Научная статья на тему 'Православный ландшафт Тюменской области: места, численность и демографический состав городских молитвенных собраний'

Православный ландшафт Тюменской области: места, численность и демографический состав городских молитвенных собраний Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
308
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНЫЙ ЛАНДШАФТ РФ / ПРАВОСЛАВНЫЕ / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ / СТРУКТУРИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ORTHODOX LANDSCAPE OF RUSSIA / ORTHODOX CHRISTIANS / TYUMEN REGION / RELIGIOUS PRACTICES / STRUCTURED OBSERVATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобров И.В., Черепанов М.С., Шишелякина А.Л.

Представлены результаты полевого исследования, проведенного в городах Тюмени, Ишиме и Ялуторовске (Россия, Тюменская область). Показаны особенности и выделены факторы распределения верующих по городским храмам. Установлено, что наиболее крупными демографическими группами коллективных богослужений являются женщины среднего и пожилого возраста. Наблюдается положительная динамика численности участников молитвенных собраний г. Тюмени с 2009 по 2016 г. В качестве причин роста определены открытие новых храмов и увеличение числа горожан.Description of regional Orthodox landscapes has been one of the crucial tasks of religious studies in Russia. Despite the growing number of publications on this issue, researchers make a point that this work should be continued in order to identify changes in the characteristics under consideration. The present article was written on the basis of field research conducted in Tyumen, Ishim and Yalutorovsk (Tyumen region, Russia) in 2015-2016 and covers the location, number and demographic composition of Orthodox prayer meetings. In this work, we provide data on the city of Tyumen (including information on churches that have been erected there since 2009), as well as present materials on Ishim and Yalutorovsk for the first time. In addition, we demonstrate changes in the Orthodox landscape of the regional centre using the results of research conducted in Tyumen from 2005 to 2009. In the course of field research, non-participant structured observation was used as the main method, with analysis of Orthodox mass media being used to refine the obtained data. The results show a positive dynamics in the number of faith practitioners in Tyumen. In this work, we described the demographic composition of believers in three cities of the region and determined factors affecting the distribution of believers among urban churches. The number of parishioners in Tyumen churches has increased by more than one and a half times at ferial Sunday liturgies; almost by two times on Palm Sundays; and by a quarter at the Easter services. This growth is associated with the distribution of the increased urban population among new churches built near the expanding residential areas of the regional centre. It should be noted that women of middle and advanced age still constitute the largest demographic groups at urban collective services. In comparison with Tyumen, the churches of Yalutorovsk and Ishim are attended by a higher percentage of elderly parishioners. The main factors affecting the church attendance include the status of a church in the Orthodox hierarchy, the church's capacity and its location. Most well-attended churches are situated in the downtown, have a special status (cathedral church, Stauropegic church, a church on the territory of an eparchial monastery) and are more spacious.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православный ландшафт Тюменской области: места, численность и демографический состав городских молитвенных собраний»

И.В. Бобров, М.С. Черепанов, А.Л. Шишелякина

Независимый исследователь США, Денвер, Колорадо E-mail: bobrov-tyumen@yandex.ru.

ФИЦ Тюменский научный центр СО РАН ул. Малыгина, 86, Тюмень, 625003 E-mail: maximcherepanov@yandex.ru Тартуский университет ул. Уликоли, 18, Тарту, Эстония, 50090 E-mail: alena.shisheliakina@ut.ee

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЛАНДШАФТ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: МЕСТА, ЧИСЛЕННОСТЬ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ СОСТАВ ГОРОДСКИХ МОЛИТВЕННЫХ СОБРАНИЙ

Представлены результаты полевого исследования, проведенного в городах Тюмени, Ишиме и Ялуторовске (Россия, Тюменская область). Показаны особенности и выделены факторы распределения верующих по городским храмам. Установлено, что наиболее крупными демографическими группами коллективных богослужений являются женщины среднего и пожилого возраста. Наблюдается положительная динамика численности участников молитвенных собраний г. Тюмени с 2009 по 2016 г. В качестве причин роста определены открытие новых храмов и увеличение числа горожан.

Ключевые слова: православный ландшафт РФ, православные, Тюменская область, религиозные практики, структурированное наблюдение.

DOI: 10.20874/2071-0437-2019-46-3-157-169

Изучение живой религии с помощью качественных методов полевых исследований не теряет своей актуальности. Кроме фундаментальной ценности — выявления причинности религиозного поведения через описание его выражения и осмысления в контексте проживаемой действительности [Ваарденбург, 2016, с. 138-142; Dupret et al., 2012, p. 1-2], результаты таких исследований имеют существенное прикладное значение. Во-первых, их необходимость обнаруживается при составлении выборок в исследовании религиозности при помощи количественных методов [Островская, 2018, с. 73, 113]. Во-вторых, они убедительно доказывают свою ценность в качестве альтернативы результатам замеров религиозности россиян с помощью анкетных опросов [Митрохин, Сибирева, 2007; Поплавский, 2013].

Одной из тем для реализации прикладного потенциала качественных методов при изучении религии в российском обществе стали описания особенностей и изменений региональных православных ландшафтов. В начале 2000-х гг. масштабное исследование российских православных приходов, основанное в том числе на наблюдениях и интервью, было проведено Н. Митрохиным [2004]. Наряду с освещением церковно-организационных и государственно-конфессиональных аспектов воспроизводства православия в России автор выявил различные по интенсивности приходского участия группы верующих, описав их численные и демографические характеристики. В последующие годы знание об особенностях и изменениях православного ландшафта России продолжили пополнять региональные исследования [Бабич, 2017, с. 6-9; Митрохин, 2009; Митрохин, Сибирева, 2007; Поплавский, 2013; Приход и община..., 2011; Рязанова, 2018, с. 118152; Сибирева, 2007]. Они показали структуру отношений в сельских и городских приходах, их численные и демографические характеристики, определили факторы посещаемости храмов и мотивы религиозного участия прихожан. Кроме того, в 2018 г. Е.А. Островской и Е.В. Алексеевой [2018] впервые была представлена модель «маршрутизатора по религиозному ландшафту». Ее методологической основой стала комбинация стратегии сплошного описания Н. Дензина и структурированного наблюдения в авторской операционализации. В результате эмпирической апробации данной модели был разработан социологический маршрутизатор по православному ландшафту г. Екатеринбурга. В качестве ключевых единиц анализа рассмотрены организационно-религиозные взаимодействия, воспроизводящиеся в культовых объектах. Авторы подробно показали методологию построения и операционализации структурных единиц наблюдения организа-

ционно-религиозного взаимодействия, предоставив коллегам возможность использовать эту разработку для изучения православного ландшафта в других городах России.

