Научная статья на тему 'Православный приход в Восточной Сибири в xviii В. : традиционные начала и государственная политика'

Православный приход в Восточной Сибири в xviii В. : традиционные начала и государственная политика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ИРКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ / IRKUTSK EPARCHY / ПРИБАЙКАЛЬЕ / BAIKAL REGION / ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД / ORTHODOX PARISH / ВЕРУЮЩИЕ / BELIEVERS / ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / PARISH CLERGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Санников Александр Павлович

Рассматривается развитие православного прихода в Восточной Сибири в XVIII в. Ранее внутреннее устройство и организация приходской жизни относились к земской автономии. В XVIII в. началась активная регламентация деятельности приходских объединений. Изменялись их границы, устранялись малые приходы, вводилась практика назначения клира, ограничивались «канунные» праздники, ставились под контроль органы самоуправления. Это меняло отношение верующих к делам своего прихода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox Parish in Eastern Siberia in the XVIII Century: Foundation and State Policy

Development of Orthodox parish in Eastern Siberia in the XVIII century is considered. Before that time organization and order of parish state of life fell within the jurisdiction of «zemstvo» (district council). In the XVIII century active parish activity regulation began. Parishes’ borders were changed, small ones were abolished, practice of clergy appointment was introduced, vigils were limited, local authorities were brought under control.

Текст научной работы на тему «Православный приход в Восточной Сибири в xviii В. : традиционные начала и государственная политика»

Серия «Политология. Религиоведение» 2015. Т. 14. С. 202-205 Онлайн-доступ к журналу: http ://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского государственного университета

УДК 2(С18Ирк)

Православный приход в Восточной Сибири в XVIII в.:

*

традиционные начала и государственная политика

А. П. Санников

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. Рассматривается развитие православного прихода в Восточной Сибири в XVIII в. Ранее внутреннее устройство и организация приходской жизни относились к земской автономии. В XVIII в. началась активная регламентация деятельности приходских объединений. Изменялись их границы, устранялись малые приходы, вводилась практика назначения клира, ограничивались «канунные» праздники, ставились под контроль органы самоуправления. Это меняло отношение верующих к делам своего прихода.

Ключевые слова: Русская православная церковь, Иркутская епархия, Прибайкалье, православный приход, верующие, приходское духовенство.

Основным фактором, определявшим развитие православного прихода в Восточной Сибири в XVIII в., стали взаимоотношения общины верующих и церковной администрации. Община являлась носителем традиционных начал в организации приходской жизни. Церковное строительство, обеспечение храма всем необходимым для богослужений, содержание приходского духовенства и косвенно церковной администрации - вот перечень основных обязанностей, которые несли на своих плечах верующие. С другой стороны, правительство все настойчивее проводило в жизнь курс на более жесткую регламентацию и централизацию всех общественных отношений, включая религиозные.

Восточная Сибирь в этом процессе имела отличительные особенности. Здесь церковная администрация сформировалась довольно поздно. Учрежденная в 1727 г. Иркутская епархия на начальном этапе охватывала только часть территории и лишь с 1731 г. объединила весь регион. У иркутских архиереев вплоть до конца XVIII в. не имелось в достаточном объеме ни экономического, ни кадрового резерва для изменения ситуации в приходах. К тому же отношения с гражданскими властями не всегда складывались ровно. К этому времени в Восточной Сибири уже сформировалось большинство приходских общин, в которых верующие, опираясь на мирские традиции, самостоятельно решали основные вопросы религиозного общения. Для изменения положения у иркутских архиереев оставался только один ресурс - административный, которым и приходилось пользоваться, выстраивая отношения между приходской общиной и церковной администрацией.

*

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ (проект № 13-01-00308).

Важнейшим вопросом во взаимоотношениях приходских общин и церковной администрации являлось определение территориального и количественного состава прихода. По традиции, сложившейся в Сибири в XVII в., каждый русский поселенец самостоятельно делал выбор, к какой приходской общине принадлежать и какую церковь посещать.

В 20-е гг. XVIII в. правительство предоставило право церковным властям по своему усмотрению изменять границы приходов. Преследовалась цель -ликвидировать малые приходы и не допускать их возникновения впредь.

В Восточной Сибири данная реорганизация началась в 1723 г. В мае этого года состоялась перепись всех населенных мест и закрепление их за приходскими церквями. Исключительное право изменения определенных границ приходов передавалось в руки епископата. В результате община теряла одно из своих прав.

Важнейшим правом, утраченным общиной верующих в течение XVIII в., явилось право подбора и найма приходского духовенства. Традиционно приходская община приглашала к церкви священнослужителей и причетников. Прихожане рассматривали условия духовенства, выдвигали свои требования, и в случае достижения соглашения кандидату выдавался соответствующий документ - «выбор», с которым он отправлялся к епископу «на поставление».

