Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ'

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ / CIVIL SOCIETY / LEGAL CULTURE / LEGAL CONSCIOUSNESS / SOCIAL ACTIVITY / PUBLIC CONTROL / PUBLIC COUNCIL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Константинова Е.В.

В статье интерпретируется понятие правовой культуры с точки зрения правовой деятельности и правоприменительной практики действующих институтов гражданского общества. Устанавливается, что формирование высокой правовой культуры субъектов общественного контроля - одна из важных задач, стоящая перед современным российским обществом. Подчеркивается, что в современных условиях системные субъекты общественного контроля не готовы своевременно реагировать на ключевые факты общественной жизни и возглавить значимые общественные процессы. Автор полагает, что принципы развития гражданского общества и демократии, стратегия укрепления правопорядка и законности во многом обусловлены качественным состоянием правовой культуры общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CULTURE OF SUBJECTS OF PUBLIC CONTROL IN RUSSIA

The article interprets the concept of legal culture from the point of view of legal activity and law enforcement practice of existing civil society institutions. It is established that the formation of a high legal culture of subjects of public control is one of the important tasks facing modern Russian society. It is emphasized that in modern conditions the system subjects of public control are not ready to react in a timely manner to the key facts of public life and to lead significant social processes. The author believes that the principles of development of civil society and democracy, the strategy of strengthening the rule of law and the rule of law are largely due to the qualitative state of the legal culture of the public.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ»

Список литературы:

1. В странах Восточной Европы и Центральной Азии — миллионы бездомных // Официальный сайт ООН. URL: https://news.un.org/ru/ story/2009/05/1146171 (дата обращения: 10.02.2019).

2. Саможнев, А. В Великобритании зафиксировали рекордное количество бездомных // Российская газета. — 2018. — 25 декабря.

3. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Действующее международное право. — Т. 1.

4. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. — 1998. — 10 декабря.

5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1976. — № 17.

6. Глобальная стратегия в области жилья до 2020 г.: принята Резолюцией ООН от 11 декабря 1987 г. № 42/191 // СПС «Гарант» (дата обращения: 17.02.2019).

7. Доклад Специального докладчика по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень и о праве на не-

Ö дискриминацию в этом контексте: 31-я сессия Совета по правам человека 3 ООН. 30 декабря 2015 г. // Официальный сайт ООН. URL: https://undocs.org/ 1: ru/A/HRC/31/54 (дата обращения: 10.02.2019).

¡¡г 8. Записка, подготовленная по результатам проекта «Взаимный прогресс

BQ в решении проблемы бездомности через продвижение и укрепление инфор-

щ мационных систем»: Экономический и социальный Совет ООН. Двенадцатое g совещание (Женева, 28—30 октября 2009 г.) // Официальный сайт ООН. URL: ^ http://www.unece.Org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/ces/ge.41/2009/7.r.pdf (дата обращения: 10.02.2019).

9. Европарламент принял резолюцию, призывающую к Стратегии ЕС Si по борьбе с бездомностью. URL: https://ru.eureporter.co/frontpage/2014/01/16/ jS european-parliament-adopts-resolution-calling-for-an-eu-homelessness-strategy/

S (дата обращения: 18.02.2019). §

0?

Е.В. Константинова, E.V. Konstantinova,

JD аспирант кафедры теории и Postgraduate student of the Department

Од истории государства и права of theory and history of state and law

g Красноярского государственного Krasnoyarsk state agrarian University

С аграрного университета konst-ev@mail.ru

166

О)

Правовая культура субъектов общественного контроля в России

Аннотация: в статье интерпретируется понятие правовой культуры с точки О зрения правовой деятельности и правоприменительной практики действующих ^ институтов гражданского общества. Устанавливается, что формирование вы-^ сокой правовой культуры субъектов общественного контроля — одна из важных задач, стоящая перед современным российским обществом. Подчеркивается, что в современных условиях системные субъекты общественного контроля не готовы своевременно реагировать на ключевые факты общественной жизни и возглавить значимые общественные процессы. Автор полагает, что принципы развития

гражданского общества и демократии, стратегия укрепления правопорядка и законности во многом обусловлены качественным состоянием правовой культуры общественности.

Ключевые слова: гражданское общество, правовая культура, правовое сознание, социальная активность, общественный контроль, общественный совет.

