Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РОЛЬ НКВД СССР В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВЕРТЫВАНИИ ПАРТИЗАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ'

ПРАВОВАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РОЛЬ НКВД СССР В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВЕРТЫВАНИИ ПАРТИЗАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прудников Анатолий Семенович, Иванченко Юрий Александрович, Шориков Даниил Антонович

Исследуются аспекты организации и деятельности НКВД СССР в работе с партизанскими движениями и их контроль, а также их взаимосвязь, позволившая оперативно и результативно выполнять поставленные задачи. Рассматриваются вопросы правового обеспечения деятельности НКВД СССР в контексте сопоставления методов управления партизанскими движениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Прудников Анатолий Семенович, Иванченко Юрий Александрович, Шориков Даниил Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND PRACTICAL ROLE OF THE NKVD OF THE USSR IN FORMATION AND DEPLOYMENT THE PARTISAN MOVEMENT

The aspects of the organization and activities of the NKVD of the USSR in working with partisan movements and their control, as well as their relationship, which made it possible to quickly and efficiently carry out the tasks, are examined. The issues of legal support for the activities of the NKVD of the USSR are considered in the context of comparing methods of managing partisan movements.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РОЛЬ НКВД СССР В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВЕРТЫВАНИИ ПАРТИЗАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-209-212 NIION: 2015-0066-6/22-561 MOSURED: 77/27-011-2022-06-760

Правовая и практическая роль НКВД СССР в становлении и развертывании партизанского движения

Анатолий Семенович Прудников1, Юрий Александрович Иванченко2, Даниил Антонович Шориков3

1 2 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

2 hedgivan@mail.ru

Аннотация. Исследуются аспекты организации и деятельности НКВД СССР в работе с партизанскими движениями и их контроль, а также их взаимосвязь, позволившая оперативно и результативно выполнять поставленные задачи. Рассматриваются вопросы правового обеспечения деятельности НКВД СССР в контексте сопоставления методов управления партизанскими движениями.

Ключевые слова: партизанское движение, правовое регулирование, организация деятельности, практика управления

Для цитирования: Прудников А. С., Иванченко Ю. А., Шориков Д. А. Правовая и практическая роль НКВД СССР в становлении и развертывании партизанского движения // Вестник экономической безопасности. 2022. № 6. С. 209-212. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-209-212.

Original article

Legal and practical role of the NKVD of the USSR in formation and deployment the partisan movement

Anatoly S. Prudnikov1, Yury A. Ivanchenko2, Daniil A. Shorikov3

1 2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

2 hedgivan@mail.ru

Abstract. The aspects of the organization and activities of the NKVD of the USSR in working with partisan movements and their control, as well as their relationship, which made it possible to quickly and efficiently carry out the tasks, are examined. The issues of legal support for the activities of the NKVD of the USSR are considered in the context of comparing methods of managing partisan movements.

Keywords: partizan movement, legal regulation, organization of activities, management practice For citation: Prudnikov A. S., Ivanchenko Yu. A., Shorikov D. A. Legal and practical role of the NKVD of the USSR in formation and deployment the partisan movement. Bulletin of economic security. 2022;(6):209-12. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-6-209-212.

На момент начала Великой Отечественной войны уже существовали первые попытки формирования партизанских отрядов, которые набирались из бывших участников гражданской войны. Над формированием данных движений задумывались еще в 20-е года, когда страна была ослаблена гражданской войной и требовалась защищенность и укрепление советской власти. В связи с агрессией со стороны капиталистических стран, подготовка граждан к ведению партизанского режима начала принимать массовые обороты.

Большой вклад в развитие партизанского движения на территории СССР внесли Ф. Дзержинский и М. Фрунзе, под руководством которых было издано не мало статей по обучению граждан партизанской войне.

М. Фрунзе в своей статье «Единая военная доктрина и Красная Армия» [1], говорил о том, что государству необходимо уделять больше внимания данной сфере, так как она представляет большую силу для обороны страны. Подготовка партизан состояла не только из краткосрочных курсов. Тех, кто обладал определенными знаниями, являвшимися приоритетными для борьбы с захватчиками, после таких курсов могли отправить в секретную школу, где их обучали специальным задачам, которые были направлены на нанесение максимального урона врагу на захваченной территории.

