Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННИК В СОВЕТСКОМ БЕЛОРУССКОМ СОЦИУМЕ В 1944-1964 ГОДАХ'

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННИК В СОВЕТСКОМ БЕЛОРУССКОМ СОЦИУМЕ В 1944-1964 ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЕПАРХИИ / ПРИХОДСКИЕ СВЯЩЕННИКИ / ДЕМАРКАЦИЯ ГРАНИЦЫ / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ / РЕГИСТРАЦИЯ / ПАСПОРТИЗАЦИЯ / КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Силова Светлана Владимировна

Статья посвящена анализу положения приходских православных священнослужителей Беларуси в послевоенное двадцатилетие. Автор на основе архивных материалов характеризует изменение правового, экономического и социального статуса православных приходских священников. Демаркация советско-польской границы, которая продолжалась до начала 50-х гг. ХХ в., привела не только к уменьшению православных приходов в самой Беларуси, но и к появлению священников, которые остались без приходов. Православным священникам не создавали комфортных условий для адаптации в послевоенных реалиях советской Беларуси. Священники должны были пройти обязательную регистрацию, без которой нельзя было совершать службы. Политика советской власти в БССР в 1944-1954 гг. по отношению к Православной церкви полностью опровергает тезис о «золотом десятилетии» в существовании церкви. Сразу после освобождения Беларуси начались аресты священнослужителей, которых обвиняли в коллаборации с нацистской администрацией. Значительно ухудшила материальное положение священников коллективизация сельского хозяйства в Западной Беларуси и высокое налогообложение. Приходская реформа 1961 г. поставила священников в тяжелые условия выживания и привела к началу глубокого кризиса церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX PRIEST IN THE SOVIET BELARUSIAN SOCIETY (1944-1964)

The article is devoted to the analysis of the situation of Orthodox parish priests in Belarus in the post-war 20th century. On the basis of various archival materials, the author characterizes the change of legal, economic and social status of Orthodox parish priests. The demarcation of the Soviet-Polish frontier, which lasted till the early 50s of the 20th century, led not only to the reduction of the number of the Orthodox parishes in Belarus, but also to the appearance of priests, who were left without parishes. The Orthodox priests were not provided with comfortable conditions for adaptation in the post-war realities of Soviet Belarus. The priests had to get a compulsory registration, without which they were not allowed to perform their services. The policy of the Soviet authorities in the BSSR during 1944-1954 in relation to the Orthodox Church completely refutes the thesis about a “golden decade” in the existence of the Church. Immediately after the liberation of Belarus, the authorities began arresting priests, who were accused of collaborating with the Nazi administration. The collectivization of agriculture in Western Belarus and high taxation greatly aggravated the financial situation of the priests. The parish reform of 1961 put priests in difficult conditions for survival and led to the outbreak of a deep crisis of the Church.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННИК В СОВЕТСКОМ БЕЛОРУССКОМ СОЦИУМЕ В 1944-1964 ГОДАХ»

Научная статья

УДК 94(476) «1945/1964»:271.2 DOI 10.25803/26587599_2022_44_223

С. В. Силова

Православный священник в советском белорусском социуме в 1944-1964 годах

Силова Светлана Владимировна, канд. ист. наук, доцент, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин, Гродно, Беларусь, ssilova@tut.by

аннотация: Статья посвящена анализу положения приходских православных священнослужителей Беларуси в послевоенное двадцатилетие. Автор на основе архивных материалов характеризует изменение правового, экономического и социального статуса православных приходских священников. Демаркация советско-польской границы, которая продолжалась до начала 50-х гг. ХХ в., привела не только к уменьшению православных приходов в самой Беларуси, но и к появлению священников, которые остались без приходов. Православным священникам не создавали комфортных условий для адаптации в послевоенных реалиях советской Беларуси. Священники должны были пройти обязательную регистрацию, без которой нельзя было совершать службы. Политика советской власти в БССР в 1944-1954 гг. по отношению к Православной церкви полностью опровергает тезис о «золотом десятилетии» в существовании церкви. Сразу после освобождения Беларуси начались аресты священнослужителей, которых обвиняли в коллаборации с нацистской администрацией. Значительно ухудшила материальное положение священников коллективизация сельского хозяйства в Западной Беларуси и высокое налогообложение. Приходская реформа 1961 г. поставила священников в тяжелые условия выживания и привела к началу глубокого кризиса церкви.

© Силова С. В.

