Научная статья на тему 'ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ'

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / НОРМА / ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усмонова О.Х.

Одной из актуальных проблем в рамках правовой социализации, является уровень правовой культуры личности и сформированности правого сознания, поскольку они оказывают непосредственное влияние на общее развитие общества и всего государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AWARENESS AND LEGAL NORMS

One of the urgent problems in the framework of legal socialization is the level of legal culture of the individual and the formation of right consciousness, since they have a direct impact on the overall development of society and the entire state.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ»

УДК 34

Усмонова О.Х. преподаватель юрист 3-го уровня Юридический техникум Ферганская область

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Аннотация: одной из актуальных проблем в рамках правовой социализации, является уровень правовой культуры личности и сформированности правого сознания, поскольку они оказывают непосредственное влияние на общее развитие общества и всего государства.

Ключевые слова: правосознание, правовая культура, норма, общество, гражданское общество, общественное сознание.

Usmonova O.Kh.

lecturer

LEGAL AWARENESS AND LEGAL NORMS

Abstract: one of the urgent problems in the framework of legal socialization is the level of legal culture of the individual and the formation of right consciousness, since they have a direct impact on the overall development of society and the entire state.

Keywords: legal awareness, legal culture, norm, society, civil society, public consciousness.

На протяжении всей человеческой истории правовое сознание общества укрепляло правопорядок любого государства и выступало основным движущим фактором законопослушного поведения граждан, уважительного отношения к нормам права, законам, устоям и правопорядку. Правовое сознание несовершеннолетних является частью правосознания общества в целом. Особенно важным представляется процесс формирования правовых и ценностных установок в несовершеннолетнем возрасте, так как на данном жизненном этапе эта социально-демографическая группа более всего подвержена правовоспитательному воздействию целенаправленного характера и качественные изменения правосознания смогут повысить уровень их нравственно-правовой системы ценностей. Правосознание, являясь специфической формой общественного сознания, выражается осознанием несовершеннолетними норм права и включает в себя совокупность идей,

представлений, чувств, взглядов, которые формируют оценку, отношение к действующему (желаемому праву) и проявляются в правовых поступках. В подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка, основа и фундамент личности, что влияет на личностное самоопределение несовершеннолетних в обществе.

Формирование правосознания несовершеннолетних происходит в процессе правовой социализации и активного общения со сверстниками и взрослыми, в результате чего закладываются правовые и ценностные установки различной направленности (положительные или отрицательные). Структурные компоненты правосознания несовершеннолетних целесообразно исследовать, используя конструктивный подход к оценке количественно-качественных характеристик его сфер: сферы направленности, сферы правового опыта, сферы мотивации.

Логико-нормативный компонент представляет собой правовые знания и социально-правовые представления о законах, нормах права, морали, нравственности, правомерном (противоправном) поведении. Данный компонент правосознания является ведущим и выполняет познавательную (когнитивную) функцию в формировании правосознания несовершеннолетних. Эмоционально-образный компонент выражается в отношении несовершеннолетних к явлениям правовой действительности, включает в себя социально-правовые установки и ценностные ориентации личности. Данный компонент правосознания выполняет оценочную функцию. Поведение и правовые поступки несовершеннолетних составляют принципиально-волевой компонент правосознания. Данный компонент выполняет поведенческую функцию в формировании правосознания и характеризует готовность соотносить действия индивидуумов в соответствии с принятыми в обществе нормами права, действовать в согласии или вопреки праву.

Когнитивный компонент (логико-нормативный блок) является ядром правового сознания несовершеннолетних, поскольку без знания и представления о праве не может формироваться ни отношение к нему, ни готовность ему следовать. Когнитивный компонент, являясь результатом процесса познания несовершеннолетним окружающей правовой действительности, включает в себя определенную сумму юридических знаний и умений. При формировании у несовершеннолетних способности к самоопределению в правовом пространстве они должны обладать уровнями усвоения знаний, такими как понимание, воспроизведение, запоминание, применение, анализ, синтез и оценка. Широта круга правовой информации обусловлена многообразием человеческой практики. Знания необходимы человеку, в первую очередь для того, чтобы «освоить науку выживания».

