Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА'

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА / ПРАВОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сатаева Татьяна Юрьевна

В настоящее время одним из основных механизмов реализации государственной политики в области экологического развития является государственный экологический мониторинг. Результатом организации и проведения государственного экологического мониторинга является получение информации о состоянии окружающей среды, которая используется при реализации природоохранных мероприятий, осуществлении государственного экологического надзора, составлении прогнозов социально-экономического развития, а также при принятии решений о реализации намечаемой экономической и иной деятельности. Отсутствие единых подходов к толкованию понятия государственного экологического мониторинга, его функций и юридических характеристик обусловливает необходимость исследования правовой природы данного процесса. В статье рассмотрены содержание понятия государственного экологического мониторинга, его основные функции и правовые характеристики, позволяющие уяснить место и роль государственного экологического мониторинга в механизме действия экологического права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сатаева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL NATURE OF STATE ECOLOGICAL MONITORING

Currently, one of the main mechanisms for implementing the state policy in the field of environmental development is the state environmental monitoring. The result of the organization and conduct of state environmental monitoring is to obtain information about the state of the environment, which is used in the implementation of environmental protection measures, the implementation of state environmental supervision, making forecasts of socio-economic development, as well as when making decisions on the implementation of planned economic and other activities. The lack of unified approaches to the interpretation of the concept of state environmental monitoring, its functions and legal characteristics makes it necessary to study the legal nature of this process. The article considers the content of the concept of state environmental monitoring, its main functions and legal characteristics, which allow us to understand the place and role of state environmental monitoring in the mechanism of environmental law.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

трибуна молодого ученого

УДК 349.6

DOI: 10.12737/jrl.2021.094

Правовая природа государственного экологического мониторинга

Т. Ю. Сатаева

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, tysataeva@gmail.com

Аннотация. В настоящее время одним из основных механизмов реализации государственной политики в области экологического развития является государственный экологический мониторинг Результатом организации и проведения государственного экологического мониторинга является получение информации о состоянии окружающей среды, которая используется при реализации природоохранных мероприятий, осуществлении государственного экологического надзора, составлении прогнозов социально-экономического развития, а также при принятии решений о реализации намечаемой экономической и иной деятельности.

Отсутствие единых подходов к толкованию понятия государственного экологического мониторинга, его функций и юридических характеристик обусловливает необходимость исследования правовой природы данного процесса. В статье рассмотрены содержание понятия государственного экологического мониторинга, его основные функции и правовые характеристики, позволяющие уяснить место и роль государственного экологического мониторинга в механизме действия экологического права.

Ключевые слова: правовая природа, государственный экологический мониторинг, экологический мониторинг, функции государственного экологического мониторинга, правовые характеристики государственного экологического мониторинга

Для цитирования. Сатаева Т. Ю. Правовая природа государственного экологического мониторинга // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 7. С. 166—177. DOI: 10.12737/jrl.2021.094

The Legal Nature of State Ecological Monitoring

Tatiana Yu. Sataeva

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, tysataeva@gmail.com

Abstract. Currently, one of the main mechanisms for implementing the state policy in the field of environmental development is the state environmental monitoring. The result of the organization and conduct of state environmental monitoring is to obtain information about the state of the environment, which is used in the implementation of environmental protection measures, the implementation of state environmental supervision, making forecasts of socio-economic development, as well as when making decisions on the implementation of planned economic and other activities.

The lack of unified approaches to the interpretation of the concept of state environmental monitoring, its functions and legal characteristics makes it necessary to study the legal nature of this process. The article considers the content of the concept of state environmental monitoring, its main functions and legal characteristics, which allow us to understand the place and role of state environmental monitoring in the mechanism of environmental law.

Keywords: legal nature, state ecological monitoring, ecological monitoring, functions of state ecological monitoring, legal characteristics of state ecological monitoring

For citation. Sataeva T. Yu. The Legal Nature of State Ecological Monitoring. Journal of Russian Law, 2021, vol. 25, no. 7, pp. 166—177. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2021.094

Одним из значений слова «природа» является «основное свойство, сущность чего-либо», в связи с этим рассмотрение правовой природы предполагает определение специфических правовых признаков явления, процесса, а также выявление их места в правовой системе1.

