Научная статья на тему 'Правосубъектность «Электронное лицо»: в чем суть?'

Правосубъектность «Электронное лицо»: в чем суть? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6128
523
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
гражданское право / правосубъектность / искусственный интеллект / электрон­ ное лицо / правосубъектность юнита искусственного интеллекта. / civil law / legal personality / artificial intelligence / e-person / personality artificial intelligence unit.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валентина Николаевна Синельникова

Настоящий материал представляет собой рецензию на научную монографию П.М. Морхата «Правосубъектность юнитов искусственного интеллекта. Гражданско-правовое исследова­ ние» (ТУГ.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 113 с.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-face personality: what? Review of the scientific monograph P.M. Morhat «Personality artificial intelligence units. Civil-legal research»

This material is a review of the scientific monograph P.M. Morhata «Personality artificial intelligence units. Civil-legal research».

Текст научной работы на тему «Правосубъектность «Электронное лицо»: в чем суть?»

Критика и библиография

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10086

ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ «ЭЛЕКТРОННОЕ ЛИЦО»:

В ЧЕМ СУТЬ?

Рецензия на научную монографию П.М. Морхата «Правосубъектность юнитов искусственного интеллекта. Гражданско-правовое исследование» (М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 113 с.)

Валентина Николаевна СИНЕЛЬНИКОВА, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член Научно-консультативного совета

при Верховном Суде Российской Федерации, E-mail: valents1@rambler.ru

Аннотация. Настоящий материал представляет собой рецензию на научную монографию П.М. Морхата «Правосубъектность юнитов искусственного интеллекта. Гражданско-правовое исследование» (М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 113 с.)

Ключевые слова: гражданское право, правосубъектность, искусственный интеллект, электронное лицо, правосубъектность юнита искусственного интеллекта.

Annotation. This material is a review of the scientific monograph P.M. Morhata «Personality artificial intelligence units. Civil-legal research».

Keywords: civil law, legal personality, artificial intelligence, e-person, personality artificial intelligence unit.

Издательство «ЮНИТИ-ДАНА» в линейке выпускаемой серьезной научной юридической литературы издало новую научную монографию кандидата юридических наук Морхата Петра Мечиславовича1.

На 2017 год в России и за рубежом пришелся пик научного интереса в отношении темы правосубъектности роботов (и других систем), оснащенных искусственным интеллектом. Когда все вокруг столько говорят об искусственном интеллекте, самое время разобраться в том, что же это такое и как это выглядит с точки зрения юристов.

По этому тематическому горизонту в России вышло некоторое количество статей. И пока отдельные авторы (а их и по сей день не много в

России) посвящали от одной до трех своих статей общим подходам к тому даже не как решать этот вопрос, а как его хотя бы понять, П.М. Мор-хат выпустил достойную авторскую монографию по данной теме, вызвав тем самым к ней дополнительный интерес.

Сегодня отечественное (да и зарубежное, как показывает в своей работе П.М. Морхат) законодательство явно не готово к столь активному внедрению технологий и систем искусственного интеллекта в жизнь человека, в экономику, в юридическую практику. А что касается правосубъектности систем с искусственным интеллектом, то в России только-только начинается эта дискуссия в научной литературе, в рам-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

ках которой лишь обсуждается вопрос об их актуальности.

Именно поэтому монография П.М. Морха-та привлекла внимание специалистов, интересующихся темой правового положения искусственного интеллекта, поскольку перед нами одна из самых полных, наиболее хорошо написанных и ценных книг, доступных для специалистов-правоведов в сфере искусственного интеллекта на европейских языках (в России сегодня вообще отсутствуют монографии по этой теме иных авторов-правоведов). Перед нами ясно и доступно написанный, хотя и краткий, но емкий «ма-нуал» по теме возможных подходов к правосубъектности систем искусственного интеллекта, полезный не только для юристов, но и всех интересующихся.

Не секрет, что Российская Федерация нуждается в эффективном правовом регулировании (хотелось бы, чтобы так и было), отвечающем мировым стандартам, в конкретных областях общественных отношениях. Какого-то иностранного или международного эталона регулирования в рассматриваемой сфере искусственного интеллекта не существует, и Россия может выступить первопроходцем, задающим положительный тренд.

Однако для начала вопросы нормативного правового регулирования разработки, производства, программирования, оборота, применения (задействования), функционирования, самообучения и саморазвития, прекращения жизнедеятельности (разрушения) и утилизации юнитов искусственного интеллекта, правового положения и правосубъектности юнитов искусственного интеллекта, особенности их онтологии (бы-тийствования) как субъектов, основания, содержания, механизмов воплощения и правовых перспектив концепта правосубъектности так называемого «электронного лица» («виртуального лица» и т.д.) должны быть серьезно проработаны на доктринальном уровне.

Изданная весной 2018 г. научная монография П.М. Морхата дополняет серию научных моно-графий2 и многочисленных статей этого автора, посвященных названному тематическому горизонту. И эту новую книгу обоснованно рассматривать как продолжение и углубление его исследований, которые уже вызвали довольно мощный резонанс среди экспертов.

Тему и содержание рецензируемой монографии по охвату проблем и глубине их теоретического анализа на фоне имеющихся в отечественной юридической системе публикаций следует

признать инновационными. Как один из российских авторов, писавших по теме правовых аспектов создания, функционирования и использования искусственного интеллекта, с полной уверенностью могу констатировать: П.М. Морхат сделал гигантский шаг, подняв российскую юридическую науку на качественно новый уровень.

Монография П.М. Морхата посвящена правовым и фактическим возможностям признания правосубъектности юнитов искусственного интеллекта, их достоинствам и недостаткам, а также пределам применения таких концептов, последствиям их введения в гражданский оборот.

