Научная статья на тему 'Православный компонент в идеологии Белого движения в России'

Православный компонент в идеологии Белого движения в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
292
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / THE WHITE MOVEMENT / IDEOLOGY / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / RELIGIOUS FAITH / THE CIVIL WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Изергина Вера Павловна

В статье анализируется идеология Белого движения во время Гражданской войны в России (1917-1922 гг.). Прослеживается своеобразие идеологии Белого движения на основных этапах его развития. Особое внимание уделяется влиянию РПЦ на Белое движение, ее участие в нем. А также рассматриваются программные положения лидеров Белого движения, касающиеся религии и РПЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox component in the ideology of the White movement in Russia

The article analyses the ideology of the White movement during the Russian Civil war (19171922). The peculiarity of the ideology of the White movement to the basic stages of its development is traced. Special attention is given to inf uence of the Russian Orthodox Church for the White movement, its participation in it. And it also considers the program principles of the leaders of the White movement, concerning to religion and the Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «Православный компонент в идеологии Белого движения в России»

13. Шилз Э. Общество и общества : макросоциологический подход / Э. Шилз // Американская социология : Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972. - С. 341-359.

14. Darendorf R. Zu einer theorie sozialen Konflikts / R. Darendorf // Zapf W. Theorien sozialen Wandelns. -Köln - Berlin, 1969. - S. 108-123.

15. Davies J. C. Toward a Theory of Revolution / J. Davies // American Sociological Review. - 1962. -Vol. 27. - P. 5-19.

16. Powell G. B. Social Fragmentation and Political Hostility : An Austrian Case Study / G. B. Powell. -Stanford : Stanford University Press, 1970. - 224 p.

Поступила в редакцию 24.08.2011.

Сведения об авторе

Напалкова Ирина Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», докторант. Область научных интересов: политические механизмы управления национальной периферией, пространственное развитие, социальная история. Автор 98 научных публикаций, в том числе 5 монографий (в соавторстве), 10 учебных пособий и учебно-методических разработок (в соавторстве).

е-mail: zamisi@yandex.ru

УДК 94:271.2:329.21 ББК Т3(2)6

В. П. Изергина

ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ В ИДЕОЛОГИИ БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

Ключевые слова: Белое движение, идеология, Русская православная церковь, религиозная вера, Гражданская война.

V. P. Izergina

ORTHODOX COMPONENT IN THE IDEOLOGY OF THE WHITE MOVEMENT IN RUSSIA

Key words: the White movement, ideology, the Russian Orthodox Church, religious faith, the Civil war.

Изучение идеологической основы Белого движения актуально не только с точки зрения устранения «белых пятен» в истории России ХХ в., связанных с событиями Гражданской войны, но и в контексте современной системной модернизации российского общества. Ведь Белое движение - не только организованное военно-политическое сопротивление советской власти, но и попытка найти пути решения широкого круга проблем, определяющих будущее России.

Тема Белого движения является предметом многих исследований как советского, так и постсоветского периода. Для историографии советского периода была характерна недооценка или незнание многих аспектов истории Белого движения, искажение фактов, представление его только как составной части «агрессивных планов Антанты», направленных на «реставрацию буржуазно-помещичьего строя». В литературе постсоветского периода «нет недостатка в различных версиях, трак-

товках и суждениях, касающихся событий Гражданской войны и Белого движения». Однако отмечаются описательность и нередко идеализация этих событий [10, с. 56]. Вместе с тем в настоящее время переиздаются и издаются новые источники, позволяющие расширить и уточнить представления о разных аспектах Белого движения, в том числе и о его идеологии как одной из наиболее значимых проблем [2; 4].

Целью данной статьи является попытка рассмотреть такую проблему Белого движения в период Гражданской войны в России, как православный компонент в его идеологии.

В истории Белого движения в России В. Ж. Цветков условно выделяет три периода, отличавшиеся и своеобразием его идеологии.

