Научная статья на тему '"правота души, чистота сердца имеют более цены и достоинства, нежеливсе богатства и сокровища мира". - Рец. На кн. : Бойко В. П. , Есипова В. А. , Ситникова Е. В. Из наследия сибирского чиновника А. М. Горохова: записки "Залог, или Нравственное зеркало". Томск: изд-во том. Гос. Архит. -строит. Ун-та, 2019. 172 с. + 36 с. Ил'

"правота души, чистота сердца имеют более цены и достоинства, нежеливсе богатства и сокровища мира". - Рец. На кн. : Бойко В. П. , Есипова В. А. , Ситникова Е. В. Из наследия сибирского чиновника А. М. Горохова: записки "Залог, или Нравственное зеркало". Томск: изд-во том. Гос. Архит. -строит. Ун-та, 2019. 172 с. + 36 с. Ил Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
250
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / ДОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД / ЧИНОВНИКИ / ЭГО-ТЕКСТЫ / АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ГОРОХОВ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПУБЛИКАЦИЯ МЕМУАРНО-ЭПИСТОЛЯРНОГО НАСЛЕДИЯ / SIBERIA / PRE-REFORMATION PERIOD / OFFICIALS / EGO-TEXTS / ALEXANDER M. GOROKHOV / WORLD VIEW / PUBLICATION OF MEMOIR-EPISTOLARY HERITAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Комлева Евгения Владиславовна

Представлена рецензия на опубликованные томскими историками в 2019 г. записки сибирского чиновника конца XVIII - первой трети XIX в. Александра Михайловича Горохова. Созданный им «Залог, или Нравственное зеркало» отражает культуру и мировоззрение образованного русского человека, состоявшего на государственной службе. На широкий кругозор автора указывает обильное цитирование современных ему поэтических произведений, Библии и житийной литературы, ссылки на мнение журналистов, западноевропейских авторов, древнегреческих и древнеримских философов и политических деятелей. Среди затрагиваемых в источнике тем: православная вера, отношение к служебным обязанностям, дружба, семья, место женщин в обществе, просвещение. Издание рассчитано на широкий круг читателей, сопровождено вводной частью с информацией об авторе записок, их кратким анализом, научным комментарием, богатым иллюстративным материалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“RIGHTNESS OF SOUL, PURITY OF HEART HAVE MORE VALUE AND DIGNITY THAN ALL THE WEALTH AND TREASURES OF THE WORLD”. - BOOK REVIEW: BOYKO V.P., ESIPOVA V.A., SITNIKOVA E.V. IZ NASLEDIYA SIBIRSKOGO CHINOVNIKA A.M. GOROKHOVA: ZAPISKI “ZALOG, ILI NRAVSTVENNOE ZERKALO” [FROM THE HERITAGE OF THE SIBERIAN OFFICIAL A.M. GOROKHOV: NOTES “PLEDGE OR MORAL MIRROR”]. TOMSK: IZD-VO TOMSK. GOS. ARCHIT.-STROIT. UN-TA, 2019. 172 P. + 36 P. FIG.

A review of the notes by a Siberian official of the end of the 18th - first third of the 19thcentury, Alexander Mikhailovich Gorokhov, published by Tomsk historians in 2019, is presented.The “Pledge or Moral mirror” created by him reflects the culture and worldview of an educatedRussian who was in the public service. In particular, the author's broad outlook is indicated by abundant citations of contemporary poetry, the Bible and hagiographic literature, references to the opinions of journalists, Western European authors, ancient Greek and Roman philosophers and politicalfigures. Among the topics covered in the source are Orthodox faith, attitude to official duties, friendship, family, the place of women in the family and society, education. The publication is intended fora wide range of readers, accompanied by an introductory part with information about the author ofthe notes, their brief analysis, scientific commentary and rich illustrative material.

Текст научной работы на тему «"правота души, чистота сердца имеют более цены и достоинства, нежеливсе богатства и сокровища мира". - Рец. На кн. : Бойко В. П. , Есипова В. А. , Ситникова Е. В. Из наследия сибирского чиновника А. М. Горохова: записки "Залог, или Нравственное зеркало". Томск: изд-во том. Гос. Архит. -строит. Ун-та, 2019. 172 с. + 36 с. Ил»

Е.В. Комлева*

«Правота души, чистота сердца имеют более цены и достоинства, нежели все богатства и сокровища мира». -Рец. на кн.: Бойко В.П., Есипова В.А., Ситникова Е.В. Из наследия сибирского чиновника А.М. Горохова: записки «Залог, или Нравственное зеркало». Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2019. 172 с. + 36 с. ил.

DOI: 10.31518/2618-9100-2020-2-19 УДК 930.85

Выходные данные для цитирования: Комлева Е.В. «Правота души, чистота сердца имеют более цены и достоинства, нежели все богатства и сокровища мира». - Рец. на кн.: Бойко В.П., Есипова В.А., Ситникова Е.В. Из наследия сибирского чиновника А.М. Горохова: записки «Залог, или Нравственное зеркало». Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2019. 172 с. + 36 с. ил. // Исторический курьер. 2020. № 2 (10). С. 232-241. URL: http://istkurier.ru/data/2020/ ISTKURIER-2020-2-19.pdf

E.V. Komleva*

"Rightness of Soul, Purity of Heart Have More Value and Dignity than All the Wealth and Treasures of the World". - Book Review: Boyko V.P., Esipova V.A., Sitnikova E.V. Iz Naslediya Sibirskogo Chinovnika A.M. Gorokhova: Zapiski "Zalog, ili Nravstvennoe Zerkalo" [From the Heritage of the Siberian Official A.M. Gorokhov: notes "Pledge or Moral Mirror"]. Tomsk: Izd-vo Tomsk. gos. archit.-stroit. un-ta, 2019. 172 p. + 36 p. fig.