вестник свято-филАрЕтовского института. 2022. выпуск 44 223

ключевые слова: Русская православная церковь, Беларусь, епархии, приходские священники, демаркация границы, уполномоченные, регистрация, паспортизация,коллективизация

для цитирования: Силова С. В. Православный священник в советском белорусском социуме 1944-1964 гг. // Вестник Свято-Филаретовского института. 2022. Вып. 44. С. 223-237. DOI: 10.25803/26587599_2022_44_223.

S. V. Silova

Orthodox priest in the Soviet Belarusian society (1944-1964)

Silova Svetlana Vladimirovna, Cand. Sci. (History), Associate Professor, Yanka Kupala State University of Grodno, Department of Belarusian History, Archaeology and Special Historical Disciplines, Grodno, Belarus, ssilova@tut.by

abstract: The article is devoted to the analysis of the situation of Orthodox parish priests in Belarus in the post-war 20th century. On the basis of various archival materials, the author characterizes the change of legal, economic and social status of Orthodox parish priests. The demarcation of the Soviet-Polish frontier, which lasted till the early 50s of the 20th century, led not only to the reduction of the number of the Orthodox parishes in Belarus, but also to the appearance of priests, who were left without parishes. The Orthodox priests were not provided with comfortable conditions for adaptation in the post-war realities of Soviet Belarus. The priests had to get a compulsory registration, without which they were not allowed to perform their services. The policy of the Soviet authorities in the BSSR during 1944-1954 in relation to the Orthodox Church completely refutes the thesis about a "golden decade" in the existence of the Church. Immediately after the liberation of Belarus, the authorities began arresting priests, who were accused of collaborating with the Nazi administration. The collectivization of agriculture in Western Belarus and high taxation greatly aggravated the financial situation of the priests. The parish reform of 1961 put priests in difficult conditions for survival and led to the outbreak of a deep crisis of the Church.

keywords: Russian Orthodox Church, dioceses, parish priests, border demarcation, commissioners, registration, passportization, collectivization

for citation: Silova S. V. (2022). "Orthodox priest in the Soviet Belarusian society (1944-1964)". The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, 2022, iss. 44, pp. 223-237. DOI: 10.25803/26587599_2022_44_223.

Адаптация к изменившемуся историческому пространству белорусского православного приходского священника в первое послевоенное двадцатилетие до сих пор не становилась предметом отдельного исторического исследования. При анализе периода 2-й половины 1940-х — 1-й половины 1960-х годов значительное внимание уделялось церковно-государственным отношениям, что нашло отражение, в частности, в монографии М. В. Шкаровского «Православная церковь при Сталине и Хрущеве». Автор характеризует изменение религиозной политики после освобождения БССР летом 1944 г. Однако Шкаровский не выделяет отдельно вопрос о том, каким образом проходила адаптация православного приходского священства к изменившемуся историческому пространству [Шкаровский, 187] Ч Свящ. Федор Кривонос в изданном курсе лекций по истории Православной церкви в Беларуси в ХХ в. анализирует историю епархий, деятельность архиереев, но не останавливается подробно на положении православных приходских священников в годы правления Иосифа Сталина и Никиты Хрущева [Кривонос 2008, 156-168].

Основой проведения исследования стали документы Архива Минского епархиального управления (годовые отчеты по благо-чиниям), Национального архива РБ (переписка с республиканским и областными уполномоченными по делам Русской православной церкви), областных архивов (переписка по вопросам деятельности приходских священников и состояния религиозной обрядности на местах).

Предмет исследования — деятельность православных священнослужителей, проживавших на территории Беларуси, которая была освобождена от нацистских захватчиков в июле 1944 г. До начала 1950 -х гг. западная граница БССР была подвижна: проходила демаркация границы между СССР и Польшей.

Хронологические границы статьи охватывают период с июля 1944 г., с момента освобождения Беларуси, по 1964 г., когда с должности Первого секретаря ЦК КПСС был снят Н. С. Хрущев.

1. Об этом см. подробнее в: [Каштелян].

Традиционно, характеризуя церковно-государственные отношения в БССР в 1944-1964 гг., историки выделяют несколько периодов:

1. 1944-1957 гг. — этап проработки механизмов государственно-церковных отношений, формирования и определения статуса и функций Совета по делам Русской православной церкви и Института уполномоченных. В рамках этого этапа обычно выделяют два периода: 1944-1953 гг. (от окончания нацистской оккупации Беларуси до смерти И. В. Сталина) и 1953-1957 гг. (приход к власти Н. С. Хрущева и разработка программы уничтожения церкви);

2. 1958-1960 гг. — изменение государственно-церковных отношений. Принятие секретного постановления ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам о недостатках научной и атеистической пропаганды», увольнение Г. Г. Карпова и назначение В. А. Куроедова;

3. 1961-1965 гг. — тотальная атака на церковь, начало реализации программы превращения БССР в полностью атеистическую республику. Проведение приходской реформы, советское законодательство того времени и усиление атеистической пропаганды привели к значительному сокращению числа действующих церквей и духовенства, закрытию Жировичской духовной семинарии. Борьба с религиозностью привела к созданию религиозного подполья.

