Научная статья на тему 'Правовая природа договора коммерческой концессии'

Правовая природа договора коммерческой концессии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2451
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ / ФРАНЧАЙЗИНГ / ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / ПРАВОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гриднева Ольга Вячеславовна, Стародумова Светлана Юрьевна

В статье анализируется правовое регулирование договора коммерческой концессии, особое внимание уделяется содержанию отношений оформленных концессией. Выявлены особенности реализации прав пользователем и правообладателем в договоре коммерческой концессии. Обозначены спорные моменты перехода исключительных прав по данной договорной конструкции. В процессе исследования правовой природы договора коммерческой концессии использовались как общенаучные, так и частноправовые методы познания: историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой и др. Уточнение в гражданском законодательстве ряда правомочий субъектов договора коммерческой концессии позволит более эффективно регулировать данные отношения на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL NATURE OF THE CONTRACT OF COMMERCIAL CONCESSION

The article analyzes the legal regulation of commercial concession, special attention is paid to the substance of the relationship furnished the concession. Peculiarities of the realization of the rights of the user and the owner in the contract of commercial concession. Designated disputed issues of transfer of the exclusive rights under this contract design. During the study of the legal nature of the contract of commercial concession is used as a General scientific and private methods of cognition: historical-legal, formal-legal, comparative-legal, etc. Specification in the civil law of a number of powers of subjects of the agreement of commercial concession will more effectively regulate these relations on the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовая природа договора коммерческой концессии»

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

2'2016

13. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13.1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

Гриднева Ольга Вячеславовна, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Место работы: Российский государственный социальный университет

olga_ gridneva@bk. ru Стародумова Светлана Юрьевна, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса

Место работы: Российский государственный социальный университет

clear06@mail. ru

Аннотация: в статье анализируется правовое регулирование договора коммерческой концессии, особое внимание уделяется содержанию отношений оформленных концессией. Выявлены особенности реализации прав пользователем и правообладателем в договоре коммерческой концессии. Обозначены спорные моменты перехода исключительных прав по данной договорной конструкции. В процессе исследования правовой природы договора коммерческой концессии использовались как общенаучные, так и частноправовые методы познания: историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.

Уточнение в гражданском законодательстве ряда правомочий субъектов договора коммерческой концессии позволит более эффективно регулировать данные отношения на территории Российской Федерации. Ключевые слова: коммерческая концессия, франчайзинг, правообладатель, пользователь, правомочия субъектов

THE LEGAL NATURE OF THE CONTRACT OF COMMERCIAL CONCESSION

Gridneva Olga V., PhD at law, associate professor of civil law and process at the faculty of law and the juvenile justice system

Work place: Russian state social University

olga_ gridneva@bk. ru Starodumova Svetlana Ju., PhD at law, associate professor of civil law and process at the faculty of law and the juvenile justice system

Work place: Russian state social University

clear06@mail. ru

Annotation: the article analyzes the legal regulation of commercial concession, special attention is paid to the substance of

the relationship furnished the concession. Peculiarities of the realization of the rights of the user and the owner in the contract of commercial concession. Designated disputed issues of transfer of the exclusive rights under this contract design. During the study of the legal nature of the contract of commercial concession is used as a General scientific and private methods of cognition: historical-legal, formal-legal, comparative-legal, etc.

Specification in the civil law of a number of powers of subjects of the agreement of commercial concession will more effectively regulate these relations on the territory of the Russian Federation.

Keywords: commercial concession, franchise, owner, user, rights of subjects

Договор коммерческой концессии относится к договорам о передаче имущества исключительно в предпринимательской сфере. Использование франчайзинга в какой-то бы то ни было стране

- повышает общую культуру предпринимательских отношений [12; 145-148];

- способствует созданию новых рабочих мест;

- способствует приобретению новых идей, методов и технологий в бизнесе;

- создает комплексную систему практического обучения малому предпринимательству без создания каких-либо специальных учебных структур и программ [8; 490].

Обозначенная договорная форма является оптимальным средством расширения бизнеса крупных фирм и иных коммерческих организаций-правообладателей, обеспечивающих с помощью этого договора поддержание высоких стандартов соответствующей предпринимательской деятельности [5].

Статья 1027 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что согласно договору коммерческой концессии одна сторона обязуется предоставить иной стороне на срок либо без указания срока за вознаграждение право использовать в его предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, в том числе право на коммерческое обозначение либо фирменное наименование правообладателя, охраняемую коммерческую информацию, и на иные объекты исключительных прав, которые предусматриваются договором [15; 273-281].

