Научная статья на тему 'Правотворчество органов местного самоуправления'

Правотворчество органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
4497
479
Поделиться
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Шкуратова Татьяна Павловна

Рассматривается одно из приоритетных направлений деятельности местного самоуправления правотворчество, посредством которого реализуются его властные полномочия по управлению местным сообществом в рамках муниципального образования; приводится классификация муниципальных правовых актов, выделяются специфические черты актов представительных органов муниципальных образований

Текст научной работы на тему «Правотворчество органов местного самоуправления»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 4(219). Право. Вып. 27. С. 14-17.

Т. П. Шкуратова

ПРАВОТВОРЧЕСТВО ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Рассматривается одно из приоритетных направлений деятельности местного самоуправления — правотворчество, посредством которого реализуются его властные полномочия по управлению местным сообществом в рамках муниципального образования; приводится классификация муниципальных правовых актов, выделяются специфические черты актов представительных органов муниципальных образований.

Ключевые слова: местное самоуправление, правотворчество, органы местного самоуправления, правотворческая деятельность органов местного самоуправления, муниципальное образование, муниципальный правовой акт.

Роль местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, становлении институтов демократического правового государства трудно переоценить. Местное самоуправление в современной России представляет собой одну из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление позволяет рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.

Наряду с законодательной и иной правотворческой деятельностью органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов названная деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований обеспечивает совершенствование одного из элементов российской правовой системы — системы муниципальных правовых актов.

Правотворчество — одно из приоритетных направлений деятельности местного самоуправления, посредством которого реализуются его властные полномочия по управлению местным сообществом в рамках муниципального образования. В результате правотворчества создаются общеобязательные в рамках муниципального образования правила поведения — нормы, воплощаемые в принимаемых местным самоуправлением актах, которые в силу этого приобретают нормативно-правовой характер (уставы муниципальных образований, решения и постановления органов местного самоуправления и т. д.).

Право местного самоуправления на осуществление правотворчества (нормотворчества) коренится в его социальной природе и юридически закрепляется в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1, признающем правовой характер актов местного самоуправления и уставов муниципальных образований.

Значимость муниципального элемента российской правовой системы заключается в его близости к нуждам населения муниципальных образований, что обеспечивается участием в муниципальном правотворчестве более широкого круга субъектов правотворческой инициативы, относительной простотой процедуры принятия муниципальных правовых актов по сравнению с «неповоротливым» законодательным процессом, большими адаптивными возможностями системы указанных актов к нуждам населения конкретного муниципального образования.

Внешней формой выражения и закрепления общеобязательных норм в рамках муниципального образования является документ, представляющий собой нормативный акт, издаваемый органом местного самоуправления или принимаемый непосредственно населением, который фиксирует его волю. Именно в таких актах и через них проявляется и существует совокупная воля населения. При помощи этих документов воля, представляющая собой внутреннее, психическое явление, выступает во вне, в качестве волеизъявления, способного дать определенный эффект и направленного на достижение строго определенных последствий2.

Социальная природа нормативных актов органов местного самоуправления, по мнению

ряда ученых3, определяется следующими обстоятельствами: во-первых, в соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ), их формирование — дело самого населения; во-вторых, через органы местного самоуправления народ как носитель суверенитета осуществляет принадлежащую ему власть (ст. 3 Конституции РФ). Поэтому нормы, формулируемые органами местного самоуправления, в установленных пределах обладают свойствами общеобязательности и гарантированности со стороны государства.

В этой связи, как справедливо отмечает Е. С. Шугрина, большое значение приобретает вопрос о том, какие именно нормы органов местного самоуправления обладают свойствами правовых предписаний и, соответственно, в каких случаях нормотворчество этих органов приобретает характер правотворчества, санкционированного государством.

Будучи исключенными из системы государственных органов, органы местных сообществ не могут сами присваивать себе функцию правотворчества, так как это важнейшая государственная функция.

