Научная статья на тему 'Правоспособность организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью'

Правоспособность организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
281
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правоспособность организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью»

Правоспособность организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью

В. А. Павлов

Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, она же — Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее — «ФСК ЕЭС»), была зарегистрирована 25 июня 2002 г. как стопроцентное дочернее предприятие РАО «ЕЭС России». Первое нормативное упоминание о ФСК ЕЭС содержится в постановлении Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» (далее — постановление № 526), которым были утверждены основные направления реформирования электроэнергетики РФ.

После принятия Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Федерального закона от 26 марта 2003 г. № Зб-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее — Вводный закон) ФСК ЕЭС получила второе нормативное название — «Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью».

В соответствии с нормативно-правовыми актами указанные ниже наименования этой организации имеют равную силу и тождествен-

Павлов Василий Александрович — аспирант ИЗиСП.

ны между собой, так как имеют в виду одно и то же юридическое лицо:

1. Федеральная сетевая компания;

2. Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»;

3. ОАО «ФСК ЕЭС»;

4. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

ФСК ЕЭС является особенной, по сравнению с обычными юридическими лицами, организацией, обладающей на праве собственности имущественными комплексами, расположенными фактически во всех субъектах Российской Федерации.

В то же время ФСК ЕЭС придан законом особый правовой статус — статус организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Подобного статуса нет больше ни у одной организации в России.

ФСК ЕЭС зарегистрирована в городе Тосно Ленинградской области, где и находится ее юридический адрес.

Все имущество ФСК ЕЭС, в каком бы географическом районе страны оно ни находилось, состоит на балансе ОАО по месту нахождения ФСК ЕЭС (то есть по месту регистрации — в г. Тосно). ФСК ЕЭС — инициатор судебного прецедента, связанного с постановкой на учет недвижимого имущества в налоговых органах по месту нахождения такого имущества (см. постановление Федерального Арбитражного суда Се-

веро-Западного округа по делу № А56-26347/03 от 13 апреля 2004 г.).

Однако местонахождение органов управления Компанией отличается от юридического адреса (адреса государственной регистрации, адреса местонахождения ОАО). Органы управления ФСК ЕЭС расположены в г. Москве, и это отражено в ее Уставе (так называемый почтовый адрес).

Нельзя назвать указанную выше ситуацию с различными адресами законной, поскольку, во-первых, это противоречит п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ, где говорится, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, причем государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа; во-вторых, это создает ряд объективных трудностей в хозяйственной деятельности Компании.

Для устранения этого противоречия целесообразно соединить юридический адрес и адрес местонахождения органов управления ФСК ЕЭС в одном месте.

Отличительной особенностью Компании является уникальность ее видов деятельности.

Статьей 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. То или иное юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

В Уставе ФСК ЕЭС предусмотрено, что эта организация вправе осуществлять следующие виды деятельности:

— оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии;

— оказание услуг по присоединению к электрическим сетям;

— оказание услуг связи;

— оказание услуг по сбору, передаче и обработке технологической информации, включая данные измерений и учета;

— диагностика, эксплуатация, ремонт электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства и технологическое управление ими;

— диагностика, эксплуатация, ремонт сетей технологической связи, средств измерений и учета, оборудования релейной защиты и противоаварийной автоматики и иного оборудования, связанного с функционированием электросетевого хозяйства, а также оборудования, предназначенного для управления ЕЭС России;

— разработка долгосрочных прогнозов, перспективных и текущих планов развития электросетевого комплекса, целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ;

— развитие электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, включая проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, монтаж и наладку;

— развитие сетей технологической связи, средств измерений и учета, оборудования релейной защиты и противоаварийной автоматики и иного технологического оборудования, связанного с функционированием электросетевого хозяйства, а также оборудования, предназначенного для управления ЕЭС России, включая проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, монтаж и наладку;

— оказание услуг по передаче и распределению тепловой энер-

гии по тепловым сетям, находящимся в собственности Общества и используемым для собственных технологических целей;

— эксплуатация взрывоопасных, химически и пожароопасных производственных объектов, связанных с функционированием электросетевого хозяйства;

— деятельность по предупреждению и тушению пожаров, монтаж, ремонт и обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, связанных с функционированием электросетевого хозяйства;

— осуществление технологического контроля, проведение экспертизы промышленной безопасности и охраны труда на объектах электросетевого хозяйства;

— хранение нефтепродуктов, используемых для технологических целей;

— осуществление внешнеэкономической деятельности, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными фирмами в целях обеспечения предусмотренных Уставом видов деятельности Общества;

— образовательная деятельность в целях подготовки, переподготовки и обучения персонала, включая проверку знаний персоналом норм и правил по устройству электроустановок и технической эксплуатации, по охране труда, по пожарной безопасности и по другим действующим нормативным документам;

— перевозка грузов и пассажиров автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом в технологических целях;

— эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта и грузоподъемных механизмов, используемых в технологических целях;

— охранная и сыскная деятельность исключительно в интересах собственной безопасности в рамках

создаваемой Обществом Службы безопасности, которая в своей деятельности руководствуется Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и действующим законодательством РФ;

— организация и проведение мероприятий по вопросам мобилизационной подготовки, гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и защиты сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством;

— осуществление иных, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации видов деятельности, связанных с достижением предусмотренных Уставом целей.

