Научная статья на тему 'Правовая культура преподавателя российского вуза в начале ХХI века'

Правовая культура преподавателя российского вуза в начале ХХI века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / CONSTITUTIONAL STATE / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIAL STATE / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / LEGAL CULTURE TEACHER / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LEGAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костина Наталия Ивановна

Рассматривается правовая культура преподавателей вузов России в начале ХХI века. Освещаются уровни правовой культуры, пути ее формирования, повышения правовой компетенции преподавателей вузов, что должно способствовать росту правосознания в студенческой среде, снижению правового нигилизма.The article deals with the legal culture of the Russian universities beginning of the XXI century. The author talks about the level of legal culture of University professors ways of its formation, the rise of the legal competence of University teachers, which should contribute to the growth of legal consciousness in the student's environment, reduction of legal nihilism and idealism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая культура преподавателя российского вуза в начале ХХI века»

УДК 371.5

Н.И. Костина,

Светлоградский филиал Института дружбы народов Кавказа (Ставропольский край)

Правовая культура преподавателя российского вуза в начале XXI века

Рассматривается правовая культура преподавателей вузов России в начале XXI века. Освещаются уровни правовой культуры, пути ее формирования, повышения правовой компетенции преподавателей вузов, что должно способствовать росту правосознания в студенческой среде, снижению правового нигилизма.

Ключевые слова: правовое государство, социальное государство, правовая культура, правовая культура преподавателя, правовая компетентность.

The article deals with the legal culture of the Russian universities beginning of the XXI century. The author talks about the level of legal culture of University professors ways of its formation, the rise of the legal competence of University teachers, which should contribute to the growth of legal consciousness in the student's environment, reduction of legal nihilism and idealism.

Key words: constitutional state, social state, legal culture, legal culture teacher, legal competence.

Условием построения современного демократического гражданского общества является высокий уровень правовой культуры населения. Тема правовой культуры очень актуальна, хотя в юридической литературе ей особого внимания не уделяет ся. Большая часть населения даже не имеет представления, что такое правовая культура.

В условиях борьбы с коррупцией и иными видами правонарушений в России большое значение имеет деятельность преподавателей высшей школы, их правовая культура. Преподаватель вуза, в особенности юридического вуза или факультета, выступает не только как главный субъект в образовании, но и как лицо, от которого зависит насколько верно и грамотно будет организован процесс правого воспитания, сформирована правовая культура студента. С него студенты в первую очередь берут пример. Поэтому от того, какова правовая культура преподавателя, зависит многое.

Что следует понимать под правовой культурой? Это должен решить сам преподаватель.

Правовая культура характеризуется многоплановостью, мно-гоаспектностью. Э.В. Кузнецов, И.В. Асеев рассматривали правовую культуру в широком и узком смыслах. Правовая культура в широком смысле - это совокупность элементов юридической надстройки в их реальном функционировании.

Правовая культура в узком смысле, отмечают они, - это явление, которое представляет раз© Костина Н.И., 2014

витость социальных качеств личности (субъекта права) и характеризует ее правосознание,уровень и характер овладения или преобразования ею своей социальной сущности, социального опыта [1].

Правовая культура - это обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющая собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению [5].

Т.В. Синюкова отмечает, что правовая культура - это сфера человеческой практики, которая представляет собой «совокупность правовых норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих социо-правовую функцию ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации)» [6, с. 473].

В юридической литературе существует множество подходов к

определению понятия «правовая культура». И.А. Иванникова, например, выделяет деятельностный и ценностный подходы. Опираясь на деятельностный подход, она считает, что «правовая культура - это часть общей культуры, представляющая собой деятельность и результаты деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, выражающихся в правовых заповедях, символах, нормах, оценке этих явлений и духовных продуктов жизнедеятельности, их влияния на юридически значимое поведение субъектов» [4].

Правовая культура в условиях социального формирования политических и правовых идей, норм и принципов, представляющих ценности мировой и национально-правовой культуры, отражает правовое образование. Правовая культура общества нуждается в систематическом стимулировании и позитивном социальном развитии [3].

Основу образования составляют система знаний и понимание

права. В настоящее время развитие высшего профессионального образования обусловлено повышением требований к квалификации преподавателей. В отличие от предыдущего столетия, право, например, преподают сейчас не в общем смысле, а в развернутом плане, так как нужны твердые знания об юридических нормах, способах их защиты. Поэтому большое значение имеет повышение правовой культуры всех граждан общества. Зачастую профессиональная некомпетентность приводит к многочисленным правонарушениям, которые происходят от незнания закона, глупости, игнорирования или ущемления прав и интересов граждан, что причиняет ущерб обществу и государству.

Правовая культура - условие успешного выполнения преподавателем его профессиональных функций: обучения, образования, воспитания. Чем выше уровень правовой культуры преподавателя вуза, тем эффективнее осуществляется процесс развития личности обучаемых. Сегодня педагогическое образование является одним из ведущих направлений подготовки кадров в вузах. Оно определяется способностями организовать процесс обучения, иметь не только теоретические знания, но и практические. Педагогическая деятельность постоянно должна совершенствоваться.

