Научная статья на тему 'Правовая основа дисциплинарного производства, осуществляемого органами внутренних дел Российской Федерации'

Правовая основа дисциплинарного производства, осуществляемого органами внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2008
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дисциплинарное производство / органы внутренних дел / нормативный правовой акт / дисциплінарне впровадження / органи внутрішніх справ / нормативний правовий акт / disciplinary proceedings / internal affairs bodies / a normative legal act

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шурупова Екатерина Александровна

В статье исследуется правоваяоснова дисциплинарного производства в органах внутренних дел Российской Федерации. Анализ нормативных правовых актов позволил автору сделать вывод об их системности по горизонтали и вертикали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis of disciplinary proceedings in the internal affairs bodies of the Russian Federation

The article focuses on the examination of the legal framework of disciplinary proceedings in the internal affairs bodies of the Russian Federation. The analysis of normative legal acts has allowed the author to conclude that they are systematic horizontally and vertically.

Текст научной работы на тему «Правовая основа дисциплинарного производства, осуществляемого органами внутренних дел Российской Федерации»

1. Ввести в КоАП РФ процедуру экспресс-тестирования на состояние наркотического опьянения, не требующую привлечения медицинских работников .

2. Внести изменения в административное законодательство, исключающие участие понятых при производстве административных процедур вообще, либо сделать это участие необязательным (с учетом обязательной видеофиксации действий сотрудников полиции).

3. Установить законодательно норму, которая обязывала бы водителя выходить из транспортного средства по законному требованию сотрудника полиции

4. Внести дополнение в Федеральный закон «О полиции», позволяющий нарушать конструктивную целость транспортного средства, если это необходимо для обеспечения производства по делу об административном правонарушении или выполнения иных установленных законодательством полномочий сотрудников полиции

5. Совершенствовать материально-техническое обеспечение работников ГИБДД.

УДК 351.74

Е.А. Шурупова*

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шурупова Е.А. Правовая основа дисциплинарного производства в органахвнутренних дел Российской Федерации. - Статья .

В статье исследуется правоваяоснова дисциплинарного производства в органах внутренних дел Российской Федерации. Анализ нормативных правовых актов позволил автору сделать вывод об их системности по горизонтали и вертикали .

Ключевые слова: дисциплинарное производство, органы внутренних дел, нормативный правовой акт

ShurupovaE.A. Legal basis of disciplinary proceedings in the internal affairs bodies of the Russian Federation. - Article .

The article focuses on the examination of the legal framework of disciplinary proceedings in the internal affairs bodies of the Russian Federation. The analysis of normative legal acts has allowed the author to conclude that they are systematic horizontally and vertically.

Keywords: disciplinary proceedings, internal affairs bodies, a normative legal act.

* Шурупова Екатерина Александровна - соискатель кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск, Россия .

Список литературы

1 . Приказ МВД РФ от 02.03.2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» // Российская газета. - № 122. - 07. 07.2009.

2. Определение Конституционного Суда РФ от 22. 11.2012 г. № 2224-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Зотова Максима Павловича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 19 3 и частью 1 статьи 32 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». [Электронный ресурс]. - Режим доступа : // http://www. consultant, ru/document/cons .

3.Постановление Верховного Суда РФ от 11. 01.2010 г. № 12-АД09-3 [Электронный ресурс] - Режим доступа : // http:// www. consultant ru/document/cons .

Шурупова К.О. Правова основа дисциплінарного провадження в органах внутрішніх справ Російської Федерації. - Стаття .

У статті досліджується правова основа дисциплінарного провадження в органах внутрішніх справ Російської Федерації .Аналіз нормативних правових актів дозволив автору зробити висновок про їхню системність по горизонталі та вертикалі .

Ключові слова: дисциплінарне впровадження, органи внутрішніх справ, нормативний правовий акт

Дисциплинарное производство в органах внутренних дел является одним из основных правовых институтов этой системы, осуществление которого направлено на обеспечение и укрепление служебной дисциплины

На сегодняшний день порядок дисциплинарного производства в органах внутренних дел Российской Федерации регулируется различными по юридической силе нормативными правовыми актами Возглавляет систему нормативных правовых актов Конституция Российской Федерации [1], которая, обладая высшей юридической силой и имея прямое действие на всей территории Российской Федерации, распространяется на все виды дисциплинарного производства независимо от его субъектов, поскольку закрепляет основополагающие права и обязанности человека и гражданина, принципы функционирования всей системы органов государственной власти . Например, ст. 2, ч . 2 ст. 15, ст. 18, ст. 19,

ч . 24 ст. 24, ст. 33, ч . 1 ст. 51, ч. 2, 3 ст. 55 Конституции РФ, закрепляющие права и свободы человека высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, равенство перед законом и судом, принцип законности в деятельности, в том числе, органов государственной власти, их обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, смысл и содержание которых определяют права и свободы человека и гражданина, право на свидетельский иммунитет, а также на обжалование Первым и основным специальным нормативным правовым актом, регулирующим дисциплинарное производство в ор-

ганах внутренних дел, является Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] (далее - Закон о службе).

