Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОХРАНА ФОНОГРАММ С ЗАПИСЯМИ ИСПОЛНЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ'

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ФОНОГРАММ С ЗАПИСЯМИ ИСПОЛНЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
543
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФОНОГРАММА / АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ЗВУКОВАЯ ЗАПИСЬ / ОРИГИНАЛ И ЭКЗЕМПЛЯРЫ ФОНОГРАММЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касимова Ю.В.

В статье рассматривается некоторые существенные вопросы правовой охраны фонограмм с записями исполнений музыкальных произведений. Даны основные положения действующего гражданского законодательства по защите авторских и смежных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОХРАНА ФОНОГРАММ С ЗАПИСЯМИ ИСПОЛНЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

УДК 347

Ю.В. Касимова

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ФОНОГРАММ С ЗАПИСЯМИ ИСПОЛНЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

В статье рассматривается некоторые существенные вопросы правовой охраны фонограмм с записями исполнений музыкальных произведений. Даны основные положения действующего гражданского законодательства по защите авторских и смежных прав.

Ключевые слова: фонограмма, аудиовизуальное произведение, звуковая запись, оригинал и экземпляры фонограммы, международные договора.

Фонограмма - это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. [1]

В данном определении нужно отметить следующие моменты:

1. Должна наличествовать запись, т.е. определенная статичная фиксация соответствующих звуков. Срок существования такой записи принципиального значения не имеет: например, фонограммой можно признать и запись, произведенную в оперативную память компьютера, до тех пор, пока такая запись существует (пусть и непродолжительное время).

2. Фонограмма должна быть исключительно звуковой записью. Соответственно звуковая дорожка определенного аудиовизуального произведения (например, кинофильма) не может рассматриваться в качестве фонограммы, а значит, продюсер такого аудиовизуального произведения не получит в дополнение к приобретенным им авторским правам еще и смежные права на фонограмму. Это правило призвано исключить возможность двойной охраны одного и того же объекта и необходимость получения разрешения на использование аудиовизуального произведения отдельно у владельца прав на аудиовизуальное произведение и отдельно у изготовителя фонограммы.

3. Объектами записи могут быть не только исполнения произведений литературы, науки и искусства, но и вообще любые звуки и их комбинации независимо от происхождения, назначения и т.п. В качестве фонограммы может охраняться запись пения птиц, шума города, звуков работы различных технических устройств и т.д. Не имеет значения и наличие или отсутствие творческой составляющей в записываемом объекте. Возможна и ситуация, когда соответствующее произведение исключено из перечня объектов авторского права (например, Государственный гимн), но это не мешает изготовителю фонограммы приобрести права на соответствующую звукозапись. Однако если объект записи является самостоятельным объектом охраны (на него существуют авторские права или права исполнителя), то использование фонограммы должно осуществляться с соблюдением прав таких лиц. [2]

4. Звуковая запись может быть любой - не играет роли ни технология записи, ни вид носителя и т.д. Это означает, во-первых, что изготовитель фонограммы имеет полную свободу выбора подобных характеристик звукозаписи, его право возникает в любом случае, во - вторых, что изменение вида носителя, формы записи и т.д. не дает возможности вывести фонограмму из-под контроля правообладателя. Так, например, лицо, создавшее МРЗ-файл на основе чужой фонограммы, точно так же должно получить согласие правообладателя на последующее использование созданной им записи, как в случае, если бы речь шла о фонограмме в ее первоначальном формате. Если в будущем с развитием техники появится новый носитель, то право

© Касимова Ю.В., 2014.

на фонограмму будет автоматически распространенно и на использование фонограммы на этом носителе и т.д.

5. Способы записи звуков могут быть самыми разными, это также не влияет на право изготовителя фонограммы. Фонограммой признается запись не только самих звуков, но и их отображений, позволяющих восстановить оригинальный звуковой ряд с помощью техники. В ГК РФ под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форме, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств (ст. 1305). Это позволяет признавать фонограммами (это будет влечь предоставление их создателям соответствующего комплекса прав) также записи не только звуков, но и определенных инструкций, предназначенных для электронного устройства (например, сюда можно отнести звукозаписи в формате MIDI - Musical Instrument Digital Interface и др).

Нужно различать оригинал и экземпляры фонограммы. Оригинал фонограммы - это первоначальная фиксация определенных звуков. Экземпляром фонограммы согласно ст.1305 ГК РФ будет признаваться любая копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме.

Не требуется, чтобы экземпляр фонограммы был точным повторением оригинала. Более того, прямо допускается, что на экземпляре фонограммы будет зафиксирована лишь часть звуков, присутствующих в оригинале. Это правило введено в целях расширения защиты интересов правообладателя и дает ему возможность контролировать использование и фрагментов фонограммы. По этой же причине в законе не ограничен выбор носителя экземпляра фонограммы («любой носитель») или способа изготовления экземпляра. Даже если избранный способ изготовления или вид носителя объективно будет неудачен (например, тем, что он негативно скажется на качестве фиксации звукозаписи), это не приведет к тому, что созданная в результате неудачная копия фонограммы не будет признана ее экземпляры. [3]

В то же время признание подобной копии экземпляром фонограммы позволяет изготовителю фонограммы бороться против такого копирования, поскольку в комплекс прав изготовителя фонограммы входит и право на защиту фонограммы от искажения.

Введение права на фонограмму в перечень смежных прав имеет целью защитить интересы лица, организующего создание звуковой записи. Из этого следует, что право будет предоставляться лицу независимо от наличия или отсутствия творческой составляющей в его деятельности. Для того, чтобы приобрести права на фонограмму, достаточно взять на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. [4]

Изготовление фонограммы можно заказать другому лицу, подобная практика является весьма распространенной. В таких случаях «взятие на себя инициативы и ответственности» должно быть осуществлено в определенных юридических формах: например, в виде договора на осуществление звукозаписи на концерте. Если лицо само осуществляет изготовление записи, то «взятие на себя инициативы и ответственности» будет выражаться в фактических действиях по осуществлению такой записи.

