Голубихина Наталья Валерьевна Назарова Екатерина Александровна
Правовая информация
как элемент коммуникативного процесса
в обществе XXI века
Современное общество XXI в. с каждым годом все сильнее погружается в пространство информационно-компьютерных и интернет-технологий. В результате этого процесса интенсифицируется информационно-коммуникационное воздействие на людей. В условиях постоянно возрастающих объемов распространяемой информации на фоне происходящей виртуализации социальных действий и взаимодействий объективно осложняется процесс передачи знаний, опыта, идеалов, ценностей от старших поколений к младшим, только вступающим во взрослую жизнь. Данная тенденция в полной мере относится и к правовой социализации, в основе которой оперирование правовой информацией, передача знаний и опыта старших поколений, связанных с правом. Снижение качества правовой информации неизбежно сказывается и на эффективности правовой социализации, что составляет основу весьма актуальной на сегодняшний день гносеологической проблемы, от решения которой зависит успешное функционирование нескольких социальных институтов, прежде всего государства.
Ключевые слова: трансформирующееся общество, информационные технологии, Интернет, социализация, правовая социализация, молодежь, право, правовая информация.
Legal information as an element of the communicative process in the society of the XXI century
The article notes that the modern society of the XXI century is increasingly immersed in the space of information, computer and Internet technologies every year. As a result of this process, the information and communication impact on people is intensified. In the conditions of constantly increasing volumes of disseminated information against the background of the ongoing virtualization of social actions and interactions, the process of transferring knowledge, experience, ideals, values from older generations to younger ones just entering adulthood is objectively complicated. This trend fully applies to legal socialization, which is based on the operation of legal information, the transfer of knowledge and experience of older generations related to law. The decline in the quality of legal information inevitably affects the effectiveness of legal socialization, which is the basis of a very relevant epistemological problem, the solution of which depends on the successful functioning of several social institutions and, above all, the state.
Keywords: transforming society, information technologies, the Internet, socialization, legal socialization, youth, law, legal information.
Без информации и возникающей на ее основе коммуникации невозможно существование общества. Именно коммуникация - один из ключевых социальных институтов. Ряд исследователей, например А. Моль [1], полагает, что культура выступает неким набором информационных кодов, сообщений, которые затем, распространяясь на общество и его отдельные структурные элементы, обеспечивает социальную гармонию, порядок, стабильность. Коммуникация, по мнению исследователей, представляет собой: а) средство связи любых объектов материального и духовного мира; б) процесс общения, т.е. передачу информации от человека к человеку; в) передачу информации и обмен ею в обществе в целях воздействия на него [2].
На протяжении веков в обществе коммуникация выступала связующим звеном между различными структурными элементами, системами, подсистемами, институтами и т.п. Со временем менялись лишь формы и способы осуществления коммуникации. Так, канадский исследователь М. Маклюэн утверждал, что человечество прошло три стадии развития, обусловленных использованием того или иного типа коммуникации (устная, письменная, электронная/аудиовизуальная) [3]. Коммуникация выступает тем институциональным элементом, который позволяет осуществлять интеграцию различных акторов в единое социальное пространство.
Как отмечает Ю. Подгорецки, «в человеческом обществе коммуникация осуществляется
98
между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем (языков). Между людьми коммуникация происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон. Коммуникация - необходимая предпосылка функционирования и развития всех социальных систем, так как обеспечивает связь между людьми, позволяет накапливать и передавать социальный опыт» [2].
Исследователи всесторонне описали облик коммуникативного процесса, его структуру, основные функции. Наибольший вклад в теоретическое осмысление коммуникативного процесса внесли К. Шеннон и Р. Якобсон. Именно Шеннон предложил схему коммуникативного акта в середине XX в. Данная теория затем была развита Р. Якобсоном, который выделил следующие основные компоненты коммуникативного акта:
1) адресант (автор высказывания),
2) адресат (получатель информации),
3) сообщение, текст (в устной или письменной форме, а также в невербальной форме),
4) референция (содержание сообщения),
5) код - общий язык для адресанта и адресата, понятный им обоим [4, с. 189-196].