Legal culture of subjects of public control in Russia

Abstract: the article interprets the concept of legal culture from the point of view of legal activity and law enforcement practice of existing civil society institutions. It is established that the formation of a high legal culture of subjects of public control is one of the important tasks facing modern Russian society. It is emphasized that in modern conditions the system subjects of public control are not ready to react in a timely manner to the key facts of public life and to lead significant social processes. The author believes that the principles of development of civil society and democracy, the strategy of strengthening the rule of law and the rule of law are largely due to the qualitative state

of the legal culture of the public. a

Keywords: civil society, legal culture, legal consciousness, social activity, public g

control, public Council. *

П - т

Правовая культура выступает одной из качественных :§

характеристик степени развития гражданского общества, находит- "

ся в прямой зависимости от состояния прав человека в обществе и сС

государстве. Культурно-правовая зрелость проявляется в верховен- ^

стве закона, в правовой активности граждан, приоритете челове- §

ка и его неотчуждаемых прав и свобод, защищенности публичных о

интересов, оказывает самое непосредственное влияние на качество ■§

принимаемых законов и их направленность, юридическую техни- §

ку и правоприменительную практику [1, с. 86]. Другими словами, |

правовая культура охватывает в своей совокупности все, что свя- a

зано с правом, всю систему правоотношений, которая сложилась ^

в государстве и обществе, определяет качественную характеристи- Т

ку правовой жизни общества. Составными частями этого феноме- g

на, по мнению С.С. Алексеева, является уровень правосознания, §

понимание и исполнение людьми юридических норм [2, с. 523]. ^

Большое значение формированию высокой правовой культуры 8

придается в основах государственной политики Российской Федерации | в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Приоритетным направлением государственной политики выступает 1

значимость патриотического, трудового, экологического и других ^

форм воспитания граждан, формирование их правовой культуры, и

взаимодействие государства с институтами гражданского общества a

[3]. В свою очередь в государственной молодежной политике такие ^

признанные базовые ценности и принципы жизни общества, как |

верховенство закона, приоритет прав и свобод человека и гражданина |

также закрепляются через систему всестороннего патриотического, §

культурно-духовного, созидательного развития молодежи, активного и

участия молодежных объединений и организаций в управлении делами государства [4]. В этом плане правовая культура напрямую зависит от уровня развития общества, принятых в нем ценностей и потребностей и не может существовать в отрыве от субъектов права, которые являются ее носителями, способными оказать конструктивное влияние на формирование гражданского сознания окружающих. Правовую культуру можно оценивать с позиций ее статики и динамики [5, с. 31], что характерно для современного гражданского общества, развития новых форм правовой деятельности граждан и возникновения различных сфер проявления гражданских инициатив.

Уровень правовой культуры и ее роль в гражданском обществе в Российской Федерации наглядно продемонстрировали события, произошедшие в июле 2019 г. В труднодоступных районах Красноярского края, Иркутской области, Якутии, Бурятии начались лесные пожары, которые стали синонимом экологической катастрофы и были потушены лишь к 30 сентября. Граждане, проживающие в этих районах, ^ проявляя активность в интернет-сообществах, в телекоммуникаци-^ онных средствах, стремились привлечь внимание государственных

0- органов федерального и регионального уровней.

g В ст. 45 Конституции Российской Федерации провозглашено,

0 что защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется ® государством. Законодательством гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее со-

j. стоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или _ имуществу экологическим правонарушением. Правовой механизм * реализации данных гарантий также имеется. Законодательно опре-

1- делена система органов государственной власти и общественных структур, способных претворить этот механизм в правовую жизнь.

^ В данном случае органы власти в течение длительного времени предпринимали должные меры не в полном объеме. Вместе с тем институты гражданского общества, общественные палаты субъ-§ ектов федерации, на территории которых все лето полыхали по-0Q жары, также реализовали свойственные им функции недостаточно

01 системно. Тем не менее активисты общественной организации «За чистое небо» в Красноярске инициировали несколько митингов. Перечисленные примеры показывают различный характер отно-

168 шения граждан к своей общественной деятельности и культуру их правового поведения.

