Научная статья на тему 'Правовая политика процесса управления земельными ресурсами'

Правовая политика процесса управления земельными ресурсами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ / ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / NATURAL RESOURCES LEGISLATION / ENVIRONMENTAL COMPONENT / RATIONAL LAND USAGE / EXPLOITATION OF WOODS / PROTECTING OF FAUNA OBJECTS / EARTH OF AGRICULTURAL PURPOSE / ENSURING THE PROTECTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волкова Татьяна Владимировна

27 апреля 2013 г. кафедрой земельного и экологического права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» был проведен круглый стол, посвященный Году охраны окружающей среды в Российской Федерации. Со вступительным словом к участникам заседания обратился заведующий кафедрой земельного и экологического права, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор К.Г. Пандаков, который отметил важность и актуальность вопросов, поставленных на обсуждение, и обратил внимание на проблемы и тенденции развития природоресурсного и экологического законодательства в настоящий период. Изменения, которые были внесены в экологическое, земельное, водное, лесное, горное и иное природоресурсное законодательство в последние несколько лет, не только не способствуют улучшению экологической обстановки, а, наоборот, приводят к еще большему антропогенному воздействию на природную среду, отсутствию экономических стимулов к модернизации производств и технологий, что неизбежно ведет к нарастанию напряженности в этой сфере. С основным докладом выступил доктор юридических наук, профессор Л.А. Тимофеев. Им были затронуты вопросы правового обеспечения деятельности рыбохозяйственного комплекса России в условиях вступления во Всемирную торговую организацию. В свете проведения конференции по устойчивому развитию «Рио+20» и принятия ряда программных документов федерального значения в области охраны окружающей среды профессор кафедры Н.И. Махонько в своем докладе уделил внимание основным принципам экологической политики Российской Федерации, которые реализуются с участием всех заинтересованных субъектов. С точки зрения обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов, подвергла анализу нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения в сфере осуществления территориального планирования и градостроительного зонирования, доцент, кандидат юридических наук Е.Ю. Чмыхало, которая сделала вывод о необходимости конкретизации требований экологического законодательства в нормах ГрК РФ, а также активного формирования правового механизма, способствующего их реализации. На заседании круглого стола выступили также: доценты Е.Н. Абанина, Д.А. Агапов, Т.В. Волкова, С.Ю. Королев, О.В. Куликова, Ю.В. Сорокина, Е.А. Сухова, ст. преподаватель Е.А. Тарасова, аспиранты и магистранты кафедры. Круг обсуждаемых вопросов был широк: совершенствование законодательства о рекультивации земель, проблемы предоставлении прав на земельные участки, вопросы охраны животного и растительного мира, развития рыбохозяйственной деятельности, управления лесами, развития атомной энергетики, управления земельными ресурсами и др. По итогам круглого стола был сделан вывод о необходимости дальнейших научных исследований по рассматриваемым проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Policy of Land Management

April 27, 2013 the Department of Land and Environmental Law Saratov State Law Academy, a round-table dedicated to the Year of Environment in the Russian Federation. The introductory remarks to the meeting appealed Head of Land and Environmental Law PhD, Honored Lawyer of the Russian Federation, Professor K.G. Pandakov, who noted the importance and relevance of the topic issues raised for discussion and drew attention to the problems and trends of natural resource and environmental legislation in the current period. The changes that were made to the environmental, land, water, forests and other natural resources legislation in the past few years, not only does not contribute to improving the environmental situation, and, on the contrary, lead to even greater human impact on the environment, lack of economic incentives for the modernization of production and technology, which will inevitably lead to an increase in tension in this area. The keynote speaker was Doctor of Law, Professor L.A. Timofeev. They touched on legal support of the fishing industry in Russia to join the World Trade Organization. In light of the Conference on Sustainable Development «Rio +20» and the adoption of a number of policy documents in the federal environmental, Professor N.I. Makhonko in his report paid attention to the basic principles of the environmental policy of the Russian Federation, which are implemented with the participation of all stakeholders. From the point of view of the protection and rational use of natural resources was analyzed rates of the Town Planning Code of the Russian Federation regulating relations in the sphere of land use planning and zoning, Associate Professor, PhD E.Yu. Chmykhalo, resulting concluded that a specification of the requirements of environmental legislation in the rules GrK Russia, as well as the active form of legal mechanism to facilitate their implementation. At the round table were also made associate professors E.N. Abanina, D.A. Agapov, T.V. Volkova, S.J. Korolev, O.V. Kulikova, Y.V. Sorokina, E.A. Suhova, Art. teacher E.A. Tarasova, graduate students and undergraduates of the department. Terms of the issues was broad: improvement of legislation on land reclamation, the problem of providing land rights, protection of wildlife, the development of fisheries management, forest management, nuclear energy development, land management and other issues. The round table was made certain conclusions about the need for further research on the issues discussed.