DOI: 10.31518/2618-9100-2020-2-19

How to cite:

Komleva E.V. "Rightness of Soul, Purity of Heart Have More Value and Dignity than All the Wealth and Treasures of the World". - Book Review: Boyko V.P., Esipova V.A., Sitnikova E.V. Iz Naslediya Sibirskogo Chinovnika A.M. Gorokhova: Zapiski "Zalog, ili Nravstvennoe Zerkalo" [From the Heritage of the Siberian Official A.M. Gorokhov: notes "Pledge or Moral Mirror"]. Tomsk: Izd-vo Tomsk. gos. archit.-stroit. un-ta, 2019. 172 p. + 36 p. fig. // Historical Courier, 2020, No. 2 (10), pp. 232241. [Available online:] http://istkurier.ru/data/2020/ ISTKURIER-2020-2-19.pdf

Abstract. A review of the notes by a Siberian official of the end of the 18th - first third of the 19th century, Alexander Mikhailovich Gorokhov, published by Tomsk historians in 2019, is presented. The "Pledge or Moral mirror" created by him reflects the culture and worldview of an educated Russian who was in the public service. In particular, the author's broad outlook is indicated by abundant citations of contemporary poetry, the Bible and hagiographic literature, references to the opinions of journalists, Western European authors, ancient Greek and Roman philosophers and political figures. Among the topics covered in the source are Orthodox faith, attitude to official duties, friendship, family, the place of women in the family and society, education. The publication is intended for a wide range of readers, accompanied by an introductory part with information about the author of the notes, their brief analysis, scientific commentary and rich illustrative material.

Keywords: Siberia; pre-reformation period; officials; ego-texts; Alexander M. Gorokhov; world-view; publication of memoir-epistolary heritage.

The article has been received by the editor on 03.02.2020.

Full text of the article in Russian and references in English are available below.

* Комлева Евгения Владиславовна, кандидат исторических наук, Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия, e-mail: feodal@history.nsc.ru

Komleva Evgeniya V., Candidate of Historical Sciences, Institute of History of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia, e-mail: feodal@history.nsc.ru

Аннотация. Представлена рецензия на опубликованные томскими историками в 2019 г. записки сибирского чиновника конца XVIII - первой трети XIX в. Александра Михайловича Горохова. Созданный им «Залог, или Нравственное зеркало» отражает культуру и мировоззрение образованного русского человека, состоявшего на государственной службе. На широкий кругозор автора указывает обильное цитирование современных ему поэтических произведений, Библии и житийной литературы, ссылки на мнение журналистов, западноевропейских авторов, древнегреческих и древнеримских философов и политических деятелей. Среди затрагиваемых в источнике тем: православная вера, отношение к служебным обязанностям, дружба, семья, место женщин в обществе, просвещение. Издание рассчитано на широкий круг читателей, сопровождено вводной частью с информацией об авторе записок, их кратким анализом, научным комментарием, богатым иллюстративным материалом.

Ключевые слова: Сибирь; дореформенный период; чиновники; эго-тексты; Александр Михайлович Горохов; мировоззрение; публикация мемуарно-эпистолярного наследия.

Публикация мемуарно-эпистолярного наследия представителей разных слоев российского общества XVIII-XIX вв. - одно из активно развивающихся и востребованных направлений современной отечественной историографии. В прошлом году антология отечественной мемуаристики пополнилась обширным и содержательным источником, отражающим культуру и мировоззрение рядового сибирского чиновника конца XVIII -первой трети XIX в., - записками Александра Михайловича Горохова (1769-1848)1. Подготовленное коллективом томских историков под руководством В.П. Бойко издание рукописи А.М. Горохова «Залог, или Нравственное зеркало» несомненно можно считать важным событием не только для специалистов, но и для самого широкого круга читателей.

Фамилия Гороховых хорошо известна в Сибири: в частности, ее обладатели в XVIII -начале XX в. входили в купечество Якутска, Томска, Бийска, Иркутска, Новониколаевска2. Автор «Залога» - Александр Михайлович Горохов происходил «от благородных родителей»3 (но, очевидно, не дворян, поскольку сам стал дворянином значительно позднее), достигнув совершеннолетия, поступил сначала на военную, а затем на гражданскую службу и провел большую часть своей жизни, странствуя по разным городам Сибири, в которые его направляло начальство: ему приходилось бывать в Якутске, Иркутске, Тобольске, Бийске, Томске, Бердске, Барнауле, Енисейске, Туруханске, Нарыме, Кузнецке, Каинске, Таре. Об этих многочисленных переездах, составивших 115 047 верст, А.М. Горохов в конце жизни напишет: «...эта прогулка... глубоко запала мне в душу, и до сих пор составляет драгоценнейшее из моих воспоминаний»4. Дослужившись до чина коллежского асессора, в 1813 г. Александр Михайлович был возведен во дворянство5. В Томске в 1817-1819 гг. он довольно близко сошелся с будущим декабристом Г.С. Батеньковым, который ценил эту дружбу и впоследствии с большой теплотой отзывался о А.М. Горохове. Последний, в частности, упоминается в письме Г.С. Батенькова А.П. Елагиной от 20 июля 1848 г.: «Вот шесть недель назад похоронил 80-летнего старца, с которым был близок в юности. Он дал добрый

1 Бойко В.П., Есипова В.А., Ситникова Е.В. Из наследия сибирского чиновника А.М. Горохова: записки «Залог, или Нравственное зеркало». Томск, 2019.

