Научная статья на тему 'Правотворческая деятельность и особенности аграрной политики Белых правительств в Сибири в 1918-1919 гг'

Правотворческая деятельность и особенности аграрной политики Белых правительств в Сибири в 1918-1919 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
415
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / AGRARIAN POLICY / БЕЛЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА / WHITE GOVERNMENTS / КОЛЧАК А.В / A.V. KOLCHAK / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEGISLATIVE ACTIVITY / СИБИРЬ / SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таппасханова Ирина Байдуллаховна

В статье рассматриваются особенности правотворческой деятельности Белых правительств в Сибири в 1918-1919 гг. по разрешению аграрной проблемы, а также результаты работы А.В. Колчака по аграрно-земельному вопросу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative activity and agrarian policy of the White Governments in Siberia in 1918-1919

The article deals with the issues of legislative activity and agrarian policy of the White Governments in Siberia in 1918-1919, as well as the results of A.V. Kolchak’s work in this field

Текст научной работы на тему «Правотворческая деятельность и особенности аграрной политики Белых правительств в Сибири в 1918-1919 гг»

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Правотворческая деятельность и особенности аграрной политики Белых правительств в Сибири в 1918-1919 гг.

Таппасханова Ирина Байдуллаховна

Аспирант кафедры истории государства и права ФГБОУ ВПО "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)"

Irina B. Tappaskhanova

Ppost-graduate student of the Department of the History of State and Law of Moscow State Law University named after O.E. Kutafin

УДК 34.01

Legislative Activity and Agrarian Plicy of the White Governments in Siberia in 1918-1919

В статье рассматриваются особенности правотворческой деятельности Белых правительств в Сибири в 1918-1919 гг. по разрешению аграрной проблемы, а также результаты работы А.В. Колчака по аграрно-земельному вопросу.

Ключевые слова и словосочетания: аграрная политика, Белые правительства, Колчак А.В., правотворческая деятельность, Сибирь.

The article deals with the issues of legislative activity and agrarian policy of the White Governments in Siberia in 1918-1919, as well as the results of A.V. Kolchak's work in this field.

Key words and word combinations: agrarian policy, White Governments, A.V. Kolchak, legislative activity, Siberia.

Сибирь стала одним из первых регионов, на территории которого было положено начало формированию альтернативной системы государственной власти. Так, еще в декабре 1917 г. в г. Томске работал Чрезвычайный областной съезд, признавший переворот большевиков в Петрограде незаконным и принявший решение о создании в Сибири своего государственного органа. Этим органом стало Временное Сибирское правительство, образованное в г. Томске 29 января 1918 г., которое одновременно с датой его образования осуществило принятие Декларации по аграрному вопросу [1, с. 77].

В свою очередь, начиная с сентября 1918 г. Временное Сибирское правительство изменило свое отношение к разрешению аграрной проблемы, так как в этот период регион становится идеологическим центром антибольшевистского движения в России. А весь дальнейший период существования временных антибольшевистских образований в Сибири до начала 1920 г. реализуемая ими аграрная политика может быть разделена на три следующих друг за другом этапа:

- 1 этап - сентябрь-ноябрь 1918 г.: функционирование Уфимской Директории;

- 2 этап - ноябрь 1918 г.-апрель 1919 г.: начальная деятельность Белого правительства А.В. Колчака по нормативной разработке идеи и принципов аграрной политики;

- 3 этап - апрель-июнь 1919 г.: основная правотворческая деятельность Белого правительства А.В. Колчака.

При этом с прихода лета 1919 г. в деятельности Белого правительства Сибири произошло снижение его

активности в разрешении аграрного вопроса и, соответственно, правотворчества в данной сфере.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 2/2015

-45-

В период функционирования Уфимской Директории (два месяца), последняя так и не приняла действенных шагов в рамках решения аграрно-земельного вопроса. Данное обстоятельство подтверждает тот факт, что сформированная в г. Уфа антибольшевистская власть не смогла выполнить возложенные на нее задачи. По этой причине Директория должна была передать свою власть Белому правительству А.В. Колчака.

Начиная с ноября 1918 г. центром Белой Сибири выступил г. Омск, на территории которого располагалось Белое правительство А.В. Колчака, пришедшее в результате государственного переворота 18 ноября 1918 г. В рамках обозначенного процесса был установлен такой политико-правовой режим, как военная диктатура адмирала А.В. Колчака. Учитывая, что власть и руководство А.В. Колчака, который разделял программные заявления кадетов, основывались на принципах военного управления, законодательное оформление аграрного вопроса приобретает новый вектор. Этот вектор определял урегулирование аграрного вопроса на землях территориальных центров России, которые были заняты белой армией.

В связи с тем, что в середине 1919 г. А.В. Колчак получает статус Верховного правителя России, устанавливая военную диктатуру в Сибири, его юрисдикция продолжает распространяться и на другие территории антисоветских образований страны. Отметим, круг полномочий Российского Правительства и Верховного правителя России адмирала A.B. Колчака предусматривал общее управление земельной политикой, а принимаемые как результат декларации правительства и грамоты Верховного правителя обладали общероссийским статусом.

