Научная статья на тему 'Правовая позиция как главный элемент правосознания при регулировании правоотношений в локальном правотворчестве'

Правовая позиция как главный элемент правосознания при регулировании правоотношений в локальном правотворчестве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
342
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовая позиция / правотворчество / правосознание / локаль-ное правотворчество / регулирование правоотношений / legal position / law-making / legal / local law-making / regulation of relations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дербина Анна Владимировна, Жилина Татьяна Александровна

В статье рассмотрены теоретико-правовые вопросы, связанные с формирова-нием правовых позиций субъектов локального правотворчества. Рассмотрена категория правового сознания как неотъемлемого фактора, оказывающего значительное влияние на процесс регулирования отношений в сфере нормотворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal position as a major element of justice the regulation of relations in the local lawmaking

The article deals with theoretical and legal issues related to the formation of the le-gal positions of the local law-making entities. Consider the category of legal consciousness as an essential factor which has a significant impact on the regulation of relations in the field of rulemaking.

Текст научной работы на тему «Правовая позиция как главный элемент правосознания при регулировании правоотношений в локальном правотворчестве»

УДК 340.13:340.11

А. В. Дербина, Т. А. Жилина

Правовая позиция как главный элемент правосознания при регулировании правоотношений в локальном правотворчестве

В статье рассмотрены теоретико-правовые вопросы, связанные с формированием правовых позиций субъектов локального правотворчества. Рассмотрена категория правового сознания как неотъемлемого фактора, оказывающего значительное влияние на процесс регулирования отношений в сфере нормотворчества.

The article deals with theoretical and legal issues related to the formation of the legal positions of the local law-making entities. Consider the category of legal consciousness as an essential factor which has a significant impact on the regulation of relations in the field of rulemaking.

Ключевые слова: правовая позиция, правотворчество, правосознание, локальное правотворчество, регулирование правоотношений.

Key words: legal position, law-making, legal, local law-making, regulation of relations.

Как показывает мировая практика, неотъемлемым атрибутом и условием развития цивилизованного общества является приоритет правовых норм в регулировании отношений между его членами. Поэтому закономерно, что и российские политики декларируют в качестве важнейшей цели создание правового государства.

Взаимоотношения людей внутри любой социальной группы регулируются посредством «неписанных законов» - исторически сложившихся моральных норм и табу, признаваемых ее членами, выполнение которых обеспечивает им вхождение в данную группу. Любое современное государство объединяет собой самые различные социально-профессиональные группы, существенно различающиеся по доминирующим жизненным целям и ценностям. Абсолютная приверженность ценностям «своей группы» и неприятие, отторжение ценностей других групп может приводить к вражде, гражданским конфликтам, вооруженным столкновениям.

© Дербина А. В., Жилина Т. А., 2015

273

Для сохранения и поддержания гражданского мира каждое государство вырабатывает единую для всех входящих в него социальных групп систему регулирования деловых и личных отношений1. Невозможно разработать такое законодательство, статьи которого полностью и одновременно удовлетворяли бы разнообразные и нередко взаимоисключающие претензии и стремления различных социальных групп, входящих в государство. Законотворчество - это поиск на основе общегуманистических ценностей оптимальных компромиссов в регуляции взаимоотношений граждан государства с учетом стоящих перед обществом конкретных социально-экономических задач. Рациональное осознание необходимости иметь единую государственную систему регулирования может быть условием подчинения законам.

Исходя из этого, правосознание можно определить как систему представлений, основанных на понимании роли закона, правовых норм в регулировании взаимоотношений между гражданами государства, личностью и государством, под воздействием которых складываются установки на подчинение этим нормам1 2.

С позиции коммуникативной теории права правосознание выступает скорее в качестве правовой субстанции, опосредующей как правовые тексты, так и правовое поведение, правовую актуальность (реализацию прав и обязанностей).

Человеческое сознание всегда опосредует правовую реальность. Только через свое когнитивное осмысление и ценностную интерпретацию правовые тексты получают правовую легитимацию и трансформируются в нормативные установления, способные воздействовать на волю и соответственно на поведение субъектов, определяя его как правовое. Человек вправе делать что-либо потому, что это соответствует установленному в обществе правилу и соответствие действий субъекта этому правилу социально оправдывает их (позволяет интерпретировать как нормальное поведение).

Но ценность не представляет собой чего-то такого, что существует само по себе. Ценность представляет собой элемент коммуникации. «Иметь значение» возможно только при наличии воспринимающего, оценивающего субъекта. Поэтому ценностное восприятие правового текста невозможно без установления ценностного отношения между объектом и субъектом. Такое отношение представляет собой интеллектуально-эмоциональное переживание социальными субъектами значимости той или иной правовой нормы, т. е.

1 Малахов А. В. Правосознание: природа, содержание, логика: моногр. М., 2001.

2 Ясюкова Л. А. Особенности правосознания населения и тенденции развития общества // Человек в изменяющемся мире. Ч. 1. СПб., 1993, С. 35-37.

274

является частью правового сознания личностного и общественного. В этом смысле право не существует вне правосознания, хотя это и не означает, что право и правосознание есть одно и то же3.

Право, законодательство, правовая система ориентированы в целом на регулирование социальных процессов, организацию жизни общества в рамках существующих общественных отношений. При этом следует отметить, что они не обладают способностью непосредственного воздействия на социальные структуры и протекающие в них процессы. Правовое воздействие становится возможным благодаря сформированной правовой позиции, имеющей своей целью регулирование социальных процессов в обществе.