Анализ правовой природы государственного экологического мониторинга предусматривает исследование его правовых характеристик, места и роли в механизме действия экологического права. При этом важно рассмотреть понятие государственного экологического мониторинга, в том числе в контексте его соотношения с понятием экологического мониторинга.

понятие государственного экологического мониторинга. Нормативное определение данного понятия появилось в российском экологическом законодательстве почти 20 лет назад и за прошедшие годы претерпело существенные изменения. Тем не менее оно по-прежнему нуждается в уточнении.

Согласно определению, данному в ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды), государственный экологический мониторинг представляет собой комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды.

Содержание исследуемого понятия составляют виды мониторинговой деятельности и объекты государственного экологического мониторинга. Так, основными видами мони-

1 См.: Комиссарова Е. Г. Формально логические аспекты понятия «правовая природа» // Вестник Пермского университета. Серия: Юридические науки. 2012. № 2. С. 23—29.

торинговой деятельности являются организация и проведение наблюдений, оценка и прогнозирование. Эти виды деятельности осуществляются в тесной взаимосвязи, что позволяет обеспечивать своевременное выявление происходящих в окружающей среде изменений, их оценку и выработку прогнозов по предупреждению и устранению возможных негативных экологических последствий антропогенного воздействия. Поэтому государственный экологический мониторинг нельзя сводить только к одному из обозначенных направлений деятельности, например к осуществлению наблюдений за состоянием природы, поскольку требования к составу и структуре наблюдательной сети уточняются с учетом результатов оценки данных о состоянии окружающей среды, полученных в процессе наблюдений. И лишь при наличии достаточно репрезентативной фактической информации допустимо прогнозирование изменений состояния окружающей среды2.

Объектами государственного экологического мониторинга являются состояние и изменение состояния окружающей среды, включая отдельные компоненты природной среды и естественные экологические системы. Так, государственный экологический мониторинг проводится за состоянием и изменением состояния атмосферного воздуха, земли, почв, объектов животного мира, включая охотничьи ресурсы, лесов, недр, водных объектов, в том числе донных отложений и морской среды, водных биологических ресурсов. Кроме того, объектом мониторинга является уникальная экосистема озера Байкал.

Законодательное определение понятия окружающей среды3 помимо природных компонентов и объек-

2 См.: Израэль Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды. Л., 1984. С. 157—159.

3 См. ст. 1 Закона об охране окружающей

среды.

тов содержит также антропогенные объекты, что является правовым основанием для признания их объектами государственного экологического мониторинга. На наш взгляд, это представляется оправданным, поскольку постоянно возрастающее антропогенное воздействие и увеличение числа антропогенных объектов наносят необратимый ущерб компонентам природной среды. В отличие от естественных изменений состояния природной среды (изменение давления и температуры, сезонные изменения биомассы растительности и животных, вегетация растительности и др.), ее изменение под влиянием антропогенных факторов происходит весьма быстро4. Своевременное выявление антропогенных изменений состояния природы возможно только в случае их выделения на фоне изменений, вызываемых естественными причинами. Поэтому необходимы организация и осуществление специальных наблюдений за источниками антропогенного воздействия.

Понятие государственного экологического мониторинга тесно связано с понятием экологического мониторинга. Однако в настоящее время не выработан единый подход к соотношению указанных понятий. В нормативных правовых актах и научной эколого-правовой литературе эти понятия либо отождествляются, либо соотносятся как часть и целое.

Отметим, что в национальном экологическом законодательстве до 1 января 2012 г. содержалось нормативное определение и экологического мониторинга, и государственного экологического мониторинга. В связи с этим о соотношении исследуемых понятий имелось четкое представление5.

4 См.: Израэль Ю. А. Указ. соч. С. 150.

5 Так, мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представлял собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки

В 2011 г. понятие «экологический мониторинг» из Закона об охране окружающей среды было исключено, а определение понятия «государственный экологический мониторинг» получило закрепление в современной трактовке6.

