Научная статья на тему 'Православный некрополь XVII-XVIII веков в селе Абалак Тобольского района: итоги и перспективы исследований'

Православный некрополь XVII-XVIII веков в селе Абалак Тобольского района: итоги и перспективы исследований Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБАЛАКСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ / ПРАВОСЛАВНЫЙ НЕКРОПОЛЬ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / ABALAK MALE MONASTERY / ORTHODOX NECROPOLIS / BURIAL RITE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данилов Петр Григорьевич

В статье на основе письменных материалов и археологических исследований православного некрополя в Абалакском мужском монастыре определяются хронологические рамки его функционирования, выделяются территория и границы, ставится вопрос о типологической принадлежности могильника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX NECROPOLIS XVII-XVIII CENTURIES IN THE ABALAK VILLAGE TOBOLSK DISTRICT: RESULTS AND PROSPECTS OF RESEARCH

In this paper, based on written material and archaeological studies of the Orthodox cemetery in Abalak Monastery determined by the chronological framework of its operation, allocated territory and borders, the question about the typology of the burial ground.

Текст научной работы на тему «Православный некрополь XVII-XVIII веков в селе Абалак Тобольского района: итоги и перспективы исследований»

РУССКАЯ АРХЕОЛОГИЯ СИБИРИ

УДК 902/904:393(06)

П. Г. Данилов

Тобольский филиал Института археологии и этнографии СО РАН ул. Октябрьская, 5, Тобольск, 626152, Россия E-mail: [email protected]

ПРАВОСЛАВНЫЙ НЕКРОПОЛЬ XVII-XVIII ВЕКОВ В СЕЛЕ АБАЛАК ТОБОЛЬСКОГО РАЙОНА: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В статье на основе письменных материалов и археологических исследований православного некрополя в Аба-лакском мужском монастыре определяются хронологические рамки его функционирования, выделяются территория и границы, ставится вопрос о типологической принадлежности могильника.

Ключевые слова: Абалакский мужской монастырь, православный некрополь, погребальный обряд.

Погребальный обряд занимает значительное место в русской культуре. Его изучение является важным ключом к пониманию духовной сферы общества в целом. Однако до недавнего времени исследование погребального обряда археологическими методами, применение которых наполняет конкретным содержанием письменные и этнографические источники, практически не велось. Между тем значительные материалы дают нам раскопки русских кладбищ. Увеличение этого круга источников важно, поскольку этнография располагает данными для изучения погребального обряда русского населения Сибири только начиная со второй половины XIX в. [Бережнова, 1995. С. 43].

Архитектурный ансамбль некогда знаменитого на всю Сибирь Абалакского мужского монастыря (в черте с. Абалак Тобольского р-на Тюменской обл.) и в современном виде поражает своим монументализмом. Более трехсот лет создавался здесь религиозный центр - сначала как приходской, а с конца XVIII в. как монастырский. Абалакский монастырь - исключительно интересный архитектурный комплекс: здесь, на высоком берегу Иртыша, достигнута явно ощутимая гармония природы и архитектуры. Православный некрополь на территории монастыря был обнаружен в результате начавшихся реставрационных работ на храмах

и гражданских постройках. Целью нашей работы является определение размеров и границ православного некрополя, хронологических рамок его функционирования и типологической принадлежности.

Археологические исследования на территории монастыря проводились в полевом сезоне 2010 г. экспедицией Тобольского филиала Института археологии и этнографии СО РАН. Они были обусловлены продолжающимися работами по реставрации и благоустройству территории монастыря, в частности, строительством часовни и понижением общего уровня дневной поверхности на площади вокруг культовых сооружений на глубину до 0,5-0,8 м. В связи с этими обстоятельствами на месте предполагаемого строительства часовни заложен небольшой раскоп, а на участках, где предполагалось понижение уровня поверхности, -два разведочных шурфа. Археологические исследования этого года явились непосредственным продолжением работ 20072008 гг., когда на территории монастыря был выявлен обширный православный некрополь, погребения которого датированы XVII-XVIII вв. [Данилов, 2009а. С. 13].