Выделяют несколько уровней сформированности правовой культуры преподавателя вуза.

1. Низкий уровень правовой культуры. Проявляется в вынужденном исполнении правил поведения, понимании необходимости правовой культуры в образовании, позитивном отношении к правовым знаниям и опыту.

2. Средний уровень правовой культуры. Это соответствие поведения преподавателя вуза правовым нормам.

3. Высокий уровень правовой культуры. Это владение правовыми знаниями, активное соблюдение норм права, использование правовыхзнаний.

Важная задача системы образования - формирование высокого уровня правовой культуры, проявляющейся в отношении к праву как неукоснительной ценности и соблюдении правил поведения в любых жизненных ситуациях [2].

Правовая культура связана с духовной, политической и другими видами культур. Она играет важную роль в реализации принципа права «не запрещенное законом дозволено». Субъект (человек), не владеющий правовой культурой, может встать на путь злоупотреблений этим принципом, т.е. не сможет определить, что разрешено, а что запрещено. Не обладая знаниями в области права, не соблюдая прав поведения, нельзя решить ни одного вопроса. Правовая культура требует высокого правотворческого уровня и достаточного уровня правового мышления.

Приведем проблемы, которые мешают формированию правовой культуры в современном российском обществе.

1. Низкий моральный уровень большей части общества, вызванный его расслоением, ростом конкуренции и потребительскими настроениями.

2. Недостаточность правовых знаний, что во многом связано с перманентными изменениями законов и кодексов.

3. Несоответствие нормативно-правовых актов условиям реальной жизни населения.

Чтобы решить эти проблемы, необходима такая политика государства, которая направлена на повышение уровня правовой культуры общества. Ее можно реализовать с помощью фильмов, искусства, средств массовой ин-

формации, правотворчества, художественной литературы.

Для любого человека важной культурной ценностью выступают право и законы. Законы - результат завоеваний многих цивилизаций. Они способны формировать право. На основе законов издаются подзаконные нормативные правовые акты, формируются новые правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. С их помощью закрепляются поступки, отношения, соответствующие стандартам правовой культуры, создаются государственные органы, которые обладают правовой культурой и несут ее массам.

Теперь остановимся на правовой компетентности преподавателя высшей школы, так это входит в задачи исследования, отраженного в настоящей статье. Правовая компетентность преподавателя вуза включает эффективное использование в своей профессиональной деятельности нормативно-правовых актов для решения соответствующих профессиональных задач. К нормативно-правовым актам относятся: Конституция Российской Федерации, конституционные и федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и органов управления образованием, Конвенция о правах ребенка, основные нормативные правые акты, которые регламентируют деятельность государственно-управленческих, образовательных, педагогических, правоохранительных органов и учреждений. Развитие правового государства и формирование гражданского общества в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть реализованы такие базовые ценности общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемые права и свободы.

Преподаватели вуза должны обладать профессиональным правосознанием, так как именно они являются носителями идеи гражданского общества, правовых знаний. Правовое сознание преподавателя вуза есть совокупность правовых знаний, идей, убеждений, представлений, взглядов о праве. Основой правовой компетентности преподавателя вуза выступает правосознание.

По нашему мнению, в современный период одной из ведущих задач образования является развитие правовой компетентности преподавателя вуза. В процессе формирования правовой компетентности преподавателя вуза студентам передаются знания, умения в сфере правовых отношений, что способствует правовой социализации личности преподавателя вуза в обществе. В процессе повышения правосознания и правовой культуры правовая компетентность должна формироваться последовательно.

Мерами, способствующими развитию компетентности преподавателя вуза, являются повышение качества правовых знаний, умений, поднятие уровня правовой грамотности преподавателей, проведение научно-исследовательских мероприятий. От уровня правовой компетентности зависят преодоление правового нигилизма, повышение уровня правовых знаний преподавателей, ответственности, уважительное отношение к закону.

Преподаватель университета должен обладать правовой компетентностью и иметь не только теоретическое представление о нормах жизни, но и применять их в практической деятельности. Задачами преподавателя вуза являются выработка у обучающихся чувства права, воспитание их для жизни в правовом демократическом государстве и гражданском обществе. Все это будет способствовать тому, что

студенты будут обладать определенными правовыми знаниями и умениями, у них сформируется система демократических ценностей. Именно преподаватель вуза регулирует приобретение студентами правового опыта, руководит процессом социализации молодого поколения в студенческие годы. Правовая компетентность преподавателей вуза должна способствовать росту правосознания, борьбе с правовым нигилизмом, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, а также построению правового государства с развитым гражданским обществом.

