Научная статья на тему 'Правовая природа ответственности государственных органов и их должностных лиц за вред, причиненный субъектам малого пред принимательства при осуществлении государственного контроля и надзора'

Правовая природа ответственности государственных органов и их должностных лиц за вред, причиненный субъектам малого пред принимательства при осуществлении государственного контроля и надзора Текст научной статьи по специальности «Право»

529
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юриспруденция
Область наук
Ключевые слова
ответственность ответственность государственных органов и их должностных лиц субъекты малого предпринимательства государственный конт¬роль и надзор / responsibility responsibility of state structures and their officials subjects of small business the state control and supervision

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корчемный М. М.

В настоящей статье рассмотрены точки зрения относительно правовой природы ответственности государства за вред, причиненный действиями его органов и долж¬ностных лиц. Сделан вывод о том, что институт ответственности государственных органов и их должностных лиц за вред, причиненный субъектам малого предприни¬мательства при осуществлении государственного контроля и надзора, имеет двой¬ственную частно-публичную правовую природу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корчемный М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal nature of responsibility of state structures and their officials for the harm caused to subjects of small business at realisation of the state control and supervision

In the present article the points of view concerning the legal nature of responsibility of the state for the harm caused by actions of its bodies and officials are considered. The conclusion that the institute of responsibility of state structures and their officials for the harm caused to subjects of small business at realisation of the state control and supervision, has the dual private-public legal nature is drawn.

Текст научной работы на тему «Правовая природа ответственности государственных органов и их должностных лиц за вред, причиненный субъектам малого пред принимательства при осуществлении государственного контроля и надзора»

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ органов и их должностных лиц ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

В настоящей статье рассмотрены точки зрения относительно правовой природы ответственности государства за вред, причиненный действиями его органов и должностных лиц. Сделан вывод о том, что институт ответственности государственных органов и их должностных лиц за вред, причиненный субъектам малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля и надзора, имеет двойственную частно-публичную правовую природу.

Ключевые слова: ответственность; ответственность государственных органов и их должностных лиц; субъекты малого предпринимательства; государственный контроль и надзор.

Проблема возмещения государством вреда, причиняемого субъектам малого предпринимательства в результате незаконных действий при осуществлении государственного контроля и надзора, является особенно актуальной для сферы предпринимательства, так как возможность свободного и эффективного осуществления предпринимательской деятельности во многом зависит от наличия действенного механизма гражданско-правовой защиты прав предпринимателей, в том числе от незаконных действий со стороны государственных органов и их должностных лиц. Актуальности данной проблеме добавило принятие Федерального закона 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Одна часть положений данного закона вступила в силу 01 мая 2009 г., вторая часть - 01 июля 2009 г., и третья часть - 01 января 2010 г.

Как справедливо отметил С.Ю. Рипинский, выяснение юридической природы имущественной ответственности государства за причиняемый вред не зависит от обладания субъектом частного права (физического или юридического лица) статусом предпринимателя, в данном случае понятие «предприниматель» может быть заменено на понятие «частное лицо»1.

Обращаясь к истории правового регулирования рассматриваемого вопроса, следует отметить, что в большинстве государств до конца XIX - начала XX в. признавалась только ответственность государства как фиска, то есть в тех случаях, когда государство выступало в имущественных правоотношениях на равных началах с частными лицами и несло равную с ними ответственность по своим обязательствам. В качестве ремарки следует отметить, что в современной правовой науке слово «фиск», «фискальный» относится к той стороне деятельности государства, которая связана с государственными финансами, сбором налогов и иных обязательных платежей, что не соответ-

ствует первоначальному значению данных терминов. Итак, ответственность государства-фиска строилась по аналогии с ответственностью любого юридического лица за свои органы2. Государство-фиск противопоставлялось государству-власти, в отношении которого господствовал принцип безответственности.

В Германии в конце XVII века возникли первые теории, обосновывающие необходимость ответственности государства за незаконные акты власти, чему способствовали правовые учения Гуго Гроция, Томаса Гоббса, Джона Локка и других, благодаря которым в обществе распространялась убежденность в наличии естественных, неотъемлемых, абсолютных прав личности, которые не могли нарушаться никем, даже государством. Так, французский исследователь Анри Мишель отмечал, что в эпоху административной монархии проблемы об отношениях индивидуума к государству не существовало, потому что государство обладало тогда всеми правами и только правами. С появлением индивидуалистической философии лицом к лицу с государством становится индивидуум, вооруженный своими собственными правами3.