Разработанная Шенноном и Якобсоном теоретическая модель является в целом универсальной, с некоторыми незначительными исключениями. Основные социальные процессы, в том числе преемственность и смена поколений, осуществляются посредством социализации и инкультурации. Передача социального и культурного опыта, знаний происходит именно при помощи коммуникации, которая, в свою очередь, может быть эффективной или неэффективной.
Как полагает Е.Ю. Гончарук, «понятие "эффективность" все чаще упоминается в исследованиях разных аспектов человеческой деятельности, включая коммуникацию. Исходя из определения эффективной коммуникации, а также параметров, участвующих в акте коммуникации, любую коммуникацию можно оценить с точки зрения степени эффективности» [5].
Анализ эффективности коммуникативного процесса во многом обусловлен тем, что в его структуре имеет место симбиоз разнообразных феноменов, явлений, технологий и т.п. Среди различных элементов особое место занимает право как коммуникативный феномен общества. Как полагают исследователи, «наряду
с информационными и коммуникационными технологиями, находящимися в основании современного общества, особую роль призвано выполнять право, которое в данной миссии присутствует весьма многопланово. Здесь реализуются как общесоциальные, так и специально-юридические функции права. Право и есть специальный вид социальной информации, доступ к которой определяет статус социального субъекта, уровень и характер его влияния на социальные процессы» [6].
Право как элемент духовной жизни общества проникает в коммуникационную среду социума, принимая форму правовой информации. По мнению О.Ю. Рыбакова, «правовая информация - разновидность социальной информации общества, охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права» [6]. Как полагает С.С. Пискунова, «правовая информация - это совокупность сведений, данных нормативно-правового характера, которые касаются содержания норм права, представлений, идей, концепций, чувств, выражающих субъективное отношение людей к правовым предписаниям и связанным с ними явлениям, непосредственно воздействующим и влияющим на действия и поведение граждан и в то же время средство формирования правосознания российских граждан, как его неотъемлемый атрибут, составляющий основу формирования правосознания на всех уровнях (индивид, группа, коммерческая структура и т.д.) и позволяющий овладеть правовыми знаниями в виде специального понятийного аппарата для выбора варианта поведения в юридически значимых ситуациях» [7].
Правовая информация, проникая в коммуникационную систему в различных формах, выполняет ряд важных функций в обществе. В этом ракурсе правовая информация становится правовой коммуникацией, реализующей цели воздействия на широкие слои населения. Выступая как элемент духовной жизни общества, который содержит в себе широкий набор сведений о праве, правовая коммуникация оказывает влияние на процесс вхождения молодежи во взрослую жизнь. Посредством правовой коммуникации государство, его подсистемы и организации, а также общество оказывают воздействие на социализацию подрастающих поколений.
Одной из наиболее важных выступает правовая социализация подрастающих поколений. Т.А. Радченко отмечает, что правовая социализация - это «процесс освоения личностью стандартов нормативного, правомерного
99
поведения. Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности. Правовая социализация заключается в усвоении индивидом норм и правил социального существования в данном обществе» [8]. Этот процесс основывается на правовой информации, которая выступает его центральным элементом. Правовая социализация невозможна, если социализирующийся индивид в силу различных причин не способен усваивать правовую информацию. Таким образом, в этом случае мы имеем дело с неэффективностью процесса коммуникации между агентами правовой социализации и социализирующимися индивидами. Одной из основных задач науки при развитии отмеченной проблемной ситуации выступает именно поиск и всесторонняя характеристика факторов, снижающих эффективность правовой коммуникации, а следовательно, и правовой социализации.
При этом необходимо принимать во внимание и тот факт, что одним из центральных элементов правовой социализации в современных условиях выступает формирование правосознания социализирующихся граждан. С точки зрения исследователей, в данном случае мы имеем дело с «информационным процессом в различных количественных и качественных изменениях. Именно в процессе правового информирования граждане получают необходимую информацию о нормах права, правовых теориях, концепциях, деятельности юридических органов, функционировании правовых механизмов» [7]. Посредством трансляции правовой информации осуществляется правовая коммуникация, которая, в свою очередь, выступает основой социализации подрастающих поколений.
