Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ'

ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовая экспертиза / извещение об осуществлении закупки / конкуренция / экономика / контракт / документация / аукцион / конкурс / котировки / legal expertise / notification of procurement / competition / economy / contract / documentation / auction / tender / quotations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вадим Владимирович Крамской

Рассмотрен институт правовой экспертизы проекта извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с точки зрения обеспечения проведения в жизнь предусмотренного Федеральным законом о контрактной системе принципа конкурентности публичных торгов. Отмечено, что данный правовой институт по своей природе представляет контроль со стороны соответствующих субъектов, состоящий в установлении соотношения действий участников контрактной системы с правовыми предписаниями, которые они должны исполнить при формировании заказа на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги. Ввиду этого правовая экспертиза в рамках контрактной системы, по утверждению автора, являет собой яркий пример правового контроля в целях эффективного ее функционирования, в том числе в целях обеспечения условий для рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Expertise of the Project Notifications on the Purchase of Goods, Works, and Services to Ensure State and Municipal Needs as a Means of Supporting Competition

In this article, which is of a theoretical and applied nature, the author examines the institute of legal expertise of the draft notification on the procurement of goods, works, services for state and municipal needs from the point of view of ensuring the implementation of the principle of competitive public bidding provided for by the Federal Law on the Contract System. It is noted that this legal institution by its nature represents control by the relevant entities, which consists in establishing the relationship between the actions of participants in the contract system and legal ones the requirements that they must fulfill when forming an order for the supply of goods, performance of work, provision of services. In view of this, legal expertise within the framework of the contract system, according to the author, is a vivid example of legal control in order to effectively operate it, including in order to ensure conditions for a market economy.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ»

УДК 346.32

DOI: 10.17277/pravo.2024.02.pp.235-246

ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ

Вадим Владимирович Крамской, канд. юрид. наук, доцент, кафедра «Гражданское право и процесс», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»;

доцент, кафедра правовых дисциплин, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

(Тамбовский филиал), Тамбов, Россия;

vkramskoy@mail. ги

Рассмотрен институт правовой экспертизы проекта извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с точки зрения обеспечения проведения в жизнь предусмотренного Федеральным законом о контрактной системе принципа конкурентности публичных торгов. Отмечено, что данный правовой институт по своей природе представляет контроль со стороны соответствующих субъектов, состоящий в установлении соотношения действий участников контрактной системы с правовыми предписаниями, которые они должны исполнить при формировании заказа на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги. Ввиду этого правовая экспертиза в рамках контрактной системы, по утверждению автора, являет собой яркий пример правового контроля в целях эффективного ее функционирования, в том числе в целях обеспечения условий для рыночной экономики.

Ключевые слова: правовая экспертиза; извещение об осуществлении закупки; конкуренция; экономика; контракт; документация; аукцион; конкурс; котировки.

Введение

Под контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе, Федеральный закон) понимается совокупность участников данной системы и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд [8, с. 5].

Среди участников контрактной системы можно выделить четыре группы субъектов:

1) субъекты, реализующие функцию непосредственного обеспечения государственных и муниципальных нужд (государственные, муниципальные заказчики, заказчики, поставщики, подрядчики, исполнители);

2) субъекты, реализующие функцию организационно-технического обеспечения государственных и муниципальных нужд (оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки);

3) субъекты, реализующие контрольную функцию (уполномоченные органы публичной власти - ФАС России, Федеральное казначейство, субъекты общественного и ведомственного контроля, а также сами государственные (муниципальные) заказчики);

4) субъекты, осуществляющие вспомогательную функцию реализации полномочий государственных, муниципальных заказчиков, заказчиков, поставщиков, подрядчиков, исполнителей по непосредственному обеспечению государственных и муниципальных нужд (эксперт, экспертная организация, специализированная организация).