Возникает вопрос: а вправе ли ФСК ЕЭС заниматься другими видами деятельности, которые прямо не прописаны в Уставе? Нет ли у ФСК ЕЭС таких же ограничений по занятию определенными видами деятельности, не обозначенными в учредительных документах, как, например, у государственных (и муниципальных) унитарных предприятий? Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание на следующее. Слово «унитарное» происходит от латинского слова «ип^аэ» и перево-; дится как «единство». Это означа-' ет единое, неделимое целое. А ФСК ЕЭС по своей организационно-правовой форме является открытым акционерным обществом, то есть его имущество разделено на части — акции и по своей правовой природе имущество ФСК ЕЭС является делимым. И хотя доля уча-; стия государства в его уставном капитале не менее 52 процентов, но это не делает его государственным унитарным предприятием и ФСК ЕЭС никоим образом не подпадает под ограничения, налагаемые ст. 49 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, ФСК ЕЭС вправе наравне с обычными юридиче-

скими лицами заниматься иными видами деятельности, в том числе и не нашедшими отражения в его Уставе.

И все же существуют такие виды деятельности, которыми может заниматься исключительно ФСК ЕЭС, и такие виды деятельности, которыми ФСК ЕЭС запрещено заниматься на основании закона.

Передача электроэнергии — главная и основная задача такой организации, как ФСК ЕЭС.

Проблема правового регулирования передачи электрической энергии своими корнями уходит далеко в прошлое, но до сегодняшнего дня среди цивилистов не утихают споры о том, к какой разновидности договоров следует относить договор по передаче электроэнергии. М. М. Агарков считал, что «договор, согласно которому электрическая станция обязуется снабдить потребителя электрической энергией, надлежит считать договором подряда»1.

С. М. Корнеев впервые поставил вопрос о самостоятельности договора энергоснабжения и пришел к выводу о том, что предметом рассматриваемого договора является электрическая энергия как ценность, экономическое благо2.

Б. М. Сейнароев отмечал, что «поскольку линии электропередачи, по которым подается энергия, находятся в ведении организации — горэлектросети или аналогичных организаций, то ОАО Энерго заключает с ними возмездный договор на передачу энергии потребителю, а не договор купли-продажи энергии. Заключение договора купли-

1 Агарков М. М. Подряд (текст и комментарий к статьям 220—235 ГК РФ). М., 1924. С. 13—14.

2 См.: Корнеев С. М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. М., 1956. С. 29; Юридическая природа договора энергоснабжения // Закон. 1995. № 7.

продажи энергии с организацией, транспортирующей (передающей) энергию, сравнимо с договором купли-продажи, по которому перевозчик — железная дорога скупала бы перевозимые ею товары от завода-изготовителя в Москве с тем, чтобы, доставив в Хабаровск, продать их там грузополу-чателю»3.

В. В. Витрянский, комментируя содержащиеся в ГК РФ (§ 6 главы 30) правила о договоре энергоснабжения, вводит новое понятие — договор снабжения электрической энергией:

«Несмотря на свое название, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии по своей правовой природе не может быть квалифицирован в качестве договора купли-продажи или договора поставки (в том виде, как они определены в Гражданском кодексе РФ), объектом которых, как известно, признаются вещи (ст. 455 ГК РФ). Напротив, предмет данного договора (передача энергии), а также его субъектный состав (энергоснабжающая организация и потребитель электроэнергии) свидетельствуют о том, что перед нами договор снабжения электрической энергией, все отличие которого от договора энергоснабжения, предусмотренного Кодексом, сводится к отсутствию непосредственного присоединения энергопринимающего устройства потребителя к сетям контрагента — энергосбытовой организации при сохранении общего принципа подачи электроэнергии на энергопри-нимающее устройство потребителя через присоединенную сеть, пусть; и принадлежащую иной (сетевой) организации»4.

3 Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник ВАС РФ. 2000. № 6, 7.

4 Витрянский В. В. Договор энергоснабжения и структура договорных связей по реализации и приобретению электроэнергии // Хозяйство и право. 2005. № 3.

