Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНЫЙ ТРАНСФЕР НА ВОСТОЧНЫХ ОКРАИНАХ ИМПЕРИИ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ГАЗЕТЫ "ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ"'

ПРАВОСЛАВНЫЙ ТРАНСФЕР НА ВОСТОЧНЫХ ОКРАИНАХ ИМПЕРИИ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ГАЗЕТЫ "ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕПАРХИАЛЬНАЯ ПРЕССА / ПРАВОСЛАВНЫЕ ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ / "ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" / "ИРКУТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" / РЕДАКТОРЫ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ГАЗЕТ / П. В. ГРОМОВ / Ф. А. СТУКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юрганова Инна Игоревна

Рассматривается краткая история создания и деятельности православной прессы Восточной Сибири во второй половине XIX в., определяются её цели и задачи, проводится компаративный анализ газеты «Епархиальные ведомости» Иркутской, Енисейской, Якутской и Забайкальской епархий. Отмечено, что, несмотря на широкое привлечение современными гуманитарными науками материалов епархиальной прессы как многофункционального исторического источника и элемента научного инструментария, изучение интеллектуальной составляющей епархиальной прессы в жизни общества Восточной Сибири представляется одной из лакун, что и обусловило необходимость обращения к заявленной тематике. Целью исследования является процесс формирования и эволюции газеты «Епархиальные ведомости». Определено, что, несмотря на регламентированный алгоритм, на страницах православных изданий публиковался разнообразный материал историко-этнографического характера, переводы на языках местных этносов и, выполняя социально-просветительские и коммуникационные задачи, газета содержалась на средства подписчиков. Потенциал провинциального духовенства Восточной Сибири предоставлял возможности кадрового обеспечения редакторского корпуса и авторских коллективов и, в составе главных редакторов представлена элита духовного сословия епархий: богословы, писатели, краеведы. Сделан вывод, что православные издания, в частности восточносибирская газета «Епархиальные ведомости», являлись очагом просвещения, площадкой для полемики и дискуссий по актуальной проблематике общественной мысли и обращение к составу и содержанию номеров предоставляет широкие исследовательские возможности для реконструкции повседневности восточносибирской провинции второй половины XIX - начала ХХ столетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Юрганова Инна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX TRANSFER ON THE EASTERN OUTSKIRTS OF THE EMPIRE: A BRIEF HISTORICAL REVIEW OF THE NEWSPAPER DIOCESAN GAZETTE

The article examines the history of the creation and activity of the Orthodox press of Eastern Siberia in the second half of the XIXth century, defines its goals and objectives, and provides a brief comparative analysis of the newspaper Diocesan Gazette of the Irkutsk, Yenisei, Yakut and Trans-Baikal dioceses. We note that despite the widespread involvement of the materials of the diocesan press by modern humanities as a multifunctional historical source and an element of scientific tools, one of the gaps seems to be the study of the intellectual component of the diocesan press in the life of East Siberian society, which necessitated the appeal to the stated topic. The purpose of the study is the process of formation and evolution of the newspaper Diocesan Gazette. We determine that despite the regulated algorithm, a variety of historical and ethnographic material was published on the pages of Orthodox publications, including translations in the languages of local ethnic groups. The potential of the provincial clergy of Eastern Siberia provided opportunities for staffing the editorial body and author collectives, and the elite of the clergy of the dioceses was represented as part of the editors-in-chief: theologians, writers, local historians. We draw a conclusion that Orthodox publications, namely the East Siberian newspaper Diocesan Gazette was a center of enlightenment, a platform for polemics and discussions on topical issues of public thought. An appeal to the composition and content of the issues provides extensive research opportunities for reconstructing the everyday life of the East Siberian province of the second half of the XIXth -early XXth centuries.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНЫЙ ТРАНСФЕР НА ВОСТОЧНЫХ ОКРАИНАХ ИМПЕРИИ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ГАЗЕТЫ "ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ"»

Yurganova 1.1.

http://www.zabvektor.com

ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)

Научная статья УДК 070.482:27

DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-3-37-46

Православный трансфер на восточных окраинах империи: краткий исторический обзор газеты «Епархиальные ведомости»

Инна Игоревна Юрганова

Институт российской истории РАН, г. Москва, Россия; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, г. Якутск, Россия inna.yurganova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7751-8540

Рассматривается краткая история создания и деятельности православной прессы Восточной Сибири во второй половине XIX в., определяются её цели и задачи, проводится компаративный анализ газеты «Епархиальные ведомости» Иркутской, Енисейской, Якутской и Забайкальской епархий. Отмечено, что, несмотря на широкое привлечение современными гуманитарными науками материалов епархиальной прессы как многофункционального исторического источника и элемента научного инструментария, изучение интеллектуальной составляющей епархиальной прессы в жизни общества Восточной Сибири представляется одной из лакун, что и обусловило необходимость обращения к заявленной тематике. Целью исследования является процесс формирования и эволюции газеты «Епархиальные ведомости». Определено, что, несмотря на регламентированный алгоритм, на страницах православных изданий публиковался разнообразный материал историко-этнографического характера, переводы на языках местных этносов и, выполняя социально-просветительские и коммуникационные задачи, газета содержалась на средства подписчиков. Потенциал провинциального духовенства Восточной Сибири предоставлял возможности кадрового обеспечения редакторского корпуса и авторских коллективов и, в составе главных редакторов представлена элита духовного сословия епархий: богословы, писатели, краеведы. Сделан вывод, что православные издания, в частности восточносибирская газета «Епархиальные ведомости», являлись очагом просвещения, площадкой для полемики и дискуссий по актуальной проблематике общественной мысли и обращение к составу и содержанию номеров предоставляет широкие исследовательские возможности для реконструкции повседневности восточносибирской провинции второй половины XIX - начала ХХ столетий.

