Научная статья на тему 'Правовая экспертиза как фактор повышения качества законодательства о рекламе и рекламной деятельности в России'

Правовая экспертиза как фактор повышения качества законодательства о рекламе и рекламной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
786
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Реклама / рекламная деятельность / правовая экспертиза / рекламное законодательство / информация / риск рекламной деятельности / правотворчество

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карягина Анжелика Владимировна

В статье отмечается необходимость повышения качества законов и механизмов их реализации, что требует проведения соответствующих экспертиз. Прогнозирование позитивных и негативных последствий принятия рекламного законодательства возможно посредством экспертной оценки потенциальных и действующих правовых норм. Она определяет социальную значимость действующих норм, их соответствие требованиям законодательной техники и допустимости реализации в целях предупреждения неблагоприятных социальных, экономических, экологических и иных последствий от недобросовестной и некачественной рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая экспертиза как фактор повышения качества законодательства о рекламе и рекламной деятельности в России»

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

А.В. КАРЯГИНА

ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

В статье отмечается необходимость повышения качества законов и механизмов их реализации, что требует проведения соответствующих экспертиз. Прогнозирование позитивных и негативных последствий принятия рекламного законодательства возможно посредством экспертной оценки потенциальных и действующих правовых

норм. Она определяет социальную значимость действующих норм, их соответствие требованиям законодательной техники и допустимости реализации в целях предупреждения неблагоприятных социальных, экономических, экологических и иных последствий от недобросовестной и некачественной рекламы.

Реклама, рекламная деятельность, правовая экспертиза, рекламное законодательство, информация, риск рекламной деятельности, правотворчество.

В настоящее время особое значение приобретает проблема правовой экспертизы, которая в условиях развития российского законодательства становится актуальной, поскольку от неё зависит эффективность принимаемых законов. Введение экспертизы нормативных правовых актов является составной частью правовой политики российского государства. Цель правовой экспертизы в самом общем виде сводится к экспертной оценке юридической формы законопроекта относительно требований законодательной техники. Существует множество различных видов экспертиз, в том числе и правовых, статус которых законодательно ещё полностью не определён. Потребности юридической практики в данной сфере остаются высокими, поскольку большой объем нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления, нуждается в различных видах экспертизы, включая законодательство о рекламе.

Современный этап правового регулирования рекламной деятельности в РФ связан с изменением существовавшего законодательства о рекламе. В марте 2006 г. был принят Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» [1], в котором были заинтересованы не только участники рекламной деятельности, правоприменители, но и научная общественность, так как в процессе социально-экономических преобразований реклама и рекламная деятельность стали требовать нового правового регулирования. Нормы, определяющие отношения в сфере рекламы, входят в состав различных правовых отраслей, однако большая их часть относится к конституционному, гражданскому и административному праву1.

1 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; Гражданский кодекс Российской Федерации; Федеральный законот 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекгаме»; Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»; Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»; Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной стужбе»; Постановление Правительства РФ от 17 августа 2006 г. №508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства РФ о

Действующий Закон «О рекламе» институционально закрепил ряд новых понятий, расширил и конкретизировал требования к рекламе, её отдельным видам, времени и месту размещения, группам рекламируемых товаров и т.д. В правоприменительной практике в связи с этими новациями возник ряд дискуссионных вопросов, связанных с динамично развивающимися экономическими отношениями, меняющимися требованиями общества, совершенствованием уже

имеющихся средств массовой информации, а также технических возможностей для размещения рекламы. Дело в том, что рекламная деятельность - один из самых прибыльных легальных способов получения доходов. В ходе правовой экспертизы указанного закона возникает много вопросов к законодательной базе регулирования рекламы и рекламной деятельности, и в частности:

- что считать наружной рекламой, а что скрытой или завуалированной (как, например, реклама алкоголя);

- как осуществлять рекламу товаров, ограниченных к рекламированию (реклама отдельных лекарственных средств);

