Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ АНАЛИТИКА О ПРОБЛЕМАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ МИГРАНТОВ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

ПРАВОВАЯ АНАЛИТИКА О ПРОБЛЕМАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ МИГРАНТОВ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социализация мигрантов / маргинальность / правовое регулирование / правовая аналитика. / socialization of migrants / marginality / legal regulation / legal analytics

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степаненко Равия Фаритовна, Степаненко Герман Николаевич

В статье рассматриваются проблемы социализации мигрантов с использованием методологических подходов правовой аналитики. На общетеоретическом уровне отмечается возросший интерес социогуманитаристики к изучению онтолого-гносеологических проблем миграции с позиций теоретического правоведения и маргиналистики. На прикладном уровне анализируется зарубежное и российское законодательство, единой целью которых является признание, соблюдение и защита прав и свобод как мигрирующего, так и принимающего сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ANALYTICS ON THE PROBLEMS OF SOCIALIZATION OF MIGRANTS: ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

The article examines the problems of socialization of migrants using the methodological approaches of legal analytics. At the general theoretical level, there is an increased interest of socio-humanitarians in studying the ontological and epistemological problems of migration from the standpoint of marginalism. At the applied level, foreign legislation is analyzed, the single purpose of which is the recognition, observance and protection of the rights and freedoms of both the migrant and the host community.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ АНАЛИТИКА О ПРОБЛЕМАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ МИГРАНТОВ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10812 СТЕПАНЕНКО Равия Фаритовна,

доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Казанского (Приволжского) федерального университета; профессор кафедры теории и истории государства и права УВО «Университет управления «ТИСБИ»» e-mail: stepanenkorf@yandex.ru

СТЕПАНЕНКО Герман Николаевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии Казанского (Приволжского) федерального университета e-mail: German.Stepanenko@kpfu.ru

12.00.01 - теория государства и права; история учений о праве и государстве

ПРАВОВАЯ АНАЛИТИКА О ПРОБЛЕМАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ МИГРАНТОВ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы социализации мигрантов с использованием методологических подходов правовой аналитики. На общетеоретическом уровне отмечается возросший интерес социогуманитаристики к изучению онтолого-гно-сеологических проблем миграции с позиций теоретического правоведения и маргиналисти-ки. На прикладном уровне анализируется зарубежное и российское законодательство, единой целью которых является признание, соблюдение и защита прав и свобод как мигрирующего, так и принимающего сообществ.

Ключевые слова: социализация мигрантов, маргинальность, правовое регулирование, правовая аналитика.

STEPANENKO Ravia Faritovna,

Doctor of Law,

Professor of the Department of Theory and History of State and Law,

Kazan (Volga Region) Federal University;

Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the "University of Management" TISBI"

STEPANENKO German Nikolaevich,

Cand. philosopher. Sci., Associate Professor, Department of Social Philosophy, Kazan (Volga Region) Federal University

LEGAL ANALYTICS ON THE PROBLEMS OF SOCIALIZATION OF MIGRANTS: ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

Annotation. The article examines the problems of socialization of migrants using the methodological approaches of legal analytics. At the general theoretical level, there is an increased interest of socio-humanitarians in studying the ontological and epistemological problems of migration from the standpoint of marginalism. At the applied level, foreign legislation is analyzed, the single purpose of which is the recognition, observance and protection of the rights and freedoms of both the migrant and the host community.

Key words: socialization of migrants, marginality, legal regulation, legal analytics.

Правовая аналитика как современное и динамично развивающееся междисциплинарное направление социогуманитаристики и, прежде всего, юриспруденции, в своих научно-исследовательских, мониторинго-

вых и эмпирических практиках, уделяет серьезное внимание изучению общественно значимых социальных трендов, одним из которых является миграция. На общетеоретическом уровне рефлексия правового аналитика обращена к доктриналь-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

ным объяснениям феномена миграции, его причинности, состоянию и прогнозированию возможных негативных/позитивных последствий, ощутимых в ретро- и проспекции. На самом деле, научная деятельность с позиций её праксиологического характера, является «интеллектуальным началом», «опосредующим воспроизводство знаний, ценностей, формирования прогнозов», связывающих «правовыми нитями» научную и практическую деятельность [12, с. 256] в решении наиболее острых социально-правовых проблем. Для юридической практики правовая аналитика и её результаты становятся одним из элементов для принятия решений в законодательной, правоприменительной и других сферах юриспруденции [6].