Текст научной работы на тему «Правовая политика процесса управления земельными ресурсами»

23 См.: Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1240 «О Федеральной целевой программе "Леса России" на 1997-2000 годы» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 41, ст. 4706.

24 См.: Принципы и критерии устойчивого, экологически и социально ответственного лесоводства и лесопользования в России // FOREST.RU — Все о российских лесах: сайт. URL: http://www.forest.ru/rus/ sustainable_forestry/what_is/gp.html (дата обращения: 01.04.2013).

25 См.: Принципы экологически устойчивого ведения лесного хозяйства и использования лесов в Европейской части России // FOREST.RU — Все о российских лесах: сайт. URL: http://www.forest.ru/rus/ sustainable_forestry/what_is/kostomus.html (дата обращения: 01.04.2013).

Т.В. Волкова

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

T.V. Volkova

LEGAL POLICY OF LAND MANAGEMENT

Правовая политика в сфере самостоятельного правового обеспечения процесса государственного управления земельными ресурсами ведет свой признанный отсчет с 1922 г., когда был принят первый Земельный кодекс РСФСР. В советский период она подвергалась различным изменениям, когда указанный Кодекс практически не действовал (за исключением некоторых институтов, относящихся к землеустройству). В тот период государство заявило себя в качестве собственника земли не только «на бумаге», но и в реальности1.

Односторонность государственных мер по отношению к земле особенно отчетливо проявилась с принятием Конституции СССР 1936 г., в которой был провозглашен принцип бесплатного пользования землей, и сдача в аренду земельных участков не допускалась.

К концу 80-х гг. ХХ в. в полной мере обнаружились назревавшие в социально-экономической структуре общества глубокие противоречия в развитии земельных отношений, порожденные монополией исключительной государственной собственности на землю. Это предопределило необходимость конкретных изменений в земельных отношениях на основе проведения земельной реформы2.

В начале 1990-х гг. ХХ в. начались кардинальные перемены в земельном законодательстве. Земля снова была признана имуществом, был восстановлен институт аренды земли, введен земельный налог. В связи с отменой монополии и права государства на землю начал постепенно развиваться институт купли-продажи земельных участков.

В настоящее время продолжающаяся земельная реформа в России требует новых форм государственного регулирования земельных отношений, иной формулировки понятия и содержания процесса управления в сфере закрепления прав на земельные участки. Государство несет ответственность за их состояние, использование и охрану, несмотря на то, что собственность и иные права на земельные участки осуществляются в разных формах.

© Волкова Татьяна Владимировна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент, судья Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, доцент 192 кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия).

Следует согласиться с С.А. Боголюбовым, который считает, что «государственным органам принадлежит ведущая роль в управлении земельным фондом: они организуют и осуществляют землеустройство, учет и мониторинг земель, государственный контроль за использованием земель, разрешают земельные споры. Основой государственного управления является принцип устойчивого развития, который включает предоставление широких земельных полномочий региональным органам исполнительной власти, субъектам Федерации, органам местного самоуправления»3.

По нашему мнению, наиболее полно понятие «управление земельными ресурсами» сформулировал О.И. Крассов, который считает, что «управление в сфере использования и охраны земель представляет собой подзаконную исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленную на обеспечение эффективного и рационального использования земель, повышение почвенного плодородия и их охрану»4.

Система государственных органов по управлению земельными ресурсами находится в состоянии постоянного совершенствования. В 40-80-е гг. прошлого века государственное управление земельным фондом осуществлялось Министерством сельского хозяйства5.