Ключевые слова: епархиальная пресса, православные газеты и журналы, «Епархиальные ведомости», «Иркутские епархиальные ведомости», редакторы епархиальных газет, П. В. Громов, Ф. А. Стуков

Original article

Orthodox Transfer on the Eastern Outskirts of the Empire: a Brief Historical Review of the Newspaper Diocesan Gazette

Inna I. Yurganova

Institute of Russian History Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian; Institute for Humanities Research

and Indigenous Studies of the North Siberian branch, Russian Academy of Sciences, Yakutsk, Russia inna.yurganova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7751-8540

The article examines the history of the creation and activity of the Orthodox press of Eastern Siberia in the second half of the XIXth century, defines its goals and objectives, and provides a brief comparative analysis of the newspaper Diocesan Gazette of the Irkutsk, Yenisei, Yakut and Trans-Baikal dioceses. We note that despite the widespread involvement of the materials of the diocesan press by modern humanities as a multifunctional historical source and an element of scientific tools, one of the gaps seems to be the study of the intellectual component of the diocesan press in the life of East Siberian society, which necessitated the appeal to the stated topic. The purpose of the study is the process of formation and evolution of the newspaper Diocesan Gazette. We determine that despite the regulated algorithm, a variety of historical and ethnographic material was published on the pages of Orthodox publications, including translations in the languages of local ethnic groups. The potential of the provincial clergy of Eastern Siberia provided opportunities for staffing the editorial body and author collectives, and the elite of the clergy of the dioceses was represented as part of the editors-in-chief: theologians, writers, local historians. We draw a conclusion that Orthodox publications, namely the East Siberian newspaper Diocesan Gazette was a center of enlightenment, a platform for polemics and discussions on topical

© Юрганова И. И., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная The content is available under the Creative Commons "Attribution" 4.0 International

Юрганова И. И.

issues of public thought. An appeal to the composition and content of the issues provides extensive research opportunities for reconstructing the everyday life of the East Siberian province of the second half of the XlXth -early XXth centuries.

Keywords: diocesan press, Orthodox newspapers and magazines, Diocesan Gazette, Irkutsk Diocesan Gazette, editors of diocesan newspapers, P. V. Gromov, F. A. Stukov

Введение. «Епархиальные ведомости» - периодическое издание Русской православной церкви, публиковавшееся в 1860-1922 гг. Инициатором издания газеты стал архиепископ Херсонский и Таврический святитель Иннокентий (Борисов)1, предполагавший обеспечение информативности и популяризации деятельности епархиальных структур и расширение коммуникаций Церкви и паствы. В 1853 г. была составлена примерная программа для епархиальной газеты, не получившая дальнейшего продвижения в связи с событиями Крымской войны и «предложенная на рассмотрение Св. Синоду преемником святителя Иннокентия архиепископом Димитрием (Муретовым)»2 [1, с. 3]. Проект получил утверждение, и указ об учреждении газеты был разослан во все епархии Русской православной церкви.

Первыми, опередив херсонцев, стали издаваться «Ярославские епархиальные ведомости» (1860), что, вероятно, связано с пребыванием на ярославской кафедре архиепископа Нила (Исаковича)3. Некоторые из епархиальных изданий имели иные названия: «Духовный вестник Грузинского Экзархата», «Архангельские епархиальные известия», «Известия по Казанской епархии», «Известия по Санкт-Петербургской епархии» и др.

Периодичность номеров газеты составляла 2 выпуска в месяц (с некоторыми исключениями). По утверждённой структуре газета состояла из официальной и неофициальной частей. В первой публиковались нормативно-правовые акты, указы епархиального начальства и государственных учреждений, отчёты и другая информация

1 Иннокентий (Борисов Иван Алексеевич, 1800-1857), архиепископ Херсонский и Таврический, доктор богословия, действительный член Российской академии наук, историк, археолог, проповедник, епископ Вологодский (1841), Харьковский (1841-1847), архиепископ Херсонский (1847-1857).

2 Архиепископ Димитрий (Муретов Климент Иванович, 1811-1883), епископ Православной российской церкви, в 1882-1883 гг. - архиепископ Херсонский и Одесский.

3 Архиепископ Нил (Исакович Николай Фёдорович, 1796/1798-1874), архиепископ Ярославский и Ростовский; богослов, религиовед, переводчик, мемуарист, историк церкви; Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 726. - Оп. 1414. - Д. 290.

церковных организаций и учреждений. Наполнение второй части было произвольным, но должно было содержать проповеди, поучения, духовные советы, беседы, церковно-исторические труды и другое, в зависимости от круга интересов редакции и епархиальных нужд. Несмотря на единую структуру, каждое из епархиальных изданий обладало спецификой, находящей отражение в материалах неофициальной части. Создавались постоянные церковно-истори-ческие и этнографические рубрики, публиковались отдельные приложения. Обязательными подписчиками газеты являлись приходы, духовные училища, церковные библиотеки, братства, губернские и областные учреждения.

Цель исследования - краткий компаративный анализ епархиальной прессы Восточной Сибири, а именно газеты «Епархиальные ведомости», изучение процесса её формирования и эволюции.

Методология и методы исследования. История церковной периодической печати окраин империи представляет одну из лакун, хотя церковная журналистика XIX -начала XX в. выступала значимым сегментом провинциальной общественной мысли. Сведения о церковной прессе присутствуют в трудах историков церкви [2; 3]. Так, И. К. Смоличем даны краткие характеристики церковных журналов [4]. Данные о «Епархиальных ведомостях»4 имеются в «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона5. О краеведческих возможностях издания писали Н. Ф. Сумцов, А. Н. Пы-пин и др. [5; 6, с. 448-449; 7, с. 25-35; 8]. Материалы сибирских ведомостей вошли в «Русскую историческую библиографию» В. И. Межова и «Летопись...» П. П. Явлов-ского6. Опубликованы библиографические указатели к местным Ведомостям. В Ир-

4 Далее - Ведомости.