2 Резун Д.Я. Горохов Семен // Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции Сибири: в 2 т. Новосибирск, 2012. Т. 1. С. 169; Старцев А.В. Гороховы - бийские купцы // Энциклопедический словарь по истории купечества... Т. 1. С. 170; Зуева Е.А. Гороховы - иркутские купцы // Энциклопедический словарь по истории купечества... Т. 1. С. 170; Дмитриенко Н.М., Зуева А.С., Ноздрин Г.А. и др. Гороховы - томские и новониколаевские купцы // Энциклопедический словарь по истории купечества. Т. 1. С. 170-171; Дмитриенко Н.М. Томские купцы: биографический словарь (вторая половина XVIII - начало XX в.). Томск, 2014. С. 65-72.

3 Бойко В.П., Есипова В.А., Ситникова Е.В. Из наследия. С. 43.

4 Там же. Из наследия. С. 38-39.

5 Дмитриенко Н.М. Томские купцы... С. 65.

пример христианскою кончиною, сохранив до конца умные силы. Я прожил вместе с ним прошедшее лето и любил его слушать, потому что он едва ли не все перечитал»6.

Во второй половине 1830-х гг., чувствуя приближение последнего часа, Александр Михайлович взялся за записки, в которых задумал подвести итог своей жизни - не только и не столько проанализировав какие-либо конкретные события и поступки, сколько излагая свои взгляды. Сохранившаяся рукопись представляет собой не мемуары в полном смысле слова, а поучение, наставление детям - жанр литературы, известный на Руси с начала XII в. О том, что популярность подобных текстов-руководств для молодежи сохранялась и в современном А.М. Горохову обществе, свидетельствует, в частности, хождение в списках среди иркутян на рубеже XVШ-XIX вв. «Наставления сыну» некоего устюжского купца7. Записки А.М. Горохова не похожи на произведения, вышедшие из-под пера таких представителей среднего и низшего звена чиновного мира дореформенной Сибири, как Т.П. Калашников8, И.Т. Калашников9, А.К. Кузмин10, Н.С. Щукин11, Г.Г. Пейзен12, О.М. Ковалевский13, В.И. Беккер14 и др. Написанный в рамках иной традиции «Залог» состоит из размышлений о тех нравственных основаниях, которые должны лежать в основе жизни человека.

Главное назначение своего труда А.М. Горохов видел в том, чтобы дать наставление детям (сыновьям Философу, Александру и дочери Павле), «побеседовать. просто и доверчиво»15, оставить им «какой-нибудь залог»16, руководство в жизни, «да не уклонятся шаги их к суете и к беседам праздным и пагубным делам их. да шествуют они твердо по стезям жизни, достигая цели предназначенной.»17. Некоторые фразы из начала его записок немного напоминают мотивы «Поучения» Владимира Мономаха, которое, впрочем, не могло еще быть знакомо Александру Михайловичу в опубликованном виде. В частности, А.М. Горохов пишет: «.буде вы не найдете тут источника удовольствий. тогда скажите, что я обманул вас в надежде, и следуйте своим правилам!»18 (у Владимира Мономаха: «Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил»19). Название рукописи заставляет также вспомнить другое широко известное произведение, созданное в начале XVIII в., - «Юности честное зерцало».

Работая над «Залогом», А.М. Горохов считал, что в силу своего благородного -дворянского - звания, он, даже выйдя в отставку, обязан служить Отечеству, принося ему важную заслугу: «.вперять. детям своим трезвость, трудолюбие, вводить или поощрять к полезным художествам, удерживать в порядке, прекращать их ссоры и сам служить им образцом благонравия, добродетели, деятельности и трезвости.»20. Тем более, что ему действительно было, чему научить и что завещать подрастающему поколению: этому способствовали богатый жизненный опыт, многочисленные разъезды и многолетние наблю-

6 Батеньков Г.С. Сочинения и письма. Иркутск, 1989. Т. 1. Письма / изд. подгот. А.А. Брегман и Е.П. Федосеевой. (Серия «Полярная звезда»). С. 240-241.

7 Кунгуров Г.Ф. Сибирь и литература. Иркутск, 1965. С. 31-32.

8 Калашников Т.П. Жизнь незнаменитого Тимофея Петровича Калашникова, простым слогом описанная с 1762 по 1764 год // Русский архив. 1904. Кн. 2, вып. 10. С. 145-183.

9 Калашников И.Т. Записки иркутского жителя // Записки иркутских жителей. Иркутск, 1990. С. 256-396.

10 Матханова Н.П. Записки А.К. Кузьмина: неопубликованные фрагменты // Памятники отечественной книжности: новые тексты, новые интерпретации. Новосибирск, 2007. С. 251-275.

11 Щукин Н.С. Очерки Сибири // Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений. 1847. Т. 69. № 273. С. 56-79; Щукин Н.С. Поездка в Якутск // Записки иркутских жителей. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. из-во, 1990. С. 142-254.

12 Пейзен Г.Г. Путевые записки // Приложения к экономическому указателю. СПб., 1858. Т. 1, кн. 2. С. 9-29.

13 Ковалевский О.М. Поездка из Иркутска в Ургу // Казанский вестник. 1829. Ч. 26, кн. 5/6. С. 4-34.

14 Беккер В.И. Восхождение зимою на гору Хамар-Дабан // Сын Отечества. 1847. № 3. С. 1-6.

15 Бойко В.П., Есипова В.А., Ситникова Е.В. Из наследия. С. 41.

