УДК 34
DOI: 10.17277/pravo.2019.04.pp.033-043
Рассмотрена правовая природа деятельности товарищеских судов в раннесоветском государстве, исследованы первые нормативные правовые акты о товарищеских судах 1919 - 1931 гг., дана сравнительная характеристика подсудности товарищеских судов, субъектов судебной деятельности, особенности судебных процедур, мер воздействия на правонарушителей. Определено место товарищеских судов как квазисудебного органа в правоохранительной системе советского государства. Некоторые аспекты правоприменительной практики, социальная сущность и исторические особенности деятельности рассмотрены на архивных материалах.
Ключевые слова: дисциплинарный товарищеский суд; квазисудебные органы; производственно-товарищеский суд; профсоюзы; товарищеский суд.
Алла Геннадьевна Факурдинова,
заместитель начальника отдела дознания, линейное управление МВД России на станции Москва-Рязанская,
Москва, Россия;
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРИЩЕСКИХ СУДОВ (1920-е - начало 1930-х гг.)
Изучение юридической основы деятельности товарищеского суда позволяет проанализировать с правовой стороны необходимость этого органа в ранний период государственного советского строительства. Исторически появление товарищеских судов в современном смысле слова чаще всего относят к появлению профсоюзов в 1905 - 1907 гг., что, несомненно, является правильным, поскольку революция породила благоприятную основу для их создания. Однако на тот период товарищеские суды, действовавшие при профсоюзах, не были законодательно утверждены.
Организационная основа появления и работы товарищеских судов была закреплена после принятия декрета СНК РСФСР от 14.11.1919 «О рабочих дисциплинарных товарищеских судах (Положение)»1. Согласно принятому Положению, товарищеские суды создавались «в целях поднятия трудовой дисциплины и производительности труда до наивысших пределов и целесообразного использования всех производительных сил, имеющихся в стране»2. Действие Положения носило общегосударственный масштаб, то есть распространялось на все предприятия и учреждения РСФСР. Основной целью дисциплинарных судов было поднятие и укрепление производственной и тарифной дисциплины. Под последней понимались установленные нормы выработки труда рабочими, регулируемые тарифными договорами, разрабатываемыми профсоюзами. Нормы труда
1 Декрет СНК РСФСР от 14.11.1919 г. «О рабочих дисциплинарных товарищеских судах (Положение)» // Собрание узаконений РСФСР. 1919. № 56. Ст. 537.
2 Там же.
определяли оплату труда рабочих. В тарифных договорах указывалось: «получая определенную гарантию заработка, рабочий обязан, соответственно, гарантировать определенное количество работы в форме точно определенной нормы выработки» [1, с. 47].
Суды образовывались при местных отделениях (губернских, уездных и районных) производственных профсоюзов, куда входили представитель местного или центрального заводоуправления, представитель правления профсоюзов, и представитель от общего собрания членов союза того предприятия, где рассматривалось дело. Председатель суда и секретарь обязательно должны были быть избраны из «своей» производственной среды, то есть того предприятия или учреждения, где они работают. Реорганизация дисциплинарных товарищеских судов могла быть произведена Народным Комиссариатом труда (далее - НКТ) по соглашению с президиумом Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов (далее - ВЦСПС).
Система наказаний, которые могли быть наложены товарищескими судами, на основания Положения включали: выговор; лишение права участвовать в выборах на срок до 6 месяцев и права быть избранным в союзные организации; понижение в должности на срок до одного месяца; направление на тяжелые общественные работы; увольнение с предприятия с передачей в концлагерь. Очевидно, что в выборе мер воздействия товарищеские суды не были ограничены.