В синергии общетеоретических, научно-обоснованных и верифицируемых исследований с практико-ориентированными подходами, представляется возможным уяснить сущность происходящих социально значимых для общественных отношений процессов, приблизиться к предвидению их влияния на эволюцию государственности и социальной среды.

На общетеоретическом уровне интенцио-нальность правовой аналитики обусловлена социально-философским дискурсом в области изучения миграции с позиции маргиналистики как актуального социогуманитарного научного направления, предметом исследования которой являются состояния отчужденности, пограничности и дезак-комодации, характерные для мигрантов. С точки зрения социальной философии, во многом совпадающей с воззрениями догматической юриспруденции, маргинальность представляет собой понятие, «служащее для оправдания репрессий» тех групп (индивидов), убеждения, взгляды и поведение которых не соответствуют общепринятым в обществе ценностям и нормам. Отдельные социально-философские и юридические концепции моделируют такие идеальные формы государственных и общественных устройств, где эти модели представляют интегрированное и самотождественное, когерентное и единое пространство Целого, заранее исключающего все «иное». Миграция, с одной стороны, являющая собой это «неизбежно иное», с другой - наполняет это Целое необходимым, востребованным и строго регламентированным контентом. Последнее объясняет полезность миграции с позиции необходимости демографических и социокультурных процессов, одновременно предполагая осторожное, но обязательное её включение в целостность политико и экономико-правовых, духовных и личностных взаимодействий в государственных образованиях.

Социологический взгляд на проблему миграции наиболее предметен и исторически научно верифицируем. Начиная с 20-х годов прошлого

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

столетия, одним из представителей американской социологии, автором «классической» социально-экологической теории Роберт Эрза Парком, изучающим миграционные процессы и расовые проблемы в Америке, было обосновано что миграция способствует установлению «экологического порядка» в обществе. Выделяя в социальной эволюции любого общественного устройства четыре порядка: экологический (физическое и пространственное взаимодействие); экономический; политический и культурный, - автор в работе «Человеческая миграция и маргинальный человек» (1928 г.) впервые дает определение «маргинальности». Эта категория характеризует мигранта как «культурного гибрида», преодолевающего/ не преодолевающего процессы интеграции и самоидентификации и стандартизации с моделями общежития «принимающего» сообщества. Мигрант в западноевропейском объяснении маргинальности всегда находится «на стыке» конфликтующих в структуре его сознания - социокультурных и правовых систем. Он испытывает: «дискомфортные чувства и часто проявляет поведение, превращающее его в своего рода анафему для всех систем» [7]. В американской концепции мигранту «отводится» время для социализации примерно в 20 лет (Э. Стоунквист) или не отводится вовсе (Р.Э. Парк).

Советская маргиналистика, придав понятию «маргинальный человек» особенное видение, в объяснение его природы вкладывала собственное объяснение специфики отечественных, внутригосударственных процессов миграции. Вполне понятно, что внешняя миграция не являлась и не могла быть характерной для советского государства, поэтому процессы миграции [3] из села в город назывались «классической маргинально-стью» [8] и изучались именно на примере внутригосударственной или же городской (мегаполис-ной) миграции. Между тем, западная и российская социологическая научная мысль, как говорят исследователи «Общеправовой теории марги-нальности» (Казань, 2015), ключевым вопросом изучаемой проблематики обозначают именно процессы интеграции, адаптации, аккомодации, социализации и «включения» мигрирующего населения в социокультурное, политическое, экологическое, духовно-нравственное пространство экосистем той или иной государственности. Последняя, как правовая, политико-экономическая, социокультурная и антропологическая упорядоченность взаимодействий человека, общества и государства (в правовом понимании), должна предпринимать эффективные попытки урегулирования миграционных процессов при помощи уникального легитимного способа защиты общечеловеческих - правового регулирования.

Правовое регулирование миграционных процессов в национальном и международном праве сегодня приобретает своё принципиальное значение с точки зрения стремительного развития экономических глобализационных процессов, связанных с необходимостью использования «привлеченной» рабочей силы, движения капитала, товаров и услуг, что требует упорядочивания миграционных трендов правовыми способами. Как отмечает РШ. Давлетгильдеев, предметом изучения международного частного права все более часто становятся проблемы т.н. международного труда, интернационализация жизни, возможность свободного экономического передвижения товаров и услуг, использования «иностранного элемента» в развитии социально-экономических отношений между государствами и т.д. Российская Федерация участвует в двухсторонних, региональных и универсальных соглашениях (Конвенция МОТ, соглашениях государств - членов СНГ и др.), но особое значение для неё имеют договоры, заключаемые со странами ближнего зарубежья - странами СНГ и отдельными бывшими республиками в составе СССР. Однако отечественное законодательство в сфере регулирования миграционных процессов требует совершенствования с позиций защиты прав мигрантов [3; 4] не только в части трудящихся мигрантов, но и вынужденных переселенцев, беженцев и других категорий лиц, оказавшихся в силу многих причин на территории иных государств.

