Научная статья на тему 'Правовая политика Российской Федерации в области национальной безопасности и экономической миграции'

Правовая политика Российской Федерации в области национальной безопасности и экономической миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / LABOUR MIGRANTS / THE MIGRATORY POLICY / FOREIGN CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колокольцев Алексей Владимирович

Рассматривается проблема нелегальной миграции на современном этапе развития общества. Приводится анализ путей решения данной проблемы, ставящей под угрозу национальную безопасность России. Главное внимание уделяется рассмотрению законопроекта в отношении трудовых мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF NATIONAL SAFETY AND ECONOMIC MIGRATION

The problem of illegal migration at the present stage of development of a society is considered. The analysis of ways of the decision of the given problem threatening the national safety of Russia is resulted. The main attention is given to the consideration of the Bill concerning labour migrants.

Текст научной работы на тему «Правовая политика Российской Федерации в области национальной безопасности и экономической миграции»

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МИГРАЦИИ

© колокольцев Алексей Владимирович

инспектор по контролю отдела учётно-регистрационного контроля информационного центра при ГУВД по Саратовской области.

8 (845-2) 741-425, И firstbell@mail.ru

Рассматривается проблема нелегальной миграции на современном этапе развития общества. Приводится анализ путей решения данной проблемы, ставящей под угрозу национальную безопасность России. Главное внимание уделяется рассмотрению законопроекта в отношении трудовых мигрантов. Ключевые слова: трудовые мигранты, миграционная политика, иностранные граждане.

Б л

с

1 лагодаря своей великой истории Россия занимает позиции одной из самых многонациональных стран мира. Охватывая огромную территорию материка, наше государство граничит со многими странами Европы и Азии. Это является одной из причин более строгого и всестороннего контроля пропускного режима через границу - как в Россию, так и за её пределы. Наряду с этим на территории нашей страны проживают лица, которые по каким-либо причинам не могут жить у себя на Родине, попросили убежища в нашем государстве либо приехали на заработки. Доля такого населения в России увеличивается с каждым годом. Важно, чтобы пребывание каждого иностранца в нашей стране было легальным. С этой целью органы государства разрабатывают и реализуют определённую правовую политику в области миграции. Многолетний опыт участия в международных конвенциях, заключения международных договоров явился основой для разработки Основного закона Российской Федерации - её Конституции. Человек, его права и свободы

провозглашены высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства [1, ст. 2]. В Конституции РФ закреплены гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [1, ст. 19, п. 2]. Вследствие этого действуют российские законы, наделяющие определёнными правами и обязанностями беженцев, вынужденных переселенцев, трудовых мигрантов. Но соблюдая принцип гуманизма и учитывая многонациональность нашей страны, необходимо, чтобы каждый иностранец был подконтролен, иначе может возникнуть угроза безопасности нашему государству. В данном направлении работают российские спецслужбы, в частности Федеральная служба безопасности. Для лиц, которые нелегально пребывают на нашей территории, Кодекс Российской Федерации

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

об административных правонарушениях предусматривает такую меру ответственности, как административное выдворение [2, ст. 3.10].

По словам директора ФМС России К. Ромо-дановского к концу 2007 г. численность нелегалов составила 5-7 млн человек, в то время как в 2006 г. она составляла 10-12 млн [3]. Это свидетельствует о том, что иностранные граждане без регистрации находятся на территории России, вследствие чего не предоставляется возможным отслеживать род их деятельности. На фоне последних событий, произошедших в Ингушетии и Дагестане, в частности подрыва Невского Экспресса, среди таких граждан велика вероятность присутствия лиц, которые могут совершить теракт или иное представляющее угрозу безопасности государства преступление. Одним из важных направлений в деятельности спецслужб России является сохранение экономической безопасности. Касаясь иностранных граждан, в России исполняется законодательство об «экономических мигрантах», поскольку вопрос об иностранных трудовых резервах стоит остро в настоящее время.

За прошлый год разрешение на работу получили около 1,5 млн гастарбайтеров. При этом единовременно в России находится в среднем 5-6 млн иностранцев, и можно предположить, что большинство из них тоже трудятся в нашей стране. Но нелегально.

Власти намерены вывести из тени, по крайней мере, тех, кто по частному найму помогает россиянам вести хозяйство (а таковых, по экспертным оценкам, около 2,5 млн человек). Правительство внесло в Госдуму законопроект о патентах для мигрантов. Перечисляя в российскую казну тысячу рублей в месяц, безвизовые иностранцы смогут законно находиться в России в течение года и спокойно трудиться в частных домовладениях [4, с. 6].

Миграционная политика должна стать более результативной на основе обеспечения рационального сочетания административно-правовых, финансово-экономических и социально-психологических методов воздействия. К числу важнейших направлений формирования новой модели миграционной политики, отвечающей потребностям перехода к постиндустриальной экономике и адекватной угрозам и вызовам XXI в., необходимо отнести следующие.

Во-первых, изменение законодательства в области трудовой миграции относительно миграции российских граждан за рубеж и иностранных граждан в нашу страну на основе принятия миграционного кодекса РФ; совершенствование национальной правовой базы; введение визового режима со странами СНГ и заключение двухсторонних межправительственных соглашений

для обеспечения социальных прав граждан, работающих в двух странах; подготовка условий для присоединения России к международным правовым актам о защите прав мигрантов; облегчение процедур получения гражданства для некоторых категорий граждан.

