Карнаушенко Леонид Владимирович
Правовая идеология как инструмент государственной молодежной политики: проблемные аспекты
Реализация государственной молодежной политики в современной России имеет весьма существенное значение для прогрессивного развития социума, укрепления социального порядка, стабильности, в целом обеспечения процесса преемственности и смены поколений. Однако проведение государственной молодежной политики сталкивается с рядом сложностей, в силу чего управленческими структурами осуществляется поиск инструментов, повышающих эффективность воздействия государства на подрастающее поколение. Одним из таких инструментов выступает правовая идеология.
Ключевые слова: общество, государство, право, правовая идеология, молодежь, государственная молодежная политика.
Legal ideology as an instrument of state youth policy: problematic aspects
The article notes that the implementation of the state youth policy in modern Russia is very important for the progressive development of society, strengthening social order, stability, and generally ensuring the process of succession and generational change. However, the implementation of the state youth policy faces a number of difficulties, which is why management structures are searching for tools that increase the effectiveness of the state's influence on the younger generation. One of these tools is legal ideology.
Keywords: society, state, law, legal ideology, youth, state youth policy.
Важность организованной политики государства, реализуемой в отношении процесса социального взросления молодежи, ее вхождения в систему государственных и общественных отношений, не вызывает сомнений, особенно с учетом ряда рискогенных факторов, связанных с обострившейся геополитической обстановкой в глобальном мире. Одновременно сама молодежь как особая социально-возрастная группа также выступает фактором риска в аспекте собственного социального развития, а также функционирования общества и института государства, поскольку обладает физическим, интеллектуальным, нравственным потенциалом, который может быть реализован как в конструктивном, так и в деструктивном направлениях.
В связи с этим в нашей стране закономерно уделяется повышенное внимание подрастающему поколению, а началом системной государственной политики в отношении молодежи стал 1991 г., когда был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». В законе была «закреплена трактовка государственной молодежной политики как деятельности государства, имеющей целью создание социально-экономических,
организационных и правовых условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества» [1, с. 124]. Постепенно, по мере укрепления позиций государства, работа с молодежью стала приобретать системный характер. В частности, как отмечают исследователи, «в последнее время в России все больше внимания уделяется работе с молодежью. В 2020 году термин "молодежная политика" был определен в Конституции Российской Федерации, приняты два основных нормативно-правовых акта: Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" и профессиональный стандарт "Специалист по работе с молодежью". В большинстве субъектов нашей страны приняты законы о молодежи и молодежной политике» [2, с. 79].
Молодежная политика, осуществляемая в современной России, представляет собой сложный, многоуровневый процесс, в который интегрированы различные институты и подсистемы социума.
О.А. Коряковцева обращает внимание на несколько направлений деятельности государства в отношении молодежи:
104
«- формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи;
- решение социально-экономических проблем молодежи;
- содействие решению жилищной проблемы;
- социально-экономическая поддержка молодых семей;
- содействие экономической самостоятельности молодежи, решение проблемы занятости; поддержка молодежного предпринимательства;
- интеллектуальное, творческое и физическое развитие молодежи;
- социальная поддержка и защита молодежи;
- пропаганда здорового образа жизни и профилактика негативных явлений в молодежной среде» [1, с. 126].
Анализ основных направлений деятельности государства по реализации молодежной политики показывает, что здесь решается крайне сложная задача интеграции материального и духовного начал социальной реальности. Одновременно перед государством стоит целевая установка, связанная с проведением хозяйственно-экономических и воспитательных мероприятий по отношению к молодежи, содействием социализационному процессу подрастающих поколений. Более широкий ракурс рассмотрения спектра мероприятий государственной молодежной политики показывает, что рамки ее задач оказываются весьма широкими - от экономической поддержки до оказания духовного, социокультурного, морально-нравственного воздействия на молодежь. М.В. Тетерлев справедливо отмечает, что «сегодня государственная молодежная политика в Российской Федерации - это деятельность по расширению полномочий, возможностей для реализации своего потенциала, реализации системы финансово-экономических, нормативных, научных, кадровых, организационно-управленческих и просветительских мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения» [3, с. 692].