Важно заметить, что речь идет только о первой записи. Любая последующая перезапись фонограммы не будет приводить к возникновению новых прав на фонограмму. Например, если идет прямая трансляция концерта в эфир, то лицо, осуществившее его первую запись, может приобрести права на созданную фонограмму (разумеется, при условии соблюдения прав исполнителей. Но если в промежутке между исполнением и передачей в эфир создавалась запись такого исполнения и именно она потом передавалась в эфир (то есть существовал некоторый, хоть и небольшой сдвиг во времени между исполнением и его трансляцией), то лицо, записавшее концерт «с эфира», прав на фонограмму не приобретет. [5]

На практике осуществление записи может вестись одновременно несколькими лицами (в частности, речь политического деятеля может быть записана параллельно многими информационными агентствами). Поскольку в этом случае запись будет производиться такими лицами самостоятельно и одновременно (то есть все подобные записи будут «первыми»), права таких лиц на созданные ими фонограммы также будут независимы друг от друга.

Права на фонограмму могут принадлежать как российским, так и иностранным лицам, а также лицам без гражданства. При этом изготовителем фонограммы может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Согласно статье 1328 ГК РФ исключительное право на фонограмму действует на территории РФ в следующих случаях:

1. Если изготовитель фонограммы является гражданином РФ или российским юридическим лицом.

2. Если фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории РФ.

3. В иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

В первом случае имеет значение только национальная принадлежность соответствующего физического или юридического лица, тогда как место изготовления фонограммы, место проживания этого лица и тому же подобные обстоятельства во внимание не принимаются. Поэтому права на фонограмму будут признаваться по российскому праву, например, и в том случае, когда фонограмма была создана за пределами России постоянно проживающим в другой стране лицом, если оно сохранило российское гражданство.

Во втором случае, национальная принадлежность изготовителя фонограммы не имеет значения. Важно только, где фонограмма обнародована или где ее экземпляры впервые публично распространялись. В зависимости от того, произошло это в России или за ее пределами, исключительное право на фонограмму действует или не действует на территории РФ.

Третья группа случаев, в которых в России признается исключительное право на фонограмму, позволяет восполнить определенную ограниченность первых двух критериев, дополняя их правилами, установленными международными договорами РФ.

Международными договорами РФ, предусматривающими охрану прав изготовителей фонограмм, являются Международная конвенция «Об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций» заключенная в Риме 26 октября 1961 г. (Римская конвенция), и Конвенция «Об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» заключенная в Женеве 29 октября 1971 г. (Женевская конвенция о фонограммах).

Римская конвенция (статья 5) предусматривает предоставление участвующими в ней государствами национального режима охраны производителями фонограмм при соблюдении любого из следующих условий:

1. Производитель фонограммы является гражданином другого договаривающегося государства (критерий гражданства производителя).

2. Первая запись звука осуществлена в другом договаривающемся государстве (критерий места первой записи).

3. Фонограмма впервые опубликована в другом договаривающемся государстве (критерий места публикации).

В этом перечне присутствует критерий, которого нет в статье 1328 ГК РФ, - критерий места первой записи. Дело в том, что в статье 5 Римской конвенции разрешает государствам -участникам Конвенции исключить в своем законодательстве критерий места первой записи или критерий места публикации по своему выбору. Российская Федерация воспользовалась этой возможностью и при присоединении к Римской конвенции оговорила неприменение критерия места первой записи. Таким образом, осуществление первой записи фонограммы на территории Российской Федерации само по себе не является основанием для возникновения в России исключительного права на фонограмму.

В свою очередь, Женевская конвенция (статья 2) обязывает государства - участников Конвенции охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств - участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики.

Учитывая, что обе эти Конвенции охватывают очень большое количество участников, можно считать, что иностранные правообладатели будут достаточно хорошо защищены в РФ.

Однако признание в России исключительного права за иностранными изготовителями фонограмм в соответствии с международными договорами РФ осуществляется при одновременном наличии двух условий, а именно в отношении фонограмм:

1. Не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения, установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты.

2. Не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права (пункт 3 статья 1304 ГК РФ).

Таким образом, если фонограмма переходит в общественное достояние в стране своего происхождения, то она не будет охраняться и в РФ, даже если в России срок охраны такой фонограммы не истек. Иными словами, если в стране происхождения фонограмма не охраняется, законодатель считает нецелесообразным охранять ее и в России. Это правило не применяется в случаях, когда фонограмма создана российским гражданином или российским юридическим лицом.

И наоборот, иностранное лицо не может требовать защиты своих прав в РФ на основании международных договоров, если срок действия исключительного права, установленный в России, истек. Это исключает возможность для иностранного лица получать охрану своих прав в России в течение большего срока (когда такой больший срок предусмотрен в законодательстве страны происхождения фонограммы), чем это предусмотрено ГК РФ.

Библиографический список

1. п.1 (подп.2) статья 1304 ГК РФ (действующая редакция от 23.07.2013).

2. п.2 статья 1323 ГК РФ) (действующая редакция от 23.07.2013).

3.Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный)//Под ред. А.Л.Маковского. М., 2008. С.387

4. статья 1322 ГК РФ (действующая редакция от 23.07.2013).

5.Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации (постатейный)//Под ред. В.В.Погуляева. М.,2008. С.86

КАСИМОВА Юлия Владимировна - магистрант, Одинцовский гуманитарный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.