Уважаемый автор, в числе прочих вопросов, рассматривает проблемы юридической ответственности юнитов искусственного интеллекта, а также дает общую характеристику исследуемой проблемы, объясняет модель инструмента реального актора и модель прямой ответственности непосредственно юнита искусственного интеллекта за его действия (или бездействие), останавливается на проблеме определения ответственности третьих лиц за совершение юнитами искусственного интеллекта причиняющих вред действий, уделяет внимание основным существующим правовым подходам в обозначенной области.

Особый интерес вызывает вторая глава, посвященная распространению модифицированных прав человека на юниты искусственного интеллекта.

Вместе с тем особо ценное с научной точки зрения содержание приходится на третью главу, раскрывающую и объясняющую концепт правосубъектности «электронного лица». Здесь представлено общее описание теоретической и практической проблемы; исследуются детерминанты необходимости, обоснованности и целесообразности регулирования правового положения юни-тов искусственного интеллекта; дан анализ существующих концептуальных подходов к наделению юнита искусственного интеллекта правосубъектностью, а также сформулированы подходы к определению концепта «электронного лица» как правосубъектности юнита искусственного интеллекта, коррелируемой (соотносимой, сопоставимой) с правосубъектностью человека; разработан концепт коллективного субъекта права применительно к электронному лицу; предложен концепт специальной ограниченной правосубъектности электронных лиц в сфере агентских отношений.

Отдельный сегмент исследования посвящен возможным негативным последствиям наделения юнитов искусственного интеллекта определенной правосубъектностью. Доктринально из-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

ложенная позиция автора хорошо объясняет сложную для восприятия тему, позволяет отделить пустое от содержательно ценного в ведущейся сегодня полноценной информационной кампании по пропаганде цифровой экономики.

Монография П.М. Морхата приветствует нас в новой реальности «цифровой экономики» и искусственного интеллекта, разъясняя нам, как использовать предлагаемые ими возможности.

Знакомство с обозначенной выше монографией создает самое положительное к ней отношение. Такая оценка обусловлена, во-первых, новаторством темы (хотя некоторые отдельные статьи других авторов, в том числе автора настоящей рецензии, и появлялись, но это было достаточно фрагментарно), во-вторых, фундаментальностью исследовательского подхода, свидетельствующего, что П.М. Морхат избегает оставаться лишь наблюдателем, только описывающим обозреваемые феномены, процессы и отношения, но старается по всем значимым моментам формулировать свои собственные научные выводы или выстраивать авторские научные концепции, позволяющие теоретически объяснять имеющиеся сегодня или могущие возникнуть в будущем проблемы.

Содержание монографии подтверждает, что проделана большая работа по «связыванию» теории и практики. Отчетливо просматривается профессиональная ориентация автора и в вопросах, смежных правовым аспектам, в частности I яркое концептуальное понимание современных информационных и компьютерных технологий, глубокое исследование меры должного, меры допустимого, меры возможного в регулировании отношений, возникающих или могущих возникнуть по поводу их использования.

Впечатляет объем охваченных зарубежных научных источников. Сравнивая данную монографию с предшествующими публикациями, можно сказать, что это визитная карточка П.М. Морхата. Несомненно, такие труды формируют новый стандарт научных исследований в сфере инновационных технологий.

В то же время исследуемое издание не свободно от недостатков, которые сопровождают любой новаторский труд. К их числу можно отнести следующие.

Во-первых, П.М. Морхат, предлагая научную концепцию изменяющейся (в зависимости от функционала системы с искусственным интеллектом) правосубъектности, не дает столь ожидаемых здесь градаций такой правосубъектности (с. 111).

Во-вторых, существенным недостатком, как нам представляется, является излишняя громоз-

дкость авторского определения понятия искусственного интеллекта (с. 5I6). Конечно, такую формулировку можно объяснить новизной, отсутствием необходимой теоретической платформы и законодательной базы, тем не менее, явно просматривается необходимость его «упрощения».

В-третъих, авторское определение концепта электронного лица через понятие «образ» (с. 111) нуждается в уточнении: речь идет о формализованном образе.

И, наконец, в-четвертых, недостает данной работе хотя бы небольшого вводного раздела о том, что есть «образ» в праве (это помогло бы лучше понять авторские идеи о правосубъектности электронных лиц).

Впрочем, данные замечания не снижают высокой оценки исследуемой монографии П.М. Морхата, создающей комплексную картину предмета исследования.

Выводы.

Работа получилась достойная, глубокая и содержательная. Ее основательность, уникальность раскрытой в ней темы предопределяют несомненный текущий и будущий высокий читательский интерес.

Представленный научный материал обладает новизной, а выводы автора следует признать оригинальными и заслуживающими внимания теоретиков и практиков отечественной и зарубежной цивилистики, которые будут для последующих исследователей искусственного интеллекта в правовом пространстве отличной теоретической платформой для научной дискуссии.

Не сомневаюсь, что этот труд займет достойное место в российской правовой науке, а его автор I Морхат Петр Мечиславович, используя эту и другие свои научные монографии, способен написать и защитить достойную докторскую диссертацию.

1 Морхат П.М. Правосубъектность юнитов искусственного интеллекта. Гражданско-правовое исследование. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 113 с.

2 См.: Морхат П.М. Искусственный интеллект: правовой взгляд / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. М.: Буки Веди, 2017. 257 с.; Морхат П.М. Право интеллектуальной собственности и искусственный интеллект. М., 2018;

Морхат П.М. Искусственный интеллект. Право. Технологии. Экономика. Управление: Библиограф. указатель. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 131 с.;

Морхат П.М. Учебная программа дисциплины «Искусственный интеллект и право» направления подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 123 с.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.