Основной боевой план по созданию и размещению партизанского движения против немецко-фашистских оккупационных войск был разработан в общей дирек-

© Прудников А. С., Иванченко Ю. А., Шориков Д. А., 2022

№ 6I2022

Bulletin of economic security

209

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тиве Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) «Партийным и советским организациям прифронтовых областей» от 29 июня 1941 г. [2, с. 446-448]. Директива является катализатором в появлении партизанского движения, в ней указывается, что враг уже находится на государственной территории, захватил города и продвигается вглубь страны. Совнарком и ЦК ВКП(б) обязывает партийные, комсомольские, советские организации начать бороться с немецкими оккупантами, поэтому они требуют от вышеупомянутых организаций выполнять определенные действия:

1) Отстаивать в беспощадной борьбе каждый метр земли, драться за каждый город и село, проявлять героическую смелость и инициативу в условиях боевых действий. Мы считаем, что данный пункт является прообразом приказа НКО от 28 июля 1942 г. № 227 «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций» [3, с. 780-783]. По мнению законодателя, хватило и директивы, а в условиях 1942 года для контроля армии потребовался приказ НКО, который является своеобразным большим шагом к Победе.

2) Организация всесторонней помощи армии, помощь в мобилизации, помощь раненым. Данный пункт является одним из основных в построении партизанских организаций в силу того, что помощь Красной Армии является основной задачей партизанского движения, на которую направлены все силы партизан.

3) Укрепление тыла Красной Армии, обеспечение усиленной работы предприятий, охрана заводов, борьба с дезорганизаторами. Данный пункт указывает на то, что в стране происходили паникерства и работа шпионов, законодатель призывает не верить слухам, так как это может привести к отступлениям и дезорганизации населения, в случае этого можно ожидать большие потери, крах организованного отступления и вывозов заводов на территории, отстраненных от фронтов.

4) Уничтожение паровозов, провианта, а также горючего. Сделано данное для того, чтобы у наступающих немецко-фашистских захватчиков не было естественного пополнения боеприпасов. Данной деятельностью активно занимались партизаны, среди их работ можно выделить: подрывы мостов, подрыв железнодорожных составов и путей, совершение различных диверсий в тылу у противника.

5) Создание в занятых районах врагом партизанских отрядов. Это основной пункт, на который опирается юридически партизанская деятельность. Кроме вышеуказанной деятельности, также туда относится: поджог складов, атака на противника, порча телефонной и телеграфной связи, всем этим должны заниматься граждане, примкнувшие к партизанским отрядам.

6) Немедленная передача паникеров и трусов, не взирая на их статус, в суд военного трибунала. Данная задача обусловлена тяжестью времени и обстоятельств. Государству нельзя было ошибаться, разводить паникерство. От каждого неверного шага могло погибнуть

большое количество людей, как военнослужащих, так и гражданских.

Все пункты в совокупности обосновывают ясную картину зарождения партизанского движения на территории СССР. Она обусловлена отступлением Красной Армии со своих позиций и молниеносным планом захвата СССР со стороны Германии, гражданам было необходимо бороться в это время, как с внешним, так и внутренним врагом.

В директиве ничего не говорится об органе, который бы руководил данным движением, естественно, что НКГБ являлся самым правильным для негласного руководства, так как его сотрудники умело владели искусством диверсий и подрывной деятельности врага.

Одним из важных событий в жизни партизанского движения и связью с НКВД был выпуск Приказа НКВД СССР № 00882 от 5 июля 1941 г. о создании Особой группы при наркоме внутренних дел СССР [4]. Согласно данному приказу требовалось создать Особую группу НКВД для выполнения заданий особой важности. Данная группа находилась в подчинении непосредственно у комиссара внутренних дел. Основными задачами Особой группы являлось: проведение и непосредственная разработка разведывательно-диверсионных операций против гитлеровской Германии, а ровно и ее союзников; ведение партизанской, подпольной войны; руководство специальными радиограммами с немецкой разведкой, целью которой является дезинформация противника; создание нелегальных подпольных структурных сетей на оккупированной территории врага.