В региональном законодательстве реализованы разные подходы к соотношению понятий экологического мониторинга и государственного экологического мониторинга.

Большинством субъектов РФ приняты законодательные акты, в соответствии с которыми экологический мониторинг включает государственный, локальный и добровольный экологический мониторинг. Следовательно, государственный экологический мониторинг является частью экологического мониторинга7.

Другими нормативными правовыми актами регионального уровня исследуемые понятия регламентируются как два равнозначных вида мониторинговой деятельности, реализуемых разными субъектами. Например, государственный экологи-

и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В свою очередь, государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) был определен как мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (см. Закон об охране окружающей среды (ред. от 19 июля 2011 г.)).

6 См. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № З31-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7 См. Закон г. Москвы от 20 октября 2004 г. № 65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве», Закон Краснодарского края от 7 декабря 2010 г. № 2124-КЗ «Об экологическом мониторинге на территории Краснодарского края», Закон Ленинградской области от 29 февраля 2008 г. № 11-ОЗ «Об экологическом мониторинге в Ленинградской области».

ческий мониторинг в Санкт-Петербурге осуществляется исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и специализированными организациями. При этом экологический мониторинг проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду8.

Между тем в законодательных актах ряда регионов регулируются отношения по поводу проведения лишь государственного экологического мониторинга, при этом, как и в федеральном законодательстве, понятие экологического мониторинга отсутствует9.

В эколого-правовой литературе исследованию теоретических проблем института экологического мониторинга традиционно уделяется мало внимания. Вопрос о соотношении понятий «государственный экологический мониторинг» и «экологический мониторинг» оставлен современными правоведами открытым.

По нашему мнению, исследуемые понятия не являются тождественными. Понятие «экологический мониторинг» представляется шире понятия «государственный экологический мониторинг», поскольку экологический мониторинг в зависимости от субъекта его осуществления может быть и государственным, и негосударственным. Государственный экологический мониторинг реализуется федеральными и региональными органами государственной власти, тогда как проведение экологического мониторинга обеспечи-

8 См. Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2006 г. № 155-21 «Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга».

9 См. Закон Воронежской области от

30 марта 2009 г. № 18-ОЗ «О Государственном экологическом мониторинге (государ-

ственном мониторинге окружающей среды) в Воронежской области».

вают в том числе хозяйствующие субъекты.

В связи с вышеизложенным государственный экологический мониторинг может рассматриваться как вид экологического мониторинга. Однако при таком подходе к соотношению исследуемых понятий законодательное определение понятия «государственный экологический мониторинг» должно быть уточнено. В частности, его следует дополнить фразой: «осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации». Кроме того, на федеральном уровне должны быть закреплены и другие виды экологического мониторинга, например локальный экологический мониторинг, в частности, его нормативное определение и порядок организации и проведения, а также порядок взаимодействия субъектов государственного и локального экологического мониторинга.

Функции государственного экологического мониторинга. В механизме действия экологического права роль государственного экологического мониторинга определяется выполняемыми им функциями. В связи с этим анализ функций государственного экологического мониторинга в рамках исследования правовой природы данного процесса позволяет уяснить его место в механизме действия экологического права.

В общеупотребительном значении понятие «функция» представляет собой «обязанность, круг деятельности»10. Исходя из этого, функции государственного экологического мониторинга можно определить как ос-

10 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка (С—Я). URL: http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q. txt (дата обращения: 16.07.2020).

новные направления деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ, вызываемые потребностью решения задач, стоящих перед государственным экологическим мониторингом: проведение наблюдений за состоянием природы, оценка и прогноз происходящих в ней изменений. Следовательно, реализация функций государственного экологического мониторинга является не чем иным, как практической деятельностью государства по решению стоящих перед мониторингом задач.

К функциям государственного экологического мониторинга можно отнести информационную, экспертную, прогностическую и природоохранную.