1. Период становления (19171918 гг.). Исходные предпосылки зарождения белой идеи связаны с российской революцией 1917 г., вызвавшей в стране анархию, которая усиливалась продолжавшейся Первой мировой войной, разложением армии, разрухой и реальной угрозой голода. В этой обстановке часть общества, в том числе и офицерство, не согласная с проводимыми реформами, начала постепенно объединяться и составлять оппозицию данной политике. В различных кругах российской общественности начала вызревать идея военной диктатуры. А. Ф. Керенский также склонялся к установлению более жесткого гражданского и военного руководства во взаимодействии с высшими военными кругами. Однако, боясь быть отстраненным от власти генералом Корниловым, предал его. 27 августа 1917 г. Керенский отправил телеграмму Корнилову с приказом сдать должность Верховного главнокомандующего генералу А. С. Лу-комскому. Корнилов не подчинился приказу, заявив, что действия Керенского - «великая провокация» [9, с. 149-150]. По политическим взглядам, согласно утверждению генерала Деникина, Корнилов не был ни социалистом, ни реакционером, а примыкал к широким слоям либеральной демократии. Политику Керенского он не поддерживал потому, что, по его убеждению, она ведет к явному разрушению страны. Активные участники корниловского выступления решили

продолжать борьбу с «анархией и развалом государства» [3]. Таким образом, идеологической основой Белого движения в этот период была патриотическая идея спасения Российской империи от развала и гибели как результата действий Временного правительства и большевиков. Отрицая большевистский переворот, Белое движение основывало свою идеологию, главным образом, только на вооруженной борьбе с советской властью. Цели белой борьбы не были четко сформулированы, так как ее лидеры и идеологи стремились объединить в антибольшевистский фронт различные по идеологической направленности группировки и «не предрешать» важных государственных вопросов до созыва Учредительного собрания.

2. Период наибольших успехов (1919 г.). В этот период на первый план выходит потребность в идеологии «созидания» новой, «Белой России». Идеология «созидания» соединяла возврат к традиционным ценностям русской истории и одновременное осуществление широких политических и социально-экономических преобразований [10, с. 59-60]. Она отразилась в основном лозунге Белого движения: «За Великую, Единую, Неделимую Россию». «Величие» означало возрождение международного, геополитического статуса России. «Единство» - социально-политическое, культурно-экономическое и духовное единение народов Великой России. «Неделимость» - унитарное национально-территориальное устройство [11, с. 20].

3. Период «последних могикан» Белого дела (1920-1922 гг.). В этот период изменившиеся условия борьбы определяют модификации в проектах государственного устройства Белого движения. Принцип «единой, неделимой России» стал уступать место принципу «федерации». Более радикальным стал подход к решению земельного вопроса [10, с. 66, 68]. На последнем этапе Белого движения начались реформы Правительства Юга России, предусматривавшие передачу крестьянам «захваченной» помещичьей земли в собственность, создание крестьянского земства. Допускалась широкая автономия казачьих областей, Украины и Северного Кавказа. В Приморье в 1921-1922 гг. впервые в Белом движении был провозглашен принцип

ГумАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 4 /^ч 2011 гуманитарной науки и образования - V л

восстановления монархии, предполагавший передачу власти Верховного Правителя России представителю Дома Романовых. Но политические режимы Белого движения уже не могли рассчитывать на общероссийский статус. Организованное военно-политическое противостояние советской власти прекратилось в ноябре 1922 - марте 1923 г., после занятия частями РККА Владивостока и поражения якутского похода генерал-лейтенанта А. Н. Пепеляева [11, с. 16]. В данный период своеобразно проявлялась сквозная идея Белого движения, сформулированная основателем Добровольческой армии генералом М. В. Алексеевым еще в ноябре 1917 г. Это идея создания района с собственным устойчивым экономическим и политическим порядком, собственной военной силой, поддерживаемого союзниками, с последующим его расширением на все сопредельные части бывшей Российской империи. В 19201922 гг. считалось, что если удастся закрепиться на «крайних рубежах русской земли», то и без «похода на Москву» можно будет дождаться скорого падения советской власти из-за ее «разложения» изнутри, крестьянских восстаний, экономической разрухи и т. д. [10, с. 60, 65]. После военного поражения остатки белых армий эмигрировали за пределы России, начался зарубежный этап Белого движения.

По поводу участия РПЦ в Белом движении высказываются разные мнения. О. А. Платонов утверждает, что православная церковь и ее Первосвятитель Св. Патриарх Тихон Белое движение не благословили и вообще относились к нему негативно. Д. Саввин полагает, что, несмотря на все недостатки, имевшиеся в Белом движении, именно оно было в целом православным. Именно белые провозгласили своей целью борьбу за поруганную Христову веру. В их ряды вставали те, кто считал своим долгом защищать веру и Отечество [8]. В. Ж. Цветков считает ценным для Белого движения участие в нем РПЦ [10, с. 59].

