Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОБГОНА В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК'

ПРАВОВАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОБГОНА В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБГОН / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / НЕДОСТАТОЧНАЯ ВИДИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Городокин В.А., Альметова З.В., Шепелев В.Д.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью регламента действий водителя при совершении наезда в темное время суток, позволяющего объективно оценить его действия.Цель. Статья направлена на проведение правовой и технической оценки действий водителя транспортного средства, приступающего к выполнению маневра «обгон» в темное время суток в случае совершения наезда или столкновения с объектом, необозначенным должным образом.Данная проблема решается путем анализа действующих требований российских и международных правовых норм, регламентирующих действия водителя в исследуемой дорожно-транспортной ситуации. Проведен расчет, показывающий необходимость анализа технической возможности предотвращения наезда на необозначенный должным образом объект. Это позволяет исключить необоснованное признание виновным водителя транспортного средства, приступившего к выполнению маневра обгон в темное время суток. В целях обеспечения безопасности при выполнении маневра «обгон» в Правила дорожного движения Российской Федерации предложено внести ряд изменений, в частности, исключить в п.11.1 Правил совмещение требований не создавать помехи и опасность другим участникам движения,сохранив лишь требование не создавать опасность.Результаты исследования имеют прикладной характер и могут быть использованы практикующими экспертами-автотехниками для производства автотехнической экспертизы с целью получения объективных данных по выполнению водителями транспортных средств требований правил дорожного движения при выполнении маневра «обгон» в темное время суток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Городокин В.А., Альметова З.В., Шепелев В.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL TREATMENT AND TECHNICAL EVALUATION OF DRIVER’S ACTIONS WHEN PERFORMING OVERTAKING IN NIGHT TIME

The urgency of the investigated problem is caused by the necessity to regulate the driver's actions when performing a collision at night, which allows to evaluate his actions objectively.The article is aimed at legal treatment and technical assessment of the actions of the driver, proceeding to carry out a maneuver «overtaking» at night, in case of a collision with an object not properly marked.This problem is solved by analyzing the current requirements of Russian and international legal norms regulating the actions of the driver in the traffic situation under study.A calculation has been made showing the need to analyze the technical feasibility of preventing a collision on an object that is not properly marked. This makes it possible to exclude the unjustified conviction of the driver, which has started the maneuver performance of overtaking in nighttime. In order to ensure safety at performing of the«overtaking» maneuver, it is proposed to make a number of changes to the Traffic Rules of the Russian Federation. In particular, to exclude in the point 11.1 of the Rules the combination of requirements not to create hindrances and danger to other participants of the movement, preserving only the requirement not to create danger.The results of the research have the applied nature and can be used by practicing auto experts for the auto technical expertise in order to obtain objective data on the performance by drivers of the requirements of traffic rules when performing a maneuver «overtaking» at darkness.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОБГОНА В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК»

УДК 656.05

В.А. Городокин, кандидат юридических наук, профессор кафедры автомобильного транспорта, ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет) e-mail: gorodokinva@susu.ru

З.В. Альметова, кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта, ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет) e-mail: almetovazv@susu.ru

В.Д. Шепелев, кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта, ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет) e-mail: shepelevvd@susu.ru

ПРАВОВАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОБГОНА В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью регламента действий водителя при совершении наезда в темное время суток, позволяющего объективно оценить его действия.

Цель. Статья направлена на проведение правовой и технической оценки действий водителя транспортного средства, приступающего к выполнению маневра «обгон» в темное время суток в случае совершения наезда или столкновения с объектом, необозначенным должным образом.

Данная проблема решается путем анализа действующих требований российских и международных правовых норм, регламентирующих действия водителя в исследуемой дорожно-транспортной ситуации.

Проведен расчет, показывающий необходимость анализа технической возможности предотвращения наезда на необозначенный должным образом объект. Это позволяет исключить необоснованное признание виновным водителя транспортного средства, приступившего к выполнению маневра обгон в темное время суток. В целях обеспечения безопасности при выполнении маневра «обгон» в Правила дорожного движения Российской Федерации предложено внести ряд изменений, в частности, исключить в п.11.1 Правил совмещение требований не создавать помехи и опасность другим участникам движения, сохранив лишь требование не создавать опасность.

Результаты исследования имеют прикладной характер и могут быть использованы практикующими экспертами-автотехниками для производства автотехнической экспертизы с целью получения объективных данных по выполнению водителями транспортных средств требований правил дорожного движения при выполнении маневра «обгон» в темное время суток.

Ключевые слова: темное время суток, обгон, безопасность дорожного движения, недостаточная видимость.

