Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЭЛЕКТРОСАМОКАТА'

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЭЛЕКТРОСАМОКАТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
354
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электросамокат / движимое имущество / средства индивидуальной мобильности / правовой статус электросамоката. / electric scooter / movable property / means of individual mobility / legal status of electric scooter.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаптев Роман Вячеславович

В статье рассматривается правовой статус движимого имуществаэлектросамоката. Новые способы передвижения человека в повседневности до сих пор не нашли своего отражения в российском законодательстве, в частности, в главном регуляторе порядка и безопасности дорожного движения – правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации. Последние не содержат официального закрепленного понятия средств индивидуальной мобильности, а также не определяют, что такое гироскутер, моноколесо или электросамокат. Вышеуказанные обстоятельства породили некоторые проблемы как гражданского, так и административно-правового характера. Выделено понятие, правовая природа и характеристика, проанализировано законодательство, предложены пути совершенствования правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лаптев Роман Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL NATURE OF THE ELECTRIC SCOOTER

The article discusses the legal status of movable propertyelectric scooter. New ways of human movement in everyday life have not yet been reflected in Russian legislation, in particular, in the main regulator of traffic order and safety – the rules of the road approved by the Decree of the Government of the Russian Federation. The latter do not contain an officially fixed concept of means of individual mobility, and also do not define what a gyro scooter, monowheel or electric scooter is. The above circumstances have given rise to some problems of both civil and administrative-legal nature. The concept, legal nature and characteristics are highlighted, legislation is analyzed, ways of improving the legal framework are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЭЛЕКТРОСАМОКАТА»

Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 7(7)

СТУДЕНЧЕСКАЯ ТРИБУНА

УДК 342.922 © Р.В. Лаптев, 2022

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЭЛЕКТРОСАМОКАТА

Роман Вячеславович Лаптев - магистрант 2 курса юридического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Россия, e-mail: laptev007@bk.ru

Аннотация: В статье рассматривается правовой статус движимого имущества -электросамоката. Новые способы передвижения человека в повседневности до сих пор не нашли своего отражения в российском законодательстве, в частности, в главном регуляторе порядка и безопасности дорожного движения - правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации. Последние не содержат официального закрепленного понятия средств индивидуальной мобильности, а также не определяют, что такое гироскутер, моноколесо или электросамокат. Вышеуказанные обстоятельства породили некоторые проблемы как гражданского, так и административно-правового характера.

Выделено понятие, правовая природа и характеристика, проанализировано законодательство, предложены пути совершенствования правовой базы.

Ключевые слова: электросамокат; движимое имущество; средства индивидуальной мобильности; правовой статус электросамоката.

Для цитирования: Лаптев Р. В. Правовая природа электросамоката // Вестник Университета

«Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 7(7). С. 84-90.

THE LEGAL NATURE OF THE ELECTRIC SCOOTER

Roman Vyacheslavovich Laptev - 2nd year Master's student of the Faculty of Law of Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk, Russia, e-mail: laptev007@bk.ru

Annotation: The article discusses the legal status of movable property - electric scooter. New ways of human movement in everyday life have not yet been reflected in Russian legislation, in particular, in the main regulator of traffic order and safety - the rules of the road approved by the Decree of the Government of the Russian Federation. The latter do not contain an officially fixed

concept of means of individual mobility, and also do not define what a gyro scooter, monowheel or electric scooter is. The above circumstances have given rise to some problems of both civil and administrative-legal nature.

The concept, legal nature and characteristics are highlighted, legislation is analyzed, ways of improving the legal framework are proposed.

Keywords: electric scooter; movable property; means of individual mobility; legal status of electric scooter.

В гражданском праве имущество делится на две категории: движимое и недвижимое. Перечень недвижимого имущества перечислен в ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Соответственно, все остальное, включая деньги и ценные бумаги, как следует из ч. 2 ст. 130 ГК РФ, признаются движимым имуществом.

В настоящее время прогресс не стоит на месте, технологии развиваются, динамика экономики и жизни, так или иначе, подталкивают разработчиков на создание новых технологических устройств, в том числе, средств индивидуальной мобильности. На данный момент рынок может предложить немалый ассортимент «продуктов» - гироскутеры, моноколеса, электросамокаты и т.д. [1; 2; и др.].

К сожалению, новые способы передвижения человека в повседневности до сих пор не нашли своего отражения в российском законодательстве, в частности, в главном регуляторе порядка и безопасности дорожного движения - правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее -ПДД)1.

Из анализа положений ПДД можно сделать вывод, что последние не содержат официального закрепленного понятия средств индивидуальной мобильности, а также не определяют, что такое гироскутер, моноколесо или электросамокат.

1 О Правилах дорожного движения [электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 / Доступ из справочно-поисковой системы «КонсультантПлюс».

Вышеуказанные обстоятельства породили некоторые проблемы как гражданского, так и административно-правового характера.

Тем не менее, мобильные средства передвижения активно вошли в пользование и жизнь людей, соответственно, приобретая тот или иной агрегат необходимо понять, какими нормами законодательства участнику дорожного движения руководствоваться.

Например, приобретая электросамокат, осуществляя владение и пользование, и соответственно выезжая в городскую среду, лицо должно осознавать, к какому субъекту ПДД себя относить - пешеход? Велосипедист? Владелец мопеда?

Изучая просторы интернета, форумы, судебную практику, а также научные статьи авторов, можно сформировать возможное определение электросамоката - это индивидуальное, двухколесное, мобильное средство передвижения с электродвигателем1.