5 Энциклопедический словарь. -

СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1890-1907.

6 Русская историческая библиография: указатель книг и статей по русской и всеобщей истории и вспомогательным наукам за 1800-1854 включительно / сост. В. И. Межов. - СПб.: Сибиряков, 1892 - 1893; Явлов-ский П. П. Летопись города Якутска от его основания до настоящего времени. - Якутск, 2002. - Т. 1. 16321800 гг. - 250 с.; 2004. - Т. 2. 1801 - 1914 гг. - 352 с.

Yurganova 1.1.

кутске этой кропотливой работой занимался кафедральный протоиерей Д. Гагарин, в Красноярске - Д. Н. Лазарев, в Якутске было издано два указателя под авторством П. П. Явловского и Н. Е. Олейникова1.

В советское время церковная печать трактовалась как реакционная и, как правило, не была объектом самостоятельных научных исследований: так, одна из глав коллективной монографии «Русское православие: вехи истории» содержит краткий обзор церковной периодики [9, с. 463-501].

Несмотря на вовлечённость материалов дореволюционной церковной печати в современную науку в качестве многофункционального исторического источника и элемента научного инструментария исследователей, историография истории газет и журналов Русской церкви немногочисленна. Представляется значимым докторское исследование К. Е. Нетужилова содержащее систематический анализ истории развития церковной периодики, её типологию и характеристики [1; 10-11]. «Православная энциклопедия» квалифицирует Ведомости как «местные официальные периодические издания (журналы), издававшиеся в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг.». Опубликованы статьи о церковной печати Сибири [12-17]. История и деятельность газеты якутских Ведомостей рассмотрена О. Д. Якимовым и Е. П. Гуляевой [18-20].

Обращение к истории восточносибирских Ведомостей следует предварить определением терминологии, а именно дефиниций «газета» и «журнал». В император-

1 Гагарин Д. Указатель к Иркутским епархиальным ведомостям с 1863 по 1888 год. - Иркутск, 1889. -Ч. 1. - 264 с.; Указатель к Иркутским епархиальным ведомостям за шестнадцать лет (1888-1904.) / сост. Градо - Иркутского Кафедрального Собора священник Д. Гагарин. - Иркутск, 1905. - Вып. 2. - 138 с.; Указатель к Иркутским епархиальным ведомостям Вып. 3. Редакторы, цензоры и сотрудники Ведомостей с 1863 по 1904 г. / сост. Градо-Иркутского Кафедрального Собора священник Д. Гагарин. - Иркутск, 1905. - 23 с.; Оглавление статей, помещённых в Енисейских епархиальных ведомостях в 1884-1895 гг. / сост. Д. Н. Лазарев. - Красноярск: Тип. А. Д. Жилина, 1896. - 42 с.; Систематический указатель статей, помещённых в неофициальной части Якутских епархиальных ведомостей за первое десятилетие (1887-1897 гг.) / сост. П. П. Яв-ловский. - Сергиев Посад: 2-я тип. А. И. Снегиревой, 1898. - 89 с.; Олейников Н. Е. Библиографический указатель статей, напечатанных в Якутских епархиальных ведомостях за два десятилетия их издания (1897-1907). - Изд. 1. - Якутск: Якут. обл. тип., 1915.40 с.; Хрусталев Д. М. Основание Иркутских епархиальных ведомостей. - Иркутск, 1898. - 6 с.

ском указе из Святейшего Синода епископу Иакову (Домскому)2 об издании «Якутских ведомостей» указывается: «.поручено Преосвященным тех епархий, в которых издаются какие-либо духовные журналы и ведомости.», - выделяя Ведомости из журнальной категории3. В словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона поясняется: «Под именем газеты разумеются периодически выходящие произведения печати, в которых сообщаются и обсуждаются текущие события и новости из области политической, общественной, религиозной, экономической, научной, художественной и т. д. », - и основным признаком, отличающим газету от других видов печатных произведений, является её периодичность от одного дня до недели: «издания, выходящие в более длительные промежутки времени, обыкновенно обозначаются терминами журнал, обозрение, сборник, впрочем, многие еженедельные издания также скорее подходят под понятие "журнала". .Во всяком случае, различия между газетою и журналом не так велико, как сходство между ними» [8]. Отмечено, что газеты и журналы «подлежат действию» одних законодательных норм. Один из авторов «Православной энциклопедии» протои-рей А. Троицкий указывает, что Ведомости -это журналы4. Журналом называет номера «Иркутских епархиальных ведомостей» их первый редактор П. Громов5. Современные исследователи тоже причисляют данное издание к категории журнала [13; 15; 17]. Вместе с тем автор исследования о церковной периодической печати России Е. К. Нетужи-лов классифицирует Ведомости как газету [1; 11]. Этого же мнения придерживается корифей истории печати и журналистики профессор О. Д. Якимов [18; 19].

Очевидно, что задачи газеты и журнала совпадают, а их отличия, характеризующие-

2 Епископ Иаков (Домский Иероним Петрович, 1823-1889), магистр богословия, духовный писатель, в 1883-1889 гг. - епископ Якутский и Вилюйский.

3 Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Иакову, Епископу Якутскому и Вилюйскому // Якутские епархиальные ведомости. - 1887. - № 1. - С. 2.

4 Троицкий А., протоиерей. Епархиальные ведомости // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. - М., 2003. - Т. 18. - С. 494.

5 Громов П. Отчёт об издании Иркутских епархиальных ведомостей за 1863 и 1864 гг. // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. - 1865. -№ 3. - С. 25-30; № 4. - С. 39-44.

Юрганова И. И.