Современный вуз может развиваться и удовлетворять потребности общества только при хорошем преподавателе, от деятельности которого во многом зависят результаты обучения и воспитания. Его роль и работа не ограничиваются только аудиторными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Творческая деятельность преподавателя вуза строится на опережении, постоянном творческом поиске всех возможных вариантов взаимодействия со студентами. Достоинства преподавателя включают в себя разнообразные качества и черты профессионала - педагога, помогающие ему оказывать положительное влияние на развитие личности студентов и добиваться оптимальных результатов в обучении и воспитании представителей новых поколений. Безупречное владение своей специальностью - это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество преподавателя, как имидж. На третьем - умение общаться с людьми. Проблема выбора пути встает перед студентом тогда, когда он еще не обладает жизненным опытом. Преподаватель должен ориентироваться в современном мире для того, что-

бы студент получил нужную профессию

Наша актуальная социальная цель - создание гражданского общества. Поэтому университет призван сохранять и развивать многообразие содержания и форм воспитательной деятельности в высшем образовательном учреждении, формировать ценностно-идеологическую общность участников образовательного процесса, основанную на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров, характерных для российской культуры.

Начало и конец века - особое время. В этот период происходит значительный рост рефлексивной активности - хочется многое глубоко и детально осмыслить, понять, оценить. При этом взор направляется не только и не столько на прошлое и настоящее, сколько устремляется в будущее.

Наиболее значимыми разработками российских специалистов в сфере образования становятся концепции, проекты, программы. Кредо современного преподавателя вуза актуально на протяжении многих столетий, так как в этих простых истинах заложены концепция, программа преподавательского труда, его общественная польза и значимость. Главными составляющими успешного преподавательского труда являются владение своим предметом, глубокое знание содержания преподаваемого курса, применение эффективных педагогических технологий в образовательном процессе. Вуз создается кропотливым трудом педагога, а славу ему приносят студенты. Преподаватель - это главная фигура в образовательном процессе. Он - профессионал «не ходит на работу», не отбывает учебные часы, а совместно со студентами проживает и переживает все, что происходит каждый день в вузе.

С целью профессиональной подготовки и проведения аудиторных занятий преподаватель вуза старается знать все или многое о современных достижениях наук, которые преподает.

Изменения, происходящие в социально-политических, экономических условиях жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на высшие учебные заведения. В настоящее время у них есть возможность преобразовать свою систему образования, расширив возможности выбора каждым студентом своего жизненного пути.

Выпускники институтов, академий, университетов должны осознавать, что сегодня в условиях рынка добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при безработице.

Проблема выбора пути встает перед студентами тогда, когда они, не обладая жизненным опытом и находясь под воздействием возрастающего потока информации, сталкиваются с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения.

Таким образом, современный преподаватель вуза должен быть очень компетентной личностью, свободно ориентироваться в мире современных профессий.

Преподаватель вуза - это особая профессия, потому что с ним всегда находится коллектив людей: студенты, родители, коллеги по работе. При контакте с окружающими людьми ему нужно учитывать такие аспекты, как внешний облик, зоны общения, умение вести разговор и при этом создавать приятную и доброжелательную атмосферу. Если преподава-

тель в университете общается со студентами на повышенных тонах, то это ведет к непротокольному поведению, что унижает репутацию преподавателя.

Следующим качеством, которым должен обладать преподаватель вуза, - это его имидж. Преподаватель, занимающийся созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и профессиональнее работает. Университет никогда не предназначался только для того, чтобы научить. «Поставить на крыло» - это одна из задач преподавателя и родителей. Когда у студента есть «крылья», преподаватели и родители могут надеяться, что он найдет свое место в жизни.

Воспитать «крылатого» человека может только «крылатый» родитель и преподаватель, воспитать счастливого может счастливый, а современного человека - только современный человек. Работа над имиджем - это творческий процесс. Имидж - это знак, символ, являющийся частью нашего «Я».

В том случае, если преподаватель вуза случайно допустил бестактность, ошибся при объяснении материала на лекции или поставил неправильно ударение в словах, лучше извиниться и посмеяться или пошутить над собой. Самым лучшим способом расположения к себе людей является публичное признание своих недостатков. Работу над своим имиджем необходимо начинать с попыток осознания себя источником положительного и отрицательного. Необходимо поверить в доброжелательность вселенной и доброго человека, проявить позитивное отношение к жизни и уметь радоваться ей.

В настоящее время университетские библиотеки не в состоянии приобретать не только журналы, но и научно-методические пособия. Годами не обновляются фонды учебной, методической литературы.

Современный преподаватель больше воспитатель, нежели педагог. Воспитание - это системная деятельность педагогов, родителей по созданию условий, которые способствуют всестороннему саморазвитию, самосовершенствованию студентов.

Не гарантируют успешного самоопределения в реальной жизни одни только фундаментальные и прочные знания, которые необходимы как для студента, так и для любого современного человека, хотя они должны способствовать достижению высокого уровня в различных сферах. Современное высшее образовательное учреждение - это институт воспитания студентов.

Приоритетом в образовании всегда было воспитание, которое есть и должно оставаться основой педагогической деятельности. Важнейшей задачей воспитания является формирование у студентов университетов гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В настоящее время не уделяется должного внимания воспитательному потенциалу учебного процесса, поэтому его повышение призвано улучшить эффективность решения университетом воспитательных задач. Возрастающая роль воспитывающей функции дисциплин университетского цикла согласуется со стратегией модернизации образования, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования.

Модернизация системы высшего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, позволяющего обеспечивать духовно-нравственное становление студентов, их подготовку к жиз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.