Информационная функция заключается в сборе информации о фактическом состоянии окружающей среды, а также о факторах негативного воздействия на нее11. Сбор таких сведений предполагает организацию и проведение специальных наблюдений и обработку первичных данных. Информация, полученная в процессе сбора, должна быть своевременной, полной и достоверной. Информационная функция служит основой для всех остальных функций государственного экологического мониторинга, поскольку лишь при наличии полученной в результате сбора экологической информации возможно провести оценку и составить прогноз изменений в окружающей среде.

Экспертная функция состоит в оценке фактического и прогнозируемого состояния окружающей среды. Она включает всесторонний анализ происходящих в окружающей среде изменений, вызванных как природными (давление, температура, влажность и др.), так и антропоген-

11 См.: Голиченков А. К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992. С. 167—168.

ными (загрязняющие вещества, излучение, шум и др.) факторами воздействия. Проведение оценки позволяет, во-первых, выявить отклонения состояния окружающей среды от оптимального состояния и установить причины этих отклонений в целях выбора приоритетных мер по нормализации или восстановлению нарушенного состояния природы12; во-вторых, определить имеющиеся природные резервы в целях их эффективного использования человеком13.

Прогностическая функция характеризуется построением прогнозов изменений, происходящих в окружающей среде. Как правило, прогнозируются изменения интенсивности воздействующих на природу факторов (концентрация загрязняющего вещества, уровень шума, интенсивность излучения и др.), а также возможные в результате этого изменения в экологических системах14. Прогнозирование опирается на результаты наблюдений за состоянием окружающей среды, поэтому порядок организации наблюдений, включая расположение и количество наблюдательных пунктов, определяет направленность прогноза.

Государственный экологический мониторинг выполняет еще одну не менее важную функцию. Так, учитывая положения ст. 631 Закона об охране окружающей среды, определяющей в качестве цели создания единой системы государственного экологического мониторинга обеспечение охраны окружающей среды, государственный экологический мониторинг реализует природоохранную функцию, которая имеет превентивный характер, поскольку ин-

12 См.: Израэль Ю. А. Указ. соч. С. 164.

13 См.: Правовые механизмы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности / под науч. ред. Т. И. Макаровой. Минск, 2016. С. 45.

14 См.: Голиченков А. К. Указ. соч. С. 167 —

168.

формация о состоянии окружающей среды, своевременно полученная в результате наблюдений, оценки такой информации и прогнозов изменений состояния окружающей среды, позволяет предотвратить наступление неблагоприятных экологических последствий или минимизировать их.

Таким образом, в механизме действия экологического права государственный экологический мониторинг играет роль одного из основных источников информации о состоянии окружающей среды. Фактическая и прогнозируемая информация, полученная в результате проведения государственного экологического мониторинга, является основой для применения других элементов механизма экологического права и используется в целях своевременного принятия необходимых природоохранных мер.

Государственный экологический мониторинг как элемент эколого-правового механизма, эколого-пра-вовая мера, функция государственного экологического управления, институт экологического права. В юридической литературе государственный экологический мониторинг рассматривается, как правило, в качестве элемента эколого-пра-вового механизма15, функции государственного экологического управления16 и института экологического права17.

15 См.: Бринчук М. М. Эколого-право-вой механизм: понятие и сущность // Экологическое право. 2013. № 3. С. 12—19; Петров В. В. Экологическое право России: учебник для вузов. М., 1995. С. 242; Гульма-нова Г. А., Шагвалиев Р. М. Экологическое право: учеб. пособие. Казань, 2014. С. 48.

16 См.: Дубовик О. Л. Экологическое право: учебник. М., 2003. С. 203—204; Крассов О. И. Экологическое право: учебник. 3-е изд. М., 2014. С. 138—139; Демичев А. А., Грачева О. С. Экологическое право: учебник. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2017.

17 См.: Боголюбов С. А. Реализация экологической политики посредством права:

Эколого-правовой механизм представляет собой «согласованную систему предусмотренных нормами экологического права или в соответствии с ними мер и требований, а также действий и процессов, осуществляемых в порядке реализации этих норм, направленных на последовательное и эффективное достижение целей экологического пра-

ва»18.