ся в основном объёмом и периодичностью, в аспекте обращения к епархиальным Ведомостям не являются принципиальными, в связи с чем в исследовании используется дефиниция «газета».

Результаты исследования и их обсуждение. Первенство епархиального издания в Сибири принадлежит Иркутску (1863), затем стали издаваться Томские (1880), Тобольские (1882), Енисейские (1884), Якутские (1887), Камчатские (1894), Омские (1898) и Забай-

кальские (1900) епархиальные ведомости. К началу ХХ столетия в Восточной Сибири действовало четыре церковно-административных округа, были сформированы епархиальные структуры, созданы разнообразные комитеты и комиссии духовного ведомства и потенциал провинциального духовенства предоставлял возможности для кадрового обеспечения редакторского корпуса и авторских коллективов, что отражено в таблице (составлена по материалам газетных номеров).

Таблица

«Епархиальные ведомости» Восточной Сибири

Название Годы выпуска Периодичность Редакторы

Иркутские епархиальные ведомости 1863-1919 еженедельно 2 раза в месяц - прот. Громов П. В. (1863-1871); - архим. Модест (Стрельбицкий Д. К., 1871-1877); - архим. Мелетий (Якимов М. К.), иером. Гурий (Бурта-совский С. В., 1877); - архим. Григорий (Полетаев Л. П.) (1878-1887); - прот. Виноградов А. А. (1888-1894); - архим. Евсевий (Никольский Е. И.) (1895-1896); - свящ. Подгорбунский И. А. (1897-1904); - прот. Дроздов И. Н., архим. Никон (Бессонов Н. Н.) (1905); - прот. Дроздов И. Н., архим. Евгений (Зернов С. А.) (1906-1913); - прот. Дроздов И. Н., архим. Зосима (Сидоровский А. А.) (1913-1914); - прот. Дроздов И. Н., прот. Арефьев И. А. (1914-1916); - прот. Арефьев И. А. (1917); - свящ. Попов П. А, Дурницын Д. Н., Одинцов М. В. (1917-1919)*

Енисейские 1884-1906, 1908-1919 2 раза в месяц - Успенский К. (1884-1893); - Бобылев (1895-1896); - Касаткин А. (1897-1906); - Богданов А. (1908-1913); - Соболев Х. П. (1914-1919)

Якутские 1887-1917 2 раза в месяц - прот. Добротворский С. (1887-1888); - Гербановский С. М. (1888-1889); - архим. Ионикий (Надеждин, 1890-1891); - Трусковский Н. П. (1892); - архим. Стефан (Киструсский, 1892-1894); - прот. Стуков Ф. А. (1895-1900); - Явловский П. П. (1900-1905); - свящ. Берденников А. (1906-1916); - Москвин Н. И., Булгаков П. (1917)

Забайкальские 1900-1919 2 раза в месяц - свящ. Клобов М. (1900-1901); - Судницын А. (1902); - Сибирский В. М. (1902-1904); - свящ. Кузнецов Е.(1905); - Злобин М. А. (1905-1906); - свящ. Старков С., Стуков Н. И. (1907); - свящ. Старков, прот. Кузнецов Е. (1908); - Соколов Н. А., Стуков Н. П. (1908-1909); - Стуков Н. П. (1910-1913); - свящ. Иванов И., архим. Ефрем (1913-1917)*; - редсовет: прот. Старков С., свящ. Иванов И, свящ. Титов Ф. (1917-1919)

* Имеются указания «редактор о( зициального отдела» и «редактор неофициального отдела»

Yurganova 1.1.

Официальная часть иркутских Ведомостей, помимо общеимперских событий, распоряжений и указов синодального ведомства, информировала читателей о деятельности епархиальных органов и учреждений, публиковала их отчёты, сведения о перемещениях, награждениях и кончине духовных особ, пожертвованиях и присоединении к православию. Более разнообразной была неофициальная часть, именуемая «Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям». Она содержит материалы миссионерской практики; редакция, публикуя отчёты станов и записки миссионеров, наряду с успехами и достижениями не перлюстрировала авторский текст. Так, материалы о съезде сибирских миссионеров (1885) и Общесибирском миссионерском съезде в Иркутске (1910) отражают реальное положение дел о взаимоотношениях с буддизмом, язычеством, раскольничеством и сектантством.

Первым иркутским редактором стал известный в Восточной Сибири историк церкви, агиограф и публицист протоиерей П. В. Громов1, в номерах газеты опубликовано более 70 его работ2. В отчёте за первые два года редактор указывал, что издание не может «похвалиться количеством подписчиков», но в их числе генерал-губернатор Восточной Сибири, иркутский губернатор, «граждане Иркутские, Кяхтинские, Кирен-ские, Якутские, Нерчинские, Мариинские и Московские.». П. В. Громов отмечал, что «встреча с нашими Епархиальными ведомостями в Иркутске довольно не благоприятна, и отношение к ним. довольно не любовно»3. Он писал, что ещё до выхода первого номера в газете «Амур» была опубликована статья, что данное издание приведёт причты к разорению и, недоумевая по поводу полемики, развернувшейся в местной прессе, П. В. Громов подчёркивал, что целью редакции является «не корысть» или «желание забавлять», а необходимость,

1 Громов Прокопий Васильевич (1801-1880), кандидат богословия. Действительный член Иркутского отделения Русского географического общества, в 1862-1870 гг. - редактор «Иркутских епархиальных ведомостей».

2 Православные духовные писатели Восточной Сибири ХУШ - начала XX века: биобиблиографический словарь / гл. ред С. В. Мельникова. - Иркутск: ИОГУНБ, 2022. - С. 76-84.

3 Громов П. Отчёт об издании Иркутских епархиальных ведомостей за 1863 и 1864 гг. // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. - 1865. -№ 3. - С. 25-30.