За все годы работ изучено 221 захоронение. Результатом работ 2010 г. стало исследование 57 погребений некрополя, из них 21 было выявлено в раскопе и 36 в шурфах. Шурфы заложены с северной и южной сто-

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Том 11, выпуск 7: Археология и этнография © П. Г. Данилов, 2012

рон церкви Марии Египетской, рядом с самим зданием. Раскоп находился на расстоянии 30 м к востоку от алтаря Знаменского собора, на пустыре. Погребальный обряд идентичен материалам предыдущих лет исследований. Захоронения совершались в колодах и гробах, костяки лежали на спине, вытянуто, головой на юго-запад. Руки покойников сложены по-разному: скрещены на груди, на поясе, параллельно друг другу, правая на груди, левая на поясе. Из инвентаря встречены кожаная обувь и нательные кресты разной сохранности. Не менее половины всех погребенных (101 захоронение) -дети разных возрастов, что говорит нам о высокой детской смертности, характерной как для села, так и для города вплоть до конца XIX в. Данная тенденция прослеживается по материалам археологических исследований в Сибири - в качестве примера назовем раскопки некрополя ХУ11-Х1Х вв. Илимского острога, где детские погребения составляли 58,92 % от общего количества исследованных [Молодин, 2007. С. 34]. В Среднем Прииртышье, на могильнике Изюк, датируемом ХУП-ХУШ вв., из 264 погребенных 183 были дети [Татаурова, 2010. С. 63]. Подтверждением служат и статистические материалы по Сибири 17311740 гг., собранные академиком Г. Ф. Миллером. Так, согласно ведомости Тобольского Знаменского монастыря, по приходу Николаевской заимки за 10 лет детская смертность составила 77 из 186 умерших [Элерт, 1990. С. 94].

Археологические исследования 2010 г. и наблюдения за земляными работами в монастыре позволяют поставить вопрос об определении границ и размерах некрополя. Раскопки выявили наибольшую плотность захоронений - не менее 6 ярусов, в раскопе 2008 г. на месте южного придела церкви св. Николая Чудотворца [Данилов, 2009б. С. 26-27] и в шурфе 2010 г. с южной стороны церкви Марии Египетской (см. рисунок). Здесь же найдены ранние погребения, датируемые ХУ11 в. В трех шурфах с северной стороны той же церкви и в раскопе 2010 г. плотность изученных захоронений не превышала 1-2 ярусов, погребения в которых датируются ХУШ в. [Данилов, 2011. С. 2728]. Наблюдения за земляными работами по укреплению фундаментов северной монастырской ограды также показали наличие захоронений непосредственно под стеной и

незначительную их плотность. Исходя из вышесказанного представляется возможным выделить из общей территории некрополя старую часть с захоронениями ХУ11 в. у Знаменского собора и церкви св. Николая Чудотворца, с южной стороны от них.

Данный вывод подтверждают имеющиеся письменные материалы. Как известно, после присоединения междуречья Иртыша и Тобола к России и строительства Тобольска в 1587 г. эта территория начала активно осваиваться русскими поселенцами. Они стали селиться и в Абалаке, бывшем татарском городке. В царской грамоте 1622 г. Абалак уже имел статус села [Грамота царя..., 1994. С. 202]. Об оседании русских людей на месте татарского городка упоминается и в Дозорной книге 1623 г. - в ней отмечен двор попа Якова. В 1624 г. на Абалаке насчитывалось 13 дворов [Балюк, 1997. С. 73]. Свои дворы строили братья Трошкины, пять поставили Трезвоновы, два - Устиновы, шесть - Ярковы [Балюк 1992. С. 12]. В 1636 г. была построена деревянная Знаменская церковь на погосте. В 1680 г. она сгорела, и на ее месте заложили каменный холодный храм, с изменениями сохранившийся до нашего времени. Рядом с деревянной Знаменской церковью срубили Никольскую церковь, в 1748-1750 гг. на ее месте был возведен каменный храм св. Николая Чудотворца [Заварихин, 1987. С. 42]. Церковь Марии Египетской появилась еще позднее -в 1752-1759 гг. на месте захоронений ХУ11 в., о чем свидетельствуют находки погребений при строительных работах внутри храма.