Следует при этом отметить, что приведенная выше периодизация не позволяет в полной мере проанализировать положение, в котором оказались белорусские православные приходские священники в первое послевоенное десятилетие. На наш взгляд, выделение точек бифуркации может помочь наиболее полно реконструировать не только историческое пространство послевоенной Беларуси, но и место православного приходского духовенства в этом новом измененном пространстве. Такими точками бифуркации могут быть названы:

июль 1944 г. — освобождение Беларуси от нацистских захватчиков, распространение советского законодательства о культах, репрессии против духовенства;

1947 г. — возобновление деятельности Минской духовной семинарии в Жировичском монастыре;

1952 г. — упразднение православных епархий на территории Беларуси, за исключением Минской епархии, которая охватывала всю территорию страны;

1955 г. — Постановление Совета Министров СССР «Об изменении порядка открытия молитвенных зданий»;

октябрь 1958 г. — обсуждение на пленуме ЦК КПБ вопроса «О состоянии и мерах улучшения культурно-просветительской работы в республике», которое привело к усилению пропаганды научно-атеистических знаний, принятие Советом Министров СССР Постановления «О свечном налоге»;

9 января 1960 г. — Постановление ЦК КПБ «О задачах партийной пропаганды в современных условиях», 3 февраля 1960 г. — секретное Постановление ЦК КПСС «О мерах по устранению нарушений духовенством советского законодательства о культах»;

1961 г. — секретное Постановление Совета Министров СССР от 16 января 1961 г. «Об усилении контроля за деятельностью церкви», которое отменило все законодательные акты, принятые в годы Великой Отечественной войны и первое послевоенное десятилетие. 18 июля 1961 г. Архиерейский собор рассмотрел вопрос «Об изменениях в „Положении об управлении Русской Православной Церковью"», которое касалось IV раздела «О приходах». Было принято решение о разграничении обязанностей клира и исполнительных органов. Настоятели полностью отстранялись от участия в хозяйственно-финансовой деятельности общин. Этой деятельностью могли заниматься избранные на приходах исполнительные органы. Священникам передавались обязанности духовного руководства приходом и богослужебной деятельности;

1963 г. — усиление антирелигиозного натиска после июньского пленума 1963 г. ЦК КПСС;

1964 г. — закрытие Минской духовной семинарии в монастыре Жировичи.

При анализе положения православного священника в послевоенной советской Беларуси необходимо учитывать следующие факторы. В июле 1944 — июне 1945 гг. в Беларуси сохранялось военное положение. Постановлением Военного совета 2-го Белорусского фронта предписывалось:

В целях поддержания революционного порядка и осуществления твердого пограничного режима в пределах административных районов, непосредственно примыкающих к линии границы между СССР и Польшей, въезд, проживание и передвижение в границах административного деления пограничной полосы лицам, не являющимся постоянными жителями этих районов, без разрешения соответствующего отдела полиции НКВД запретить.

Въезд и проживание в пределах районов — только по пропускам [ГАГр. Ф. 1171 с. Оп. 1. Д. 6. Л. 24].

Данное Постановление затрудняло осуществление пастырской деятельности.

На июнь 1945 г. в Беларуси было зарегистрировано только 556 православных священников, из них семь благочинных в Моло-дечненской области. Более 170 священников не были зарегистрированы в первой половине 1945 г. Разделение между западной и восточной частями Беларуси сохранялось и даже углублялось. В западном регионе было зарегистрировано 378 священников. Больше всего священников было в Брестской (121), Барановичской (102), Пинской (71) и Гродненской (70) областях. Самое большое количество прошедших регистрацию православных священников восточной части Беларуси было в Полоцкой (51), Минской (36), Молодечненской (34) областях. В Витебской области было наименьшее число зарегистрированных священников (11 человек) [НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 2. Л. 5, 9, 72, 76, 95, 105, 110, 136, 154, 160, 180]. Регистрация проводилась для начисления налога, размер которого напрямую зависел от земли при храме и количества верующих. Иногда налог составлял 12 000 р. при годовом доходе священника — 19 000 р. [ГАВО. Ф 4131. Оп. 1. Д. 1. Л. 34].

