Научная статья на тему 'ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА'

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
682
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТОЛКОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Руф Владислав Сергеевич

В статье автор исследует правосознание и правовую культуру как феномены социальной и правовой действительности. Правосознание рассматривается через призму различных его проявлений на разных уровнях: индивидуальном, групповом, общественном, а также с точки зрения влияния соответствующих видов правосознания на развитие общества и государства. В статье представлены примеры проявления правосознания на всех этапах правового регулирования, рассмотрены элементы, составляющие структуру правосознания, и проанализирована его взаимосвязь с правовой культурой как еще одним понятием, характеризующим внутреннее отношение индивида к праву. Автор отмечает негативные последствия неконтролируемого смешения в сознании людей представлений о правовых и политических нормах, что характерно для обыденного правосознания, так как это нередко приводит к дискредитации правоприменительной системы. Исследованы причины возникновения деформаций правосознания, таких как инфантилизм, нигилизм, идеализм; рассмотрены основные элементы структуры правовой культуры и обоснованы выводы о её практической значимости для государства и общества в целом, проанализированы действующие нормативные акты, определяющие вектор государственной политики в области формирования правовой культуры и правосознания, её цели, принципы, содержание и меры. Представлены варианты путей решения проблемы содействия институтов гражданского общества и отдельных граждан в создании максимально благоприятной среды для масштабного повышения правовой культуры общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CULTURE AND LEGAL SENSE AS ELEMENTS OF A DEVELOPED SOCIETY

In the article, the author explores legal awareness and legal culture as phenomena of social and legal reality. Legal consciousness is considered through the prism of its various manifestations at different levels: individual, group, social, as well as from the point of view of the inuence of the corresponding types of legal consciousness on the development of society and the state. The article presents examples of the manifestation of legal consciousness at all stages of legal regulation, examines the elements that make up the structure of legal consciousness and analyzes its relationship with legal culture as another concept that characterizes an individual’s internal attitude to law. The author notes the negative consequences of uncontrolled confusion in people’s minds of ideas about legal and political norms, which is characteristic of everyday legal consciousness, since this often leads to discrediting the law enforcement system. The causes of the emergence of deformations of legal consciousness, such as infantilism, nihilism, idealism, are investigated, the main

Текст научной работы на тему «ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

п

3 (20) 2022

MC

@law_journal

OF LEGAL RESEARCH

lawresearch.ru

m

2658-512X

УДК 340.114.5

DOI 10.34076/2658_512Х_2022_3_64

Руф Владислав Сергеевич

ruf.vlad-1988@yandex.ru Студент Института прокуратуры Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева

Научный руководитель:

Соловьева Алина Антоновна

Доцент кафедры теории государства и права Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева, Кандидат юридических наук

Правосознание и правовая культура как показатели уровня развития общества

Руф В. С./ Правосознание и правовая культура как показатели уровня развития общества // Уральский журнал правовых исследований. 2022. № 3. С. 64-68. DOI 10.34076/2658 512X 2022 3 64

УДК 340.114.5

DOI 10.34076/2658_512X_2022_3_64

Vladislav S. Ruf

ruf.vlad-1988@yandex.ru

Ural State Law University named after V. F. Yakovlev Institute of Public Prosecutor's Office, Student

Academic Supervisor: Alina A. Solovieva

Assistant professor of Theory of State and Law department, Ural State Law University named after V. F. Yakovlev, Candidate of Juridical Sciences

Legal Culture and Legal Sense as Elements of a Developed Society

Vladislav S. Ruf 'Legal Culture and Legal Sense as Elements of a Developed Society', Ural Journal of Legal Research, 2022, No. 3. pp. 64-68. DOI 10.34076/2658_512X_2022_3_ 64

Аннотация:

В статье автор исследует правосознание и правовую культуру как феномены социальной и правовой действительности. Правосознание рассматривается через призму различных его проявлений на разных уровнях: индивидуальном, групповом, общественном, а также с точки зрения влияния соответствующих видов правосознания на развитие общества и государства. В статье представлены примеры проявления правосознания на всех этапах правового регулирования, рассмотрены элементы, составляющие структуру правосознания, и проанализирована его взаимосвязь с правовой культурой как еще одним понятием, характеризующим внутреннее отношение индивида к праву. Автор отмечает негативные последствия неконтролируемого смешения в сознании людей представлений о правовых и политических нормах, что характерно для обыденного правосознания, так как это нередко приводит к дискредитации правоприменительной системы. Исследованы причины возникновения деформаций правосознания, таких как инфантилизм, нигилизм, идеализм; рассмотрены основные элементы структуры правовой культуры и обоснованы выводы о её практической значимости для государства и общества в целом, проанализированы действующие нормативные акты, определяющие вектор государственной политики в области формирования правовой культуры и правосознания, её цели, принципы, содержание и меры. Представлены варианты путей решения проблемы содействия институтов гражданского общества и отдельных граждан в создании максимально благоприятной среды для масштабного повышения правовой культуры общества.

