УДК 347.6
Крючкова Алиса Денисовна Санкт-Петербургский институт (филиал) Всероссийского государственного
университета юстиции (РПА Минюста России)
Россия, Санкт-Петербург [email protected] Kryuchkova Alisa Denisovna Saint Petersburg Institute (Branch) of All-Russian State University of Justice Russia, Saint Petersburg
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА INSTAGRAM-АККАУНТА И ПРОБЛЕМА РАЗДЕЛА ДАННОГО «ИМУЩЕСТВА» Аннотация: В статье изучены доктринальные концепции правовой природы Instagram-аккаунтов с учетом положений действующего российского законодательства, что обусловлено стремительным развитием нового института. Особое внимание автор уделяет проблеме раздела супругами Instagram-аккаунта, созданного в период брака, поскольку в современных реалиях возникают затруднения в обеспечении защиты интересов обладателей семейного актива.
Ключевые слова: правовая природа, социальная сеть, аккаунт, Instagram, раздел имущества, брачно-семейные отношения.
THE LEGAL NATURE OF THE INSTAGRAM ACCOUNT AND THE PROBLEM OF THE DIVISION OF THIS «PROPERTY» Annotation: The article examines the doctrinal concepts of the legal nature of Instagram accounts, taking into account the provisions of current Russian legislation, which is due the rapid development of the new institution. The author pays special attention to the problem of the spouses' section of the Instagram account created
233
during marriage, because in modem realities there are diffiiculties in ensuring the protection of the interests of owners of a family asset.
Key words: legal nature, social network, account, Instagram, property division, marriage and family relations.
Использование цифровых технологий и техники, прохождение обучения с помощью онлайн-платформ, регистрация личных аккаунтов в социальных сетях с целью межличностной коммуникации - это современный этап развития человечества, оказывающий влияние на формирование цифрового общества, частью которого мы сегодня являемся [5, с. 31]. В связи со стремительным развитием виртуального мира перед государством ставятся вопросы правового регулирования отношений во всемирной сети информационного обмена. Однако одним из дискуссионных вопросов на сегодня остается правовая природа аккаунта социальной сети Instagram.
Создание Instagram было продиктовано веянием времени, когда возникла необходимость в предоставлении площадки для обмена фотографиями и видеозаписями в режиме онлайн. Сегодня социальная сеть популярна не только среди обычных пользователей, заинтересованных в общении. Аккаунт на подобной онлайн-платформе может быть использован как для непосредственной продажи через социальную сеть, так и для роста числа подписчиков, что способствует продвижению бренда, повышению его узнаваемости и, в связи с этим, дохода от Instagram-аккаунта.
В начале исследования необходимо определиться с понятием «аккаунт» в правовом смысле. В российском законодательстве данное понятие отсутствует, однако опираясь на научные труды, можно установить, что аккаунт -совокупность данных о пользователе, требуемых для его аутентификации и предоставления доступа к его личным данным и настройкам. Вместе с тем доступ к учетной записи предоставляется после введения логина и пароля [9]. Помимо предложенного определения, под аккаунтом в социальной сети можно
представить компьютерный код, содержащий сведения о пользователе, которые лицо самостоятельно сообщает о себе компьютерной системе, а также личную страницу, содержащую совокупность сведений на определенном интернет-ресурсе [3, с. 90].
При изучении доктринальных концепций правовой природы Instagram-аккаунтов с учетом положений действующего российского законодательства следует рассмотреть теорию объектов гражданских прав.
Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), к объектам гражданских прав относятся вещи, иное имущество, в том числе имущественные права (включая цифровые права), результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага [1].
В научных трудах чаще всего поддерживается позиция, согласно которой Instagram-аккаунт - иное имущество, которое рассматривается как объект гражданских прав. В 2019 году в результате внесения изменений в статью 128 ГК РФ цифровые права стали отдельным видом имущественных прав. Помимо этого, законодатель в статье 141.1 ГК РФ в качестве цифровых прав признал обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются правилами информационной системы, отвечающей признакам, установленных законодательством. Представляется разумным утверждать, что Instagram-аккаунт относится к такому объекту гражданских прав как иное имущество, а именно цифровые права [4, с. 145].
Можно утверждать, что на сегодняшний день цифровые права не обладают в полной мере уникальными свойствами, вследствие которых возникала бы необходимость во введении в отношении них самостоятельного правового режима, поскольку по своей природе они равнозначны
бездокументарным ценным бумагам и правам на интеллектуальную собственность.