Особое внимание следует уделить третьей категории участников контрактной системы. В ее рамках также возможна определенная градация, к примеру, участников контрактной системы, реализующих контрольные функции, допустимо определять по видам контроля (общегосударственного, ведомственного, общественного), объему полномочий (общему, целевому, локальному), характеру проявления (внешнему, внутреннему) и др. [5, с. 235]. От эффективности контрольной функции при проведении закупок зависит реализация легального принципа действия контрактной системы, а именно, принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (ст. 12 Федерального закона о контрактной системе).

Воплощение в жизнь этого принципа возможно разными путями, но особое место в их числе занимает институт правовой экспертизы, который, как таковой, в Федеральном законе о контрактной системе не назван. Несмотря на это, как неоднократно отмечалось в юридической литературе, правовая экспертиза представляет собой достаточно действенный инструмент проведения в жизнь принципа конкурентности закупок, в связи с чем требует особого исследования применительно к контрактной системе [4, с. 20]. При этом в научной периодике и монографических работах данному средству обеспечения конкуренции уделено недостаточное внимание.

Обсуждение

Реализация своей контрольной функции каждым из субъектов контроля в рамках контрактной системы представляет собой установление соотношения действий участников контрактной системы других групп с правовыми предписаниями, которые они должны исполнить. Другими словами, субъекты контроля проводят своего рода правовую экспертизу.

Правовая экспертиза представляет собой исследование проекта правового акта или правового акта уполномоченным лицом на предмет его соответствия законодательству. Из этого лаконичного определения можно вывести следующие признаки, конституирующие институт правовой экспертизы и объясняющие его содержание:

1) исследование - процесс изучения проекта правового акта или правового акта с точки зрения выявления в нем дефектов юридического характера [9, с. 88];

2) проект правового акта или правовой акт - документ, подлежащий изучению на предмет выявления в нем дефектов юридического характера; применительно к рассматриваемому вопросу таковым выступает проект извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд или извещение об осуществлении закупки. Исходя из этого, проведение правовой экспертизы возможно как в форме, предваряющей процедуру закупки товаров, работ, услуг (когда правовой оценке подлежит проект извещения), так и в форме последующего контроля, когда извещение утверждено уполномоченным лицом и на его основании проведена закупка товара, работы, услуги;

3) уполномоченное лицо - наделенный в силу правового предписания компетенцией на проведение правовой экспертизы субъект.

Если говорить о форме правовой экспертизы, которая предваряет процедуру закупок товаров, работ, услуг (когда правовой оценке подлежит проект извещения об осуществлении закупки), то в качестве уполномоченного субъекта применительно к государственному муниципальному заказчику выступает лицо, осуществляющее правовое сопровождение деятельности соответствующего юридического лица. В случае с последующим правовым контролем положений извещения об осуществлении закупки (по итогам ее проведения) таковым могут выступать как то же лицо, осуществляющее юридическое сопровождение деятельности заказчика, так и должностные лица субъектов, реализующих контрольную функцию;

4) соответствие законодательству - правильное соотношение сформулированных положений проекта извещения об осуществлении закупки правовым нормам, содержащимся в законодательстве о контрактной системе.

Понятие «законодательство» в рассматриваемом случае следует воспринимать в широком смысле и не ограничиваться только включением в его состав положений законодательных актов, но и подразумевать учет требований подзаконных нормативных правовых актов, принятых в развитие положений актов высшей юридической силы (основного закона, конституционных федеральных законов, федеральных законов и др.) [10, с. 148].

В соответствии со ст. 3 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд включает в свой состав: Конституцию Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Бюджетный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; указы (распоряжения) Президента Российской Федерации; постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации; приказы министерств и ведомств (к примеру, приказ Министерства финансов Российской Федерации, приказ Казначейства России); приказы Госкорпораций «Росатом», «Роскосмос»; нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов местного самоуправления [7, с. 44].