Несмотря на уже имеющийся массив работ по данной тематике, исследователи отмечают необходимость продолжения описания православных ландшафтов российских регионов с использованием качественных методов, объясняя это тем, что накапливаемые данные позволяют прослеживать изменения изучаемых характеристик [Митрохин, Сибирева, 2007; Поплавский, 2013].

В настоящей работе, опираясь на материалы полевого исследования, проводившегося в городах Тюмени, Ишиме, Ялуторовске в 2015-2016 гг., мы определяем места, численность и демографический состав православных молитвенных собраний. В ней демонстрируются данные по г. Тюмени с учетом храмов, возведенных после 2009 г.1, и впервые презентуются материалы по городам Ишиму и Ялуторовску. Кроме того, привлекая результаты исследований, проводившихся с нашим участием в г. Тюмени с 2005 по 2009 г., мы показываем изменения православного ландшафта областного центра с 2005 по 2016 г. Расширяя географию исследования в Тюменской области, мы сосредоточились на трех городах из пяти. Решение о выборе населенных пунктов принималось нами с учетом их демографических особенностей и результатов предварительных наблюдений в 2014 г., выявивших схожесть характеристик православных ландшафтов районных центров с численностью населения до 100 000 чел., что коррелировало с выводами коллег по другим регионам [Митрохин, Сибирева, 2007].

На начало 2017 г. население Тюменской области (без автономных округов) составляло 1 477 903 чел. В пяти городах региона проживало порядка 65 % населения, около 35 % составляли сельские жители. Большинство горожан региона — жители Тюмени: 744 554 чел.; в Тобольске проживало 98 886, Ишиме — 65 259, Ялуторовске — 39 837, Заводоуковске — 26 006 чел. [Численность...]. Наиболее динамично растущим городом являлась Тюмень. С 2010 по 2017 г. численность ее населения увеличилась на 140 000 чел. Численность остальных городов в этот период практически не изменилась [Итоги., 2012, с. 21, 24-26; Численность.].

Население региона полиэтнично и поликонфессионально. По результатам переписи 2010 г., наибольшее число городских жителей идентифицировало себя с русскими (84,9 % всей численности городского населения), татарами (6,7 %), украинцами (1,5 %), азербайджанцами (0,9 %), армянами (0,8 %), немцами (0,6 %) и казахами (0,5 %) [Итоги., 2013, с. 17]. Самые многочисленные и общественно заметные религиозные организации относятся к православию, исламу и протестантизму [Религиозные организации., 2018].

К 2016 г., согласно анкетным опросам, 33 % городского населения Тюменской области заявляли, что придерживаются православного вероисповедания [Социально-политическая ситуация., 2016, с. 20]. Основным организатором религиозной жизни православных верующих остается духовенство Тобольской митрополии Русской православной церкви (Московский патриархат)2. Именно вокруг православных приходов этой институции концентрируется наибольшая численность жителей города, ассоциированных с православием. Храмы Ишима окормляются священнослужителями Ишимской епархии Тобольской митрополии. Один городской храм имеет статус ставропигиального3 и возглавляется викарным епископом Домодедовским. Службы в остальных городах области проводятся представителями Тобольско-Тюменской епархии Тобольской митрополии.

Также исповедание православия в Тюменской области организуется объединениями, не входящими в структуры РПЦ (МП). Как правило, они малочисленны и незаметны в городском публичном пространстве. В Тюмени и Ишиме действуют общины Сибирской епархии Русской православной церкви за границей (Агафангела). В Тюмени — группа православных христиан им. А. Меня. Кроме того, православие исповедуется горожанами, ассоциирующими себя со старообрядческой традицией. На 2016 г. в Тюмени статус религиозных организаций имели две старообрядческие общины. В других городах данная традиция воспроизводилась населением в форме религиозных групп.

Объектами нашего исследования являлись демографический состав и численность прихожан городских православных храмов, включенных в канонические религиозные практики, организуемые духовенством РПЦ (МП). В качестве таких практик были выбраны литургии в непраздничные воскресенья и коллективные праздничные богослужения (на Пасху и в Вербное воскресенье).

1

Последняя работа, описавшая православный ландшафт г. Тюмени, основывалась на материалах, полученных с 2005 по 2009 г. [Поплавский, 2013].

2 Далее — РПЦ (МП).

3

Подчиняющегося непосредственно патриарху РПЦ (МП).

Литургии в непраздничные воскресенья были выбраны нами для определения максимальной численности и демографического состава прихожан, посещающих храм регулярно. Исследования коллег показывают, что большую часть этой группы составляют воцерковленные верующие и от трети до четверти — те, кто посещает храм эпизодически [Митрохин, 2004, с. 43], поэтому мы рассматриваем данные по этим практикам именно как верхнюю границу регулярно посещающих храм прихожан. Число прихожан и демографический состав участников праздничных богослужений отражают характеристики городского населения, готового эпизодически присоединиться к коллективным православным ритуалам. В этих практиках, как отмечают исследователи, «сохраняется "заходной" характер посещений, формальное участие и, судя по всему, минимальная степень осознанности происходящего в храме большинством прихожан» [Рязанова, 2018, с. 137]. Тем не менее данные по этим богослужениям важны для понимания верхней границы численности и демографического состава прихожан, готовых не только называть себя православными верующими, но и присоединяться в этом качестве к коллективному действию.

Основным методом исследования было структурированное невключенное наблюдение. Его результаты демонстрируются в виде маршрутизатора, модель которого представлена в статье Е.А. Островской и Е.В. Алексеевой [2018]. Однако в сравнении с исследованием коллег наша работа фокусировалась на других практиках и была нацелена на фиксацию численных характеристик и демографического состава практикующих верующих. Поэтому протокол нашего наблюдения включал только такие единицы, как «сакральное пространство», «сакральное время» и «прихожане».

Единица «сакральное время» — это дни и часы проведения коллективных богослужений. Воскресные литургии проводятся в храмах Тюменской области в первой половине дня в интервале между семью и десятью часами утра. Дата праздничного ежегодного богослужения по случаю Вербного воскресения сдвигается в зависимости от даты празднования Пасхи, также являющейся переходящей из года в год. Ознакомиться с более точным временем проведения обрядов можно с помощью объявлений, размещенных на территории или внутри каждого богослужебного здания, страниц приходов в социальных сетях и звонков в тот или иной храм.