16 Там же. С. 35.

17 Там же.

18 Там же.

19 Поучение Владимира Мономаха / подгот. Текста О.В. Творогова, перевод и коммент. Д.С. Лихачева // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 1: XI-XII века. С. 457.

20 Бойко В.П., Есипова В.А., Ситникова Е.В. Из наследия. С. 51.

дения над людьми самого разного статуса и происхождения (из «духовных, гражданских, военных, купцов, мещан, крестьян, инородцев, татар, калмык, братских, якутов, тунгусов, жидов и цыган»)21. Свой труд Александр Михайлович называет огромной панорамой («составил... огромную панораму»22), основанную в т.ч. на путевых и журналах «на местах», которые он постоянно вел23. Однако это панорама отнюдь не внешних событий его жизни, но скорее жизни внутренней, тех взглядов и мнений, к которым он пришел под старость лет.

Рукопись отражает мировоззрение автора - глубоко верующего человека, приверженца официальной Русской православной церкви, смотрящего на мир и смысл жизни прежде всего именно с точки зрения православного вероучения. Недаром своим запискам он предпосылает молитвенный текст, озаглавленный «Мое моление», в конце также приводятся молитвы, а сама рукопись содержит многочисленные отсылки к Библии и житиям святых. По завершении же работы она была показана епископу Томскому и енисейскому Агапиту, а также барнаульскому протоиерею Созонту Куртукову, которые высоко ее оценили24. (Заметим, что указание о знакомстве о. Созонта с «Залогом» и его автором в очередной раз подчеркивает авторитет этого священнослужителя среди современников: в переписке с ним состояло также семейство красноярских купцов Ларионовых25.) Будучи христианином, А.М. Горохов рассматривал жизнь земную как приготовление к жизни вечной и писал о последней минуте: «Не есть ли смерть добрый попутчик, который является к нам в минуту отправления нашего в незнакомый мир, в мир, к которому нам надлежало приготовляться всегда, о котором нам все говорило здесь: и Божественное откровение - и сердечное - внутреннее чувство!»26

В оставленных им записках затрагиваются такие темы, как вера и безверие, бедность и богатство, патриотизм и космополитизм, дружба, счастье, просвещение и образование, отношение к службе и окружающим, семейная жизнь, предназначение женщины. Записки А.М. Горохова интересны и тем, что раскрывают основы воспитания детей в семьях русских чиновников, показывают, какие морально-этические нормы и ценностные ориентиры старшее поколение стремилось передать молодежи. Кстати, сам Александр Михайлович сетовал на то, что его родители не уделяли должного внимания умственному и нравственному образованию своих детей27. Тема воспитания в «Залоге» тем более интересна, что сын Александра Михайловича - Философ Александрович (1796 - после 1860) - стал крупным золотопромышленником, миллионером, «томским герцогом», как его называли, влияние которого сравнивали с влиянием губернатора28. Как показывает жизнь последнего, он сильно отличался от своего отца, но все же становление личности будущего финансового магната происходило в родительском доме под прессом тех наставлений, которые пытался внушить своим детям А.М. Горохов.

Сам Александр Михайлович, не наживший состояния, рассуждая о богатстве, отмечал: «.богатство не составляет еще существенной принадлежности человека. Это одна только внешность и наружное облегчение. Известно, что и по суду людей здравомыслящих правота души, чистота сердца имеют более цены и достоинства, нежели все богатства и сокровища мира»29. Он учил, что «богатство никогда не было доказательством прямого достоинства, сверх того, иногда средства приобретения оного бывают достойны величайшего презрения»,

21 Бойко В.П., Есипова В.А., Ситникова Е.В. Из наследия... С. 43.

22 Там же. С. 44.

23 Там же. С. 39.

24 Там же. С. 8.

25 Письмо о. Созонта Куртукова Петру Федоровичу Ларионову от 11 ноября 1815 г. // ГАКК. Ф. 796. Оп. 1. Д. 4482. Л. 4-5 об.

26 Бойко В.П., Есипова В.А., Ситникова Е.В. Из наследия. С. 38.

27 Там же. С. 43.

28 Зуев А.С. Горохов Философ Александрович // Энциклопедический словарь по истории купечества. Т. 1. С. 170; Дмитриенко Н.М. Томские купцы: биографический словарь (вторая половина XVIII - начало XX в.). Томск, 2014. С. 65-67.

29 Бойко В.П., Есипова В.А., Ситникова Е.В. Из наследия. С. 54.

а потому «дети наши. не должны скорбеть, а помнить, что терпение, труды и покорность к провидению их вознаградит, а умение довольствоваться тем, что имеешь, есть верный способ быть счастливым. Прочное счастье человека в том и есть, когда можно быть довольным собою самим, своим поведением снискать уважением всех добрых людей. Тот не достоин больших даров счастья, кто недоволен тем, что имеет»30. Призывая детей к скромной жизни, он отмечал: «Неоспоримо, человек не всегда должен отказывать себе в приличных удобствах, но не должен же находить и удовольствия в издержках превыше своего состояния. Вот в чем состоит различие между скупостью и бережливостью»31.

