлений по жалобам заявителей, которые отличаются характером содержащихся в них предписаний: при вынесении прецедентных постановлений используются декларативные рекомендации (предусматривающие право выбора средств для приведения их в действие), а при вынесении пилотных постановлений — нормативные предписания (четко устанавливающие способ приведения их в действие). В связи с этим все постановления ЕСПЧ представляется возможным условно разделить на две группы: ординарные (прецедентные, принимаемые по большинству дел) и неординарные (пилотные, принимаемые в исключительных случаях).

Выделение отдельных видов постановлений ЕСПЧ позволяет определить наиболее эффектив-

76

Научный вестник Омской академии МВД России № 3 (54), 2014

ные мероприятия, которые поспособствовали бы наиболее полной реализации и имплементации каждого из них.

О важности решений ЕСПЧ и его правовых позиций в правоприменительной деятельности неоднократно обращали внимание Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ. Так, еще в постановлении от 23 ноября 1999 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года „О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения „Христианская церковь Прославления"» Конституционный Суд указал, «что Постановления ЕСПЧ от 25.05.1993 и от 26.09.1996 разъясняют характер и масштаб обязательств государства, вытекающих из ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод» 7. А в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» (в ред. от 05.03.2013) отмечалось, что «Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ „О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"). Поэтому применение судами вышеназванной Кон-

венции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод» 8.

Учитывая роль и значение решений ЕСПЧ, мы считаем необходимым изучение практики Европейского Суда при подготовке юристов в рамках любой отраслевой юридической дисциплины.

1 Конституционное право России : учебный курс : в 2 т. 2-е изд. М., 2006. Т. 1. С. 65.

2 Кутафин О. Е. Избранные труды : в 7 т. М., 2011. Т. 2 : Источники конституционного права : монография. С. 47-48 ; Лукашук И. И. Конституция России и международное право // Московский журнал международного права. 1995. № 2. С. 39.

3 Марочкин С. Ю. Нормы и источники международного права в правовой системе Российской Федерации // Правоведение. 1997. № 3. С. 123-124.

4 О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней : федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 14, ст. 1514. С. 2939-2940.

5 См., напр.: Гаджиев Г. Правовые позиции Конституционного Суда РФ как источник конституционного права // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 1999. № 3. С. 20-22 ; Зимненко Б. Л. Решения Европейского Суда по правам человека и правовая система РФ // Гос-во и право. 2008. № 7. С. 32-38 ; Колесников Е. В. Постановления конституционных судов как источник российского конституционного права // Правоведение. 2001. № 2. С. 32-53 ; Шит-кина И. С. О признании судебной практики источником российского права // Хоз-во и право. 2013. № 4. С. 73-77.

6 Глазкова М. Е. Значение прецедентной практики Европейского суда по правам человека для отправления правосудия по гражданским делам в Российской Федерации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2007. № 1. С. 153-162.

7 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 51, ст. 6363. С. 11338-11350.

8 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 12. С. 3-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.