В вопросе определения правового регулирования процедуры проведения правовой экспертизы в сфере контрактной системы необходимо понимание того, что речь идет не о нормативно-правовом массиве, соответствие проекта извещения об осуществлении закупки которому устанавливается в каждом конкретном случае, а о том ряде нормативных правовых актов, которые регулируют саму процедуру проведения правовой экспертизы.

Если обратиться к законодательству, то можно увидеть, что проведение правовой экспертизы в целом, а не только в рамках контрактной системы на законодательном уровне не урегулировано [6, с. 14].

Безусловно, в качестве некоей модели правовой экспертизы можно рассмотреть институт ведомственного контроля, который предусмотрен ст. 100 Федерального закона о контрактной системе, существо которого в соответствии с правилами осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89, представляет проверка соблюдения государственными (муниципальными) заказчиками законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно пункту 3 правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89, при осуществлении ведомственного контроля органы ведомственного контроля проводят проверку соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе: соблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок; требований о нормировании в сфере закупок; требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) и др. [4, с. 20].

Однако в рамках ведомственного контроля подлежит оценке не только документальная составляющая процедуры проведения закупки товара, работы, услуги, но в том числе и непосредственное исполнение государственного (муниципального) контракта, связанное с проверкой описания объекта закупки и соответствия ему поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Тем самым задачи, стоящие перед институтом ведомственного контроля, по своему объему несколько шире, чем перед институтом правовой экспертизы, хотя и являются смежными. По своей сути ведомственный контроль условно можно рассмотреть как правовую экспертизу в форме последующего контроля.

Проводя аналогию с институтом ведомственного контроля, в качестве прототипов правовой экспертизы в рамках контрактной системы можно рассмотреть и институт общественного контроля, и аудит в сфере закупок, и судебный контроль.

Процедура проведения правовой экспертизы в целом и процедура проведения правовой экспертизы проекта извещения об осуществлении закупки (извещения об осуществлении закупки) на федеральном уровне преимущественно регулируются подзаконными нормативными правовыми

актами, издаваемыми конкретными органами публичной власти для целей их деятельности и подчиненными им территориальными органами и организациями [3, с. 14].

В качестве примера подобных подзаконных нормативных правовых актов можно назвать следующие: приказ Казначейства России от 17 декабря 2013 г. № 297 «О порядке проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства»; приказ МВД России от 5 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России»; приказ Минэкономразвития России от 26 марта 2014 г. № 161 «О контрактной службе Министерства экономического развития Российской Федерации»; приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2022 г. № 376 «Об утверждении Регламента проведения правовой экспертизы проектов правовых актов и иных документов Министерства экономического развития Российской Федерации» и др.

На уровне регионального законодательства свое правовое регулирование процедура проведения правовой экспертизы находит как в законодательных актах, так и подзаконных нормативных правовых актах.

Примером данных нормативных правовых актов могут быть: Закон г. Москвы от 08 июля 2009 г. № 25 «О правовых актах города Москвы»; Закон Тамбовской области от 23 июня 2006 г. № 51-З «О правовых актах Тамбовской области»; постановление правительства Орловской области от 31 мая 2019 г. № 308 «О правовом обеспечении деятельности отдельных органов исполнительной государственной власти Орловской области».

Нормы права, регулирующие процедуру проведения правовой экспертизы, содержатся также и в муниципальных правовых актах, распространяющих свой правовой потенциал на территорию соответствующего муниципального образования [2, с. 3].

Несмотря на это, чаще всего детальное правовое регулирование вопросов проведения правовой экспертизы, в том числе правовой экспертизы проекта извещения об осуществлении закупки (извещения об осуществлении закупки) находит свое отражение в локальных правовых актах нормативного характера, сила правового действия которых распространяется на деятельность конкретного хозяйствующего субъекта.

Таким образом, при осуществлении деятельности по проведению правовой экспертизы проекта извещения об осуществлении закупки (извещения об осуществлении закупки) необходимо принять во внимание существующий дифференцированный подход к правовому регулированию данного процесса.

