Научная статья на тему 'Правовая природа категории «Энергия», как разновидности объекта гражданских правоотношений'

Правовая природа категории «Энергия», как разновидности объекта гражданских правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1541
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АБОНЕНТ / ДОГОВОР / ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ / ЭНЕРГИЯ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ / SUBSCRIBER / CONTRACT / OBJECTS OF CIVIL LEGAL RELATIONSHIP / ENERGY / ENERGY RESOURCES / POWER SUPPLY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михалев Денис Николаевич

Статья посвящена правовой природе энергии как разновидности объекта гражданских правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL NATURE OF THE CATEGORY «ENERGY», AS VERSIONS OF OBJECT OF THE CIVIL RIGHTS

Article is devoted to the legal nature of energy as to a version of object of civil legal relationship.

Текст научной работы на тему «Правовая природа категории «Энергия», как разновидности объекта гражданских правоотношений»

УДК: 347.122 ББК: Х404.021

Д.Н. Михалев

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КАТЕГОРИИ «ЭНЕРГИЯ», КАК РАЗНОВИДНОСТИ ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена правовой природе энергии как разновидности объекта гражданских правоотношений.

Ключевые слова: абонент, договор, объекты гражданских правоотношений, энергия, энергоресурсы, энергоснабжение.

D.N. Mihalev

LEGAL NATURE OF THE CATEGORY «ENERGY», AS VERSIONS OF OBJECT OF THE CIVIL RIGHTS

Annotation. Article is devoted to the legal nature of energy as to a version of object of civil legal relationship.

Key words: subscriber, contract, objects of civil legal relationship, energy, energy resources, power supply.

Энергетическая сфера представляет собой наиболее важный сектор экономики в любом государстве и нормы, связанные с регулированием общественных отношений в этой области заслуживают особого внимания. Так, например, остается дискуссионным вопрос относительно юридической природы такого объекта гражданского права, как энергия.

Термин «энергия» происходит от греческого слова «energeia», что переводится как «действие, деятельность»[1, С. 1545]. С точки зрения теории гражданского права энергию трудно рассматривать как материальный объект, тем не менее, законодатель придерживается точки зрения, позволяющей придать энергии материальные признаки, относящие ее к объектам гражданского права.

Однако гражданское право исходит из того, что в основе имущественных отношений лежит право собственности на вещи - материальные объекты [2, С. 198]. «Энергия же отличается такими своими свойствами, как невозможность ее увидеть, «накопить на складе», ограниченность применения принципа владения и возможности распоряжения по отношению к энергии, практическое совпадение момента производства и потребления электроэнергии как единого во времени процесса. Кроме того, признак присвоенности энергии выражен совершенно особым образом - через принадлежность определенным субъектам источников или средств передачи соответствующего вида энергии» [3, С. 67].

Следовательно, возникает вопрос о том, можно ли отнести энергию к категории вещей в гражданско-правовом смысле. Этот вопрос возник в отечественной цивилистике еще на рубеже XIX-XX веков. Так, Г.Ф. Шершеневич считал, что к числу вещей должны быть отнесены не только телесные предметы, но и электричество [4].

Противоположной точки зрения придерживался М.М. Агарков, полагающий, что электроэнергия не является ни правом, ни вещью, при этом он рассматривал договор на электроснабжение, как работу по передаче энергии [5, С. 110].

М.И. Брагинский считал, что электрическую и тепловую энергию, газ (не заключенный в емкости), можно рассматривать в качестве материального объекта соответствующих договоров снабжения электрической и тепловой энергией (а также газом) [6].

Интересным представляет мнение С.М. Корнеева, полагающего, что энергию невозможно однозначно отнести к таким объектам прав, как вещи, так как энергия представляет собой не вещь, а способность производить полезную работу, обеспечивать выполнение различных технологических операций, создавать необходимые условия для предпринимательской и любой иной деятельности [7, С. 138].

Внимания заслуживает позиция В.А. Тархова, высказавшего мнение о том, что снабжение электроэнергией заключается не в передаче вещей, а в передаче связанных с вещами материальных благ [8, С. 29].

По мнению Е.А. Суханова «на производство и передачу энергии и газа, а также других ресурсов затрачивается труд, они имеют стоимость, являются продукцией специальных отраслей промышленности, имеют количественную и качественную оценку, как и все другие вещи» [9, С. 38]. Поэтому «к числу вещей в гражданском праве относятся также различные виды энергетических ресурсов и сырья, произведенных или добытых человеческим трудом и потому ставших товаром» [10, С. 30].

Мы полагаем, что энергоресурсы следует отнести к категории вещей, поскольку речь идет о продаже товара определенного рода. Кроме того, в действующем гражданском законодательстве договор энергоснабжения отнесен к категории договора поставки, следовательно, можно констатировать, что законодатель пошел по пути отнесения энергоресурсов к категории вещей с чем можно согласиться.