Следует обратить внимание на то, что система государственного управления в большей степени оптимизирована под выполнение социально-экономических, нежели духовных, социокультурных, мероприятий.
При этом если оказание экономической, социальной, профессиональной поддержки определенным группам, слоям населения, в том числе и молодежи, системой государственного управления отработано достаточно
неплохо, то действия в сфере духовной жизни молодежи со стороны государства и государственной власти требуют осторожного и взвешенного подхода. Как известно, в молодежной среде (ряд исследователей именует ее молодежной возрастной субкультурой) сильны установки противодействия «миру взрослых», устоявшимся нормам и социальным практикам. Нередко молодежные девиации и деликты оказываются не связанными с объективной сложившейся ситуацией, а обусловлены именно особыми социокультурными и социально-психологическими установками молодежи. В свое время классик мировой социологии В. Па-рето рассуждал о нелогическом поведении как отражении психических установок человека, лежащих в основе его поступков (внутренних биологических импульсов - «остатков», природа которых иррациональна). Сложность ситуации связана с тем, что человек использует разум для маскировки нелогических действий [4, с. 106-107].
При реализации мероприятий государственной молодежной политики целесообразно обращать внимание на данную проблему, в частности, когда используются рационально-логические конструкты, опирающиеся на разум и теоретическую подготовку молодого человека. Государственная молодежная политика как системно организованный процесс воздействия на сознание и поведение подрастающих поколений по ряду ключевых (для института государства) позиций и направлений формирует научно-управленческую потребность в поиске оснований, которые можно было бы использовать в качестве первичного фундамента воздействия, а также для последующего усиления эффекта производимого влияния. Одним из таких оснований, способных стать социокультурным фундаментом для оказания влияния на молодежное сознание, является правовая идеология. Именно правовая идеология как элемент духовной жизни права в социуме играет роль не просто определенной системы взглядов, концепций, идей относительно права и связанных с ним элементов - речь идет о специфической форме мировоззрения, которое формируется весьма непросто на протяжении конкретного периода времени. Для полноценного формирования правовой идеологии требуется серьезное участие не только практики, но и теоретической науки, что, в свою очередь, диктует необходимость специальной подготовки сознания реципиентов, в данном случае молодежи.
Стоит отметить, что правовая идеология является воплощением права в духовной жизни
105
общества. Как отмечает О.Н. Городнова, «правовая идеология представляет собой комплекс идейных установок, который способен эффективно влиять на общественное правосознание, формировать модель правового поведения, а также обеспечивать единство правовой системы» [5, с. 83]. При этом ключевым предназначением правовой идеологии выступает легитимация права и государственно-правовых отношений, а также достижение добровольного отказа со стороны носителей правовой идеологии от девиантного и делинквентного поведения как противоречащего праву.
Как полагает А.Ф. Байков, «правовая идеология - это совокупность идей (концепций, теорий, доктрин) о праве и правовом развитии, способствующих формированию стандартных (типичных) оценок и правовых ценностей, а также выработке определенных правовых установок у носителей правового сознания» [6, с. 12].
Правовая идеология в концентрированном виде представляет собой комплекс теоретических знаний о праве. Для их эффективного усвоения молодежью, в том числе и в целях использования правовой идеологии как инструмента государственной молодежной политики, требуется определенный уровень интеллектуальной и образовательной подготовки подрастающих поколений. Определенные сложности обусловливаются лабильным, «фрагментарным» сознанием современной молодежи, не ориентированным на усвоение сложной информации, особенно научно-теоретического характера (так как современная молодежь социализируется посредством Интернета, телевидения, виртуальных коммуникаций, которые формируют другой тип сознания). При этом научно-теоретическая информация о праве, а также государстве, государственной власти и т.п. может вступать в конфликт со сформировавшейся системой мировосприятия молодежи (ориентированной на совершенно иные форму и содержание). Кроме того, фактором риска для правовой идеологии применительно к молодежной среде выступает криминализация сознания и социальных практик части молодежи, что осложняет воздействие на нее правовой информации.