Одним из основных элементов эколого-правового механизма являются организационно-правовые средства информационного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования. В состав этих средств входят: государственный экологический мониторинг, государственные кадастры природных объектов и ресурсов, экологический паспорт предприятия, отчетность и статистический учет19.

При этом к правовым средствам в экологическом праве относят правовые меры, инструменты и требования, обеспечивающие поддержание благоприятной окружающей среды либо ее восстановление20. Таким образом, государственный экологический мониторинг в системе эколо-го-правового механизма является организационно-правовым средством информационного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, направленным на поддержание ее в благоприятном состоянии.

Государственный экологический мониторинг идентифицируется уче-

монография. М., 2015. С. 92; Экологическое право: учебник / под ред. С. А. Боголюбова.

2-е изд. М., 2011. С. 21; Боголюбов С. А. и др. Институты экологического права. М., 2010. С. 161.

18 Бринчук М. М. Эколого-правовой механизм: понятие и сущность. С. 12—19.

19 Там же. С. 12.

20 См.: Бринчук М. М. Благоприятная окружающая среда — важнейшая категория права // Журнал российского права. 2008. № 9. С. 37—52.

ными и как эколого-правовая мера21, и как правовой инструмент охраны окружающей среды22, и как экологическое требование23.

Одним из значений понятия «мера» является «средство для осуществления чего-либо, мероприятие»24. Государственный экологический мониторинг как эколого-правовая мера предусматривает необходимость организации и осуществления наблюдений за качественными и количественными показателями окружающей среды, оценки и прогноза происходящих в ней изменений, обеспечения результатами мониторинговой деятельности заинтересованных потребите-

21 См.: Бринчук М. М. Естественные экологические системы и экологическое право. Часть 2 // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 3. С. 8—16; Выпханова Г. В. Информационное содержание эколого-правовых мер и экологического управления // Административное и муниципальное право. 2009. № 10. С. 18—28.

22 См.: Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный) / под ред. О. Л. Дубовик. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс». 2015; Жаворонкова Н. Г., Шпа-ковский Ю. Г. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях экономической интеграции Российской Федерации: монография. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс». 2017; Слепенкова О. А., Бирюкова Т. А. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (постатейный). Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2013; Хлуденева Н. И. Перспективы развития правовой охраны арктических экосистем // Журнал российского права. 2015. № 11. С. 114 — 122; Кичи-гин Н. В., Пуляева Е. В., Хлуденева Н. И., Черепанова Е. В., Чертков А. Н. Прогнозирование развития эколого-правового регулирования // Журнал российского права. 2010. № 9. С. 5—13.

23 См.: Краснова И. О. Экологическая безопасность как правовая категория // Lex russica. 2014. № 5. С. 543—555.

24 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толко-

вый словарь русского языка. М., 1992. С. 359.

лей, формирования государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды.

Закрепленные экологическим законодательством меры, образующие в совокупности эколого-правовой механизм, становятся управленческими функциями. Под функциями государственного экологического управления понимаются особые направления деятельности органов государственной власти, необходимость осуществления которых обусловлена обеспечением эффективной охраны окружающей среды25. Эти функции в виде природоохранных мер предопределены законом и самостоятельно органами исполнительной власти для осуществления не избираются26.

Одной из таких функций государственного экологического управления является и государственный экологический мониторинг. Данная функция реализуется федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями, закрепленными в Законе об охране окружающей среды.

Так, органы государственной власти Российской Федерации наделены полномочиями по установлению порядка осуществления государственного экологического мониторинга, порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга, порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга, перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, порядка обмена такой информацией, по формированию и обеспечению функционирования государственной системы наблюдений за состоя-

25 См.: Крассов О. И. Экологическое право: учебник. М., 2001. С. 152.

26 См.: Бринчук М. М. Исполнительная власть и охрана природы // Экологическое право. 2001. № 2. С. 24.

нием окружающей среды (ст. 5 Закона об охране окружающей среды).