Время начала наблюдения выбиралось с учетом необходимости зафиксировать численность и состав участников, уже находящихся в здании. Время окончания наблюдения определялось фактом окончания ритуала. Наблюдение за непраздничными воскресными литургиями начиналось, как правило, в зависимости от вместимости храма за 30-60 минут до начала богослужения и заканчивалось примерно через 1-1,5 часа, когда верующие начинали покидать церковь. В случае с практиками Вербного воскресения и Пасхи наблюдение начиналось в зависимости от вместимости храма за 2-3 часа до начала богослужения. Наблюдения за литургией на Вербное воскресенье заканчивалось через 1-1,5 часа после начала богослужения, в случае пасхального богослужения наблюдение завершалось через 2-2,5 часа. Время окончания наблюдения за пасхальным богослужением определялось тем, что своего максимума численность участников достигала ко времени начала Крестного хода, существенно снижаясь после его завершения.

Большая часть наблюдений проводилась нами весной и летом. Это связано с тем, что праздничные богослужения на Вербное воскресение и Пасху приходятся на весенний период. Кроме того, на основании предыдущих исследований в г. Тюмени мы можем говорить о соотносимости численности и демографического состава участников непраздничных воскресных литургий в весеннее и осеннее время года [Поплавский, 2013]. В то же время стоит учитывать, что в летний период эта численность может снижаться, а демографический состав изменяться в сторону большего мужского присутствия [Там же]. Наблюдения за непраздничными литургиями в г. Тюмени проводились 29 мая 2016 г., в г. Ишиме — 5 июля 2015 г., в г. Ялуторовске — 21 июня 2015 г. Наблюдения за пасхальными богослужениями проводились во всех исследуемых городах 11-12 апреля 2015 г. Исследование богослужений на Вербное воскресенье проводилось только в г. Тюмени 24 апреля 2016 г.

Единица «сакральное пространство» — места, где совершаются коллективные богослужения. Местами совершения непраздничных воскресных литургий и праздничных богослужений на Вербное воскресенье являются помещения храмов. Во время богослужений на Пасху такими местами становятся также прилегающие к богослужебным зданиям уличные территории.

Источником информации об их местонахождении для нас служили епархиальные списки, опубликованные на сайте Тобольской митрополии [Приходы...]. Согласно данным сайта на территории г. Тюмени к настоящему времени находится 23 храма, в г. Ялуторовске — 3 храма, в г. Ишиме — 4.

Предварительно проверив эти места, мы включили в выборку 17 храмов в г. Тюмени, 2 в Ялуторовске и 3 в Ишиме. Восемь храмов мы исключили из выборки наблюдений по следующим при-

чинам. Свято-Троицкий храм г. Ишима и храм во имя Нерукотворенного Образа Спаса г. Тюмени являлись недействующими. В больничных храмах в честь Иконы Божией Матери «Целительница» г. Ялуторовска и во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого г. Тюмени литургии с причастием проходили только в будние дни, а исследуемые нами воскресные литургии и праздничные богослужения в них не проводились. В здании храма Святого Праведного Симеона Богоприимца г. Тюмени находились духовно-просветительский центр и домовой храм, в котором также не проводились изучаемые нами практики. Храм во имя Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы г. Тюмени был недоступен для наблюдения, поскольку находился на закрытой территории исправительной колонии № 2. Исследуемые нами обряды на территории Свято-Троицкого монастыря г. Тюмени проводились главным образом в Троицком соборе, а Петропавловский храм использовался для богослужений в другое время. Службы в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Тюмени начали проводить с октября 2016 г., в то время как наше исследование закончилось в апреле 2016 г.

Спецификация единицы «сакральное пространство» произведена в соответствии с маршрутизатором Е.А. Островской и Е.В. Алексеевой [2018, с. 79], за исключением того, что в нашем маршрутизаторе отсутствует позиция «архитектурное решение». Однако с особенностями архитектуры храмов Тюменской области можно ознакомиться на официальном сайте Тобольской митрополии [Приходы.].

Техника исследования в храмах во многом определялась их размерами. В небольших богослужебных зданиях наблюдение проводилось одним исследователем. В случае с крупными храмами требовалось участие двух-трех наблюдателей.

Единица наблюдения «прихожане» состоит из следующих позиций: число прихожан, пришедших на утреннюю литургию или праздничное богослужение, их пол и возраст.

«Число прихожан». Эта позиция показывает, сколько человек приняло участие в богослужении. В период исследования мы сосредотачивались на подсчете общего числа людей, присутствовавших на службе: до окончания причастия — в случае с воскресными литургиями и до окончания Крестного хода — во время Пасхи.

Для конкретизации позиции «возраст» мы ввели такие компоненты, как «молодой» (до 35 лет), «средний» (до 60 лет), «пожилой» (старше 60 лет), «дети» (до 16 лет). Во время исследования мы столкнулись с трудностью точного определения людей по возрасту в связи с массовостью изучаемых практик. Это повлияло на особенности техники наблюдения. Компонента позиции «дети» отражалась в протоколах в числовых значениях, остальные компоненты нам удавалось фиксировать только в долях от общей численности. В связи с этим в маршрутизаторе они будут представлены в виде обыкновенных дробей, где знаменатель, равный 3, выражает количество возрастных компонент взрослых («молодой», «средний», «пожилой»), а числитель — долю определенной возрастной компоненты. Однако даже с этой техникой задача возрастного различения была трудновыполнима во время праздничных богослужений. Поэтому наиболее полно позиция «возраст» отражена в протоколах наблюдений за непраздничными воскресными литургиями. Во время праздничных богослужений нам удавалось фиксировать только категорию «дети».

Позиция «пол» специфицирована нами такими компонентами, как «мужчины» и «женщины». Нужно отметить, что дифференциация по полу осуществлялась только в отношении взрослых людей. Участники, представленные в возрастной категории «дети», по полу не различались, а составляли в протоколах наблюдений отдельную категорию, учитываясь в общей численности.

В качестве дополнительного метода получения и уточнения данных мы использовали анализ фото- и видеодокументов, представленных на сайтах и страницах приходов в социальных сетях. В частности, анализ фотодокументов компенсировал отсутствие данных наблюдений 29 мая 2016 г. в храмах Ильинского монастыря [Успение.], Вознесенско-Георгиевском [Альбом.], имени Серафима Саровского [Казачий Храм.], в честь Всех Святых в земле Русской просиявших [Альбомы.].

