Научная статья на тему 'Правовая идеология германского национал-социализма'

Правовая идеология германского национал-социализма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2222
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ / ТРЕТИЙ РЕЙХ / СУЩНОСТЬ ПРАВА / ИДЕОЛОГИЯ / ГЕРМАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаков Павел Сергеевич

Статья посвящена анализу особенностей правовой идеологии национал-социализма. Исследование представлено через призму политико-правового учения национал-социалистов. Дается представление о роли права в Третьем Рейхе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая идеология германского национал-социализма»

Б) Обеспечение реальной демократии. Для выполнения указанной подфункции государству необходимо успешно реализовать следующие задачи: признать народ самостоятельным и единственным источником власти, обеспечит полное равноправие людей, обеспечить систему разделение власти и реальное существование системы сдержек и противовесов, политический плюрализм, подчинения решению большинства меньшинством, выборность и срочность основных органов государственной власти.

В) Учреждение государственного аппарата и обеспечение деятельности основных государственных органов. Для обеспечения стабильного функционирования государство должен создать совокупность соответствующих органов, которые и называются государственным аппаратом. Государственный аппарат определяется как центральный институт политической системы общества [2, с. 51]. Государственный аппарат осуществляет верховную власть на всей территории Республики Таджикистан, все политические объединения, граждане и юридические лица обязаны, подчинятся решениям государственных органов. К основным органам любого демократического государства относятся законодательные, исполнительные и судебные органы.

Г) Государственное руководство основных звеньев политической системы общества. Руководящая роль государства в политической системе общества определяются тем, что государство: определяет основные функции государства; является главной формой объединения всех граждан; имеет особый аппарат принуждения и управления; обладает суверенитетом; обладает монополией над осуществлением законодательных, исполнительных и судебных функций, оно единая полновластная структура в территории всей страны.

Таким образом, политическая функция государства Таджикистан направлена на обеспечение государственной и национальной безопасности, национального согласия, обеспечение народовластия, охраны государственного и национального суверенитета от внешних посягательств и т.п.

Список литературы

1. Рыбаков О.Ю. Человек в политике. Саратов, 1995.

2. Основы теории политической системы / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин. М., 1985.

С. 51.

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ГЕРМАНСКОГО НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА Исаков П.С.

Исаков Павел Сергеевич — магистрант, кафедра теории и истории права, факультет права, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва

Аннотация: статья посвящена анализу особенностей правовой идеологии национал-социализма. Исследование представлено через призму политико-правового учения национал-социалистов. Дается представление о роли права в Третьем Рейхе.

Ключевые слова: правовая идеология, национал-социализм, Третий Рейх, сущность права, идеология, Германия.

Практически все исследования национал-социализма, осуществляемые с позиций различных научных дисциплин, изначально представляются исключительно с негативной стороны. Другими словами, данный подход к изучению темы соответствует мировоззрению исследователя, но при этом минимально раскрывает теоретические основания и, соответственно, характеристики явлений того периода времени, которые вкладывались непосредственно идеологами и современниками. Мы полагаем, что не смотря на остроту проблематики, заранее предвзятое отношение и субъективные оценки явлений, в том числе правовых, в период Третьего Рейха, исключает как объективность научного исследования, так и возможность получить новые знания, анализируя национал-социалистическую идеологию с различных сторон. Мы можем отразить теоретические положения правовой идеологии

германского национал-социализма в том виде, в котором они существовали, только в случае, если поймем политико-правовые идеи, которые служили фундаментом для всех явлений, существовавших в Третьем Рейхе.

Изучая категорию правовой идеологии национал-социализма, следует отметить, что мы имеем дело с нетрадиционным пониманием данного термина. Так, определение Л.А. Морозовой можно считать классическим: система идей, правовых взглядов, научных концепций, а так же теорий, которые выражают отношение и оценку существующего правового поля [5, с. 364]. Но применительно к правовой идеологии Третьего Рейха, наиболее точной кажется трактовка, которую дал профессор В.М. Серых, не смотря на то, что Л.А. Морозова считает ее не распространённой. Позицию ученого можно отразить в следующем определении: правовая идеология - это отношение к праву, сформированное в основном политическими партиями, которое основывается на защите интересов классов и слоев общества, представляемых данной партией [5, с. 364]. Действительно, исследуя правовую идеологию в Третьем Рейхе, мы так или иначе рассматриваем отношение НСДАП с ее конкретной идеологией к пониманию права и его роли в обществе. Национал-социализм был не просто политическим учением, а целым мировоззрением, о чем постоянно говорили его идеологи [1, с. 298], именно поэтому предполагалось масштабное реформирование многих институтов государства и общества. Естественно, все реформы должны были происходить под влиянием государственной идеологии, а право, в свою очередь, должно было легитимировать все эти процессы. Поэтому, изучая фундаментальные взгляды идеологов Третьего Рейха, мы тем самым проникаем в сущность правовой идеологии германского национал-социализма.

