НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Правотворчество государства и противодействие коррупции в современных условиях
ДИДЫЧ Тарас Олегович,
заведующий кафедрой теории и истории государства и права Киевского университета права НАН Украины, кандидат юридических наук, доцент
Коррупция — явление многогранное, отражающее уровень развития общества, государства и правовой системы. Коррупция возникает, развивается и трансформируется одновременно с государством и правом, с одной стороны как институтов, где она существует, а с другой — как институтов, являющихся средствами противодействия коррупции. Одним из ключевых средств противодействия коррупции выступает право как средство нормативного правового воздействия, направленного на преодоление и недопущение возникновения и развития коррупционных деяний. Именно правотворческая деятельность представляет собой основу формирования права, что включает и антикоррупционную составляющую.
Правотворческая деятельность — сложное и многогранное явление, обеспечивающее формирование норм национального и международного права, их обновление и совершенствование. В то же время правотворчество — разновидность юридической практической деятельности, результатом осуществления которой является принятие документов нормативно-правового характера. Сегодня правотворчество понимается широко, а именно как деятельность, которая осуществляется государством в лице уполномоченных органов, обществом с помощью институтов непосредственной и представительной демокра-
тии, институтами международного сообщества, органами местного самоуправления, общественными организациями и т. д.
Такое многоаспектное понимание правотворчества отражает демократический характер деятельности государства, высокий уровень развития гражданского общества и дает возможность объединить государственно-властную деятельность в сфере правотворчества и правотворческую деятельность населения государства, институтов гражданского общества и международного сообщества. Традиционно в советской юридической литературе правотворчество рассматривалось как монопольная деятельность государства, результатом которой было право, его изменение и совершенствование в виде системы нормативных правовых актов, что составляло в целом законодательную базу1. На современном этапе развития государственности и гражданского общества такое понимание правотворчества оказалось ограниченным, поскольку оно не отражало роли институтов гражданского общества и международного сообщества в данной сфере деятельности.
Переход от узкого понимания правотворчества как государственно-властной деятельности к широкому — как деятельности уполномо-
1 См.: Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника / под ред. Д. А. Керимова, А. В. Мицкевича. М., 1974; Пиголкин А. С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: ав-тореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1972; Правотворчество в СССР / под ред. А. В. Мицкевича. М., 1974.
ченных субъектов государства, институтов гражданского общества и международного сообщества требует переосмысления роли и значения государства в правотворчестве, особенностей политики всех стран постсоветского пространства в данной сфере. Именно на государство возложена ключевая роль не допустить коррупцию, создать надежный барьер этому явлению, в том числе и с помощью правотворческой деятельности.
Правотворчество — это особое юридическое явление, которое может быть не только средством противодействия коррупции, но и объектом ее влияния. Такое влияние по уровню своего потенциального социального вреда намного выше, чем коррупция в сфере правоприменения, поскольку влияние нормативного правового акта, принятого в результате коррупционных действий, распространяется на неопределенный круг субъектов и на неограниченное число правовых случаев. В связи с этим в юридической литературе часто поднимаются вопросы о проведении антикоррупционных экспертиз проектов нормативных правовых актов, об обеспечении независимости правовых экспертиз, о кадровом, организационном обеспечении правотворчества и т. п. Поддерживая вышеуказанные инициативы, все же отметим, что проблема реализации всего антикоррупционного потенциала правотворчества находится в плоскости роли государства в правотворчестве как средства формирования правовой базы, основанной на антикоррупционных началах. И такая роль государства в сфере правотворчества должна быть выражена в проведении единой государственной политики.
В современной юридической литературе вопросы государственной политики в сфере правотворчества, в том числе и в контексте противодействия коррупции, почти не исследуются. В работах таких уче-
ных, как Ж. А. Дзейко2, Т. В. Каша-нина3, Н. Н. Пархоменко4, О. Ф. Скакун5, А. И. Ющик6 и др., которые занимались проблематикой правотворчества, роль и место в ней государства (как правило, государственная политика в сфере правотворчества) раскрываются с позиции общего понимания сущности правотворчества как деятельности, осуществляемой уполномоченными субъектами, в том числе и уполномоченными органами государства, что обеспечивает динамику развития системы источников (форм) права. Кроме того, под влиянием узкого понимания правотворчества, которое сформировалось в советской юридической науке, современные ученые больше уделяют внимание анализу роли и деятельности институтов гражданского общества и международного сообщества в правотворческой сфере, считая, что роль государства в этой сфере деятельности уже в достаточной мере исследована предшественниками. Однако в условиях переосмысления сущности и содержания правотворческой деятельности тяготение к ее широкому пониманию, трансформации роли государства и его функционального назначения в современный период, вопрос места и роли государства в процессе правотворческой деятельности требует научного анализа в целях выработки единой позиции относительно роли и значения государства в правотворческой сфере. Именно правоохранительная функция государства, которая предусматривает борь-
2 См.: Дзейко Ж. О. Законодавча техтка в Украш: кторико-теоретичне дослщжен-ня: монографiя. Кшв, 2007.