- каково влияние рекламы на культуру и правосознание;

- каким образом реклама может быть использована в избирательных кампаниях и других сферах социально-экономического развития государства. Правовая экспертиза норм Федерального закона

от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» позволяет констатировать, что его принятие, решив наиболее важные проблемы, породило новые противоречия в правовом регулировании рекламной деятельности. В частности, Федеральный закон определил свою цель в первой статье, согласно которой реклама должна способствовать развитию управления рынком товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции и обеспечения в РФ единства информационного и экономического

рекламе»; ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на доро-гах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 22 апреля 2003 г. №124-ст).

40

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

пространства. Так как реклама признается разновидностью информации, на неё распространяется и действие Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в котором указывается, что информацией являются «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» (ст. 2 ФЗ № 149). Рекламная деятельность близка по своей сути к информации, но вместе с тем отличается от неё:

- по области применения и цели реклама в отличие от информации подразумевает только имущественные отношения;

- по характеру деятельности - реклама носит добровольный характер, а информация может быть принудительной;

- по функциям - реклама может иметь управленчес-кую функцию при организации имущественного оборота, а информация - нет.

С точки зрения правовой экспертизы реклама является не только разновидностью информации, но и видом деятельности, которая по своей гражданскоправовой природе относится к услугам [2]. В случае если рекламная деятельность будет осуществляться посредством привлечения исполнителей, то это рекламная услуга, но она же может осуществляться и самим рекламодателем. Впрочем, можно рассматривать рекламные данные как разновидность информационных данных, относящихся к объектам исключительных прав, условно именуемых интеллектуальной собственностью в контексте Гражданского кодекса.

В этом случае рекламу можно квалифицировать как объект квазивещных прав. «Правильное толкование понятия рекламы как информации, адресованной неопределённому кругу лиц, - как справедливо отмечает Н.Д. Эриашвили, - позволит избежать возможных споров о её природе» [3, с. 69]. Поэтому необходимо ввести в научный оборот общеправовую категорию «реклама» и считать её объектом информационных правоотношений независимо от форм её носителя.

Правовая экспертиза закона о рекламе гарантирует обеспечение реализации прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы посредством предупреждения нарушений законодательства, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы. Если следовать целям Закона «О рекламе» (ст. 1), то он должен распространяться на любые объявления физических и юридических лиц, связанные с осуществлением различных видов деятельности, что, по нашему мнению, не является верным. Следует учитывать, что в Законе реклама рассматривается как коммерческая (предпринимательская) и некоммерческая (социальная, политическая и иная). Определение политической рекламы отсутствует в законодательстве РФ, а единственное упоминание о ней содержится в анализируемом Законе. В части 2 ст. 2 закреплён довольно обширный перечень видов информации, насчитывающий девять позиций, на которые действующий Закон не распространяется. Поэтому размещение политической рекламы, равно как и предвыборная агитация, регулируются не Законом о рекламе, а общими требованиями избирательного законодательства РФ, установленными для них.

Определение предмета регулирования рекламной деятельности по объекту информационного воздействия в процессе правовой экспертизы позволяет установить не только отношения между участниками рекламной деятельности по производству, размещению и распространению рекламы, что составляет предмет регулирования гражданского права, но и отношения, возникающие уже после распространения рекламы неопределённому кругу лиц с последующим её воздействием на личные и публичные интересы и права граждан. Следовательно, информационное воздействие рекламы на все сферы общественной жизни должно носить добросовестный характер. Регулирование данных отношений заключается в пресечении недобросовестной рекламы, оказывающей негативное влияние на конкурентные отношения и свободу экономической деятельности, а также в запрещении навязывания её в виде скрытой или несог-ласованной рекламы по сетям электросвязи и т.д.

