_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
тем, образовательные услуги оказываются также в рамках индивидуальной педагогической деятельности.
Во-вторых, существует проблема определения качества оказываемых образовательных услуг. В силу специфики, образовательная услуга не оставляет осязаемого результата, поэтому документы о получении образования, являясь вещью материального мира, как представляется, - это лишь форма выражения оказанной услуги.
Определенной спецификой обладают также образовательные услуги, оказанные негосударственными образовательными организациями по договорам с органами управления образованием.
Еще одна специфическая черта образовательных правоотношений - в том, что их правовая природа не позволяет применять санкции, свойственные административному, уголовному, в определенной мере гражданскому, трудовому законодательству.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что наличие вышеперечисленных специфических признаков у договора оказания образовательных услуг обусловливает его выделение в качестве самостоятельного подвида договора, имеющего специальный правовой режим, который, как представляется, должен быть установлен в рамках законодательства об образовании. Список использованной литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 6 апреля 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 7 февраля 2011г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.
4. Потапенко В.С. Правовое регулирование социальной услуги в сфере образования: Ав-тореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2008.
5. Яковлев В.Ф. Выступление на III сессии Европейско-Азиатского правового конгресса // Российский юридический журнал. - 2009. - № 4.
© Гусева А.А., 2016
УДК 340.12
А.В. Демидов
К.ю.н., старший преподаватель, кафедры ТГП, Санкт-Петербургский университет МВД Россия, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
СУБЪЕКТОВ ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА
Аннотация
Статья посвящена обоснованию значимости правовой культуры в процессе стабилизации общественных отношений, а также определению её особой роли в обеспечении правомерного поведения субъектов частного и публичного права.
Ключевые слова
Правовая культура, правоотношение, правомерное поведение; публичное право; частное право.
Особое значение правовой культуры в процессе стабильного регулирования социальных отношений, сложившихся в современной России, определяется, прежде всего, тем, что с её помощью устанавливаются нравственно-правовые пределы, ограничивающие и вместе с тем гарантирующие свободу поведения
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
субъектов общественных отношений. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что основной установкой правовой культуры является обеспечение баланса сил и интересов членов общества, что, в свою очередь позволяет обеспечивать стабильность общественных отношений и создать условия для их развития. Достижение подобного рода баланса связывается с наличием системы правил поведения, регламентирующих отношение людей друг к другу и к окружающей естественной среде обитания. В указанных правилах определяются масштабы возможного и должного поведения. При этом наиболее важные для общества правила объявляются общезначимыми, а их реализация и охрана предполагает возможность принудительного обеспечения. Возникновение таких правил, по сути, означает рождение права. Следовательно, правовую культуру определить как сформировавшуюся в процессе социального развития информационно-коммуникативную, регулятивно-охранительную среду человеческой жизнедеятельности, в основе которой лежит право и которая обеспечивает правомерное поведение большинства членов общества.
По мнению автора, обеспечение социально необходимого уровня правовой культуры возможно только при условии, что права и обязанности субъектов правоотношений, в роли которых выступают не только граждане и общественные организации (субъекты частного права), но и государственные органы, должностные лица - представители государственной власти, само государство - как специфический субъект публичного права), реализуются на основании следующих принципов «Разрешено все, что не запрещено законом» (в отношении граждан) и «Запрещено все, что прямо не разрешено законом» (для представителей государственной власти).
Естественно, что властные полномочия по ограничению субъективных возможностей (осуществляемые в целях обеспечения общественного порядка и безопасности) должны принадлежать только властным структурам, образованным и функционирующим в соответствии с волей всего народа. Необходимо помнить, что, передавая своим представителям часть властных полномочий с возможностью ограничения прав и свобод, члены общества не утрачивают возможности влияния на деятельность представителей государственной власти и после ее избрания. В законодательстве закрепляется система гарантий законного и обоснованного действия государственных предписаний, так как «возможность применения каких бы то ни было ограничений в области соблюдения прав и свобод личности по соображениям обеспечения интересов общества в целом ... всегда таит в себе угрозу, если даже не злоупотреблений, то, во всяком случае, возможности принятия несоразмерных охраняемому общественному интересу ограничительных мер» [1, с. 86]. В данном случае, можно согласиться с точкой зрения Л.И. Спиридонова, по словам которого «постоянное стремление государственной власти подчинить себе общество вызывает обратную реакцию, выражающуюся в попытках поставить государство под контроль права» [2, с. 112]. Принимая во внимание склонность политической власти к различным злоупотреблениям, необходимо подчеркнуть, что для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные проявления, возводящие заслон незаконному использованию власти, ведущему к попранию прав и свобод человека и гражданина и, как следствие, к усилению процессов, негативным образом воздействующих на социально-политическую ситуацию.
