Научная статья на тему 'Правосознание как элемент правовой культуры школьников'

Правосознание как элемент правовой культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3102
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гавриш Е. М.

Рассматриваются основные компоненты и факторы формирования правосознания школьников. Категория «правосознание школьников» представляется как одна из основных составляющих правовой культуры учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правосознание как элемент правовой культуры школьников»

УДК 37.0 35 ББК Ч420.052.6

ГСНТИ 14.25.01

Код ВАК 13.00.01

Е. М. Гавриш

Москва

ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: правовая культура; правосознание школьников; правовая компетентность школьников; правовое воспитание школьников; правовое просвещение школьников.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются основные компоненты и факторы формирования правосознания школьников. Категория «правосознание школьников» представляется как одна из основных составляющих правовой культуры учащихся.

Е. М. Ga'vrish

Moscow

FEELING FOR LAW AND ORDER AS AN ELEMENT OF LEGAL CULTURE OF A SCHOOLCHILD

feeling for law and order; legal competence of schoolchildren; legal upbringing at school;

KEY WORDS: legal culture : legal education at school.

ABSTRACT. The author of the article analyses general problems of the structure and the contents of the concept “legal culture of a schoolchild”. The author represents variants of practical application of methods of work on formation of legal culture of the pupil. As an element of legal culture the phenomenon of feeling for law and order is regarded. The author analyses the peculiarities of feeling for law and order development and development of legal culture in the school environment.

Анализ понятия «правовая культура» позволяет рассматривать его как способность человека в рамках нормативных требований общества самостоятельно найти свое место в жизни на основании осознания собственных целей, средств их достижения и ответственности за принятое решение и за последствия его реализации [5. С. 55]. В структуре данного понятия выделяется система взглядов и убеждений, нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества и исполнение правовых норм [3. С. 71]. Правовая культура школьника включает и правовые знания, умения, навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека.

Круг субъектов правовой культуры достаточно обширен. Необходимо различать правовую культуру всего населения, больших и малых социальных групп, отдельных индивидов. На основании тех или иных социальных ролей, присущих личности, правовая культура предстает как правовая культура покупателей, пассажиров, руководителей и т. д.

Правовая культура школьника, являясь сложным интегративным понятием, по нашему мнению, включает в себя не только идентификацию уровня собственного правосознания и правопсихологическую направленность личности, но и усвоение основ правовой ювенологии, девиантологии, виктимоло-гии, интериоризацию норм права, а также реализацию паттернов правомерного поведения.

В отличие от приводившихся в литературе определений правовой культуры, с учетом специфики правосубъектности правовая культура несовершеннолетних определяется нами как разновидность культуры общества, представляющая собой меру освоения и практического использования ими правовых ценностей, воспринимаемых в порядке преемственности путем правого обучения и воспитания.

Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему. Правосознание есть важнейшая форма духовного освоения мира. Как интегральный феномен, играющий роль важнейшего источника правотворчества и зна-

чимого фактора правоприменения, оно отвечает за возможности соизмерять правовую действительность с назревшими общественными потребностями. В этом заключается практическая сторона содержания правосознания.

Правосознание школьников, являясь одной из форм общественного сознания и составным элементом правовой культуры, представляет собой совокупность взглядов, убеждений, настроений, эмоций, понимания ее роли в развитии общества. Многолетний опыт практической деятельности в школе позволяет нам заключить, что правосознание учащихся необходимо целенаправленно формировать.

Формирование правосознания школьников представляет собой детерминированное воздействие объективных факторов, а также целенаправленной правовоспитательной деятельности, в процессе которой происходит усвоение несовершеннолетними правовых ценностей, знаний, умений, норм поведения в сфере права [4. С. 12]. Важной целью формирования правосознания мы называем и достижение правовой компетентности несовершеннолетних как способности и возможности в соответствии с имеющимся уровнем правовой образованности использовать полученные правовые знания в жизни для самостоятельного решения правовых проблем.

Поэтому уже в начальной школе необходимо организовывать целенаправленное систематическое постепенное «погружение» учащихся в правовые нормы и предоставлять возможности их практического применения. Сегодняшние подростки имеют представления об основных законах, положениях, нормах поведения, но современная действительность показывает, что на практике эти представления не совсем однозначны. Так, от школьников часто можно услышать: «Это мое право», «Вы нарушаете мои права!» или «Какое вы имеете право?», что в некоторой степени отражает уровень владения правовыми знаниями. Но о правах тех, кто находится рядом с ними — одноклассников, педагогов, родителей и др., школьники по-прежнему задумываются не всегда. Невыполнение собственных обязанностей

© Гавриш Е. М., 2012

школьниками — субъектами образовательного процесса — сегодня также остается актуальной проблемой.