Необходимо отметить, что до середины 50-х гг. ХХ века в Беларуси оставались незарегистрированные священники. На территории Могилевского благочиния в районном г. Чаусы в рамках Благович-ского прихода в 1956 г. проживал свящ. Тихон Иванович Шафран-ский, который не получил регистрацию у уполномоченного по Мо-гилевской области и не числился в штате Могилевского округа. Это не мешало ему совершать требы в г. Чаусы: крестить, хоронить, посещать кладбища на Радоницу и проводить молитвы в домах верующих. В отчете по Могилевскому благочинию за 1956 г. отмечалось, что он «тем самым нарушает нормальную жизнь Благовичского прихода и отвлекает прихожан от приходской церкви» [Архив 1956, 18].

Уполномоченные не только регистрировали священников, но и собирали сведения о деятельности священников во время нацисткой оккупации Беларуси, разоблачая «шпионов», которые сотрудничали в оккупационными властями. Уполномоченные отмечали в своих отчетах, что такие священники «оставались на местах и некоторые из них были членами фашистских организаций, в которых принимали активное участие в борьбе против советской власти».

Отчеты содержали поименную информацию:

Правда, кое-кто из них уже арестован по линии КГБ и изолирован от народа. Например, бывший священник Изобеллинской церкви Волковысско-го района Ясинский, сын «рабочего города Дейтройт США», американский шпион и священник Белавичской церкви Мостовского района Дмитрук, сын помещика Холмского уезда Люблинской губернии. А остальные пока на воле остались, забравшись на приходы в глухие места, проповедуют слово Божие и живут за счет тьмы и невежества нашего народа [ГАГр. Ф. 478. Оп. 2. Д. 21. Л. 19, 21].

В 1947-1948 гг. некоторые уполномоченные и представители властей даже проводили обыски у священников в Докшицком районе Полоцкой области, что было признано республиканским советом недопустимым.

В послевоенное десятилетие произошло существенное изменение западной границы БССР. Официальное соглашение о советско-польской границе было принято руководителями СССР, США и Великобритании на Ялтинской конференции 1945 г. По этому соглашению западная граница СССР должна была проходить по линии Керзона. 16 августа 1945 г. в Москве Председатель Временного правительства Польши Э. Асубка-Моравский и нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов подписали договор о советско-польской государственной границе. В пользу Польши у Беларуси была конфискована часть территории восточнее линии Керзона до реки Западный Буг, а также часть Беловежской пущи, включая Немиров, Хайновку, Беловежскую и Яловку, с максимальным отклонением 17 км в пользу Польши. Так, от имени Советского Союза Молотов фактически подарил Польше исконно белорусские земли — почти всю Белостокскую область, кроме Берестовицко-го, Волковыцкого, Гродненского, Сапоцкинского, Свислочского и Скидельского уездов, входивших в состав Гродненской области, а также Клещельского и Хайновского районов, входивших в состав Беловежской пущи. Польская сторона передала БССР только 15 деревень, населенных в основном белорусами. Всего из Польши в БССР было передано 14300 км 2 с населением около 638 тыс. человек. Далее по настоянию польского правительства в сентябре 1946 г. в ходе демаркационных работ на местности польская сторона внесла 22 предложения по изменению линии границы. В результате к Беларуси отошло 24 населенных пункта с населением 3606 человек, а к Польше — 44 населенных пункта с населением

7143 человек. Уточнение советско-польской границы продолжалось до 1955 года. 8 марта 1955 г. в результате третьего уточнения границы из Сапоцкинского района в Польшу была передана территория с населением 1835 человек, а через несколько месяцев из Гродненской области было передано в Польшу 26 деревень и хутора [Спаткай]. Так, в мае 1948 г. территория Юровлянского прихода вместе с церковью отошла к Польше, и свящ. Алексей Казакевич временно остался без места. Сначала он приехал в Гродненскую область, затем отправился в Пинскую. Типичную для того времени характеристику священнику дал уполномоченный Макаренко:

Об этом плюгавеньком попике я сообщаю потому, чтобы вы знали, с кем имеете дело, а также, чтобы он не промотал культовых вещей на новом месте, а главное, нам уполномоченным, нужно ставить в обязанности узнавать, в какую область уезжает штрафной поп и передавать тому уполномоченному все сведения о подобных проходимцах. Например, ко мне из Баранович-ской области явились несколько подобных Казакевичу, о которых я ничего не знаю, а необходимо знать [ГАГр. Ф. 478. Оп. 2. Д. 8. Л. 19].