Одной из проблем обеспечения безопасности дорожного движения является некорректный регламент действий водителя транспортного средства, намеревающегося совершить маневр «Обгон» [2]. Порядок действий водителя определен требованиями п.11.1 Правил дорожного движения РФ. При анализе текста выявлены следующие недостатки. Во-первых, с технической точки зрения, невозможно одновременно создавать опасность для движения и помеху, т.к. они требуют различных ответных действий лица, пользующегося приоритетом [3, 10]. Во-вторых, перед началом выполнения маневра водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии, т.е. на данной полосе отсутствуют не только встречные транспортные средства, но и другие участники движения. При этом отрезок пути, преодолеваемый в процессе обгона, в зависимости от относительной скорости обгоняющего и обгоняемого транспортного средства, может достигать нескольких

сотен метров. Возникает вопрос: «Каким образом в темное время суток водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии?». Первый из указанных недостатков устраняется исключением из текста требования не создавать помех [9]. Данное предложение объясняется тем, что создание помехи, с технической точки зрения, не требует принятия лицом, пользующимся приоритетом, каких-либо действий, выходящих за рамки комфортных условий, и в исследуемой дорожно-транспортной ситуации не представляет для него затруднений. Нельзя создавать опасность для движения, т.к. при ее возникновении придется принимать меры к снижению скорости в некомфортном режиме [6, 8]. Сложность для решения представляет второй из указанных недостатков. Чтобы понять до конца всю несостоятельность требования, предъявляемого к водителю, намеревающемуся совершить обгон, необходимо ответить на вопрос: «Разрешено ли действующими Правилам дорож-

ного движения совершение обгона в темное время суток?» или «Приступите ли Вы к обгону в темное время суток при движении вне населенного пункта при отсутствии прямого запрета на данное действие. Водитель в условиях, когда скорость движения, например, позволяет двигаться со скоростью 90 км/ч, догоняя вне населенного пункта транспортное средство, движущееся, например, со скоростью около 70 км/ч, в указанных выше условиях приступит к его обгону, не предполагая, что при этом формально его действия будут противоречить требованиям п.11.1 Правил дорожного движения.

Посредством проведенных расчетов установлено, что в темное время суток при отсутствии каких-либо внешних источников света, видимость в направлении движения будет определяться в зависимости от дальности действия головного света фар [7]. При правильной, в соответствии с техническими требованиями, регулировке света фар граница светового пятна будет располагаться от транспортного средства в зависимости от марки и модели на расстоянии в среднем от 40 до 50 м при ближнем свете фар (наклон пучка света фары маркируется на корпусе фары и находится для легковых автомобилей в пределах от 1 до 1,5 %. Это синус угла. При малых углах он примерно равен тангенсу и говорит о том, что верхняя граница луча опускается, например, на 0,13 м на каждый метр длины. Если предположить, что центр фары расположен на высоте около 0,65 м, то граница светового луча на проезжей части должна быть на расстоянии около 50 м от автомобиля) [1, 4]. Понятно, что любой объект, не имеющий светосигнального оборудования и не обладающий светозвращательными свойствами, будет обнаружен водителем на еще меньшем расстоянии, т.е. менее 50 м. Представим теперь реальные условия, когда водитель транспортного средства, движущийся с дальним светом фар со скоростью 90 км/ч догоняет транспортное средство, движущееся с меньшей скоростью, например, 70 км/ч. Согласно существующей не регламентированной Правилами дорожного движения водительской этике, при приближении к обгоняемому транспортному средству водитель обгоняющего транспортного средства, с целью исключения ослепления обгоняемого, переключает свет фар на «ближний». В свою очередь, водитель обгоняемого транспортного средства к моменту начала его обгона также переключает свет фар на ближний. Общая видимость в направлении движения для обгоняющего с учетом выбираемой водителем безопасной дистанции будет находиться в пределах 70 м. Остановочный путь обгоняющего транспортного средства в условиях, близких к идеальным, при обнаружении необозначенного должным образом объекта (например, пешехода) будет находиться в пределах 83 м.

где Va = 90 км/ч - скорость транспортного средства;

^ = 1,2 с - время реакции водителя в исследуемой дорожно-транспортной ситуации;

t2 = 0,1 с - время запаздывания срабатывания тормозного привода автомобиля;

tз = 0,35 с - время нарастания замедления автомобиля;

]а = 6,8 м/с2 - замедление автомобиля. Сравнивая между собой величину остановочного пути автомобиля, находящуюся в пределах 83 м, с дальностью расположения транспортного средства относительно объекта, обнаруживаемого водителем в свете фар, не превышающем 70 м, можно сделать вывод о том, что в исследуемой дорожно-транспортной ситуации водитель не будет располагать технической возможностью предотвратить наезд. При этом указанный выше необозначен-ный должным образом объект может располагаться на всем протяжении отрезка пути, необходимого для обгона в процессе движения по проезжей части встречного направления.