Важность правовой информации в процессе интеграции подрастающих поколений во взрослую жизнь связана с тем, что ее «семантическим ядром являются правовые идеи, сформированные правовой доктриной и востребованные в практике управления общественными отношениями, т.е. ставшие основой правовой политики, специфической деятельности правовых субъектов, направленных на совершенствование права, управления его развитием» [6].
Значимость правовой коммуникации и в целом процесса правовой социализации, базирующегося на качественной, объективной информационной основе, не вызывает сомнений. Без стабильной правовой социализации будут нарастать дисфункциональные и дезорганизационные процессы, последствия которых не только лежат
собственно в правовой плоскости, но и распространяются на все общество в целом, поскольку правовая дезинтеграция молодежи с неизбежностью приведет и к социальной дезадаптации.
Особенно важно качество информации в условиях современного постиндустриального общества, где ведущее значение имеют Интернет и информационно-компьютерные технологии. Однако парадокс современного социума состоит в том, что качество информации с каждым годом постепенно снижается. Эта закономерность связана с информационной перегрузкой и общей «захламленностью» информацией, в том числе и правовой. В таких условиях сознание подрастающего поколения оказывается в ситуации, когда усвоение информации ставится под угрозу, следовательно, снижается эффективность коммуникативного процесса и возрастают риски недостижения коммуникатором поставленных целей (в роли коммуникатора при этом выступают государство, старшие поколения, система образования и др.). В свою очередь, низкая эффективность коммуникации имеет очевидную корреляцию со снижением качества социализации и в целом процесса преемственности и смены поколений.
Повышенное внимание исследователей заслуживает еще одна проблема. Речь идет о так называемой «вредоносной информации». В отличие от информационной энтропии и перегруженности сознания аудитории как факторов снижения эффективности коммуникации, в данном случае имеет место целенаправленная деятельность коммуникаторов по созданию и распространению подобной информации. Такая деятельность не всегда может иметь умышленный характер в аспекте оказания деструктивного воздействия, Например, субъекты коммуникации имеют склонность злоупотреблять широкой свободой действий в глобальной информационной сети Интернет. Еще большую опасность представляют различные экстремисты, радикалы и другие агрессивные коммуникаторы, умышленно преследующие цели оказания негативного воздействия на сознание аудитории, особенно молодежи.
В.С. Маурин определяет вредоносную информацию как посягающую на жизненно важные интересы личности, общества и государства, характер и степень общественной опасности от воздействия которой обусловливают необходимость принятия государством мер, обеспечивающих надлежащую правовую защиту от ущерба, наносимого этим субъектам в результате ее распространения. Подобная информация дифференцируется следующим
100
образом: а) ненадлежащая реклама; б) информация, посягающая на честь, достоинство и деловую репутацию; в) непристойная информация или порнография; г) информация, возбуждающая дискриминацию прав и законных интересов личности; д) информация, оказывающая неосознаваемое негативное воздействие на здоровье людей [9].
Таким образом, данная характеристика вредоносной информации (как и иные, предложенные исследователями) показывает, что в современном информационно-коммуникационном пространстве имеются широкие пласты информации, которые в той или иной мере соответствуют индикаторам «вредоносной». Поскольку общее число индикаторов и их ва-лидность применительно к той ли иной проблемной ситуации нередко вызывают дискуссии со стороны исследователей, возникает немало научно-практических проблем. Прежде всего, вредоносная информация, проникая в коммуникационное пространство и становясь элементом правового коммуникативного процесса, оказывает отрицательное воздействие на процесс усвоения знаний о праве, зачастую выступает неким антиподом правопорядка и законности. Именно вредоносная информация - один из основных факторов снижения эффективности правовой коммуникации в современном российском обществе. При этом агенты правовой социализации оказываются ограничены в средствах и методах борьбы с вредоносной информацией. Одна из основных причин сложившейся ситуации - объективные характеристики постиндустриального информационного общества с его перегруженностью сообщениями, определенным информационным «хаосом», энтпорией. Регулятивные и тем
1. URL: http://socium.ge/downloads/ komunikaciisteoria/mol_sociodinamika_cult-l.pdf (дата обращения: 10.08.2021).
2. Подгорецки Ю. Социальная коммуникация - наука XXI в. //Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 2. С. 157-163.
3. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. 2-е изд. М., 2013.
4. Якобсон Р. О. Некоторые вопросы лингвистической семантики: доклад на ученом совете Института русского языка АН СССР // Незабытые голоса России: Звучат голоса отечественных филологов. М., 2009. Вып. I. С. 189-196.
5. Гончарук Е.Ю. Анализ коммуникации по степени ее эффективности // Вестник Че-
более запретительные меры зачастую оказываются неэффективными. Еще один аспект проблемы связан со сложностью правовой коммуникации, в основе которой информация о праве, которая тяжело воспринимается обыденным сознанием, не рассматривается людьми как жизненно необходимая и т.д. Это также усиливает риски неэффективности правовой коммуникации в современном обществе.
Подводя некоторые итоги, целесообразно заметить, что правовая информация выступает важным элементом коммуникативного процесса в современном обществе. Во-первых, этому способствует сам характер современной социальной системы, где информация, информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии выходят на первый план, а виртуальная реальность начинает сосуществовать одновременно с повседневной, физической. Во-вторых, правовая коммуникация, которая осуществляется посредством оперирования правовой информацией, имеет первостепенное значение в ходе социализационного процесса, особенно правовой социализации. В связи с этим эффективность правовой коммуникации выступает необходимой предпосылкой социального порядка и стабильности, позволяет успешно социализировать молодежь, закрепить в ее сознании ключевые установки, ценности, модели правомерного поведения, добиться интеграции права в систему личностных социокультурных координат. Именно поэтому факторы, снижающие эффективность правовой коммуникации, особенно вредоносная информация и другие подобные явления, феномены, подлежат всесторонней научной оценке - как на общетеоретическом, так и на эмпирическом уровнях.
1. URL: http: //socium.ge/downloads/ komunikaciisteoria/mol_sociodinamika_cult-l.pdf (date of access: 10.08.2021).
2. Podgorecki, Jôzef. social communication: a field of study for the XXI century // Historical and socio-educational thought. 2015. Vol. 7, No. 2. P. 157-163.
3. McLuhan, M. Gutenberg Galaxy. Becoming a typist. 2nd ed. Moscow, 2013.
4. Jacobson, R.O. Some questions of linguistic semantics. Report to the Academic Council of the Institute of the Russian Language of the Academy of Sciences of the USSR // Unforgotten voices of Russia: The voices of Russian philologists are heard. Moscow, 2009. Iss. I. P. 189-196.
5. Goncharuk, E.Yu. Analysis of communication by the degree of its effectiveness // Bulletin of
101
лябинского государственного университета. 2014. № 26. С. 30-33.
6. Рыбаков О.Ю. Правовая информация как условие реализации современной российской правовой политики // Журнал российского права. 2015. № 4. С. 105-112.
7. Пискунова С. С. Правовая информация как средство формирования правового сознания граждан: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
8. Радченко Т.А. Правовая социализация личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионо-ведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 4. С. 192-199.
9. Лукина Е.И. Вредоносная информация: сущность и содержание понятия // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2016. № 4. С. 256-259.
the Chelyabinsk State University. 2014. No. 26. P. 30-33.
6. Rybakov, O.Yu. Legal information as a condition for the implementation of modern Russian legal policy // Journal of Russian law. 2015. No. 4. P. 105-112.
7. Piskunova, S.S. Legal information as a means of forming the legal consciousness of citizens: diss.... Candidate of Law. Moscow, 2004.
8. Radchenko, T.A. Legal socialization of the individual // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies. 2010. No. 4. P. 192-199.
9. Lukina, E.I. Malicious information: essence and content of the concept // Gaps in Russian legislation. Legal journal. 2016. No. 4. P. 256-259.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Голубихина Наталья Валерьевна, кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612581426;
Назарова Екатерина Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583414.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
N.V. Golubikhina, Candidate of Law, Deputy Chief of the Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612581426;
E.A. Nazarova, Candidate of History, Assistant Professor of the Department of Theory and History of Law and State, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583414.
102