Этапы проведения правовой экспертизы положений проекта извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг

Проведение правовой экспертизы проекта извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг должно представлять собой не хаотичный процесс, а структурированную последовательность действий, при которой каждый следующий шаг эксперта обусловлен предыдущим, а в своей совокупности они позволяют достичь соответствующего результата.

Если обратиться к положениям ст. 3 Федерального закона о контрактной системе, то согласно легальному определению под закупкой товара,

работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимаются действия, осуществляемые заказчиком и направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В свою очередь, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), и завершаются заключением контракта.

В ходе правовой экспертизы необходимо поэтапно оценить следующие аспекты закупки товара, работы, услуги на стадии формирования проекта извещения об осуществлении закупки:

1. Основание подготовки проекта извещения об осуществлении закупки. В качестве отправной точки для подготовки проекта извещения об осуществлении закупки, по общему правилу, служит сформированный в установленном порядке план-график закупки, который представляет собой документ, отражающий намерения государственного (муниципального) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг. Именно данный правовой акт позволяет хозяйствующим субъектам спрогнозировать развитие своей деятельности в соответствующем финансовом году.

При проверке проекта извещения об осуществлении закупки в рамках правовой экспертизы должна быть установлена взаимосвязь положений проекта извещения об осуществлении закупки и плана-графика, в который проводимая закупка включена).

2. Соответствие проекта извещения об осуществлении закупки требованиям законодательства о контрактной системе. На данном этапе осуществляется оценка проекта извещения об осуществлении закупки на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым к нему Федеральным законом о контрактной системе.

Формирование структуры информации, которая должна содержаться в извещении об осуществлении закупки, происходит по правилам, сформулированным в ст. 42 Федерального закона о контрактной системе, а также в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

3. Включение в проект контракта обязательных условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, без исследования их содержания. Это следующий этап проведения правовой экспертизы извещения об осуществлении закупки.

Он предполагает под собой оценку полноты включения в проект государственного (муниципального) контракта обязательных условий, предусмотренных как Федеральным законом о контрактной системе, так и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Требования к государственному (муниципальному) контракту сформулированы в ст. 34 Федерального закона о контрактной системе, согласно которой, по общему правилу, в государственном (муниципальном) контракте предусматриваются следующие условия: цена контракта и свойство ее твердости (то есть, неизменяемости исходя из количества товара, объема работы, услуги); цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, либо ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта; цена каждого этапа исполнения контракта (в случае наличия таковых); ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом; график исполнения контракта; порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (если заранее государственному (муниципальному) заказчику неизвестен их объем); порядок и срок оплаты товара, работы или услуги; порядок и срок осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги; порядок и срок предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств (в случае наличия таковых); условие об оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги исходя из количества соответственно поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в пределах максимального значения цены контракта; размер аванса по каждому этапу исполнения контракта (в случае наличия таковых); функция государственного (муниципального) заказчика как налогового агента (то есть, условие об удержании из цены контракта суммы денежных средств, подлежащей перечислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в качестве обязательного платежа); срок оплаты исполнения по контракту; стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (при заключении контрактов жизненного цикла); дополнительные условия исполнения государственного (муниципального) контракта в определенных Правительством Российской Федерации случаях; обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) о сообщении сведений о соисполнителях (субподрядчиках) по контракту; ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредоставление информации о соисполнителях (субподрядчиках) по контракту в указанном случае; условие о банковском сопровождении контракта; условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечительного платежа; условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов; обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта в качестве независимой гарантии (в случае юридического дефекта ранее предостав-

ленной независимой гарантии); идентификационный код закупки; типовые условия контрактов (типовые контракты).