При этом позиция Правительства А.В. Колчака и последующая правотворческая практика в сфере разрешения аграрного вопроса основывалась на перспективности такой формы землевладения, как крестьянское хозяйство. Это было значительной инновацией в решении аграрного вопроса, так как ранее правовые нормы представляли крестьянам юридическую возможность только на сбор и использование урожая с земель, которые были захвачены. Ключевые идеи законодательного разрешения аграрного вопроса содержались в Основах аграрной политики правительства от марта 1919 г. [2], которые были положены в содержание аграрного законодательства.

Необходимо отметить, что общая часть Основ аграрной политики содержала указание на необходимость учета историко-правового опыта отечественной правотворческой практики и утверждала целесообразность степенного развития аграрно-земельного законодательства. Предлагалось идти по пути реформ П.А. Столыпина. При этом особо подчеркивалось, что при реализации аграрной реформы необходимо учесть свойства правового сознания крестьян, которое было основано на традициях общинного землевладения, что в корне противоречило идее и началам частной собственности на землю [3].

В целом, анализ Основ аграрной политики позволяет сделать вывод о том, что на законодательном уровне аграрная проблема должна была разрешиться на консенсуальной (компромиссной) основе между помещиками и крестьянами. Своего рода должен был произойти процесс медиации, в котором роль посредника получало государство.

В целом политика Колчака А.В., особенно направленная на разрешение аграрного вопроса, изначально реализовывалась им с учетом его военного статуса. Так, в одном из первых нормативных актах, изданных правительством Колчака А.В., относящимся в большей степени к вопросам русской армии и флота, обозначены в том числе и вопросы обеспечения землей крестьян.

Таким актом стало Постановление Совета Министров «О предоставлении военнослужащим русской армии и флота, принимавшим участие в борьбе за возрождение России, преимуществ и льгот в отношении земельного и хозяйственного устройства» от 14 марта 1919 г. [4].

А.В. Колчак 05 апреля 1919 г. отменил Постановление Временного Сибирского правительства от 06 июля 1918 г., которым ранее была установлена правовая основа возврата захваченных земель прежним владельцам.

Одновременно с отменой Постановления Временного Сибирского Правительства «О возвращении владельцам их имений» адмирал А.В. Колчак 08 апреля 1919 г. принял Декларацию о земле[5], которая в последствие была дополнена Правилами о порядке производства и сбора посевов на землях, не принадлежавших посевщикам [6].

Декларация о земле является итогом правотворческой деятельности адмирала А.В. Колчака. В ней было значительно скорректировано аграрное законодательство 1918 г. и выстроено в духе демократичности белого правительства А.В. Колчака. Дух демократичности подтверждается взятыми правительством А.В. Колчака обязательств по созданию мер, направленных на обеспечение крестьян, имевших малое количество земли или не имевших землю в принципе. Более того, Декларация фактически закрепила приоритет права собственности на землю вместо права пользования землей.

- 46 -

ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 4/2014

History of Public Administration

Г.К. Гинс выступил вовсе против Декларации адмирала А.В. Колчака о земле, высказав мнение о том, что «подобный закон сейчас не нужен, ... его можно отложить, так как еще нет достаточных данных о фактическом положении земельного вопроса в советской России, и так как уже принято постановление о праве посевщиков на урожай, что устраняет продовольственную проблему из аграрного вопроса» [7].

В свою очередь, Правилами о порядке производства и сбора посевов на землях, не принадлежавших посевщикам, происходила передача озимых и яровых посевов в абсолютную собственность лиц, чьим трудом или материальными средствами названные посевы производились.

Фактически правовой статус лиц, которые ранее производили захват земель, законодательно трансформировался на статус арендатора.

Но подобный процесс изменения правового статуса в дальнейшем не порождал правовых последствий в части владения или пользования подобной земельной собственностью.

Подтверждением последнего предложения является мнение Иоффе Г.З., который также заметил, что названные Правила лишали крестьян, самовольно присвоивших земли, иллюзий на будущее и права на чужие земли, так как право пользования подобной землей в свете Правил не образовывали в последующем каких-либо прав на владение или пользование этой землей [8, с. 19].

Как мы видим, обозначенные нормативные правовые акты, были направлены на устранение аграрной проблемы на территории всей России. Однако они практически не затрагивали интересы сибирских крестьян, для которых актуальность сохранял вопрос о ране захваченных государственных землях. В отношении этих земель А.В. Колчак в 1919 г. восстановил взимание арендных платежей в доход казны.

Одним из значимых документов, принятых в период 1918-1922 г., является Положение об обращении во временное заведывание правительственных органов земель, вышедших из фактического обладания их владельцев от 13 апреля 1919 г. [9].

Данное положение определяло процедуру регистрации захваченных земель, которые впоследствии именовались арендованными.