Также необходимо отметить, что для демонстрации динамики численности прихожан храмов г. Тюмени мы привлекли данные, полученные с нашим участием в период 2005-2009 гг. [Поплавский, 2013].

Далее мы предлагаем рассмотреть разработанный маршрутизатор. Сначала демонстрируется специфика всех выявленных храмов в Тюмени, Ишиме и Ялуторовске (табл. 1). Затем представляется демографический состав участников воскресных литургий и праздничных богослужений в трех городах (табл. 2-4). Далее показывается динамика численности православных г. Тюмени, участвовавших в воскресных непраздничных литургиях (табл. 5), пасхальных богослужениях (табл. 6) и службах по случаю Вербного воскресенья (табл. 7).

Таблица 1

Специфика православных храмов городов Тюменской области

Table 1

Special characteristics of Orthodox churches of Tyumen region cities

ПН храма Название храма* Расположение Исторический статус Реальное существование

Тюмень

1 Знаменский кафедральный собор (ЗКС) Центр Реконструированный Храм

2 Ильинский храм Ильинского женского монастыря (ИХМ) Центр Реконструированный Храм

3 Крестовоздвиженский храм (КХ) Центр Реконструированный Храм

4 Храм во имя Всех Святых (ХВС) Центр Отреставрированный Храм

5 Благовещенский собор (БС) Центр Новодел Храм

6 Храм Святителя Николая архиепископа Мир Ликий-ских Чудотворца (ХСН) «Спальный» район Новодел Храм

7 Вознесенско-Георгиевский храм (ВГХ) «Спальный» район Реконструированный Храм

8 Храм «Утоли моя печали» (ХУП) «Спальный» район Новодел Храм

9 Храм в честь Иконы Божией Матери «Целительница» (ХИЦ) Центр Новодел Храм

10 Храм в честь Преподобного Серафима Саровского (ХСС) Спальный район Новодел Храм

11 Храм Святого Архангела Михаила (ХСМ) Центр Реконструированный Храм

12 Трехсвятительский храм (ТХ) «Спальный» район Реконструированный Храм

13 Храм Рождества Пресвятой Богородицы (ХРБ) «Спальный» район Новодел Храм

14 Храм во имя Святого благоверного князя Димитрия Донского (ХДД) Центр Новодел Храм

15 Храм в честь Всех святых в земле Русской просиявших (ХСП) «Спальный» район Новодел Храм

16 Храм им. Александра Невского (ХАН) «Спальный» район Новодел Храм

17 Троицкий собор Свято-Троицкого мужского монастыря (ТСМ) Центр Реконструированный Храм

18 Петропавловский храм Свято-Троицкого мужского монастыря Центр Реконструированный Храм

19 Храм Святого Праведного Симеона Богоприимца Центр Реконструированный Духовно-просветительский центр

20 Храм во имя Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы «Спальный» район Новодел Храм на территории исправительной колонии

21 Больничная церковь во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого Центр Новодел Храм в здании больницы

22 Храм во имя Нерукотворенного Образа Спаса Центр Реконструированный Службы не проводятся

23 Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы «Спальный» район Новодел Храм

Ишим

1 Никольский кафедральный собор (НКС) Центр Реконструированный Храм

2 Храм в честь Покрова Божией Матери (ХБМ) «Спальный» район Реконструированный Храм

3 Богоявленский собор (БСС) Окраина Реконструированный Ставропигиальный храм

4 Свято-Троицкий храм Центр Не восстановлено Службы не проводятся.

Ялуторовск

1 Успенско-Никольский храм (УНХ) Центр Реконструированный Храм

2 Сретенский собор (ЯСС) Центр Реконструированный Храм

3 Больничный храм в честь Иконы Божией Матери «Целительница» Центр Новодел Храм

* В следующих таблицах названия храмов, вошедших в выборку исследования, будут представлены в виде аббревиатур с соответствующими порядковыми номерами.

Таблица 2

Демографический состав участников воскресных литургий в городах Тюменской области

Table 2

The demographic composition of participants in Sunday liturgies of Tyumen region cities

ПН и название храма Общая численноть М Ж Дети Взрослые

Молодой Средний Пожилой

Тюмень

1. ЗКС 610 211 332 67 < 1/3 1/3 > 1/3

2. ИХМ Около 20 — — — — — —

3. КХ 314 81 200 33 < 1/3 > 1/3 > 1/3

4. ХВС 267 66 135 66 < 1/3 2/3 < 1/3

5. БС 258 74 110 74 < 1/3 2/3 < 1/3

6. ХСН 238 24 206 8 < 1/3 2/3 < 1/3

7. ВГХ Около 250 — — — — — —

Окончание табл. 2

ПН и название храма Общая численноть М Ж Дети Взрослые

Молодой Средний Пожилой

8. ХУП 185 64 104 17 < 1/3 2/3 < 1/3

9. ХИЦ 166 27 124 15 < 1/3 > 1/3 1/3

10. ХСС Около 70 — — — — — —

11. ХСМ 143 37 91 15 < 1/3 1/3 > 1/3

12. ТХ 76 20 48 8 < 1/3 > 1/3 1/3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. ХРБ 126 32 73 21 1/3 1/3 1/3

14. ХДД 38 6 25 7 < 1/3 < 1/3 2/3

15. ХСП Около 40 — — — — — —

16. ХАН Служба не проводилась

17. ТСМ 599 | 165 | 344 | 90 | < 1/3 | 1/3 | > 1/3

Ишим

1. НКС 284 63 165 56 < 1/3 < 1/3 1 2/3

2. ХБМ 160 24 104 32 < 1/3 2/3

3. БСС 305 55 190 60 < 1/3 1 2/3

Ялуторовск

1. УНХ 139 29 91 19 < 1/3 2/3

2. ЯСС 154 — — — — — 1 —

Таблица 3

Демографический состав участников пасхальных богослужений в городах Тюменской области

Table 3

The demographic composition of participants in Easter services of Tyumen region cities