Термин «правонарушение» означает нарушение права, как объективного, так и субъективного. С развитием системы объективного публичного права, а также субъективных прав личности, определенное поведение со стороны властных органов стало восприниматься как незаконное, нарушающее нормы права, сложившегося порядка управления и естественные права частных лиц.

Концепции, обосновывающие справедливость и необходимость ответственности государства за вред, причиненный действиями его органов и должностных лиц, можно разделить на две основные группы: частноправовые и публично-правовые концепции.

Частноправовые концепции исходили из отношений, недостаточно четко урегулированных или совсем не урегулированных нормами публичного права, и пытались разрешить данную проблему путем применения к ним гораздо более разработанных институтов гражданского права. В качестве примера можно привести теория ответственности за представителя, согласно которой в должностных лицах видели поверенных, за которых доверитель, государство, обязан нести денежную ответственность4. Либо, например, концепция ответственности страховщика, выдвинутая французским юристом М. Ориу, сущность которой заключается в том, что государство в качестве юридического лица создает взаимное страхование управляемых от административных рисков, а страховые премии (неотъемлемая часть любого страхового обязательства) предполагаются включенными в общую сумму налогов, уплачиваемых гражданами5.

Критика частноправовых концепций сводилась к следующему. Так, теория ответственности за представителя разрушается вследствие выявления публично-правовой, а не частноправовой природы отношений между государством и должностным лицом. Г. Еллинек отмечал, что «орган как таковой не является по отношению к государству лицом. Не существует здесь поэтому двух лиц - личности государства и личности органа, которые находились

бы друг с другом в каком бы то ни было правовом отношении, государство и орган образуют, напротив, единое целое. Государство может существовать только через посредство своих органов; если мыслить его без последних, то остается не государство, как носитель своих органов, а юридическое ничто. Этим отношение органа отличается от всякого рода представительства»6.

Теории ответственности страховщика М. Ориу противопоставлял то, что, такое страхование не установлено никаким законом и не вытекает из существа государства, а также то, что страховой договор является возмездным, в котором каждая из сторон гарантирует имущественную выгоду. Государство же в данном случае такой выгоды преследовать не может. Сущность и цель возникающих с ними отношений совершенно иная.

Во второй половине XIX - начале XX в. на первый план вышла публично-правовая концепция, сторонниками которой являлись Цахариэ, Отто Майер, Лаферрьер, Рокко, Н.И. Лазаревский, В. Гаген. В частности, Н.И. Лазаревский писал, что в основе ответственности казны за действия чиновников лежат три группы отношений: 1) между государством и чиновником; 2) между чиновником и обывателем; 3) между государством и обывателем. Эти три группы отношений носят несомненный и чисто публичный характер. Соответствующий характер должна носить и ответственность7.

Таким образом, ученые-юристы по-разному обосновывали правовую природу ответственности государства за неправомерные действия государственных органов и должностных лиц.

Как представляется, необходимость в определении правовой природы института ответственности государства существует, поскольку выяснение этой природы позволит подчинить данный институт определенному правовому регулированию - в рамках либо частного, либо публичного права.

Институт ответственности государственных органов и их должностных лиц перед субъектами малого предпринимательства можно отнести как к публичному, так и к частному праву - в зависимости от того, какой теорией руководствоваться. С одной стороны, институт ответственности государства будет однозначно частноправовым в соответствии с классическим высказыванием римского юриста Ульпиана: «Публичное право, которое относится к положению римского государства, частное, которое относится к пользе отдельных лиц». Возмещение вреда, причиненного частному лицу, относится к пользе частного лица. Из формальной теории защиты частного права можно сделать вывод о публичном характере ответственности государства8. С другой стороны, институт ответственности государства будет однозначно публично-правовым, если воспользоваться формальной теорией отнесения к публичным любого правоотношения, одним из субъектов которого является государство.