А.М. Горохов также учил детей не лениться («избегайте лености»32), не завидовать, не гордиться, не лгать («всякий обман, всякая хитрость рано или поздно открывается и бывают вредны, но всякое положение бывает менее затруднительно для человека, который действует откровенно»33), быть добросовестным к своим обязанностям («.не презирайте и малейшими обязанностями, ибо труды в службе необходимы»34), держать слово («точность в обещаниях следует уважать как необходимую принадлежность вежливости...»35), разбираться в людях («.не смотрите в человеке на одежду, на происхождение, на состояние, на имущество, на различные утонченности тщеславия и гордости, но смотрите на его заслуги и отличные качества»36, «.следует при первом знакомстве прилежно замечать характер того, с кем хотите быть в дружбе»37), ценить истинную дружбу («.дружество с доброжелательным драгоценно»38), быть внимательным к близким и друзьям («...какое-нибудь мелочное, как кажется, невнимание друга к другу имеет пагубные последствия»39), почитать родителей («.сердечно почитающий своего отца, сердечно любящий свою мать бывает способен ко всему доброму»40).

Вообще в «Залоге» А.М. Горохова можно встретить очень емкие и удачные формулировки многих на первый взгляд очевидных вещей, которым, однако, порой бывает так трудно следовать в жизни. Приведем некоторые наиболее яркие цитаты: «.кто умеет господствовать над собою, над тем другой господствовать не может»41, «.не всегда надо

42

выказывать истинные свои чувства и выражать настоящие свои мысли»42, «.уважайте достоинство других, ибо высочайшее счастье есть сознание чужих совершенств, а ненавидеть преимущество есть порок мелких умов, потому что они достигнуть не могут до этого»43, «.охраняйте во всяком случае честь [здесь и далее подчеркнуто в источнике. - Е. К.] свою. Это есть нежный цветок, который от малейшего дуновения может увянуть. не дивитесь, что честные люди редко бывают богаты и едва значительны в обществах»44, «.никогда не жалуйтесь на неблагодарность людей - это показывать будет и гордость, и обличает незнание света»45, «.хорошее перенимать вовсе не стыдно. Да только вот беда - не все хорошее равно хорошо для всех, а перенимать, не думая о том, полезна ли будет эта новость собственно для вас, передразнивать иностранцев, только для того, чтобы сказать: я иду за веком! - воля ваша.»46, «.оказывать уважение другим есть признак

30 Бойко В.П., Есипова В.А., Ситникова Е.В. Из наследия. С. 55.

31 Там же. С. 85.

32 Там же. С. 88.

33 Там же. С. 138.

34 Там же. С. 78.

35 Там же. С. 88.

36 Там же. С. 129.

37 Там же. С. 72.

38 Там же. С. 72.

39 Там же. С. 72.

40 Там же. С. 95.

41 Там же. С. 81.

42 Там же. С. 82.

43 Там же. С. 87.

44 Там же. С. 88.

45 Там же. С. 138.

46 Там же. С. 77.

скромности, а непочтение означает гордость. Вследствие чего вы избегайте всякой несправедливости, каким бы названием она не прикрывалась (политика)! Будьте снисходительны в суждениях о других и строгим судьей самого себя. Будьте истинны и благонадежны. в словах даваемых, осмотрительны в принимаемых. В поступках своих оказывайте человеколюбие к незнакомым, непоколебимую верность к друзьям, великодушие к неприятелям. Защищайте свое право без огорчения и никогда не язвите несправедливыми притязаниями вашего противника»47.

А.М. Горохов писал, что хочет предостеречь детей «для того более, что они, может быть, не знают, какие противуречащие чувствования. уживаются иногда между собою в сердце человеческом»48. В другом месте можно прочитать: «Без сомнения, встретите людей [здесь и далее курсивом выделено в источнике. - Е. К.] и таких, кои от зависти или глупости будут огорчать вас, лично и заочно, тогда вспомните и успокойтесь, что презрение дураков огорчает нас настолько, как посредственное уважением умных людей; вот сих последних советую беречь»49. Призывая детей к внутренней работе над собой, Александр Михайлович акцентировал особое внимание на тех чувствах, от которых необходимо всеми силами стремиться избавиться: «Давно замечено, что три главные причины всех несчастий человеческих есть: забвение настоящего, беспокойство о будущем и зависть, делающая нас равнодушными к тому, что имеем, когда видим, что другие люди имеют больше»50.

Одной из главнейших ценностей в жизни человека А.М. Горохов считал семью. Он внушал: «Ничто так не привязывает к дому, отчизне и человечеству как счастливое супружество. Счастье его не столько основано на блестящих качествах и богатстве, сколько на взаимном уважении. Оно по своей природе скромно и чуждо блеска. Холостяк никому не принадлежит, это (космополит), всемирный гражданин, побродяга без отдыха и без цели.»51. Семья способна противостоять невзгодам окружающего мира и холодности света: «.светский шум и веселости должны служить лишь к тому, чтобы более чувствовать свои собственные семейные радости»52. Над сказать, что о современном ему сибирском городском обществе, с нравами которого был прекрасно знаком, А.М. Горохов отзывался крайне скептически: «Нынешние городские веселия часто составляют одни пустые и ничтожные знакомства, скучные визиты, выдуманные праздностью; беседы, в которых говорят только для того, чтобы не молчать; неважные вести, сто раз повторяемые минутные мысли без связи, без основания; ежедневные моды и новости, которые в один день старятся»53.

Естественно, рассуждая про семейную жизнь, нельзя было обойтись без изложения взглядов на предназначение женщины: «Верный образ жены и матери христиански божественное писание изображает так: "Ты должна быть скромна, чиста, попечительна о доме, детях, добра, покорна своему мужу". В сих немногих словах заключается ядро всей ее должности и источник земного счастья»54. В другом месте можно прочитать: «Женщина -творение домоседное: она призвана природою для украшения внутренней жизни, для чего всего приличнее женщинам уметь заняться сохранением порядка в хозяйстве.»55. Такую женщину автор «Залога» ценил и уважал - в самом конце его рукописи помещено обращение к супруге, исполненное глубоких чувств и благодарности за долгие совместно прожитые годы56.