Но также стоит сказать и о том, что сразу же после создания Особой группы началось формирование отдельной мотострелковой бригады, особого назначения НКВД СССР. Деятельность данной группы была связана с тем, что на нее возлагались особые обязанности по организации и борьбе с фашистскими захватчиками, которые вторглись на территорию Советского Союза. На данную группу возлагалось проведение диверсионной и разведывательной деятельности в тылу врага, вычисление и ликвидация вражеской агентуры, а также диверсии на важных коммуникациях противника. Подразделение должно было действовать отдельными группами, в небольшом количестве.

Стоит упомянуть также Постановление ЦК ВКП(б) «Об организации борьбы в тылу германских войск» от 18 июля 1941 г. [5]. В данном обращении говорится о важности борьбы в тылу врага, главной задачей являлось создание невыносимых условий для вражеских интервентов, требовалось не только дезорганизовать их армию, но также транспорт, систему связи и стараться срывать все планы, которые запланировали фашистские захватчики. Также партия обращает внимание на борьбу с дезертирством, особенно среди высшего руководства регионов, которые подверглись вражеской оккупации, в связи с чем требует провести следующие необходимые меры:

JURISPRUDENCE

1) Для организации и ведения подпольной войны необходимо привлечь партийных и комсомольских работников. Данной необходимостью считаем то, что на первых порах войны было развито дезертирство и паникерство и только в верных режиму людях находили спасение, так как они не стали бы разводить паникерство и дезертирство.

2) Организация подпольных ячеек на территориях, которые могут попасть под контроль врага. Данная норма должна действовать наперед, чтобы при потере определенного субъекта на ней действовали уже сформированные подпольные ячейки, которые наносили бы врагу значимый урон.

3) Создание подпольными ячейками боевых и диверсионных дружин из числа тех, кто участвовал в гражданской войне, истребительных батальонах, а также сотрудников НКВД и НКГБ. Обеспечение данных групп необходимым арсеналом. Необходимость данных субъектов была вызвана тем, что они обладали определенными знаниями и навыками ведения диверсионных и подпольных работ и могли наиболее эффективно нарушать порядок врага и наносить им максимальный вред.

4) ЦК компартий требовалось уведомлять ЦК ВКП(б), а именно фамилии товарищей, которые были выделены для руководства партизанскими отрядами. Данная норма является контролирующей, она вызвана тем, что требовалось знать, кто управляет данным партизанским отрядом, как с ним связаться и другое.

5) Руководители партийных организаций субъектов должны были руководить борьбой с немецкими войсками в тылу и вдохновлять граждан своим личным примером.

Также стоит уделить внимание Постановлению ЦК ВЛКСМ от 3 сентября 1941 г «О мобилизации комсомольцев на службу в войска особой группы НКВД СССР» [6]. Данное Постановление призывало на службу в особую группу. Это вызвано тем, что в особую группу требовались верные люди, которые смогли бы бить врага.

Одним из наиболее важных Приказов в исследуемой сфере является Приказ НКВД СССР №° 001151 от 25 августа 1941 г. «Об организации 4-х отделов при НКВД-УНКВД республик, краев и областей» [4]. Данный Приказ регулировал преобразование оперативных групп местных органов безопасности, которые были призваны противостоять парашютным диверсантам и десантам в 4-е отделы НКВД-УНКВД прифронтовых республик СССР, которые были подчинены особой группе при НКВД СССР. На 4-е отделы возлагалось организация и руководство боевой деятельностью истребительных групп и батальонов. Также на них были возложены такие задачи: организация связи с партизанскими отрядами, которые находились в тылу противника, организация агентурного движения на территории, захваченной врагом, разведка тыла противника и мест переправы партизанских отрядов, изучение обстановки и настроений местного населения.

На наш взгляд данный Приказ является ключевым, так как с этого Приказа началось официально зарождаться руководство партизанскими отрядами со стороны НКВД, данные функции, возложенные на них, являлись непосредственно диверсионными и применялись для осложнения боевой обстановки врага и контроля населения, находящего в оккупации противника.

Подводя итог можно сделать следующие выводы.

1. Непосредственная подготовка к партизанскому движению велась еще до войны, в силу того что такую систему невозможно разработать в первые в дни войны, а равно и подготовить это все в столь сложное время. Со стороны законодателя нормативно-правовые акты, которые бы регулировали партизанское движение стали появляться в первые дни после войны. Так с помощью данных актов были организованы партизанские ячейки, которые занимались диверсиями во вражеском тылу, усложняя и запугивая врага, давая ему понять, что советский народ не сдается.