Как бы то ни было, в настоящее время ФСК ЕЭС разрабатывает и готовит к заключению с контрагентами проекты договоров под рабочим названием «Договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети».

В то же время особенностью создания такого юридического лица, как ФСК ЕЭС, является осуществление прав, изъятых из объема полномочий собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства (п. 1 ст. 8 Закона РФ «Об электроэнергетике»).

Пункт 2 ст. 7 Закона РФ «Об электроэнергетике» устанавливает, что в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (далее — ЕНЭС), ограничиваются в осуществлении своих прав в части:

права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и определения условий этих договоров;

использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с ФСК ЕЭС.

Какие именно объекты электросетевого хозяйства входят в ЕНЭС и их собственники ограничиваются в своих правах по отношению к своему имуществу, а какие нет? Ответ на этот вопрос можно найти в «Критериях отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) элект-

рическои сети», утвержденных постановлением Правительства РоссиИскоИ Федерации от 21 декабря 2001 г. № 881.

К ЕНЭС постановление № 881 относит:

1) линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектныИ номинальный класс напряжения которых составляет 330 киловольт и выше;

2) линии электропередачи, про-ектныИ номинальныИ класс напряжения которых составляет 220 киловольт:

обеспечивающие выдачу в сеть энергетической мощности электрических станциИ субъектов федерального (общероссиИского) оптового рынка электрическоИ энергии (мощности) — поставщиков электрическоИ энергии (мощности) на указанныИ рынок;

обеспечивающие соединение и параллельную работу энергетических систем различных субъектов РоссиИскоИ Федерации;

обеспечивающие выдачу энерге-тическоИ мощности в узлы элект-рическоИ нагрузки с присоединен-ноИ трансформаторноИ мощностью не менее 125 мегавольт — ампер;

непосредственно обеспечивающие соединение перечисленных линиИ электропередачи, включая линии электропередачи и иное оборудование, указанные в приложении № 2 к Указу Президента РоссиИскоИ Федерации от 15 августа 1992 г. № 923;

3) линии электропередачи, пересекающие государственную границу РоссиИскоИ Федерации;

4) трансформаторные и иные подстанции, соединенные с линиями электропередачи, перечисленными в подп. 1—3, а также технологическое оборудование, расположенное на них, за исключением распределительных устроИств электрических станциИ — субъектов федерального (общероссиИ-ского) оптового рынка электри-ческоИ энергии (мощности), входя-

щих в имущественный комплекс указанных станций;

5) комплекс оборудования и производственно-технологических объектов, предназначенных для технического обслуживания и эксплуатации указанных объектов электросетевого хозяйства;

6) системы и средства управления указанными объектами электросетевого хозяйства.

В целях регламентации вопросов о принадлежности либо непринадлежности того или иного имущества к ЕНЭС постановлением Правительства РФ от 28 октября 2003 г. № 648 было утверждено Положение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Таким образом, у собственников и (или) владельцев имущества, относящегося к ЕНЭС, существуют ограничения прав по использованию этого имущества, а изъятые у них по закону права передаются одной организации — ФСК ЕЭС.

Но в то же время правоспособность ФСК ЕЭС не безгранична. Пункт 4 ст. 8 Закона РФ «Об электроэнергетике» устанавливает прямой запрет для ФСК ЕЭС и ее аффилированных лиц на занятие таким видом деятельности, как купля-продажа электрической энергии.

Однако Закон сразу делает оговорку — за исключением покупки электрической энергии, осуществляемой в целях компенсации потерь в электрических сетях в соответствии с нормативами таких потерь, определяемыми уполно-

моченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении размера платы за соответствующие услуги по передаче электрической энергии, и технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.

Таким образом, ФСК ЕЭС запрещается продавать и покупать электроэнергию, кроме случаев компенсации собственных потерь электроэнергии, возникающих при ее передаче, а равно для удовлетворения потребностей в электроэнергии для своих собственных (хозяйственных) нужд.

С 1 июля 2003 г. вступило в силу постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (ныне преобразована в Федеральную службу по тарифам Российской Федерации) о включении ОАО «ФСК ЕЭС» в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.

Таким образом, анализируя нор- § мативно-правовые и иные подза- ^ конные акты, регулирующие де-1 ятельность ФСК ЕЭС, можно сде- я

со

лать вывод о том, что комплекс имеющихся у ФСК ЕЭС особых о прав и особых, оговоренных зако- £ ном обязанностей (в том числе | запретов), создает для ФСК ЕЭС ^ статус юридического лица, наде- ^ ленного специальной правоспо-® собностью, в отличие от других ^ юридических лиц с общей правоспособностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.