ПН и название храма Общая численность М Ж Жети

Тюмень

1. ЗКС 2131 871 1117 143

2. ИХМ 310 86 203 21

3. КХ 658 227 340 91

4. ХВС 642 255 314 73

5. БС 883 286 544 53

6. ХСН 615 189 369 57

7. ВГХ 804 245 473 86

8. ХУП 332 117 192 23

9. ХИЦ 773 278 406 89

10. ХСС 279 87 164 28

11. ХСМ 444 148 237 59

12. ТХ 336 117 189 30

13. ХРБ 292 85 196 11

14. ХДД 117 37 78 2

15. ХСП 123 14 96 13

16. ХАН 292 103 171 18

17. ТСМ 732 294 386 52

Ишим

1. НКС 551 129 370 52

2. ХБМ 318 86 203 29

3. БСС 492 117 312 63

Ялуторовск

1. УНХ 247 82 130 35

2. ЯСС 658 — — —

Таблица 4

Демографический состав участников богослужений в Вербное воскресенье в г. Тюмени

Table 4

The demographic composition of participants in Palm Sunday of Tyumen churches

ПН и название храма Общая численность М Ж Дети

1. ЗКС 4544 890 3374 280

2. ИХМ 130 30 92 8

3. КХ 873 177 597 99

Окончание табл. 4

ПН и название храма Общая численность М Ж Дети

4. ХВС 742 — — 133

5. БС 619 134 452 33

6. ХСН Нет данных

7. ВГХ 560 144 315 101

8. ХУП Около 800 — — —

9. ХИЦ 771 141 572 58

10. ХСС 435 90 271 74

11. ХСМ 479 113 305 61

12. ТХ 328 55 246 27

13. ХРБ Около 100 — — —

14. ХДД 93 26 62 5

15. ХСП Службы не было

16. ХАН Службы не было

17. ТСМ 1121 1 337 1 703 1 81

Таблица 5

Динамика численности участников воскресных литургий в храмах г. Тюмени

Table 5

Dynamics of the number of participants in Sunday liturgies of Tyumen churches

ПН и название храма 22.05.05 20.05.06 06.05.07 18.05.08 17.05.09 29.05.16

1. ЗКС 500 857 778 844 502 610

2. ИХМ — — 38 20 29 Около 20

3. КХ 328 172 165 276 278 314

4. ХВС 420 278 249 173 252 267

5. БС — — — — — 258

6. ХСН — — — — — 238

7. ВГХ 71 88 174 113 176 Около 250

8. ХУП — — — — — 185

9. ХИЦ — 87 201 141 135 166

10. ХСС — — — — Около 70

11. ХСМ 201 164 199 93 172 143

12. ТХ 56 65 120 85 59 76

13. ХРБ — — — — — 126

14. ХДД — — — — 5 38

15. ХСП — — — — — Около 40

16. ХАН — — — — — Службы не было

17. ТСМ — — 636 495 473 599

Итого 1629 1711 2560 2240 2099 Около 3400

Таблица 6

Динамика численности участников пасхальных богослужений в храмах г. Тюмени

Table 6

Dynamics of the number of participants in Easter services of Tyumen churches

ПН и название храма 27.04.2008 19.04.2009 12.04.2015

1. ЗКС 3032 2388 2131

2. ИХМ 107 101 310

3. КХ 705 580 658

4. ХВС 823 991 642

5. БС — — 883

6. ХСН — — 615

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. ВГХ 412 359 804

8. ХУП — — 332

9. ХИЦ 617 745 773

10. ХСС — — 279

11. ХСМ 498 696 444

12. ТХ — 460 336

13. ХРБ — — 292

14. ХДД — — 117

Окончание табл. 6

ПН и название храма 27.04.2008 19.04.2009 12.04.2015

15. ХСП — — 123

16. ХАН Службы не было 135 292

17. ТСМ 1675 902 732

Итого 7869 7357 9763

Таблица 7

Динамика численности участников богослужений в Вербное воскресенье в храмах г. Тюмени

Table 7

Dynamics of the number of participants in Palm Sunday of Tyumen churches

ПН и название храма 24.04.05 16.04.06 01.04.07 20.04.08 12.04.09 24.04.16

1. ЗКС 2400 2170 1312 2038 2447 4 544

2. ИХМ Службы не было 43 76 46 74 130

3. КХ 762 806 587 639 784 873

4. ХВС 950 1027 426 601 881 742

5. БС — — — — — 619

6. ХСН — — — — — —

7. ВГХ 284 262 305 271 129 560

8. ХУП — — — — — Порядка 800

9. ХИЦ — 520 434 653 451 771

10. ХСС — — — — — 435

11. ХСМ 304 849 475 528 555 479

12. ТХ 284 372 195 325 203 328

13. ХРБ — 72 102 — — Около 100

14. ХДД — — — 114 — 93

15. ХСП Службы

не было

16. ХАН — — — — 51 —

17. ТСМ 1109 1049 1168 1795 1027 1121

Итого 6681 7170 5080 7010 6602 Около 11 595

Представленные данные позволяют сделать ряд выводов об особенностях православного ландшафта в городах Тюменской области и его изменении, произошедшем с 2005 по 2016 г. в г. Тюмени.

С 2009 по 2016 г. в областном центре было построено 5 храмов. Однако существенного перераспределения численности верующих — оттоков из одних храмов в другие не произошло. Наполняемость прежних храмов осталась на том же уровне. Однако вновь образовавшиеся приходы заметно увеличили общую численность прихожан.

Наиболее посещаемыми в г. Тюмени остались храмы № 1 ЗКС и № 17 ТСМ, собирающие около 35 % прихожан воскресных непраздничных литургий, порядка 30 % посещающих пасхальные богослужения и 49 % участников молитвенных собраний по случаю Вербного воскресенья. Следующую группу храмов с высокой посещаемостью составляют № 3 КХ, № 4 ХВС, № 7 ВГХ, № 9 ХИЦ и возведенные после 2009 г. № 5 БС, № 6 ХСН и № 8 ХУП. В совокупности эти храмы посещает порядка 50 % прихожан непраздничных литургий и пасхальных богослужений и 40 % участников молитвенных собраний по случаю Вербного воскресенья. К группе храмов со средней посещаемостью можно отнести храм № 11 ХСМ, № 12 ТХ, а также возведенные после 2009 г. № 10 ХСС и № 13. В совокупности эти храмы посещает порядка 10 % прихожан воскресных литургий и праздничных богослужений. Последнюю группу составляют храмы с малой посещаемостью: № 2 ИХМ, № 14 ХДД, № 16 ХАН и возведенный после 2009 г. № 15 ХСП.

Мы не можем делать выводов относительно изменений в перераспределении верующих в храмах Ишима и Ялуторовска, поскольку подобное исследование проводилось в этих городах впервые. Однако полученные данные позволяют говорить об особенностях сложившегося к 2015 г. православного ландшафта.

Наиболее посещаемыми в г. Ишиме являются № 1 НКС и № 3 БСС, собирающие около 80 % прихожан воскресных непраздничных литургий и пасхальных богослужений г. Ишима. Остальные 20 % верующих ишимцев посещают храм № 2 ХБМ.

