Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ДЕТАЛИЗАЦИЯ ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ'

ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ДЕТАЛИЗАЦИЯ ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
587
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ УПРАВЛЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА ПРАВОВЫХ АКТОВ / ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ДЕЙСТВИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванников А.А.

В статье рассмотрены юридические признаки правовых актов управления, а также их виды и место в общей системе правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ДЕТАЛИЗАЦИЯ ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ»

А.А. Иванников

ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ДЕТАЛИЗАЦИЯ ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ

В статье рассмотрены юридические признаки правовых актов управления, а также их виды и место в общей системе правового регулирования.

Ключевые слова: нормативный правовой акт управления, индивидуальный правовой акт управления, система правовых актов, орган исполнительной власти, действие правовых актов.

Одной из основных форм управленческой деятельности является издание органами исполнительной власти и иными исполнительными органами правовых актов, которые служат важным средством в решении поставленных перед ними задач. С помощью правовых актов субъекты управления регулируют широкую сферу общественных отношений в экономической, социально-культурной и административно-политической жизни общества, разрешают конкретные споры, связанные, в частности, с реализацией прав граждан на образование, социальное обеспечение, на получение различных разрешений, государственных и муниципальных услуг и др.

В самом общем виде правовой акт управления можно рассматривать как управленческое решение, принятое уполномоченным субъектом в сфере решения задач и осуществления функций исполнительной власти и государственного управления. По своей юридической природе всем правовым актам управления присущи общие признаками, которые предопределяются спецификой управленческой деятельности. В то же время они отличаются большим разнообразием по содержанию, юридической силе и юридическим последствиям, по наименованию и органам, их издавшим, и др. Каждый из этих актов занимает свое место в иерархической системе управленческих актов.

В научной литературе достаточно обстоятельно исследованы вопросы, касающиеся правовой природы актов управления.

В научной литературе указано, что акты управления обладают общими признаками, свойственными всем правовым актам в механизме правовой системы России, и признаками, отражающими их особенности [1]. Наиболее значимыми признаками всех видов правовых актов, а не только актов государственного управления, по их мнению, являются следующие:

1) правовые акты управления имеют государственно-властный характер, поскольку издаются государственными органами, наделенными властными полномочиями и действующими от имени государства;

2) правовые акты управления являются подзаконными актами, издаются на основании и во исполнение закона и нормативных правовых актов вышестоящих государственных органов;

3) эти акты обладают юридической силой, их предписания имеют обязательный (императивный) характер и подлежат исполнению теми субъектами, которым адресованы. Для каждого вида правового акта управления юридическая сила акта различна. Она зависит от места органа, его издавшего, в общей системе актов управления и выражается в том, что все акты нижестоящих органов исполнительной власти должны соответствовать актам вышестоящих органов;

4) правовые акты управления издаются в виде письменного юридического документа. Однако органы исполнительной власти в своей деятельности занимаются подготовкой различных справок, отчетов, актов ревизий и многих других подобного рода служебных документов, которые по своим юридическим качествам и порядку подготовки не являются правовыми актами управления, но при определенных условиях могут служить основанием для дальнейшего принятия таких правовых актов;

5) правовой акт управления издается с соблюдением установленных требований и процедур;

6) в случае нарушения или неисполнения норм правовой акт обеспечивается мерами государственного принуждения.

В то же время правовые акты управления обладают специфическими юридическими признаками, отличающими их от других видов правовых актов, к числу которых относятся следующие:

© Иванников А.А., 2021.

Научный руководитель: Семенов Андрей Викторович - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и международного права, Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

1) правовой акт управления представляет собой облеченное в юридическую форму управленческое решение, вызывающее определенные юридические последствия. Это означает, что акт управления либо устанавливает или изменяет правила поведения, нормы права, либо выступает в качестве юридического факта, непосредственно порождающего, изменяющего или прекращающего конкретное административно -правовое отношение, либо служит основанием для возникновения правоотношений в сфере других отраслей права - финансового, земельного, налогового и т.д. Кроме того, он может служить доказательством по делу, рассматриваемому в судебном или административном порядке;

2) правовые акты управления издаются только уполномоченными субъектами исполнительной власти или иными исполнительными органами в пределах их компетенции;

3) правовой акт управления принимается в одностороннем порядке, выражающем волеизъявление государственного органа, его издавшего. Однако в современных условиях многие правовые акты управления издаются различными субъектами управления совместно либо по согласованию. Такой порядок, в частности, характерен для издания приказов как одной из правовых форм управленческой деятельности в рамках горизонтальных правоотношений;

4) правовой акт управления является правовым средством, с помощью которого субъекты управления осуществляют правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления;

5) правовые акты управления определяют правила должного поведения или регулируют конкретные общественные отношения в сфере управления;

6) правовые акты управления могут быть обжалованы не только в судебном, но и в административном порядке.

Перечисленными общими признаками обладают все правовые акты управления независимо от их функционального назначения. Причем основной признак правовых актов управления, отличающих их от других актов правовой системы России, - это решение задач в сфере государственного управления.

Коснемся юридических свойств нормативных и индивидуальных актов.