Abstract:

In the article, the author explores legal awareness and legal culture as phenomena of social and legal reality. Legal consciousness is considered through the prism of its various manifestations at different levels: individual, group, social, as well as from the point of view of the influence of the corresponding types of legal consciousness on the development of society and the state. The article presents examples of the manifestation of legal consciousness at all stages of legal regulation, examines the elements that make up the structure of legal consciousness and analyzes its relationship with legal culture as another concept that characterizes an individual's internal attitude to law. The author notes the negative consequences of uncontrolled confusion in people's minds of ideas about legal and political norms, which is characteristic of everyday legal consciousness, since this often leads to discrediting the law enforcement system. The causes of the emergence of deformations of legal consciousness, such as infantilism, nihilism, idealism, are investigated, the main.

Ключевые слова:

правосознание, правовая культура, государственная политика, правовое воспитание, толкование юридических норм

Keywords:

legal sense, legal culture, public policy, legal education, interpretation of law

п чс уА\1г}ттт © ш

В1 К 9 ■ 11 "Л V4 ■ I

3 (20) 2022 @law_joumal lawresearch.ru 2658-512X

ОР ЬЕСАЬ РЕБЕАПСН

Человечество на протяжении всего периода своего существования продолжает развиваться. Вектор этого развития во многом определяется представлениями о тех или иных явлениях в сознании людей. И такое социальное явление, как право, неизбежно подвергается субъективной оценке каждым человеком и обществом в целом на каждом новом этапе исторического развития. Эта оценка тесно связана с исследуемым правовой наукой понятием «правосознание». Под ним понимается совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни [1, с. 752].

Правосознание - это постоянный спутник человека, так как оно есть у каждого: на протяжении жизни личность чаще всего руководствуется не нормами права, а своими внутренними убеждениями и представлениями, сформировавшимися на основе понимания и толкования этих норм, а также их оценки и отношения к ним. Толкование нормы права во многом влияет на правосознание человека, усваивающего или разъясняющего норму, с другой стороны, общий уровень правосознания личности и общества определяет, каким будет само толкование: обыденным, профессиональным или доктринальным. Эту взаимосвязь можно объяснить тем, что толкование права призвано преодолеть возможный разрыв в мировоззрении законодателя и субъекта права, его целью является нахождение подлинного смысла нормы, что нередко требует значительных интеллектуальных затрат. При этом уровни правосознания законодателя и субъекта толкования, в том числе, если речь идёт о представителях одного и того же общества и, следовательно, носителях одного и того же общественного правосознания, определяют масштабы этого разрыва и способы его преодоления в зависимости от того, какие ценности закладывает в правовую норму законодатель, а какие находит в ней субъект толкования [2, с. 45-50].

Однако значение правосознания не ограничивается созданием правовых норм и их интерпретацией. Правосознание пронизывает все стадии правового регулирования, так как в каждой из них принимает участие человек: на первой стадии от уровня правовой культуры законодателя, которая во многом определяется его правосознанием, зависит проработанность и качество юридических норм; на стадии правоотношений правовые убеждения и внутреннее отношение субъектов права определят их действия и бездействия - юридические факты (например, поступить по закону или нарушить его); на стадии правореализации от уровня правосознания будет зависеть, как субъекты права станут воплощать в жизнь субъективные права и юридические обязанности, как правонарушитель будет относиться к возложенной на него юридической ответственности и т.д.

Каждый человек обладает правосознанием, и в зависимости от того, к какому обществу или социальной группе он принадлежит, он является также носителем группового и общественного правосознания, под которыми понимаются совокупности представлений о праве, преобладающие в соответствующих сообществах. Однако представления о праве нередко смешивается с другими социальными регуляторами, например, моралью. Такое явление нельзя назвать однозначно негативным, так как право и мораль достаточно тесно переплетены. К примеру, во многих государствах (в основном с прецедентной системой права) получила широкое распространение и развитие такая наука, как социология права, которая обосновывает потребность юридической практики опираться на высокие этические духовные категории. А вот смешение права и политики в сознании людей отрицательно влияет на отношение к праву, так как нередко индивид, практически не обладающий правовыми знаниями, воспринимает право в качестве инструмента, полностью подчиненного политике, используемого только для оправдания произвола власти. А это неизбежно умаляет значение и

п чс уА\1г}ттт © ш

В1 К 9 ■ 11 "Л V4 ■ I

3 (20) 2022 @law_joumal lawresearch.ru 2658-512X

ОР ЬЕСАЬ РЕБЕАПСН

законов, и правовой науки, и права в целом [1, с. 496]. Поэтому необходимо стремиться отделять право от политики. Классово-политический подход следует рассматривать в качестве одного из множества исследовательских подходов к пониманию сущности права и правовых явлений.