Для храмов г. Ялуторовска характерно практически одинаковое число прихожан во время непраздничных воскресных литургий. Однако во время праздников прихожан в Сретенском соборе (№ 2 ЯСС) становится в два раза больше.

На основании представленных результатов мы можем выделить несколько факторов, влияющих на численность прихожан храмов в городах Тюменской области. Во-первых, это церковный статус храма, влияющий на состав клира и внутреннее убранство богослужебного здания. Чем выше место храма в церковной иерархии, тем более полный и статусный в нем состав клириков, тем более привлекателен интерьер. Именно кафедральные храмы в Тюмени (№ 1 ЗНС), Ишиме (№ 1 НКС), а также ялуторовский собор (№ 2 ЯСС) являются наиболее посещаемыми. Сравниться с ними по численности прихожан в своих городах могут лишь храм на территории мужского монастыря в Тюмени (№ 17 ТСМ), ставропигиальный собор в Ишиме (№ 3 БСС) и, если судить по непраздничным литургиям, Успенско-Никольский храм Ялуторовска (№ 1 УНХ). По привлекательности их интерьеры не уступают интерьерам главных городских соборов, а штат также включает авторитетных и высокочинных представителей духовенства. Во-вторых, это фактор местонахождения храмового здания. В этом случае имеет значение, насколько близко расположен храм к большим жилым массивам, административному центру, его место в системе транспортной развязки. Большинство храмов с высокой посещаемостью находятся в центре городов Тюменской области, а остальные — поблизости с большими жилыми массивами. Исключением в нашем исследовании стал лишь Богоявленский собор г. Ишима (№ 3 БСС), находящийся на окраине. Однако это объясняется особенностями ишимского городского пространства: добираться из центра до этой окраины быстрей и удобней, чем до храма № 2 ХБМ в спальном районе. В-третьих, на посещаемость прихожан влияет вместимость храма. Наиболее многочисленные молитвенные собрания в Тюменской области наблюдались нами в храмах с большей вместимостью и наоборот. Более существенен этот фактор для посещаемости праздничных богослужений и менее — для непраздничных воскресных литургий.

Нужно сказать, что выделенные нами факторы созвучны и тем, что выделяют наши коллеги в других регионах России [Митрохин, Сибирева, 2007; Рязанова, 2018, с. 121-122, 124-125]. Наряду с этим пермские исследователи, используя интервьюирование прихожан и священников в качестве дополнительного метода, обнаружили еще ряд заслуживающих внимания, неочевидных во время наблюдений, факторов посещаемости храмов [Рязанова, 2018, с. 121-132]. Однако установленная ими связь между низкой посещаемостью храма и его расположением на территории монастырского комплекса [Там же, с. 122] не нашла подтверждения в исследовании православного ландшафта г. Тюмени. Троицкий собор на территории Свято-Троицкого мужского монастыря (№ 17 ТСМ) с 2005 по 2016 г. являлся вторым по численности прихожан храмом г. Тюмени. Возможно, это исключение из правил и совокупность факторов, влияющих на высокую посещаемость этого храма, существеннее, чем то, что здание находится на территории монастыря. Однако, на наш взгляд, для дальнейшего уверенного использования этого показателя при интерпретации данных посещаемости храмов необходима его проверка на материале наблюдений, отражающих более широкую географию монастырских кейсов.

Следующей характеристикой православного ландшафта городов Тюменской области, на анализе которой мы останавливаемся, является демографический состав прихожан. Во всех молитвенных собраниях, проводившихся в период 2015-2016 гг., очевидно значительное преобладание женщин. В среднем на непраздничных воскресных литургиях они составляют 60 %, мужчины — 25 %, дети — 15 % от всех участников коллективных молитв исследованных городов. Это распределение оставалось устойчивым для г. Тюмени с 2005 до 2016 г. [Поплавский, 2013] и, судя по результатам работ наших коллег из других регионов, характерно не только для Тюменской области [Митрохин, 2009; Островская, Алексеева, 2018, с. 83, 97, 109; Рязанова, 2018, с. 138; Сибирева, 2006, с. 154]. Как отмечалось нашими коллегами [Поплавский, 2013; Рязанова, 2018, с. 138] и зафиксировано вновь, участие мужчин возрастает на ночных пасхальных богослужениях и доходит до 30 % от числа собравшихся, а детское снижается до 10 %. Примечательно, что практики Вербного воскресенья меняют демографический состав в сторону большего женского присутствия — до 70 % от числа собравшихся, в то время как мужское и детское участие снижаются до 20 и 10 % соответственно. В объяснении изменения этого распределения мы присоединяемся к аргументам наших коллег. Во-первых, детей стараются не брать на массовые богослужения. Во-вторых, ночное время пасхального служения определяет

сопровождение мужчинами женской части семьи в течение всей этой службы в целях обеспечения безопасного пути домой после службы [Поплавский, 2013; Рязанова, 2018, с. 138].

Наиболее крупные возрастные группы прихожан, установленные в ходе исследования непраздничных воскресных литургий, составляют люди среднего и пожилого возрастов. В Тюмени численное большинство пожилых прихожан очевидно в четырех храмах (№ 1 ЗКС, № 17 ТСМ, № 11 ХСМ, № 14 ХДД), два из которых мы отнесли к группе наиболее посещаемых. Численное большинство прихожан среднего возраста определено в шести храмах города (№ 4 ХВС, № 5 БС, № 6 ХСН, № 8 ХУП, № 9 ХИЦ, № 12 ТХ), пять из которых мы отнесли к группе с высокой посещаемостью. К сожалению, отсутствие точных данных по возрастному составу в храмах № 7 ВГХ и № 10 ХСС не позволяет делать однозначных выводов по преобладанию той или иной возрастной категории в общей численности практикующих верующих г. Тюмени. Однако мы можем говорить об их соотносимости и обратить внимание на существенное количество приходов с преобладанием среднего возраста. В то же время возрастной состав воскресных непраздничных литургий в Ишиме и Ялуторовске очевидно больше представлен пожилыми людьми. Эта ситуация, преобладание пожилых прихожан в малых городах и сельской местности в отличие от меняющегося возрастного соотношения в пользу прихожан среднего возраста в больших индустриальных городах, в целом характерна и для других регионов России [Митрохин, 2009; Сибирева, 2006, с. 154].