Было установлено, что с момента начала перестроения на встречную сторону проезжей части при выполнении обгона до момента начала процесса «опережение» при указанных выше условиях автомобиль преодолевает около 106 м. Далее с момента начала опережения до момента достижения переднего габарита обгоняемого транспортного средства обгоняющим автомобилем будет преодолено дополнительно еще около 90 м.

опеР V оперу 3 5 ду 3 6 (2),

где Д = 20 м - длина обгоняемого транспортного средства;

ЛV = 20 км/ч - разность скоростей обгоняемого и обгоняющего транспортных средств;

Va = 90 км/ч - скорость обгоняющего транспортного средства.

Таким образом, к моменту допустимости переключения света фар с «ближнего» на «дальний» обгоняющий автомобиль преодолеет по встречной стороне проезжей около 200 м (106 + 90 = 196).

У водителя, приступающего к обгону в темное время суток, отсутствует информация об объектах, необозначенных должным образом и одновременно находящихся на проезжей части. В указанных условиях, с одной стороны, обгон формально становиться запрещенным действием, с другой, в случае наезда на необозначенный должным образом объект правоохранительными органами не будет анализироваться техническая возможность предотвращения наезда, т.к. с самого начала действия водителя обгоняющего транспортного средства противоречили требованиям п.11.1 Правил дорожного движения. Данный недостаток действующих Правил дорожного движения существовал не всегда. В предыдущей редакции водитель, на-

меревающийся совершить обгон, не должен был создавать помехи водителям попутных и встречных транспортных средств [5]. Опуская «неточность», связанную с разницей между терминами «помеха» и «опасность», следует указать на более лояльный подход к регламентации действий обгоняющего водителя, которому вменено в обязанности отслеживать только попутные и встречные транспортные средства, которые в темное время суток должны быть обозначены должным образом. Анализируя [10], можно отметить «неохваченность» таких участников движения, как пешеходы, гужевые повозки, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках или перевозящие крупногабаритные вещи и т.п. Видимо, ликвидируя эту неточность, законодатель ввел в п.11.1 Правил всех участников движения, забыв при этом, что часть из них может находиться на проезжей части, не обозначив себя никаким образом. Видимо, законодатель решил, что в РФ во всех населенных пунктах все участки дорог имеют искусственное освещение. Не лучше обстоит дело и с гужевыми повозками. Согласно требованиям п. 19.1 Правил, «В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы: ... на гужевых повозках - фонари (при их наличии);.». Иными словами, фонари на гужевых повозках должны быть включены при их наличии. Соответственно, при их отсутствии в темное время суток гужевая повозка может двигаться без какого-либо внешнего освещения. Это противоречит требованиям безопасности дорожного движения. Указанные участники дорожного движения, правомерно находясь на проезжей части, должны обладать приоритетом и им не должна создаваться опасность для движения. Это требование справедливо только в том случае, когда водитель обгоняющего транспортного средства может их своевременно заметить или обнаружить. А это возможно только в том случае, когда пешеходы и водители гужевых повозок будут обозначать себя и гужевую повозку таким образом, чтобы дать возможность обнаружить себя на расстоянии, превышающем не только остановочный путь транспортного средства, но и расстояние, необходимое водителю транспортного средства для остановки, используя при этом не экстренное, а служебное торможение.

Отмеченные выше недостатки были перенесены в Правила дорожного движения РФ из международной Конвенции о дорожном движении. Текст Конвенции также имеет неточности. Во-первых, неконкретно понятие «достаточно короткий отрезок времени». Правильнее «привязать» продолжительность времени к какой-нибудь ситуации. Во-вторых, технически неграмотно требовать от

водителя не создавать и опасность для движения, и помеху для движения. Технически это разные степени влияния одного транспортного средства на возможность движения другого. Следует запретить выполнение обгона, если это может создать именно «опасность» для движения. В-третьих, указано, что водитель, приступающий к обгону, должен учесть относительную скорость «двух транспортных средств». Вместе с тем, согласно другим требованиям Конвенции, в некоторых случаях допускается совершение обгона нескольких транспортных средств. Следовательно, учитывать следует скорость всех транспортных средств, которые водитель намерен обгонять. В-четвертых, в обязательном порядке следует учитывать скорость не только попутных транспортных средств, но встречного транспортного средства.