Ранее действующее постановление Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», исходя из формы и процедуры его принятия, рассматривалось в качестве подзаконного акта, а не закона Поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1978 года (в редакции, действовавшей на период принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел) под законом понимался закон, принятый с соблюдением предусмотренных для этого правил и процедур Согласно ст ст 111, 117 названной Конституции закон Российской Федерации считался принятым, если в каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации за него проголосовало большинство членов палат; закон Российской Федерации подписывался и обнародовался в течение 14 дней Президентом Российской Федерации, который вправе был вернуть его до истечения указанного срока для повторного рассмотрения . В отличие от закона, постановления принимались одной из палат, при необходимости передавались в другую палату и при одобрении ею приобретали силу постановления Верховного Совета Российской Федерации (ст. 112 упомянутой Конституции) [3].

Лишь Федеральный закон от 17 июля 1999 года «О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О милиции» [4] в ст 1 установил, что до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, эти вопросы регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в части, не противоречащей Закону Российской Федерации «О милиции», что впоследствии, видимо, обусловило внесение изменений и дополнений в данное Положение федеральными законами [5]

Закон о службе устанавливает повышенные требования к служебной дисциплине, детально регламентирует порядок рассмотрения дела о дисциплинарном проступке (ст. 51), дает определение нарушению служебной дисциплины, содержит перечень грубых нарушений служебной дисциплины (ст. 49).

Одним из достоинств данного закона является четкая регламентация положений, касающихся процедур проведения служебной проверки (ст 52) и разрешения служебных споров, в том числе по вопросам, связанным с привлечением к дисциплинарной ответственности (гл. 10).

Законодательное закрепление указанных положений, с одной стороны, направлено на укрепление принципа единоначалия и субординации, а с другой, - позволяет в значительной степени оградить сотрудника органов внутренних дел от необоснованного привлечения к дисциплинарной ответственности либо освобождения от нее

Федеральный закон «О полиции» [6] непосредственно дисциплинарно-процессуальные вопросы не регулирует, но содержит в ст. 33 общую норму, согласно которой, за противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом При

этом если рассматривать данную норму во взаимосвязи со ст. 34 указанного закона, закрепляющей приоритет в правовом регулировании службы в полиции за законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, то представляется логически обоснованным применение к правоотношениям, связанным, в том числе, с привлечением сотрудников полиции к дисциплинарной ответственности, Закона о службе

Существенное место в правовом регулировании дисциплинарного производства, осуществляемого в отношении сотрудников органов внутренних дел, занимает Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации [7]

Одной из причин его разработки явилась необходимость урегулирования порядка наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий [8].

Дисциплинарный устав состоит из

8 глав, которые определяют сущность служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации, обязанности сотрудников по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины, обязанности и права руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины, обязательность исполнения приказов и распоряжений руководителя (начальника), порядок применения мер поощрения, порядок наложения и исполнения дисциплинарных взысканий, порядок учета мер поощрения и дисциплинарных взысканий, порядок обжалования дисциплинарных взысканий В Устав включен ряд положений Закона о службе, касающихся вопросов привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности. Например, пункты 33, 34, 44, 51, 53, 54, устанавливающие виды дисциплинарных взысканий, полномочия вышестоящего руководителя по изменению или отмене дисциплинарного взыскания, если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником дисциплинарного

проступка, условия применения такого дисциплинарного взыскания, как перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, сроки, по истечению или наступлению которых дисциплинарное взыскание считается снятым, полномочия руководителей по наложению дисциплинарных взысканий

Являясь подзаконным нормативным правовым актом, Устав одновременно определяет порядок реализации отдельных дисциплинарно-процессуальных норм, закрепленных в Законе о службе. Так, в нем конкретно определяются действия руководителя при нарушении служебной дисциплины подчиненным, его полномочия при решении вопроса о наложении дисциплинарного взыскания, выходящего за пределы предоставленных прав, условия получения объяснения у сотрудника, нарушившего служебную дисциплину и находящегося в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсического опьянения, а также о доказательствах, которые должны быть собраны в этом случае, устанавливается понятие неоднократного нарушения служебной дисциплины

Значительное место в системе источников, составляющих правовую основу дисциплинарного производства, занимают нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (МВД России).