Деятельность региональных органов государственной власти регламентируется ст. 6 Закона об охране окружающей среды, в соответствии с которой за ними закреплены полномочия по участию в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта РФ.

Поскольку проведение государственного экологического мониторинга предполагает осуществление сбора, хранения, обработки, анализа, оценки и использования экологической информации, то он имеет конкретную информационную направленность. В связи с этим справедливо мнение ученых, утверждающих, что государственный экологический мониторинг является информационной функцией экологического управления27.

Некоторые специалисты рассматривают также государственный экологический мониторинг как разновидность функции учета природных объектов и ведения государственных кадастров28. На наш взгляд, это утверждение является неверным. И государственный учет, и ведение государственных кадастров природных ресурсов и объектов являются отдельными организационно-правовыми средствами информационного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, входящими в состав эколого-правового механизма29.

27 См.: Экологическое право: учебник / отв. ред. Г Е. Быстров, Н. Г. Жаворонкова, И. О. Краснова. М., 2007. С. 209.

28 См.: Ерофеев Б. В. Экологическое право России: учебник. М., 2001. С. 257—258.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 См.: Бринчук М. М. Эколого-правовой

механизм: понятие и сущность. С. 12.

Рассматривая государственный экологический мониторинг как организационно-правовой инструмент обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, отметим, что понятие «инструмент» в общеупотребительном смысле представляет собой «средство, способ, применяемый для достижения чего-либо»30. Так, в целях обеспечения охраны окружающей среды создана и совершенствуется система государственного экологического мониторинга. Исследуемый организационно-правовой инструмент в экологическом праве применяется отдельно по видам природных ресурсов. Например, в целях охраны и использования животного мира реализуется государственный мониторинг объектов животного мира, а в целях обеспечения рационального использования и охраны вод проводится государственный мониторинг водных объектов31.

Государственный экологический мониторинг как правовой инструмент имеет организационную направленность. Эффективность осуществления государственного экологического мониторинга напрямую зависит от качества его организации, главным образом — от технического оснащения наблюдательной сети и сопоставимости получаемых в результате наблюдений данных.

Государственный экологический мониторинг является и разновидностью природоохранной деятельности государства, поскольку организуется и проводится федеральными и региональными органами государственной власти в целях обеспечения охраны окружающей среды. Так, посредством эффективного

30 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка (Е-Л). URL: http:// lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt (дата обращения: 09.06.2020).

31 См.: Бринчук М. М. Экологическое право: учебник. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс». 2008.

функционирования системы государственного экологического мониторинга обеспечивается предоставление заинтересованным потребителям достоверной, своевременной и полной экологической информации. Эта информация используется при реализации природоохранных мероприятий, принятии решений об осуществлении намечаемой хозяйственной и иной деятельности, составлении прогнозов социально-экономического развития. Следовательно, информация о состоянии окружающей среды, полученная в процессе государственного экологического мониторинга, является основой для осуществления других видов природоохранной деятельности государства.

С учетом вышеизложенного государственный экологический мониторинг можно идентифицировать как один из видов государственной природоохранной деятельности.

В теории экологического права государственный экологический мониторинг рассматривают и как правовой институт32.

Совокупность норм, регулирующих однородные отношения и отличающихся качественным единством, составляет правовой институт. Единство образующих институт экологического права юридических норм обусловливается особенностями, присущими не всем общественным отношениям, охватываемым экологической отраслью права, а лишь в достаточной степени автономному виду и поэтому требующему самостоятельного правового регулирования. Нормы, образующие правовой институт, содержатся в отдельной главе, разделе или ином структурном элементе нормативного право-

32 См.: Боголюбов С. А. Реализация экологической политики посредством права. С. 92; Экологическое право / под ред. С. А. Боголюбова. 2-е изд. М., 2011. С. 21; Боголюбов С. А. и др. Институты экологического права. С. 161.

вого акта либо формулируются в специальном акте33.

Важно отметить, что государственному экологическому мониторингу как правовому институту посвящена отдельная глава Закона об охране окружающей среды. Правовые нормы о государственном экологическом мониторинге также содержатся в природоохранных и при-родоресурсных федеральных законах34, в подзаконных нормативных правовых актах35 и в региональном законодательстве36.