На самом деле сложность интеграции мигрантов в реципиентное сообщество и правовая урегулированность/неурегулированность данных процессов всегда демонстрируют социально-правовые способности и возможности (или их ограниченность) того или иного государства и законодательства, их нормативно-ценностную целесообразность и эффективность. В то же время, социальной адаптации мигрантов предшествуют этапы: а) сознания и «узнавания» другого субъекта социальных взаимодействий; б) идентификации желательного и «возможного» субъектов коммуникаций; в) оценки ситуации с позиций благоприятных взаимодействий; г) «распознавания» значений символов; д) «принятия роли другого» [1], что вкупе дает представление о правилах взаимодействия в принимающем сообществе, подкрепляемые пониманием ценности нормативно-правового обеспечения в социализации и интеграции мигранта. Соответственно, социально-психологические механизмы структуры формирующегося /не формирующегося правосознания мигрантов базируются на: 1) авторитете законодателя и законодательства; 2) качестве правореализационной, в т.ч. правоприменительной деятельности, а также на 3) ответственности

государства в решении проблем социализации мигрантов, являющейся одним из показателей эффективности процессов их социализации, особенно в антропологических контекстах.

Помимо отмеченного, правовая аналитика на общетеоретическом уровне должна изучать не только нормативные основы миграционной политики государств, а также антрополого-правовые, социально-психологические и иные факторы восприятия мигрирующим населением особенностей государственно-правовой среды стран, в которые прибывают мигранты, но и экономические, а также социокультурные возможности, влияющие на социализацию. В этом смысле анализ миграционного законодательства зарубежных стран и России позволяет сформировать отдельные представления о социальном предназначении правовых институтов, позитивно/негативно влияющих как на решение самих миграционных процессов, так и на состояние и качество уже сложившихся общественных отношений. Кроме того, деятельность по урегулированию миграционных процессов предполагает осуществление государственного и общественного контроля за соблюдением миграционного законодательства уполномоченными должностными лицами, в чьем ведении находятся вопросы эффективной социализации мигрантов [2]. Межотраслевое взаимодействие юридических научных дисциплин в этой сфере будет способствовать методологическому единству правовых оснований в части объяснения повышения эффективности правового регулирования рассматриваемых процедур и процессов.

На прикладном уровне интересен анализ пересмотренной Европейской социальной хартии (ПЕСХ), устанавливающей правила приема трудящихся мигрантов Совета Европы. ПЕСХ (Конвенция Совета Европы, закрепляющая социальные права человека) содержит ряд норм по защите индивидуальных и коллективных трудовых прав, в особенности в отношении социально-незащищенных страт (несовершеннолетние, лица без определенного места жительства, безработных и др.), что означает уделение государствами, ратифицирующими данную Хартию, отдельного внимания социальным проблемам уязвимых слоев населения.

Примечательно, что принятию данной Хартии в 1996 г. предшествовала Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (1990 г.), в которой обращалось особое внимание на негативизм марги-нальности, обусловленной увеличением миграционных потоков в мире. Состояния маргинальности, т.е. наличия в современных государствах значительного числа «рискогенных групп» беженцев, переселенцев с деструктивными формами поведения (злоупотребление наркотическими сред-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

ствам, алкоголем, совершение правонарушений и преступлений и т.д.). Данная Резолюция обращает и заостряет внимание на отмеченных проблемах и призывает органы власти, институты правосудия, правоохранительные системы и средства массовой информации обратить и сосредоточить внимание на проблемы маргинализации/демаргина-лизации мигрантов [9].

Мониторинг положений ПЕСХ 1996 останавливает внимание на рассмотрении обязательств принимающих мигрантов государств в части: а) на социальное обеспечение для оказания помощи мигрантов (ст. 12 ПЕСХ); б) обязанности социальных служб государственных и негосударственных служб оказывать помощь семьям трудящихся мигрантов (ст. 16 ПЕСХ); в) право на защиту достоинства по месту работы (ст. 26 ПЕСХ); г) право на защиту от нищеты и социального отторжения (ст. 30 ПЕСХ); д) предоставления достоверной информации о возможностях трудоустройства мигрантов, которая должна быть бесплатной, актуальной, изложенной на том языке, который использует мигрант (ст. 21 ПЕСХ). Последнее с точки зрения эффективной интеграции и социализации трудящихся-мигрантов - это обязанность, указанная в п. 1 ст. 19 ПЕСХ: не допускать распространения вводящей в заблуждение информации, касающейся эмиграции и иммиграции, которая является существенной.