2 Правовая культура определяет принципы и границы правового О поведения, которые основываются на уважительном отношении к ¡^ праву в силу внутреннего убеждения и установок, а не по причине

конформизма или пограничной ситуации, связанной с нежеланием наступления негативных правовых последствий. В этом прослеживается зависимость правомерного поведения от состояния правового сознания. Как любое объектовое понятие правовая культура состоит из структурных элементов. Определяющими элементами правовой

культуры являются: правосознание общества (граждан), характер правовой деятельности, степень развития системы юридических актов и сложившаяся практика. Правосознание выступает ключевым компонентом правовой культуры.

Правовое сознание, или правосознание, — это восприятие права, его понимание, отношение к правилам, условиям, порядку правовой деятельности со стороны граждан и общества в целом. Правосознание не только отражает социальную действительность, но и воздействует на нее. Оно связано с процессом социализации личности. Показателем уровня правосознания субъектов общественного контроля может являться положительная динамика правоприменительной практики, а также легальный характер юридического противодействия негативным социальным явлениям [6, с. 34—35]. Такой подход свидетельствует о наличии особого отношения общественника к правовым формам деятельности органов управления, а их оценке, характеристике, установлению социального статуса кон- § трольной деятельности. *

Более века назад в России уже происходило становление граждан- 1 ского общества, в основе которого стояли добровольные ассоциации, университеты и научные сообщества, городское самоуправление и и земства, предпринимательство, а также осуществлялась про- О фессионализация политического движения, развивалась культура * книгоиздания в сфере права [7, с. 23—25]. Сегодня предпринимается 3 достаточно много усилий для того, чтобы в современной России о сформировалось реальное гражданское общество, законодатель Ц активно формирует антикоррупционный механизм [8, с. 40—42], 3 принят Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», устанавливающий правовые основы о организации и осуществления общественного мониторинга и кон- * троля [9]. Значительный вклад в эти процессы вносит деятельность § Общественной палаты Российской Федерации, общественных советов "§ при органах государственной власти. Данные мероприятия способ- § ны формировать правовую культуру и правовой стиль деятельности * общественников. В

Российское законодательство закрепляет исчерпывающий | перечень основных субъектов контроля — Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов 169 Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных ^ органах исполнительной власти, общественные советы при зако- ^ нодательных (представительных) и исполнительных органах госу- | дарственной власти субъектов Российской Федерации. Полагаем, | что граждан Российской Федерации также допустимо относить к 3 субъектам общественного контроля. При этом в первую очередь в о отношении физических лиц, как участников (членов) коллективных

£

«л

субъектов общественного контроля, следует раскрывать характеристику их правовой культуры.

По своему содержанию правовая культура субъекта общественного контроля — это качество и ценностные характеристики правовой деятельности общественника в рамках широкого использования форм и средств общественного контроля, основывающиеся на высокой степени самоорганизации, дисциплине и ответственности в условиях признания, защиты и осуществления прав и свобод человека и гражданина. При этом эффективное функционирование гражданского общества возможно лишь в рамках сложившейся правовой культуры граждан и правового государства.

Как представляется, можно указать некоторые характеристики и особенности формирования правовой культуры субъектов общественного контроля в современный период.

1. Крайне важно устанавливать и развивать гражданское правосознание как основной элемент правовой культуры. При этом право-

^ сознание способно проявлять себя в процессе защиты прав и свобод ^ человека и гражданина, реализации гражданских инициатив, а

0- также в условиях соответствующей деятельности, например, в сфере ^ противодействия коррупции, при содействии в предупреждении и О разрешении социальных конфликтов. В свою очередь правосознание ® граждан, осуществляющих общественный контроль, в определенной ^ мере характеризуется патриотизмом, чувством долга, критичностью

мышления, позитивным отношением к правам человека, стремлением _ к укреплению правопорядка и законности в деятельности органов * власти.

1- 2. В рамках правовой культуры субъектов общественного контроля формируются правовые ценности, идеалы, стиль, социальное

^ назначение и иные качественные характеристики деятельности общественника. В этом плане конструктивным представляется надлежащее информационное сопровождение института общественного контроля, § обеспечение доступа граждан к открытым государственным информа-Щ ционным ресурсам [10, с. 53]. Кроме этого, правовая культура общественника способствует более качественному пониманию механизма и содержания правотворческой и правоприменительной деятельности органов власти и должностных лиц.