По нашему мнению, институт имущественной ответственности государства перед субъектами малого предпринимательства за вред, причиненный в сфере осуществления государственного контроля и надзора нельзя в полном объеме отнести ни к публичному, ни к частному праву. Думается, данный правовой институт имеет пограничный комплексный характер, пра-

воотношение ответственности несет в себе элементы как публичного, так и частного права.

К элементам публичного права можно отнести следующие: вред причиняется в результате того, что государственные органы нарушают права субъектов малого предпринимательства, действуя, как публично-правовые образования; стороной в правоотношении ответственности всегда выступает государство в лице своих органов; порядок реализации ответственности государства (порядок выплаты денежного возмещения) имеет публично-правовой характер и регулируется нормами финансового (бюджетного) права; источником выплаты возмещения служит государственная казна.

К элементам частного права представляется возможным отнести следующее: причиняемый вред умаляет частноправовую (материальную или нематериальную) сферу субъекта малого предпринимательства как потерпевшего; защита нарушенного права осуществляется по общему правилу по инициативе субъекта малого предпринимательства (потерпевшего); спор о возмещении вреда рассматривается в порядке искового производства в рамках гражданского или арбитражного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, что институт ответственности государственных органов и их должностных лиц за вред, причиненный субъектам малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля и надзора, имеет двойственную частно-публичную правовую природу.

Возможность существования такого рода смешанных институтов признавал еще классик российской цивилистики М.М. Агарков, который писал: «Разграничивая публичное и частное право, мы все время говорим о правомочиях, о субъективных правах. Между тем принято говорить об институтах частного и об институтах публичного права, то есть распределять между тем или иным видом права не отдельные правомочия, а целые институты. Это было бы возможно, если бы всегда все правоотношения, правомочия и обязанности, составляющие отдельный институт, были построены или по типу социального служения, или же по лично-свободному. В действительности дело обстоит не так. Должны иметься институты смешанные. Действительно, юридическим институтом мы называем совокупность правоотношений, объединяемых общим бытовым назначением, общей социальной целью. Признаки, по которым мы объединяем отдельные права и соответствующие им обязанности, лежат в совершенно других плоскостях, чем деление права на публичное и частное. Эти признаки носят чисто практический характер и обычно вытекают их тех заданий, которые преследует правовое регулирование тех или иных социальных отношений»9.

Право требования субъекта малого предпринимательства к государству является частным, поскольку возникает в результате нарушения частной сферы предпринимателя. Частным это право будет и по порядку его осуществления (исковой порядок).

Обязанность государства возместить причиненный вред (ответственность государства) имеет публичный характер, так как возникает из публич-

ных отношений в результате незаконного осуществления властных полномочий государственным органом или его должностным лицом. Порядок исполнения обязанности по несению неблагоприятных последствий правонарушения (выплата возмещения) также является публичным.

Именно в разнородности корреспондирующих друг друга прав и обязанностей, представляющих собой содержание одного правоотношения -правоотношения ответственности, и заключается дуализм юридической природы ответственности государства перед субъектами малого предпринимательства за вред, причиненный при осуществлении государственного контроля и надзора.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Рипинский С.Ю. Юридическая природа имущественной ответственности государства за вред, причиняемый предпринимателям. Принципиальные черты правового регулирования // Юрист. 2001. № 3. С. 31.

2 См.: Лазаревский Н.И. Ответственность за убытки, причиненные должностными лицами. СПб., 1905. С. 17-30.

3 См.: Мишель А. Идея государства. М., 1909. С. 95-96.

4 См.: Гаврилов С.Н. Адвокатура в Российской Федерации. М., 2000. С. 8.

5 См.: Селюкова В.В. Порядок реализации правового статуса налогоплательщиков

и плательщиков сборов // Правовые свободы и правовые ограничения: Материалы I

Всерос. Межвуз. науч-практ. конф. Москва, 27 марта 2001 г. М., 2001. С. 150-153.

6 Еллинек Г. Право современного государства Т. 1. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 412-413.

7 См.: Лазаревский Н.И. Указ. соч. С. 194-206.

8 См.: Нестеренко И.А. К вопросу о понятии и структуре правовой системы // Труды Соврем. Гуман. ун-та. Вып. 16. Проблемы гуманитарных наук. М., 2000. С. 9-10.

9Агарков М.М. Ценность частного права // Правоведение. 1992. № 1. С. 40-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.