в связи с «удалённостью приходов и благо-чиний, когда епархиальные распоряжения и новости доходят по назначению не благо-временно», а газета должна была облегчить служение благочинных, ранее обязанных переписывать распоряжения и рассылать их приходским клирам4 [12].

В 1871-1877 гг. редакцию возглавлял богослов и историк церкви архимандрит Модест (Стрельбицкий)5, сочинения которого также публиковались в номерах газеты6. После его отъезда Ведомости редактировал выпускник Казанской духовной академии архимандрит Григорий (Полетаев)7, он и последующие редакторы оставили добрую память у сибиряков.

Авторами публикаций были представители местного духовенства. Редакция не ограничивала аудиторию и была ориентирована на широкий круг читателей, выступая одним из коммуникационных каналов, выполняя задачи по вовлечению читателей в христианскую ментальность, предлагая доступную форму воспроизведения информации (чтение, пересказ, беседа, ответы на вопросы и др.). Исследователи отмечают, что редакционно-авторский коллектив использовал разные стратегии освоения коммуникационного пространства: историческую и повседневную провинциологию, когда первая строилась на описании памятников, фиксировании преданий,публикаций,документов, а вторая - на фиксации религиозной жизни и этнографических особенностей, например, летопись Иркутской Крестовоздвиженской церкви, описания городов Илимска и Вер-холенска. Так, результатом работы протоиерея А. И. Сулоцкого в Тобольском архиве стали публикации о Тобольском митрополичьем управлении и сведения о митрополите Арсении (Мацеевиче) [21].

Спустя два десятилетия увидело свет епархиальное издание Енисейской епархии, учитывая опыт иркутских коллег, редакция обращала внимание, что «без сочувствия же

4 Там же.

5 Архимандрит Модест (Стрельбицкий Даниил Константинович, 1822-1902), магистр богословия, архиепископ Волынский и Житомирский.

6 Громов П. Отчёт об издании Иркутских епархиальных ведомостей за 1863 и 1864 гг. // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. - 1865. -№ 3. - С. 2-30.

7 Архимандрит Григорий (Полетаев Лев Петрович, 1831-1914), магистр богословия, профессор богословских наук, с 1881 г. - редактор газеты «Московские епархиальные ведомости».

Юрганова И. И.

и поддержки духовенства единичная работа редакции, даже и при всём её старании, не будет иметь успеха»1. В 1905 г. на заседаниях епархиального съезда было принято решение о «преобразовании епархиального органа печати сообразно запросам современной церковно-общественной жизни»2. По благословению енисейского владыки и разрешению Святейшего Синода, новое издание должно было стать еженедельным с названием «Енисейский церковный вестник» и редакцией из пяти членов. Первый номер Вестника был опубликован в 1907 г., но, по мнению местного духовенства, он не оправдал надежд и «не только не улучшился..., но и значительно ухудшился»3. В связи с этим предлагалось вернуться к прежней периодичности, ответственным редактором газеты был избран преподаватель Красноярской духовной семинарии А. С. Богданов. Епархиальный архиерей вновь поддержал доводы духовенства и обратился в Святейший Синод. Данный факт даёт основание говорить о заинтересованности духовенства Енисейской епархии в реформировании газеты. Кроме того, новой рубрикой (отделом) газеты должны были стать «ответы редакции», предусматривающие диалог с читателями. В 1914 г. был изменён дизайн титульного листа, в 1919 г. обложка издания приобрела журнальный вид. После прекращения публикации Ведомостей в 1919 г. в Красноярске вышла газета «Общее дело», издателем которой выступил Совет кафедрального собора. Новая газета должна была объединять верующих, но её деятельность в изменившихся исторических условиях была недолговечной.

Инициатива создания «Якутских епархиальных ведомостей» принадлежала епископу Иакову (Домскому). Указом Святейшего Синода в 1884 г. было разрешено издавать газету в г. Якутске, но из-за несовершенства местной типографии организационный период затянулся, и первый номер был опубликован в 1887 г. Ведомости стали первым официальным областным периодическим изданием, так как первый номер органа местной администрации газеты «Якут-

1 От редакции // Енисейские епархиальные ведомости. - 1884. - № 1. - С. 8-9.

2 Богданов А.С. По поводу перемены редакции и преобразования «Енисейского вестника» в «Енисейские епархиальные ведомости» // Енисейские епархиальные ведомости. - 1908. - № 1. - С. 17-23.

3 Там же.

ские епархиальные ведомости» увидел свет в январе 1892 г. [18, с. 29]. После появления областного издания в епархиальной газете публиковались наиболее значимые новости и области, и генерал-губернаторства. «Систематический указатель статей, помещённых в неофициальной части газеты за её первое десятилетие» выделяет 10 основных разделов Ведомостей, в библиографическом указателе за 1897-1907 гг. указано более 20 подрубрик, воссоздающих представление о многоаспектности региональной епархиальной прессы4.

Редакторами Ведомостей были преимущественно ректоры духовной семинарии, из числа которых следует выделить богослова и историка церкви протоиерея Ф. А. Стукова5. Автор летописи города Якутска П. П. Явловский, возглавивший редакцию в 1900-1905 гг., писал: «С половины 1895 года. редакция поступила в новое заведование вновь назначенного ректора семинарии протоиерея Фёдора Андреевича Стукова, который с честью несёт на себе эту нелёгкую обязанность. При новом редакторе, лице высоко просвещённом, .ведомости обогащались, обогащаются и надеются будут обогащаться многими прекрасными исследованиями и заметками, в большинстве случаев принадлежащими перу самого редактора и имеющими огромный интерес в историческом, этнографическом, бытовом и нравственно-религиозном отношениях»6.