3 См.: Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник. М., 2011.
4 См.: Пархоменко Н. М. Джерела права: проблеми теорп та методологи. Кшв, 2008.
5 См.: Скакун О. Ф. Теория государства и права (энциклопедический курс): учебник. Харьков, 2007.
6 См.: Ющик О. I. Правова реформа: за-
гальне поняття, проблеми здшснення в
Украш. Кшв, 1997.
бу с коррупционными деяниями, требует адекватной реализации и в правотворческой сфере государства.
В подтверждение ключевой роли государства в правотворческой деятельности следует привести мнение А. А. Мороза о том, что важное стратегическое значение имеет поиск оптимального соотношения между саморегулированием общественных процессов в экономике, политике и других сферах, так как речь идет о глобальной проблеме места и роли государства в процессе трансформации общества7. Указанная особенность наиболее комплексно реализуется в правотворческой сфере, поскольку определяет роль и ценность государства, а также характеризует государство как субъекта с властными полномочиями при предоставлении правовой формы общественным отношениям.
Рассматривая проблематику роли государства в осуществлении правотворческой деятельности, прежде всего следует проанализировать существующие в юридической литературе взгляды ученых относительно понимания государственного правотворчества. Это позволит установить состояние исследования вопроса, который рассматривается в этой работе, а также определить его место и роль в противодействии коррупции. В юридической литературе правотворчество в качестве самостоятельной юридической категории рассматривается как:
творческая интеллектуальная деятельность, которая способна разработать и закрепить различные модели, варианты правового регули-рования8;
научное познание объективной действительности существующей
7 См.: Мороз О. О. Науковi засади зако-нотворчого процесу в Укра'ш // Правова держава: Щорiчник наукових праць. Кшв, 1997. С. 12.
8 См.: Сырых В. М. Законотворчество как вид социального прогнозирования // Проблемы юридической техники. Н. Новгород, 2000. С. 50.
системы общественных отноше-ний9;
моделирование общественных отношений в связи с необходимостью изменения правового регулирования и свободы выбора варианта такого регулирования10;
процесс воплощения государственного волеизъявления в законе11;
волевой процесс формулирования правовых норм в законах и иных общеобязательных актах12;
направление деятельности государства, связанное с официальным закреплением норм права13.
Учитывая сказанное, можно отметить, что понимание правотворчества имеет неоднозначный характер. Это обусловлено теми характеристиками правотворчества, которые закладываются учеными в основу понятия правотворчества, а именно:
а) это интеллектуальная характеристика правотворчества как процесса моделирования вариантов правового регулирования;
б) это волевая характеристика, предусматривающая процесс формулирования правовых норм в законах и иных общеобязательных актах;
в) это познавательная характеристика, связанная с получением информации об объективной действительности.
Этот перечень характеристик правотворчества можно было бы продолжить, однако попробуем акцентировать внимание именно на государственно-властном смысле правотворческой деятельности, в том числе
9 См.: Мухтарова А. К. Правотворчество в социалистическом обществе. Содержание и оформление: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Алма-Ата, 1978. С. 13.
10 См.: Нашиц А. Указ. соч. С. 81.
11 См.: Конституционное право. Энциклопедический словарь / под ред. С. А. Авакья-на. М., 2001. С. 466.
12 См.: Юридическая энциклопедия / отв. ред. Б. Н. Топорнин. М., 2001. С. 822.
13 См.: Юридична енциклопедiя: в 6 т. /
ред. кол.: Ю. С. Шемшученко (голова ред.
кол.) та ш. Кшв, 2003. Т. 5. С. 51.