С. С. Алексеев выделяет три способа санкционирования правотворческой деятельности:

органы местного самоуправления по своей инициативе разрабатывают нормы, которые приобретают юридический характер по предварительной санкции государства;

органы государства утверждают разработанные органами местного самоуправления нормативные акты;

государство создает общие (типовые) нормы (в форме рекомендаций), органы местного самоуправления их детализируют применительно к условиям и представляют на регистрацию соответствующему государственному органу4.

Законодательство Российской Федерации

о местном самоуправлении не только не ограничивает традиционно представляемую сферу местного нормотворчества, но и практически расширяет его возможности в современных условиях путем определения предметов ведения муниципальных образований, отграничения их от предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере местного самоуправления, расширения нормотворческой компетенции ор-

ганов местного самоуправления, законодательного определения правовой природы и места правовых актов местного самоуправления в системе законодательства, возможности их судебной защиты.

Результатом правотворческой деятельности органов местного самоуправления является принятие правовых актов. Их характеристика предполагает рассмотрение таких вопросов, как: понятие правового акта местного самоуправления, классификация правовых актов и определение их иерархии, особенности оформления.

Правовая деятельность органов местного самоуправления отличается значительной степенью свободы, реализуемой в рамках требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правовые акты, принятые ими, по своему содержанию носят подзаконный характер, то есть принимаются на основе и во исполнение федерального законодательства и законов субъектов РФ.

Суть понятия правового акта местного самоуправления обстоятельно рассмотрена в современной юридической литературе. Заслуживает внимания точка зрения М. А. Васильева, который полагает, что актом местного самоуправления является решение, принятое органом местного самоуправления, должностным лицом местного самоуправления для регулирования отношений в сфере муниципального права, которое имеет юридическую силу для третьих лиц5.

Более обстоятельно понятие правового акта местного самоуправления раскрыто в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который устанавливает единое определение муниципального правового акта — решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов

местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Из приведенного выше определения логически можно выделить признаки, характеризующие муниципальный правовой акт. Во-первых, это публично-правовая мера, которая применяется для отношений субординации; во-вторых, такой акт принимается определенным субъектом — населением, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления; в-третьих, данный акт относится к муниципальному (публичному) праву; в-четвертых, сферой его применения являются вопросы местного значения, отдельные государственные полномочия, иные вопросы, отнесенные уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц; в-пятых, муниципальный правовой акт имеет юридическую силу в отношении третьих лиц, то есть действует вне органа местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты являются подзаконными актами. Это означает, что они не должны противоречить законам, имеющим верховенство в системе правовых актов государства. Соответствие актов органов и должностных лиц местного самоуправления положениям Конституции РФ, федеральным законам, законам субъектов РФ обеспечивает согласованность, органическую связь и взаимодействие правовых актов всех уровней.

Подзаконность актов органов местного самоуправления не может вызывать сомнений. Муниципальная власть, хотя и является самостоятельным уровнем публичной власти, тем не менее является властью подзаконной, она не обладает суверенитетом и самостоятельна только в рамках закона и в пределах заданной им компетенции.

В ходе формирования нормативного правового акта органов местного самоуправления разрабатывается его внутренняя структура, которая с его принятием приобретает юридическое значение.

Внутреннее построение нормативного правового акта преследует цель придать ему после-

довательность и логичность составляющих его частей, отразить с достаточной полнотой и закрепить его составные элементы. Это необходимо для того, чтобы после принятия акта появилась возможность с наименьшей затратой времени, сил и средств обеспечить его понимание тем кругом лиц и организаций, которым он адресуется.

Как правило, нормативный правовой акт содержит вводную часть, называемую преамбулой, в которой кратко сформулированы его цели и задачи. В нормативном правовом акте должны содержаться нормы, очерчивающие предмет его регулирования, определяющий круг лиц, на которых распространяется его действие. Структурными элементами нормативного правового акта являются: раздел, глава, параграф, статья, часть, пункт, подпункт, абзац. Правила юридической техники, применяемые при составлении нормативных правовых актов, на законодательном уровне не закреплены. В связи с чем следует, на наш взгляд, внести изменения в главу 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которых необходимо отразить требования к правовым актам муниципальных образований.