Участие Русской православной церкви в Белом движении не случайно. Христианская церковь с самого начала благословляла на войну справедливую, имеющую четко осознанную цель - защиту веры и Отечества, и только требовала, чтобы эта война велась

по возможности наименее жестоко, с милосердием и великодушием к побежденным. Постановление Российского Собора от 215 августа 1918 г., запрещающего членам РПЦ заниматься политикой от имени Церкви, а только от своего имени, а также позицию патриарха Тихона, открыто не поддержавшего Белое движение, следует признать вынужденными, компромиссными, принятыми с целью не давать гонителям Церкви повода к преследованию «за контрреволюционную деятельность». Патриарх Тихон сочувствовал Белому движению, о чем свидетельствует его личное благословение достойным и известным ему белым вождям (А. В. Колчак, М. К. Дитерихс, Ф. А. Келлер). Но он, конечно, был ограничен царившим красным террором.

В Сибири и на Урале Белое движение активно поддерживали архиепископы Андрей Уфимский и Сильвестр Омский. По инициативе архиепископа Андрея в Уфе было организовано автономное Временное высшее церковное управление, перебравшееся затем в Омск для контактов с правительством Колчака. Колчак считал необходимым передать Церкви всю духовно-нравственную сферу общественной жизни. В обращениях к войскам и народу он всегда подчеркивал приоритет духовных национальных традиций, в том числе православной традиции. Колчак принял проект государственного устройства в виде освященной Церковью диктатуры, охраняющей православные устои, предложенные архиепископом Андреем. В его основе заложена идея самоуправляющихся общин, созданных на базе церковных приходов. Позднее эту идею местного самоуправления на базе церковных приходов пытался осуществить в Приморье в 1922 г. генерал М. К. Дитерихс. Он продолжил борьбу с большевиками с целью защиты веры и восстановления монархии. В его заявлении как правителя Приамурского края в 1922 г. было сказано, что «граждане, не исповедующие чисто и свято никакой религиозной веры, не могут быть гражданами Приамурья и будут подлежать выселению из его пределов» [5].

В несколько иной атмосфере находилась Церковь на территории Вооруженных сил юга России. Генерал А. И. Деникин не ставил религиозных лозунгов во главу угла,

хотя и не отказывался от них. Он постоянно подчеркивал роль Церкви в деле освобождения России от большевиков. Деникин явился организатором Ставропольского Собора южнорусского духовенства (май 1919 г.), который принял воззвание к всероссийской пастве в поддержку Белого движения. По его решению был проведен ряд больших многодневных крестных ходов, из которых самый большой прошел весной - летом 1919 г. почти по всем кубанским станицам. Во время крестных ходов служились молебны о победе белых воинов, панихиды по убиенным и читались проповеди о сущности коммунизма и о борьбе с ним. В сентябре 1919 г. правительством Деникина была принята декларация, в которой православная церковь была признана главенствующей и охраняемой государством и при этом свободной и независимой во внутреннем самоуправлении.

В воззвании генерала П. Н. Врангеля «За что мы боремся?» от 20 мая 1920 г. «поруганная вера» стояла на первом месте. В нем говорилось следующее: «Слушайте, русские люди, за что мы боремся: за поруганную веру и оскорбленные ее святыни. За освобождение русского народа от ига коммунистов, бродяг и каторжников, вконец разоривших Святую Русь» [1, с. 467].

Для повышения боеспособности войск Врангель считал необходимым поднятие религиозно-нравственного уровня, чем и занимались в его войсках полковые священники. Самой большой акцией Церкви на юге России в 1920 г. были «дни покаяния», проведенные по инициативе протоиерея Владимира Востокова и архиепископа Димитрия. В эти же дни над позициями красных с помощью аэропланов разбрасывались листовки с воззванием ВВЦУ юга России «к православным русским воинам в Красной армии находящимся». Оно призывало красноармейцев к покаянию, заявляя, что «нельзя построить на земле рай без Бога» и напоминая о сатанинской природе коммунизма [5].

Приведенные данные свидетельствуют о том, что часть РПЦ активно участвовала в Белом движении и пыталась придать ему церковный православный характер. Лидеры Белого движения основной задачей считали «защиту веры», «борьбу с большевизмом до конца» [4, с. 252, 254], полагая, что «бед-

ствие России объясняется, прежде всего, ослаблением его духовных сил и религиозного сознания ее населения» [2, с. 383-384].