2. С началом войны началось появление актов, которые призывали в партизанские отряды комсомольцев и партийных работников, людей, которые были верны советскому режиму, не имели склонности к паникерству и дезертирству, так как для данной деятельности требовались ответственные и храбрые люди. Началась организация отдельных подразделений, которые занимались диверсионными работами: подрыв мостов, поддержка отношений с населением, которое находилось во вражеской оккупации, борьба с врагом в тылу, разведка, захват пленных и получение любой информации, которая была важна для фронта.

3. В исследуемый период закрепилось руководство со стороны НКВД партизанским движением. Началось зарождение четвертых отделов НКВД-УНКВД прифронтовых республик СССР, которые были подчинены особой группе при НКВД СССР, которые были сформированы также с целью совершения диверсий и связи с находящимся на территории, захваченной противником. Данное событие является одним из основных в формировании партизанского движения, в этой сфере были выделены люди, которые непосредственно руководили действиями партизанских отрядов, направляли их и формировали задачи для нанесения вреда врагу. Для государства данная деятельность была очень важна, так в Директивах отмечается важность верного кадрового набора, а также их оснащение всем необходимым арсеналом, провиантом и обучением диверсионными знаниями.

Список источников

1. Фрунзе М. В. Единая военная доктрина и Красная Армия. М. : Воен. изд-во, 1941.

2. Директива СНК СССР И ЦК ВКП (б) от 26 сентября 1941 г. «Партийным и советским организациям прифронтовых областей» // 1941 год : в 2 кн. / ред. В. П. Наумов ; сост. Л. Е. Решин, Л. А. Безыменский, Л. А. Виноградов [и др.]. М. : Демократия, 1998.

№ 6/2022

Bulletin of economic security

211

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

3. История военного искусства : курс лекций : в 6 т. М. : Военная академия имени М. В. Фрунзе, 1958. Т. 5 Военное искусство первого периода Великой Отечественной войны (июнь 1941 - ноябрь 1942 г.).

4. Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Т. 2. Кн. 1. М. : Русь, 2001.

5. Постановление ЦК ВКП(б) «Об организации борьбы в тылу германских войск». 18 июля 1941 г. // Партизаны в битве за Москву. 1941-1942. Архивные документы и материалы. М. : Издательство Главархива Москвы, 2008.

6. РГАСПИ. Ф. 69. Оп. 1. Д. 3. Л. 24.

References

1. Frunze M. V Unified military Doctrine and the Red Army. M. : Military Publishing House, 1941.

2. Directive of the SNK of the USSR and the Central Committee of the CPSU (b) of September 26, 1941 «To Party and Soviet organizations of the frontline regions» // 1941 : in 2 books. / ed. V. P. Naumov ; comp. L. E. Reshin, L. A. Bezymensky, L. A. Vinogradov [et al.]. M. : Democracy, 1998.

3. History of military art: a course of lectures : in 6 volumes. M.: Military Academy named after M. V. Frunze, 1958. Vol. 5 Military art of the first period of the Great The Great Patriotic War (June 1941 - November 1942).

4. State security bodies of the USSR in the Great Patriotic War. Vol. 2. Book 1. M. : Rus, 2001.

5. Resolution of the Central Committee of the CPSU (b) «On the organization of the struggle in the rear of the German troops». July 18, 1941 // Partisans in the Battle for Moscow. 1941-1942. Archival documents and materials. M. : Publishing House of the Moscow Glavarchiv, 2008.

6. RGASPI. F. 69. Op. 1. D. 3. L. 24.

Информация об авторах

А. С. Прудников - профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации;

Ю. А. Иванченко - заместитель начальника кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

Д. А. Шориков - курсант 3 курса международно-правового факультета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

A. S. Prudnikov - Professor of Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation;

Yu. A. Ivanchenko - Deputy Chief of the Department of History of State and Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

D. A. Shorikov -3rd year cadet of the Faculty of International Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.07.2022; одобрена после рецензирования 30.08.2022; принята к публикации 29.09.2022.

The article was submitted 13.07.2022; approved after reviewing 30.08.2022; accepted for publication 29.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.