Наряду с обязательными условиями, подлежащими включению в государственный (муниципальный) контракт (в зависимости от обстоятельств конкретной закупки) Федеральным законом о контрактной системе предусмотрен ряд условий, которые могут включаться в него по усмотрению заказчика (возможность одностороннего отказа от исполнения контракта; удержание суммы неисполненного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требования государственного (муниципального) заказчика об уплате неустойки из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю) за реализацию предмета контракта; самостоятельном выполнении (исполнении) подрядчиком (исполнителем) работ (услуг), если закупаются работы по сохранению объектов культурного наследия; работы по реставрации музейных предметов и музейных коллекций; работы, услуги, связанные с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек и др.).

4. Соответствие проекта контракта установленным гражданским (бюджетным) законодательством и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям, а также требованиям, содержащимся в проекте извещения об осуществлении закупки. Согласно ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, факт заключенности договора поставлен в зависимость от достижения сторонами соглашения по всем его существенным условиям.

При осуществлении правовой экспертизы проекта государственного (муниципального) контракта в случае отсутствия типовых условий контракта, типового контракта в отношении закупаемого объекта закупки все содержащиеся в нем условия должны быть сопоставлены с необходимыми для его заключения существенными условиями, содержащимися в положениях гражданского законодательства.

Однако в действительности специальные правовые нормы, содержащиеся в ст. 34 Федерального закона о контрактной системе, поглощают собой, как правило, указание всех существенных условий любого договора, предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации.

Так, вне зависимости от того, являются ли или не являются существенными для конкретного договора по гражданскому законодательству условия, в силу положений ст. 34 Федерального закона о контрактной системе подлежат указанию условия о предмете, цене, сроках исполнения обязательства по государственному (муниципальному) контракту и др. Ввиду этого особая практическая значимость в обращении к положениям Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствует.

5. Полнота согласования проекта извещения об осуществлении закупки. Проверка полноты согласования проекта извещения об осуществлении закупки предполагает оценку соблюдения интересов всех участников процедуры закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд со стороны заказчика. Проверка соблюдения заинтересованности имеет место тогда, когда в подготовке извещения об осуществлении закупки принимают участие различные структурные

подразделения государственного (муниципального) заказчика, представители которых образуют собой контрактную службу государственного (муниципального) заказчика [1, с. 55].

Выявление соблюдения интересов всех структурных подразделений государственного (муниципального) заказчика, участвующих в закупке, должно осуществляться, как правило, правовым подразделением либо лицом, ответственным за проведение правовой экспертизы.

В рамках проведения правовой экспертизы на данном этапе должно быть проверено согласование положений извещения о проведении закупки с руководителями подразделений:

- исполнителя по закупке;

- финансового;

- интересы которого затрагиваются исполнением государственного (муниципального) контракта.

Согласование с руководителем подразделения государственного (муниципального) заказчика, которым инициируется проведение закупки конкретного товара, работы, услуги, осуществляется для целей корректности описания объекта закупки, которое формулируется подчиненными ему работниками (сотрудниками).

При проведении согласования проекта извещения об осуществлении закупки с руководителем финансового подразделения устанавливается соответствие предмета государственного (муниципального) контракта кодам бюджетной классификации; определяется источник финансирования государственного (муниципального) контракта и наличие денежных средств, необходимых для выполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту, то есть фактическое доведение до государственного (муниципального) заказчика лимитов бюджетных обязательств либо обладание иными средствами; уточняются порядок оплаты (расчетов) и реквизиты счета государственного (муниципального) заказчика.

Для целей проверки полноты согласования проекта извещения об осуществлении закупки в его составе наряду с обязательными электронными документами следует предусматривать лист согласования к проекту извещения об осуществлении закупки, в котором должны быть поименованы все заинтересованные лица. Процедура согласования заключается в проставлении указанными лицами визы, свидетельствующей о согласии с положениями проекта извещения об осуществлении закупки либо визы с пометкой о наличии возражений. Проект извещения об осуществлении закупки должен представляться на правовую экспертизу в подлинном экземпляре.