Апелляционной инстанцией по отношению к дисциплинарному товарищескому суда выступал Губернский дисциплинарный товарищеский суд, решения которого были окончательными и обжалованию не подлежали. После принятия анализируемого Положения в ноябре 1919 - январе 1920 гг. дисциплинарные товарищеские суды были созданы профсоюзами железнодорожников, металлистов и другими профессиональными союза-ми3. Основной категорией дел, которыми приходилось заниматься товарищеским судам, были дела о прогулах [5, с. 57]. Например, в 1920 г. в Москве к ответственности перед дисциплинарными товарищескими судами было привлечено 3259 человек, из них более половины за прогулы и опоздания на работу [4, с. 65].
Учеными зафиксированы случаи самоуправного расширения своих полномочий товарищескими судами, так Е. Я. Вольдман отмечает, что «помимо дел о различных нарушениях трудовой дисциплины, товарищеские суды рассматривали дела о мелких хищениях на производстве, хотя право рассматривать такого рода дела Положение им не давало» [2, с. 95]. В качестве дел о нарушении профсоюзной дисциплины товарищеские суды рассматривали, например, дела о недобросовественной работе на субботнике или неявке на него без уважительных причин4. Данные факты актуализируют вопрос о природе корпоративных квазисудебных институтов, которую можно характеризовать как общественно-государственную, и о природе трудового права раннесоветского времени: об уточнении объек-
3Документы трудового энтузиазма. О борьбе рабочего класса СССР за повышение производительности труда в 1918 - 1920 гг. // Сборник документов. М.: Профиздат, 1960. С. 114.
4Там же. С. 203.
та регулирования, о разграничении понятий «время труда» и «время отдыха» и пр.
Порядок организации разбора дел и привлечения к суду, то есть процессуальная часть норм определялась особой инструкцией, разрабатываемой НКТ, Всероссийским советом профессиональных союзов по соглашению с Народным Комиссариатом юстиции (далее - НКЮ) 5.
В Инструкции дисциплинарным товарищеским судам от 11 декабря 1919 г., опубликованной 1 мая 1920 года в еженедельнике «Профессиональное движение»6, издаваемом Всероссийским центральным и Московским Советом профсоюзов говорится, что территориальное действие суда распространялось на район, где был совершен проступок. Споры между товарищескими судами о территориальной подсудности судов не разрешались. Также в Инструкции говорилось о том, что избирались запасные члены суда, на случай если кто-то из постоянно действовавших членов суды выбывал либо заболевал.
Ни Положение 1919 года, ни Инструкция не давали ответа, мог ли товарищеский суд рассматривать дела о проступках, если на нарушителя было наложено дисциплинарное взыскание администрацией предприятия или учреждения. Так, в «Плане деятельности Цекпрофсоюза по поднятию производительности труда»7, принятому 20.01.1920, было указано, что товарищеские суды на железнодорожном транспорте имели право рассматривать такие дела. Данное самовольное право говорит о том, что каждое предприятие или учреждение могло создавать свою инструкцию работы с предусмотрением различных прав и обязанностей.
Положение 1919 г. не разрешало товарищеским судам рассматривать дела в отношении должностных лиц. Однако декретом8 СНК РСФСР от 08 июня 1920 г. «О премировании труда» было установлено «лица и руководящие органы учреждения или предприятий, нарушающие постановления Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов или ими уполномоченных организаций в части, касающейся вопросов оплаты и премирования труда, караются как за расхищение государственного имущества и подлежат суду Революционного Трибунала или Товарищескому Дисциплинарному Суду, в зависимости от состава преступления».
Согласно Инструкции в случае возникновения сомнения в компетенции местного дисциплинарного товарищеского суда рассмотреть дело о проступке рабочего, оно передавалось на рассмотрение в вышестоящий суд, то есть губернский.
В Инструкции говорилось, что дела, поступившие в дисциплинарный товарищеский суд, подлежали рассмотрению в срок не позднее 14 дней со дня их возбуждения, и не ранее 3 дней после получения сторонами повес-
5 Декрет СНК РСФСР от 14.11.1919 г. «О рабочих дисциплинарных товарищеских судах (Положение)» // Собрание узаконений РСФСР. 1919. № 56. Ст. 537.