В рамках данного вопроса можно выделить три сложившихся мнения по поводу «природы» электросамоката и субъекта, который им управляет.

1. Учитывая тот факт, что официального понятия данному транспортному средству не дано, лиц, использующих электросамокаты, приравнивают к пешеходам.

Как следует из п. 1.2. ПДД, пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке, и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

1 иКЬ: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Электрический_самокат (дата

обращения: 25.05.2022).

Перечень иных средств передвижения остается отрытым. В этой связи некоторые авторы решили, что можно отнести «водителей» электросамоката к пешеходам с иными аналогичными средствами передвижения.

2. На электросамокаты, оснащенные двигателями номинальной максимальной мощностью, не превышающей 0,25 кВт в режиме длительной нагрузки, которые отключаются автоматически на скорости более 25 км/ч, распространяются требования ПДД, касающиеся велосипедов. Лиц, управляющих ими, можно рассматривать как велосипедистов.

Согласно п. 1.2. ПДД, велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

В соответствии с действующим законодательством, электросамокаты не относятся к транспортным средствам, следовательно, на них не распространяются требования о государственной регистрации и необходимости получения права на управление ими (Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ1, Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03 августа 2018 г. № 283-ФЗ2).

Однако вышеуказанное мнение идет в разрез с третьей сложившейся позицией.

1 О безопасности дорожного движения [электронный ресурс]: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ / Доступ из справочно-поисковой системы «КонсультантПлюс».

2 О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [электронный ресурс]: Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 283-ФЗ / Доступ из справочно-поисковой системы «КонсультантПлюс».

3. Если двигатель электросамоката имеет мощность более 0,25 кВт и менее 4 кВт, то его следует рассматривать как мопед, а от лица, управляющего им, требовать наличия прав (специального разрешения на управление). Понятие мопеда содержится в п. 1.2. ПДД - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

В дополнение к формулировкам «механическое средство» и «электрический двигатель» отметим, что электросамокаты могут приводиться в движение мускульной силой человека, однако преимущественно в движение приводятся при помощи электрического двигателя. Как указал Ставропольский краевой суд в своем решении от 11 ноября 2020 г. № 7а-589/2020 электросамокат, приводимый в движение двигателем, не может находиться под полным контролем человека, соответственно суды при рассмотрении дела могут расценить такой объект как источник повышенной опасности1.

Таким образом, от мощности средства индивидуальной мобильности зависит отнесение его к определенной категории: либо к велосипедам, либо к мопедам [3]. Аналогичная позиция нашла свое отражение в судебной практике, а именно в Решении Верховного Суда РФ от 30 марта 2022 г. № АКПИ22-662.

Кроме того, необходимо отметить, что некоторые суды в своих решениях признают новые средства передвижения транспортными средствами. Рассматривая данный вопрос, Д.В. Соколов привел пример из судебной практики, когда городской суд признал обоснованным назначение административного наказания водителю электросамоката, отказавшемуся выполнить требование уполномоченного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Фактически данным судебным

1 Решение Ставропольского краевого суда от 11 ноября 2020 г. № 7а-589/2020 / Доступ из справочно-поисковой системы «КонсультантПлюс».

2 URL: https://base.garant.ru/404521466 (дата обращения: 24.05.2022).

решением электросамокат был признан транспортным средством (мопедом), а лицо, им управлявшее, водителем транспортного средства (исходя из толкования примечания к ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) [4].

Вместе с тем, встречаются решения, когда суды не усматриваются в тех же героскутерах и электросамокатах элементов транспортных средств. Например, Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2022 г. № 16-361/2022, где указано, что электросамокат к транспортным средствам не относится, наличие специального права на управление электросамокатом нормами действующего законодательства не предусмотрено. Поэтому, исходя из понятия, сформулированного в примечании к ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к другим статьям гл. 12 названного Кодекса, транспортным средством признано быть не может.

Учитывая неопределенность правовой природы электросамоката в законодательстве, современным участникам дорожного движения стоит перед использованием средства индивидуальной мобильности в городской среде внимательно изучить технический паспорт и характеристики, что позволит понять, где и как нужно передвигаться (тротуар, пешеходная или велопешеходная дорожка, обочина) с целью предотвращения дорожно -транспортных происшествий.

С учетом изложенной позиции отметим, что законодателю не стоит затягивать с признанием нового вида участников дорожного движения. Это позволит отграничить их от уже имеющихся участников, в первую очередь от пешеходов, и установить новые правила их взаимодействия, повысив тем самым безопасность дорожного движения в целом.

Список литературы

1. Антонов А.А. Беспилотные транспортные средства как источники повышенной опасности // Транспортное право. 2021. № 4. С. 7-10.

2. Антонов А.А. Некоторые аспекты ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности // Юрист. 2019. № 12. С. 2530.

3. Тарасенкова А.Н. Движимое имущество: что, где и как арендовать. // Москва: Редакция «Российской газеты». 2021. Вып. № 6. 144 с.

4. Соколов Д.В. Проблема юридической ответственности новых участников дорожного движения // Транспортное право. 2021. № 3. С. 11-14.

Reference

1. Antonov A.A. Unmanned vehicles as sources of increased danger // Transport law. 2021. No. 4. pp. 7-10.

2. Antonov A.A. Some aspects of liability for harm caused by a source of increased danger // Lawyer. 2019. No. 12. pp. 25-30.

3. Tarasenkova A.N. Movable property: what, where and how to rent. // Moscow: Editorial office of Rossiyskaya Gazeta. 2021. Issue No. 6. 144 p.

4. Sokolov D.V. The problem of legal liability of new road users // Transport law. 2021. No. 3. pp. 11-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.