Реализация земельной реформы в Российской Федерации потребовала разработки и внедрения новых структур государственного управления земельными ресурсами. Так, проведение земельной политики было поручено Государственному комитету РСФСР по земельной реформе (14 июля 1990 г.), который был преобразован 30 июня 1991 г. в Государственный комитет РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств, а 27 декабря 1991 г. ш переименован в Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Пра- н вительстве РФ6. С

В соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 1990 г. № 1148 т

о

«О структуре федеральных органов исполнительной власти»7 15 января был соз- к

о

дан Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству о' (Роскомзем), который согласно Указу Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 | «О структуре федеральных органов исполнительной власти»8 был переименован в

в Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и н

о

землеустройству. Ю

Указом Президента РФ от 30 апреля 1998 г. № 483 «О структуре федераль- | ных органов исполнительной власти»9 было образовано Министерство РФ по с

к

земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, а которому были переданы функции и полномочия Государственного комитета Л РФ по земельным ресурсам и землеустройству. и

В соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142 • «О структуре федеральных органов исполнительной власти»10 вместо Министер- 33 ства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному ^ хозяйству был образован Государственный земельный комитет, который со- § гласно Указу Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»11 был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике.

Государственный комитет РФ по земельной политике был упразднен и на его базе была образована Федеральная служба земельного кадастра России в соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре 193

федеральных органов исполнительной власти»12. Часть функций упраздненного Государственного комитета РФ по земельной политике была передана Министерству имущественных отношений.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»13 Федеральная служба земельного кадастра России была преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

После упразднения Федерального агентства объектов недвижимости и Федерального агентства геодезии и картографии образовалась ныне действующая Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, переименованная из Федеральной регистрационной службы с вошедшими в нее вышеназванными агентствами (см.: Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»14). Данная служба в настоящее время находится в ведении Министерства экономического развития РФ. На это федеральное ведомство возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Предмет ведения новой административной структуры в системе органов государственного управления (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) составили вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, сделок с ним, оформление кадастровых прав 13 на объекты недвижимого имущества, выпуск электронных, в т. ч. цифровых ? карт, посредством которых граждане и юридические лица могут оформлять й свои права на объекты недвижимого имущества. Таким образом, создано единое | ведомство, учитывающее как описания объекта недвижимого имущества, так I и права на него.

1 Подведомственность образованного на базе трех реорганизованных ведомств

го

| органа определяет категории юридических дел по учету объектов жилой и не-

| жилой недвижимости, земельных участков, а также по государственной реги-

| страции прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как это предусматривает

2 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре ° недвижимости»15. Именно этим нормативным актом создана единая система « государственного учета недвижимого имущества, объединяющая систему учета | земельных участков и систему учета объектов недвижимого имущества. Дане ный Федеральный закон стал главным регулятором современного разрешения 1 процедурных вопросов, связанных с ведением единой системы учета, созданием

0

° единой информационной системы, которая должна включать в себя как учетную

(Го

¿5 информацию обо всех объектах недвижимости, так и информацию о зарегистри-

1 рованных правах на эти объекты.

| Следует согласиться с мнением Ю. Васильевой, что в результате проводимых

административных преобразований вопросы кадастрового учета и вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество теперь находятся в ведении одного органа государственной власти, что дает возможность унифицировать учетно-регистрационные процедуры и создать единую эффективную административно-процессуальную модель оказания услуг гражданам и органи-194 зациям, повышает в целом управляемость огромным пластом всего недвижимого

имущества по всей территории страны, позволяет произвести технологическое объединение информационных систем и баз данных, что снизит издержки государства, граждан и организаций16.

На наш взгляд, создание единого реестра учета объектов недвижимого имущества позволяет обращаться к территориальным управлениям регистрирующих органов посредством специального сервера, непосредственно не приезжая в территориальный орган созданной административной структуры, что способствует ликвидации очередей за государственной регистрацией и постановкой на кадастровый учет объектов недвижимого имущества как для граждан, так и для юридических лиц.

Следует отметить, что ранее существовавшие и в настоящее время реорганизуемые административные ведомства вели самостоятельные реестры учета объектов недвижимого имущества, их регистрационных данных, сведений о сделках с данными объектами. В результате множественность таких реестров, а также ведомств, их формирующих, создавала предпосылки для пересечения, а также частичного дублирования сведений, содержащихся в этих реестрах, что, по нашему мнению, не способствовало эффективной работе с базой данных для субъектов гражданских правоотношений и для правоприменителя.