6 Профессиональное движение. 1920. № 15 (58).
7 Документы трудового энтузиазма. О борьбе рабочего класса СССР за повышение производительности труда в 1918 - 1920 гг. // Сборник документов. М.: Профиздат, 1960. С. 141.
8 Декрет СНК РСФСР от 08.06.1920 г. «О премировании труда» // Собрание узаконений РСФСР. 1920. № 55. Ст. 239.
ток, последнее говорит о том, что лицу давалось время для подготовки к заседанию, таким образом, косвенно это может расцениваться как доказательство того, что в эпоху «военного коммунизма», чрезвычайщиной как принципом общественного устройства регламентации правовых процессов, товарищеские суды не рассматривались законодателем как чрезвычайные.
В случае неявки в товарищеский суд, лицо могло быть оштрафовано. Обвиняемый судом мог иметь защитника из профсоюза. Инструкция не разъясняла, кто был обвинителем в суде, также это было и не указано в Положении 1919 г. К примеру, центральный комитет профсоюза железнодорожников в своем «Плане по поднятию производительности труда» от 20.01.1920 г. предусматривал участие при рассмотрении дела и обвинителя, которым являлся представитель союза на участке железной дороги или его доверенное лицо [2, с. 94]. Рассматривать дела в товарищеских судах с участием защитника и обвинителя также разрешала Инструкция фабзавкомам по проведению производственной пропаганды от 18.12.1920 г., изданная Всесоюзным бюро производственной пропаганды9. Интересной особенностью является фактическая преемственность принципов буржуазно-либерального судебного права, которое предусматривает состязательность судопроизводства, входившую в противоречие с постулируемым советской властью тезисом о разрыве с буржуазным правом.
Заседания товарищеского суда должны были происходить в отделениях профсоюзов, а в случаях, если число работников было не менее 500 человек, то заседание проходило в предприятии или учреждении. Процесс заседания фиксировался в письменной форме - велся протокол, куда вписывали кратко показания свидетелей, за которые они расписывались. Также в протокол заносили и показания обвиняемого, его защитника и обвинителя. По окончании дела выносился приговор, который также вписывали в протокол судебного заседания, затем он оглашался и подписывался членами суда. Заседания суда были открытыми, публичными и проходили в нерабочее время. Как указано в Инструкции, Губернский дисциплинарный товарищеский суд фактически оказывал методическую помощь в подготовке заседаний, производил организацию и инструктаж товарищеских судов в губернии, и разбирательство жалоб на их действия
Срок обжалования решения дисциплинарного товарищеского суда составлял десять дней, после принесения жалобы в товарищеский суд, последний был обязан в трехдневный срок направить ее вместе с делом в Губернский товарищеский суд. Последний был обязан вынести решение обвинительное или оправдательное, которое, как сказано выше, было обязательно к исполнению и уже обжалованию не подлежало. Местные дисциплинарные товарищеские суды были обязаны ежемесячно отчитываться перед Губернским дисциплинарным судом в виде предоставления сводки, поступивших им за месяц дел. Помимо отчетности перед Губернским дис-
9 Положение о производственных совещаниях на предприятиях // Профсоюзы СССР. Документы и материалы. М.: Профиздат, 1963. Т. 2. С. 299.
циплинарным судом, дисциплинарные товарищеские суды были обязаны отчитываться и перед профсоюзами.
Инструкция дисциплинарным товарищеским судам разрешала им выносить «условные» приговоры, такие приговоры не приводились в исполнение в течение установленного товарищеским судом срока, если осужденный за этот срок не совершал нового проступка, то есть вставал на путь исправления.
Власть видела в деятельности квазисудебных органов эффективный механизм управления.