Границы же православного некрополя ХУ11-ХУ111 вв. в настоящее время выделяются довольно условно и требуют дальнейшего уточнения (см. рисунок). Северная и западная границы проходят по линиям каменной ограды вокруг монастыря, построенной в 1803 г. на месте существовавшей ранее деревянной [Там же. С. 43]. Восточная граница проходит по линии монашеского корпуса (сейчас трапезная), стоящего к юго-востоку от церкви св. Николая Чудотворца. Причиной для проведения восточной границы именно здесь послужили наблюдения за земляными работами 2008, 2010 гг. на этом участке территории монастыря, в ходе которых не были выявлены погребения. Подтверждением служат и материалы из раскопа 2010 г. В нем не была выявлена граница

Православный некрополь на территории Абалакского мужского монастыря

некрополя, однако небольшая плотность погребений - не более 1-2 ярусов, наличие обширных свободных участков вокруг могил, присутствие нательных крестов практически у всех погребенных, выделение слоя с находками указывают на существование на данной территории активной хозяйственной деятельности до создания кладбища [Данилов, 2011]. Обнаруженные в раскопе погребения мы можем датировать 1-й половиной - серединой XVIII в. Появление их связано с нехваткой мест для погребений в непосредственной близости к храмам. По-видимому, это одни из последних захоронений на этом некрополе. Вопрос

о южной границе остается открытым. Известно только о нахождении погребений под монастырской гостиницей, построенной в 1844 г. на месте деревянной караульной у западных проездных ворот монастыря. К моменту строительства караульной этот участок некрополя мог быть снивелирован по естественным причинам. Нельзя исключать и преднамеренное выравнивание поверхности от внешних признаков наличия могил в ходе строительной деятельности в монастыре в начале XIX в.

Запустение православного некрополя связано с переносом прихода из Абалака в с. Преображенское в 1783 г. Абалакский

приходской комплекс с того времени стал монастырским, в него был переведен Богоявленский мужской монастырь из Невьян-ской слободы Пермской губернии. На новом месте монастырь стал именоваться Знаменским [Заварихин, 1987. С. 43]. С этого времени перестали совершаться погребения на территории некрополя, а для захоронений умерших братьев начала использоваться территория за южной стеной монастыря, которая и сегодня называется «братским кладбищем» (см. рисунок) [Абалакский..., 1884. С. 2]. Причиной для прекращения захоронений мог быть и указ Сената от 24 декабря 1771 г (по старому стилю), который запрещал погребения при приходских церквях в черте городов и определял создание кладбищ на специально выделенных для этой цели землях за городской чертой [Полное собрание..., 1830. С. 409]. Еще в 1760-х гг. начался процесс закрытия кладбищ в городах Российской империи. Так, в Иркутске были закрыты для погребений приходские кладбища при Владимирской [Бердникова и др., 2009. С. 207] и Спасской церквях [Бердникова и др., 2008. С. 129]. Указ имел всероссийское значение, однако для его исполнения потребовались разные сроки. В Москве захоронения на городских некрополях прекратились сразу после указа [Векслер, Беркович, 2000. С. 219]. В Туле новое кладбище начало действовать с мая 1772 г. [Ковшарь, 2000. С. 127], в Коломне с 1775 г. [Мазуров, 2001. С. 499], в Челябинске с 1772 г. [Самигулов, 2002. С. 137], в Томске с 1775 г. [Балюнова, Ба-люнов, 2008. С. 280], в Красноярске после 1773 г. [Тарасов, 2000. С. 150]. В Тобольске с сентября 1772 г. начало функционировать Завальное кладбище, ставшее практически единственным местом для погребения умерших горожан [Адамов и др., 2008. С. 64]. Важное для нас значение имеет тот факт, что Тобольская консистория распространяла действие указа 1771 г. не только на города, но и на села и волости Тобольской епархии [Балюнова, Балюнов, 2008. С. 280]. Таким образом, мы можем уточнить хронологические рамки функционирования православного некрополя в Абалаке и обозначить их 20-ми гг. ХУ11 - 70-ми гг. ХУ111 в.