В.С. Нерсесянц считает, что особенность отношения к праву того периода заключается в приоритете коллективного и национального духа немецкого народа над индивидуалистическими интересами. Иными словами, отрицая индивидуальные интересы как первооснову построения права, национал-социалисты видят ценность в требованиях расы, как категории, которая нуждается в самой тщательной защите. Таким образом, основываясь на «особом праве», в Третьем Рейхе формируется правовая идеология, которая в корне отличается от существующих концепций и пониманий, поскольку в качестве полноправных субъектов права выделяются только элементы народной общности, то есть немцы как нация [3, с. 698].

Народная сущность права, лежащая в основе правовой идеологии национал-социализма, отражается в девятнадцатом пункте программы НСДАП. Так, постулируется необходимость отказа от римского права и переход к немецкому народному праву, поскольку первое создавалось для того, чтобы служить материалистическим интересам, чуждым немецкому духу [7]. Развитие этой идеи мы видим в работе Адольфа Гитлера «Моя борьба», так, он считает, что германское государство призвано объединить внутри себя всех немцев, а так же предоставить господствующее положение наиболее ценным, с точки зрения расы, представителям немецкого общества.

Рассуждая о категориях гражданства и гражданских прав, А. Гитлер считает необходимым разделение лиц, которые находятся на территории Германии на две группы, в первую будут входить граждане, во вторую подданные. Он выделяет проблему в том аспекте, что в Германии гражданскими правами пользуются все граждане, к категории которых относятся все рожденные на территории государства лица, без учета расовой и национальной принадлежности. Так как концептуальной основой права и государства у национал-социалистов является национально идентичный народ, А.Гитлер предлагал изменение системы взаимоотношений между человеком и государством. Фундаментом новых отношений было бы расовое неравенство, исключающее одинаковые права у немцев и представителей других рас.

Идеологами предлагалась законодательная конструкция, не позволяющая получать гражданство всем лицам, которые родились на территории Германии. Факт рождения порождал лишь право подданства, которое не позволяло заниматься политической деятельностью. Статус подданного, разумеется, обязывал подчиняться существующему законодательству и проводимой политике государства, при этом, в случае несогласия, подданный имеет право отказаться от своего статуса и затем получить гражданство государства, к национальности которого относится подданный. Стоит отметить, что немцы, которые рождены в Германии, не сразу получают гражданство. Им необходимо было показать, что они являются полезными для общества, и это давало возможность пользоваться гражданскими правами [1, с. 313-317].

Идея народного права и государства, основывалась на том, что каждый гражданин-немец является господином в своем государстве, пользуясь различными преимуществами по сравнению с лицами других правовых статусов, но при этом, на граждан возложено больше правовых обязанностей. Идеологи видели определенное кредо при воспитании молодежи, так,

10

прививалась позиция, что лучше подметать улицы в своем государстве, чем быть королем в чужом. Анализируя данные положения, мы продолжаем формировать картину сущности правовой идеологии, которая соответствует роли права, отведенной ей в национал-социалистической Германии. Стоит отметить, что смена приоритетов от индивидуалистических прав к праву народа, не исключает важную роль личности в жизни государства. Так, не признавая демократический принцип управления, разделяется концепция о власти лучших людей в государстве. В этом случае речь шла не о власти большинства, а о власти наиболее выдающихся личностей.