170

3. Правовая культура субъектов общественного контроля определяется на основе практики реализации их функций, целей и задач, а также посредством правоприменительной деятельности О вспомогательного характера, в которой эти субъекты участвуют. ¡^ Прежде всего правовая культура претворяется в соответствующих ^ формах осуществления общественного контроля: общественного мониторинга, общественной проверки, экспертизы, общественных обсуждений, общественных (публичных) слушаний и других форм взаимодействия граждан и государства. Стоит заметить, что каче-

ство правового взаимодействия институтов гражданского общества и государственного аппарата выступает специальным принципом правовой культуры граждан и характеризует зрелость российской общественности [11, с. 38]. От того, каким образом, в каком порядке, с какой интенсивностью и результатом реализуются те или иные формы общественного контроля, собственно, и характеризуется правовая культура общественника.

4. Уровень правовой культуры гражданского сообщества зависит от уровня правовой грамотности, опыта, ответственности и результатов правовой деятельности различных негосударственных структур (общественных объединений, общественных советов, предпринимательского, научного, молодежного сообщества). При этом крайне важно обратить внимание на возможную деформацию правовой культуры: правовой идеализм, правовой нигилизм, правовой популизм и пр. [12, с. 12]. Правовая культура общественника может деформироваться а и принимать искаженные формы в случае некомпетентности, анга- § жированности, пассивности члена общественного совета или иного * субъекта общественного контроля. 1

5. С учетом того, что институт общественного контроля претворяется в жизни российского общества не так давно, можно говорить " только о начале формирования правовой культуры субъектов обще- О ственного контроля и, прежде всего, граждан, включенных в эту * деятельность. При этом не исключается и оценка правовой культуры 3 коллективных субъектов общественного контроля: общественного о совета, группы общественного контроля и пр. Полагаем, что право- Ц вая культура представленного сектора общественной деятельности 3 находится на начальной стадии своего формирования и организаци- О онно-управленческой корреляции. о

Стоит отметить, что в настоящее время передовые институты * гражданского сообщества не всегда централизованно и эффективно § выражают свою волю и интересы, реагируют на происходящие в "§ обществе события, предлагают собственные модели социальных и § управленческих отношений. Полагаем, что высокий уровень право- * вой культуры субъектов общественного контроля, динамичность ее В развития являются достаточным основанием для успешного противо- | действия коррупции, модернизации правовой государственности, укрепления демократии, законности и правопорядка. 171

Список литературы: [

1. Семитко, А.П. Персоноцентристский подход к праву и правовой куль- ^ туре // Вестник Гуманитарного университета. — 2013. — № 1 (1). — С. 86—94. о

2. Алексеев, С.С. Собрание сочинений: в 10 т. / С. С. Алексеев. — М.: Статут, § 2010. — Т. 4: Линия права. Концепция: сочинения 1990-х — 2009 годов. — 544 с. §

3. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере | развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом § РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168) // Российская газета. — 2011. — 14 июля.

4. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р // Собр. законодательства Рос. Федерации.

- 2014. - № 50, ст. 7185.

5. Богатова, Е.В. Правовая культура: статика и динамика понимания // Философия права. - 2017. - № 4 (83). - С. 30-34.

6. Панченко, В.Ю. Юридическое противодействие и юридическое содействие как парные правовые категории // Lex Russica. - 2015. - Т. 109.

- № 12. - С. 30-42.

7. Демичев, А.А. Пути формирования гражданского общества в России: история и современность // Гражданское общество в России и за рубежом. -2018. - № 2. - С. 22-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Тепляшин, И.В. Нормативные правовые основы института общественного контроля: современное состояние // Современное право. - 2014. - № 8. - С. 39-42.

9. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федеральный закон от 21 июня 2014 г. № 212-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.09.2019).

10. Малько, А.В. Информационно-правовая политика в современ-Q ном обществе: сравнительный анализ / А.В. Малько, О.Л. Солдаткина //

Сравнительная политика. - 2019. - Т. 10. - № 1. - С. 42-58.

11. Безруков, А.В. Роль общественности в укреплении конституционного ^ правопорядка в России / А.В. Безруков, И.В. Тепляшин // Российское право: 4Q образование, практика, наука. - 2018. - № 3 (105). - С. 36-40.

щ 12. Матузов, Н.И. Правовой нигилизм как образ жизни // Правовая

g культура. - 2012. - № 1 (12). - С. 8-24.

I

с

о; §

о

GQ g

а

172

г» О

«V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.