В этой связи основные задачи правовой политики государства в процессе реализации современных земельных преобразований должны сводиться к следующему: необходимость информирования граждан о порядке оказания государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на земельные участки и недвижимое имущество, сделок с ними, а также о возможностях и формах работы с единой информационной системой; обеспечение бесперебойной работы действующих пунктов приема и выдачи документов, что также должно оптимизировать порядок разрешения земельных споров как в административном, так и в судебном порядке.

В современных научно-практических работах все чаще акцент делается на управлении рынком земли и совершенно незаслуженно недостаточно внимания уделяется правовой политике именно сферы государственного управления земельными ресурсами.

Думается, именно государственное управление земельными ресурсами обеспечит гарантию защиты прав владения и пользования землей, охрану земель, эффективное развитие инфраструктуры и градостроительства, надежное функционирование системы налогообложения земли, позволит установить четкий порядок — кому, для каких целей и по какой цене продавать или сдавать в аренду государственные и муниципальные земли и как эффективнее регулировать гражданский оборот земельных участков.

1 См.: Евсегнеев В.А. Особенности применения норм земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений // Государство и право. 2007. № 6. С. 109-113.

2 См.: Земельное право России: учебник по специальности «Правоведение» / под ред. В.В. Петрова. М., 1998. С. 33.

3 Земельное право: учебник для вузов / под ред. С.А. Боголюбова. М., 1998. С. 130.

4 Крассов О.И. Земельное право: учебник. М., 2000. С. 173.

5 См.: Габитов М.Р. Основные концепции правового обеспечения земельных и аграрных преобразований в России с 1917 по 1927 годы // Аграрное и земельное право. 2005. № 4. С. 27-33.

6 См.: Закон РСФСР от 14 июля 1990 г. № 101-1 «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 7, ст. 100.

7 См.: САПП. 1992. № 14, ст. 1091.

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 34, ст. 4082.

9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 18, ст. 2020.

10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации.1998. № 39. С. 4886.

11 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 22, ст. 2727.

12 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 21, ст. 2168.

13 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 11, ст. 945.

14 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52, ч. 1, ст. 6366.

15 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 31, ст. 4017.

16 См.: Васильева Ю. Дом и участок в одном пакете // Российская Бизнес-газета. 2009. 27 янв.

С.Ю. Королев

РОЛЬ ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА (КОНТРОЛЯ) В РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

S.Yu. Korolev

THE ROLE OF LAND SUPERVISION (CONTROL) IN REGULATION OF LAND RELATIONS

Общеизвестно, что функции государства обусловлены интересами общества. Другими словами, изначально должны быть осознаны объективные потребности того самого общества, а потом определены функции государства1. Чем важнее общественный интерес, тем актуальней становится и функция, его обеспечивающая. Таким образом, определяя роль и место земельного надзора и контроля в регулировании отношений по охране и использованию земель, а так же системе управления земельными ресурсами Российской Федерации, прежде всего, необходимо ответить на вопрос: какие потребности обеспечивает данное направление деятельности и насколько они важны на современном этапе развития? Для этого необходимо четко и ясно представлять себе всю значимость земли как природного объекта и природного ресурса. Но в то же время еще более важным представляется понимать взаимосвязь всех компонентов окружающей среды как единого организма, среди которых земля является центральным звеном, объединяющим в единое целое все составляющие биосферной системы: почвы, недра, поверхностные и подземные воды, растительный, животный мир и т. д. Предлагаемый подход, в основе которого лежит представление о земле не как об отдельном структурном элементе окружающей среды, а как о центральном связующем компоненте, оказывающем влияние на все ее составляющие, представляется, на наш взгляд, единственно верным, позволяющим объективно определить роль контрольно-надзорной деятельности в рассматриваемой сфере.

Уже давно не секрет, что мир живет при постоянно нарастающей угрозе экологического кризиса. Сегодня можно назвать следующие факторы деградации природной среды на мировом уровне: рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов; увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей; деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции и как след-

© Королев Станислав Юрьевич, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская госу-196 дарственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.