Одними из распространённых трудностей интеграции трудящихся-мигрантов является не всегда доброжелательное отношение со стороны коренных жителей страны назначения. Такое отношение создает барьеры и препятствует интеграции мигрантов в функционирующие социальные структуры, впрочем, иногда вполне оправданно. Тем не менее, информационная открытость должна предотвращать распространение вводящих в заблуждение представлений о социокультурных и правовых условиях принимающих стран. Чтобы быть эффективными, меры по борьбе с ложной пропагандой и недостоверной информацией, должны включать правовые и практические меры по борьбе с расизмом и ксенофобией, торговлей людьми и иными дискриминационными явлениями. Такие меры должны быть направлены на информирование всего населения и необходимы, в частности, для нераспространения стереотипных представлений о том, что мигранты склонны к преступности, насилию и злоупотреблению наркотиками, которые не всегда соответствуют действительности. Европейский комитет по социальным правам стремился установить запрет дискриминации по признаку расы, этнического происхождения и национальности или религии. Другим важным правом, гарантируемым пересмотренной Европейской социальной хартией является, как отмечалось, обязательство

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

государств принимать надлежащие меры для облегчения выезда, въезда и приема трудящихся мигрантов, в связи с тем, что им будет крайне трудно создать свои условия удовлетворения жизненных интересов в принимающей стране.

В своем толковании положений ПЕСХ Европейский комитет по социальным правам также отметил важность сохранения единства семейных ценностей. Заявлено, что как только члены семьи трудящегося-мигранта осуществили своё право на воссоединении семьи и присоединились к нему на территории государства, только тогда они имеют независимое право оставаться на этой территории, что вполне обоснованно. Нетрудно заметить, что такие меры могут существенно ускорить процесс интеграции мигрантов. Прием должен включать не только помощь в трудоустройстве и интеграции на рабочем месте, но и помощь в преодолении таких проблем, как сложности краткосрочного проживания, болезнь, нехватка материальных средств и оказание срочной медицинской помощи. Кроме того, ст. 10 ПЕСХ устанавливает обязательство государств поощрять и содействовать преподаванию национальных языков в принимающих государствах. Действительно, будучи одним из ключевых аспектов социализации, использование родного языка является выражением принципа равенства граждан в связи с их правом на равное обращение и общение.

Действительно, значение данной Хартии в отношении трудящихся мигрантов с точки зрения справедливости, гуманности и запрета дискриминации в непростых турбулентных условиях экономик стран трудно переоценить. Ратификация данной Хартии Российской Федерацией в 2009 г. [11] означает приверженность России правовым ценностям общечеловеческого характера и принятие на себя обязательств по признанию, соблюдению и защите социальных прав и свобод человека. Это отмечает и российское действующее законодательство, и отечественная правовая наука. В частности, Федеральный закон от 17.08.2006 г. № 109-ФЗ (в ред. от 8.06.2020 г.) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [10] во многом коррелирует с рассмотренной Хартией. При этом устанавливаются, однако, отдельные жесткие правила регистрации (например, предоставление уведомления о прибытии в течении суток; в части определения перечня документов, которые въезжающий в Россию мигрант должен предоставить и т.д.). Вместе с тем, например, признание фиктивной регистрации органами внутренних дел имеет серьезное превентивное значение для прозрачности, учета и предупреждения правонарушений, совершаемых мигрантами, что отвечает требованиям обеспечения национальной безопасности.

Рассмотренные нами вопросы о социализации мигрантов в принимающих государственных образованиях на самом деле выявляют многочисленные проблемы, связанные не только с правовым, но и с экономическим обеспечением миграционных процессов, политической стабильностью стран, из которых и в которые мигрирует население, и многое др. Правовая аналитика в данном случае есть одна из форм глубокого научного и практического познания данной проблематики, прибегнув к методологии которой становится возможным уяснение причин и факторов упорядоченности общественных отношений, а также обоснование стратегий движения к этой упорядоченности на правовой карте мира.

Список литературы:

[1] Абдулкаримов Ганджа. Теоретические проблемы актуальной этнополитики в России: этносоциология модернизации современной России. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2010. - 336 с.