В юридической, научной и учебной литературе приводятся различные классификации муниципальных правовых актов, которые подразделяются по юридическим свойствам, юридической силе, территории и времени действия, порядку вступления в силу.

По юридическим свойствам муниципальные правовые акты можно подразделить на нормативные и ненормативные. Нормативный акт органа (должностного лица) местного самоуправления — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Ненормативные акты органов (должностных лиц) местного самоуправления понимаются в научной литературе как индивидуально при-менительные правовые акты, устанавливающие, изменяющие, отменяющие права и обязанности конкретных лиц, рассчитанные на однократное применение, не содержащие в себе правовых норм.

По юридической силе муниципальные правовые акты можно подразделить:

на исполнительные, в одностороннем порядке изменяющие существующее юридическое поло-

жение, обладающие возможностью их систематического исполнения с применением силы в случае сопротивления и содержащие признак наделения их авторов правами налагать обязанности;

рекомендательные, то есть сами по себе не являющиеся актами, изменяющими юридический порядок, применяющиеся, как правило, в отношении частных лиц или органов местного самоуправления и содержащие в себе некоторое пожелание, выражаемое инициативно, по просьбе частных лиц или самих органов местного самоуправления, которое не преследует юридически обязательных последствий;

внутренние, например, распоряжение главы муниципального образования о функциях муниципального служащего, циркуляры, посредством которых глава муниципального образования разъясняет служащим или подразделениям, как должен применяться отдельный акт, какое толкование ему дается, причем такие акты обязательны только для конкретного муниципального учреждения.

По территории действия муниципальные правовые акты могут быть нормативными актами, сфера действия которых распространяется на деятельность всех расположенных в границах муниципального образования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, должностных лиц, а также органов местного самоуправления и граждан, и ненормативными актами, действующими локально в отношении отдельных объектов.

По времени действия правовой акт как органов местного самоуправления, так и органов государственной власти, может быть бессрочным, если в его тексте не оговорено иное. По общему правилу временный срок действия может быть установлен для всего правового акта или его части, в этом случае в нем должно быть указано, на какой срок он (или его соответствующая часть) сохраняет действие. По истечении указанного срока акт автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока представительный орган или глава муниципального образования, издавший правовой акт, может принять решение о продлении его действия на новый срок или о придании ему бессрочного характера.

Муниципальные правовые акты могут быть приняты на местном референдуме, сходах граждан, коллегиально представительным органом местного самоуправления, на основе единоначалия.

По порядку вступления муниципальных правовых актов в юридическую силу различают акты, требующие обязательной публикации, в связи с тем что они затрагивают основные права человека и гражданина, и акты, не требующие официального обнародования.

Таким образом, муниципальное нормотворчество можно определить как осуществляемую в пределах, установленных уставом муниципального образования и иными нормативными актами органов и должностных лиц местного самоуправления в процессуальном порядке, деятельность по созданию, изменению и дополнению общеобязательных правил поведения по предметам ведения местного самоуправления6.

Представленная классификация правовых актов местного самоуправления дает возможность выделить специфические черты актов представительных органов муниципальных образований: они доминируют над актами местной администрации, принимаются коллегиально, действуют на всей территории муниципального образования, имеют обязательную силу для предприятий, организаций и населения муниципального образования, вступают в силу после их обнародования.

Примечания

1 Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

2 См.: Шугрина, Е. С. Муниципальное право : учебник. М., 2004. С. 74.

3 См., напр.: Савченко, Д. А. Понятие и виды местного нормотворчества. Устав муниципального образования /Д. А. Савченко, Е. С. Шугрина, В. А. Городанин. Новосибирск, 1997. С. 4.

4 См.: Алексеев, С. С. Общая теория права : в 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 311.

5 См.: Васильев М. А. Акты местного самоуправления: правовое положение, юридический режим и классификация. Обнинск, 2001.

6 См.: Нарутто, С. В. Основные правила юридической техники разработки концепции муниципальных нормативных правовых актов по самоорганизации населения : учеб.-практ. пособие / С. В. Нарутто, А. С. Пиголкин, Л. А. Плотникова. Хабаровск, 2003.