Летом 1944 г. начались аресты духовенства, находившегося на оккупированных территориях во время войны. Их обвиняли в коллаборационизме и антисоветской деятельности. За 1944-1951 гг. только в Гродненской области было репрессировано 22 православных священника. По данным Л. В. Морякова, с 1944 г. по середину 50-х годов ХХ в. было арестовано и осуждено 149 православных священников.

В западной части Беларуси имелось довольно много приходских священников, которые находились на одном приходе уже второй или третий десяток лет. Эта часть духовенства чувствовала себя в 1944 г. лучше, чем во время «старой польской власти», поскольку советская власть на непродолжительный период дала им возможность свободно совершать религиозные обряды по просьбе верующих в их домах. Верующие привыкли к этой части духовенства. Вторая же часть духовенства — беженцы из восточной части Беларуси, которые были рукоположены из псаломщиков в священники, — не пользовалась авторитетом в народе. Некоторые из этих священников заявляли, что «население их приходов за эти последние два года очень изменилось: к церкви относятся равнодушно, а духовенство не признают» [ГАГр. Ф. 478. Оп. 2. Д. 2. Л. 34].

В сентябре 1944 г. минскую кафедру принял архиеп. Василий (Ратмиров), 6 сентября 1944 г. на Брестскую кафедру рукоположили вдового прот. Алексия Образцова, принявшего в монашестве имя Паисий. Гродненскую епархию было поручено окорм-лять еп. Варсанофию (Гриневичу). Архиепископ Даниил (Юзвюк) 17 января 1946 г. принял Пинскую кафедру. При этом следует учитывать и сложные отношения, которые складывались между местным духовенством и назначенными епископами. В стенограмме разговора епископа Гродненского Варсонофия с уполномоченным по делам Русской православной церкви при Совете Министров БССР по Гродненской области И. Т. Макаренко епископ дал следующую характеристику местному священству:

...Хоть я и провожу месячные курсы по переподготовке духовенства, и два раза созывались курсы псаломщиков, а пользы в этом вижу очень мало. Да и вполне понятно, разве можно перевоспитать этих людей, которые постоянно жили и воспитывались в панской Польше. Эти люди смотрят и прислушиваются не к Москве, а к Варшаве и даже Ватикану. Гродненская область пограничная и здесь должны жить люди только проверенные. Поэтому я бы сделал так: всех этих православных священников отправил бы вглубь СССР, например, в Сибирь лет на 10-15 для того, чтобы из них вышел весь католический дух, а духовенство, выращенное в условиях советской власти, прислать и поставить на их место. Только тогда можно будет надеяться, что православная религия в западных областях займет свое истинное место [ГАГр. Ф. 478. Оп. 2. Д. 2. Л. 58].

До 1952 г., по требованию властей, в Гродно, Бресте и Пинске архиерейские кафедры были упразднены. В Беларуси осталась действующей только одна Минская епархия, правящим архиереем которой в начале 1947 г. был архиеп. Питирим (Свиридов).

У духовенства были сложности с получением советских паспортов. Гродненскому уполномоченному поступило заявление от священника Завалковской церкви Щучинского района Нена-ртовича, в котором он писал:

...Проживаю в этом районе уже 10 лет (с 1941 года). До 1951 года работал диаконом Ятвеской церкви Щучинского района, в марте 1951 был переведен в другой сельский совет д. Завалки, однако председатель сельсовета не разрешает проживать без паспорта, хотя в Щучинском районе паспортизация на тот момент еще не проводилась. Однако от священника требовали паспорт [ГАГр. Ф. 478. Оп. 2. Д. 14. Л. 22, 23].

Священник Ненартович обратился в сельский совет за справкой для получения паспорта, но председатель отказал. Уполномоченный позвонил секретарю в райисполком, спросил, почему отказывают Ненартовичу. Ему ответили: «Мы не хотим попа». Уполномоченный ответил:

Я тоже не хочу попа, а вот народ, которым вы руководите, хочет попа, и лишать священника в получении паспорта не имеем права, так как он является полноправным гражданином Советского Союза [ГАГр. Ф. 478. Оп. 2. Д. 14, 22, 23].

Уполномоченный приказал решить вопрос на месте.