Как отмечает епископ Дионисий, отношение к коммунистическому режиму разделило русскую церковь в ХХ в. на две части: «на тех, кто принял, признал этот режим, выразил ему свою лояльность, а затем вступил с ним в сотрудничество; и на тех, кто не принял его, не поддержал и вступил в борьбу с ним». Он выделяет два аспекта белой борьбы: нравственный и эсхатологический. Первый касается отношения каждого христианина и всего христианского общества к коммунистическому режиму и к борьбе с ним. Второй дает духовную оценку коммунистической революции в перспективе мировой истории и христианского учения о конце мира [5].

Вопрос об отношении христианина к коммунизму проанализирован в работе идеолога Белого движения И. А. Ильина «О сопротивлении злу силой» (1926), которая получила одобрение иерархов Русской зарубежной церкви, и таким образом выражает мнение той части Церкви, которая отвергла большевистский режим и сопротивлялась ему. И. А. Ильин подробно рассматривает нравственное зло и его физические проявления, отношение христианина к этому злу на всех уровнях, начиная с духовного противостояния и кончая вооруженной борьбой. Он отмечает, что непротивление злу приводит человека к неспособности отличать добро от зла.

Обращаясь к «белым воинам», Ильин писал: «В вас живет православная рыцарская традиция, вы жизнью и смертью утвердились в древнем и правом духе служения, вы соблюли знамена русского Христолюбивого Воинства... Да будет ваш меч молитвою, и молитва ваша да будет мечом!» [6].

Всякая зрелая религия, пишет Ильин, учит бороться со злом. «Однако нигде, кажется, это внутреннее сопротивление злу не разработано с такою глубиною и мудростью, как у аскетических учителей восточного православия. Духовный опыт человечества свидетельствует о том, что несопротивляю-щийся злу не сопротивляется ему именно постольку, поскольку он сам уже зол, поскольку он внутренне принял его и стал им» [6].

Ильин считает, что всякий, кто «не положил всю свою личную силу на активное пре-

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 4 (16) 2011 гуманитарной науки и образования - V л

сечение злодеяния», виновен в «соучастии» ему: «Всякий отвернувшийся, убоявшийся, поберегший себя, не вмешавшийся, "ничего не сделавший", не воспротивившийся до конца - несет на себе вину духовного соучастия» [6]. В силу того что зло «агрессивно» и неизбежно воплощается «во внешних поступках», ему необходимо противодействовать.

Обращаясь к реалиям истории, философ доказывает, что злое действие вызывается отнюдь не внешним противодействием. «Вся история человечества состоит в том, что в разные эпохи и в разных общинах лучшие люди гибли, насилуемые худшими, причем это продолжалось до тех пор, пока лучшие не решались дать худшим планомерный и организованный отпор. Так всегда было, и так всегда будет: радикальное зло, живущее в человеке, торжествует до тех пор, пока не обуздывается и поскольку не сдерживается; и всюду, где эта обуздывающая и сдерживающая сила не восстает в самом индивидууме, она должна прийти и приходит извне, от других, в виде внешнего сопротивления и вызываемого им страха и страдания», - подчеркивает он.

Принципиальное значение в понимании Ильиным необходимости сопротивления злу силой и той роли, которую он отводит этому способу борьбы со злом, имеет его заключение о том, что, «пока в человеческой душе живет зло, меч будет необходим для пресечения его внешнего действия», но при этом «никогда меч не будет ни созидающим, ни последним, ни глубочайшим проявлением борьбы». Меч, в трактовке мыслителя, служит «внешней борьбе, но во имя духа.» [6]. Главное, «созидающее», проявление борьбы со злом требует от человека внутренних усилий, «духовного героизма и видения», «духовной зрелости и внешней решительности».

«Всякое безбожие» Ильин считал «личным духовным несчастьем» [7]. Большевистскую революцию 1917 г. он оценивал как богоборческую.

Осознанное религиозное понимание проблемы революции было не у всех белых деятелей, но некоторые видные участники белой борьбы предельно четко сознавали борьбу с большевизмом, как борьбу Христа с Велиаром. Для примера можно указать на

доцента Пермского университета философа Дмитрия Болдырева, занимавшего пост директора прессбюро, ответственного за пропаганду в правительстве адмирала Колчака. Болдырев рассматривал белую борьбу именно как борьбу Христова и антихристова начала. Болдырев занимался формированием «дружин Святого Креста» из добровольцев. Единомыслен с ним был его родной брат Николай, тоже философ, умерший позже в Советской России в день ареста. В управлении снабжения армии Колчака служил петроградский доцент Кирилл Зайцев, будущий архимандрит Константин, один из наиболее глубоких идеологов русского зарубежья. Указывал на антихристов характер власти большевиков в своих воззваниях 1918-1919 гг. и генерал Дитерихс, особенно в связи с расследованием под его руководством убийства царской семьи.