Еще одним фактором, усиливающим описанное нами противоречие, является обыденный уровень сознания подавляющего большинства молодежи, который содержит в себе множество барьеров для восприятия научно-правовой информации, составляющей основу правовой идеологии (они имеют широкий спектр - от стереотипов и предрассудков, от-
рицающих важность знаний о праве для молодого человека, до объективной неспособности адекватно воспринять научно-теоретическую информацию по причине элементарной неподготовленности).
В аспекте использования правовой идеологии в процессе реализации государственной молодежной политики возникает ряд проблем, на которые стоит обратить внимание.
Во-первых, правовая идеология предполагает взаимодействие с рядом социокультурных конструктов, в своей совокупности составляющих ядро системы культуры. Однако на протяжении последних десятилетий, как указывал классик отечественной социологии культуры Л.Г. Ионин, произошло разрушение моностилистической культуры советского образца (опиравшейся на идеологизированный авторитарный общественно-политический строй) на полистилистическую культуру глобального общества постмодерна с ее эклектикой, нивелированием границ, утратой доктринального ядра и т.д. [7, с. 43]. Подобная конструкция доминирующей культуры российского общества существенно усложняет формирование социокультурного фундамента для правового идеологического воздействия. Влияние на ситуацию оказывают особенности социализации и инкультурации подрастающих поколений россиян, сознание (и в целом сформированная система социокультурных координат личности) оказывается неготовым для восприятия таких сложных конструктов, как правовая идеологическая информация.
Во-вторых, научно-управленческое взаимодействие в аспекте оказания правового идеологического влияния в настоящее время находится не на оптимальном уровне. Слабо представлены сложные, системно организованные эмпирические исследования молодежи, имеющие именно социально-инженерную направленность (в целях практического использования полученной информации о системе координат молодежи, ее сознании для повышения эффективности правового идеологического воздействия). Негативные последствия имеет и наличие устойчивых стереотипов (особенно среди представителей государственного управления), которые воспринимают воздействие на сознание молодежи в системе координат теории «волшебной пули» Г. Лассуэла, когда грамотно организованное мощное воздействие всегда достигает поставленных целей, а сознание аудитории настроено «впитывать» транслируемую информацию [8].
106
Однако применительно к молодежи как особой социально-возрастной группе такой подход нуждается в корректировке. Кроме того, условия современного общества постмодерна также осложняют ситуацию и ставят под сомнение теорию «волшебной пули». Как сфера коммуникаций, так и сознание современных людей не только перегружены и «захламлены», в социуме в целом уровень противоречий, неопределенности настолько высок, что формирование стабильной системы личностных социокультурных координат является весьма сложным процессом, подвергающимся множеству рисков.
Стоит обратить внимание на то, что в современном обществе необходима осторожность в реализации возможностей правовой идеологии в рамках государственной молодежной политики. Речь идет о рационально-логическом конструкте, который в обобщенно-систематизированном виде содержит теоретическую информацию о праве, государстве, власти и т.д. Вместе с тем сознание и социальные практики молодых людей во многом иррациональны (как и направленность общества постмодерна). Это противоречие, принявшее системный характер, в настоящее время не имеет эффективного решения. Важное значение при усвоении молодежью правовой идеологии имеет именно интерес на основе сформированной потребности в такого рода социокультурных ориентирах. При работе с неподготовленным сознанием и системой социокультурных координат молодежи эффект может быть прямо противоположным. Особенно осторожно следует использовать принудительные, приказные и подобные методы при работе с молодежью, ее духовно-нравственным обликом, системой социокультурных координат, так как существуют реальные риски столкнуться с осознанным или неосознаваемым протестом, который может выливаться в широкий спектр
1. Коряковцева О.А. Государственная молодежная политика в современной России // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. Регионо-ведение. Международные отношения. 2009. № 1. С. 122-128.
2. Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации в условиях современных вызовов и неопределенностей / А. И. Андриянова и др. Екатеринбург, 2022.
3. Тетерлев М.В. Государственная молодежная политика в Российской Федерации:
реакций, самая «безобидная» из которых -саботирование.
В качестве некоторых итогов следует отметить, что правовая идеология имеет важное значение для государства и общества, так как служит целям поддержания социального порядка и стабильности. Правовая идеология может выступать весьма эффективным инструментом проведения государственной молодежной политики. Однако для этого нужно добиться необходимого минимума начальных условий, при которых становится возможным использование правовой идеологии в качестве инструмента воздействия. Прежде всего сознание подрастающих поколений должно быть соответствующим образом подготовлено к усвоению подобной специфической правовой информации - не просто с точки зрения интеллектуальной и образовательной составляющей, а именно в аспекте социокультурного принятия государственно-правовой информации, позитивного отношения к ней и т.п. Правовая идеология имеет гибкую эффективность в случае использования шаблонных, принудительных, приказных инструментов. В таком случае государственные управленческие структуры могут добиться в лучшем случае лишь имитационной активности со стороны молодежи. Именно поэтому особую важность при использовании государством возможностей правовой идеологии приобретает научное, социально-инженерное сопровождение таких мероприятий. Следует также помнить о том, что за последние десятилетия существенно изменился облик самого общества в результате масштабных трансформационных процессов. Идеологии как системы определенных идей, воззрений, концепций в настоящее время требуют создания помогающих условий, так как современное общество постмодерна существенно изменило сознание и социальные практики людей, особенно подрастающих поколений.
1. Koryakovtseva O.A. State youth policy in modern Russia // Bulletin of Volgograd State University. Ser. 4: History. Regional studies. International relationships. 2009. No. 1. P. 122128.
2. Implementation of state youth policy in the Russian Federation in the context of modern challenges and uncertainties / A.I. Andriyanova, et al. Ekaterinburg, 2022.
3. Teterlev M.V. State youth policy in the Russian Federation: foundations, goals and directions // Young scientist. 2023. No. 20(467). P. 691-695.
107
основы, цели и направления // Молодой ученый. 2023. № 20(467). С. 691-695.
4. Парето В. Компендиум по общей социологии / пер. А.А. Зотова. 2-е изд. М., 2008.
5. Городнова О.Н. Современная правовая идеология: понятие и актуальные проблемы ее совершенствования // Вестник Российского университета кооперации. 2022. № 2. С. 81-87.
6. Байков А.Ф. Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства: дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006.
7. Ионин Л.Г. Культура на переломе // Со-цис. 1995. № 2. С. 41-48.
8. Лассуэлл Г. Принцип тройного воздействия: ключ к анализу социальных процессов // Социологические исследования. 1994. № 1. С. 64-74.
4. Pareto V. Compendium on general sociology / transl. by A.A. Zotov. 2nd ed. Moscow, 2008.
5. Gorodnova O.N. Modern legal ideology: concept and current problems of its improvement // Bulletin of the Russian University of Cooperation. 2022. No. 2. P. 81-87.
6. Baykov A.F. Legal ideology: essence and implementation in a rule-of-law state: diss. ... Candidate of Sciences in Jurisprudence. Ekaterinburg, 2006.
7. lonin L.G. Culture at a turning point // Socis. 1995. No. 2. P. 41-48.
8. Lasswell G. The principle of triple impact: the key to the analysis of social processes // Sociological research. 1994. No. 1. P. 64-74.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Карнаушенко Леонид Владимирович, доктор исторических наук, профессор, начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583414.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
L.V. Karnaushenko, Doctor of Sciences in History, Professor, Chief of the Department of Theory and History of Law and State, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583414.
108