В целях усовершенствования работы дисциплинарного товарищеского суда, расширения его полномочий, а также поднятия трудовой дисциплины в производительности труда до наивысших пределов, убеждения трудового населения в правильности ленинской политики, возникла необходимость в изменении Положения 1919 года, в связи с чем оно не отменялось, а расширилось. 5 апреля 1921 года СНК РСФСР был принят новый декрет «Положение о дисциплинарных товарищеских судах»10. Время принятия совпадает с началом мероприятий по проведению новой экономической политики, которая по общепризнанному мнению не являлась мерой революционной чрезвычайной необходимости, это также дает основания считать о том, что корпоративная форма квазисудебных органов, предназначенная для разбора трудовых и схожих с ними споров, рассматривалась как стабильный элемент правовой политики в сфере трудового права, регулирования институтов дисциплинарной ответственности.
Согласно данному Положению теперь местные дисциплинарные товарищеские суды образовывались при межсоюзных органах - губернских советах профсоюзов и уездных бюро профсоюзов. Данные органы объединяли в себя несколько предприятий и учреждений соответственно в губернии или уезде, что повышало их статус, и имели, как и раньше, существенное распространение, действовали на все предприятия и учреждения независимо от форм их собственности, учитывая пестроту форм собственности, допускаемой законодательством в период нэпа (государственной, кооперативной, частной, смешанной), товарищеские суды можно считать фактором единообразия, унификации регулирования общественных отношений в сфере труда. Очевидно, что новое Положение предоставило возможность товарищеским судам рассматривать проступки работников любого предприятия и учреждения, которые находились в черте уезда или губернии. Было не важно, членом какого профсоюза являлся работник, то есть с началом 1920-х гг. было преодолено узко отраслевое представительство в рамках квазисудопроизводства товарищеских судов, которое постулировалось в нормативных актах периода «военного коммунизма».
В состав местного дисциплинарного суда входили: председатель, его заместитель и члены суда.
В новом Положении на законодательном уровне был установлен срок избрания членов суда - 6 месяцев, так как в прошлом Положении 1919 г. данный срок установлен не был, но согласно Инструкции так же составлял
10 Декрет СНК РСФСР от 05.04.1921 г. «Положение о дисциплинарных товарищеских судах» // Собрание узаконений РСФСР. 1921. № 23-24. Ст. 142.
6 месяцев. Новым Положением был предусмотрен досрочный отзыв некомпетентных членов суда. Организация, руководство и надзор за местными дисциплинарными товарищескими судами возлагались на ВЦСПС при НКЮ.
Общий контроль над деятельностью товарищеских судов, помимо ВЦСПС, должны были осуществлять губернские советы профсоюзов [6]. Новое Положение увеличило перечень дел, которые имели право рассматривать дисциплинарные товарищеские суды, теперь помимо прогулов и опозданий на работу, товарищеский суд мог рассматривать дела о мелких присвоениях и злоупотреблениях, хулиганстве. В 1921 г. к ответственности перед дисциплинарными товарищескими судами Москвы и Московской губернии было привлечено 17 953 человека, из них 9230 человек, то есть больше половины были привлечены за прогулы [4, с. 66]. В Центральном государственном архиве г. Москвы за 1921 - 1922 гг. хранятся дела дисциплинарного товарищеского суда при участковом профсоюзе железнодорожников № 11 станции Москва-Брянская, а именно: 17 дел за 1921 г. по обвинению халатного отношения к служебным обязанностям, 13 дел по обвинению в трудовом дезертирстве, за 1922 г. 10 дел по обвинению халатного отношения к служебным обязанностям, 9 дел по обвинению в трудовом дезертирстве, 2 дела по обвинению в хищении, 3 дела по обвинению в грубом обращении [7].
Теперь по Положению 1921 г. свою компетенцию товарищеский суд распространял и на должностных лиц предприятия, они подлежали привлечению к ответственности наравне с рабочими, вместе с этим новое Положение дало право товарищескому суду производить дознание и обследование. Это дало возможность лучше изучить поступившее в суд дело, принести более обоснованное решение. Обследование и дознание проводилось членами суда, органами профсоюзов или других рабочих организаций. Все должностные лица были обязаны незамедлительно по первому требованию суда предоставлять справки, документы и иные материалы. По новому Положению 1921 г. заседания проходили непосредственно по месту трудящегося, совершившего проступок.