Нормативные правовые акты являются важнейшими юридическими источниками права. В этом смысле основная их характеристика как нормативных выражается в том, что такие акты содержат нормы права, т.е. общеобязательные правила поведения, рассчитанные на длительное и неоднократное применение и адресованные неопределенному кругу лиц. Целью принятия нормативных правовых актов является регулирование однотипных общественных отношений в соответствующих областях государственного управления. Кроме того, указанные акты служат правовым средством для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, но сами они эти отношения не порождают.

Правовые акты управления характеризуются как подзаконные, поскольку издаются на основании предписаний законов и нормативных правовых актов вышестоящих органов и направлены на их реализацию. В то же время нормативные правовые акты могут быть приняты субъектами управления и по собственной инициативе по вопросам их компетенции, закрепленной законами и иными нормативными актами, превосходящими их по юридической силе [2].

Индивидуальные правовые акты управления в отличие от нормативных актов не содержат правовых норм и не устанавливают каких-либо общих правил поведения, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц. По своим юридическим свойствам они являются распорядительными, в них всегда находит прямое выражение юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, адресованное определенному физическому или юридическому лицу (лицам) и направленное на возникновение, изменение или прекращение конкретных административно-правовых отношений.

Особое значение в регулировании отношений в сфере исполнительной власти имеют правовые акты, издаваемые Президентом РФ как главой государства.

Исходные начала правовой природы и юридической силы актов Президента РФ закреплены в ст. 90 Конституции РФ, в соответствии с которой он издает два вида правовых актов: указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. При этом правовые акты управления Президента РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Таким образом, указанные акты занимают свое место в общей правовой системе РФ. Обладая высокой юридической силой, они стоят после Конституции РФ и федеральных законов. Именно поэтому Президент РФ вправе отменять акты Правительства РФ в случае, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам главы государства (ст. 115 Конституции РФ). По этим же основаниям он может также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ.

Указы Президента РФ являются важнейшим источником административного права, в которых содержатся правовые нормы, рассчитанные на длительное применение. Глава государства издает нормативные указы в соответствии с его компетенцией, установленной Конституцией РФ (гл. 4).

Наряду с нормативными актами Президент РФ вправе издавать ненормативные (оперативно-распорядительные) указы, которые регулируют вопросы применения норм права, например, вопросы назначения конкретных должностных лиц, награждения орденами и медалями и т. п.

Важнейшими источниками административного права являются правовые акты управления, издаваемые Правительством РФ как органом общей компетенции, возглавляющим исполнительную власть в Российской Федерации. Их место в правовой системе РФ, юридические признаки, характеризующие особенности этих актов,

В соответствии с ч. 2 ст. 115 Конституции РФ устанавливается обязательность исполнения актов Правительства РФ на всей территории РФ. Однако это не значит, что все акты Правительства РФ распространяют свою юридическую силу на любое физическое и юридическое лицо, находящееся в пределах данного государства.

Например, в положениях, утверждаемых постановлениями Правительства РФ, определяется правовой статус конкретных федеральных органов исполнительной власти либо устанавливается общий порядок создания территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Такими правительственными актами регламентированы предписания, обязательные для исполнения только в системе федеральных органов исполнительной власти.

В то же время Правила дорожного движения, Правила торговли, санитарные и другие правила, утвержденные нормативными актами Правительства РФ, обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, организациями и т. д.

По содержанию правительственные акты характеризуются большим разнообразием и масштабностью решаемых задач. В их общем массиве можно выделить основные блоки регулируемых вопросов. Так, с их помощью:

1) регулируются отдельные организационные, материально-технические, финансовые вопросы в административно-политической сфере, а также широкий круг общественных отношений в сфере экономической и социально-культурной жизни;

2) осуществляется правовое регулирование организации и функционирования федеральных органов исполнительной власти, формирование взаимоотношений этих органов с органами исполнительной власти субъектов РФ и другими субъектами управления;

3) определяется организация деятельности Аппарата Правительства РФ и его структурных подразделений;

4) устанавливаются общие типовые правила поведения в сфере государственного управления;

5) разрабатываются и проводятся в жизнь различные государственные программы, в том числе федеральные целевые программы.

В целом правительственными актами обеспечивается реализация внутренней и внешней политики государства, основные направления которой определены указами Президента РФ.

Что касается распоряжений Правительства РФ, то они, как правило, не создают новых норм права, а предназначены для принятия юридических решений по конкретным вопросам, обязательным для исполнения теми субъектами, которым они адресованы. Актами такого рода, например, устанавливается штатное расписание того или иного федерального органа исполнительной власти и размер ассигнований на его содержание, назначаются на должность заместители федеральных министров, руководителей федеральных службы и федеральных агентств и т.п.

В процессе своей деятельности федеральные органы исполнительной власти принимают множество разнообразных управленческих решений и издают акты различных видов (наименований).

В заключение следует отметить, что любой правовой акт управления, независимо от органа или должностного лица, издавшего его, должен соответствовать законодательству РФ и компетенции органа, принявшего такой акт, быть юридически и экономически обоснованным, написан четко и грамотно, принят с учетом требований, предъявляемых к порядку его издания.

Библиографический список

1. Административное право России: Курс лекций/ Под ред.Н.Ю. Хаманевой. М., 2007. С. 317.

2.Ордина О.Н. К вопросу о правовой доктрине как источнике административного права // Административное право и процесс. 2014. № 10. С. 44.

ИВАННИКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - магистрант, Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.