Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ'

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ / НАРОДОВЛАСТИЕ / РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акулова Н.А.

В данной статье рассматривается вопрос о понятии и роли публичных слушаний в решении вопросов местного значения. Также затрагивается проблема определения публичных слушаний как формы непосредственного осуществления народом своей власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ»

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

УДК 342.571

Акулова Н. А.

Студент - магистрант 3 курса, факультета магистратуры и аспирантуры, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС

г. Саратов, Российская Федерация

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос о понятии и роли публичных слушаний в решении вопросов местного значения. Также затрагивается проблема определения публичных слушаний как формы непосредственного осуществления народом своей власти.

Ключевые слова: Органы местного самоуправления, публичные слушания, народовластие, решение вопросов местного значения.

Конституция Российской Федерации определяет носителем суверенитета и единственным источником власти многонациональный народ Российской Федерации[1]. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], как и многие другие правовые нормы, конкретизирует данное положение Конституции и устанавливает, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Конституционно-правовой смысл современного института публичных слушаний применительно к регулированию муниципальных правоотношений выявлен в Определении Конституционного Суда от 8 декабря 2019 года № 1808-0-0 [3], указавшего, что публичные слушания относятся к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права гражданина на местное самоуправление. Конституционный Суд Российской Федерации характеризует публичные слушания следующим образом: «Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением.

Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения -выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам».

Так, Конституционный суд не относит публичные слушания к формам осуществления народом своей власти. Однако общие нормы, устанавливающие порядок проведения публичных слушаний включены в главу 5 Федерального закона № 131-ФЗ «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления». По этой причине, современными учеными проводятся частые дискуссии по вопросу отнесения публичных слушаний к формам осуществления народовластия или формам участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Проанализировав позицию Конституционного суда РФ, нам представляется возможным выделить

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

основные черты, которые присущи публичным слушаниям:

1. Публичные слушания призваны обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов). Свободное обсуждение подразумевает то, что участие могут принимать все жители муниципального образования, независимо от того, какое место в решении вопросов местного значения они занимают. Независимость означает, что каждый участник публичных слушаний имеет право высказывать своё субъективное мнение, при этом он не связан никакими обязательствами перед другими участниками и заинтересованными лицами. Открытость публичных слушаний предполагает также то, что информация о проведении слушаний доводится до населения заблаговременно, результаты публичных слушаний подлежат опубликованию. Указанное обеспечивает своевременное и качественное разрешение вопроса местного значения, вынесенного на обсуждение.

2. На публичных слушаниях обсуждаются общественно значимые проблемы (вопросы), имеющие существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования. Вопросы, выносимые на обсуждение, установлены Федеральным законом N° 131-Ф3. Именно вопросы, указанные в ст. 28 Федерального закона, являются важными для осуществления народом своей власти на территории соответствующего муниципального образования и участия в осуществлении местного самоуправления. Необходимо отличать институт публичных слушаний от местного референдума и схода граждан, которые также являются формами осуществления народовластия и участия в осуществлении местного самоуправления [4].

Местный референдум в силу ст. 22 Федерального закона № 131-Ф3 также проводится на всей территории муниципального образования в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Также, население заблаговременно информируется о проведении референдума, а его результаты подлежат официальному опубликованию. Однако граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в пределах муниципального образования, участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании, тогда как публичные слушания проводятся в форме открытого обсуждения вопроса, вынесенного на рассмотрение.

Кроме того, результатом проведения местного референдума, является конкретное решение, подлежащее обязательному исполнению на всей территории муниципального образования, тогда как публичные слушания представляют собой не завершение процесса принятия решения и не способ непосредственного принятия решения, а способ промежуточных действий по подготовке итогового действия. Итоговое решение принимается не участниками публичных слушаний, а публичным лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством принимать итоговое решение. В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона № 131-Ф3, сход граждан может проводиться в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения, преобразования поселения, введении и использовании средств самообложения граждан и другие.

Таким образом, имеет место различие в вопросах, выносимых на обсуждение двух рассматриваемых нами форм осуществления народовластия. Однако главным отличием схода граждан от публичных слушаний является то, что, как правило, сход граждан действует в населенных пунктах, численность населения которого составляет не более 100 человек, и является правомочным при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей муниципального образования.

Таким образом, публичные слушания являются одной из важных форм осуществления народом своей власти и участия в осуществлении местного самоуправления, так как являются обязательными и открытыми, что обеспечивает возможность учесть мнение каждого человека, заинтересованного в решении вопросов местного значения, вынесенных на обсуждение. Кроме того, они позволяют придать большую легитимность принимаемым публично-властным решениям, способствуют достижению общественного согласия, предоставляют гражданам запасные рычаги решения общественных проблем, не прибегая к использованию радикальных методов воздействия на органы власти.

Список использованной литературы: 1. Конституция Российской Федерации (ред. 01.07.2020) // Российская газета. 25.12.1993 г.; СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 1; 2009. № 1. Ст. 2; 2014. № 6. Ст. 548; 2014. № 30. Ст. 4202; 2020. № 11. Ст. 1416.

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) // СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822; СЗ РФ. 2020. № 52 (Часть I). Ст. 8591.

3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2019 года № 931-О-О [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 04.04.2021).

4. Смирнов С. В., Гринь Е. А. Соотношение норм гражданского и земельного законодательства при регулировании отношений, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд // В сборнике: Тенденции формирования науки нового времени. 2018. С. 310-314.

© Акулова Н. А., 2021

УДК 342.571

Акулова Н. А.

Студент - магистрант 3 курса, факультета магистратуры и аспирантуры, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС

г. Саратов, Российская Федерация

ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассмотрены наиболее распространенные проблемы правового регулирования публичных слушаний в различных муниципальных образованиях и сформулированы предложения по их решению.

Ключевые слова:

Органы местного самоуправления, публичные слушания, народовластие, решение вопросов местного значения.

Институт публичных слушаний предусмотрен ст. 28 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] качестве одной из форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Цель публичных слушаний - обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования. В соответствии с законом на публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься проекты таких актов, как устав муниципального образования, планы и программы его развития, правила землепользования и застройки территорий, а также ряд других важнейших вопросов, касающихся жизни муниципального образования.

Очевидно, что применение различных процедур обсуждения проектов общественно значимых решений особенно важно именно на муниципальном уровне как наиболее приближенном к населению уровне публичной власти. Однако на практике нередко встречается формальное отношение к публичным слушаниям со стороны органов и должностных местного самоуправления. В силу того, что Федеральный закон № 131 предусматривает обязательное проведение публичных слушаний, они проводятся довольно часто, но нередко наблюдается подмена цели их проведения - вместо объективного обсуждения проблем они используются для формального одобрения заранее определенных решений.

Порядок организации и проведения публичных слушаний регулируется в ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лишь в самых общих чертах, поэтому ведущую роль в правовом регулировании этого вопроса играют муниципальные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.