Если ранее срок обжалования решения товарищеского суда составлял 10 дней, то теперь его срок был снижен до 3 дней со дня провозглашения решения в судебном заседании. Решения Губернского товарищеского суда было окончательным и немедленно приводилось в исполнение. Стоит отметить, что дисциплинарному товарищескому суду было предоставлено право в случаях нетерпящих отлагательства вынести особое постановление о немедленном исполнении своего решения, несмотря на обжалование его обвиняемым.
Перечень мер воздействия, применяемых товарищеским судом, был значительно расширен, и в него добавлены помимо прежних: замечание, выговор с объявлением в печати, отработка сверхурочно, присуждение к урочным и внеурочным работам, до 6 месяцев назначались наказания в виде увольнения с лишением избирательных прав в союзных организациях на срок до 6 мес., перевода на тяжелые работы, передачи в концлагерь, запрещения занимать выборные и ответственные должности. Данные меры были примерными (!), то есть их перечень подлежал расширитель-
ному толкованию. Перевод на тяжелые принудительные работы и в концлагерь были не применимы к несовершеннолетним. В Положениях 1919 и 1921 гг. система видов наказания изложена по возрастанию силы воздействия, то есть от низшего к высшему, что показывает попытки законодателя соблюдать общие правила юридической техники, тем не менее она еще не «доросла» до выделения общей и особенной части.
В 1923 г. рассмотренные выше Положения 1919 и 1920 гг. были отменены, в связи с введением в действие Кодекса законов о труде РСФСР11 1922 г. Указанный КЗоТ РСФСР не возлагал на профессиональные союзы наблюдение за исполнением правил внутреннего трудового распорядка на предприятиях и в хозяйствах. В связи с принятием КЗоТ РСФСР дисциплинарные товарищеские суды были упразднены, поскольку теперь за нарушение трудовой дисциплины к нарушителям меры могли применять только администрации предприятий и учреждений. Этот факт ставит интересный вопрос о квалификации реализации прав трудящихся: упразднение квазисудебной формы - привело ли это к расширению или сужению их прав?
Однако не все ученые полагают, что дисциплинарные товарищеские суды действительно были ликвидированы в 1922-1923 гг., так А. Л. Энштейн в своей статье «О товарищеских судах на предприятиях и учреждениях» отмечает, что «дисциплинарные товарищеские суды энергично действовали в нашей стране в период борьбы за восстановление народного хозяйства в 1921 - 1925 годах» [6, с. 205], а А. Я. Вышинский в своем труде «Суды общественной самодеятельности» указывает, что «дисциплинарные товарищеские суды существовали до 1928 года» [3, с. 19].
Изданное 27 августа 1928 г. Положение 12 о товарищеских судах, в отличие от предыдущих, предусматривало создание товарищеских судов непосредственно на предприятиях и в учреждениях, включенных в особый список, составленный Народным комиссариатом юстиции РСФСР.
Создание товарищеских судов непосредственно на предприятиях и в учреждениях, выборы всего состава суда рабочими и служащими того предприятия или учреждения, где он создавался, давали возможность лучше проводить воспитание трудящихся, которое постулировалось как средство для поднятия дисциплины. Количество членов суда и кандидатов в новом постановлении не было указано и определялось общим собранием. Товарищеский суд избирался сроком на шесть месяцев. Члены суда могли быть досрочно отозваны общим собранием.
Сферу компетенции товарищеских судов значительно сузили: они могли рассматривать только дела об оскорблениях и обидах, возникающих между работниками одного и того же предприятия или учреждения. Новое постановление позволяло рабочим и служащим обращаться в товарище-
11 Кодекс законов о труде РСФСР от 9 ноября 1922 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.