Специфика отдельных результатов интеллектуальной собственности исключает возможность фактического использования этих объектов по договору коммерческой концессии (франчайзинга). К таким объектам относятся фирменное наименование и коммерческое обозначение. Согласно новой редакции ст. 132 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение входит в состав предприятия как имуще-

Гриднева О. В., Стародумова С. Ю.

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

ственного комплекса, в связи с чем любая форма распоряжения исключительным правом на коммерческое обозначение предполагает распоряжение правом на само предприятие. Вместе с тем, это не исключает, например, возможность залога коммерческого обозначения, т.к. не влечет его передачу. Отдельное же отчуждение коммерческого обозначения или заключение в отношении него лицензионного договора становится не возможным и наоборот, распоряжение имущественным комплексом (ст. 559 ГК РФ), аренда предприятия (ст. 656 ГК РФ), коммерческая концессия (ст. 1027 ГК РФ) автоматически влекут распоряжение коммерческим обозначением, входящим в его состав [6].

Согласно пункту 3 статьи 1027 Гражданского кодекса РФ по договору коммерческой концессии сторонами могут являться граждане, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, и коммерческие организации. Сторонами в данном договоре являются пользователь и правообладатель, при этом каждый должен являться специальным субъектом.

Правообладатель является лицом, которому принадлежат исключительные права, пользоваться которыми он разрешает пользователю. В виде правообладателя может выступать фирма с высоким деловым авторитетом, добротной рыночной репутацией, мощным коммерческим или производным потенциалом.

Как верно подметила В. Евдокимова, правообладатель должен быть надлежащим образом легитимирован как обладатель данных прав. Это означает, что он использует в процессе коммерческой деятельности исключительные права, которые принадлежат ему. Тем не менее, законодательство не требует, чтобы, будучи предпринимателем, правообладатель приобретал соответствующие права. Достаточно того, что он официально будет зарегистрирован в качестве предпринимателя на момент заключения договора коммерческой концессии [8; 490].

Пользователь является лицом, которое получает возможность пользоваться исключительными правами. Им может являться независимый субъект рынка, отвечающий собственным имуществом по своим обязательствам, обладатель собственного капитала, который осуществляет коммерческую деятельность на свой риск и по своему усмотрению, который несет в пределах принятых обязательств полную ответственность.

Е. Суханов подчеркивает, поддерживая данную точку зрения, так как и пользователь и правообладатель должны являться предпринимателями, участниками договора коммерческой концессии не могут являться государство и некоммерческие организации, данный запрет распространяется на те случаи, в которых соответствующим субъектам разрешается заниматься предпринимательской деятельностью [14; 16].

В результате по договору коммерческой концессии пользователь выступает вполне самостоятельно в имущественном обороте, тем не менее, в фактических отношениях с потребителями как бы скрывается за маской правообладателя, оформляя его атрибутикой результаты своей деятельности [15; 163-169]. По существу, первоначальный правообладатель увеличивает границы своего влияния без дополнительных затрат, при этом получая прибыль. Очень интересно мнение О. Орловой, отмечающей, что одной из сторон договора коммерческой концессии является франчайзер, владелец генеральной линии, организатор дела, главный консультант, а иной - франчайзи, чья текущая деятельность самостоятельна, тем не менее, его предприятие - это часть единого комплекса - франчайзинговой сети [7; 19]. Автор тем самым, подчеркнула самостоятельность пользователя.

Указанные особенности дают возможность сделать следующий вывод. Субъективный состав данного договора является очень интересным, так как его сторонами могут являться только граждане, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, и коммерческие организации, то из этого следует, что никакие другие образования и лица не могут заключать договор коммерческой концессии.

Обязанности и права сторон составляют содержание договора коммерческой концессии. Коммерческая концессия предполагает формирование сети однородных предприятий с одинаковыми условиями ведения хозяйственной деятельности. Этому должно способствовать выполнение сторонами установленных п. 1 ст. 1031 и 1032 Гражданского кодекса РФ обязательных правил, которые определяют по рассматриваемому договору их обязанности, от которых они не могут отступиться [3; 62].

По рассматриваемому договору обязанности сторон можно подразделить на диспозитивные и императивные. Гражданский кодекс РФ не допускает по воле сторон изменение императивных. Содержание обязанностей диспозитивных может изменяться, тем не менее, если этого не происходит, они действуют в полном объеме [2; 14].