и как средства противодействия коррупции. В частности, учеными подчеркивается, что правотворчество можно рассматривать также и в качестве отдельной формы активной деятельности государства, целью которой является формирование правовых норм, и особого процесса закрепления государственного волеизъявления в законодательных актах и т. д.
В юридической литературе также подчеркивается, что целесообразно разграничивать факторы, определяющие появление права и определенные социальные явления, которые порождают право. Таким образом, для возникновения права требуется специальный социальный фактор — государство14. Итак, государство признается тем условием, которое порождает право, а общественные отношения определяют его содержание. Противоположное мнение обосновывает А. Б. Венге-ров, указывая, что основной целью правотворчества является необходимость упорядочить и стабилизировать общественные отношения, которые обусловлены внутренними преобразованиями общества и государства (влияние социальной борьбы, борьбы экономических и социальных интересов, коррупции и т. д.)15. Поэтому и факторами правотворчества будут в том числе преобразования, которые имеют государственный характер и отражают особенности развития и функционирования государства. Существует и такой фактор правотворчества, как «состояние международных отношений государства, их уровень и характер»16, которые определяют особенности правотворческой деятельности государства в качестве
14 См.: Васильев А. В. Правотворчество в советском обществе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1972. С. 4.
15 См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1998. С. 491.
16 Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999. С. 308.
субъекта международного правотворчества.
Кроме того, рассматривая принципы правотворчества, учеными также была сделана попытка охарактеризовать роль государства в правотворческом процессе. Так, А. С. Пи-голкин обращает внимание на то, что правотворчество современных цивилизованных государств осуществляется на базе принципов демократизма, законности, гуманизма, научного характера, профессионализма, тщательности подготовки проектов нормативных правовых актов, технического совершенства актов17. Тем самым он связывает принципы правотворчества с деятельностью государства. В свою очередь, В. А. Ко-тюк не выделяет принципы правотворчества, используя понятие «правовые принципы» как главные идеи, выражающие основные требования к системе права того или иного государства. Игнорирование правовых принципов в процессе правотворчества может привести к противоречиям в системе права, что негативно повлияет на дальнейшую реализацию права18. Таким образом, ученый обращает внимание на негативные последствия несоблюдения основных требований правовых принципов в процессе правотворчества.
В аспекте понимания функционального предназначения государства учеными отмечается также и одно из направлений функционирования государства — правотворческая функция. В частности, отмечается, что центральное место в системе функций государства занимает законодательная (правотворческая) функция19. А. И. Ющик выделяет за-
17 См.: Пиголкин А. С. Подготовка проектов нормативных актов. (Организация и методика.) М., 1968. С. 68.
18 См.: Котюк В. О. Теорiя права: Курс лекцш: навчальний помбник для юрид. фак. вузiв. Кшв, 1996. С. 31.
19 См.: Ющик О. I. Теоретичт основи за-конодавчого процесу: монографiя. Кшв, 2004. С. 16—17.
конодательную функцию государства, указывая на ключевую роль государства в осуществлении правотворчества, охватываемой соответствующей функцией. Тем самым можно предположить, что государство, выполняя законодательную (правотворческую) функцию, одновременно является предпосылкой существования и эффективной реализации функции законотворчества (правотворчества), однако функции государства и функции правотворчества — разные институты, имеющие определенную взаимосвязь. В. А. Лебедев и Е. А. Маркина обращают внимание на двойственность природы функций и их взаимозависимость. Само понятие «правотворчество» рассматривается учеными как одна из основных функций любого государства, независимо от ее задач, типа, форм реализации государственной власти и т. д.20
Трансформируя данное понимание места и роли государства в правотворческой деятельности в плоскость правотворческих средств противодействия коррупции, следует отметить, что реализация государственной правотворческой политики в сфере противодействия коррупции раскрывается через:
содержание деятельности органов государства, наделенных правотворческими полномочиями, особенно субъектов правоохранительной деятельности, имеющих государственно-властные правотворческие полномочия. Именно на субъекты правоохранительной деятельности, имеющие правотворческие полномочия, возлагается непосредственная задача обеспечения антикоррупционного характера как действующего законодательства, так и разрабатываемых проектов нормативных правовых актов;
гарантирование государством авторитетности и антикоррупционно-
20 См.: Лебедев В. А., Маркина Е. А. Теория государства и права: Конспект лекций: учеб. пособие. М., 2003. С. 140.