Еще один интересный сюжет, встречающийся на страницах «Залога» и отражающий сформировавшиеся в эпоху Просвещения взгляды автора, связан с размышлениями о сути

47 Бойко В.П., Есипова В.А., Ситникова Е.В. Из наследия. С. 88.

48 Там же. С. 67.

49 Там же. С. 72.

50 Там же. С. 92.

51 Там же. С. 74.

52 Там же. С. 71.

53 Там же. С. 71.

54 Там же. С. 76.

55 Там же. С. 89.

56 Там же. С. 166-167.

таких понятий, как просвещение, познание, образованность, цивилизация, Отечество, гражданин. Обращение к этим темам можно встретить и у других русских авторов конца XVIII -начала XIX в., представлявших иные, в т.ч. далеко не элитарные, социальные слои (например, сходные фрагменты содержатся в дневнике приказчика Российско-Американской компании московского купца Ф.И. Шемелина57). При некоторых различных нюансах в трактовке категорий «цивилизация» и «прогресс», образованные русские люди понимали обязанности просвещенного гражданина как бескорыстную службу Богу, царю, государству и обществу. Вот что на этот счет можно прочитать в записках А.М. Горохова: «Просвещение и основательные познания есть средство, с которым человек может иметь все довольства жизни, даже среди диких народов. Образованность или как нынче говорят? Цивилизация облагораживает человека, сравнивает все состояния и даже дает преимущество бедному перед богатым, безродному перед знатным. Мне кажется, что истинное просвещение состоит в совершенном познании и точном исполнении своих обязанностей, как христианина, так гражданина и верноподданного, то есть в отношении к Богу, к ближнему, к Государю и Отечеству...»58.

Характерно, что, высоко оценивая пользу образования, А.М. Горохов в то же время считает, что его плоды предназначены главным образом для мужчин: «. образованность есть богатство, приобретаемое трудами учение, и не всякому дается в удел. Однако ж общественное образование недостаточно для женщины: надобно, чтоб она с самого малолетства привыкла украшать себя семейными добродетелями, а эти добродетели могут быть приобретены возле матери, которая посвящала бы ей все свои минуты»59. Признавая, что «никакое другое удовольствие в жизни не может быть так питательно для всех вкусов, как чтение» 60, Александр Михайлович резко критикует образованных сверх необходимости женщин: «. нет пощады от начитанной женщины. Она говорит о всем и всегда, она все читала, все знает. Не найдете в ней вы только малого незнания, которое так быстро сближает образованного мужчину с женщиной»61.

Эпоха Просвещения принесла с собой не только тягу к познаниям, но и сомнения в истинности господствовавшего религиозного учения. Будучи человеком глубоко верующим и наблюдая, как дух гордыни постепенно разлагает общество, А.М. Горохов желает уберечь от всевозможных лжеучителей. Он утверждает, что «религия есть неотъемлемая потребность человеческой природы. Она отнюдь не изобретение, отнюдь не человеческое произведение. Она есть дыхание, мысль и жизнь самого духа»62. В другом месте можно прочитать: «Религия есть возвышение души и разума, никогда безбожие не произвело высокой мысли. В нем все низко, уныло и холодно, как в ничтожестве, и невозможно никому поражать ее с тем красноречием, с каким защищаема она была витиями христианскими. Одна религия может быть твердым основанием добродетели, уздой страстям, она облагораживает, она освящает все дары природы. Ей, а не философии, обязаны мы уничтожением рабства»63. Тех, кто «нападает на религию», Александр Михайлович называет вольнодумцами64, резко критикует деистов («.у них нет Бога, а один только призрак»65), неверующих «натуралистов», «так называемых старообрядцев или разных сект раскольников» («.эти люди, составляющие как бы середину между веры истинной и безверием, гораздо вреднее последнего»66). Как бы завещая своим наследникам свои взгляды, он подытоживает:

57 Матханова Н.П., Комлева Е.В. Купец Ф.И. Шемелин и его «Журнал» // Вестник ТГУ. История. № 52. С. 126.

58 Бойко В.П., Есипова В.А., Ситникова Е.В. Из наследия. С. 92.

59 Там же. С. 92.

60 Там же. С. 90.

61 Там же. С. 91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62 Там же. С. 103.

63 Там же. С. 105.

64 Там же. С. 98.

65 Там же. С. 110.

66 Там же. С. 111.

«Радуюсь, что я - христианин, с верой во Иисуса Христа, Сына Божия»67 и поясняет, что означают эти слова: «Глупый считает истинным христианином того, кто прилежно посещает храмы, выказывается смиренником, не упускает повторять затверженные молитвы и класть частые поклоны, нередко сидит, зевая над священными книгами, и удаляется шумных увеселений. Мудрый, напротив, почитает христианином того, кто человеколюбив в словах и делах, кто повсюду помогает и содействует, никого не оскорбляет. Одним словом, мудрец познает древо по его плодам»68.