12 Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 27.07.1928 г. «О товарищеских судах на фабрично-заводских предприятиях, в государственных и общественных учреждениях» // Собрание узаконений РСФСР. 1928. № 114. Ст. 707.
ский суд непосредственно без предварительного обращения в профсоюзные органы, таким образом, судопроизводство перестало связываться с членством в профсоюзе. Дела в товарищеском суде возбуждались по жалобе потерпевшего или по заявлению группы рабочих или служащих того предприятия или учреждения, где работал нанесший оскорбление. Дела рассматривались товарищескими судами публично, в нерабочее время, в составе председателя и двух очередных членов. Решения товарищеских судов были окончательными и обжалованию не подлежали. Создание вышестоящих товарищеских судов не предусматривалось. Надзор за деятельностью товарищеских судов возлагался на прокуратуру как на орган, осуществляющий общий надзор за законностью.
Срок рассмотрения дел, по сравнению с Положениями 1919 и 1921 гг., был сокращен вдвое. Дела должны были быть рассмотрены товарищескими судами не позднее 7 дней со дня их поступления.
Система мер воздействия также претерпела существенные сокращения: товарищеский суд мог применить к виновным: «товарищеское предупреждение в устной форме, предупреждение с записью в протокол, общественное порицание с опубликованием или без опубликования в печати, штраф до 10 рублей в пользу какой-либо общественной организации»13.
Однако сокращение полномочий судов в 1928 г. существенно сократило и эффект от их деятельности. В связи с чем в 1929 г. полномочия товарищеского суда были расширены снова принятым Постановлением14 ВЦИК, СНК РСФСР от 30.12.1929 года «О товарищеских судах на фабрично-заводских предприятиях, в государственных и общественных учреждениях и предприятиях». Теперь они могли рассматривать дела не только об оскорблениях, но и побоях, кражах до 25 рублей у рабочих и служащих на предприятиях или в рабочих общежитиях, кражах имущества предприятия на сумму до 15 рублей, появление в опьянении, прогулах, гражданских исках на сумму до 25 рублей. Под мелкими делами понимались: случаи озорства, пьянства, нарушения правил в общежитиях, приучение взрослыми детей к употреблению алкоголя и т.п.
Согласно данному постановлению, товарищеские суды действовали в составе председателя и двух очередных членов суда. Подсудность товарищеского суда распространялась на рабочих и служащих, работающих на предприятии или учреждении, либо проживающих в общежитиях и домах предприятия, а также на членов их семей либо других лиц, которые хоть и не работали в данном предприятии и учреждении, но проживали в фабрично-заводских домах или в общежитиях этого предприятия или учреждения. Это положение указывает на нечеткое выделение субъекта правонарушений, рассматриваемых товарищескими судами, смешение субъектов семейного и трудового права. Также в подсудность били включены дела рабочих и служащих различных предприятий либо учреждений одно-
13 Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 27.07.1928 г. «О товарищеских судах на фабрично-заводских предприятиях, в государственных и общественных учреждениях» // Собрание узаконений РСФСР. 1928. № 114. Ст. 707.
14 Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.12.1929 г. «О товарищеских судах на фабрично-заводских предприятиях, в государственных и общественных учреждениях и предприятиях» // Собрание узаконений РСФСР. 1930. № 4. Ст. 52.
го района или города, где были организованы товарищеские суды, жалобы в отношении рабочих или служащих со стороны общественных организаций данного или других предприятий (под общественными организациями в данном случае понимались библиотеки, аптеки, кассы взаимопомощи, управление клуба и др.).
Срок рассмотрения дела в товарищеском суде остался прежним, то есть не превышающим семи дней, решение товарищеского суда было окончательным и обжалованию не подлежало.
В новом Постановлении 1929 г. добавилась мера товарищеского воздействия - это возложение обязанности возместить причиненный имущественный вред в размере не более 25 рублей, иные меры остались прежними, таким образом, зрелая форма работы товарищеских судов с конца 1920-х гг. предполагала установление и гражданско-правовой ответственности, содержание которой в дальнейшем будет расширяться.