Благодаря правовой экспертизе осуществляется ограничение права на свободу получения информации в РФ, так как реклама пользуется конституционной защитой как вид информации, как право свободного её поиска, получения и распространения, что относится к основным правам граждан. Следовательно, её можно ограничить только федеральным законом, если это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Это положение соответствует Европейской конвенции о правах человека, в которой указано, что любые ограничения свободы слова должны вводиться с учётом интересов демократии и быть отражены в законах. Обеспечение национальных интересов России становится центром концепции развития информационного общества, исходящей из признания взаимозависимости современного информационного пространства, включающего приоритеты общечеловеческих ценностей и интересов, обеспечивая тем самым примат права в информационной правовой политике.

Модернизационные процессы, происходящие в РФ, требуют существенной коррекции доктринальных подходов к анализу правовой политики и юридической техники обеспечения национальных интересов в условиях смены политико-правовых приоритетов .

В настоящее время в социально-экономической жизни общества широко внедряются современные телекоммуникационные системы, позволяющие более эффективно использовать рекламу и рекламную деятельность, но в то же время возрастает риск искажения рекламного сообщения или использования его в обход существующего законодательства, что требует проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, регулирующих рекламную деятельность. Дело в том, что манипулятивной рекламу можно считать в том случае, если она действует на подсознание потребителя, заставляет его делать неосоз-нанный выбор. В этом случае нарушается основной постулат коммуникации - истинность рекламного сообщения. Такая реклама не запрещена законом, но подобные манипуляции деформируют внутренний мир потребителей, влияют на формирование стерео-

41

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

типов на уровне подсознания, структурируют намерения, желания ит.д. в интересах создателей рекламы (например, образ сильного и красивого мужчины, закуривающего сигару, или запах парфюма, радикально меняющий судьбу человека).

Правовая экспертиза законодательства о рекламе должна исключить методы, дезориентирующие потребителей рекламы, включающие формирование заведомо ложного образа, сокрытие части информации или воздействие на подсознание массового потребителя по принципу «пирамиды». Дезориентирующая направленность рекламы заключается в преднамеренном, умышленном введении в заблуждение; в косвенном воздействии на подсознание потребителя; в нарушении причинно-следственных связей или подмене понятий в содержании рекламы; в использовании методик манипуляции психикой потребителя.

Реклама может вызывать у человека страх за собственное здоровье и здоровье близких, тревогу по поводу утраты стабильного материального положения, карьерного роста, своей социальной роли и т.д., поскольку подобная реклама имеет угрожающий контекст: «Если вы не будете пользоваться именно этим, вас ждут большие неприятноети...». Внутренний дискомфорт со временем может стать причиной фрустрации, когнитивного диссонанса как форм психологического стресса, а впоследствии перерасти в депрессию или спровоцировать вспышки немотивированной агрессии. В этом проявляется риск рекламной деятельности, оказывающей влияние на психику и подсознание её потребителей.

Поэтому современное правотворчество требует значительного повышения качества законов и механизмов их реализации, в связи с чем необходимо проведение соответствующих экспертиз в целях совершенствования принимаемых нормативных актов. Нормативный правовой акт должен соответствовать интересам и потребностям развивающегося социума, следовательно, нужен механизм прогнозирования как его позитивных, так и, возможно, негативных последствий. Свести их к минимуму можно посредством экспертной оценки потенциальных и действующих правовых норм в сфере рекламы и рекламной деятельное ти.

Таким образом, правовая экспертиза законодательства о рекламе определяет социальную значимость правовых норм, регулирующих вопросы установления соответствия законопроектов и иных нормативных актов требованиям законодательной техники и определения допустимости их реализации в целях предупреждения неблагоприятных социальных, экономических, экологических и иных последствий от недобросовестной и некачественной рекламы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 12. Ст. 1232.

2. Свердлык Г.А., Нечуй-Ветер В.Л. Основные вопросы обязательств по оказанию рекламных услуг. М, 2002.

3. Эриашеили Н.Д. Правовое регулирование рекламной деятельности. М.: ЮНИГИ-ДАНА: Закон и право, 2009.

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.