Представленные данные позволяют нам сделать важный вывод и о динамике численности практикующих православных г. Тюмени. В период с 2005 по 2009 г. нашими коллегами зафиксирована относительная стабильность численности прихожан по всем наблюдаемым практикам. Некоторые колебания численности участников богослужения на Вербное воскресенье объяснялись подвижными датами богослужений: от привычной в середине или конце апреля до редкой в начале этого месяца [Поплавский, 2013]. Наше исследование показывает очевидный рост численности практикующих верующих по всем исследованным обрядам в период с 2009 по 2016 г. Более чем в полтора раза увеличилось число прихожан воскресных непраздничных литургий, почти в два раза — на богослужении по случаю Вербного воскресенья. На четверть увеличилось число верующих на пасхальной службе.

В качестве наиболее вероятных причин такого роста, на наш взгляд, выступают следующие. Во-первых, открытие новых пяти храмов. Именно численность этих приходов, зафиксированная в 2015-2016 гг., существенно увеличила общее число участников православных богослужений. Во-вторых, увеличение общей численности городского населения. Эта связь обнаруживает себя, если обратить внимание на практически не изменившееся процентное отношение численности практикующих верующих к численности населения города. В период 20052009 гг. и 2016 г. участники обычных воскресных литургий продолжали составлять 0,5 % от общей численности населения Тюмени; число прихожан на Пасху в период с 2005 по 2009 г. и в 2016 г. оставалось на уровне 1,3-1,4 %; по Вербному воскресенью это число было в пределах 1,5-1,6 % во все годы исследований. Таким образом, мы считаем, что в этом случае имеет место распределение увеличивающейся численности городского населения по храмам-новоделам, возводимым вблизи расширяющихся жилых массивов.

Наши данные об отношении числа практикующих верующих к общей численности населения г. Тюмени совпадают с результатами коллег, использовавшими наблюдение в других российских городах [Митрохин, Сибирева, 2007; Митрохин 2009; Рязанова, 2018, с. 142]. Однако полученные нами результаты по Ишиму и Ялуторовску оказались несколько выше. Участники воскресных непраздничных литургий составляют порядка 1 % населения, а пасхальных богослужений — около 2 %. Это может объясняться более низкой численностью жителей указанных городов (менее 100 000 чел.). Однако для более уверенного выстраивания гипотез относительно разницы с тюменским случаем требуются дальнейшие исследования.

Таким образом, можно говорить о продолжающихся изменениях городских православных ландшафтов Тюменской области, схожих в целом с общероссийскими процессами. Увеличивается количество храмов, меняется возрастной состав приходов. В областном центре по сравнению с районными более представлены люди среднего возраста. Однако фактически неизменным остается женское преобладание в составе прихожан. Стабильным остается и отношение общей численности практикующих верующих к числу городских жителей.

Благодарности

Авторы крайне признательны всем людям, без участия которых эта статья не была бы написана. С. В. Боброва проделала ценнейшую работу по разработке листов наблюдения за религиозными мероприятиями. Р.О. Поплавский (сотрудник ИПОС ТюмНЦ СО РАН) принимал активное участие в организации наблюдений на Пасху. Студенты Института истории и политических наук ТюмГУ под руководством сотрудников ИПОС ТюмНЦ СО РАН оказали значительную помощь в проведении наблюдений за всеми мероприятиями.

Финансирование. Работа выполнена по госзаданию — проект № АААА-А17-117050400150-2. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Источники

Альбом 2016 г. // Группа «Вконтакте» «Вознесенско-Георгиевский храм г. Тюмень». URL: https://vk.com/ albums-24373151 (дата обращения 23.05.2019).

Альбомы // Группа «Вконтакте» «Храм Всех Святых в земле Российской просиявших». URL: https://vk.com/albums-53689570 (дата обращения 23.05.2019).

Итоги Всероссийской переписи населения — 2010. Ч. 1: Численность населения и его размещение в Тюменской области. Тюмень: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, 2012. 93 с.

Итоги Всероссийской переписи населения — 2010. Ч. 3. Т. 1: Национальный состав и гражданство населения в Тюменской области. Тюменская область. Тюменская область (без автономных округов). Тюмень: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, 2013. 175 с.

Казачий Храм Прп. Серафима Саровского г. Тюмень. Альбомы // Группа «Вконтакте» «Казачий Храм Прп. Серафима Саровского г. Тюмень». URL: https://vk.com/albums-83050364 (дата обращения 23.05.2019).

Приходы и храмы Тобольской митрополоии // Официальный сайт Тобольской митрополии. URL: http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t03 (дата обращения 23.05.2019).

Религиозные организации, действующие на территории Тюменской области по состоянию на 01.04.2018 г. // Портал органов государственной власти Тюменской области. URL: https://admtyumen.ru /ogv_ru/society/religion/more.htm?id=10388762@cmsArticle (дата обращения 23.05.2019).

Социально-политическая ситуация на юге Тюменской области в 2016 г. Приложение № 3: Восприятие населением текущего состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в Тюменской области в 2016 г. / Фонд содействия изучению общественного мнения «ВЦИОМ». М.; Тюмень, 2016. 22 с.

Успение Пресвятой Богородицы // Сайт епархиального Ильинского женского монастыря г. Тюмени. URL: http://ilmon.ru/?p=673 (дата обращения 01.09.2016).

Численность населения в разрезе городских округов и муниципальных районов Тюменской области без автономных округов на начало 2017 г. // Сайт УФС государственной статистики по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. URL: http://tumstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tumstat/resources/d4e3f98040a743a 89a989fa3e1dde74c/%D0%A7%D0%98%D0%A1%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0 %A2%D0%AC+%D0%AE%D0%93.htm (дата обращения: 17.05.2019).

Литература

Бабич И.Л. Особенности межрелигиозной жизни в современной Адыгее: Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М.: ИЭА РАН, 2017. Вып. 262. 34 с.

Ваарденбург Ж. Религия и религии: Систематическое введение в религиоведение. СПб.: Изд-во РХГА, 2016. 216 с.

Митрохин Н. Русская православная церковь: Современное состояние и актуальные проблемы. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 648 с.

Митрохин Н. Русская православная церковь в России в 2000-2008 годах: Очерк некоторых структурных проблем [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2009. № 1. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2009/1/mi13.html (дата обращения 16.05.2019).

Митрохин Н., Сибирева О. «Не бойся, малое стадо!»: Об оценке численности православных верующих на материале полевых исследований в Рязанской области // Неприкосновенный запас. 2007. № 1. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2007/1 (дата обращения 11.05.2019).