Однако новое Постановление слишком расширило деятельность товарищеских судов, которые в какой-то степени стали заменять уголовные и гражданские суды, и не достигали своей цели в воспитании трудового коллектива и поддержания трудовой дисциплины.
Указанное Постановление 1929 г. было отменено на основании Постановления15 ВЦИК, СНК РСФСР от 20.02.1931 г. «О производственно-товарищеских судах на фабриках, заводах, в государственных и общественных учреждениях и предприятиях», которое определило главными задачами суда: борьбу с пережитками старого быта (это было существенно новым в целеполагании правовой политики в этой области) и борьбу за проведение твердой производственной дисциплины, за выполнение производственно-финансовых планов предприятий и учреждений.
По новому Постановлению члены производственно-товарищеских судов избирались сроком до одного года и рассматривали дела о нарушениях трудовой дисциплины, брака продукции, о небрежном отношении к имуществу, об оскорблениях, кражах у рабочих на сумму до 50 рублей, о хулиганстве, об имущественных спорах на сумму до 50 рублей. Дела рассматривались в открытом заседании, в свободные от работы часы в составе председателя либо его заместителя и двух членов суда не позднее 5 дней со дня поступления заявления в производственно-товарищеский суд. Решение суда выносилось письменно и объявлялось публично, а также приводилось в немедленное исполнение без права обжалования. Новое постановление 1931 г. расширило меры воздействия, среди которых появились: решение об увольнении, исключение из профсоюза на неопределенный срок, а также возмещение имущественного вреда на сумму до 50 рублей (ранее 25 рублей). Надзор за деятельностью производственно-товарищеских судов был возложен на народный суд, который при проверке решения суда мог приостановить его действие, а также принять его к своему рассмотрению.
15 Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 20.02.1931 г. «О производственно-товарищеских судах на фабриках, заводах, в государственных и общественных учреждениях и предприятиях» // Собрание узаконений РСФСР. 1931. № 14. Ст. 160.
В целом проанализировав правовую природу деятельности товарищеского суда, можно прийти к выводу, что товарищеский суд являлся квазисудебным органом общественного происхождения, с сильно выраженным уровнем огосударствленности, что проявляется в отсутствии механизма оспаривания его решений в стоящих выше органах судебной и квазисудебной природы.
Правовое регулирование деятельности этих органов в советский период представляет собой наглядный пример общих характеристик советского права в 1920-е гг., с периода его становления товарищеские суды «закрывали собой» еще не кодифицированное трудовое право.
Квалификация рассматриваемых органов, как решающих исключительно трудовые споры, неверна, точнее было бы его назвать органом, решающим споры, возникающие между субъектами трудовых отношений, и эта характеристика в дальнейшем требует оттачивания и большей определенности. Самым наглядным примером такой квалификации служит закрепленная юрисдикция этих органов, которые рассматривали, в том числе и деяния уголовного характера, а в ранний период существования могли накладывать наказания, существенно ограничивающие базовые права человека. Выделение подсудности для товарищеских судов должно происходить прежде всего через выделение основных субъектов процесса, который в них осуществлялся: администрация предприятий/организаций, работники предприятия/организации, член профсоюза, профсоюзная организация.
Для юридической техники рассмотренных документов характерны революционные мотивировки, акцент на воспитательной функции товарищеских судов и права в целом, смешение отраслевой принадлежности норм (материальные и процессуальные нормы), отсутствие общей части. Для процедурных аспектов деятельности товарищеских судов характерно, с одной стороны, сохранение классических принципов судопроизводства, форма которого советским руководством считалась буржуазной - состязательности, гласности. Применялся принцип выборности лиц, осуществлявших судебный процесс. С другой стороны, процедура в целом была убыстренной, основана на корпоративных интересах, распространялась на смежные сферы общественных отношений, определенных нечетко, что превращало товарищеский суд в чрезвычайный орган с судебными полномочиями.