Необходимо отметить, что условия существования духовенства на местах всецело зависели от личностных качеств представителей местных органов власти. В Кировском районе в с. Люба-ничи председатель сельсовета запретил отпускать священнику продукты из сельского магазина, объяснив это тем, что по Конституции церковь отделена от государства и духовенство «не имеет права получать продукты». Такая позиция председателя привела к тому, что за 10 лет в этом приходе сменилось 14 священников. Назначенного настоятелем Николаевской церкви в с. Павловичи Кировского района на 12-й день приезда в приход вызвали в сельсовет на собрание актива, на котором присутствовал председатель Кировского райисполкома. На собрании председатель колхоза в грубой форме и с угрозами заявил, что «священник должен в двухнедельный срок убраться отсюда и освободить нашу территорию от его присутствия. Потому что нам не нужна церковь» [НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 2. Л. 102].

Усугубляла положение священников и проведенная в западных районах БССР коллективизация сельского хозяйства. В восточной части БССР коллективизация произошла до 1939 г., священство было лишено земли. Короткий период нацистской оккупации, когда священникам была выделена земля, не улучшил материального состояния приходского священства восточного региона Беларуси. В западной части Беларуси ситуация была иной. До 1950 г. православное духовенство «как бы и не замечало или не хотело замечать тех изменений, которые произошли за годы советской власти».

В отчетах уполномоченных отмечалось:

Если раньше духовенство, сильно и надолго засев на приходах, перемещалось только в исключительных случаях, материально обеспечены и не думали

о завтрашнем дне. Считали, что религия вечна, что основы настолько прочны и непреклонны, что никакая сила не сможет нарушить этого порядка, создававшегося веками. Пока не было колхозов, духовенство сильно было связано с деревней, они имели от пяти до восьми га пахотной земли и сенокосы, которые им по традиции почти бесплатно обрабатывали крестьяне. Сейчас этого уже нет [ГАГр. Ф. 478. Оп. 2. Д. 14, 15].

Так, в 1950 г. в Гродненской области была почти окончена коллективизация сельского хозяйства (до 80 %), вся бывшая церковная земля и сенокос вошли в колхозные земли. Это привело к резкому сокращению доходности духовенства. Только за 1950 г. из Гродненской области в поисках лучших приходов выбыло 11 представителей духовенства, главным образом в Великолукскую область, в 1951 г. несколько человек планировали выехать в Мо-лотовскую область [ГАГр. Ф. 478. Оп. 2. Д. 14. Л. 16]. Из 69 действующих приходских церквей Гродненской области 12 считались малопригодными. Например, согласно смете епископа, для епархиального управления в 1950 г. духовенство епархии должно было внести около 850 тыс. руб., а было внесено не более половины. В ноябре 1950 г. настоятель Полонковской церкви Свис-лочского района Ранжев отказался от прихода, мотивируя это тем, что его годовой доход меньше, чем с него причитается за год епархиальных взносов [ГАГр. Ф. 478. Оп. 2. Д. 14. Л. 16].

Священник Зельвенской церкви Сергий Сементовский до 1950 г. пользовался пятью га пахотной земли и сенокосом. В 1950 г. вся земля отошла колхозу. В марте 1950 г. священник Се-ментовский приехал к уполномоченному и просил помочь ему в получении у колхоза хотя бы 1 га сенокоса для коня, которого он имел как благочинный для поездок по благочинию. Уполномоченный сказал ему, что это дело правления колхоза. У них есть закон по части наделения пахотной землей и сенокосом не членов колхоза, проживающих на колхозной земле.

Нет, — ответил Сементовский, — я в правление обращаться не буду, лучше всего обращусь к епископу и попрошу у него приход там, где еще нет колхозов, думаю, что еще есть такие места, где можно получить для причта пахотной земли в достаточном количестве [ГАГр. Ф. 478. Оп. 2. Д. 14. Л. 16].

Таким образом, в июле 1944 г. приходское православное духовенство оказалось в новой исторической реальности. Изучение практической реализации советской политики по отношению

к Православной церкви в Беларуси дает возможность утверждать, что в БССР отсутствовало «золотое десятилетие» в отношениях церкви и государства (исключением, пожалуй, можно назвать открытие в 1947 г. в деревне Жировичи Минской духовной семинарии, которая была закрыта в 1964 г.). Аресты священнослужителей начались в июле — августе 1944 г. и не останавливались до начала 60-х годов ХХ в. Обязательная регистрация священников у уполномоченных означала автоматическое начисление высоких налогов. В 1950 г. началась коллективизация сельского хозяйства в Западной Беларуси, которая окончательно подорвала материальное положение приходского духовенства. Именно коллективизация, на наш взгляд, привела к ликвидации определенного разделения в положении православного духовенства восточной и западной части Беларуси. Выдавливалось духовенство и из советского общества, священники не воспринимались как равноправные граждане СССР 2. Все эти факторы привели к тому, что в 50-60-е гг. ХХ в. произошло постепенное уменьшение количества церквей, в которых могли служить священники. К 1953 г. количество действующих православных храмов в Беларуси сократилось до 957. В них служили 724 священника и 58 диаконов [Кривонос 2008, 164]. Несмотря на существование Духовной семинарии, вакантными в Беларуси были 49 приходов [Архив 1959, 5]. Все вышесказанное позволяет утверждать, что положение православного приходского духовенства в советской Беларуси было неприемлемым ни с правовой, ни с материальной точки зрения.