Некоторые авторы, в частности О.Ф. Гордеев, в своих работах обращают внимание на актуальность анализа нормативных правовых актов колчаковского правительства в сфере использования лесов Сибири. Так, А.В. Колчаком была произведена отмена всех советских декретов по лесам, а также была ужесточена ответственность за самовольную вырубку лесов [10, с. 32].

Также отметим, что в процессе подготовки к реализации реформы аграрно-земельных отношений 24 сентября 1919 г. было принято Временное положение о Государственном земельном банке [11].

Отмечается, что адмирал А.В. Колчак достаточно непродолжительно пытался разрешить аграрный вопрос. В материалах Государственного архива Российской Федерации в фонде Р-9550 собрана коллекция листовок советского периода за 1917-1947 гг., в одной из которых за 29 июля 1919 г.

А.В. Колчак в последний раз, поднимая аграрный вопрос и обращаясь к солдатам и крестьянам, подтвердил свои и намерения Белого Правительства Сибири о передачи трудящемуся народу земель [12]. Однако на пути грядущего поражения адмирала подобные намерения сегодня уже не могут быть оценены как юридически декларативные, а скорее должны быть признаны элементом пропаганды за антисоветскую власть.

14 ноября 1919 г. советская армия вошла в г. Омск, а А.В. Колчак по решению Верховного совета Антанты 27 декабря 1919 г. был передан под международную охрану. Еще находясь в статусе Верховного Правителя, своим Указом А.В. Колчак 04 января 1920 г. передал военную и гражданскую власть генерал-лейтенанту Г.М. Семенову - Главнокомандующему Вооруженными Силами Дальнего Востока и Иркутского Военного Округа, которая переходила от адмирала А.В. Колчака к генералу А.И. Деникину. 5 января 1920 г. адмирал Колчак А.В. чехословацкими властями, в нарушение обязательств, был передан Иркутскому Политцентру.

Анализ рассмотренных нормативных правовых актов позволяет дать оценку правотворческой деятельности адмирала А.В. Колчака и его Правительства:

1) А.В. Колчак как представитель развития сельского хозяйства на основе капитализма при активном учете интересов помещиков, лоббировал аграрное законодательство, которое являлось следствием антагонизма как основы его диктатуры;

2) законодательное оформление аграрной политики Белой Сибири в период деятельности адмирала А.В. Колчака осуществлялось на основе императивного закрепления государственной идеи в сфере землепользования как группового социального интереса крестьянско-образующей массы населения.

Однако, интерес крестьян учтен был в меньшей степени, что привело к противостоянию крестьянства антибольшевистским образованиям в Сибири. Это подтверждает внутреннее противоречие аграрной политики

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 4/2014

-47 -

А.В. Колчака интересам крестьян. Что привело к активизации партизанского движения в конце 1918-1919 гг.;

3) адмирал А.В. Колчак, реализуя законодательно оформленную аграрную реформу в 1919 г., установил территориальную юрисдикцию действия принятых нормативных правовых актов по аграрному вопросу. Их действие распространялось не только на территорию Белой Сибири, но и должны были реализовываться на территории Европейской России, которая в этот период еще находилась под контролем власти большевиков.

Библиографический список:

1. Декларация о земле от 08.04.1919 г. // ГА РФ. Ф. Р-193. Оп. 1. Д. 42. Л. 41-41 об.

2. Постановление Совета Министров «О предоставлении военнослужащим русской армии и флота, принимавшим участие в борьбе за возрождение России, преимуществ и льгот в отношении земельного и хозяйственного устройства» от 14 марта 1919 г. // ГА РФ. Ф. 176. Оп. 5. Д. 14. Л. 63.

3. Положение об обращении во временное заведывание правительственных органов земель, вышедших из фактического обладания их владельцев от 13 апреля 1919 г. // Правительственный вестник (Омск). - 1919. - 1 июля.

4. Временное положение о Государственном земельном банке от 24.09.1919 г. // Известия Министерства земледелия (г. Омск). - 1919. - № 11. - С. 3.

5. Основы аграрной политики правительства // ГА РФ. Ф. Р-193. Оп. 1. Д. 42. Л. 33-34 об.

6. Гордеев О.Ф. Правотворческая деятельность Временного Сибирского Правительства // Вопросы теории и истории государства и права. Сборник научных статей. Красноярск. - 1999. - С. 77.

7. Правила о порядке производства и сбора посевов на землях, не принадлежащих посевщикам // ГА РФ. Ф. Р-193. Оп. 1. Д. 42. Л. 38-39 об.

8. К земельному вопросу // Известия Министерства земледелия (г. Омск). - 1919. - № 9. - С. 19.

9. Гинс Г.К. Сибирь, союзники и Колчак. М.: Айрис-пресс, 2008. С. 154-155.

10. Гордеев О.Ф. Аграрная политика А.В. Колчака. Красноярск: Новое издательство, 1998. С. 32.

11. Иоффе Г.З. Колчаковская авантюра и ее крах. М., 1983.

12. Обращение А.В. Колчака к крестьянам и солдатам от 29 июля 1919 г. // ГА РФ. Ф. Р-9550. Оп. 11. Д. 128. Л. 1-3.

-48-

ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 4/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.