Заключение

Отметим, что в рамках контрактной системы общепринятое определение понятия правовой экспертизы, под которым понимается исследование проекта правового акта или правового акта уполномоченным лицом на предмет его соответствия законодательству, имеет несколько иное значение, поскольку по своей цели и задачам совпадает с ведомственным контролем. Ввиду этого правовая экспертиза проекта извещения об осуществ-

лении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет контроль со стороны уполномоченных субъектов, состоящий в установлении соотношения действий участников контрактной системы с правовыми предписаниями, которые они должны исполнить при формировании заказа на поставку товара, работы, услуги, в том числе в части реализации принципа конкурентности публичных закупок.

К одной из особенностей данного правового института следует отнести отсутствие на законодательном уровне детальной правовой регламентации процедуры проведения правовой экспертизы, которая находит свое отражение по большей части в локальных нормативных правовых актах применительно к конкретному государственному (муниципальному) заказчику.

Список литературы

1. Афанасьев С. Ф., Колесников М. А., Александрова Ю. А., Токарева А. А.

Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: законодательство, практика и методика проведения: учеб пособие. Саратов: Изд-во СГЮА, 2022. 110 с.

2. Бритов А. С., Курмаева Н. А. Теоретико-правовые проблемы правовой экспертизы нормативного правового акта // Бизнес и общество. 2022. № 4(36). С. 3 - 12.

3. Кобец П. Н. Особенности правовой экспертизы нормативных правовых актов, проводимой на стадии правотворческого процесса в государствах - членах европейского союза // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1(91). С. 14 - 21.

4. Петрова О. В. Нормативно-правовое регулирование института правовой экспертизы // Интернаука. 2021. № 7-2(183). С. 20 - 21.

5. Серебряков А. Ю. Оценка нормативно-правовых актов как объект правовой экспертизы // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. ХЬ Междунар. науч.-практ. конф. М., 2020. С. 235 - 237.

6. Стародубцева И. А. Экспертиза нормативных правовых актов как способ предотвращения коллизий: особенности правового регулирования в субъектах Российской Федерации // Российская юстиция. 2012. № 9. С. 14 - 20.

7. Степанова Ю. С. Правовая и антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов: вопросы соотношения // Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э. А. Дидоренко. 2022. № 2(13). С. 44 - 61.

8. Третьякова Е.-Д. С. Правовая и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое исследование деятельности территориальных органов Министерства юстиции в субъектах РФ в пределах СФО: монография. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. технического ун-та, 2011. 182 с.

9. Третьякова Е.-Д. С. Сравнительный анализ правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Сборник научных трудов SWorld. 2011. Т. 14, № 2. С. 88 - 89.

10. Хохлова Д. С. К вопросу о важности определения сферы правового регулирования при проведении правовой экспертизы // в1оББа: Вестник студенческой науки. Издание кафедры теории и истории государства и права Курского государственного университета. 2022. № 6. С. 148 - 151.

References

1. Afanasev S.F., Kolesnikov M.A., Aleksandrova Yu.A., Tokareva A.A.

Pravovaya ekspertiza normativnykh pravovykh aktov i ikh proyektov: zakonodatel'stvo, praktika i metodika provedeniya: ucheb posobiye [Legal examination of normative legal acts and their projects: legislation, practice and methodology: textbook], Saratov: Izdatel'stvo SGYUA, 2022, 385 p. (In Russ.)

2. Britov A.S., Kurmaeva N.A. [Theoretical and legal problems of legal examination of a normative legal act], Biznes i obshchestvo [Business and Society], 2022, no. 4(36), pp. 3-12. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Kobec P.N. [Features of legal examination of normative legal acts carried out at the stage of the law-making process in the member states of the European Union], Vestnik Prikamskogo socialnogo institute [Bulletin of the Prikamsky Social Institute], 2022, no. 1(91), pp. 14-21. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Petrova O.V. [Legal regulation of the Institute of Legal Expertise], Internauka [Internauka], 2021, no. 7-2(183), pp. 20-21. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Serebryakov A.Yu. Fundamentalnye i prikladnye nauchnye issledovaniya: aktualnye voprosy, dostizheniya i innovacii: sbornik statej XL Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Fundamental and applied scientific research: current issues, achievements and innovations: collection of articles XL Int. scientific-practical conf.], Moscow, 2020, pp. 235-237. (In Russ.)