Эрудиция автора записок подчеркивается вкрапленными в текст отрывками из стихотворений современных ему поэтов, среди которых как классики русской литературы, так и менее известные, а порой и ныне почти забытые: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.А. Бестужев-Марлинский, Е.Н. Шахова, А.С. Грибоедов, Г.Р. Державин,

A.Д. Кантемир, Е.А. Баратынский, П.П. Сумароков, В.Л. Пушкин, В.А. Жуковский,

B.И. Соколовский, А.С. Норов, В.Г. Бенедиктов, А.В. Тимофеев, К.М. Айбулат, Ф.Н. Слепушкин, Л.А. Якубович, Э.И. Губер. Один лишь перечень этих имен свидетельствует о том месте, которое поэзия занимала в жизни образованного русского человека рубежа XVIII-XIX вв. Часть цитат приводилась автором записок по памяти - на это указывают встречающиеся в них, очевидно, невольно сделанные (подчас довольно значительные) изменения. В записках можно также встретить упоминание о других известных отечественных и зарубежных литераторах, философах, деятелях науки и искусства (А.П. Сумарокове, Ф.В. Булгарине, Е.Т. Цолликофере, Дж. Г. Байроне, Ж.-Ж. Руссо, И. Лафатере, Ж. Бюффоне), изречения из Сократа, Пифагора, М. Цицерона. Все это свидетельствует о широком кругозоре автора «Нравственного зеркала». Обращает на себя внимание и влияние на него романтизма. Так, например, описывая грозу, А.М. Горохов употребляет следующие выражения: «.небо было томно, как голубые глазки красавицы после бала», «.пламенный поцелуй земли и неба», «.молния разметала колчан свой»69.

Публикация сохранившейся рукописи А.М. Горохова рассчитана на массового читателя: сами публикаторы называют ее адаптированной, поэтому оправданно выглядят допущенные отступления от строгих правил издания исторических документов. Передача текста осуществлена в соответствии с современной орфографией, сохранено лишь оригинальное написание отдельных слов; пунктуация же по большей части оставлена авторская. Внизу каждой страницы даны краткие археографические комментарии и ссылки на цитируемые в публикуемом источнике тексты. Издание сопровождается пятьюдесятью девятью цветными и черно-белыми иллюстрациями высокого качества (фрагментами рукописи, историческими и современными видами сибирских городов и отдельных зданий, связанных с жизнью и службой А.М. Горохова), что придает запискам дополнительный интерес. Текст «Залога» сопровождается вводной частью, в которой приводятся биографические сведения об авторе произведения, разбирается его кругозор - в частности специальный раздел, озаглавленный «А.М. Горохов как читатель», посвящен разбору его литературных вкусов.

Таким образом, записки А.М. Горохова - ценный источник о мировоззрении русского чиновника среднего звена конца XVIII - первой трети XIX в.: его духовном мире, культурном уровне, круге интересов. Из него можно также почерпнуть сведения об условиях административной службы в Сибири, о нравах местного общества. Думается, что высказанные автором «Залога» мнения о самых разных сторонах человеческого существования не утратили актуальность и в наши дни: с чем-то можно согласиться, с чем-то, возможно, поспорить. Несомненно одно - трудно остаться равнодушным к тексту, созданному умудренным жизненным опытом старцем, вложившим все свои знания в обращение к грядущим поколениям.

67 Бойко В.П., Есипова В.А., Ситникова Е.В. Из наследия. С. 99.

68 Там же. С. 129.

69 Там же. С. 45.

Литература

Батеньков Г.С. Сочинения и письма. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1989. Т. 1. Письма / изд. подгот. А.А. Брегман и Е.П. Федосеевой. 528 с. (Серия «Полярная звезда»).

Беккер В.И. Восхождение зимою на гору Хамар-Дабан // Сын Отечества. 1847. № 3. С. 1-6.

Бойко В.П., Есипова В.А., Ситникова Е.В. Из наследия сибирского чиновника А.М. Горохова: записки «Залог, или Нравственное зеркало». Томск: Изд-во том. гос. архит.-строит. ун-та, 2019. 172 с. + 36 с. илл.

Дмитриенко Н.М. Томские купцы: биографический словарь (вторая половина XVIII -начало XX в.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014. 336 с.

Дмитриенко Н.М., Зуева АС., Ноздрин Г.А. и др. Гороховы - томские и новониколаевские купцы // Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции Сибири: в 2 т. Новосибирск, 2012. Т. 1. С. 170-171.

ЗуевА.С. Горохов Философ Александрович // Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции Сибири: в 2 т. Новосибирск, 2012. Т. 1. С. 170.

Зуева Е.А Гороховы - иркутские купцы // Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции Сибири: в 2 т. Новосибирск, 2012. Т. 1. С. 170.

Калашников И.Т. Записки иркутского жителя // Записки иркутских жителей. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1990. С. 256-396.

Калашников Т.П. Жизнь незнаменитого Тимофея Петровича Калашникова, простым слогом описанная с 1762 по 1764 год // Русский архив. 1904. Кн. 2, вып. 10. С. 145-183.

Ковалевский О.М. Поездка из Иркутска в Ургу // Казанский вестник. 1829. Ч. 26, кн. 5/6. С. 4-34.

Кунгуров Г.Ф. Сибирь и литература. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1965. 204 с.

Матханова Н.П. Записки А.К. Кузьмина: неопубликованные фрагменты // Памятники отечественной книжности: новые тексты, новые интерпретации. Новосибирск, 2007. С. 251-275.

Матханова Н.П., Комлева Е.В. Купец Ф.И. Шемелин и его «Журнал» // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 52. C. 121-131.

Пейзен Г.Г. Путевые записки // Приложения к экономическому указателю. СПб., 1858. Т. 1, кн. 2. С. 9-29.

Поучение Владимира Мономаха / подгот. Текста О.В. Творогова, перевод и коммент. Д.С. Лихачева // Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 1997. Т. 1: XI-XII века. С. 456-475.

Резун Д.Я. Горохов Семен // Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции Сибири: в 2 т. Новосибирск, 2012. Т. 1. С. 169.