Епископ Михаил (Миткевич) в начале 80-х гг. XVIII в. сам начал рекомендовать кандидатов на места при церквях. Приходская община рассматривала представленную кандидатуру и выдавала «выбор». В результате кандидаты на место при церкви стали обращаться не к прихожанам, а к епископу.

В 1797 г. Синод отменил выборы приходского духовенства. Отныне верующие должны были принимать любого назначенного епископом кандидата. Именно в это время получает бытование поговорка «Что ни поп, то батька».

Другим утраченным правом православных общин в регионе стало запрещение на организацию местных приходских церковных праздников - так называемых канунов. Кануны затевались чаще всего по поводу храмовых праздников, реже по просьбе прихожан. Для их празднования изготавливалось «канунное пиво», которое выпивалось верующими, а определенная часть продавалась в приходе.

В 1731 г. Иркутский архиерейский приказ, под давлением ратуши, запретил кануны в Иркутске и Иркутском уезде. Подобные запреты очень скоро распространились и на другие приходы. Однако празднование канунов в приходах продолжалось. Опасаясь утратить контроль за канунными праздниками, церковная администрация от запретов перешла к их регламентации. В 1736 г. по всей епархии разослали указы, предписывавшие «не варить канунных пив без позволения Его Преосвященства, а когда случитца какой храмовый праздник для какой нужды сварить, то б требовать писменно позволения». Более 15 лет такие разрешения приходским общинам выдавались. Окончательно празднование канунов в Иркутской епархии было запрещено в 1750 г.

В XVIII в. приходской сход терял одну за другой свои управляющие функции: вопросы территориальных границ и состава прихода, ревизии церковной казны, выбора и найма причта, распоряжение церковным имуществом и

ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVIII В.

205

др. Ведущую роль в его работе стали играть должностные лица: мирские старосты, старшины, сотские, десятские и церковные старосты, а также духовенство.

В течение XVIII в. изменилось положение церковного старосты. Первоначально это была мирская выборная должность. Инициатива в подборе и выдвижении кандидата исходила от приходской общины. Однако постепенно роль общины в подборе кандидата снизилась. В городах, особенно в Иркутске, судьбу этой выборной должности начали решать крупные жертвователи и «благотворители» данного храма.

Полномочия церковных старост в XVIII в. существенно ограничились. Если ранее церковный староста являлся единоличным распорядителем церковной казны и отчитывался только на сходе, то епископ Иннокентий (Неру-нович) ввел по всей Иркутской епархии «счет». Церковные старосты должны были ежегодно отчитываться о состоянии церковной казны и произведенных расходах перед церковной администрацией.

Первоначально «счет» проводил глава духовного правления - заказчик. Позднее контрольные функции передали Иркутской духовной консистории, в которой для этого создали особый «счетный стол». Все церковные старосты Прибайкалья обязаны были пройти через него - «держать счет». Прихожанам лишь объявлялись итоги проведенных проверок.

Более решительно епархиальные власти поступили с церковными трапезниками. Эту должность вывели за штат служителей, работавших при церкви (сторож, просфорня), и объявили необязательной. Содержать трапезника или отказаться - решала сама приходская община. В результате в конце XVIII в. трапезники вообще не упоминаются в 70 % приходов Восточной Сибири.

Перераспределение полномочий между приходскими общинами и церковной администрацией не означало разрыва или конфликта сторон. Иркутские епископы внимательно рассматривали и принимали многие пожелания прихожан. Касалось ли это перемещения приходского духовенства из прихода в приход или продвижения по службе, проведения крестных ходов или особых молений, - в каждом случае мнение приходской общины учитывалось. Однако право принятия решения оставалось за главой епархии.

В итоге приходская община в течение XVIII в. лишилась большинства своих прав. Это привело к усилению влияния епископата, что сказалось на активности, инициативе и интересе верующих к делам своего прихода, и явилось предвестником кризиса приходской организации.

Orthodox Parish in Eastern Siberia in the XVIII Century: Foundation and State Policy

A. P. Sannikov

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. Development of Orthodox parish in Eastern Siberia in the XVIII century is considered. Before that time organization and order of parish state of life fell within the jurisdiction of «zemstvo» (district council). In the XVIII century active parish activity regulation

began. Parishes' borders were changed, small ones were abolished, practice of clergy appointment was introduced, vigils were limited, local authorities were brought under control.

Keywords: Russian Orthodox Church, Irkutsk Eparchy, the Baikal region, orthodox parish, believers, parish clergy.

Санников Александр Павлович

кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России, исторический факультет

Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: 8(3952)240522 e-mail: aps. 72@mail.ru

Sannikov Aleksandr Pavlovich

Candidate of Sciences (History),

Associate Professor, Department of History,

Russia Faculty of History

Irkutsk State University

1, K. Marx st., Irkutsk, 664003

tel.: 8(3952)240522

e-mail: aps.72@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.