Правомочия МВД России по изданию нормативных правовых актов установлены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [9], другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Более того, полномочия на издание приказов МВД России, регулирующих деятельность по разрешению вопросов привлечения сотрудников к дисциплинарной

ответственности, прямо предусмотрены в Законе о службе

Все приказы МВД России, регламентирующие вопросы применения дисциплинарных взысканий, можно разделить на две группы

К первой группе следует отнести приказы, основным предметом регулирования которых являются вопросы дисциплинарного производства Таковыми являются приказы МВД России от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» [10], от

06 05 2013 № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации» [11]. Кроме того, к указанной группе, на наш взгляд, следует отнести также приказы МВД России от 25 06 2012 № 630 «Об утверждении Порядка временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей» [12], от 13. 08.2012 № 782 «Об утверждении Порядка рассмотрения служебного спора в органах внутренних дел Российской Федерации» [13] Вторую группу составляют приказы МВД России, которые, регулируя иные вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, на сферу дисциплинарного производства прямо не распространяются, но, тем не менее, фактически являются правилами его осуществления К ним можно отнести приказы МВД России от 30. 11.2012 № 1065 «О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [14], от

14. 03.2012 № 170 «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [15], которые содержат исчерпывающий перечень должностных лиц системы органов вну-

тренних дел, полномочных назначать на должность, увольнять из органов внутренних дел, а также утверждают порядок осуществления вышеуказанных полномочий, устанавливают процедуру подготовки и проведения аттестации . Вместе с тем в случаях назначения на нижестоящую должность и увольнения из органов внутренних дел в порядке реализации наложенного дисциплинарного взыскания, а также принятия в данной связи решения о проведении внеочередной аттестации указанные нормы служат правилами дисциплинарного производства [16, с. 36].

Учитывая, что немаловажное значение в дисциплинарном производстве органов внутренних дел имеет предупредительнопрофилактическая работа с должностными лицами и оценка ее эффективности в поддержании правопорядка и служебной дисциплины [17, с. 285], к источникам его правового регулирования можно отнести также приказ МВД России «О моральнопсихологическом обеспечении оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [18], устанавливающий организационно-правовые основы морально-психологического обеспечения всех видов оперативно-служебной деятельности

Анализ правовых источников дисциплинарного производства в органах внутренних дел позволяет отметить, что среди них отсутствует нормативный правовой акт, который бы в полном объеме регулировал дисциплинарно-процессуальную деятельность либо ее отдельную стадию Все нормативные правовые акты в рассматриваемой сфере регулируют, в том числе, иные вопросы, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел Так, например, Закон о службе регулирует, в том числе, вопросы ее организации и прохождения, поступления на службу и прекращение, правовой статус сотрудника Дисциплинарный устав содержит поощрительные нормы Приказ МВД России «Об утверждении Порядка проведения слу-

жебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» распространяется также на случаи подтверждения фактов наличия или отсутствия обстоятельств, в том числе, признания сотрудника недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу, осуждения его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости и другие

Подводя итог, можно сделать вывод, что правовая основа дисциплинарного производства характеризуется многоуровневым отраслевым регулированием, поскольку охватывается не одним нормативным правовым актом, а их совокупностью, как по горизонтали, так и по вертикали

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. -26.01.2009,- № 4,- Ст. 445.

2 Федеральный закон от 30 11 2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РоссийскойФедерации и внесенииизме-нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 05. 12.2011. - № 49 (ч . 1). -Ст. 7020.

3. Определение Верховного Суда РФ от 09 04 1998 // Бюллетень Верховного Суда РФ,- 1998. - № 10 .

4 Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 177-ФЗ «О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О мили-ции»« // Собрание законодательства РФ -19.07. 1999. - № 29. - Ст. 3698.

5 Определение Верховного Суда РФ от

09 04 1998 // Бюллетень Верховного Суда РФ - 1998 - № 10

6. Федеральный закон от 07.02. 2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 14. 02.2011. - № 7 . - Ст. 900.

7 . Указ Президента РФ от 14.10 . 2012 № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -22.10.2012. - № 43. - Ст. 5808.

8.Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mvd. ru/upload/site1/ document_act/IzbcNn37b0 . doc .

9. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ - 07 03 2011 - № 10 -Ст 1334

10 . Российская газета. - 2013. - № 127 .

11. Российская газета. - 2013. - № 157 .

12. Российская газета. - 2012. - № 177 .

13. Российская газета. - 2012. - № 206.

14. Российская газета,- 2013,- № 15.

15. Российская газета,- 2012,- № 94.

16 . Адушкин Ю .С . Дисциплинарное производство в СССР / под ред В.М. Манохина. -Саратов: Сарат. ун-т, 1986. - 125 с.

17 . Гречкина О.В. Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации: теоретико-прикладное исследование : дис.... д-ра юрид. наук / О . В. Гречкина. Челябинск. , 2011. - 384 с.

18 . Приказ МВД России от 11.02.2010 г № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» / / Документ опубликован не был .

□ □ □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.