Жесткие позиции при осуществлении государственной политики и ее законодательного закрепления, можно объяснить тем, что все политические партии допускают компромиссы со своими оппонентами, и не исключают их фактическое наличие рядом с собой. Но национал-социалисты утверждали, что они создали целое мировоззрение, которое считали единственно правильным для немецкого народа, именно поэтому они не признавали никаких компромиссов [1, с. 237]. Успех в распространении своего учения они видели в неизменности положений, которые ими были когда-то признаны верными, поэтому уступки внешним обстоятельствам рассматривались идеологами как возможность подрыва веры народа в данную идею. Именно поэтому, право закрепляло и законодательно обосновывало положения, продвигаемые идеологией национал-социализма.

Так, А. Гитлер утверждал, что задача партии и ее членов заключается в выполнении положений, изложенных в 25 пунктах программы НСДАП. Он считал, что в случае их невыполнения сначала в партии, а затем во всем обществе, возникнет раскол из-за различных взглядов на положения программы. Показательным является отношение А. Гитлера «преступному» праву и государству при вынесении ему приговора по Пивному путчу. Так, он не воспринимал всерьез приговор, вынесенный существующей властью, и утверждал, что существует некий высший суд времени, который со смехом разорвет вынесенный приговор и полностью оправдает осужденных [1, с. 491].

Поскольку сами национал-социалисты не выделяли категорию «правовой идеологии» и не занималась ее отдельной доктринальной разработкой, мы можем раскрывать ее сущность посредством явлений и процессов в праве, которые происходили в период Третьего Рейха. Так, идея «народного и особого» права отражалась в позиции, с которой принимались судебные решения. Например, главным требованием при вынесении решений был учет интересов нации и народа, а так же его духа, вместо следования букве закона. Судья был обязан принимать решения на основе идейных принципов национал-социалистического мировоззрения [6, с. 566]. В ситуации, когда отсутствовало конкретное законодательное предписание, принятое судейское решение имело силу, поскольку национальное правосознание и мнение судьи считалось достаточным в мотивировочной части.

Данная правовая система свидетельствовала не столько о формировании полицейского государства, сколько о трансформации фундаментальных основ в отношениях между человеком и государством, а так же о создании новой правовой доктрины, неразрывно связанной с идеологией национал-социализма. Главным отличием от либеральных правовых систем было место личности в правовой идеологии. Не смотря на приоритет права народа над правом отдельного человека, личность воспринималась национал-социалистами как неотъемлемая и важная часть общества. Правовой статус личности напрямую зависел от статуса главного субъекта права - немецкого народа. Как мы уже говорили, такое положение было главенствующим в государстве. Иными словами, статус немца как отдельной личности был связан с его отношением к признанию приоритета интересов народа над индивидуализмом. Стоит отметить, что идеологи не отрицали наличие частных интересов личности, но утверждали, что частные интересы необходимо согласовывать с основными общественными интересами [4, с. 267].

При этом не следует забывать, что общественные интересы - это интересы народа, ограниченного национальной принадлежностью, таким образом, личные интересы в идеале должны были соответствовать интересам немецкого народа. Так, при разработке нового гражданского кодекса - «Народного уложения» - применялся основной концепт всей правовой идеологии национал-социализма: «Право есть то, что полезно народу и Рейху» [2, с. 154].

Таким образом, мы сформировали представление о сущности правовой идеологии Третьего Рейха. Ее существование именно в таком виде было закономерно и связано с приходом национал-социалистов к власти. Причина, по которой правовая идеология полностью соответствовала государственной идеологии в целом, заключается в том, что национал-социалисты представляли народу свои убеждения целым мировоззрением. Оно, в случае

11

одобрения, должно было приниматься в полном объеме без каких-либо правовых и иных уступок и поправок. Поэтому рассмотрение сущности правовой идеологии невозможно без учета основных положений всей идеологии национал-социализма.

Список литературы

1. Гитлер Адольф. «Моя борьба» // перевод с немецкого. «Т-ОКО», 1992. 590 с.

2. История государства и права зарубежных стран. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. М., 2001. М. Издательство НОРМА, 712 с.

3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004. 944 с.

4. История фашизма в Западной Европе. М.: Наука, 1987. 616 с.

5. Морозова Л.А. Теория государства и права / М.: Юристъ, 2002. 414 с.

6. Воропаев С. Энциклопедия третьего рейха / Локид-Миф, 1996. 589 с.

7. Устрялов Н.В. Германский национал-социализм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/philos/ustryalov/ustry019.htm/ (дата обращения: 15.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.