4 Систематический указатель статей, помещённых в неофициальной части Якутских епархиальных ведомостей за первое десятилетие (1887-1897 гг.) / сост. П. П. Явловский. - Сергиев Посад. - 2-я тип. А. И. Снегиревой, 1898. - 89 с.; Олейников Н. Е. Библиографический указатель статей, напечатанных в Якутских епархиальных ведомостях за два десятилетия их издания (1897-1907). - Изд. 1. - Якутск: Якут. обл. тип., 1915. - 40 с.

5 Стуков Фёдор Андреевич (1855 - не ранее 1917 г.), протоиерей, богослов, мемуарист, историк церкви. В 1895-1907 гг. - ректор Якутской духовной семинарии, в 1895 г. - главный редактор газеты «Якутские епархиальные ведомости».

6 Явловский П. П. Летопись города Якутска от его основания до настоящего времени. - Якутск, 2002. -Т. 1. 1632-1800 гг. - 250 с.; 2004. - Т. 2. 1801-1914 гг. -С. 126; Стуков Ф. А. Материалы для характеристики деятельности Якутской епархии за истекшее 25-летие со времени учреждения в Якутске самостоятельной епископской кафедры и открытия Епархиального миссионерского комитета // Якутские епархиальные ведомости. - 1895. - № 12-13; Стуков Ф. А. Краткий отчёт деятельности Якутского епархиального Комитета православного миссионерского общества и миссии, находящейся в его ведении, за истекшее двадцатипятилетие (1870-1895) // Якутские епархиальные ведомости. - 1895. - № 14-15.

Yurganova 1.1.

Якутские Ведомости привлекали внимание к ранее не известным историческим источникам, публикуя статьи по истории Спасского мужского монастыря и летописи храмов, не потерявшие актуальность в настоящее время. Читатели газеты одними из первых узнавали о находке колымского мамонта «целым, с мясом, шкурой и даже непереваренной пищей (травой) в желудке», останков бизона и древней лошади1. Важной составляющей издания стала публикация якутских переводов священных и богослужебных книг с целью интеграции местных этносов в христианский мир. Отметим, что публиковались и возникающие дискуссии по вопросам транскрипции переводов.

С 1900 г. в г. Чите начали издаваться «Забайкальские епархиальные ведомости». Необходимость создания печатного органа была предметом обсуждения участников II Съезда местного духовенства (1897), но в связи с отсутствием типографии решение вопроса не состоялось, материалы по православию в Забайкалье продолжали публиковаться в Ведомостях в Иркутске. Издателем новой газеты стала Забайкальская и Нерчинская епархия, после апреля 1917 г. -Забайкальское епархиальное братство Святителей Кирилла и Мефодия [17, с. 40]. В первом номере газеты указывалось: «"Забайкальские епархиальные ведомости" . имеют своею задачей не только познакомить духовенство епархии с распоряжениями и мероприятиями высших органов духовного управления и местных епархиальных учреждений, а также с внешней церковной и внутренней религиозно-нравственной стороной епархии, но и по возможности, содействовать развитию этих сторон через указание здравых приёмов, выработанных церковной практикой». Первым редактором стал преподаватель женского епархиального училища священник М. Колобов2.

Издание газеты сопровождали трудности: из номера в номер публиковались просьбы о перечислении оплаты в связи с финансовыми затруднениями; не удавалось решить проблему типографского обеспечения, газета «кочевала» от одного печатного органа к другому и была вынуждена объединять номера (по два или три).

1 Е. Н. По поводу находки Колымского мамонта // Якутские епархиальные ведомости. - 1902. - № 4. -С. 59-60; № 5. - С. 72-73.

2 Колобов М. От редакции // Забайкальские епархиальные ведомости. - 1900. - № 1. - С. 1.

Забайкальские Ведомости публиковали материалы о миссионерской деятельности и носили полемический характер, выходили в свет актуальные материалы по истории ламаизма и о старообрядчестве, этнографические очерки и статьи по истории православия в крае. Приложениями к Ведомостям стали журналы епархиальных съездов, годовые отчёты о состоянии церковных школ, учебные материалы, отдельные проповеди и воззвания, брошюры и листки. Газета четырежды меняла дизайн обложки: в 1909 г. она приобрела журнальный формат, в 1912 г. - новая обложка, с 1916 г. - вновь газетный заголовок, а несколько последних номеров 1919 г. были опубликованы с полноценной обложкой по типу журнала.

В середине XIX в. была учреждена Камчатская, Курильская и Алеутская епархия, в состав которой вошли территории северо-восточной Азии и российские владения на северо-западном берегу Американского континента. В связи с отсутствием квалифицированных кадров и недостатком финансирования открытие Камчатской духовной консистории было отложено, функции консистории возложили на содержащееся за счёт духовенства духовное правление. В 1863 г., после присоединения дальневосточных территорий в г. Благовещенске, была открыта духовная консистория, с 1894 г. «Камчатские епархиальные ведомости» издавались в Благовещенске [22]. В 1899 г., после разделения Камчатской епархии (на Благовещенскую и Владивостокскую), газета получила название «Благовещенские епархиальные ведомости» с продолжением прежней нумерации3. Несмотря на краткий период деятельности на страницах «Камчатских епархиальных ведомостей» были опубликованы интересные материалы по истории епархии и миссионерства на Амуре и др.4

Заключение. Епархиальная пресса не ставила целью получение прибыли. Высокая стоимость типографских услуг, скудность обеспечения духовенства, ограниченность

3 «Владивостокские епархиальные ведомости» -епархиальный орган Владивостокской епархии, начал издаваться с 1903 г.

4 Рункевич С. Камчатские епархиальные ведомости. - Текст: электронный // Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Т. 5. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-5-donskaja-parhija-ifika/429 (дата обращения: 29.01.2022).

Юрганова И. И.