Правовой институт государственного экологического мониторинга образуют нормы, направленные на

33 См.: Боголюбов С. А. и др. Институты экологического права. С. 33—34.

34 См. федеральные законы от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ.

35 См. постановления Правительства РФ от 9 августа 2013 г. № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)», от 6 июня 2013 г. № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды».

36 См. Закон г. Москвы от 20 октября 2004 г. № 65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве», Закон Краснодарского края от 7 декабря 2010 г. № 2124-КЗ «Об экологическом мониторинге на территории Краснодарского края», Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2006 г. № 155-21 «Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга».

установление его цели и задач, объектов и субъектов, правового статуса уполномоченных на проведение государственного экологического мониторинга органов государственной власти, порядка создания и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга, а также порядка ведения государственного фонда данных государственного экологического мониторинга.

Итак, проведенное исследование показывает, что, во-первых, государственный экологический мониторинг является организационно-правовым средством информационного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, входящим в состав эколого-правового механизма. Кроме того, государственный

экологический мониторинг является и эколого-правовой мерой, и организационно-правовым инструментом, и экологическим требованием.

Во-вторых, государственный экологический мониторинг представляет собой функцию государственного экологического управления, носящую информационный характер.

В-третьих, для государственного экологического мониторинга характерны все признаки правового института, поэтому государственный экологический мониторинг представляет собой институт экологического права.

В-четвертых, учитывая цели и задачи, стоящие перед государственным экологическим мониторингом, его также можно идентифицировать как вид природоохранной деятельности.

список литературы

Боголюбов С. А. и др. Институты экологического права. М., 2010.

Боголюбов С. А. Реализация экологической политики посредством права: монография. М., 2015.

Бринчук М. М. Благоприятная окружающая среда — важнейшая категория права // Журнал российского права. 2008. № 9.

Бринчук М. М. Естественные экологические системы и экологическое право. Часть 2 // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 3.

Бринчук М. М. Исполнительная власть и охрана природы // Экологическое право. 2001. № 2.

Бринчук М. М. Экологическое право: учебник. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2008.

Бринчук М. М. Эколого-правовой механизм: понятие и сущность // Экологическое право. 2013. № 3.

Выпханова Г. В. Информационное содержание эколого-правовых мер и экологического управления // Административное и муниципальное право. 2009. № 10.

Голиченков А. К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992.

Гульманова Г. А., Шагвалиев Р. М. Экологическое право: учеб. пособие. Казань, 2014.

Демичев А. А., Грачева О. С. Экологическое право: учебник. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2017.

Дубовик О. Л. Экологическое право: учебник. М., 2003.

Ерофеев Б. В. Экологическое право России: учебник. М., 2001.

Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях экономической интеграции Российской Федерации: монография. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2017.

Израэль Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды. Л., 1984.

Кичигин Н. В., Пуляева Е. В., Хлуденева Н. И., Черепанова Е. В., Чертков А. Н. Прогнозирование развития эколого-правового регулирования // Журнал российского права. 2010. № 9.

Комиссарова Е. Г. Формально логические аспекты понятия «правовая природа» // Вестник Пермского университета. Серия: Юридические науки. 2012. № 2.

Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный) / под ред. О. Л. Дубовик. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2015.

Краснова И. О. Экологическая безопасность как правовая категория // Lex russica. 2014. № 5.

Крассов О. И. Экологическое право: учебник. 3-е изд. М., 2014.

Крассов О. И. Экологическое право: учебник. М., 2001.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

Петров В. В. Экологическое право России: учебник для вузов. М., 1995.

Правовые механизмы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности / под науч. ред. Т. И. Макаровой. Минск, 2016.

Слепенкова О. А., Бирюкова Т. А. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (постатейный). Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2013.

Хлуденева Н. И. Перспективы развития правовой охраны арктических экосистем // Журнал российского права. 2015. № 11.

Экологическое право: учебник / отв. ред. Г. Е. Быстров, Н. Г. Жаворонкова, И. О. Краснова. М., 2007.