В основе социально-приспособительной деятельности людей лежит минимальная сумма знаний об объектах и объективных условиях такой деятельности. Это относится и к правовой сфере. К числу основных

категорий, которые обязательно должны присутствовать в правосознании несовершеннолетнего, относятся: должное, необходимое, справедливое, а так же категория юридических прав и обязанностей. В реальной жизни знания в правой или политической сферах несовершеннолетнего появляются не через прочтение или изучение законов, а путем образцового поведения лиц, окружающих субъект, художественные произведения, нормы морали, общение с родственниками, знакомыми и др.

В зависимости от источников информации правовое знание несовершеннолетних может быть объективно истинным или объективно ложным. Ложное знание возникает как результат искажения, и, кроме того, вследствие намеренной пропаганды со стороны заинтересованных групп. Неблагоприятная среда (неблагополучная семья, отсутствие родительского контроля, асоциальные привычки), в которой находится несовершеннолетний, в значительной степени способствуют искаженному восприятию действительности. Оценочный компонент (эмоционально-образный блок) выражает степень одобрения или, наоборот, неприятия норм права несовершеннолетними. Познавая правовую действительность, несовершеннолетние не остаются равнодушными к полученным знаниям. Они соотносят их с прошлым опытом, потребностями, интересами, целями деятельности. Возникает новое, на этот раз уже эмоционально-психическое образование — психическое отношение к объектам познания и практической деятельности. Оценочный компонент правосознания включает определение субъективной значимости права как «хорошего или плохого, полезного или вредного, приемлемого или неприемлемого», такое отношение выражается в оценке. Оценка состоит в признании значимости чего-либо. Как правило, это всегда сравнение, в результате которого несовершеннолетний выбирает то, что соответствует потребностям и интересам, ценностям его сознания. Для несовершеннолетних в качестве объектов оценочных отношений к праву могут выступать: институты права, его принципы и нормы; законопослушное поведение; правовые установки; соблюдение законов и др.

Исследование структурных компонентов правосознания несовершеннолетних позволяет определить готовность индивидуумов к формированию правовых и ценностных установок. Специфическое свойство установок заключается в том, что это скрытая, потенциальная величина, которая проявляется через реальные, общественно значимые действия личности (правовые поступки). Структурные компоненты правового сознания формируют правовые и ценностные установки несовершеннолетних как положительной, так и отрицательной направленности, характеризуют их готовность соблюдать законы или пренебрегать нормы права, опосредуют правомерное (противоправное) поведение в обществе.

Использованные источники:

8. Farxodjonova N. Features of modernization and integration of national culture //Scientific Bulletin of Namangan State University. - 2019. - Т. 1. - №. 2. - С. 167-172.

9. Ergashev I., Farxodjonova N. Integration of national culture in the process of globalization //Journal of Critical Reviews. - 2020. - Т. 7. - №. 2. - С. 477-479.

10. Абдуллаева М. Х., Башарова Г. Г., Рахматова О. К. Преимущества индивидуального подхода в образовательном процессе //Проблемы современной науки и образования. - 2019. - №. 12-1 (145).

11. Башарова Г. Г., Абдуллаева М. Х. Влияние демократичного стиля на повышение качества образования //Science and Education. - 2021. - Т. 2. - №. 6. - С. 560-563.Parpiyeva O.R, Marifjonovna B.N //The effect of harmful habits on human health// Международный научно-практический журнал "Мировая наука" Выпуск №5(26) - 2019. 76-79 стр

12. Ugli N. S. D. Types of transformer overload protection //ASIAN JOURNAL OF MULTIDIMENSIONAL RESEARCH. - 2021. - Т. 10. - №. 4. - С. 552556.

13. Farxodjonqizi F. N., Dilshodjonugli N. S. Innovative processes and trends in the educational process in Uzbekistan //ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. - 2020. - Т. 10. - №. 4. - С. 621-626.

14. Muminjon N., Valievichmaster R. F. The availability of natural gas and the cost of building power plants //ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. - 2021. - Т. 11. - №. 3. - С. 1769-1771.

15. Башарова Г. Г. Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы //Вопросы науки и образования. - 2019. - №. 18 (65).

16. Nabievna K. B. The study of quantitatively in linguistics //ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. - 2021. - Т. 11. - №. 3. - С. 1848-1854.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.