Островская Е.А., Алексеева Е.В. Структурированное наблюдение как метод изучения религиозного ландшафта // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 2. С. 71-115. DOI: 10.14515/monitoring.2018.2.04.

Поплавский Р.О. Динамика численности православных церквей г. Тюмени (2005-2010 гг.) // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2013. № 7. URL: https://history.jes.su/s207987840000635-7-1/ (дата обращения 11.05.2019).

Приход и община в современном православии: Корневая система российской религиозности. М.: Весь мир, 2011. 368 с.

Рязанова С.В. «Вот люди-то там стоят, а ты не можешь»: Посещение церкви в современном пермском православном сообществе. Пермь: Перм. гос. ин-т культуры, 2018. 172 с.

Сибирева О. Современный священник и «народное православие» // Религиозные практики в современной России. М.: Нов. издательство, 2006. С. 149-177.

Dupret B., Pierret T., Pinto P., Spellman-Poots K. Introduction // Ethnographies of Islam: Ritual Performances and Everyday Practices. Edinburg university press, The Aga Khan university, 2012. Vol. 3. P. 1-8. URL: http://ecommons.aku.edu/uk_ismc_series_emc/7 (дата обращения 11.05.2019).

I.V. Bobrov, M.S. Cherepanov, A.L. Shisheliakina

Independent researcher USA, Colorado, Denver E-mail: bobrov-tyumen@yandex.ru Tyumen Scientific Centre of Siberian Branch RAS Malygina st., 86, Tyumen, 625026, Russian Federation E-mail: maximcherepanov@ya ndex.ru University of Tartu Ulikooli st., 18, Tartu, Estonia, 50090 E-mail: alena.shisheliakina@ut.ee

ORTHODOX LANDSCAPE OF THE TYUMEN REGION: LOCATION, NUMBER AND DEMOGRAPHIC COMPOSITION OF URBAN PRAYER MEETINGS

Description of regional Orthodox landscapes has been one of the crucial tasks of religious studies in Russia. Despite the growing number of publications on this issue, researchers make a point that this work should be continued in order to identify changes in the characteristics under consideration. The present article was written on the basis of field research conducted in Tyumen, Ishim and Yalutorovsk (Tyumen region, Russia) in 2015-2016 and covers the location, number and demographic composition of Orthodox prayer meetings. In this work, we provide data on the city of Tyumen (including information on churches that have been erected there since 2009), as well as present materials on Ishim and Yalutorovsk for the first time. In addition, we demonstrate changes in the Orthodox landscape of the regional centre using the results of research conducted in Tyumen from 2005 to 2009. In the course of field research, non-participant structured observation was used as the main method, with analysis of Orthodox mass media being used to refine the obtained data. The results show a positive dynamics in the number of faith practitioners in Tyumen. In this work, we described the demographic composition of believers in three cities of the region and determined factors affecting the distribution of believers among urban churches. The number of parishioners in Tyumen churches has increased by more than one and a half times at ferial Sunday liturgies; almost by two times on Palm Sundays; and by a quarter at the Easter services. This growth is associated with the distribution of the increased urban population among new churches built near the expanding residential areas of the regional centre. It should be noted that women of middle and advanced age still constitute the largest demographic groups at urban collective services. In comparison with Tyumen, the churches of Yalutorovsk and Ishim are attended by a higher percentage of elderly parishioners. The main factors affecting the church attendance include the status of a church in the Orthodox hierarchy, the church's capacity and its location. Most well-attended churches are situated in the downtown, have a special status (cathedral church, Stauropegic church, a church on the territory of an eparchial monastery) and are more spacious.

Key words: Orthodox landscape of Russia, Orthodox Christians, Tyumen region, religious practices, structured observation.

DOI: 10.20874/2071-0437-2019-46-3-157-169

Funding. The article has been written within the State Project No. AAAA-A17-117050400150-2.

REFERENCES

Agadjanian A., Rousselet K. (Eds.) (2011). Parish and community in contemporary Orthodoxy: ne grassroots system of Russian religiosity. Moscow: Ves' mir. (Rus.).

Babich I.L. (2017). Features of interfaith life in modern Adygea. Moscow: IEA RAN. (Rus.).

Dupret B., Pierret T., Pinto P., Spellman-Poots K. (2012). Introduction. In: B. Dupret, T. Pierret, P. Pinto, K. Spellman-Poots (Eds.). Ethnographies of Islam: Ritual Performances and Everyday Practices (pp. 1-8). Retrieved from: http://ecommons.aku.edu/uk_ismc_series_emc/7.

Mitrokhin N. (2004). Russian Orthodox Church: Сurrent state and relevant issues. Moscow: Novoe literatur-noe obozrenie. (Rus.).

Mitrokhin N. (2009). Russian Orthodox Church in Russia in 2000-2008: Essay on some structural problems. Neprikosnovennyi zapas, (1). (Rus.). Retrieved from: http://magazines.russ.ru/nz/2009/1/mi13.html.

Mitrokhin N., Sibireva O. (2007). «Do not fear, little flock!»: On the estimation of the number of Orthodox believers on the material of field research in the Ryazan region. Neprikosnovennyi zapas, (1). (Rus.). Retrieved from: http://magazines.russ. ru/nz/2007/1.

Ostrovskaya E.A., Alekseeva E.V. (2018). Structured observation as a method of studying the religious landscape. Monitoring obshchestvennogo mneniia: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny, (2), 71-115. (Rus.). DOI: 10.14515/monitoring.2018.2.04.

Poplavsky R.O. (2013). Dynamics of the number of parishioners of Tyumen Orthodox churches (20052010). Elektronnyi nauchno-obrazovatel'nyi zhurnal «Istoriia», (7). (Rus.). Retrieved from: https://history.jes.su/s 207987840000635-7-1/.

Ryazanova S.V. (2018). «Here people are standing there, but you can't»: Attending church in the modern Perm Orthodox community. Perm: Perm. gos. in-t kul'tury. (Rus.).

Sibireva O. (2006). Modern priest and «popular Orthodoxy». In: K. Rousselet, A. Agadjanian (Eds.). Religious practices in contemporary Russia (pp. 149-177). Moscow: Novoe izdatel'stvo. (Rus.).

Waardenburg J. (2016). Religion and religions: The systematic introduction to religious studies. St. Petersburg: Izdatel'stvo RKHGA. (Rus.).

[MH^Hl

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Submitted: 20.05.2019

Accepted: 10.06.2019

Article is published: 26.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.