При исследовании вопросов об определении правовой природы «энергии», как объекта гражданского права, необходимо учитывать такие особые его характеристики, как:

- невозможность накапливать (и хранить) энергию на складе, либо в ином хранилище;

- потребление энергии осуществляется одновременно с ее получением;

- невозможность ее возврата, как некачественного товара;

- использование энергии осуществляется только через присоединенную сеть (трубопроводы) [11, С. 128].

Все эти признаки нашли свое отражение в нормах Гражданского кодекса РФ, регулирующего отношения по договору энергоснабжения. Так, в соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Законодатель относит договор энергоснабжения к категории договоров поставки, являющихся, в свою очередь разновидностью договора купли-продажи. Логика в данном случае прослеживается достаточно четко, поскольку речь идет о возмездном переходе прав на материальные блага от продавца (энергоснабжающей организации -далее ЭСО) к покупателю (абоненту). Специфика передачи такого товара, как энергия заключается в том, что основная обязанность ЭСО заключается в том, чтобы подавать абоненту энергию через присоединенную сеть и права абонента на получение из сети энергоресурсов в обусловленном количестве и указанном в договоре качестве. При этом момент исполнения обязательств ЭСО перед абонентом, как правило, фиксиру-

ется приборами учета, установленными на так называемой границе балансовой принадлежности узлов учета и сетей, определяющихся соответствующим актом.

Поскольку договор энергоснабжения рассматривается как разновидность договора поставки, то существенным условием такого договора является условие о количестве товара [12, С. 19]. Это обстоятельство нашло свое отражение в положениях Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения» [13], в котором подчеркивается, что отсутствие в договоре энергоснабжения указания на количество энергии влечет признание договора незаключенным. И подобная позиция ВАС РФ вполне оправдана и соответствует требованиям действующего законодательства.

Специфика энергоресурсов, как товара, состоит в том, что покупатель (абонент) не вправе самостоятельно распоряжаться приобретенным «товаром». Так, в соответствии со ст. 545 ГК РФ абонент при передаче энергоресурсов третьему лицу обязан получить согласие ЭСО на подключение субабонента к сетям, что по сути противоречит общим принципам права собственности, закрепленным гражданским законодательством. «Очевидно, это также обусловлено специфическими свойствами энергии, строгими техническими требованиями к процессу ее передачи и обеспечением безопасности ее потребления» [14].

Еще одна проблема связана с определением такого понятия, как «мощность», поскольку в нормативно-правовых актах, регулирующих отношения по договору энергоснабжения практически всегда понятие «энергия» и «мощность» упоминаются вместе. Так, некоторые правовые акты, такие как Федеральный закон от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в редакции от 08.03.2011 г.) [15], Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» [16], Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 36-ФЗ (в редакции от 06.07.2010 г.) «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» [17], Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (в редакции от 01.03.2011 г.) «О защите конкуренции» [18] упоминают понятия «энергия» и «мощность» совместно.

Анализ норм вышеназванных законов свидетельствует о формировании позиции законодателя, идущего по пути отождествления понятий «энергия» и «мощность». Однако, на наш взгляд это не верно, поскольку «мощность», это осуществление действий по снабжению энергоресурсами, тогда как сам энергоресурс в виде электричества, теплоносителя, газа, воды и т.д.- это товар. И ставить знак равенства между этими понятиями неверно, поскольку, это разные правовые категории, отношения по которым регулируются различными нормами гражданского права.

Список литературы

1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. - М., 1982. - С. 1545.

2. Гражданское и торговое право капиталистических государств. Учебник / Под. ред. Е.А. Васильева. - М., 1993. - С. 198.

3. Мурзин Д.В. Ценные бумаги - бестелесные вещи. Правовые проблемы современной теории ценных бумаг. - М., 1998. - С. 67.

4. Лысенко А.Н. Имущество в гражданском праве России // СПС «ГАРАНТ».

5. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. - С. 110.

6. Агарков М.М. Подряд (текст и комментарий к ст. 220-235 Гражданского кодекса). - М., 1924.

7. Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. - Минск, 1967. -С. 138-139.

8. Корнеев С.М. Договор о снабжении электроэнергией. - М., 1956. - С. 29.

9. Тархов В.А. Советское гражданское право. Ч. 2. - Саратов, 1979. - С. 38.

10. Гражданское право. Учебник / Под ред. Суханова Е.А. Т. 1. - М., 1998. - С. 30.

11. Гражданское право. Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 2. - М., 1994. - С. 120.

12. Керефова Б.Б. Количество энергии - существенное условие договора энергоснабжения // Право и экономика. - 2004. - № 4. - С. 19-22.

13. Вестник Высшего арбитражного суда РФ. - 1998. - № 4. - С. 56.

14. Лысенко А.М. Указ. соч.

15. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 13. - Ст. 1177.

16. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 31. - Ст. 4159.

17. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 13. - Ст. 1178.

18. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.