Однако необходимо рассмотреть классификацию, согласно которой аккаунт в социальной сети представляется как результат интеллектуальной деятельности. Так, опираясь на статью 1225 ГК РФ, данный объект гражданских прав может быть отнесен к произведению науки, литературы и искусства, к базе данных.
Исследуя Instagram-аккаунт как произведение, разумным представляется классифицировать его как вторичное произведение (сложный или составной объект), под которым следует понимать результат творчества, текст которого является итогом обработки или переработки оригинальных продуктов.
Изучая статью 1240 ГК РФ, можно заключить, что в случаях, когда отдельные составляющие аккаунта являются самостоятельными объектами авторских прав, подразумевается сложный объект. Согласно статье 1259 ГК РФ составное произведение - произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Иными словами, требуется доказать, что фотографии, видеозаписи, тексты и другие элементы аккаунта являются уникальным контентом, созданным авторами самостоятельно.
Согласно статье 1260 ГК РФ, база данных - совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины. Однако для признания Instagram-аккаунта пользователя базой данных, на нее должны уходить существенные финансовые затраты. Предусматривается исключительное право изготовителя базы данных на извлечение из нее материалов и их последующее использование.
Немаловажно, что каждый Instagram-аккаунт носит индивидуально-определенный характер, ввиду этого не представляется возможным весь объем
аккаунтов систематизировать согласно признакам вышеназванных результатов интеллектуальной деятельности. Таким образом, если объекты гражданских прав не являются произведениями науки, литературы и искусства или же базами данных, то, согласно систематизации, они являются «иным имуществом».
Интересна позиция некоторых авторов, отмечающих, что в теории аккаунт может существовать, например, без подписчиков, в связи с чем вопрос статуса аккаунта как сложного объекта исключительных прав на основании статьи 1240 ГК РФ остается дискуссионным. Однако аккаунт, являясь сложным объектом исключительных прав, включает в себя результаты интеллектуальной деятельности, формирующих содержание аккаунта, способы использования средств индивидуализации, в том числе, которые выражаются в названии аккаунта, а также базы данных, состоящей из подписчиков [6, с. 125].
Кроме того, от информационного содержания Instagram-аккаунта, а также критериев определения результата интеллектуальной собственности, зависит охраноспособность. В настоящее время проблема правовой защиты Instagram-аккаунтов становится острее. В том числе в последнее время актуальность приобрела проблема раздела супругами аккаунта в социальной сети, созданного в период брака.
В 2020 году впервые в российском суде рассматривался спор, связанный с разделом Instagram-аккаунта между супругами. В суде возникли затруднения в обеспечении защиты интересов обладателей семейного актива в связи с отсутствием правоприменительной практики. Исходя из материалов дела, семья - известные блогеры с миллионной аудиторией на своем Instagram-аккаунте, ежемесячный доход от которого составляет свыше 300 тысяч рублей. Согласно правилам социальной сети аккаунт должен быть оформлен на конкретного человека, поэтому он был зарегистрирован на супругу. Однако супруг вкладывал денежные средства в продвижение, поэтому считает, что он имеет
равные с супругой права на страницу. Возникла проблема в разрешении дела, поскольку в связи с отсутствием законодательного закрепления понятия «аккаунт в социальной сети» остается открытым вопрос о разделе данного «имущества» [11]. Дело интересно тем, что несмотря на представляющуюся денежную ценность в Instagram-аккаунте, остается открытым вопрос, можно ли считать сам аккаунт в социальной сети общим имуществом супругов и, соответственно, разделить его.
Обращаясь к зарубежной судебной практике, представляется интересной позиция Штата Флорида, согласно которой предусматривается разделение личных аккаунтов в социальной сети и аккаунтов, созданных в коммерческих целях. Разница в том, что если личные аккаунты не могут подлежать разделу, то коммерческие аккаунты могут входить в конкурсную массу как «property interests» и в таком случае предполагается передача логина и пароля от аккаунта [7]. Важно отметить, что во Флориде распространена практика заключения мировых соглашений, затрагивающих вопрос о включении аккаунтов в общее имущество супругов.
Возвращаясь к возникшему в 2020 году спору, анализируя зарубежный опыт Флориды, можно предположить, что при использовании совместно двумя лицами для систематического извлечения прибыли Instagram-аккаунта в России, может оказаться разумным заключение договора о совместной деятельности. Кроме того, исходя из материалов дела, один из супругов в период брака заключил пользовательское соглашение с Instagram. Согласно статье 161 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, в исследуемом случае, следовательно, по российскому праву [2]. В соответствии со статьей 34 СК РФ, имущество, нажитое супругами во время брака является их совместной собственностью. Из статьи 38 СК РФ
следует, что по требованию любого из супругов Instagram-аккаунт может быть разделен по соглашению либо судом. Однако при исследовании правовой природы аккаунта была установлена его специфика, в связи с чем представляется разумным либо прекращение режима общего имущества с выплатой 1/2 стоимости такого имущества супругом, сохраняющим за собой имущественное право, другому супругу, либо сохранение режима общего имущества за обоими супругами, с установлением порядка осуществления ими прав пользователя по пользовательскому соглашению, согласно статье 253 ГК РФ.