[2] Гарифуллина А.Р., Юн Л.В. Контроль за деятельностью муниципальных органов: зарубежный опыт // Государственная власть и местное самоуправление. - 2020. - № 6. - С. 57-61.

[3] Давлетгильдеев Р.Ш. Регулирование трудовых отношений с иностранным элементом в Российской Федерации: определение общих подходов // Правоведение. - 1998. - № 1 (220). - С. 185, 186.

[4] Давлетгильдеев Р.Ш. Международно-правовое регулирование трудовой миграции в евразийском регионе: попытка приблизиться к свободе передвижения работников? // Журнал исследований социальной политики. - 2018. - Т. 16. - № 4. - С. 595-610.

[5] Европейская социальная хартия (пересмотренная) (Ратифицирована Федеральным законом от 03.06.2009 г. № 101-ФЗ) // Бюллетень международных договоров. - 2010. - № 4. - С. 17-67.

[6] Исаков В.Б. Правовая аналитика: учеб. пособие. - М., 2016.

[7] Kluzez J. Leceusion Sociale. Etude de la marginalité dansles societes occidentales. - P. 1965.

[8] Полянская Ю.М. «Классические маргиналы» в социальной структуре Москвы 1861 - 1914 гг.: дис. ... канд. ист. наук. - М., 2004. - 217 с.

[9] Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990 г. № 45/112: приняты в Эр-Рияде. URL: http://base. garant.ru/12123837/

[10] Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. №

109-ФЗ // Росс. газ. - 2006. - 20 июля (дата обращения: 18.10.2020).

[11] Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года» // Росс. газ. - 2009. - 5 июня.

[12] Философия для юристов / Огородников

A.Ю., Пржиленский В.И., Рыбаков О.Ю., Семенов

B.Е. - М., 2019.

Spisok literatury:

[1] Abdulkarimov Gandzha. Teoreticheskie problemy aktual'noj etnopolitiki v Rossii: etnosoci-ologiya modernizacii sovremennoj Rossii. - M.: Izd-vo «Ves' Mir», 2010. - 336 s.

[2] Garifullina A.R., Yun L.V. Kontrol' za deya-tel'nost'yu municipal'nyh organov: zarubezhnyj opyt // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie.

- 2020. - № 6. - S. 57-61.

[3] Davletgil'deev R.Sh. Regulirovanie trudovyh otnoshenij s inostrannym elementom v Rossijskoj Federacii: opredelenie obshchih podhodov // Pravo-vedenie. - 1998. - № 1 (220). - S. 185, 186.

[4] Davletgil'deev R.Sh. Mezhdunarodno-pra-vovoe regulirovanie trudovoj migracii v evrazijskom regione: popytka priblizit'sya k svobode pered-vizheniya rabotnikov? // Zhurnal issledovanij social'noj politiki. - 2018. - T. 16. - № 4. - S. 595-610.

[5] Evropejskaya social'naya hartiya (peresmo-trennaya) (Ratificirovana Federal'nym zakonom ot 03.06.2009 g. № 101-FZ) // Byulleten' mezhdunarod-nyh dogovorov. - 2010. - № 4. - S. 17-67.

[6] Isakov V.B. Pravovaya analitika: ucheb. pos-obie. - M., 2016.

[7] Kluzez J. Leceusion Sociale. Etude de la marginalite dansles societes occidentales. - P. 1965.

[8] Polyanskaya Yu.M. «Klassicheskie margin-aly» v social'noj strukture Moskvy 1861 - 1914 gg.: dis. ... kand. ist. nauk. - M., 2004. - 217 s.

[9] Rukovodyashchie principy Organizacii Ob"edinennyh Nacij dlya preduprezhdeniya prestup-nosti sredi nesovershennoletnih: Rezolyuciya Gener-al'noj Assamblei OON ot 14.12.1990 g. № 45/112: prinyaty v Er-Riyade. URL: http://base.garant. ru/12123837/

[10] Federal'nyj zakon «O migracionnom uchete inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii» ot 18.07.2006 g. № 109-FZ // Ross. gaz. - 2006. - 20 iyulya (data obrashcheniya: 18.10.2020).

[11] Federal'nyj zakon ot 3 iyunya 2009 g. № 101-FZ «O ratifikacii Evropejskoj social'noj hartii (peresmotrennoj) ot 3 maya 1996 goda» // Ross. gaz.

- 2009. - 5 iyunya.

[12] Filosofiya dlya yuristov / Ogorodnikov A. Yu., Przhilenskij V.l., Rybakov O.Yu., Semenov V.E.

- M., 2019.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.