Таким образом, часть русской церкви активно участвовала в Белом движении и пыталась придать ему церковный православный характер. Епископ Дионисий отмечает, что не вина, а беда этих иерархов и священников, что их попытка переломить ход Гражданской войны не удалась. Многие из них за свою пастырскую деятельность в Белом движении заплатили кровью, иные оказались в изгнании или ушли в катакомбы и там продолжили духовную борьбу с красными. Церковные деятели из Белого стана сказали народу о революции все самое главное. Справедливо выражение, что Белое движение спасло честь России, показав, что не вся Россия и не добровольно попала под власть богоборцев.

Итак, православный компонент в идеологии Белого движения имеет большое значение. Об этом свидетельствуют многочисленные факты и работы главных идеологов и лидеров белой борьбы. Часть православной церкви поддерживала Белое движение и непосредственно участвовала в нем, выполняя идеологическую и пропагандистскую работу и ведя церковную службу на фронте и в тылу. В связи с укрепляющейся властью большевиков и их гонениями на Церковь, красным террором многие священнослужители не решались открыто заявить о своем отношении к белому делу и занимали позицию нейтралитета. Примером этому служит решение патриарха Тихона, который осудил

большевиков, но не призвал к вооруженному сопротивлению им и не благословил гласно Белое движение. А в сентябре 1919 г., в момент наибольших успехов армий Деникина и Юденича, вышло даже послание патриарха, осуждающее духовенство за «вмешательство в политику». Тем не менее патриарх Тихон сочувствовал Белому движению и когда мог, передавал личное благословение его вождям.

Есть также мнение, что официальная позиция нейтралитета многих служителей православной церкви объясняется скептиче-

ским или недоброжелательным отношением к ней народа. К началу революции 1917 г. большинство населения России было сильно расцерковленным и мало прислушивалось к мнению Церкви [5].

В целом можно заключить, что Белое движение в своей идеологии всегда было религиозным, признавало право на свободу совести, но особо почитаемым было именно православное христианство как выразитель русской души, русского национального характера.

Библиографический список

1. Врангель П. Н. Воспоминания : в 2 ч. 1916-1920 / П. Н. Врангель. - М. : Центрполиграф, 2006. -783 с.

2. Всероссийский Национальный центр. - М. : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2001. - 608 с.

3. Деникин А. И. Очерки русской смуты : в 5 т. Т. 2 / А. И. Деникин // Электронная библиоте-

ка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.modernlib.ru/books/denikin_anton_ ivanovich/ocherki_msskoy_smuti_tom_2/read_1/. - Загл. с экрана.

4. Деникин А. Поход на Москву (очерки русской Смуты) / А. Деникин // Белое движение : начало

и конец. - М., 1990. - С. 104-356.

5. Дионисий (епископ). Русская Церковь в Белой борьбе / Дионисий // Церковные Ведомости

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Page s&go=page&pid=160&page=1. - Загл. с экрана.

6. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою / И. А. Ильин // Православная энциклопедия «Азбука веры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.azbyka.ru/vera_i_neverie/o_prirode_ zla/ilym_o_soprotivlemi_zlu_siloy_01-aП.shtml. - Загл. с экрана.

7. Ильин И. А. Проект Основного Закона Российской Империи / И. А. Ильин // Основной Закон.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.project03.ru/ - Загл. с экрана.

8. Саввин Д. Мифология «православного» сталинизма и клевета на Белое движение / Д. Саввин // Издательство «Русская идея» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusidea. org/?a=32003 - Загл. с экрана.

9. Салов О. А. Белое движение : к вопросу о зарождении белой идеи / О. А. Салов // Власть. - 2010. -№ 12. - С. 149-151.

10. Цветков В. Ж. Белое движение в России. 1917-1922 годы / В. Ж. Цветков // Вопр. истории. -2000. - № 7. - С. 56-73.

11. Цветков В. Ж. Белое дело в России. 1917-1918 гг. (формирование и эволюция политических структур Белого движения в России) / В. Ж. Цветков. - М. : Посев, 2008. - 520 с.

Поступила в редакцию 24.09.2011.

Сведения об авторе

Изергина Вера Павловна - аспирант кафедры экономической истории и информационных технологий ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», специальность «Отечественная история». Автор 10 научных статей. е-таП: vera.ivp@yandex.ru

32 ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 4 /^ч 2011

гуманитарной науки и образования - V л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.