По мнению Евгения Рыжкова, адвоката юридической группы «Яковлев и Партнеры», для получения дохода блогеры регистрируются в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, денежные средства идут на счет конкретного человека. В таком случае супругу представляется маловероятным получить долю от онлайн-бизнеса, однако не исключается компенсация при разводе. Как утверждает адвокат, вложение денежных средств в продвижение страницы супругом должно быть подтверждено, потребуется объяснить суду, что он вложился, как и подтвердить этот факт, именно в таком случае видится возможным получение единоразовой выплаты [8].
На практике известны случаи, когда блогеры после развода покидают общий Instagram-аккаунт. Ярким примером являются «Хоменки». Супруги вели несколько лет общий аккаунт в социальной сети, однако после развода сообщили своей аудитории о прекращении совместного проекта в Instagram и на YouTube-канале. После чего Натали Ящук и Александр Хоменко сконцентрировались на развитии своих личных аккаунтов [10].
На основании проведенного исследования следует остановиться подробнее на нескольких аспектах.
Во-первых, аккаунт в социальной сети - компьютерный код, содержащий сведения, которые пользователь сообщает о себе компьютерной системе, а
пользователи воспринимают его как личную страницу, содержащую в себе совокупность неких сведений на определенном интернет-ресурсе. Несмотря на отсутствие единого мнения относительно правового статуса аккаунта социальной сети, его можно рассматривать как объект, требующий самостоятельного правового регулирования или отражения, предположим, в рамках более общей категории - «цифровое имущество или актив». Исходя из стремительного развития права, можно предположить появление законодательного закрепления понятия аккаунта, отражающее его правовую природу.
Во-вторых, в связи со стремительным развитием общественных отношений, следует обратить внимание на возникшую необходимость в официальном толковании, более подробном разъяснении таких юридических конструкций, как «иное имущество», «цифровые права» в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации, поскольку введение нового объекта гражданских прав - цифровые права на сегодняшний день оказывает негативное влияние на правовую защиту, способствует размытости понимания.
В-третьих, большинство юристов, высказывающих свое мнение о сложившейся проблеме раздела Instagram-аккаунта между супругами, представляют разумным думать о возможном разделе дохода еще на этапе регистрации супругами общего аккаунта в социальной сети. В качестве рекомендаций можно предложить следующие меры: 1) заключать соответствующие соглашения с контрагентами, принимающими участие в создании и ведении аккаунта; 2) приобретать права на информацию и продукты, являющиеся средством оформления и ведения аккаунта; 3) документально фиксировать денежные средства, потраченные на создание и развитие аккаунта.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета. 1994. № 238-239.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ // Российская газета. 1996. № 17.
3. Босык О. И. Страница в социальной сети как объект гражданских прав // Наука и инновации XXI века : Сборник статей по материалам VI Всероссийской конференции молодых ученых, Сургут, 27 сентября 2019 года. -Сургут: Сургутский государственный университет, 2020. С. 90-94.
4. Корчагин М. А. «Иное имущество» как объект гражданских прав // Вопросы российской юстиции. 2020. № 6. С. 141-150.
5. Кригер Е. Э. Характеристики цифрового общества и принципы образования в нем // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 4 (14). C. 29-39.
6. Янковский Р.М. Социальные сети: Вопросы защиты исключительных прав пользователей // Право интеллектуальной собственности: Сб. науч. тр. / отв. ред. Афанасьева Е.Г. - М., 2017. С. 119-131.
7. IN RE CTLI, LLC [Электронный ресурс]. // URL: https://www.leagle.com/decision/inbco20150407532 (дата обращения: 06.04.2021).
8. Блогеры озадачили юристов [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/ (дата обращения: 06.04.2021).
9. Наследование аккаунтов в социальных сетях [Электронный ресурс] // URL: https://clck.ru/U82cp (дата обращения: 06.04.2021).
10. Популярная пара блогеров объявила о разводе [Электронный ресурс] // URL: https://lenta.ru/ (дата обращения: 06.04.2021).
11. Разводящаяся семья блогеров через суд намерена поделить свой аккаунт в Instagram [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/obschestvo/10169613 (дата обращения: 06.04.2021).