Следовательно, правовая позиция представляет собой особую специфическую форму правового регулирования социального общения, элемент своеобразного процесса юридического воздействия на интеллектуальном уровне. Также под правовой позицией субъекта правотворчества следует понимать положения и выводы, отражающие представление субъекта по определенному социально-правовому вопросу, лежащему в поле его компетенции, к которому субъект правотворчества приходит самостоятельно в процессе своей аргументации.

Три взаимообусловленных юридических категории: «правовое положение», «правовая позиция» и «правовой статус» субъекта правотворчества являются категориями смежными и диалектически взаимосвязанными, взаимодействующими друг с другом, при этом правовая позиция субъекта правотворчества формируется в его главном элементе - правосознании4.

Основываясь на сформированной правовой позиции субъектов правотворчества, в современном российском обществе довольно остро стоит проблема эффективности и результативности правового регулирования. Правовое регулирование поведения людей происходит на индивидуальном и нормативном уровнях:

- на индивидуальном - упорядочение поведения человека и его объединений осуществляется с помощью разовых, персонально определенных решений, отражающих своеобразие конкретной жизненной ситуации, постоянно изменяющуюся динамику повседневной жизни;

3 Байниязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет в России: Введение в общую теорию. Саратов, 2001.

4 Дербина А.В. Правосознание как элемент правовой позиции субъекта правотворчества: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2011. 194 с.

275

- на нормативном уровне упорядочение поведения происходит с помощью общих правил, образцов, эталонов, абстрактных моделей поведения, которые охватывают серию случаев данного рода.

Способ правового регулирования - это основанная на государственновластной оценке социально значимых явлений система правовых предписаний, фиксирующих комплекс правовых средств, приемов и процедур, с помощью которых осуществляется регулятивное воздействие на сознание и во-волю людей с целью достижения социально полезного результата.

Сложность содержания способа обусловливает его юридическое оформление с помощью целого комплекса нормативных и индивидуальных предписаний, содержащих специфические юридические средства в своей системной совокупности, образующие логически и юридически завершенный механизм регулятивного воздействия на адресатов. На его нормативном уровне выражается государственная воля, на индивидуальном - эта воля конкретизируется применительно к определенным жизненным ситуациям, по-разному отражающим содержание и паритет интересов их участников.

Разграничение и установление необходимого паритета интересов возможно с помощью запретов, обязываний и дозволений, определяющих характер и степень императивности использования юридического инструментария. Эти универсальные способы воздействия на сознание и поведение человека отражают связь сущего и должного, фактического содержания реальных отношений и специального юридического воздействия на их участников. С их помощью появляется возможность системного и разнопланового воздействия на все элементы регулируемых отношений, а право превращается во всеобщий масштаб определения «добродетели и пороков», в работающий механизм, адекватно реагирующий на потребности общественной жизни5.

Значение правотворчества состоит в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам народа и законодателя, а также способствовал прогрессу общества. При этом требуются учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения.

Правовые акты разнообразны как с позиции субъектов их принятия и сфер действия, так и в связи с содержанием в них публичных и частных интересов. Локальные правовые акты занимают особое место в структуре действующих в стране правовых регуляторов. Фактически, находясь на одной из

5 Правовая политика. Право. Правовая система: моногр. / под ред. А. В. Малько. М.: Юрлитинформ, 2013. 344 с.

276

нижних ступеней иерархической лестницы юридических документов, именно

они способствуют достижению оптимального баланса между централизован-

6

ным и децентрализованным управлением .

Муниципальное (местное) нормотворчество как вид правотворчества -это деятельность по созданию, изменению и дополнению общеобязательных правил поведения по предметам местного значения, осуществляемая в определенном, установленном уставом муниципального образования и иными нормативными актами органов и должностных лиц местного самоуправления

7

процессуальном порядке .

Результатом локального правотворчества является правовой документ -локальный нормативный акт, принятый муниципальным органом либо непосредственно на референдуме, содержащий нормы права, изданный в соответствии с процессуальными предписаниями, а также обеспечиваемый принудительной силой государства и имеющий социальную направленность, определенную сферой действия8.

Сложность и многоаспектность локального правотворчества заключается в том, что оно затрагивает отдельные грани разных отраслей права. В целом локальное регулирование по своему юридическому содержанию представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт, особый вид юридической деятельности, органично объединяющий частноправовые и публично-правовые начала и являющийся необходимым элементом действующего в стране правового механизма.

Следует продолжить разработку детальной и научной теоретикоправовой основы локального правотворчества, призванной разработать и обеспечить оптимальные научные формы и методы локального регулирования с учетом постоянных социальных изменений, а также модификаций и реформ в политической и экономической сферах страны. В сфере правотворчества ее субъектам необходимо постоянно совершенствовать разнообразный технико-юридический инструментарий: нормативное построение, юридические конструкции, технико-юридические нормы. Все это благоприятно отразится на формировании правовой позиции субъекта правотворчества.

6 Химичук Е.В., Соколов А.Ю. Роль локального нормотворчества в деятельности компании // Право и экономика. 2008. № 7. С. 34.

7 Нарутто С. В. Основные правила юридической техники разработки концепции муниципальных нормативных правовых актов по самоорганизации населения / А. С. Пиголкин, Л. А. Плотникова. Хабаровск, 2003. С. 12.

8 Нормография: теория и методология нормотворчества: учеб.-метод. пособие / под ред. Ю. Г. Арзамасова. М. : Акад. проект; Трикста, 2007. 560 с.

277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.