Список литературы
1. Астапович З. А. Первые мероприятия Советской власти в области труда (1917-1918 гг.). М.: Госкомиздат, 1958. 144 с.
2. Вольдман Е. Я. Товарищеские суды на предприятиях, в учреждениях, организациях: дис ... канд. юрид. наук. М., 1969.
3. Вышинский А. Я. Суды общественной самодеятельности. М.: Сов. законодательство, 1934. 45 с.
4. Герцензон А. А. Губернские революционные трибуналы, народные суды и товарищеские суды в 1918 - 1920 гг. // Советское государство. 1933. № 6. С. 57 - 72.
5. Малая энциклопедия профессионального движения и труда / сост. при участии М. Я. Гордона, Л. Н. Михалевского и Э. Э. Эссена. Л.: Ленингр. губ. сов. проф. союзов, 1925. 870 с.
6. Трудовое право в свете решений XXI съезда КПСС / под ред. Н. Г. Александрова: М.: Изд-во АН СССР, 1960. 294 с.
7. ЦГАМ (Центральный государственный архив г. Москвы) Ф. Р-2544. Оп. 1. Д. 4-20, 21-33, 36-45, 46-54, 57-59.
References
1. Astapovich Z.A. Pervyye meropriyatiya Sovetskoy vlasti v oblasti truda (19171918 gg.) [The first measures of Soviet power in the field of labor (1917-1918)], Moscow: Goskomizdat, 1958, 144 p. (In Russ.)
2. Vol'dman Ye.Ya. PhD of Candidate's thesis (Law). Moscow, 1969. (In Russ.)
3. Vyshinskiy A.Ya. Sudy obshchestvennoy samodeyatel'nosti [Courts of public initiative], Moscow: Sov. zakonodatel'stvo, 1934, 45 p. (In Russ.)
4. Gertsenzon A.A. [Provincial revolutionary tribunals, people's courts and comradely courts in 1918-1920], Sovetskoye gosudarstvo [Soviet state], 1933, no. 6, pp. 5772. (In Russ.)
5. Gordon M.Ya., Mikhalevskii L.N., Essen E.E. (Comp.) Malaya entsiklope-diya professional'nogo dvizheniya i truda [Small Encyclopedia of the Professional Movement and Labor], Leningrad: Leningr. gub. sov. prof. soyuzov, 1925, 870 p. (In Russ.)
6. Aleksandrov N.G. (Ed.) Trudovoye pravo v svete resheniy XXI s"yezda KPSS [Labor law in the light of the decisions of the XXI Congress of the CPSU], Moscow: Izdatelstvo AN SSSR, 1960, 294 p. (In Russ.)
7. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv g. Moskvy (TSGAM) [Central State Archive of Moscow (TsGAM)], fund R-2544. inventory 1, case 4-20, 21-33, 36-45, 46-54, 57-59.
Legal Basis of the Activities of Community Courts (1920s - early 1930s)
A. G. Fakurdinova, Deputy Head of the Investigation Department, Line Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia at Moscow-Ryazanskay Station, Moscow, Russia;
The article discusses the legal nature of the activities of community courts in the early Soviet state, explores the first regulatory legal acts on community courts of 1919-1931, gives a comparative description of the jurisdiction of community courts, subjects of judicial activity, features of judicial procedures, and measures of influence on offenders. The place of comradely courts as a quasi-judicial body in the legal system of the Soviet state was determined. Some aspects of law enforcement practice, the social essence and historical features of the activity are considered on archival materials.
Keywords: disciplinary community court; quasi-judicial bodies; court of commerce; unions; community court.
© А. Г. Факурдинова, 2019 Статья поступила в редакцию 17.07.2019
При цитировании использовать:
Факурдинова А. Г. Правовая основа деятельности товарищеских судов (1920-е -начало 1930-х гг.) // Право: история и современность. 2019. № 4(9). С. 33 - 43. doi: 10.17277/pravo.2019.04. pp.033-043