Закрепление подобных рамок, должно осуществляться в двух направлениях. Во-первых, необходимо совершенствовать нормативное регулирование порядка возникновения, изменения, прекращения правоотношений (и, в первую очередь, так называемых властеотношений), а во-вторых, следует предпринимать все возможные меры для формирования индивидуальной правовой культуры и правосознания с глубокой внутренней убежденностью в том, что реальность права измеряется не только закреплением тех или иных положений в законе, но и субъективной полезностью правомерного поведения, в рамках которого, любой субъект права получает возможность реализовать свои позитивные интересы.
Принимая о внимание всё вышеизложенное нужно особо подчеркнуть то, что формирование уважительного отношения к праву должен протекать на всех уровнях как среди подвластных, так и среди властвующих. Автор полагает, что в основу правомерного поведения положены два основных фактора: уважение к праву с осознанием общесоциальной и индивидуальной полезности правомерного поведения, а также опасение понести ответственность за поведение противоречащее правовым установкам (нормам права) [3, с. 36].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070
Причем, если для подвластных право может выступать и в качестве стимула (жить по праву полезно для самого субъекта и для тех, кто его окружает), и в качестве ограничителя (нарушать право нельзя, так как за правонарушение предусмотрено наказание), то для самой власти, возможность подвергнуться наказанию за правонарушение, а, следовательно, и страх перед наказанием минимизированы. Если же страх отсутствует, то подчинение себя праву может носить только добровольный характер (состояние самоограничения правом). Получается, что до тех пор, пока власть не поймет жизненную важность правового самоограничения, правомерное поведение и, следовательно, правопорядок и основанная на правопорядке стабильность общественных отношений будут связываться у подвластных преимущественно со страхом перед возможным наказанием за поведение, квалифицируемое властью в качестве противоправного. В данной ситуации общественный порядок не может быть стабильным, поскольку тогда, когда страх утрачивает свое значение в качестве сдерживающего фактора, а реального уважения к правовым регуляторам у представителей общества не выработано, право утрачивает верховенство и замещается неправовыми регуляторами.
Список использованной литературы:
1. Мюллерсон Р.А. Права человека и гражданина: идеи, нормы, реальность. М., 1991.
2. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995.
3. Ромашов Р.А. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия: Сборник избранных статей. СПб., 2004.
© Демидов А.В., 2016
УДК 347.133
В.С. Джемесюк
студентка 2 курса Института прокуратуры РФ Саратовской государственной юридической академии
И.Д. Минивалеев
студент 2 курса Института прокуратуры РФ Саратовской государственной юридической академии Научный руководитель: А.В.Красикова к.ю.н., доцент кафедры гражданского и семейного права Саратовской государственной юридической академии г. Саратов, Российская Федерация
ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА ОСПАРИВАНИЕ СДЕЛОК, СОВЕРШЕННЫХ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАБЛУЖДЕНИЯ
Аннотация
В настоящей статье рассматривается использование доктрины заблуждения при оспаривании гражданско-правовых сделок. Предлагается ограничительный подход к применению ст. 178 ГК РФ. Анализируется экономическая выгода рекомендуемых изменений.
Ключевые слова
Оспаривание сделок, доктрина заблуждения, недобросовестность контрагента, ошибка добросовестной
стороны, ограничение оспаривания
На сегодняшний день ст. 178 Гражданского кодекса РФ об оспаривании сделки, совершенной под