6. Starodubceva I.A. [Examination of normative legal acts as a way to prevent conflicts: features of legal regulation in the constituent entities of the Russian Federation], Rossijskaya yusticiya [Russian Justice], 2012, no. 9, pp. 14-20. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Stepanova Yu.S. [Legal and anti-corruption examination of draft normative legal acts: issues of correlation], Vestnik Luganskoj akademii vnutrennih del imeni E.A. Didorenko [Bulletin of the Lugansk Academy of Internal Affairs named after E.A. Didorenko], 2022, no. 2(13), pp. 44-61. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Tretyakova E.-D.S. Pravovaya i antikorruptsionnaya ekspertiza normativnykh pravovykh aktov sub"yektov Rossiyskoy Federatsii: konstitutsionno-pravovoye issledovaniye deyatel'nosti territorial'nykh organov Ministerstva yustitsii v sub"yektakh RF v predelakh SFO: monografiya [Legal and anti-corruption examination of normative legal acts of the constituent entities of the Russian Federation: constitutional and legal study of the activities of territorial bodies of the Ministry of Justice in the constituent entities of the Russian Federation within the Siberian Federal District: monograph], Novosibirsk: Izdatel'stvo Novosibirskogo gos. tekhnicheskogo un-ta, 2011, 180 p. (In Russ.)

9. Tretyakova E.-D.S. [Comparative analysis of legal and anti-corruption examination of normative legal acts], Sbornik nauchnyh trudov SWorld [Collection of scientific works SWorld.], 2011, vol. 14, no. 2, pp. 88-89. (In Russ., abstract in Eng.)

10. Hohlova D.S. [On the issue of the importance of determining the scope of legal regulation when conducting legal examination], Glossa: Vestnik studencheskoj nauki. Izdanie kafedry teorii i istorii gosudarstva i prava Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Glossa: Bulletin of student science. Publication of the Department of Theory and History of State and Law of Kursk State University], 2022, no. 6, pp. 148-151. (In Russ., abstract in Eng.)

nPABO: McropMfl u coBpeMeHHOCTb. T. 8, № 2. 2024

245

Legal Expertise of the Project Notifications on the Purchase

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of Goods, Works, and Services to Ensure State and Municipal Needs as a Means of Supporting Competition

V. V. Kramskoy, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Civil Law and Process, Tambov State Technical University;

Department of Legal Disciplines, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

(Tambov Branch), Tambov, Russia;

vkramskoy@mail. ru

In this article, which is of a theoretical and applied nature, the author examines the institute of legal expertise of the draft notification on the procurement of goods, works, services for state and municipal needs from the point of view of ensuring the implementation of the principle of competitive public bidding provided for by the Federal Law on the Contract System. It is noted that this legal institution by its nature represents control by the relevant entities, which consists in establishing the relationship between the actions of participants in the contract system and legal ones the requirements that they must fulfill when forming an order for the supply of goods, performance of work, provision of services. In view of this, legal expertise within the framework of the contract system, according to the author, is a vivid example of legal control in order to effectively operate it, including in order to ensure conditions for a market economy.

Keywords: legal expertise; notification of procurement; competition; economy; contract; documentation; auction; tender; quotations.

© В. В. Крамской, 2024 Статья поступила в редакцию 06.06.2024

При цитировании использовать:

Крамской В. В. Правовая экспертиза проекта извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как средство поддержки конкуренции // Право: история и современность. 2023. Т. 8, № 2. С. 235 - 246. doi: 10.17277/pravo.2024.02.pp.235-246

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.