Следует отметить, что право тесно связано с другими социальными регуляторами и является значимой частью социальной действительности, различные явления, в том числе политические так или иначе затрагивают различные уровни правосознания, которому отводится важнейшая роль в формировании представлений о праве как величайшей ценности общества и каждого человека. Любые политические решения, противоречащие правовой культуре народа, его правосознанию, будут неэффективны, общество в этом случае может оказать значительное сопротивление различного рода преобразованиям. С другой стороны, обратное тоже верно: общество может столь же существенно содействовать правовому развитию, демократизации и становлению правового государства, если эти ценности найдут отражение в его правосознании.

Применяемые государством меры, идущие вразрез с основами правосознания народа, имеющие характер резких скачков, в условиях низкого уровня правого воспитания могут привести к различного рода деформациям в правосознании человека. В широком смысле их можно определить, как стойкие неблагоприятные изменения правосознания индивида, социальной группы, связанные с нарушением адекватного восприятия сферы права, приданием праву неправовых свойств [4, с. 22-37]. К ним относится как отрицательное отношения к праву, так и отношение к праву как к абсолютному источнику человеческого блага, если при этом значение других социальных явлений сводится к минимуму. Все эти деформации учеными-правоведами исследованы и классифицированы в качестве правового нигилизма, правового идеализма, правового релятивизма, правового инфантилизма [5, с. 57-69]. Любая из представленных деформаций может негативно повлиять на отдельные социальные процессы и развитие общества в целом.

Правосознание, по мнению ряда ученых-правоведов является элементом другого, не менее важного, социального института - правовой культуры. Она показывает уровень развития представлений о права не только в сознании отдельных людей, но и в обществе в целом. Главным отличием правосознания от правовой культуры является как раз то, что в последней присутствует поведенческий компонент - позитивное правовое сознание в действии [6, с. 82-86]. который показывает, как правосознание проявляется в деятельности человека. Также, помимо указанного элемента, в структуре правовой культуры выделяют уровень развития правовой деятельности (теоретической, образовательной, правотворческой, правореализующей, правоприменительной) и уровень развития всей системы юридических актов, включая состояние системы законодательства, индивидуальных юридических актов, юридической техники. Так, к примеру, сотрудники компетентных государственных органов, обладающие соответствующим уровнем правосознания, руководствуясь юридическими актами, отвечающим высоким стандартам юридической техники, смогут эффективно осуществлять правовую деятельность, что, безусловно, будет свидетельствовать об уровне правовой культуры в целом. Её анализ необходим для того, чтобы выявить и проанализировать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а в дальнейшем, оценив с этой точки зрения реальное положение дел, искать пути и средства достижения намеченных целей - построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются права и свободы человека и гражданина.

п чс уА\1г}ттт © ш

В1 К 9 ■ 11 "Л V4 ■ I

3 (20) 2022 @law_joumal lawresearch.ru 2658-512X

ОР ЬЕСАЬ РЕБЕАПСН

Поэтому значение для правовой сферы таких философско-правовых понятий, как правосознание и правовая культура, сложно переоценить.

Осознавая значимость правосознания и правовой культуры государство стремится проводить политику, направленную на повышение правовой грамотности и правовой культуры населения. Безусловно, первым и центральным документом, закладывающим основы данной политики является Конституция Российской Федерации1, а именно положения ч. 3 ст. 15 и ч. 1 ст. 48, которые закрепляют за гражданином право на получение бесплатной квалифицированной помощи, а также информационную открытость и доступность всех нормативных актов государства, чтобы каждый мог с ними ознакомиться.

В целях обеспечения реализации указанного конституционного права граждан в 2011 г. был принят Федеральный закон № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»2. Он заложил организационно-правовые основы получения бесплатной государственной и негосударственной квалифицированной юридической помощи отдельными категориями граждан в виде: правового консультирования; составления различного рода юридических документов - заявлений, жалоб, ходатайств; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях [7, с. 92-99]. Стоит отметить, что отдельная глава указанного закона посвящена организации деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения, что, безусловно свидетельствует о том, что данный закон также способствует реализации нормы ч. 3 ст. 15 Конституции РФ об открытости и прозрачности законодательной деятельности.

Говоря о нормативной базе, направленной на повышение уровня правовой культуры населения, необходимо остановиться на «Основах государственной политики в Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»3. Данный документ устанавливает общие цели, принципы, основные направления, содержание и меры вышеуказанной политики. В качестве основного субъекта воздействия определен не только многонациональный народ в целом, но и каждый гражданин, что говорит о масштабах проведения этого направления государственной политики. Законодателем были указаны основные факторы, влияющие на состояние правосознания граждан, среди которых: качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения и другие. И в соответствии с этими факторами установлены основные меры по созданию наиболее благоприятных условий для повышения правосознания человека и правовой культуры в целом.