Целесообразно данное требование сформулировать так: «Перед началом совершения обгона водитель должен убедиться в том, что полоса проезжей части, на которую он намерен выехать, свободна на таком расстоянии, что он, с учетом относительной скорости встречных и попутных транспортных средств, успеет закончить обгон, не создавая опасности другим участникам движения, правомерно находящимся на той же полосе и которых водитель в состоянии обнаружить».

Таким образом, в целях обеспечения безопасности при выполнении обгона в Правила дорожного движения РФ необходимо внести изменения: исключить в п.11.1 Правил совмещение требований не создавать помехи и опасность другим участникам движения, сохранив лишь требование не создавать опасность; не создавать опасность только тем участникам движения, которые могут быть своевременно обнаружены и обозначившие себя и транспортное средство должным образом; обязать пешеходов, находящихся на проезжей части или обочине дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, иметь световозвращающие элементы, вне зависимости от места нахождения пешехода: в пределах населенного пункта или вне его; исключить в темное время суток или в условиях недостаточной видимости движение по проезжей части, обочине гужевых повозок, не имеющих цветных фонарей, обращенных белым светом вперед и красным назад.

Таким образом, проведен анализ и определена техническая возможность выполнения требования, регламентирующего выполнение обгона в темное время суток. Рассмотрены недостатки действующего регламента выполнения обгона в темное время суток и предложены пути устранения выявленных недостатков.

Проведен анализ технически необоснованного требования исключения помехи для участников дорожного движения, не обеспечивших видимость себя водителями транспортных средств; техни-

ческой возможности предотвращения наезда на необозначенный должным образом объект. Это позволит исключить необоснованное признание

виновным водителя транспортного средства, приступившего к выполнению маневра «обгон» в темное время суток.

Литература

1. Городокин, В.А. Методика расчета и установления приоритета при проезде регулируемого перекрестка в интервале смены разрешающего сигнала светофора на запрещающий / В.А. Городокин, З.В. Альметова, Е.В. Шепелева // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2016. -№ 5 (51). - С. 68-76.

2. Постановка задачи для определения условий двух транспортных средств, исключающих столкновение / Н.А. Филатова, И.А. Ласточкин, Б.Н. Карев, Б.А.Сидоров // В сборнике: Организация и безопасность дорожного движения Материалы X международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения д. т. н., профессора Л. Г. Резника: в 2 томах, Екатеринбург / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Уральский государственный лесотехнический университет. - Екатеринбург, 2017. - С. 160-162.

3. Damerow, F. Extensions for the Foresighted Driver Model: Tactical lane change, overtaking and continuous lateral control / F. Damerow, B. Flade, J. Eggert // IEEE Intelligent Vehicles Symposium. Proceedings - 2016. -Vol. 2016 (August). - pp. 186-193.

4. Ghaffari, A. MANFIS-based overtaking maneuver modeling and prediction of a driver-vehicle-unit in real traffic flow / A. Ghaffari, A. Khodayari, F. Alimardani, H. Sadati // 2012 IEEE International Conference on Vehicular Electronics and Safety, ICVES 2012. - Istanbul, 2012. - pp. 387-392.

5. Hassan, S.A. Factors affecting overtaking behaviour on single carriageway road: Case study at Jalan Kluang-Kulai / S.A. Hassan, O.C. Puan, N. Mashro, N.S.A. Sukor // Jurnal Teknologi. - 2014. - Vol. 71. - I. 3. - pp. 87-91.

6. Papakostopoulos, V. Understanding overtaking, beyond limitations of the visual system in making spatiotemporal estimations / V Papakostopoulos, E.-G. Spanou, D. Nathanael, K. Gkikas // ECCE 2010 -European Conference on Cognitive Ergonomics 2010: The 28th Annual Conference of the European Association of Cognitive Ergonomics. - United States, 2010. - pp. 169-172.

7. Rusev, R. A Study of the Dynamic Parameters Influence over the Behavior of the Two-Section Articulated Vehicle During the Lane Change Manoeuvre / R. Rusev, R. Ivanov, G. Staneva, G. Kadikyanov //Transport Problems. - 2016. - Vol. 11. - I. 1. - pp. 29-40.

8. Vlahogianni, E.I. Bayesian modeling of the microscopic traffic characteristics of overtaking in two-lane highways / E.I. Vlahogianni, J.C. Golias //Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. -2012. - Vol. 15 (3). - pp. 348-357.

9. Wilson, T. Driving strategies in overtaking / T. Wilson, W. Best, // Accident Analysis and Prevention. -1982. - Vol. 14 (3). - pp. 179-185.

10. Xu, Yiwen. A model for land use and freight transportation coordination in Shanghai, China / Y. Xu. -Montreal: University of Montreal, 1999. - 167 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.