Старцев АВ. Гороховы - бийские купцы // Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции Сибири: в 2 т. Новосибирск, 2012. Т. 1. С. 170.

Щукин Н.С. Очерки Сибири // Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений. 1847. Т. 69. № 273. С. 56-79.

Щукин Н.С. Поездка в Якутск // Записки иркутских жителей. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1990. С. 142-254.

References

Batenkov, G.S. (1989). Sochineniya i pisma [Writings and Letters]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izd-vo, vol. 1, 528 p.

Bekker, V.I. (1847). Voskhozhdenie zimoyu na goru Hamar-Daban [Winter Ascent of the Mount Hamar-Daban]. In Syn Otechestva. No. 3, pp. 1-6.

Boyko, V.P., Esipova, V.A., Sitnikova E.V. (2019). Iz naslediya sibirskogo chinovnika AM. Gorokhova: zapiski "Zalog, ili Nravstvennoe zerkalo" [From the Heritage of the Siberian Official A.M. Gorokhov: Notes "Pledge or Moral Mirror"]. Tomsk, Izd-vo Tom. gos. arhit.-stroit. un-ta, 172 p. + 36 p. pictures.

Dmitrienko, N.M. (2014). Tomskie kuptsy: biograficheskiy slovar' (vtoraya polovina XVIII -nachalo XX v.) [Tomsk Merchants: Biographical Dictionary (the Second Half of the 18th - Early 20th Century)]. Tomsk, Izd-vo Tom. un-ta, 336 p.

Dmitrienko, N.M., Zueva, A.S., Nozdrin, G.A. et al. (2012). Gorokhovy - tomskie i novonikolaevskie kuptsy [The Gorokhovs - Tomsk and Novonikolayevsk Merchants]. In Entsiklopedicheskiy slovar po istorii kupechestva i kommertsii Sibiri: in 2 vol. Novosibirsk, vol. 1, pp. 170-171.

Kalashnikov, I.T. (1990). Zapiski irkutskogo zhitelya [Notes of an Irkutsk Resident]. In Zapiski irkutskikh zhiteley. Irkutsk, Vost.-Sib. kn. izd-vo, pp. 256-396.

Kalashnikov, T.P. (1904). Zhizn neznamenitogo Timofeya Petrovicha Kalashnikova, prostym slogom opisannaya s 1762 po 1764 god [Life of the Unknown Timofey Petrovich Kalashnikov, Described in Simple Words from 1762 to 1764]. In Russkiy arkhiv, b. 2, iss. 10, pp. 145-183.

Kovalevskiy, O.M. (1829). Poezdka iz Irkutska v Urgu [Trip from Irkutsk to Urga]. In Kazanskiy vestnik, p. 26, b. 5/6, pp. 4-34.

Kungurov, G.F. (1965). Sibir i literature [Siberia and Literature]. Irkutsk, Vost.-Sib. kn. izd-vo, 204 p.

Matkhanova, N.P. (2007). Zapiski A.K. Kuzmina: neopublikovannye fragmenty [Notes of A.K. Kuzmin: Unpublished Fragments]. In Pamyatniki otechestvennoy knizhnosti: novye teksty, novye interpretatsii. Novosibirsk, pp. 251-275.

Matkhanova, N.P., Komleva, E.V. (2018). Kupets F.I. Shemelin i ego "Zhurnal" [Merchant Fedor Shemelin and His "Journal"]. In Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Istoriya, No. 52, pp. 121-131.

Peyzen, G.G. (1858). Putevye zapiski [Travel notes]. In Prilozheniya k ekonomicheskomu ukazatelyu. Saint-Petersburg., vol. 1, b. 2, pp. 9-29.

Pouchenie Vladimira Monomakha [The Testament of Vladimir Monomakh], ed. O.V. Tvorogov, D.S. Lihachev (1997). In Biblioteka literatury Drevney Rusi. SPb., Nauka, vol. 1, pp. 456-475.

Rezun, D.Ya. (2012). Gorokhov Semen [Gorokhov Semen]. In Entsiklopedicheskiy slovar po istorii kupechestva i kommertsii Sibiri: in 2 vol. Novosibirsk, vol. 1, p. 169.

Shchukin, N.S. (1847). Ocherki Sibiri [Essays on Siberia]. In Zhurnal dlya chteniya vospitannikov voenno-uchebnyh zavedeniy. Vol. 69, No. 273. pp. 56-79.

Shchukin, N.S. (1990). Poezdka v Yakutsk [Trip to Yakutsk]. In Zapiski irkutskikh zhiteley. Irkutsk, Vost.-Sib. kn. izd-vo, pp. 142-254.

Startsev, A.V. (2012). Gorokhovy - biyskie kuptsy [The Gorokhovs - Biysk Merchants]. In Enciklopedicheskiy slovar' po istorii kupechestva i kommertsii Sibiri: v 2 t. Novosibirsk, vol. 1, p. 170.

Zuev, A.S. (2012). Gorokhov Filosof Aleksandrovich [Gorokhov Filosof Aleksandrovich]. In Entsiklopedicheskiy slovar po istorii kupechestva i kommertsii Sibiri: in 2 vol. Novosibirsk, vol. 1, p. 170.

Zueva, E.A. (2012). Gorokhovy - irkutskie kuptsy [The Gorokhovs - Irkutsk Merchants]. In Entsiklopedicheskiy slovar po istorii kupechestva i kommertsii Sibiri: in 2 vol. Novosibirsk, vol. 1, p. 170.

Статья поступила в редакцию 03.02.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.