Экологическое право: учебник / под ред. С. А. Боголюбова. 2-е изд. М., 2011.

References

Bogolyubov S. A. et. al. Institutes of Ecological Law. Moscow, 2010. (In Russ.)

Bogolyubov S. A. Realization of Ecological Politics by Means of Law. Moscow, 2015. (In Russ.)

Brinchuk M. M. Ecological Law. Moscow, 2008. (In Russ.)

Brinchuk M. M. Ecological Legal Mechanism: Conception and Essence. Ekologicheskoye pravo, 2013, no. 3. (In Russ.)

Brinchuk M. M. Executive Power and Nature Protection. Ekologicheskoye pravo, 2001, no 2. (In Russ.)

Brinchuk M. M. Favorable Environment — the Most Important Category of Law. Journal of Russian Law, 2008, no. 9, pp. 37—52. (In Russ.)

Brinchuk M. M. Natural Ecological Systems and Ecological Law. Part 2. Astrakhanskiy vestnik ekologicheskogo obrazovaniya, 2012, no. 3. (In Russ.)

Commentary to the Federal Law on Environmental Protection. Ed. by O. L. Dubovik. Access from SPS "Consultant Plus", 2015. (In Russ.)

Demichev A. A., Gracheva O. S. Ecological Law. Moscow, 2017. (In Russ.)

Dubovik O. L. Ecological Law. Moscow, 2003. (In Russ.)

Ecological Law. Ed. by G. E. Bystrov, N. G. Zhavoronkova, I. O. Krasnova. Moscow, 2007. (In Russ.)

Ecological Law. Ed. by S. A. Bogolyubov. Moscow, 2011. (In Russ.)

Golichenkov A. K. Ecological Control: Theory, Practice of Legal Regulation. Dr. diss. Moscow, 1992. (In Russ.)

Gul'manova G. A., Shagvaliev R. M. Ecological Law. Kazan', 2014. (In Russ.)

Izrael Yu. A. Ecology and Ecological Control. Leningrad, 1984. (In Russ.)

Khludeneva N. I. Development Prospects of Arctic Ecosystems Legal Protection. Journal of Russian Law, 2015, no. 11, pp. 114—122. (In Russ.) DOI: 10.12737/14377.

Kichigin N. V., Pulyaeva E. V., Khludeneva N. I., Cherepanova E. V., Chertkov A. N. Prognosis of Development of Legal Regulation in the Field of Ecology. Journal of Russian Law, 2010, no. 9, pp. 5—13. (In Russ.)

Komissarova Ye. G. Formal Logical Aspects of "The Legal Nature" Conception. Perm University Herald. Juridical Sciences, 2012, no. 2. (In Russ.)

Krasnova I. O. Ecological Safety as a Legal Category. Lex russica, 2014, no. 5. (In Russ.)

Krassov O. I. Ecological Law. 3rd ed. Moscow, 2014. (In Russ.)

Krassov O. I. Ecological Law. Moscow, 2001. (In Russ.)

Legal Mechanisms of Environmental Protection and Ecological Safety. Ed. by T. I. Makarova. Minsk, 2016. (In Russ.)

Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Dictionary of the Russian Language. Moscow, 1992. (In Russ.)

Petrov V. V. Ecological Law of Russia. Moscow, 1995. (In Russ.)

Slepenkova O. A., Biryukova T. A. Commentary to the Federal Law on Wildlife. Moscow, 2013. (In Russ.)

Vypkhanova G. V. Information Content of Ecological Legal Measures and Ecological Management. Administrative and Municipal Law, 2009, no. 10. (In Russ.)

Yerofeyev B. V. Ecological Law of Russia. Moscow, 2001. (In Russ.)

Zhavoronkova N. G., Shpakovskiy Yu. G. Legal Protection of Ecological Safety in the Context of Economic Integration of the Russian Federation. Moscow, 2017. (In Russ.)

Информация об авторе

Татьяна Юрьевна Сатаева, главный специалист правового отдела нормативно-правового управления ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами», аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.