Элементами системы, формирующей правовое сознание и поведение личности, являются социальная среда, личность с ее индивидуальными качествами и особенностями, определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую общество или социальная группа стремится передать своим членам. Все это формирует преимущественно позитивное правосознание. Однако отдельные элементы социальной среды могут способствовать при определенных условиях формированию и антиобщественного правового сознания [1. С. 18]. При этом длительность периода становления правосознания определяется многочисленными факторами как общесоциального порядка, так и той микросреды, которая непосредственно окружает школьника, преломляясь через конкретные условия жизни и психологические особенности учащихся [2. С. 39].

Образовательная среда школы не может решить всех проблем становления правосознания учащихся, поскольку полноценными участниками этого важного процесса выступают государство, общество, социальная микросреда и т. д. Влияние индивидуальной совокупности субъектов не всегда в лучшую сторону корректирует правосознание школьников.

Таким образом, определяющим для формирования и становления правосознания школьников мы называем взаимосвязь учащихся с социальной средой. Она осуществляется в образовательно-правовой среде как совокупности условий (позитивных, негативных) и образовательных отношений, предполагающих правовое опосредование. Мы на практике убедились, что в жизни школьников эта взаимосвязь часто носит негативный характер и потому требует максимального внимания социального педагога и учителей-предметников, постоянного контроля со стороны всего педагогического коллектива.

При целенаправленном формировании индивидуального правосознания школьника большое значение имеет правовое воспитание. Оно одновременно является важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения несовершеннолетних. Правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки правомерного поведения.

Цель правового воспитания несовершеннолетних заключается именно в формировании их правосознания, в обеспечении на этой основе сознательного и активного правомерного поведения. Достижение этой цели осуществляется путем: а) усвоения школьниками определенной суммы знаний о правовых нормах; б) организованного правового просвещения во внеклассной и внешкольной работе; в) активного участия в правоохранительной деятельности в школе и по месту жительства; г) повышения правовой культуры педагогов и родителей.

Исследователями (В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, Е. В. Змановская) выделяются следующие требования к организации правового воспитания школьников:

- наличие системного и дифференцированного подхода к учащимся;

- стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;

- активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;

- связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

- обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

- учет психологических особенностей школьников.

Основой правового воспитания учащихся, в свою очередь, должно стать правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию школьниками общественных явлений, способствуют развитию их социальной активности, дают возможность ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты, личных прав и интересов.

Правовое просвещение школьников способствует образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование понятийного аппарата — одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только так можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность адекватно и объективно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.

Содержание правового просвещения несовершеннолетних должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на основе их содержания следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов, положений. Кроме того, существует ряд подзаконных актов (устав школы, правила для учащихся, правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, правила дорожного движения, правила купания и поведения у водоемов, правила техники безопасности во время работы, правила обращения со взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами и пр.), знакомство с которыми для школьников обязательно.

Основными формами правового просвещения учащихся могут быть: лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются фактами правовой действительности; беседы на правовые темы; использование кино, телевидения; проведение тематических вечеров, диспутов, предметом которых может быть та или иная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, позволяющих не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журналь-

ных статей, специальная литература, видео-, аудиозаписи и т. д.).

Проблемы правового воспитания, правого просвещения — факторов, влияющих на формирование правосознания школьников, в настоящее время находятся в числе актуальных, они носят не только научно-теоретический, но и практический характер и требуют глубокого научного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. БАШКАТОВ И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М. : Юрист, 2000.

2. БЕЛИЧЕВА С. А. Основы превентивной психологии. М. : Просвещение, 1993.

3. НИКИТИНА О. А. Технология формирования правовой культуры студентов // Тезисы Российской научно-

методической конференции / РГПУ им. С. Есенина. Рязань, 2005.

4. ПЕВЦОВА Е. А. Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01. М., 2006.

5. СОЛОМЕНКО Л. Д. Формирование правовой культуры учащихся. Внимание: опыт // Практика административной работы в школе. 2003. № 3.

6. ХАДАЕВ О. К. Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве. Я и мои права // Единый день правовых знаний : метод. рекомендации. М. : Центр «Школьная книга», 2009.

7. ОРЛОВА Н. А. Турнир знатоков права (для учащихся 6—7 классов) // Единый день правовых знаний : метод.

рекомендации. М. : Центр «Школьная книга», 2009.

Поскольку среди множества предлагаемых вариантов формирования правосознания как части правовой культуры школьников не существует единственного на все случаи жизни, оптимального для любого образовательного учреждения, постольку следует вырабатывать свой вариант с опорой на положительные и полезные исследования в этой области.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. И. А. Ахьямова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.