круга подписчиков приводили к нерентабельности её издания. В целом по империи стоимость номеров газеты «Епархиальные ведомости» составляла от 2 рублей 25 копеек до 6 рублей за номер. Цена енисейских Ведомостей была 6 рублей (с пересылкой); забайкальских - 6 рублей 50 копеек (с пересылкой); якутских - 10 рублей (за год, т. е. за два номера с пересылкой). Иркутская редакция предлагала дифференцированную оплату, когда годовая подписка составляла 5 рублей 50 копеек (с пересылкой и доставкой); полугодовая - 3 рубля, трёхмесячная -1 рубль 50 копеек; стоимость одного номера составляла 30 копеек. Таким образом, наиболее дорогой являлась годовая подписка забайкальских, а наиболее доступной - иркутских Ведомостей.

Редакции Ведомостей не публиковали финансовые отчёты1, в связи с чем не представляется возможным охарактеризовать их материальное положение, но систематические обращения к читателям с просьбами о своевременной оплате за подписку, проблемы оплаты печати, экономия канцелярских принадлежностей и отсутствие штатных со-

трудников свидетельствуют о финансовой несостоятельности [21]. Некоторым исключением являются енисейские Ведомости, содержание которых было предметом заботы епархиальных съездов.

В целом епархиальные издания отвечали поставленным задачам. Газета являлась очагом просвещения, площадкой для полемики по актуальной проблематике восточносибирских окраин. Уважительное отношение к истории предоставило возможности авторским коллективам обобщить и популяризировать обширный этнографический материал, обеспечив изданию ценность исторического источника. Газета информировала читателей о проведении просветительских мероприятий, предлагала духовную и светскую литературу, печатала объявления и епархиальную хронику, позволяющую реконструировать повседневность восточносибирской провинции второй половины XIX - начала ХХ в. Развитие духовной журналистики не ограничивалось рамками духовного сословия и способствовало культурным коммуникациям различных слоёв общества.

Список литературы

1. Нетужилов К. Е. Формирование системы церковной периодической печати в России XIX - начала XX веков: историко-типологический анализ: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10. СПб., 2010. 42 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II. Казань, 1898. 332 с.

3. Рункевич С. Г Русская Церковь в XIX в. СПб., 1901. 232 с.

4. Смолич И. К. История русской церкви. 1700-1917. М., 1996. Ч. 2. 798 с.

5. Сумцов Н. Ф. Губернские и епархиальные ведомости как пособие при изучении русской истории и этнографии // Киевская старина. 1885. № 2. С. 5-9.

6. Пыпин А. Н. История русской этнографии. СПб., 1892. Т. IV. 600 с.

7. Виноградов Г. С. Родиноведение в школе // Вестник просвещения. 1921. № 1. С. 25-35; № 5. С. 63-78.

8. Азадовский М. К. Задачи сибирской библиографии // Сибирские записки. 1919. № 6. С. 97-115.

9. Русское православие: вехи истории. М., 1989. 719 с.

10. Нетужилов К. Е. Епархиальная периодическая печать в дореволюционной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. № 21-1. С. 174-182.

11. Нетужилов Е. К. Церковная периодическая печать в России XIX столетия. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 268 с.

12. Акулич О. А. «Иркутские епархиальные ведомости» как краеведческий источник // IV Романовские чтения: материалы науч.-практ. конф. Иркутск, 2008. С. 25-30.

13. Лихачева Ю. Н. «Енисейские епархиальные ведомости» как источник по изучению социального облика духовенства г. Енисейска. Текст: электронный // Молодёжь и наука: материалы VII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвящённой 50-летию первого полета человека в космос. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/section05.html (дата обращения: 03.03.2022).

1 Исключение составляет номер минских Ведомостей за 1880 г., причиной появления которого явился отказ некоторых священников выписывать газету, и по распоряжению епархиального архиерея оплату за подписку стали вычитать из сумм, поступающих из духовной консистории в качестве жалованья священников, после чего была опубликована «Смета расхода и прихода средств по изданию "Минских епархиальных ведомостей"».

14. Алексеева Л. С. Деятельность духовенства Томской епархии по сохранению исторического и культурного наследия в XIX - начале ХХ в. (по материалам «Томских епархиальных ведомостей») // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2. С. 27-31.

15. Суханова Н. Н., Крючкова Т. А., Воробьева Е. Л. Круг исследовательских интересов и публикационная активность редакторов «Иркутских епархиальных ведомостей» // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». 2017. Т. 21. С. 148-155.

16. Юрганова И. И. Культурный трансфер православия на окраины империи: газета «Якутские епархиальные ведомости» (1887-1917 гг.) // Народы и религии Евразии. 2021. Т. 26, № 4. С. 118-130.

17. Дроботушенко Е. В. Типологические признаки периодического издания Забайкальской и Нерчин-ской епархии «Забайкальские епархиальные ведомости»: источниковедческий анализ // Современная научная мысль. 2021. № 1. С. 38-43.

18. Якимов О. Д. Очерки истории печати Якутии. От формирования предпосылок для возникновения печати до Февраля 1917 г. М.: Гендальф, 1998. 172 с.

19. Якимов О. Д. Печать национальных окраин Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 2000. 120 с.

20. Гуляева Е. П. Издательская деятельность русской православной миссии в Якутии (18121916 гг.) // Якутский архив. 2002. № 4. С. 81-94.

21. Молокова Л. В. Значение церковной периодики в общественной жизни регионов второй половины XIX - начала ХХ вв. (на примере «Иркутских епархиальных ведомостей») // Омский научный вестник. 2007. № 3. С. 92-93.

22. Капранова Е. А. Развитие церковно-административного устройства и управления Русской православной церкви на Дальнем Востоке России (1840-1918 гг.): автореф... дис. канд. ист. наук: 07.02.00. Благовещенск, 2003. С. 12-13.