Направлены обязанности правообладателя на обеспечение пользователю юридических и фактических условий, которые ему необходимы для осуществления своей деятельности и полученных по договору прав.

По договору коммерческой концессии обязанности правообладателя в виде открытого их перечня сформулированы в статье 1031 Гражданского кодекса РФ. Из этой статьи следует, что они дифференцированы на две группы: диспозитивных и императивных обязанностей [4; 387].

Императивные обязанности правообладателя подразделяются на две группы: обязанность проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, кото-

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

2'2016

рые связанны с осуществлением данных прав; обязанность по предоставлению в пользование коммерческую и техническую документацию, а так же предоставлять другую информацию, которая необходима пользователю для осуществления прав, которые предоставлены по рассматриваемому договору [9; 41-44].

Так как природа указанного договора предполагает согласованные взаимные действия сторон в духе сотрудничества, объем предоставляемой информации и передаваемой документации не может быть строго фиксированной величиной. Он может быть изменен в зависимости от этапов исполнения договора и конкретных обстоятельств. Этот вывод можно сделать из примера судебной практики [1].

Обязанности правообладателя, которые носят дис-позитивный характер, определены пунктом 2 статьи 1031 Гражданского кодекса РФ: обеспечить государственную регистрацию рассматриваемого договора, оказывать пользователю постоянное консультативное и техническое содействие, включая содействие в увеличении квалификации работников и содействии в обучении, контролировать качество товаров, которые производятся пользователем основываясь на договоре коммерческой концессии [11; 76-78].

Согласно статьи 1032 Гражданского кодекса РФ обязанности пользователя законодателем определены императивно. С учетом особенностей и характера деятельности, которая осуществляется по договору коммерческой концессии пользователем, он обязан:

- осуществляя предусмотренную договором деятельность использовать товарный знак, коммерческое обозначение, знак обслуживания либо другое средство индивидуализации правообладателя указанным в договоре способом;

- обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ качеству аналогичных товаров, услуг или работ, которые производятся, оказываются либо выполняются непосредственно правообладателем;

- соблюдать указания и инструкции правообладателя, которые направлены на обеспечение соответствия условий, способов и характера использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, которые касаются внутреннего и внешнего оформления коммерческих помещений, которые используются пользователем при осуществлении предоставленных прав по договору;

- оказывать все дополнительные услуги покупателям, на которые они могли бы рассчитывать, при приобретении товаров непосредственно у правообладателя; не разглашать секреты производства правообладателя и иную полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

- предоставлять оговоренное количество субконцессий, если данная обязанность предусматривается договором;

- информировать наиболее очевидным способом покупателей, что он пользуется товарным знаком, коммерческим обозначением, знаком обслуживания либо другим сред-

ством индивидуализации согласно договору коммерческой концессии [10; 135-139].

Главной обязанностью пользователя представляется использование при реализации деятельности, которая предусмотрена договором, коммерческого обозначения или фирменного наименования правообладателя указанным в договоре образом. Особенности и характер деятельности пользователя во многом зависят от объема комплекса исключительных прав, который предоставлен по договору, а так же сферы предпринимательской деятельности реципиента данного комплекса [13; 581].

Рассматриваемым договором могут предусматриваться ограничение прав сторон по данному договору - оспоримые ограничения. Законодателем сформулирован примерный перечень ограничений прав сторон по рассматриваемому договору в форме негативных обязательств, которые имеют содержанием воздержание от совершения определенных действий. Основным образом установленные ограничения касаются только пользователя, так как он является фигурой, которая способна совершить недобросовестное конкурентное действие, осуществляя в сфере своей предпринимательской деятельности комплекс исключительны прав, которые предоставлены ему правообладателем. Помимо этого, обязательств сторон не совершать определенные действия имеет диспозитивный характер, а так же включается по их усмотрению в условия договора.

Так же в ч. 2 ст. 1033 Гражданского кодекса РФ предусмотрен перечень ничтожных ограничений. Это право правообладателя определять цену продажи товара пользователем, установление нижнего либо верхнего предела данных цен, продажа пользователем товаров только определенной категории покупателей.