Во-вторых, формирование эффективных механизмов защиты российского рынка труда и приоритетного права граждан страны на занятие рабочих мест на основе создания министерства по миграционным процессам, повышения эффективности взаимодействия федеральных и региональных органов власти, усиления миграционного контроля на границах государства и всей территории страны; применение жёстких санкций к транспортным организациям, которые ввезли нелегальных мигрантов; повышение ответственности предпринимателей за использование нелегальной рабочей силы и иностранных граждан за незаконное пребывание в стране; формирование действенного контроля за использованием работодателями иностранной рабочей силы и соблюдением ими установленных законодательством условий данного использования. Отсутствие должной правовой защиты мигрантов, социальных гарантий, медицинского обслуживания и профессиональной учёбы толкает их в криминальную среду, под патронаж этнических диаспор.

В-третьих, формирование единого информационного пространства, позволяющего эффективно взаимодействовать различным федеральным, региональным и местным органам власти, осуществляя своевременный обмен информацией.

В-четвертых, создание стимулов возврата на Родину мигрантов, ранее выехавших за рубеж, прежде всего высококвалифицированных мигрантов.

В-пятых, развитие международного сотрудничества в целях улучшения регулирования процесса привлечения и использования иностранной рабочей силы, так как проблемы противодействия нелегальной миграции имеют значительные региональные особенности [5].

Таким образом, вышеуказанные нововведения значительно упростят формирование политики в области экономической миграции. Разработка отдельных баз данных в информационных центрах Управлений внутренних дел субъектов РФ, кодификация законодательства о мигрантах - всё это явится огромным шагом вперед в развитии миграционной политики России. Наряду с этим необходимо внедрять другие инновационные проекты, которые смогли бы усовершенствовать использование иностранных трудовых резервов, а также подконтрольность нелегалов властям Российской Федерации.

Информационная безопасность регионов. 2010. № 1 (6)

В настоящее время, как уже отмечалось ранее, разработан законопроект о патентах для нелегальных мигрантов.

По словам заместителя директора ФМС А. Кузнецова, «...патент даёт право легализовать работающих в частном секторе», чем вызывал возмущение профсоюзов, убеждённых, что сейчас надо заниматься трудоустройством россиян, а не мигрантов легализовывать. Тем более закон предполагает, что въезжать и работать по патенту мигранты будут сверх установленных в стране квот на привлечение иностранцев, что, по мнению профсоюзов и ряда экспертов, приведёт к неконтролируемости миграционных потоков.

Впрочем, эта позиция была отвергнута вице-премьером А. Жуковым. По его словам, «законопроект - это попытка не только узаконить их нахождение в России, но и защитить от взяточничества, произвола людей в погонах», так как «мигранты, например, участковым регулярно носят деньги, чтобы те закрывали глаза на их нелегальное пребывание в России и работу в частном секторе».

К тому же с большинством стран СНГ у России заключены соглашения о безвизовом въезде. И отменить их, по политическим соображениям, невозможно. А значит, мигранты всё равно будут ехать в Россию. Как утверждает А. Жуков, остановить этот поток невозможно, но можно упорядочить.

Впрочем, у экспертов остаются сомнения, будет ли этот закон реально работать и принесёт ли те плоды, на которые рассчитывает правительство. В частности, президент фонда «Миграция 21 век» В. Поставнин пояснил, что камнем преткновения может стать процедура постановки на миграционный учёт. Чтобы получить патент, иностранец должен её пройти. По закону встать на такой учёт можно даже по юридическому адресу.

По мнению экспертов, «внутренние документы ФМС все равно привязывают мигранта к жилью, и без решения жилищного вопроса встать на учёт весьма проблематично».

В ФМС не отрицают, что для получения патента иностранцу придётся встать на учёт, но не считают это препятствием.

Глава пресс-службы ФМС К. Полторанин так отозвался по поводу данной проблемы:

«Если иностранец едет работать в Россию, неважно, в фирме или у частника, у него должна быть принимающая сторона, которая обязана его зарегистрировать и взять на себя ответственность за его пребывание. Этой стороной может стать любое юридическое или физическое лицо - работодатель, родственник или тот, с кем будет оформлен договор найма жилья. И если они хотят работать в России, обязаны соблюдать наши законы» [4, с. 6].

Неизвестно, будет ли будущее у этого законопроекта. Ещё слабо развита правовая база в отношении трудовых мигрантов в России. Данный законопроект пока ещё не доработан, а его принятие вызовет необходимость внесения дополнений не только в налоговое законодательство России, но и жилищное, трудовое, гражданское и т. д. Важным моментом является доведение до каждого иностранца, приехавшего в нашу страну на заработки, прав и обязанностей. Но для этого требуется больше переводчиков, юристов, которые могли бы работать в этом направлении. В настоящее время большинство иностранных граждан не ознакомлены со своим правовым статусом в нашей стране именно по этой причине. Таким образом, с притоком мигрантов перед государственными органами стоит проблема не только в разработке теории их законного пребывания, но и создания вакансий для граждан России, которые будут эту теорию реализовывать.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Конституция

(1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. -ISBN 5-94462-025-0.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г.

№ 195-ФЗ // ИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.02.2010).

3. URL: http://www.fms.gov.ru/press/publications/ news_detail.php?ID=9420 (дата обращения: 23.02.2010).

4. Грицюк М. Нелегалка фрекен Бок // Российская газета. - 2010. - 28 янв.

5. Трыканова С. А. Актуальные направления формирования новой модели миграционной политики РФ // ИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.02.2010).

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.