Информация об авторе

Юрганова Инна Игоревна, доктор исторических наук; Институт российской истории РАН; 117292, Россия, г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 19; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН; 677007, Россия, г. Якутск, ул. Петровского, 1; e-mail: inna.yurganova@ mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-7751-8540.

Для цитирования

Юрганова И. И. Православный трансфер на восточных окраинах империи: краткий исторический обзор газеты «Епархиальные ведомости» // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 3. С. 37-46. DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-3-37-46.

Статья поступила в редакцию 10.07.2022; одобрена после рецензирования 14.08.2022; принята к публикации 16.08.2022.

References

1. Netuzhilov, K. E. Formation of the system of church periodicals in Russia of the XIX - early XX centuries: historical and typological analysis. Dr. sci. diss. abstr. SPb., 2010. (In Rus.)

2. Runovskiy, H. Ecclesiastical and civil legislation concerning the Orthodox clergy during the reign of the Imp. Alexander II. Kazan, 1898. (In Rus.)

3. Runkevich, S. G. The Russian Church in the XIX century. St.Petersburg, 1901. (In Rus.)

4. Smolich, I. K. The history of the Russian Church. 1700-1917. Part 2. Moscow, 1996. (In Rus.)

5. Sumtsov, N. F. Provincial and Diocesan Gazette as a guide in the study of the Russian history and ethnography, no. 2, pp. 5-9, 1885. (In Rus.)

6. Pypin, A. N. History of Russian Ethnography. Vol. IV. SPb.,1892. (In Rus.)

7. Vinogradov, G. S. Homeland studies at school. Herald of Enlightenment. Chita, 1921, no. 1, pp. 25-35; no. 5, pp. 63-78. (In Russ.)

8. Azadovskiy, M. K. Tasks of the Siberian bibliography. Siberian Notes, no. 6, pp. 97-115, 1919. (In Rus.)

9. Russian Orthodoxy: milestones of history. Moscow, 1989. (In Rus.)

10. Netuzhilov, K. E. Diocesan Periodical Press in Pre-Revolutionary Russia. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 21-1, pp. 174-182, 2006. (In Rus.)

11. Netuzhilov, E. K. The Church periodical press in Russia of the XIX century. St. Petersburg, SPbGU-Publ., 2008. (In Rus.)

12. Akulich, O. A. Irkutsk Diocesan Gazette as a local history source. IV Romanovskie chteniya: nauchn.-prakt. konf. Materialy. Irkutsk, 2008: 25-30. (In Rus.)

13. Likhacheva, Yu. N. "Yenisei Diocesan Gazette" as a source for the study of the social appearance of the clergy of Yeniseisk. Collection of materials of the VII All-Russian scientific and technical conference of students,

graduate students and young scientists, dedicated to the 50th anniversary of the first manned flight into space. Web. 03.03.2022. http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/section05.html. (In Rus.)

14. Alekseeva, L. S. The activity of the clergy of the Tomsk Diocese for the preservation of historical and cultural heritage in the XIX- beginning. XX centuries (based on the materials of the Tomsk Diocesan Gazette). Bulletin of the Kemerovo State University, no. 2, pp. 27-31, 2014. (In Rus.)

15. Sukhanova, N. N., Kruchkova, T. A., Vorob'eva, E. L. The range of research interests and publication activity of the editors of the Irkutsk Diocesan Gazette. Bulletin of Irkutsk State Universitet, vol. 21, pp. 148-155, 2017. (In Rus.)

16. Yurganova, I. I. Cultural Transfer of Orthodoxy to the Outskirts of the Empire: Yakut Diocesan Gazette (1887-1917). The people and religion of Eurasia, no. 4, pp. 118-130, 2021 (In Rus.)

17. Drobotushenko, E. V. Typological features of the periodical of the Trans-Baikal and Nerchinsk diocese "Trans-Baikal Diocesan Gazette": source analysis. Modern scientific thought, no. 1, pp. 38-43, 2021. (In Rus.)

18. Yakimov, O. D. Essays on the history of the press of Yakutia. From the formation of prerequisites for the emergence of the press until February 1917. Moscow, Gendal'f Publ., 1998. (In Rus.)

19. Yakimov, O. D. The seal of the national suburbs of Siberia and the Far East. Novosibirsk. Nauka Publ., 2000. (In Rus.)

20. Gulyaeva, E. P. Publishing activity of the Russian Orthodox Mission in Yakutia (1812-1916). Yakut archive, no. 4, pp. 81-94, 202. (In Russ.)

21. Molokova, L. V. The importance of church periodicals in the public life of the regions of the 19th century -the beginning of the 20th centuries (using the example of the Irkutsk Diocesan Gazette. Omsk Scientific Bulletin, no. 3, pp. 92-93, 2007. (In Rus.)

22. Kapranova, E. A. Development of the church-administrative structure and management of the Russian Orthodox Church in the Russian Far East (1840-1918): abstract of the dissertation of the Candidate of Historical Sciences. Blagoveshchensk, pp. 12-13, 2003. (In Rus.)

Information about author

Yurganova Inna I., Doctor of History; Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences; 19 Dmitry Ulyanov st., Moscow, 117292, Russia; Institute for Humanitarian Research and Problems of Indigenous Peoples of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences; 1 Petrovsky st., Yakutsk, 677007, Russia; e-mail: inna.yurganova@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-7751-8540.

For citation

Yurganova I. I. Orthodox Transfer on the Eastern Outskirts of the Empire: a Brief Historical Review of the Newspaper Diocesan Gazette // Humanitarian Vector. 2022. Vol. 17, No. 3. PP. 37-46. DOI: 10.21209/19967853-2022-17-3-37-46.

Received: July 10, 2022; approved after reviewing August 14, 2022; accepted for publication August 16, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.