Ничтожность ограничительного условия может не влечь ничтожности остальной части рассматриваемого договора, в случае если можно предположить, что данный договор заключался без включения в него недействительного условия. Так, оказывается очерченным круг потенциальных покупателей либо по виду продукции, либо по территории. Тем не менее, согласно п. 2 ст. 1033 Гражданского кодекса РФ это естественное обстоятельство не должно быть введено в ранг указания правообладателя, которое касается реализации продукции лишь покупателям, которые имеют местонахождение на концессионной территории, или только определенной категории покупателей. Реализовать концессионную продукцию пользователь обязан реализовать любому, кто к нему обратиться.

Гриднева О. В., Стародумова С. Ю.

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

Список литературы:

1. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 апреля 2003. № Ф04/1572-293/А03-2003// СПС_«КонсультантПлюс»._Режим_доступа: http://base.con sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=AZS;n=10869. Дата обращения: 15.05.2015 г.

2. Батракова Н. Выбираем франчайзинг // Финансовая газета. Региональный выпуск. М.: Проспект, 2007. № 25. С. 14.

3. Ватутин С., Тришин М. Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста. СПб.: Питер, 2012.

4. Гражданское право: учебник / В.А. Бессонов, И.В. Бондарь, М.В. Карпычев, А.М. Хужин; под ред. М.В. Карпыче-ва, А.М. Хужина. М.: ИНФРА-М, 2011.

5. Гриднева О.В., Кулешова Л.И., Мегрелидзе М.Р. Гражданское право. Учебное пособие. Москва, 2012.

6. Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве: монография / К.М. Беликова, А.В. Габов, Д.А. Гаврилов и др.; отв. ред. М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2015. 656 с.

7. Орлова О.А. Франчайзинг как форма деловых связей // Законодательство и экономика. М.: Юнити-Дана, 2002. № 4. С. 19.

8. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. М.: Норма, 2013.

9. Ситдикова Л.Б. Проблемы определения содержания круга существенных условий в договоре возмездного оказания информационных услуг // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 7. С. 41-44.

10. Ситдикова Л.Б., Стародумова С.Ю. Средства индивидуализации товаров, работ и услуг в системе объектов гражданских прав // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 14. С.135-139.

11. Стародумова С.Ю. Понятие и виды франчайзинга // Актуальные проблемы юриспруденции в России и за рубежом / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 4. - г. Новосибирск, 2016. - С. 76-78.

12. Стародумова С.Ю. Становление института франчайзинга в России // Актуальные проблемы российского законодательства. Сборник статей: Выпуск № 14. М.: РГСУ, 2016. - С. 145-148.

13. Суханов Е. А. Российское гражданское право. В 2 томах. М.: Статут, 2013. С. 581.

14. Суханов Е.А. Коммерческая концессия // Хозяйство и право. М.: Норма, 1996. № 12. С. 16.

15. Volkova M.A., Sitdikova L.B., Starodumova S.J., Shi-lovskaya A.L. Legal Problems of the Information Services Implementation in Russian Civil Law // Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 6. С. 273-281.

16. Sitdikova L.B., Shilovskaya A.L., Volkova M.A., Len-kovskaya R. R., Stepanova N.A. Legal regulation and copyright protection in Internet in Russia and abroad // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т.6. № 6. С 163-169.

ОТЗЫВ

на научную статью «Правовая природа договора коммерческой концессии», подготовленную канд. юрид. наук, доцентом кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального университета Гридневой Ольгой Вячеславовной, канд. юрид. наук, доцентом, доцентом кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального университета Стародумовой Светланой Юрьевной Актуальность представленной на рецензирование статьи «Правовая природа договора коммерческой концессии» не вызывает сомнений, в связи с происходящими процессами реформирования гражданского законодательства. Вместе с тем, в науке гражданского права до сих пор не сложилось единого подхода к пониманию договоров коммерческой концессии и франчайзинга, являются ли они полностью тождественными конструкциями или отличаются.

Авторы дают понятие договора коммерческой концессии, раскрывают его содержание. В ходе исследования определены спорные моменты перехода прав по договору коммерческой концессии по российскому законодательству.

Проведенное авторами исследование дополняет теоретический материал по вопросам правовой природы коммерческой концессии. Выявленные императивные и диспози-тивные нормы способствуют более простому регулированию концессионного обязательства.

Таким образом, можно заключить, что научная статья Гридневой О.В. и Стародумовой С.Ю. «Правовая природа договора коммерческой концессии» соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду работ и рекомендуется для публикации в открытой печати, ранее авторами не публиковалась.

Научный консультант

Заведующий кафедрой гражданского

права и процесса, д-р юрид. наук, профессор

Л.Б. Ситдикова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.