Немаловажным вопросом в изучении Абалакского некрополя является его типология. Согласно классификации, предложенной В. Г. Кузьминым для Пскова, выде-

ляются три основных типа кладбищ: городские, скудельницы, сельские. Под сельскими исследователь понимает «такое кладбище, на котором хоронилось население городской округи, не включенное в состав города, жители окологородских средневековых поселений» [2006. С. 55]. К характерным признакам сельского кладбища исследователь относит отсутствие многоярусных захоронений и подзахоронений, скудость или полное отсутствие информации о них в письменных источниках, а также сложность привязки таких могильников к какой-либо из существовавших церквей.

Абалакский некрополь несомненно является сельским кладбищем, однако по ряду признаков не соответствует этому определению. Среди таковых назовем большое количество погребенных, несколько ярусов погребений (в нашем случае до 6), случаи подзахоронений, потревоженные захоронения вследствие строительных работ, связанных с перестройкой церкви. Все указанные признаки, присутствующие в Абалакском некрополе, характеризуют городское кладбище по типологии В. Г. Кузьмина [2006. С. 53]. В данном противоречии раскрывается уникальность православного некрополя в Абалаке, являющегося по типу сельским, но с характерными признаками, присущими только городскому кладбищу. Причиной этого являлось то, что на протяжении практически полутора веков, с начала ХУ11 до последней четверти ХУ111 в., Абалак был центром обширного прихода, куда везли хоронить умерших со всех окрестных поселений. Большую плотность погребений и их многоярусность можно объяснить тем, что территория некрополя была невелика и окружена жилой застройкой, о чем могут свидетельствовать материалы из раскопа 2010 г. Когда вся площадь кладбища была практически занята, оставались два выхода: либо расширять территорию, что было затруднительно, либо устраивать новые могилы на месте старых, потерявших внешние очертания на поверхности. Вероятно, существовали семейные могилы, куда с течением времени подзахоранивали членов одной семьи.

Обоснованную тревогу за сохранность погребений вызывают работы, активно идущие в монастыре в последние годы. В результате реставрационной деятельности на храмах и каменной ограде монастыря,

при понижении уровня поверхности и прокладке коммуникаций происходит разрушение захоронений, масштабы которого трудно представить. При современных темпах строительства в монастыре уже в ближайшем будущем православный некрополь будет уничтожен. К сожалению, приходится констатировать, что разрушение русских кладбищ - факт весьма распространенный, он прослеживается по письменным и археологическим материалам с глубокой древности [Адамов, 2003. С. 102].

Таким образом, археологические исследования, проведенные в Абалакском мужском монастыре на месте православного некрополя, позволили уточнить хронологические рамки его функционирования, определяемые в пределах 20-х гг. XVII - 70-х гг. XVIII в., наметить примерные границы и территорию, занимаемую некрополем на месте современного монастыря, решить вопрос типологической принадлежности. Проведение в дальнейшем археологических исследований на территории монастыря позволит не только уточнить границы православного некрополя, но и получить значительный антропологический материал, изучить основные черты погребальной обрядности жителей Абалакского прихода в широком хронологическом диапазоне XVII-XVIII вв.

Список литературы

Абалакский Знаменский третьеклассный мужской монастырь // Тобольские епархиальные ведомости (отдел неофициальный). 1884. № 1. С. 1-24.

Адамов А. А. Исследование кладбища около Вознесенской церкви в г. Тобольске // Ежегодник Тобольского музея-заповедника. Тобольск, 2003. Вып. 1. С. 98-106.

Адамов А. А., Балюнов И. В., Данилов П. Г. Город Тобольск. Археологический очерк. Тобольск, 2008. 114 с.

Балюк Н. А. Родословие - от земли. Тобольск, 1992. 100 с.

Балюк Н. А. Тобольская деревня в конце XVI-XIX вв. Тобольск: Штрих, 1997. 224 с.