сти актов правотворчества, составляющих систему законодательства государства;
функциональное предназначение государства в сфере правотворчества как отдельного направления создания и дальнейшего совершенствования законодательной базы государства, что включает в себя и реализацию правоохранительной функции государства;
понимание государства как ключевого фактора правотворчества, определяющего объективную необходимость изменения правового регулирования, создания антикоррупционного правового пространства;
характеристику монопольного положения государства в процессе формировании права как на национальном, так и на международном уровнях, где в первом случае правотворческая деятельность является единоличной, а во втором — коллегиальной;
реализацию государством внешней функции по противодействию международной преступности, что подразумевает активное участие государств в формировании норм международного права на антикоррупционной основе.
В современных условиях развития государственности в странах постсоветского пространства наблюдается развитие коррупции на уровне всех эшелонов власти, и самой опасной является коррупция в органах государственного правотворчества. Это связано с теми последствиями, которые могут наступить в результате принятия тех или иных правотворческих решений, лоббируемых заинтересованными лицами, поскольку результатом такого правотворчества будет акт, распространяющий свое действие на неопределенный круг субъектов и неопределенное количество правовых событий. Проблема правотворчества государства требует научной разработки, поскольку существующие научные идеи не отвечают требованиям сегодняшнего дня, особенно в аспекте противодействия кор-
рупции. Прежде всего правотворчество государства следует рассматривать в органическом единстве таких его проявлений, как:
симбиоз правотворческой и правоохранительной функций государства по формированию законодательной базы государства на антикоррупционной основе;
средства противодействия коррупции в контексте реализации правоохранительной функции государства;
возможный объект коррупционных действий, что имеет исключительную опасность для развития общества и государства.
Следует прежде всего ответить на вопросы: каким образом использовать средства правотворчества государства в процессе противодействия коррупции и как не допустить влияния коррупции на процесс правотворчества в аспекте принятия коррупционных нормативно-правовых актов?
В современных условиях демократизации общественного строя в странах постсоветского пространства, развития государственности и гражданского общества вопросы правотворчества народа, институтов гражданского общества находятся в центре внимания научной общественности. Однако не следует забывать и о правотворческой деятельности государства как центрального субъекта правотворчества, обеспечивающего формирование национальной законодательной базы и влияющего на формирование международного права на антикоррупционных основах.
Библиографический список
Дзейко Ж. О. Законодавча техшка в Украш: кторико-теоретичне дослщження: монографiя. Ки'1в, 2007.
Котюк В. О. Теорiя права: Курс лекцш: навчальний посiбник для юрид. фак. вузiв. Ки'1в, 1996.
Мороз О. О. Науковi засади законотвор-чого процесу в Украш // Правова держава: Щорiчник наукових праць. Ки'1в, 1997.
Пархоменко Н. М. Джерела права: пробле-ми теорп та методологи. Ки'1в, 2008.
Юридична енциклопедiя: в 6 т. / ред. кол.: Ю. С. Шемшученко (голова ред. кол.) та ш. Ки1в, 2003. Т. 5.
Ющик О. I. Правова реформа: загаль-не поняття, проблеми здiйснення в Украш. Ки1в, 1997.
Ющик О. I. Теоретичт основи законодав-чого процесу: монографiя. Ки'1в, 2004.
Васильев А. В. Правотворчество в советском обществе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1972.
Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1998.
Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник. М., 2011.
Конституционное право. Энциклопедический словарь / под ред. С. А. Авакьяна. М., 2001.
Лебедев В. А., Маркина Е. А. Теория государства и права: Конспект лекций: учеб. пособие. М., 2003.
Мухтарова А. К. Правотворчество в социалистическом обществе. Содержание и оформление: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Алма-Ата, 1978.
Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника / под ред. Д. А. Ке-римова, А. В. Мицкевича. М., 1974.
Пиголкин А. С. Подготовка проектов нормативных актов. (Организация и методика). М., 1968.
Пиголкин А. С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1972.
Правотворчество в СССР / под ред.
A. В. Мицкевича. М., 1974.
Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред.
B. С. Нерсесянца. М., 1999.
Скакун О. Ф. Теория государства и права (энциклопедический курс): учебник. Харьков, 2007.
Сырых В. М. Законотворчество как вид социального прогнозирования // Проблемы юридической техники. Н. Новгород, 2000.
Юридическая энциклопедия / отв. ред. Б. Н. Топорнин. М., 2001.