Однако для формирования высокой правовой культуры необходимы активные действия не только государства в лице его органов и государственных организаций, но и институтов гражданского общества и отдельных граждан. Огромное влияние оказывает как раз правовое воспитание или целенаправленная деятельность по трансляции основ правовой культуры, правового опыта, право-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2 О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федер. закон РФ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.

3 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 2011. № 151.

п чс уА1/дщт ® т

HI Ж 9 ■ 11 "Л W4 ■ I

3 (20) 2022 @law_journal lawresearch.ru 2658-512X

OF LEGAL RESEARCH

вых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому [8, с. 341]. Эта деятельность состоит из множества компонентов и приобретает кардинальное значение при формировании общественного правосознания и правовой культуры. Содействовать процессу правового воспитания может каждый сознательный гражданин, в особенности студенты юридических вузов. Чем больше люди, обладающие специальными знаниями о праве, будут стремиться передавать их другим, тем более эффективно будет правовое воспитание. К примеру, инициатива со стороны различных общественных организаций, государственных образовательных учреждений в подготовке и проведении различных правовых олимпиад и конкурсов на юридические темы среди школьников и студентов будет неизбежно повышать популярность изучения права в обществе, так и стимулировать самообразование в сфере права. Кроме того, граждане могут быть вовлечены в работу правоохранительных органов в качестве волонтеров или общественных помощников, помогая проводить разъяснительные беседы о деятельности этих органов по борьбе с социально негативными явлениями, что опять же будет «популяризировать» право. Более того, существует возможность заняться научно-просветительской или публицистической деятельностью, которая позволит более понятным языком передать знания о сложных правовых явлениях и процессах людям, мало знакомым с правом. Однако для этого требуется глубокое личное освоение правовых идеалов, максимальная объективизация собственных убеждений о праве. И тогда, возможно, если каждый примет участие в процессе правового воспитания, общий уровень правовой культуры и то, как он повлияет на государство, право и общество в целом, позволит говорить о действительно развитом правовом государстве и сфор -мировавшемся гражданском обществе.

Библиографический список:

1. Теория государства и права: учебник для вузов / С. С. Алексеев, С. И. Архипов, Г. В. Игнатенко [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридическое издательство «Норма», 2005. - 496 с.

2. Хакимов И. А. Правосознание и его роль в процессах интерпретации права // Философия права. 2018. № 3 (86). С. 45-50.

3. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М.: Юридическое издательство «Норма», 2001. - 752 с.

4. Лагун Д. А. Кризис и деформация правосознания // Право и демократия: Сборник научных трудов.

- Минск: Белорусский государственный университет, 2015. - С. 22-37.

5. Орехова Н. Л. Деформации правового сознания: разновидности, исторические и социокультурные причины // Ленинградский юридический журнал. 2019. № 1(55). С. 57-69.

6. Толочкова А. Н. Правовая культура личности // Правовая культура. 2014. № 1(16). С. 82-86.

7. Тимко С. А. Формирование правосознания и правовой активности личности посредством современного российского законодательства, направленного на противодействие преступности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. №1 (39). С. 92-99.

8. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата и специ-алитета / отв. ред. В. Д. Перевалов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019.

- 341 с.

References:

1. Alekseev S. S., Arkhipov S. I., Ignatenko G. V.(et al.). (2005). Theory of State and Law: textbook for universities. Moscow: Norma Law Publishing House.

496 p.

2. Khakimov I. A. (2018). Legal Consciousness and its Role in the Processes of Interpretation of Law. Philosophy of Law. 3(86). P. 45-50.

3. Alekseev S. S. (2001). Ascent to the Law. Searches and Solutions. Moscow: Norma Law Publishing House. 752 p.

4. Lagun D. A. (2015). The Crisis and the Deformation of Legal Consciousness. Law and Democracy: A Collection of Scientific Papers. Minsk: Belarusian State University. P. 22-37.

5. Orekhova N. L. (2019). Deformations of Legal Consciousness: Varieties, Historical and Socio-cultural Reasons. Leningrad Law Journal. 1(55). P. 57-69.

6. Tolochkova A. N. (2014) Legal Culture of Personality. Legal Culture. 1(16). P. 82-86.

7. Timko S. A. (2017). Formation of Legal Awareness and Legal Activity of the Individual through Modern Russian Legislation Aimed at Countering Crime. Legal Science and Law Enforcement Practice. 1(39). P. 92-99.

8. Perevalov V. D. (2019). Theory of State and Law: textbook and workshop for bachelor's degree and specialty. Moscow: Urait Publishing House. 341 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.