Список сокращений

НАРБ Национальный архив Республики Беларусь ГАВО Государственный архив Витебской области ГАГр Государственный архив Гродненской области

Источники

1. Архив 1956 = Отчет о состоянии церковно-приходской жизни по Мо-гилевскому благочинию за 1956 г. // Архив Минского епархиального управления.

2. См. подробнее в: [Поспеловский; Кривонос 2004].

2. Архив 1959 = Отчет по Минской епархии за 1959 г. // Архив Минского епархиального управления.

3. ГАВО. Ф 4131. Оп. 1. Д. 1 = Постановления, решения, инструкции, указания Совета по делам Русской Православной церкви при Совете Министров СССР, уполномоченного Совета по БССР, Витебского облисполкома, райисполкомов об открытии церквей в деревнях, регистрации приписных церквей, часовен и монастырей (1948 г.) // ГАВО. Ф 4131. Оп. 1. Д. 1.

4. ГАГр. Ф 478. Оп. 2. Д. 21 = Докладные записки, статистические сведения (18 марта 1948 г. — 1 декабря 1948 г.) // ГАГр. Ф 478. Оп. 2. Д. 21.

5. ГАГр. Ф. 1171 с. Оп. 1. Д. 6 = Переписка с гор- райисполкомами, отделами облисполкома и другими организациями (20 августа 1944 — 31 декабря 1944) // ГАГр. Ф. 1171 с. Оп. 1. Д. 6.

6. ГАГр. Ф. 478. Оп. 2. Д. 8 = Информационные отчеты, статистические сведения и переписка с Советом Министров за 1948 г. // ГАГр. Ф. 478. Оп. 2. Д. 8.

7. ГАГр. Ф. 478. Оп. 2. Д. 14 = Информационные отчеты, статистические сведения и переписка с Советом Министров (2 января 1951 — 31 декабря 1951 г.) // ГАГр. Ф. 478. Оп. 2. Д. 14.

8. НАРБ. Ф. 951. Оп. 3. Д. 33 = Письма. Жалобы и заявления верующих и духовенства и переписка по их расследованию (3 января — 28 ноября 1959 гг.) // НАРБ. Ф. 951. Оп. 3. Д. 33.

9. НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 2 = Отчетно-информационные доклады Уполномоченных Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по областям БССР (01.07. — 01.03.1945 г.) // НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 2.

10. НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 3 = Отчетно-информационные доклады Уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви по западным областям БССР (03.04.1947-23.02.1948 гг.) // НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 3.

Литература

1. Каштелян = Каштелян И. С. Политика советских властей по отношению к Русской Православной Церкви, и повседневная жизнь в БССР

в 1945-1953 гг. // Макарьевские чтения : Материалы 4-й международной конференции, Горно-Алтайск, 21-22 ноября 2005 г. Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2005. С. 156-163.

2. Кривонос 2004 = Кривонос Федор, прот. Житие священномучеников Минской епархии (1-я половина XX века). Минск : Скакун, 2004. 174 с.

3. Кривонос 2008 = Кривонос Федор, прот. Белорусская Православная Церковь в ХХ столетии. Минск : Врата, 2008. 255 с.

4. Поспеловский = Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. Москва : Республика, 1995. 510 с.

5. Спаткай = Спаткай Л. Как и когда менялись границы Беларуси. URL: http://www.sn-plus.com/ru/page/persons/5729/ (дата обращения: 11.01.2019).

6. Шкаровский = Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. Москва : Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 1999. 400 с.

References

SOURCES

1. Dokladnye zapiski, statisticheskie svedeniia (18 marta 1948 — 1 dekabria 1948 g.), Gosudarstvennyi arkhiv Grodnenskoi oblasti [State archive of the Grodno region], coll. 478, aids 2, fol. 21 (in Russian).

2. Informatsionnye otchety, statisticheskie svedeniia i perepiska s Sovetom Ministrov po etim voprosam za 1948 g., Gosudarstvennyi arkhiv Grodnenskoi oblasti [State archive of the Grodno region], coll. 478, aids 2, fol. 8

(in Russian).