Балюнова Е. А., Балюнов И. В. Из истории погребального обряда русского населения // Архивы Урала. 2008. № 12. С. 279282.

Бердникова Н. Е., Бердников И. М., Батракова Н. А. Раскопки Владимирского нек-

рополя в Иркутске // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы Итоговой сессии ИАЭТ СО РАН 2009 г. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. Т. 15. С. 204208.

Бердникова Н. Е., Воробьева Г. А., Бердников И. М., Пержакова А. С. Спасательные работы на территории Иркутского острога // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы Годовой сессии ИАЭТ СО РАН 2008 г. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2008. Т. 14. С. 126-130.

Бережнова М. Л. Русское кладбище как этнографический источник // Интеграция археологических и этнографических исследований: Материалы III Всерос. науч. семинара, посвящ. 110-летию со дня рождения С. И. Руденко. Омск, 1995. Ч. 2. С. 43-45.

Векслер А. Г., Беркович В. А. Материалы археологических исследований некрополя Моисеевского монастыря на Манежной площади в Москве // Культура средневековой Москвы: XVII век. М., 2000. С. 181-225.

Грамота царя Михаила Федоровича архиепископу Киприану по его челобитной о передаче Тобольскому Софийскому дому сельца Абалаково. 1622, января 15 // Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Новосибирск, 1994.

Данилов П. Г. Исследования в Абалак-ском мужском монастыре в Тобольском районе // Диалог культур и цивилизаций. Материалы Х Всерос. науч. конф. молодых историков. Тобольск, 2009а. С. 13-14.

Данилов П. Г. Отчет об археологических исследованиях в Абалакском мужском монастыре в Тобольском районе Тюменской области в 2008 году. Тобольск, 2009б. 283 с.

Данилов П. Г. Отчет об археологических исследованиях в Абалакском мужском монастыре в Тобольском районе Тюменской области в 2010 году. Тобольск, 2011. 71 с.

Заварихин С. П. В древнем центре Сибири. М.: Искусство, 1987. 192 с.

Ковшарь И. Г. К вопросу о топографии исторических кладбищ г. Тулы // Археологические памятники Москвы и Подмосковья. М., 2000. Ч. 3. С. 127-131.

Кузьмин В. Г. Погребальные комплексы Пскова XI-XVIII вв. (к постановке проблемы) // Археология и история Пскова и Псковской земли: Материалы LI научного семинара. Псков, 2006. С. 51-59.

Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в Х1У - первой трети ХУ1 вв.: комплексное исследование региональных аспектов становления единого Русского государства. М.: Александрия, 2001. 593 с.

Молодин В. И. Кресты-тельники Илимского острога. Новосибирск: ИНФОЛИО, 2007. 248 с.

Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 19: 1770-1774. 1081 с.

Самигулов Г. Х. Первое челябинское кладбище (по итогам археологических раскопок) // Культура русских в археологических исследованиях. Омск, 2002. С. 133137.

Тарасов А. Ю. Некрополь Покровской церкви Красноярского острога (предварительное сообщение) // Наследие древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии: Материалы РАЭСК. Новосибирск, 2000. Т. 2. С. 150.

Татаурова Л. В. Погребальный обряд русских Среднего Прииртышья ХУ11-Х1Х вв. по материалам комплекса Изюк I. Омск: Изд-во «Апельсин», 2010. 284 с.

Элерт А. Х. Экспедиционные материалы Г. Ф. Миллера как источник по истории Сибири. Новосибирск: Наука, 1990. 247 с.

Материал поступил в редколлегию 05.05.2011

P. G. Danilov

ORTHODOX NECROPOLIS XVII-XVIII CENTURIES IN THE ABALAK VILLAGE TOBOLSK DISTRICT: RESULTS AND PROSPECTS OF RESEARCH

In this paper, based on written material and archaeological studies of the Orthodox cemetery in Abalak Monastery determined by the chronological framework of its operation, allocated territory and borders, the question about the typology of the burial ground.

Keywords: Abalak male monastery, Orthodox necropolis, burial rite.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.