3. Informatsionnye otchety, statisticheskie svedeniia i perepiska s Sovetom Ministrov (2 ianvaria 1951 — 31 dekabria 1951 g.), Gosudarstvennyi arkhiv Grodnenskoi oblasti [State archive of the Grodno region], coll. 478, aids 2, fol. 14.

4. Otchet o sostoianii tserkovno-prikhodskoi zhizni po Mogilevskomu blagochiniiu za 1956 g., Arkhiv Minskogo eparkhial'nogo upravleniia [Archive of the Minsk diocesan administration] (in Russian).

5. Otchet po Minskoi eparkhii za 1959 g., Arkhiv Minskogo eparkhial'nogo upravleniia [Archive of the Minsk diocesan administration] (in Russian).

6. Otchetno-informatsionnye doklady Upolnomochennykh Soveta po delam russkoi pravoslavnoi tserkvi po zapadnym oblastiam BSSR (03.04.194723.02.1948 gg.), Natsional'nyi arkhiv Respubliki Belarus' [National archive of the republic of Belarus], coll. 951, aids. 2, foll. 3 (in Russian).

7. Otchetno-informatsionnye doklady Upolnomochennykh Soveta po delam russkoi pravoslavnoi tserkvi pri Sovete Ministrov SSSR po oblastiam BSSR (01.07-01.03.1945 g.), Natsional'nyi arkhiv Respubliki Belarus' [National archive of the republic of Belarus], coll. 951, aids. 2, foll. 2 (in Russian).

8. Perepiska s gor- raiispolkomami, otdelami oblispolkoma i drugimi organizatsiiami (20 avgusta 1944 — 31 dekabria 1944), Gosudarstvennyi arkhiv Grodnenskoi oblasti [State archive of the Grodno region], coll. 1171 s, aids 1, fol. 6 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Pis'ma. Zhaloby i zaiavleniia veruiushchikh i dukhovenstva i perepiska po ikh rassledovaniiu (3 ianvaria — 28 noiabria 1959 g.), Natsional'nyi arkhiv RespublikiBelarus' [National archive of the republic of Belarus], coll. 951, aids. 3, fol. 33 (in Russian).

10. Postanovleniia, resheniia, instruktsii, ukazaniia Soveta po delam Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi pri Sovete Ministrov SSSR, upolnomochennogo Soveta po BSSR, Vitebskogo oblispolkoma, raiispolkomov ob otkrytii tserkvei

v derevniakh, registratsii pripisnykh tserkvei, chasoven i monastyrei (1948 g.), Gosudarstvennyi arkhiv Vitebskoi oblasti [State archive of the Vitebsk region], coll. 4131, aids 1, fol. 1 (in Russian).

LITERATURE

1. Kashtelian I. S. (2005). "The policy of the Soviet authorities towards the Russian Orthodox Church, and everyday life in the BSSR in 1945-1953", in Makar'evsike chteniia: Materialy chetvertoi mezhdunarodnoi konferentsii, Gorno-Altaisk, 21-22 noiabria 2005 g. [Makariev Readings: Proceedings of the 4th International Conference, Gorno-Altaisk, November 21-22, 2005]. Gorno-Altaisk : RIO GAGU, pp. 156-163 (in Russian).

2. Krivonos Feodor, priest (2004). Zhitie sviashchennomuchenikov Minskoi eparkhii (1-ia polovina 20 veka) [Life of the Hieromartyrs of the Minsk Diocese (1st half of the 20th century)]. Minsk : Skakun (in Russian).

3. Krivonos Feodor, priest (2008). Belorusskaia Pravoslavnaia Tserkov'

v20stoletii [Belarusian Orthodox Church in the 20th century]. Minsk : Vrata (in Russian).

4. Pospelovskii D. V. (1995). RusskaiaPravoslavnaia Tserkov'v20 veke [Russian Orthodox Church in the 20th century]. Moscow : Respublika (in Russian).

5. Spatkai L. Kak i kogda menialis' granitsy Belarusi [How and when the borders of Belarus changed], available at: http://www.sn-plus.com/ru/page/ persons/5729/ (11.01.2019).

6. Shkarovskii M. V. (1999). Russkaia Pravoslavnaia Tserkov'pri Staline i Khrushcheve [Russian Orthodox Church under Stalin and Khrushchev]. Moscow : Krutitskoe Patriarshee Podvor'e, Obshchestvo liubitelei tserkovnoi istorii (in Russian).

Статья поступила в редакцию 13.04.2022; одобрена после рецензирования 15.06.2022;

принята к публикации 01.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.